Развивающие задачи занимательной математики. Презентация.
презентация к уроку по алгебре (5, 6 класс) на тему

Попова Татьяна Николаевна

Дополнительный материал к уроку или факультативу 5-6 класс. Логические задачи на сообразительность и смекалку. Презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon razvivayushchie_zadachi_zanimatelnoy_matematiki.ppt777.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ НА СООБРАЗИТЕЛЬНОСТЬ И СМЕКАЛКУ. Развивающие задачи занимательной математики

Слайд 2

ЗАДАЧА 1. ОДИН МАЛЬЧИК И ОДНА ДЕВОЧКА ОТВЕТИЛИ ПРАВИЛЬНО Четверо ребят обсуждали ответ к задаче. Коля сказал: "Это число 9". Роман: "Это простое число". Катя: "Это четное число". А Наташа сказала, что это число -15. Назовите это число, если и девочки, и мальчики ошиблись ровно по одному разу. Варианты ответов: A) 1; B) 2; C) 3; D) 9; E) 15;

Слайд 3

РЕШЕНИЕ Предположим, что Коля прав. Тогда обе девочки неправы, так как 9 не равно 15 и 9 - нечетное число, а это противоречит условию задачи. Остается, что прав Роман и тогда не права Наташа, так как 15 не простое число. Остается предположить, что искомое число простое и четное (так как Катя права), а это только 2. Проверка подтверждает, что условие соблюдено. Итак, верно (В) .

Слайд 4

ЗАДАЧА 2. СКОЛЬКО СЕРЫХ МЫШЕЙ У ЙОЗЕФА? У Йозефа 100 мышей, некоторые из них белые, некоторые - серые. Известно, что хотя бы одна мышь серая, а из двух мышей хотя бы одна - белая. Сколько серых мышей у Йозефа ? Варианты ответов: A) 1; B) 49; C) 50; D) 99; E) невозможно определить

Слайд 5

РЕШЕНИЕ Вариант 1. Устроим перебор пар мышей так, чтобы одна мышь серая (упомянутая в условии), а другая - какая придется. Из условия следует, что все мыши, которых мы присоединяем к серой белого цвета. Ответ: (А) (одна мышь серая). Вариант 2. Предположим, что имеются две, или более серых мышей. В этом случае существует, по меньшей мере, пара мышей серого цвета, что противоречит условию. Следовательно , предположение наше ошибочно и в хозяйстве Йозефа имеется лишь одна серая мышь, факт существования которой оговорен условием .

Слайд 6

ЗАДАЧА 3. КТО СИДИТ РЯДОМ С МАМОЙ МАРИ? На скамейке сидит Мари, ее мама, бабушка и кукла. Бабушка сидит рядом с внучкой, но не рядом с куклой. Кукла не сидит рядом с мамой. Кто сидит рядом с мамой Мари ? Варианты ответов: A) Мари; B) бабушка; C) Мари и бабушка; D) Мари и кукла; E) бабушка и кукла.

Слайд 7

РЕШЕНИЕ С бабушкой, по условию, сидит внучка. То есть остается пристроить куклу и маму. Поскольку кукла не может сидеть рядом с мамой, то кукла и мама сидят по разные стороны от бабушки с внучкой. Остается, что бабушка сидит рядом с мамой. Легко проверить, что эти расположения удовлетворяют условию. Верный ответ - (В).

Слайд 8

ЗАДАЧА 4. ЧТО ВЫРАСТЕТ У РАССЕЯННОЙ ХОЗЯЙКИ? У рассеянной хозяйки есть три ящика для рассады с надписью "Огурцы","Цветы" и "Ромашки". Она посадила семена ромашек, огурцов и колокольчиков в эти ящики так, что все надписи оказались неверными. Что вырастет в ящике с надписью "Ромашки"? Варианты ответов: A) огурцы; B) колокольчики; C) ромашки; D) нельзя определить; E) арбузы.

Слайд 9

РЕШЕНИЕ В силу своей рассеянности, хозяйка не могла посадить в ящик с названием "Цветы" ни ромашки, ни колокольчики. Следовательно, она посадила в этом ящике огурцы. Теперь осталось ей посадить ромашки и колокольчики. Для них осталось два ящика с надписями: "Ромашки" и "Огурцы". Но рассеянная хозяйка не посадила ромашки в ящик с названием «Ромашки", как они того они заслуживали, а посадила их в ящик под названием "Огурцы". А колокольчики она посадила в ящик с надписью "Ромашки". Так что в ящике с названием "Ромашки" у нее вырастут колокольчики. Верный ответ - (B).

Слайд 10

ЗАДАЧА 5. КТО БЛИЖЕ К СЫРУ: КОШКА ИЛИ МЫШКА? Когда идет дождь, кошка сидит в комнате или в подвале. Когда кошка в комнате, мышка сидит в норке, а сыр лежит в холодильнике. Если сыр на столе, а кошка - в подвале, то мышка в комнате. Сейчас идет дождь, а сыр лежит на столе. Тогда обязательно: A) кошка в комнате; B) мышка в норке; C) кошка в комнате или мышка в норке; D) кошка в подвале, а мышка в комнате .

Слайд 11

РЕШЕНИЕ Сначала поищем, где сидит кошка в этот дождливый день. По условию задачи, она может быть в двух местах: в комнате или в подвале. Но в комнате кошка не может быть, так как сыр не лежит в холодильнике (он лежит на столе). Следовательно, кошка находится в подвале. Итак, нам известно, что сыр лежит на столе, а кошка - в подвале. По условию, в этом случае мышка - в комнате. Верный ответ - (D).

Слайд 12

ЗАДАЧА № 6. СКОЛЬКО СУЩЕСТВУЕТ НАТУРАЛЬНЫХ ЧИСЕЛ? Сколько существует натуральных чисел, меньших 100, которые: а ) делятся одновременно на 2 и на 3? б ) делятся на 2, но не делятся на 3? в ) делятся на 3, но не делятся на 2? г ) делятся на 3, или на 2 ( по крайней мере на одно из этих двух чисел)? д ) не делятся ни на 2, ни на 3?

Слайд 13

РЕШЕНИЕ а) Среди первых 99-ти натуральных чисел делятся на 2 и на 3, т.е. делятся на 6 [99 : 6] = 16 чисел. б) Чисел, делящихся на 2 (четных), среди первых 99 -ти [99 : 2] = 49. Среди этих чисел есть 16, которые делятся и на 3. Поэтому чисел, которые делятся на 2, но не делятся на 3, в рассматриваемом интервале всего 49 - 16 = 33. в) Чисел, делящихся на 3, в рассматриваемом интервале 99 : 3 = 33. 16 из них делятся также и на 2. Поэтому, чисел, которые делятся на 3, но не делятся на 2, всего 33 - 16 = 17. г) Количество чисел, которые делятся и на 2 или на 3, определим, добавив к 49 четным числам 17 чисел, которые делятся на 3, но не делятся на 2 : 49 + 17 = 66. д) Всего в рассматриваемом интервале 99 чисел, из них 66 делятся либо на 2, либо на 3. Остается 99 - 66 = 33 числа , которые не делятся ни на 2, ни на 3.

Слайд 14

ЗАДАЧА № 7. КАКАЯ МОНЕТА ТЯЖЕЛЕЕ ? Из 60-ти одинаковых по виду монет одна отличается от других по массе. Двумя взвешиваниями на рычажных весах без гирь определить, легче она или тяжелее ?

Слайд 15

РЕШЕНИЕ Разделим подлежащие проверке монеты на 3 равные группы, одну из которых используем в качестве контрольной. При первом взвешивании кладем на чаши весов по 20 монет. В случае равновесия, заключаем, что некондиционная монета - в третьей группе. Убрав монеты с одной из чаш и поместив туда монеты третьей группы, определим, как соотносятся массы настоящей и фальшивой монет. Если при первом взвешивании перевесит одна из чаш, то, заменив монеты на этой чаше монетами третьей группы (здесь все монеты настоящие), мы определим, легче ли некондиционная монета настоящей (если чаша с монетами, оставшимися на весах после первого взвешивания, вновь поднимется), либо тяжелее (если весы уравновесятся).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок занимательной математики в 6 классе "Задачи с экологическим содержанием"

Урок проведен в рамках недели экологии и биологии, включены задачи с экологическим содержанием, краеведческий материал....

"Занимательные задачи по математике"

Существенной характеристикой изменений в организации и проведении декад по математике является развитие образовательных потребностей учащихся через формирование надпредметных ключевых компетенций: инф...

Роль занимательных задач в математике

  ВВоспитание у школьников интереса к математике, развитие их математических способностей невозможно без использования в учебном процессе задач занимательного и нестандартного характ...

"Развивающие задачи занимательной математики"

Подбор задач по внекласснойработе...

Презентация к развивающему занятию по математике в 5-8 классах по теме "Решение нестандартных задач"

Презентация позволяет провести развивающее занятие по математике в 5-8 классах  по теме "Решение нестандартных задач".Повышает познавательную активность учащихся, направлена на развитие интереса ...

Рабочая программа Факультативный курс по математике для 6 класса «Занимательные задачи по математике »

Факультативный курс предназначен тем, кто интересуется математикой и хочет узнать о ней больше, чем можно прочитать в учебнике или услышать на уроке, Он окажется полезным и тем, кто безразличен к мате...

Презентация по математике 5 класс "Занимательные задачи по математике"

Важная особенность занимательной математики состоит в том, что она побуждает к работе мысли. Насыщенная задачами, головоломками, вопросами и проблемами, она вовлекает ученика в активное сотрудничество...