Математический КВН
методическая разработка по алгебре (7 класс) на тему
Цели: прививать любовь к математике;
способствовать развитию смекалки, эрудиции, умению быстро и четко излагать свои мысли, логически рассуждать;
воспитывать культуру общения через работу в группах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matematicheskiy_kvn.docx | 37.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Математический КВН
Величие человека – в его способности мыслить
Блез Паскаль
Девиз: «Дорогу осилит идущий , а математику - мыслящий».
Цели: прививать любовь к математике;
способствовать развитию смекалки, эрудиции, умению быстро и четко излагать свои мысли, логически рассуждать;
воспитывать культуру общения через работу в группах.
Вступительное слово учителя.
Звучит музыка ~ вступление к телевизионной игре КВН.
Учитель. Дорогие гости и участники игры! Все вы, конечно, хорошо знаете это музыкальное вступление к телевизионной игре КВН: «Мы начинаем КВН -для кого, для чего?..».
Для кого же мы сегодня начинаем КВН? Конечно, для вас, мои ученики. Чтобы вы сегодня немножко отвлеклись и повеселились, лучше узнали таланты и способности друг друга (а их у вас очень много), подумали над вопросами и ответами, проявили солидарность с командами, повысили свой интеллект, заразились чувством здорового азарта и соревнования, в общем - провели время с пользой.
А для чего мы начинаем КВН? Для того, чтобы никто из вас не задавал такой знакомый всем учителям математики вопрос: «А зачем мне математика? Мне она в жизни не пригодится». Слово «математика» пришло к нам из древнего языка: произошло от древнегреческих слов «математикэ» и «матема» - «познание, наука». Математика - наука о количественных отношениях и пространственных формах действительного мира. И если есть упражнения для развития тела, то математика призвана развивать логическое мышление, внимание, тренировать мозг. Недаром ее называют «гимнастикой ума».
Я хочу, чтобы вы убедились, что математика - чудесная, не сухая наука и что заниматься ею так же увлекательно, как и играть в КВН.
Итак, мы начинаем КВН.
Звучит музыка ~ вступление к телевизионной игре КВН.
2-й ведущий. Дорогие друзья, мы собрались сегодня, чтобы посмотреть на математику с точки зрения веселых и находчивых. Пусть этот конкурс послужит стартовой площадкой для увлекательных путешествий.
1-й ведущий. В игре принимают участие 2 команды : радостные, активные, дружные, изобретательные, умные, смелые - это команда «Радиус»
2-й ведущий: физкультурные, инициативные, грамотные, умелые, развеселые, азартные -это команда «Фигура»
1-й ведущий. А теперь, я хотела бы предупредить, не огорчайтесь, если вы не знаете точный математический ответ. Найдите в этом случае выход. Проявите смекалку.
2-й ведущий. Болельщиков прошу определиться. Справа болельщики 6 класса. Слева болельщики 7 класса. Попрошу болельщиков не мешать командам, не выкрикивать ответы. Мы будем снижать очки командам. Если команды не справляются с заданием, то мы обратимся к болельщикам.
1- ведущий:
Представляем жюри:
2- ведущий: Приглашается команда «Радиус» для приветствия.
Соперникам:
Пожелаем всем друзьям
Сражаться дружно и отважно
Кому достанется победа –
Совсем-совсем неважно.
Болельщикам: (песня на мотив песни "Качели")
Позабыто все на свете
Сердце замерло в груди!
Только цифры,
Только знаки-
И победа впереди!
Только цифры,
Только знаки,
Ты, болельщик, помоги!
Жюри:
Ох, жюри, моё жюри,
Ты нас строго не суди
И не будь так колко
Как швейная иголка
1 –ведущий: Приглашается команда «Фигура»
Соперникам:
Давно уже мы с вами не встречались
И, наконец, настал, друзья, тот час
И даже если вы сейчас сильнее
Мы очень рады видеть вас.
В КВН играть мы рады
И в жару, и в холода
Пораженье иль победа –
Это вовсе не беда.
Жюри:
Мы будем петь и веселиться
Отгадывать, шутить, острить
И пусть жюри определит
Того из нас, кто победит.
Болельщикам:
( Песня на мотив «Ох, полным-полна моя коробочка…»)
Ох, полным-полно болельщиков
Негде яблочку упасть
Помогите нам, пожалуйста,
Место первое занять.
Вы похлопайте в ладоши,
Напишите лозунг нам
И тогда команда наша
Благодарна будет вам.
2-ведущий: Чтобы всё в КВНе прошло без заминки,
Его мы начнем... Ну, конечно же, с разминки!
Каждой команде предлагают выбрать конверт, в котором находятся вопросы.
1-ведущий :
1.Сколько цифр вы знаете?(10)
2.Наименьшее трехзначное число? (100)
3.Кто из древних математических ученых был чемпионом по кулачному бою? (Пифагор )
4. Сколько секунд в часе? (3600)
5.Что больше 2 метра или 198см? (2 м)
6.Наибольшее двухзначное число? (99)
7. Делится ли 282 на 3? (да)
8.Сколько градусов в радиане? (57)
9.Что больше: произведение цифр или их сумма? (сумма)
10.Что является графиком линейной функции? (прямая)
11. Сколько кг в центнере? (100)
12. Сколько концов у пяти с половиной палок?(12)
13.Какое число делится без остатка на любое положительное или отрицательное число?(0)
14.Говорят, что математика – царица всех наук, а царица математики - …..? (арифметика)
15.Почти такая же большая, как Останкинская телебашня, но не весит ни грамма? (тень)
16. Если стоят рядом два осла: один головой к северу, а другой головой к югу, то могут ли они видеть уши друг друга? (Да, если станут друг против друга.)
2-ведущий :
Всякая наука, в том числе и математика, не может существовать без истории!
Знаете ли вы ученых математиков и их вклад в развитие царицы наук? И так, друзья, следующий конкурс «Исторический калейдоскоп». Команды отвечают по - очереди. Если команда допустила ошибку, то у соперников есть шанс заработать дополнительный балл. Слово предоставляется команде «Радиус»
1-ведущий:
Этот ученый жил более двух тысяч лет назад и был современником царя Птолимея I.
Он старше Архимеда.
Вам известен его алгоритм нахождения НОД двух целых чисел.
Его считают основателем геометрии. Кто это. (Евклид)
2 –ведущий:
Родился в 1777году.
В 19 лет дал полное решение построения правильного семиугольника и девятиугольника. Над решением этой задачи ученые бились в течение 2-х тысяч лет.
Это знаменитые его слова: «Математика-царица всех наук, арифметика-царица математики» Кто он? (Гаусс)
1-ведущий:
Год его смерти – год падения Сиракуз.
Он погиб от рук римского солдата.
Он проверил чистоту золотого венца царя с помощью закона выталкивающей силы. И , конечно, же вычислил число П. Назовите ученого. (Архимед)
2-ведущий:
Родился в 1707 году в Швейцарии.
В 20 лет его пригласили работать в только, что созданную Петербуржскую академию наук.
Вместе с Петром I и Ломоносовым стал добрым гением нашей Российской Академии наук. Кто этот ученый?
1-ведущий:Команда «Радиус» представляет свое домашнее задание.
(Частушки)
1. Мы веселые ребята, 2. В нашем классе все ребята
Очень весело живем: Хороши, как на подбор.
И задачи мы решаем, Математику не знают,
И частушки вам споем. «Хорошистов» недобор.
3.Цифры все одна к другой 4. Говорила Двойка Тройке,
Важные, красивые. Что она красавица,
Обойтись одной нельзя - Потому, наверное,
Все незаменимые. Ребятам очень нравится.
5. Математика поможет
Вам отличниками стать,
Научитесь вы, ребята,
Уравнения решать.
6. Мы задачи на движенье
Порешать всегда хотим,
Наше в классе повеленье
Всем известно - не молчим.
7. «Нам нужны одни пятерки». -
Говорят отличники.
Ну, а чем другие хуже?
Ох, единоличники!
8.Двойка с Тройкой говорили,
Что они главнее всех.
Что случилось бы на свете,
Если б это был не смех?
9. Мы подружки-хохотушки
С вами распрощаемся
И опять на КВНе
Скоро повстречаемся.
2-ведущий:
Как песня не может прожить без баяна,
Команда не может без капитана!
Конкурс « Капитанов».
1-ведущий:Вы уже много лет изучаете математику. Много за это время изучили определений, теорем. Сейчас вы поочередно будете называть определения, которые вы знаете и как только ответите, перевернете песочные часы. Кто за минуту не сможет назвать ни одного определения, тот заканчивает конкурс. Повторения нельзя допускать. За ошибки будут сниматься штрафные очки.
2-ведущий:
За минуту вы записываете математические формулы, которые вы хорошо знаете.
1-ведущий:
И последнее задание капитанам: Решите задачу. Говорят, что на вопрос о том, сколько у него учеников Пифагор отвечал так:
« Половина моих учеников изучают математику, четвертая часть изучает природу, седьмая проводит время в молчаливом размышлении, остальную часть составляют 3 девочки. Сколько учеников у Пифагора?
2-ведущий: Пока капитаны команд зарабатывают очки. Пришло время для конкурса болельщиков. Поддержите свои команды и пополните их копилку очками. Каждый из вас сейчас назовет математические термины которые начинаются на букву «П».
1-ведущий: Капитаны, сдайте, пожалуйста, свои решения жюри.
2 –ведущий:
Команда «Фигура» - домашнее задание.
( на мотив песни «Коммунальная квартира»)
1. Эх, страна моя родная,
Край загадок и чудес!
Где еще такое счастье,
Где еще такой прогресс?!
Под одной огромной крышей
И просторней, и светлей.
Ни к чему нам дом отдельный,
Вместе будет веселей.
Припев:
Это математики, математики квартира,
Это математики, математики страна.
2. По утрам шурша листами,
Собирается народ,
Пифагор штаны стирает,
Эйлер интеграл берет,
Гаусс корни извлекает,
Ньютон делает бином.
Кто-то оси расставляет,
Архимед сидит с числом.
Припев:
3. К вечеру им всем не спится,
В логарифмы Бригг глядит,
Брадис возится с таблицей,
Измеряет мир Евклид.
Сам Безу там без остатка
Делит сложный многочлен.
Ни к чему нам дом отдельный,
Вместе будет веселей.
Припев:
1-ведущий:
Команда «радиус» вам слово
(Сценка)
Стоит Костя задумавшись.
Ирина (входя): Костя, о чем ты задумался?
Костя: Знаешь, о чем я задумался? Средние арифметическое – гениальное изобретение математики. Смотри, мы с тобой неразлучные друзья, все делим пополам, хорошее и плохое. Возьмем, например, оценки, которые получили сегодня. Ты получила «4», а я «2». Складываем, делим пополам, по тройке получили оба. Видишь, как хорошо. И отец меня не накажет. Да, здравствует среднее арифметическое!
Ирина: Но ты даже не спросил, устраивает это меня?
Костя: Подожди, это не все. Ты пришла в школу на 15 минут раньше, а я на пятнадцать минут позже. Складываем, делим пополам – среднее арифметическое!
Ирина: Ну ,ты же гений! (уходит в сторону). Ну, я тебя проучу.
Слышишь, Костя, ты меня просил купить тебе кеды в нашем магазине. Тебе мама дала денег?
Костя: Да.
Ирина: Давай я сбегаю в магазин, а ты решишь несколько примеров со своим средним арифметическим. (уходит)
Костя: Вот здорово! Наконец-то и у меня будут кеды, и Надежда Евгеньевна , не будет меня ругать. (делает несколько гимнастических упражнений)
Ирина: (входит с пакетом) Видишь, как я быстро вернулась. Я тебе кеды купила, не что-нибудь!
Костя: (с нетерпением) Давай быстрее, покажем их. (раскрывает пакет, с удивлением разглядывает: один большой кед, другой маленький). Что это?
Ирина: Ты еще спрашиваешь? Это твои кеды. Один 26 размера, другой 44. Складываем, делим пополам, получаем твой размер. Да здравствует среднее арифметическое!
(Костя с ужасом хватается за голову и убегает)
2-ведущий: « Допиши, как можешь…»
ЗАДАНИЕ: Заметить закономерность в рядах чисел, записать в каждую строчку по два следующих числа. Каждый участник команды записывает 2 числа, после совещания в команде.
Слово предоставляется команде «Радиус»
2,3,4,5,6,7 … (8,9…)
4,5,8,9,12,13…(16,17…)
5,10,15,20,25,30,… (35,40,...)
9,12,15,18,21, …(24,27,…)
8,8,6,6,4,4,…(3,3,…)
А теперь ваша очередь команда «Фигура»
9,1,7,1,5,1,…(4,1,…)
10,9,8,7,6,5…(4,3,…)
25,25,21,21,17,17,…(13,13,…)
3,7,11,15,19,23, …(27,31,…)
1,2,4,8,16,32, … (64,128,…)
1-ведущий :
А сейчас поиграем в игру «Третий - лишний».
Задача: Каждой команде будет задано по 3 вопроса, выбрать лишнее понятие и объяснить почему! Команды советуются. Ответ даёт капитан.
1)гектар, сотка, метр;
2)миля, тонна, центр;
3)треугольник, прямоугольник, ромб.
1)медиана, биссектриса, диагональ;
2)квадрат, трапеция, ромб;
3)центральный угол, вписанный угол, вертикальный угол.
2-ведущий:.Следующий конкурс для самых внимательных: Каждой команде будет представлено 3 рисунка.
Рисунок 1. Назовите число треугольников на рисунке.(8)
Рисунок 2. Сколько вы видите четырехугольников на рисунке?(7)
Рисунок 3. Посчитайте количество прямых углов на рисунке.(14)
1-ведущий:
Ты нам, математика, даёшь
Для победы трудностей закалку.
Учится с тобою молодёжь
Развивать и волю и смекалку.
И за это в творческом труде
Выручаешь в трудные минуты.
Мы сегодня искренне тебе
Посылаем гром аплодисментов.
2-й ведущий. В это время болельщикам предлагаем послушать сказку-вопрос.
- Собрались все четырехугольники на лесной поляне и стали обсуждать вопрос о выборе своего короля. Долго спорили и никак не могли прийти к единому мнению. И вот один старый параллелограмм сказал: «Давайте отправимся все в царство четырехугольников. Кто первым придет, тот и будет королем». Все согласились. Рано утром все отправились в далекое путешествие. На пути им встретилась река, которая сказала, что переплывут ее только те, у кого диагонали пересекаются и делятся пополам. Часть четырехугольников осталась на берегу, а остальные переправились и пошли дальше. На пути им встретилась гора, которая сказала, что даст перейти только тем, у кого диагонали равны. Несколько путешественников осталось у горы, остальные продолжили путь. Дошли до обрыва, где был узкий мост. Мост сказал, что пропустит тех, у кого диагонали пересекаются под прямым углом. По мосту прошел только один четырехугольник, который первым добрался до царства и был провозглашен королем. Кто стал королем? (Квадрат.)
- Ответьте на вопросы. Назовите имена:
а) Трех поросят из сказки «Три поросёнка». (Наф-Наф, Ниф-
Ниф, Нуф-Нуф.)
б) Трех толстяков из сказки Ю. Олеши «Три толстяка». (Без
имен.)
в) Трех мушкетёров из романа А. Дюма «Три муш-
кетера». (Атос, Портос, Арамис .)
г) Трех былинных героев на картине художника Васнецова «Три
богатыря». (Алеша Попович, Добрыня Никитич, Илья Муромец.)
д) Трех медведей из сказки Льва Толстого «Три медведя».
(Анастасия Петровна, Михаил Потапыч, Мишутка.)
- Из слова «геометрия» составьте как можно больше слов.
4)Угадайте мелодию и скажите фразу, в которой будет математический термин. ( звучат фонограммы песен):
- «Учат в школе». (К 4 + 2.)
- «Вместе весело шагать по просторам» (Раз - дощечка, два -дощечка.)
- «Крокодил Гена». (И подарит 500 эскимо.)
- «В траве сидел кузнечик». (Он ел одну лишь травку.)
- «Дважды два - четыре».(2*2=4)
- «Там вдали за рекой». (Сотня юных бойцов.)
- «Золотая свадьба». (40 правнуков и 25 внучат.)
- «Жили у бабуси». (2 весёлых гуся.)
- «Три белых коня».(3)
10. «Песенка про зарядку» (1, 2, 3, 4 -хобот выше, уши шире.)
1-ведущий:
Просим жюри подвести итоги.
Заключительное слово учителя.
Учитель. Математика - это орудие, с помощью которого человек познает и покоряет себе окружающий мир. Чтобы сделать в математике открытие, надо любить ее так, как любил ее каждый из великих математиков, как любили и любят ее десятки и сотни других людей. Сделайте хотя бы малую часть того, что сделал каждый из них, и мир навсегда останется благодарным вам. Полюбите математику!