Рабочие программы
рабочая программа по алгебре на тему
Рабочие программы для 6,7,10, 11 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochie_programmy_po_matematike_2015-2016_uch.god_ispravlennyenazarovoy_o.m.rar | 739.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №20»
г.Альметьевска Республики Татарстан
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»
Руководитель ШМО Руководитель МС Директор МБОУ “СОШ №20”
_______________ МБОУ “СОШ №20” __________С.Л.Галанина
Протокол № ____ _________С.В.Хамидуллина Приказ № ________
от «____»________2015г. «______»___________2015г. от«_____»____________2015г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
«Решение уравнений и неравенств повышенной сложности»
по предмету математика
для учащихся 11 физико-химического класса
(класс или группа с указанием профиля)
учителя___высшейквалифика-
(категория)
_____ционной категории
Назаровой Ольги Михайловны
Альметьевск, 2015
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данный элективный курс составлен в соответствии с:
- федеральным Законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- концепцией профильного обучения на старшей ступени общего образования, утвержденная приказом Министра образования РФ №2783 от 18.07.2002;
- авторской программой элективного курса Федорчук О. Ф., учителя математики высшей квалификационной категории, ГОУ СОШ №389, г.Санкт – Петербург, «Решение уравнений и неравенств повышенной сложности»;
- образовательной программой среднего (полного) общего образования МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №20», утвержденной 01.09.2012г ;
- учебным планом МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №20» г. Альметьевск Республики Татарстан;
- положением о рабочей программе элективного курса, утвержденного 01. 09.2010г.;
- годовым календарным графиком;
- расписанием уроков;
Программа предназначена для учащихся 11 классов различных профилей. Продолжительность программы 68 часов . Курс рассчитан на 34 учебные недели по 2 часа в неделю в течение одного учебного года.
Обоснование актуальности, новизны и значимости программы.
Актуальность программы на современном этапе развития школы определяется прежде всего тем, что полученные знания формируют умение решать уравнения и неравенства, встречающиеся во второй части ЕГЭ (С3). Есть много уравнений и неравенств, решение которых считается для учащихся задачами повышенной трудности. Они сталкиваются с такими задачами и на выпускных экзаменах в школе и на вступительных экзаменах в вузы. В любой вариант конкурсного вступительного экзамена по математике включаются очень сложные задачи, решить которые за отведенное время под силу лишь немногим. При этом каждый вуз имеет свою специфику экзаменационных материалов, предлагаемых в качестве вступительных испытаний . Однако методы решения математических задач остаются неизменными . Поэтому «готовиться нужно не в определенный вуз, а на определенном уровне», совершенствуя свою технику, изучая новые для себя приемы и методы решения задач.
Подготовка к конкурсному экзамену и продолжению образования в вузах можно считать лишь одной стороной вопроса. Другой, возможно, наиболее значимой, является математическое развитие учащихся. Расширять кругозор и воспитывать математическую культуру невозможно, ограничивая себя сверху каким-либо определенным уровнем. Длительная и напряженная работа над решением достаточно трудных задач для математического развития полезнее десятка решенных однотипных примеров.
Поэтому представляется целесообразным вынести решение уравнений и неравенств повышенной трудности на изучение в профильных классах в рамках элективного курса.
Новизна программы:
- в выделении дополнительных часов на развитие логического мышления , алгоритмической культуры ;
- в логике построения учебного материала, для формирования навыков математического мышления и интуиции, творческих способностей , необходимых для изучения школьных естественнонаучных дисциплин , продолжения образования и освоения избранной специальности на современном уровне;
-в определенном планировании занятий, так как распределение часов для подготовки учащихся во многом зависит от уровня подготовленности учащихся;
- в предоставлении большого количества разнообразных заданий, которые можно использовать выборочно;
- в акцентировании внимания взаимопроверке;
-в систематизировании занятий для постепенного накопления умений;
Цель программы состоит в том, чтобы способствовать развитию математической культуры учащихся , развитию их интеллектуальных и креативных способностей , формированию их предметной компетентности применительно к теме «Решение уравнений и неравенств» , оказание индивидуальной, систематической помощи выпускнику при систематизации, обобщении теории курса алгебры, геометрии и подготовке к экзаменам, создание условий для развития творческого потенциала при решении задач повышенной сложности.
Цель курса
- Формировать у учащихся умения и навыки по решению уравнений и неравенств повышенной сложности для подготовки к ЕГЭ и к обучению в вузе.
- Изучение курса предполагает формирование у учащегося интереса к предмету, развитие их математических способностей, подготовку к ЕГЭ, централизованному тестированию и к вступительным экзаменам в вузы
- Развивать исследовательскую и познавательную деятельность учащегося.
- Обеспечить условия для самостоятельной творческой работы.
- Углубление знаний учащихся о различных методах решения уравнений и неравенств .
Задачи программы :
□ систематизировать некоторые приемы и методы решения уравнений и неравенств повышенной трудности, основанные на материале программы общеобразовательной средней школы ;
□ проиллюстрировать широкие возможности использования при решении трудных задач знаний, хорошо известных из школьной программы ;
□ способствовать развитию у учащихся навыков использования нестандартных методов рассуждения при решении задач ;
□ способствовать формированию у учащихся умения выбирать наиболее рациональные методы решения определенного класса математических задач .
Основные задачи курса:
- Сформировать умения решать задания, по типу приближенных к заданиям ЕГЭ;
- Сформировать умения уметь самостоятельно работать с таблицами и справочной литературой;
- Сформировать умения решать тригонометрические, показательные и логарифмические уравнения и неравенства;
- Сформировать умения применять различные методы исследования элементарных функций и построения их графиков;
- Сформировать умения использования математических знаний в повседневной жизни, а также как прикладного инструмента в будущей профессиональной деятельности.
Требования к учащимся: учащийся должен знать/уметь:
- уметь решать задания, по типу приближенных к заданиям ЕГЭ;
- уметь самостоятельно работать с таблицами и справочной литературой;
- уметь составлять алгоритмы решения типичных задач;
- уметь решать тригонометрические, показательные и логарифмические уравнения и неравенства;
- знать методы исследования элементарных функций
- знать, как используются математические формулы, примеры их применения для решения математических и практических задач;
- знать, как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
- уметь использовать математические знания в повседневной жизни, а также как прикладного инструмента в будущей профессиональной деятельности,
- усвоить основные приемы и методы решения уравнений, неравенств систем уравнений повышенной сложности;
- овладеть исследовательской деятельностью.
- повторить и систематизировать ранее изученный материал школьного курса математики;
- освоить основные приемы решения задач;
- овладеть навыками построения и анализа предполагаемого решения поставленной задачи;
- познакомиться и использовать на практике нестандартные методы решения задач;
- повысить уровень своей математической культуры, творческого развития, познавательной активности;
- познакомиться с возможностями использования электронных средств обучения, в том числе Интернет-ресурсов, в ходе подготовки к итоговой аттестации в форме ЕГЭ.
Программа реализуется в форме комбинированных занятий и практикумов по решению задач . Комбинированные занятия строятся по принципу сочетания элементов
● лекции-диалога
● беседы-обсуждения
● семинара
● практического решения разнообразного задачного материала , в том числе, подобранного самими учащимися
● дискуссии на заданную тему
На многих занятиях присутствуют элементы проблемного обучения .
Основные формы работы на практических занятиях
□ работа в группах
□ работа в парах
□ самостоятельная работа учащихся по индивидуальным заданиям. Состав групп при этом формируется совместно с психологом школы с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся.
Текущий контроль предусмотрен в форме
● наблюдения за деятельностью учащихся
● индивидуального собеседования с учащимися
После завершения каждого раздела программы учащиеся в результате самостоятельной работы с различными задачниками представляют выполненную ими подборку уравнений и неравенств и их решений, иллюстрирующих материал изученных тем. Итоговый контроль по каждому разделу осуществляется в форме «зачет/незачет» . В результате прохождения программы каждый учащийся составляет собственный «сборник задач повышенной трудности». Итоговая аттестация по окончанию курса предусмотрена в форме итоговой конференции учащихся и индивидуального собеседования по задачам из составленного сборника.
Содержание курса:
Уравнения и системы уравнений
Основная цель - научить применять равносильные преобразования при решении уравнений и систем уравнений; научить применять преобразования, приводящие к уравнению следствию с обязательной проверкой корней уравнения следствия; научить применять переход от уравнения к равносильной системе, научить применять метод промежутков при решении уравнений с модулем, метод мажорант при решении комбинированных уравнений, научить применять различные методы решения показательных и логарифмических уравнений и уравнений с параметрами.
- Метод почленного деления при решении показательного уравнения
- Показательно-степенное уравнение
- Метод логарифмирования при решении показательно-степенных уравнений
- Искусственные методы решения показательных уравнений
- Уравнения и неравенства, содержащие неизвестную в основании логарифма
- Показательные и логарифмические уравнения и неравенства с модулями и параметрами
Неравенства и системы неравенств
Основная цель: научить применять равносильные преобразования при решении неравенств и систем неравенств, научить применять метод промежутков при решении неравенств с модулем, научить применять различные методы решения показательных и логарифмических неравенств и неравенств с параметрами.
Тематическое планирование курса .
Номер темы | Название темы | Количество часов |
1 | Уравнения – следствия | 8 |
Понятие уравнения - следствия | 1 | |
Возведение уравнения в четную степень | 1 | |
Потенцирование уравнений | 2 | |
Другие преобразования, приводящие к уравнению – следствию | 1 | |
Применение нескольких преобразований , приводящих к уравнению – следствию | 2 | |
Зачет №1 | 1 | |
2 | Равносильность уравнений на множествах | 12 |
Основные понятия. | 1 | |
Возведение уравнений в натуральную степень | 1 | |
Потенцирование и логарифмирование уравнений | 2 | |
Умножение уравнений на функцию | 2 | |
Другие преобразования уравнений | 1 | |
Применение нескольких преобразований | 2 | |
Уравнения с дополнительными условиями | 2 | |
Зачет № 2 | 1 | |
3 | Равносильность неравенств на множествах | 12 |
Основные понятия. | 1 | |
Возведение неравенств в натуральную степень | 1 | |
Потенцирование и логарифмирование неравенств | 2 | |
Умножение неравенства на функцию | 2 | |
Другие преобразования неравенств | 1 | |
Применение нескольких преобразований | 2 | |
Неравенства с дополнительными условиями | 2 | |
Зачет № 3 | 1 | |
4 | Метод промежутков для уравнений и неравенств | 7 |
Уравнения с модулями | 2 | |
Неравенства с модулями | 2 | |
Метод интервалов для непрерывных функций | 2 | |
Зачет № 4 | 1 | |
5 | Равносильность уравнений и неравенств системам | 12 |
Основные понятия. | 1 | |
Распадающиеся уравнения | 2 | |
Решение уравнений с помощью систем | 2 | |
Уравнения вида f (λ(x)) = f (β(x)) | 2 | |
Решение неравенств с помощью систем | 2 | |
Неравенства вида f (λ(x)) > f (β(x)) | 2 | |
Зачет № 5 | 1 | |
6 | Нестандартны методы решения уравнений и неравенств | 10 |
Использование областей существования функций | 1 | |
Использование неотрицательности функций | 1 | |
Использование ограниченности функций | 2 | |
Использование свойств синуса и косинуса | 1 | |
Использование числовых неравенств | 2 | |
Использование производной для решения уравнений и неравенств | 2 | |
Зачет № 6 | 1 | |
7 | Уравнения и неравенства с параметрами | 7 |
Рациональные уравнения и неравенства с параметрами | 2 | |
Иррациональные уравнения и неравенства с параметрами | 2 | |
Трансцендентные уравнения и неравенства с параметрами | 2 | |
Зачет № 7 | 1 | |
ВСЕГО: | 68 ч |
Изучение каждой темы заканчивается проверочной работой, которая может быть составлена на основе материалов разнообразных сборников, различных вариантов ЕГЭ, открытого банка заданий в Интернете.
Организация работы на занятиях должна несколько отличаться от работы на уроке: ученику необходимо давать время на размышление, учить рассуждать, и, тем самым, самостоятельно добиваться результата.
Предлагаемый элективный курс соответствует:
- современным целям общего образования;
- основным положениям концепции профильной школы; перспективным целям математического образования в школе.
Учебно - методические обеспечение курса.
Курс обеспечен раздаточным материалом, подготовленным на основе прилагаемого ниже списка литературы.
1. Никольский С.М., Потапов М. К., Решетников Н.Н., Шевкин А.В., Алгебра и начала анализа, учебник для 11 классов общеобразовательных учреждений, 3 издание, М: «Просвещение» , 2004
2. Олехник С.Н., Потапов М. К., Пасиченко П.И., Уравнения и неравенства, нестандартные методы решения, 10 -11 классы, учебно-методическое пособие, М:«Дрофа» , 2001
3. Денищева Л.О., Безрукова Г.К., Бойченко Е.М. и др., Единый государственный экзамен по математике, сборник заданий, учебное пособие, М: «Просвещение», 2005
4. Шарыгин И.Ф., Голубев В.И., Факультативный курс по математике, решение задач , учебное пособие для 11 класса средней школы , М: «Просвещение», 1991
5. Виленкин Н.Я., Ивашов-Мусатов О.С., Шварцбурд С.И., Алгебра и математический анализ , 11 , учебное пособие для школ и классов с углубленным изучением математики, М: Мнемозина, 2001
7. Васильева Н.И., Жарковская Н.А. и др., 2000 конкурсных задач по математикес решениями для поступающих в вузы Санкт-Петербурга, СПб, «Петрополис» ,1999
Календарно тематическое планирование
№ | Тема | Кол-во часов | Дата по плану | Дата фактически | |
Уравнения – следствия | 8 | ||||
1 | Понятие уравнения - следствия | 1 | 4.09 | ||
2 | Возведение уравнения в четную степень | 1 | 5.09 | ||
3 | Потенцирование уравнений | 1 | 11.09 | ||
4 | Потенцирование уравнений | 1 | 12.09 | ||
5 | Другие преобразования , приводящие к уравнению – следствию | 1 | 18.09 | ||
6 | Применение нескольких преобразований , приводящих к уравнению – следствию | 1 | 19.09 | ||
7 | Применение нескольких преобразований , приводящих к уравнению – следствию | 1 | 25.09 | ||
8 | Зачет №1 | 1 | 26.09 | ||
Равносильность уравнений на множествах | 12 | ||||
9 | Основные понятия. | 1 | 2.10 | ||
10 | Возведение уравнений в натуральную степень | 1 | 3.10 | ||
11 | Потенцирование и логарифмирование уравнений | 1 | 9.10 | ||
12 | Потенцирование и логарифмирование уравнений | 1 | 10.10 | ||
13 | Умножение уравнений на функцию | 1 | 16.10 | ||
14 | Умножение уравнений на функцию | 1 | 17.10 | ||
15 | Другие преобразования уравнений | 1 | 23.10 | ||
16 | Применение нескольких преобразований | 1 | 24.10 | ||
17 | Применение нескольких преобразований | 1 | 30.10 | ||
18 | Применение нескольких преобразований , приводящих к уравнению – следствию | 1 | 31.10 | ||
19 | Применение нескольких преобразований , приводящих к уравнению – следствию | 13.11 | |||
20 | Зачет №2 | 14.11 | |||
Равносильность неравенств на множествах | 12 | 20.11 | |||
21 | Основные понятия. | 1 | 21.11 | ||
22 | Возведение неравенств в натуральную степень | 1 | 27.11 | ||
23 | Потенцирование и логарифмирование неравенств | 1 | 28.11 | ||
24 | Потенцирование и логарифмирование неравенств | 1 | 4.12 | ||
25 | Умножение неравенства на функцию | 1 | 5.12 | ||
26 | Умножение неравенства на функцию | 1 | 11.12 | ||
27 | Другие преобразования неравенств | 1 | 12.12 | ||
28 | Применение нескольких преобразований | 1 | 18.12 | ||
29 | Применение нескольких преобразований | 19.12 | |||
30 | Неравенства с дополнительными условиями | 1 | 25.12 | ||
31 | Неравенства с дополнительными условиями | 1 | 26.12 | ||
32 | Зачет №3 | 1 | 15.01 | ||
Метод промежутков для уравнений и неравенств | 7 | ||||
33 | Уравнения с модулями | 1 | 16.01 | ||
34 | Уравнения с модулями | 1 | 22.01 | ||
35 | Неравенства с модулями | 1 | 23.01 | ||
36 | Неравенства с модулями | 1 | 29.01 | ||
37 | Метод интервалов для непрерывных функций | 1 | 30.01 | ||
38 | Метод интервалов для непрерывных функций | 5.02 | |||
39 | Зачет №4 | 6.02 | |||
Равносильность уравнений и неравенств системам | 12 | ||||
40 | Основные понятия. | 1 | 12.02 | ||
41 | Распадающиеся уравнения | 1 | 13.02 | ||
42 | Распадающиеся уравнения | 1 | 19.02 | ||
43 | Решение уравнений с помощью систем | 1 | 20.02 | ||
44 | Решение уравнений с помощью систем | 1 | 26.02 | ||
45 | Уравнения вида f (λ(x)) = f (β(x)) | 1 | 27.02 | ||
46 | Уравнения вида f (λ(x)) = f (β(x)) | 1 | 5.03 | ||
47 | Решение неравенств с помощью систем | 1 | 6.03 | ||
48 | Решение неравенств с помощью систем | 1 | 12.03 | ||
49 | Неравенства вида f (λ(x)) > f (β(x)) | 1 | 13.03 | ||
50 | Неравенства вида f (λ(x)) > f (β(x)) | 19.03 | |||
51 | Зачет №5 | 20.03 | |||
Нестандартны методы решения уравнений и неравенств | 10 | ||||
52 | Использование областей существования функций | 1 | 2.04 | ||
53 | Использование неотрицательности функций | 1 | 3.04 | ||
54 | Использование ограниченности функций | 1 | 9.04 | ||
55 | Использование ограниченности функций | 1 | 10.04 | ||
56 | Использование свойств синуса и косинуса | 1 | 16.04 | ||
57 | Использование числовых неравенств | 1 | 17.04 | ||
58 | Использование числовых неравенств | 1 | 23.04 | ||
59 | Использование производной для решения уравнений и неравенств | 1 | 24.04 | ||
60 | Использование производной для решения уравнений и неравенств | 1 | 30.04 | ||
61 | Зачет №6 | 1 | 1.05 | ||
Уравнения и неравенства с параметрами | 7 | ||||
62 | Рациональные уравнения и неравенства с параметрами | 1 | 7.05 | ||
63 | Рациональные уравнения и неравенства с параметрами | 1 | 8.05 | ||
64 | Иррациональные уравнения и неравенства с параметрами | 1 | 14.05 | ||
65 | Иррациональные уравнения и неравенства с параметрами | 1 | 15.05 | ||
66 | Трансцендентные уравнения и неравенства с параметрами | 1 | 21.05 | ||
67 | Трансцендентные уравнения и неравенства с параметрами | 1 | 22.05 | ||
68 | Зачет №6 | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02
Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...