Сложение и вычитание десятичных дробей 5 класс
материал по алгебре (5 класс) на тему

Морозова Раиса Аркадьевна

Конспект урока. Презентация

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1»

г.Воркуты

Конспект урока по математике
в 5 классе

«Сложение и вычитание десятичных дробей»

подготовила

учитель математики

Морозова Раиса Аркадьевна


2015

Цель:

  1. Учиться применять правило сложения (вычитания) десятичных дробей в решениях упражнений.
  2. Развивать логическое мышление, математическую речь, учение работать самостоятельно.
  3. Расширить знания учеников об окружающем их миру (использование регионального компонента на уроках математики). (слайд 1,2)

Структура урока:

  1. Организационный момент
  2. Проверка домашнего задания
  3. Математический диктант
  4. Решение задач
  5. Самостоятельная работа
  6. Домашнее задание

Ход урока

На доске: Знания имей отличные по теме: «Дроби десятичные».

Давайте любить окружающую нас природу, беречь и охранять животных и птиц. (слайд 3)

Математический диктант (слайд 4)

Вариант 1

  1. Число 7,4 увеличьте на 0,6
  2. К числу 2,85 прибавьте 0,1
  3. Число 3,5 уменьшите на 2
  4. От числа 9,62 отнимите 0,01
  5. На сколько число 0,98 меньше 1

Вариант 2

  1. Число 9,8 увеличьте на 0,2
  2. К числу 6,21 прибавьте 0,01
  3. Число 4,3 уменьшите на 3
  4. От числа 10,72 отнимите 0,1
  5. На сколько число 0,99 меньше 1

Ответы математического диктанта (слайд 5)

Вариант 1

  1. 8
  2. 2,95
  3. 1,5
  4. 9,61
  5. На 0,2

Вариант 2

  1. 10
  2. 6,22
  3. 1,3
  4. 10,62
  5. На 0,01

Организуется взаимопроверка работ в парах. Ребята меняются тетрадями. Открываются на доске готовые ответы диктанта. Правильные ответы отмечаются знаком «+»; а неправильные – знаком «-».

Количество знаков «+»            Оценка

+ + + + +                                                      «5»

+ + + +                                                         «4»

+ + +                                                            «3»

+ + или +                                                     «2»

Решение упражнений (слайд 6)

Музыкальная пауза. Звучит фрагмент Коми песни в исполнении Лидии Логиновой «Божество природы».

Ребята, мы не случайно прослушали фрагмент Коми песни «Божество природы», потому, что сегодня мы будем решать особенные упражнения на сложение и вычитание десятичных дробей. Эти упражнения помогут вам больше узнать о животном мире нашей Республики Коми.

Республика расположена в двух основных зонах, в зане тундры и в зоне тайги, поэтому животный мир нашего края очень разнообразный. В бассейнах рек Вычегды, Сысолы, Мезени, Печоры водятся бобры. Это крупные грызуны, которые сооружают из ветвей и ила домики, поперек реки делают плотины длиной 5-6 м. Мех бобра очень высоко ценится. Из жира бобра изготовляют лекарства. (слайд 7)

Задание №1 (слайд 8)

Узнайте длину тела бобра (в дециметрах). Поможет вам в этом удивительный квадрат.

5,9

6,3

3,6

2,3

2,7

0

3,7

4,1

1,4

  1. Из первой строки выберите наименьшее число
  2. Из второй строки выберите наибольшее число
  3. Из третьей строки выберите не наименьшее и не наибольшее число
  4. Найдите сумму выбранных трех чисел, и вы получите ответ на этот вопрос (Ответ: 10(дм) – длина тела бобра)
  5. Сколько это сантиметров? (Ответ: 100 см)
  6. Сравните длину тела бобра со своим ростом
  7. Вес бобра от 20 кг до 50 кг. Выразите 20 кг в тоннах (0,02 т)

(слайд 9)

Задание №2 (слайд 10)

Предлагается решить 7 заданий на доске и в тетради. Верному ответу каждого задания соответствует «своя» буква в таблице. Решая эти задания вы отгадаете типичного обитателя тундры Республики Коми. (задания и таблица записаны заранее на доске).

  1. 2,145+3,01
  2. 105,11-8,7
  3. Решите уравнение: 1-х=0,89
  4. Решите уравнение: х-0,09=0,02
  5. Решите уравнение: х+15,35=19,4
  6. Решите задачу: В первый день продали 12,52 м ткани, а во второй день 19,7 м. Сколько м ткани продали за два дня?
  7. Решите задачу: Масса двух кочанов капусты 10,67 кг, а одного из них 5,29 кг. Какова масса другого кочана?

Г

Л

И

М

М

Н

Е

Р

5,38

5,155

4,05

0,11

0,11

32,22

96,41

0,4

На доске появляется слово «лемминг», а также помещается рисунок лемминга.

Комментарии учителя (слайд 11)

Лемминги нужны в тундре всем. Леммингами кормятся песцы, горностаи, совы. Увеличивается численность леммингов, значит увеличивается численность песцов. Длина тела лемминга от 12 см до 15 см. Для человека эти животные ценности не представляют, но истреблять, уничтожать животных  человек не имеет права. К девизу нашего урока: «Знания имей отличные по теме «Дроби десятичные» следует добавить и такой призыв «Давайте любить окружающую нас природу, беречь и охранять животный мир и птиц».

Стихотворение Коми поэта Николая Володарского «Горностай» читает ученица 5-го класса. (слайд 12)

Вот иду таежною тропинкой,

Улеглись усталые снежинки.

Улеглись мохнатые метели,

Ни к чему им бунтовать в апреле.

Что за чудо!

Верю и не верю.

В десяти шагах мордашка зверя.

Нет же, не фантазия пустая:

В белой шубке вижу горностая.

Очень шустрый и забавный очень.

То пройдет боком, то подскочет,

То на лапки станет, будто служит,

То легко опишет полукружье.

То приляжет, то кружит сначала,

То застынет в позе величавой.

В белой шубке, в солнечном сиянье,

Горностай танцует на поляне.

Ничего вокруг не замечая,

Он танцует.

Он весну встречает.

Самостоятельная работа (слайд 13)

Вариант 1

Отгадайте типичного представителя животного мира Республики Коми, решив следующие примеры:

  1. 4,41+5,36
  2. 5,24-1,8
  3. 52+4,15
  4. 39,5-36,06
  5. 19-0,4

Е

Д

Ц

С

П

Е

3,44

0,

18,6

56,15

9,77

3,44

Вариант 2

Отгадайте типичного представителя животного мира Республики Коми, решив следующие примеры:

  1. 4,19+6,32
  2. 6,43-1,7
  3. 48+3,17
  4. 46,7-5,81
  5. 21-0,3

Ь

О

Н

Л

Е

Т

20,7

10,51

40,89

4,73

51,17

4,9

Решение примеров ведется до первых победителей их первого и второго вариантов. Победители получают оценки и прикрепляют рисунки отгаданных животных на доске. (Ответы: песец, олень).

Комментарии учителя (слайд 14)

- Песец – полярный хищник. Длина тела 50 – 75 см, вес от 2-х до 8-ми кг. Это ценный пушной зверь.

- Олень. Длина его тела 150 – 200 см, вес от 80 до 100 кг. Пользу человеку олень приносит огромную. Из шкуры оленя шьют одежду, пимы. В рогах оленя содержится вещество, из которого изготовляют лекарство. Олень – средство передвижения на севере.

Домашнее задание (слайд 15)

Составить задачу по следующим данным.

Приписное воркутинское охотхозяйство имеет площадь охотничьих угодий 1680000 га. В 2000 году было учтено 6440 зайцев, добыто 1116 зайцев. В 2001 году учтено 9720 зайцев, добыто 1130 зайцев.

По учебнику №1299, №1298.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики в 5 классе по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей"

Тема: Сложение и вычитание десятичных дробей. (урок  изложения нового материала) Цели: 1. обучающие :ознакомить с приемом выполнения сложения и вычитания десятичных дробей; подвести учащихся к п...

Презентации " Деление десятичных дробей на натуральное число". "Сложение и вычитание десятичных дробей"

Презентации к урокам в 5 классе по темам "Слажение и вычитание десятичных дробей" и "Деление десятичных дробей на натуральное  число." Считаю, тему "Десятичные дроби" в курсе 5 класса одной из вы...

Урок на тему "Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей"

Тема «Десятичные дроби», изучаемая в курсе математики 5-го класса, представляет определенные трудности для учащихся. Вместе с тем эта тема – одна из наиболее важных в курсе математики средней школы, т...

Урок на тему "Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей"

Тема «Десятичные дроби», изучаемая в курсе математики 5-го класса, представляет определенные трудности для учащихся. Вместе с тем эта тема – одна из наиболее важных в курсе математики средней школы, т...