Методическая разработка по теме Задачи "на части" 5 класс
методическая разработка по алгебре (5 класс) на тему
Методическая разработка включает технологическую карту и презентацию урока математики, соответствующего требованиям ФГОС по теме "Задачи "на части"" , в 5 классе (УМК С.М. Никольский и др.).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 2.81 МБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
ФИО учителя: Желтова А.В.
Предмет: математика
Класс: 5
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Тема | Задачи «на части» |
Цель | формирование УУД при изучении темы Задачи «на части» |
Задачи | Образовательные: в результате урока учащиеся знакомятся с новым типом задач, составляют алгоритм решения задач на части, учатся применять полученные знания на практике. |
УУД |
- содействовать формированию интереса к изучаемому материалу на уроке; - развивать умения извлекать необходимую информацию, формулировать выводы, обосновывать суждения
- уметь самостоятельно ставить цели и задачи; - принимать и сохранять учебную задачу; - находить вариант решения этой задачи; - уметь осуществлять контроль по образцу
- содействовать воспитанию интереса к математике, активности, мобильности, умению общаться, - развивать навыки взаимоконтроля.
- выполнять учебные действия в письменной и устной форме; - осуществлять поиск нужной информации -осуществлять анализ объекта, делать выводы; |
Планируемые результаты | Предметные: научится решать задачи на части, принимать подходящую величину за 1 часть, определять, сколько таких частей приходится на другую величину, Учащийся научится решать задачи на части, на нахождение двух чисел по их отношению; принимать подходящую величину за 1 часть, определять, сколько таких частей приходится на другую величину, Знать - какие задачи относятся к задачам на части; Уметь - анализировать и осмысливать текст задачи; - моделировать условие с помощью схем Личностные результаты: -готовность и способность учащихся к саморазвитию; - навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций; Метапредметные результаты: Познавательные: - сформированность познавательных интересов, направленных на развитие умения строить логическую цепочку рассуждений; - умение преобразовывать информацию из одной формы в другую. Регулятивные: - понимание смысла поставленной задачи; - умение выполнять учебное действие в соответствии с целью. Коммуникативные: - сформированность умений ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной речи; - умение адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции; - умение работать совместно в атмосфере сотрудничества |
Основные понятия | Часть, задачи «на части», схематический рисунок (схема) |
Межпредметные связи | Литература, технология |
Ресурсы:
| Никольский С.М. и др. Математика 5 класс. учебник для общеобраз. учреж. М., Просвещение, 2012 г. Потапов М. К., А. В .Шевкин Математика 5 класс. Рабочая тетрадь №1. М.: Просвещение, 2014 Мультимедийная презентация http://videouroki.net/ |
Формы работы на уроке | фронтальная, индивидуальная, парная, групповая |
Технологии обучения или элементы технологий | Элементы технологий : проблемное обучение, дифференцированное обучение. Здоровьесберегающие технологии. |
Дидактическая структура урока | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Планируемые результаты | |
Предметные | УУД (Познавательные УУД). (Коммуникативные УУД). (Регулятивные УУД). | ||||
Организационный момент | (чтение стихотворения ученицей) Звонок голосистою птицей Опять пролетел поутру. И мы начинаем учиться Труду, вдохновенью, добру… Путь этот цветами не выстлан, Тернисты его рубежи, Но в классе сидит любопытство, Которому в будущем жить. Рефлексия - Ребята, что это за любопытство сидит у нас в классе? | Настрой на работу, создание благоприятной атмосферы, мотивирует на ситуацию успеха, на развитие чувства долга и ответственности, произвольности психических процессов | Настраиваются на активную и продуктивную работу. Учатся оценивать свое внутреннее состояние, нацеливаются на положительные результаты в работе, на удержание учебной задачи |
| Личностные УУД Регулятивные УУД |
Мотивация учебной деятельности (формулировка темы) | Ребята, на каждом уроке вы узнаёте что-то новое. На доске зашифрована тема нашего урока. Вспомните законы умножения и, выполнив вычисления, расшифруйте её. Задание: Вычисляя примеры удобным способом, разгадать зашифрованную на доске, запись. (Ответы записаны на доске, примеры на карточках, на другой стороне карточки написана буква). З а д а ч и «н а ч а с т и» 318 152 420 624 386 336 171 192 1200 500 800 700 90 Примеры на карточках: 72∙12 + 28∙12 (200 – 7) ∙2 34 ∙5 + 66 ∙5; 87∙ 9 – 77 ∙ 9 (60 – 3) ∙ 3 (50 + 6) ∙ 6 (40 + 8)∙4 116 ∙7 – 1 ∙7; | Организует повторение; организует обратную связь; убеждается в точности выполнения задания; создает ситуацию успеха. | Учащиеся, используя распределительный закон находят значения выражений и расшифровывают тему урока Задачи «на части», которую записывают в тетрадь. | Рациональные приёмы вычислений | Личностные УУД Познавательные УУД |
Целеполагание | Сформулируйте цель нашей деятельности? | Учитель помогает при необходимости сформулировать цель | Формулируют цель урока : получить представление о том, какие задачи можно отнести к задачам на части, и научиться их решать | Регулятивные УУД | |
Открытие новых знаний | Н. Носова «Витя Малеев в школе и дома» «Прочитал я задачу, и даже смех разобрал. “Вот так задача! — думаю. — Чего тут не понимать? Ясно, 120 надо поделить на 2, получится 60. Значит, девочка сорвала 60 орехов. Теперь нужно узнать, сколько орехов сорвал мальчик: 120 отнять 60, тоже будет 60… Только как же это так? Получается, что они сорвали поровну, а в задачнике сказано, что девочка сорвала в два раза меньше орехов. Ага! — думаю. — Значит, 60 надо поделить на 2, получится 30. Значит, мальчик сорвал 60, а девочка 30 орехов”. Посмотрел в ответ; а там: мальчик 80, а девочка 40.» -Какую ошибку допустил мальчик? Какое отношение имеет эта задача к теме нашего урока Ответы на эти вопросы мы получим в ходе урока. Рассмотрим задачу, в которой явно упоминаются части некоторой величины: Для варенья из малины на две части ягод берут 3 части сахара. Сколько сахара необходимо взять на 4 кг ягод? Подумайте и ответьте: какое важное условие (которое не оговаривается, но принимается по умолчанию) должно выполняться в задачах на части ? Рассмотрим задачу в которой некоторую величину надо принять за одну или несколько равных частей: На двух полках стоит 120 книг – на первой в 3 раза больше, чем на второй. Сколько книг стоит на каждой полке? Работа в парах Возвращаемся к задаче из повести Н.Носова: Мальчик и девочка сорвали вместе 120 орехов, причём девочка сорвала в два раза меньше орехов. Сколько орехов сорвал каждый? | Зачитывая отрывок из повести Н.Носова учитель, осуществляя межпредметную связь, ставит проблему, организует коллективную работу, выдвижение и проверку предположений, создает ситуацию «разрыва» знаний, подталкивает учащихся к планированию дальнейших действий, к активной мыслительной деятельности, принятию и удержанию учебной задачи. Включает учащихся в активную мыслительную деятельность. Предлагает новый вид краткой записи в виде схематического рисунка. Помогает, при необходимости, определить какую величину надо принять за одну часть. Учитель подводит учащихся к решению проблемы, контролирует предложения учащихся, вызывает ученика, предложившего верное решение к доске. | Дети включаются в поисковую деятельность, размышляют над проблемой, выдвигают предположения, включаются в активный диалог, выслушивают мнения одноклассников, учителя, формируют свою точку зрения, контролируют себя и товарищей, планируют дальнейшую работу, помогают друг другу, учатся договариваться и принимать мнение других, осознают нехватку знаний. Учащиеся включаются в практическую деятельность, размышляя над задачей. Используя схему находят сколько кг приходится на одну часть, а затем на 3 части. Анализируя схематический рисунок, делают вывод о том, что все части, о которых идет речь в задаче, равные. Учащиеся включаются в активный диалог, выслушивают мнения одноклассников, формируют свою точку зрения, помогают друг другу. Выясняют, что книги, стоящие на второй полке надо принять за одну часть, а на первой – за 3 части, составляют схему, опираясь на которую решают задачу.
Анализируя повторно задачу, находят верное решение, указывая на тип задачи, выслушивают мнения соседа по парте. Записывают решение в тетрадях, осуществляют самоконтроль . | Анализ и осмысление текста задач, моделирование условия с помощью схем Решение типовых задач на части | Регулятивные УУД Познавательные УУД Личностные УУД |
Первичное закрепление | Работа в группах №221(а), 226(а) Сформулируйте алгоритм решения задач «на части» | Организует усвоение детьми нового действия при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи. Осуществляет визуальный контроль за деятельностью групп, при необходимости оказывает помощь. Сканирует тетрадь с решением одного из учащихся, проецирует на интерактивную доску, с целью организации самоконтроля. | Учащиеся включаются в практическую деятельность, размышляют над задачами, включаются в активный диалог в группе, выслушивают мнения участников группы, формируют свою точку зрения, помогают друг другу, учатся договариваться и принимать мнение других, осуществляют самоконтроль. | Анализ и осмысление текста задачи, моделирование условия с помощью схем. Решение задач на части в явном и неявном виде. Алгоритм решения задач «на части» | Познавательные УУД Личностные УУД Регулятивные УУД Коммуникативные УУД |
Физкультминутка | Демонстрируется видео http://videouroki.net/ | Организует минуту отдыха, способствуя укреплению здоровья учащихся, переключает внимание детей, создает условия для положительной мотивации и росту интереса учащихся к совместной деятельности | Учащиеся выполняют вместе несложные физические упражнения, это способствует росту интереса учащихся к совместной деятельности и укреплению здоровья. |
|
Коммуникативные УУД Личностные УУД |
Первичный контроль | Самостоятельная работа (дифференцированная) Рабочая тетрадь №1 №139, 140, 141 | Предлагает учащимся выбрать 1 задачу: либо на «3», либо на «4», либо на «5» | Учащиеся учатся адекватно оценивать уровень своих знаний, решают выбранную задачу, сдают РТ №1 на проверку учителю. | Умение решать задачи на части в явном и неявном виде. | Регулятивные УУД Познавательные УУД Личностные УУД |
Итог урока | Что мы сегодня открыли нового? Сформулируйте алгоритм решения задач на части? Где применяются полученные знания? | Учитель организует обобщающую итоговую беседу. | Ученики демонстрируют умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной речи с применением новых математических терминов. | Алгоритм решения задач на части : | Познавательные УУД Личностные УУД |
Домашнее задание | п. 1.14, № 221(б), 226 (б). Найти кулинарный рецепт и составить по нему задачу на части. | Информирует учащихся о домашнем задании, делая необходимые комментарии. | Принимают информацию о домашнем задании. | Познавательные УУД Регулятивные УУД | |
Рефлексия | Рефлексия учебного материала 1. сегодня я узнал… 2. было интересно… 3. было трудно… 4. я выполнял задания… 5. я понял, что… 6. теперь я могу… 7. я почувствовал, что… 8. я приобрел… 9. я научился… 10. у меня получилось … 11. я смог… 12. я попробую… 13. меня удивило… 14. урок дал мне для жизни… 15. мне захотелось… | Учитель организует итоговую беседу. Инициирует рефлексию детей по поводу оценки своего вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. | Учащиеся по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске. Демонстрируют умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной речи с применением новых математических терминов. |
| Личностные УУД Регулятивные УУД |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/12/picture-643458-1602452055.jpg)
Методическая разработка по теме "Книги" 7 класс
Данная разработка может быть использована в процессе закрепления и сисмтематизации слов по теме "Книги", а также при постановке цели и задачей урока(согдасно ФГОС).Учащимся предлагаются ключи(ответы),...
Методическая разработка по теме: "Былины"- 5 класс
Цели урока: 1. Сформировать у учеников представление о художественных особенностях былины. 2. Рассмотреть особенности построения сюжета и обрисовки героев в былине. 3. Дать понятие об эпическом герое....
Методическая разработка по теме "Цвета" (2 класс)
Методическая разработка по теме "Цвета" (2 класс)...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/05/picture-825917-1475685328.jpg)
Методическая разработка по теме "Семья", 10 класс.
Данный материал может быть использован для работы по теме "Семья". Материал представлен в виде буклета, который содержит лексический материал, тексты для чтения, индивидуальные задания...
Методическая разработка по теме "Зима" 3 класс
Презентация логопедического занятия по теме «Зима» с использованием электронной интерактивной доски «SMART Вoаrd». Цель занятия: развитие лексико-грамматического строя реч...