“Текстовые задачи на “cмеси и сплавы””.
элективный курс по алгебре на тему
Текстовые задачи на «смеси и сплавы» при всей кажущейся простоте часто вызывают проблемы у абитуриентов. В школьном курсе математики очень мало задач на «смеси и сплавы». Эти задачи предлагаются на экономические специальности на факультетах, связанных с легкой промышленностью и народным хозяйством. Задачи на «смеси и сплавы» встречаются на олимпиадах, на ЕГЭ. Эти задачи можно использовать на факультативах, в общеобразовательных школах начиная с 6 класса, для индивидуальной работы с сильными учащимися.
Элективный курс «Решение задач на «смеси и сплавы» адресован учащимся естественно - научных и технических профилей, которые достаточно глубоко изучают курс математики и имеют общеобразовательный надпредметный характер и ставит своей целью:
1. Формирование у школьников умение работать с информацией; находить ее в разных источниках, перерабатывать, сохранять и передавать;
2. Оказание максимальной помощи малоопытным учителям;
3. Объедение задач в группы с учетом функциональной зависимости между данными и искомыми величинами и общих алгоритмов решения;
4. Сочетание алгебраических и геометрических моделей;
5. Нацеленность решение предлагаемых задач параллельно прохождению таких тем, как уравнение системы и др.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektivnyy_kurs._tekstovye_zadachi.docx | 382.21 КБ |
Предварительный просмотр:
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС.
Тема “Текстовые задачи на “cмеси и сплавы””.
Пояснительная записка.
Текстовые задачи на «смеси и сплавы» при всей кажущейся простоте часто вызывают проблемы у абитуриентов. В школьном курсе математики очень мало задач на «смеси и сплавы». Эти задачи предлагаются на экономические специальности на факультетах, связанных с легкой промышленностью и народным хозяйством. Задачи на «смеси и сплавы» встречаются на олимпиадах, на ЕГЭ. Эти задачи можно использовать на факультативах, в общеобразовательных школах начиная с 6 класса, для индивидуальной работы с сильными учащимися.
Элективный курс «Решение задач на «смеси и сплавы» адресован учащимся естественно - научных и технических профилей, которые достаточно глубоко изучают курс математики и имеют общеобразовательный надпредметный характер и ставит своей целью:
- Формирование у школьников умение работать с информацией; находить ее в разных источниках, перерабатывать, сохранять и передавать;
- Оказание максимальной помощи малоопытным учителям;
- Объедение задач в группы с учетом функциональной зависимости между данными и искомыми величинами и общих алгоритмов решения;
- Сочетание алгебраических и геометрических моделей;
- Нацеленность решение предлагаемых задач параллельно прохождению таких тем, как уравнение системы и др.
Программа.
Тема 1. Проценты. Три основных действия с процентами.
Возникновение процентов. Нахождение процентов числа, числа по его процентам, процентного отношения чисел.
Тема 2. Задачи с аналитической моделью
ах + ву = с(х+у)
Ознакомить с задачами, решения которых опирается на формулу
. ах + ву = с(х + у)
Тема 3. Задачи на «сложные проценты»
Вывод формулы «сложных процентов» Аn =А0
Задачи с использованием формулы.
Тема 4. Задачи на обратную пропорциональную зависимость.
Задачи на прямую пропорциональную зависимость.
Решения задач с использованием формул
- переменные величины
Решение задач на «движение» и на «работу».
Тема 5. Решение задач на « смеси и сплавы».
Ознакомить с основными приемами и методами рассуждений. Показать связь математики с реальной действительностью.
- Приложение «Математика» № 3 – 2000г.; № 17 – 2001г.; № № 17, 20, 22, 23, 25, 26, 36 – 2004г.;
№ № 20. 22. 23. – 2005г.; № 2006г.
- Решение наиболее трудных задач из Сканави. Задания на проценты из ЕГЭ.
Учебно – тематический план.
№ п/п | Наименование разделов, тем. | Количество часов. |
1 | Проценты, Три основных действия с процентами. | 2 |
1.1. | Задачи с аналитической моделью ах+ву = с(х+у) | 3 |
1.2. | Задачи на сложные проценты. | 4 |
2. | Задачи на обратную и прямую пропорциональную зависимость | 3 |
2.1. | Решения задач на «смеси и сплавы». Различные способы решения. | 6 |
Итого: | 17 |
ТЕМА № 1
Проценты. Три действия над процентами.
Проценты были введены для оценки содержания одного вещества в другом, роста (убыли) производства, производительности труда; дохода, прибыли, банковских ставок и др.
Различные обозначения (на примерах):
18%, 0,18, ;
135% 1,35, ;
р%, 0,01р, ;
Три основных действия с процентами
Нахождение процентов числа, числа его процентам, процентного отношения чисел.
Примеры
1. Найдите 48% от 250 [ 0.48 ∙ 250 = 120]
2. Найдите число, 8% которого равны 12.
3. Сколько процентов составляет 180 от 450?
I. 1. Увеличим число 60 на 20%.
[60 + 60 ∙ 0,2 = 72].
Уменьшим 72 на 20%. [72 – 72 ∙ 02 = 57,6]
- Уменьшим 60 на 20%.[60 – 60 ∙ 0.2 = 48]
Увеличим 48 на 20%. [48 + 48 ∙ 0.2 = 57,6]
Задача в общем виде. Увеличим число а на р%, а затем полученное число уменьшим на р%.
Результат не измениться, если увеличение последует за уменьшением.
Задача 1. Цену товара снизили на 30 %, затем новую цену повысили на 30 %. Как изменилась цена товара?
Решение. а). Пусть первоначальная цена равна а.
После снижения она стала а – 03а – 0,7а,
после повышения 0,7а + 0,7 а ∙0,3 = 0,91 а,
изменилась: а-0,91а =0,9 а
б) Использование формулы (1)
в)
Ответ. Цена снизилась на 9 %.
Задача 2. Цену товара повысили на 20%, затем новую цену снизили на 20%. Как изменилась цена товара?
Решение. ,
а-0,96 а = 0,04 а,
0,04а х 100 = 4%.
Ответ: Цена снизилась на 4%.
II. 1).Увеличим число 120 на 25 %.
[ 120 - 120 ∙ 0,25 = 90]
2).На сколько процентов надо уменьшить 150, чтобы получить 120?
на 20%.
3).Уменьшим число 120 на 25%. [120 – 120 ∙ 0.25 = 90]
4).На сколько процентов надо увеличить 90, чтобы получить 120?
на
Задача в общем виде. Увеличим число а на р%.
На сколько процентов надо уменьшить чтобы получить а?
(у - процент уменьшения) .
(2)
Если увеличение последует за уменьшением, то
(3)
Функции (2) и (3)
являются взаимно обратными.
Задача 1. Цена товара была повышена на 12 %. На сколько процентов надо снизить новую цену, чтобы получить первоначальную?
I способ. Решение. пусть а - первоначальная цена р - процент снижения цены.
После повышения цена стала а + 0,12 а = 1,12 а, после снижения 1,12 а – .
По условию
II способ. Решение по формуле (2)
Ответ. На
Задача 2. Производительность труда на заводе снизилась на 20%. На сколько процентов надо ее теперь повысить, чтобы достигнуть первоначальной ?
Решение.
Ответ. На 25%.
ТЕМА № 2
Рисунки проектируются через мультимедийный проектор.
Задачи с аналитической моделью ах + by = с(х + у)
Задача 1. Смешали 30%-й раствор соляной кислоты с 10%-м раствором и получили 600 г 15%-го раствора. Сколько граммов каждого раствора надо было взять?
Решение. Обозначим х массу первого раствора, 600 - х массу второго.
По условию
30х + 10(600 - х) = 600 • 15, х = 150.
Другой способ решения с использованием
графика
I вариант
30х + 10(600 - х) = 600-15.
II вариант (приравнивание площадей равновеликих прямоугольников)
15х - 5(600 - х), х = 150
Ответ. 150 г, 450 г.
Задача 2. Имеется, лом стали двух сортов с содержанием никеля 5% и 40%. Сколько нужно взять металла каждого из этих сортов, чтобы получить 140 т спали с содержанием 30% никеля?
Решение.
10х = 25(140 – х), х = 100
Ответ: 100 т, 40 т
Задача 3. Для приготовления уксуса определенной крепости в сосуд, содержащий 12 л уксусной эссенции, долили 20 л воды. В другом сосуде содержа лось 13 л более крепкого уксуса: на 9 л уксусной эссенции приходилось только 4 л воды. Сколько литров уксуса надо перелить из первого сосуда во второй, чтобы уравнять во втором сосуде содержание уксусной эссенции и воды?
Решение. Концентрация уксуса в первом сосуде
концентрация уксуса в другом сосуде
Во втором сосуде после перелива х (л) уксуса из первого сосуда концентрация уксуса должна стать равной (одинаковое содержание уксусной эссенции и воды).
II способ. (S1 = S2)
13·
Ответ = 20 л.
Задача 4. Имеются два раствора кислоты разной концентрации. Объем одного раствора 4 л, другого -6 л. Если их слить вместе, то получится 35%-й раствор кислоты. Если же слить равные объемы этих растворов, то получится 36%-й раствор кислоты. Сколько литров кислоты содержится в каждом из первоначальных растворов?
Решение. Обозначим пх и п2 концентрацию кислот в первоначальных растворах, V - сливаемый объем раствора.
Составим систему уравнений учитывая, чтоVA = n V.
Ответ. 1,64 л, 1,86 л.
Задача 1. На первом поле 65 % площади засеяно овсом. На втором поле овсом занято 45 % площади. Известно, что на первом и втором полях вместе под овсом занято 53 % общей площади. Какую часть всей засеянной площади составляет первое поле?
Решение. Пусть х - площадь первого поля,
у - площадь второго поля.
По условию
0,65х + 0,45 у = 0,53 (х + у),
0,65 х - 0,53 х = 0,53 у - 0,45 у,
у =
.
Ответ .
Задача 2. Из молока, жирность которого 5%, изготавливают творог жирностью 15,5%, при этом остается сыворотка жирностью 0,5%. Сколько творога получиться от одной тонны молока?
Решение. 15,5 х + 0,5 (100-х) = 5 • 1000, 15х= 4500, х = 300.
Ответ. 300 кг.
Задача 3. Имеются три слитка. Масса первого 5 кг., второго – 3 кг., и каждый из них содержит 30% меди. Если первый слиток, содержащий 56 % меди, а если второй слиток сплавить с третьим, то получиться слиток, содержащий 60% меди. Найдите массу третьего слитка и процентное содержание меди в нем.
Решение. Пусть m3 масса третьего слитка. Составим систему уравненй
Ответ: 10 кг, 69%.
Задача 5. Имеются два раствора соли в воде, первый 40% -й, второй 60-%-й.
Их смешали, добавив 5 кг воды и получили 20-% раствор. Если бы вместо 5 кг добавили 5 кг 80% раствора, то получился бы 70 %-й раствор. Сколько было 40-% раствора и 60% раствора?
Решение. Пусть масса 40% раствора m1(кг), масса 60% раствора m2(кг).
Ответ: 1 кг., 2 кг.
Задача 6. Имеются два сплава состоящих из меди, цинка и ололва. Известно, что первый сплав содержит 40% олова, а второй – 26% меди. Процентное содержание цинка в первом и втором сплавах одинаково. Сплавив 150кг первого сплава и 250 кг второго, получили новый сплав, в котором оказалось 30% цинка. Определите, сколько килограммов олова содержится в полученном новом сплаве?
Решение. Пусть процентное содержание цинка в первом и втором сплавах равно х. Тогда
Цинка во втором сплаве 0,3·250 = 75кг),
Меди во втором сплаве 250 · 0,36 = 65 (кг),
Олова в первом сплаве 150 · 0,4 = 60 (кг),
Олова во втором сплаве 250 ·(65+75) = 110 (кг),
Олова в третьем сплаве 60 + 110 = 170 (кг).
Ответ : 170 кг.
ТЕМА № 3
Задачи на « сложные проценты»
Пусть денежный вклад, равный А 0, через год возрастает на р%. Тогда к концу года вклад станет равным
(рублей), еще через год -
(рублей), а через n лет - (1)
- формула «сложных процентов».
Упражнение
- Увеличим число на 60 на 20% : 60 + 60 ∙ 0,2 = 72.
- Увеличим число на 72 на 20% : 72 + 72 ∙ 0,2 = 86,4.
- Увеличим число на 86,4 на 20% : 86,4 +86,4 ∙ 0,2 = 103,68.
- Воспользуемся формулой сложных процентов (1) ( А 0 = 60, р = 20,
n = 3).
А3 = 60 ∙ (1 + 0,2)3 = 60 ∙ 1,2 3 = 103,68.
Задача 1. При двух последовательных одинаковых процентных повышениях зарплаты сумма 100 р. Обратилась в 125,44 р. Определите, на сколько процентов повышалась зарплата.
Решение. Из формулы (1) при А n = 125,44, А 0 = 100, n = 2 имеем
Ответ. 12%
Задача 2. Каков процент изнашивания станка в год, если его стоимость по истечении двух лет уменьшилась с 50000 рублей до 46000 рублей ?
Решение. А0 = 50000, Аn = 46000 n = 2, р - ?
Ответ. 4%.
Задача 3. После двух последовательных снижений объема производства выпуск продукции сократился в два раза. Определить процент сокращения производства.
Решение.
(сокращение продукции не может быть больше 100%),
Ответ. 30 % .
Задача 4. Ежегодный прирост числа жителей страны составляет её населения. Через сколько лет число жителей удвоится ?
Решение. Из формулы (1) при имеем
Ответ. 56 лет.
Задача 5. После двух последовательных повышений зарплата достигла относительно начальной. На сколько процентов повысилась зарплата в первый раз, если второе повышение было вдвое больше ( в процентном отношении) первого ?
Решение. Пусть р - процент повышения, А 0, А 1, А 2 - первичная зарплата, зарплата после первого повышения, зарплата после второго повышения соответственно. Тогда
Ответ. 25%.
Задача 6. Производительность завода А составляет 40,96 % производительности завода В. Годовой процент прироста продукции на заводе А на 30% больше годового прироста продукции на заводе В. Каков годовой процент прироста продукции на заводе А, если на четвертый год работы завод А даст то же количество продукции, что и завод В ?
Решение. Пусть годовой прирост продукции на заводе В – р %. Тогда годовой прирост продукции на заводе А будет (р +30) % . По условию
Извлекая корень четвертой степени, имеем
Ответ 50 % .
Задача 7. Число 51,2 трижды увеличивали на одно и то же число процентов, а затем уменьшали на то же самое число процентов. В результате получилось число 21,6. На сколько процентов увеличивали, а затем уменьшали это число ?
Решение. пусть искомый процент равен р.
После увеличения получим после уменьшения
По условию
Ответ. 50%.
Задача 8. Вкладчик на свои сбережения получил через год 15 р. начисления процентных денег. Добавив еще 85 р., он оставил деньги еще на год. По истечении года вклад вместе с процентами составил 420р. Какая сумма была положена первоначально и какой процент дает сбербанк ?
Решение. Пусть А 0 - первоначальная сумма вклада, р - годовая процентная ставка. Из данных имеем
В конце первого года денег было
В конце второго года денег стало
По условию
Ответ. 5 %, 300 р;
Решить самостоятельно задачи.
Задание 1. Сбербанк начисляет ежегодно 3% от суммы вклада. Через сколько лет внесенная сумма удвоится ? [ ]
Задание 2. Население города ежегодно увеличивается на числа жителей. Через сколько лет население утроится ?
Задание 3. Предприятие работало 3 года. Выработка продукции за второй год работы предприятия выросла на р %, а на следующий год она выросла на 10 % больше, чем в предыдущий. Определите, на сколько процентов увеличилась выработка за второй год, если известно, что за два года увеличилась в общей сложности на 48,59 %.
ТЕМА № 4
- Задачи на обратную пропорциональную зависимость
Из при тА = const
m n = const
Графически указанную зависимость можно изобразить с помощью равновеликих прямоугольников.
m1 n1 = m2 n2 или (т2 - т1) ∙ n2 = m1(n1 – n2).
Задача 1. Морская вода содержит 5% соли по массе. Сколько килограммов пресной воды нужно добавить к 40 кг морской воды, , чтобы содержание соли в последней составляло 2%?
Решение. Масса соли не изменится после прибавления к 40 кг морской воды х кг. Пресной воды. ( mA = const, mn = const.)
I вариант
( 40 + х) ∙ 2 = 5 ∙ 40 40 + х = 100, х = 60.
II вариант 2 ∙ х = 3 ∙ 40, х = 60.
Ответ. 60 кг.
Задача 2. Кусок сплава меди с оловом массой 12 кг содержит 45 % меди. Сколько чистого олова надо прибавить к этому куску, чтобы получившийся сплав имел 40% меди ?
Решение. В данной задаче масса меди есть величина постоянная. Пусть масса прибавленного олова равна х кг.
40 ∙ х = 5 ∙ 12, х =1,5.
Ответ. 1,5 кг.
Задача 3. Собрали 100 кг грибов. Оказалось, что их влажность 99 %. Когда грибы подсушили, влажность снизилась до 98 %. Какой стала масса грибов после подсушивания ?
Решение. Масса сухого вещества постоянна. Искомую массу примем за х.
I вариант. 2 х = 1 ∙ 100, х = 50.
II вариант
100 – х = х, х = 50
Ответ. 50 кг.
Задача 4. Сколько килограммов воды нужно выпарить на 0,5 т целлюлозной массы, содержащей 85 % воды, чтобы получить массу с содержанием 75 % воды ?
Решение. масса целлюлозы постоянна. До выпаривания было 15 % целлюлозы, после выпаривания 25 %. Пусть масса выпаренной воды равна х кг.
I вариант 25(500 - х) =15 = 15 ∙ 500, х = 200.
II вариант 15х = 10 (500 – х), х = 200.
Ответ. 200 кг.
Задача 5. В колбе имеется раствор поваренной соли. Из колбы в пробирку отливают часть раствора и выпаривают до тех пор, пока процентное содержание соли в пробирке не повысится вдвое. После этого выпаренный раствор выливают обратно в колбу. В результате процентное содержание соли в колбе повышается на 3 %. Определите исходное процентное содержание соли.
Решение. В данной задаче масса соли есть величина постоянная. Пусть первоначальная концентрация равна n %, тогда последующая концентрация будет ( n + 3) %; пусть первоначальная масса раствора равна m, тогда последующая масса раствора будет равна
масса оставшейся части раствора в колбе после отлива масса отлитой части раствора после выпаривания.
I вариант
II вариант
Ответ 27 %.
Задача 6. В сосуде находиться определенное количество смеси воды с кислотой. Чтобы уменьшить концентрацию кислоты на 34 %, в сосуд надо долить 3 л воды, а чтобы уменьшить её на 17 %, надо долить 1 л воды. Какова концентрация кислоты в сосуде?
Решение. Обозначим n - первоначальная концентрация, V – первоначальный объем смеси. Так как объем кислоты в смеси (Vк ) есть величина постоянная, то произведение концентрации на объем смеси есть также величина постоянная. Из равенств
составим систему уравнений
Ответ. 0,68
Многие задачи на «движение» и на «работу» - это задачи на обратную пропорциональную зависимость. При S = const vt = conct, при А = const Nt = const (A - работа, N - производительность ( мощность), v – скорость, t - время).
Задача 1 . Гонщик - мотоциклист подсчитал, что при увеличении скорости на 10% он пройдет круг по кольцевой дороге за 15 минут. На сколько процентов он должен увеличить скорость, чтобы пройти круг за 12 минут?
Решение. В этой задаче S = const. Пусть первоначальная скорость равна v. Тогда
Ответ. На 37,5 %.
Задача 2. Рабочий день уменьшился с 8 часов до 7 часов. На сколько процентов нужно повысить производительность труда, чтобы зарплата осталась прежней ?
В этой задаче А = const (будем считать, что заработная плата пропорциональна объему выполненной работы).
8N = 7
Ответ . На
Задача 3. На сколько процентов снизилась производительность труда, если для выполнения плана пришлось увеличить рабочий день с 7 часов до 8 часов ?
Решение.
Ответ. На 12,5 %.
Задача 4. Рабочий день уменьшился с 8 часов до 7 часов. На сколько процентов нужно повысить производительность труда, чтобы при тех же расценках заработная плата выросла на 12 % ?
Решение.
Ответ. На 28 %.
2. Задачи на прямую пропорциональную зависимость
Рассмотрим формулу Если n – const, а тА и т - переменные величины, то тА и т находятся в пропорциональной зависимости.
Задача 1. К 20 кг 12 -% -ного раствора соли добавили 3 кг соли. Сколько надо долить воды, чтобы концентрация соли в растворе не изменилась?
Решение. Масса соли в растворе
Пусть требуется долить х л воды. Тогда
Второй вариант ( см. график рис. 11)
20+х | т(кг) | ||||||
20 | |||||||
т А | |||||||
2,4 | 5,4 | ||||||
Рис. 11 | |||||||
Ответ . 25 кг.
ТЕМА № 5.
Таблицы проектируются через мультимедииный проектор.
Задача 1.
Масса сплава, в который входят олово и свинец, равна 400г. В сплаве 68% олова. Найдите процентное содержание и массу свинца?
- 100% - 68% = 32% - процентное содержание.
- 400 . 0,32 = 128 (г) – масса свинца.
Ответ: 32%, 128г.
Задача 2:
Сплав состоит из 2 кг меди, 3 кг свинца и 5 кг железа. Сколько процентов от массы сплава приходится на медь, свинец и железо.
Решение:
- 2+3+5=10(кг) – масса сплава.
- · 100 = 20% меди;
- · 100 = 30% свинца;
- · 100 = 50 % - железа
Ответ: 20%, 30%, 50%.
Задача 3. Имеется кусок сплава меди с оловом общей массой 12кг, содержащий 45% меди. Сколько чистого олова надо прибавить к этому куску, чтобы получившийся сплав имел 40% меди?
Решение:
1 способ: 1) 12. 0,45 = 5,4 (кг) –чистой меди в первом сплаве.
2) 5,4:0,4=13,5(кг)- вес нового сплава.
3) 13,5-12=1,5(кг)- надо добавить.
Ответ: 1,5кг.
2 способ: В данной задаче масса меди есть величина постоянная.
Пусть масса прибавленного олова х кг.
(n%) | |||||
45 | |||||
| |||||
40 |
| ||||
0 | 12 | 12+x | m (кг) | ||
Задача на обратную пропорциональную зависимость:
1) 45%-40%=5%-прибавленное олово.
2)
40· х = 5· 12; х =
Ответ: х = 1,5 кг.
Задача 4: В сплаве весом 10 кг отношение меди к цинку равно 4:1, во втором сплаве весом 16кг отношение меди к цинку 1:3. Сколько надо добавить чистой меди к этим сплавам, чтобы получить сплав, в котором отношение меди к цинку равно 3:2
Решение:
Пусть добавили Х кг чистой меди.
Медь | Цинк | Масса | |
1-ый сплав | 4 части | 1 часть | 10 кг |
2-ой сплав | 1 часть | 3 части | 16 кг |
3-й сплав | 3 части | 2 части | (10+16+х) кг |
- 10:5.4=8(кг) - чистой меди в 1-м сплаве.
- 16 · - чистой меди во 2-ом сплаве.
- - чистой меди в новом сплаве или (4+8+х) кг.
Составляем и решаем уравнение
12 + х = (26 + х) · ;
60 +5х = (26 + х) · 3,
60 + 5х = 78 + 3х,
2х = 18,
х = 9.
Ответ 9 кг
Для решения задач используются уравнения или системы уравнений.
Задача1. Имеется сплавы золота и серебра. В одном эти металлы находятся в отношении 2:3, в другом – отношении 3:7. Сколько нужно взять от каждого сплава, чтобы получить 1кг нового, в котором золото и серебро находились бы в отношении 5:11.
Решение:
1 способ.
З : С = 2: 3 | З : С = 3 : 7 |
Х кг У кг
З : С = 5 : 11 |
х+ у = 1
- масса золота в 1 сплаве.
- масса золота во 2 сплаве.
- масса золота в новом сплаве.
- масса серебра в 1 сплаве.
- масса серебра в новом сплаве.
- масса серебра в новом сплаве
Можно записать одну из систем:
+
у= 0,875 (кг)
х = 0,125 ( кг)
Ответ: 125г золота,
875г серебра.
2 способ.
Пусть х кг - масса 1 части первого сплава.
у кг – масса 1 части второго сплава.
+
- 0,025 · 5 = 0,125 (кг).
- 0,0875 · 10 = 0,875 (кг)
- Способ:
Пусть х кг- масса I сплава, тогда масса второго сплава (1-х)кг.
золота в новом сплаве
Составляем и решаем уравнение
х = 0,125 кг - золота
1). 1-х = 1-0,125 = 0,875 ( кг) - серебра
Ответ: 125 г ; 875 г.
Решить самостоятельно.
Задача № 1: Один раствор содержит 20% (по объему) соляной кислоты, а второй – 70% этой кислоты. Сколько литров первого и второго растворов нужно взять, чтобы получить 100л 50%-го раствора соляной кислоты.
Задача № 2: Если к сплаву меди и цинка прибавить 20г меди, то содержание меди в сплаве станет равным 70%. Если к первоначальному сплаву добавить 70г сплава, содержащего 40% меди, то содержание меди станет равным 52%. Найдите первоначальный вес сплава.
Решение:
Приготовим 2 схемы.
медь, цинк | медь |
| 40% меди, цинк | ||||||||
х г | 20 г | х г | 70 г | ||||||||
70% меди, цинк | 52% меди, цинк | ||||||||||
(х+20) г |
х- первоначальный вес сплава.
Известно процентное содержание меди в новых сплавах (70% и %52%). Пусть у - процентное содержание меди в первоначальном сплаве, тогда,
- (х+20) · 0,7-меди в сплаве или 20 + 0,01 ху г.
(х + 20) · 0,7 = 20 + 0,01 ху
2) (х+70) · 0,52г меди в сплаве или 70·0,4+0,01ху г,
(х+70) 0,52 = 28 + 0,01ху.
Составляем и решаем систему уравнений.
Разделим первое равенство на второе
х = 80(г) - первоначальный вес сплава
Ответ: 80г.
Задача 3. В 500кг руды содержится некоторое количества железа. После удаления из руды 200кг примесей, содержащих среднем 12,5% железа, содержание железа в оставшейся руде повысилось на 20%. Определите какое количество железа осталось еще в руде?
Решение.
Масса руды в кг. | Масса железа в кг | Концентрация (доля железа в руде) | |
Руда | 500 | ||
Руда после удаления примесей | 500-200=300 |
Таблица создана в программе Word.
- 500 – 200 = 300 (кг) - масса руды после удаления примесей.
- 12,5% = 12,5:100=0,125 2· 00=25(кг)-масса железа в 200 кг примесей.
Пусть х кг -масса железа в руде, доля железа в руде после удаления примесей.
По условию содержание железа в оставшейся руде повысилось на 20%=0,2
Составляем уравнение:
5·(х-25) -300-3х = 0.
2х = 425,
х = 212,5
212,5кг - масса железа в руде.
3)212,5 – 25 = 187,5(кг) - железа оставалось в руде после удаления примесей.
Ответ: 187,5кг
Реши самостоятельно:
Задача: Кусок сплава массой 36 кг содержит 45% меди.
Какую массу меди нужно добавить к этому куску. Чтобы полученный сплав содержал 60% меди?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по теме: "Решение задач на смеси и сплавы"
Данную разработку можно использовать при подготовке к итоговой аттестации в 9 и 11 классах, а также на уроках алгебры по теме "Решение задач с помощью дробно-рациональных уравнений"...
презентация по теме "Способы получения металлов. Сплавы"
Данную презентацию можно использовать при изучении темы "Металлы" в 9 классе по программе О.С.Габриеляна. Рекомендую вставить в презентацию видеоопыты (ссылка http://school-collection.edu.ru/catalog/r...
Табличный метод решения задач на концентрацию, смеси, сплавы
При решении большинства задач на концентрацию, смеси и сплавы, с моей точки зрения, удобнее использовать таблицу, которая нагляднее и короче обычной записи с пояснениями. Зрительное восприятие о...
Задачи на смеси и сплавы
В данном архиве открываем файл презентации "Решение текстовых задач", в которой разобраны три задачи, затем выполняем самостоятельную работу....
задачи на смеси и сплавы
В данном уроке рассмотрены основные методы решения задач на смеси и сплавы. Рассмотрены задачи из сборника для подготовки к ГИА, могут быть использованы для подготовки к ЕГЭ....
Решение задач на смеси и сплавы
Бинарное занятие элективного курса...
Задачи на смеси, сплавы и растворы
Урок "Задачи на смеси, сплавы и растворы" для 9 класса. При решении задач на данную тему используются:1) закон сохранения массы в задачах о сплавах;2) задачи на концентрацию;3) закон сохранения массы...