Реализация требований ФГОС ООО при обучении учащихся 5 класса теме: «ОБЫКНОВЕННЫЕ ДРОБИ»
план-конспект занятия по алгебре (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов
«Кузбасский региональный институт повышения квалификации
и переподготовки работников образования»
Факультет повышения квалификации
Кафедра естественнонаучных и математических дисциплин
Реализация требований ФГОС ООО при обучении учащихся 5 класса
теме: «ОБЫКНОВЕННЫЕ ДРОБИ»
(проект)
Исполнители:
Тулакина Татьяна Анатольевна,
учитель математики
МБОУ Основная школа 24
города Киселевска.
Консультант:
Трушкина Татьяна Петровна,
методист по математике старший преподаватель
Кемерово 2014
Содержание:
Введение…………………………………………………………………………с. 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы обучения теме
§ 1. Новые федеральные государственные образовательные стандарты….. с. 4
§ 2. Логико-математический анализ содержания темы…................................ с. 8
§ 3. Цели обучения теме «Обыкновенные дроби» ……………….………….с. 11
3.1. Развитие познавательных УУД
3.2. Развитие регулятивных УУД
3.3. Развитие коммуникативных УУД
3.4. Развитие личностных УУД
ГЛАВА 2. Методические рекомендации обучения теме
§ 4. Карта изучения темы и её использование………………………………. с. 17
§ 5Учебный план темы ……………………………………………………..…с.21
§ 6. Примеры реализации целей обучения теме ……………..……………… с.30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список литературы……………………………………………………………...с.36
Приложение……………………………………………………………………...с.39
ВВЕДЕНИЕ
Умение вычислять, логически мыслить, быть настойчивым и упорным, внимательным и аккуратным – эти качества необходимы каждому человеку. А как их приобрести? Математика – волшебная наука, которая поможет развить эти умения и способности. И не важно, какая профессия будет выбрана: строителя или кондитера, программиста или фермера, врача или экономиста, - полученные математические знания всегда пригодятся.
Изучение математики можно сравнить с нелегким, но увлекательным путешествием по удивительной стране.
ГЛАВА 1.
§ 1. Новые федеральные государственные образовательные стандарты
Важнейший нормативный правовой акт Российской Федерации, устанавливающий систему норм и правил, обязательных для исполнения в любом образовательном учреждении, реализующем основные образовательные программы - Федеральный государственный образовательный стандарт. Нужен ли нам новый стандарт в условиях современной жизни?
- Главная цель российской образовательной политики – обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.
Поэтому наше государство и ставит одной из главных целей: воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. В связи с запросами общества и изменяется цель образования. Это:
- Гармоничное развитие личности, интегрированной в мировую и национальную культуру, обладающей ключевыми компетентностями, способной к ответственному поведению и самореализации в современном ей обществе.
- Признание обществом значимости (полезности) той деятельности, которую выполняет личность
- Получение личностью удовлетворения от результатов своей деятельности
(материального, интеллектуального, эмоционального).
Поэтому важно вооружить ребенка умениями, которые помогут ему
ориентироваться в новых ситуациях своей профессиональной, личной и общественной жизни, достигая поставленной цели.
Министр образования и науки Российской Федерации Андрей Фурсенко на заседании коллегии Министерства 22 февраля 2011 года отметил: «Задача современной школы: подготовка профессионального ученика. Если раньше образование получали на всю жизнь, то в современном мире необходимо образование в течение всей жизни. Поэтому уже в школьном возрасте нужно сформировать у ребёнка привычку постоянно учиться и совершенствоваться, научить учиться».
Это значит:
- Уметь ставить цель.
- Видеть способы достижение намеченной цели.
- Совершать учебные действия.
- Контролировать и корректировать свои способы достижения учебных действий.
5. Оценивать результаты достижения учебной цели.
Введение нового стандарта, позволяет воспитать ребенка самостоятельной, развитой, образованной творческой личностью, способной обеспечить процветание страны. Президент России, говоря о «новой школе», в первую очередь говорил именно о таком образовании. Стандарт расширяет возможности педагогов и управленцев, позволяет действительно говорить о новом качестве в образовании. Идеи, заложенные в этот стандарт, обоснованы, позволят реально изменить многое в школе, они привлекают всех, кто пришел в нашу профессию по велению сердца и очень хочется верить, что именно этот стандарт станет основой современной образовательной политики страны.
Поэтому у выпускника школы должны быть сформированы:
- основы гражданской идентичности,
- чувство сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю,
- ответственность за общее благополучие,
- система общечеловеческих ценностей,
- мотивационная основа учебной деятельности и способность к самооценке.
Образованность – интегрированный результат общего образования, выражающийся в способности личности самостоятельно решать определенный класс проблем на основе использования освоенного социального опыта. Поэтому и возникает основная педагогическая задача:
- Чему учить? – обновление содержания
- Как учить? – обновление средств обучения
В широком значении – умение учиться, т.е. способность учащегося к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
В более узком – совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Одним из ведущих направлений модернизации образования является создание эффективной системы воспитания в общеобразовательных учреждениях. Поэтому на первое место в новых стандартах ставятся цели создания условий охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, сохранение и поддержки индивидуальности каждого ребёнка. Считаю это очень актуальным и важным. В связи с этим в новых стандартах вводятся дополнительные часы на внеурочную деятельность. Она должна обеспечивать достижение планируемых результатов освоения ООП НОО.
- Внеурочная деятельность как важная составная часть содержания образования, увеличивающая его вариативность и адаптивность к интересам, потребностям и способностям школьников.
- В каждом классе школы предполагается выделить в среднем по 10 часов в неделю на внеурочную деятельность – спортивно-оздоровительную, познавательную и исследовательскую, художественно-эстетическую, трудовую и т.д.
Что же нам дает внеурочная деятельность?
- Воспитательный результат внеурочной деятельности – непосредственное духовно-нравственное приобретение ребенка благодаря его участию в том или ином виде внеурочной деятельности.
- Воспитательный эффект внеурочной деятельности – влияние (последствие) того или иного духовно-нравственного приобретения на весь процесс развития личности ребенка.
Чем же отличается ФГОС второго поколения от первого?
- Новый ФГОС - средство не фиксации состояния образования, достигнутого на предыдущих этапах его развития, а средство ориентации образования на достижение нового качества, адекватного современным (и даже прогнозируемым) запросам личности, общества и государства.
- Ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, но, прежде всего, на формирование личности учащихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности, обеспечивающими успешность в познавательной деятельности на всех этапах дальнейшего образования.
Данный стандарт связывает теоретические, практические и рефлексивные знания. Школа становится ключевым звеном в реализации стратегических планов России.
§ 2. Логико-математический анализ содержания темы
Формулировка определения | Логический анализ | Подведение под понятие | Следствие из определения | Возможные ошибки | |||||
Термин | Род | Видовые отличия | Логические связи | Вид определения | Опорные знания | ||||
1.Мама купила арбуз и разделила его на 6 равных частей. Эти равные части называют долями | доля | дробь | запись | конъюнктивная | через род и видовые отличия | деление | деление целого на части | Куда записывать делимое и делитель | |
2. Запись вида называют обыкновенными дробями | обыкновенная дробь | части | запись | конъюнктивная | через род и видовые отличия | доля | деление целого на части | Изображение дробей на координатной прямой | Что показывает знаменатель и что показывает числитель |
3. Дробь, в которой числитель меньше знаменателя, называют правильной дробью. Дробь, в которой числитель больше знаменателя или равен ему называют неправильной дробью. | правильна и неправильная дробь | дробь | дробь определяется данным знаменателем по отношению к числителю | конъюнктивная | через род и видовые отличия | понятие числителя и знаменателя | - числитель -знаменатель <,то- дробь правильная ,то- дробь неправильная. | Правильная дробь меньше единицы, а неправильная дробь больше или равна единице | Путают числитель и знаменатель |
4.Запись числа, содержащих целую и дробную части, называют смешанной (смешанное число) | смешанное число | дробь | Есть целая часть и дробная часть | конъюнктивная | через род и видовые отличия | обыкновенная дробь, натуральное число | Сложения целой части и дробной части | Перевод из смешанной дроби в неправильную. Перевод из неправильной в смешанную дробь | При переводе из неправильной дроби путают куда писать неполное частное, остаток, делитель. При переводе в смешанную дробь, что писать в знаменатель, как получается числитель. |
§ 3. Цели обучения теме «Обыкновенные дроби»
Таблица целей обучения теме «Обыкновенные дроби»
Формулировки обобщённых целей | Формулировки учебных задач, с помощью которых достигается обобщённая цель | Средства помощи | |||
цель считается достигнутой, если Вы на уровнях: | |||||
первом | втором | третьем | |||
Ц 1: приобретение УИ, формирование логических ПУД | а) анализирует текст учебника и составляет схему определения понятий; б) анализирует решение задач из учебника, обобщает их решение помощью готового предписания в) подводит решение задачи под готовое предписание. | а) строит логической цепи рассуждения; выдвижение гипотез, их обоснование на сравнение, сверяясь с учебником; б) выполняет анализ и выявляет преобразования для выделения целой части числа и представлению смешанного числа в виде неправильной дроби; в) обобщает решение задач одного типа и составляет предписание, используя карточку-информатор. | а) даёте определение всех видов обыкновенных дробей; знаково-символические действия; б) выполняете анализ и выявляете действий, нужные для сложения и вычитания смешанных дробей, в) составляете приёмы их решений с помощью указаний г) используете приобретенные знания и умения в межпредметных связях (информатика, экономика, технология); д) используете справочную литературу для получения информации по данной теме | а) карточки-информаторы; б) алгоритмы выполнения действий с обыкновенными дробями; в) алгоритмы сравнения обыкновенных дробей; г) макет: «Доли и дроби»; д) таблица окружности и круга | |
Ц 2: кон-троль усвоения теории; формирование | знает а) определения: 1) окружности, круг, радиус, диаметр круга и окружности, полуокружность, дуга окружности; 2) обыкновенные дроби, что показывает числитель, знаменатель, 3) правильные и неправильные дроби; 4) смешанные числа; 6) деление и дроби б) формирует законы и правила: 1) выполнения арифметических действий, 2) сравнения дробей с одинаковым знаменателем, 3) нахождение неизвестных компонентов, 4) сложения и вычитания обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями; 5) распознавания правильные и неправильные дроби; отмечать их на координатном луче в) проговаривает алгоритмы: 1) сравнение дробей; 2) сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями; 3) сложение и вычитание смешанных чисел; 4) выделения целой части числа и представлению смешанного числа в виде неправильной дроби; г) приводите примеры в соответствии с определениями; д) рассказывает краткие сведения из истории возникновения дробей. | знает виды обыкновенных дробей и их определения; применяет свойства сложения и вычитания; понимает мировоззренческое значение обыкновенных дробей | 1) алгоритмы выполнения действий с обыкновенными дробями; 2) приём саморегуляции; 3) таблицы с предписаниями; 4) карточки-информаторы | ||
Ц 3: применение знаний и умений | Умеет:
| 1) приём саморегуляции; 3) таблицы с предписаниями; 4) карточки-информаторы 5)стандарты решений обыкновенных дробей | |||
б) использовать основные алгоритмы и предписания для выполнения заданий 1-ого уровня сложности; в) использовать прием саморегуляции для выполнения заданий 1-ого уровня сложности | б) использовать все основные алгоритмы и предписания для выполнения заданий 2-го уровня сложности; в) использовать прием саморегуляции для выполнения заданий 2-го уровня сложности | б) использовать все основные алгоритмы и предписания для выполнения заданий 3-го уровня сложности; в) использовать прием саморегуляции для выполнения заданий 3-го уровня сложности | |||
Ц 4: формирование КУД | Ц 4: а) работаете в группе, оказываете взаимопомощь, рецензируете ответы товарищей; б) организуете взаимоконтроль, взаимопроверку и др. на всех этапах учебно-познавательной деятельности (УПД) по выполненным заданиям предыдущих уровней с обоснованием; в) оказываете помощь, работающим на предыдущих уровнях; г) осуществляете поиск информации для подготовки письменного сообщения и устного выступления в соответствии с изучаемой темой, используя правила коммуникативного взаимодействия | приёмы контроля, оценки; | |||
Ц 5: формирование общих ПУД и РУД | Ц 5: а) выбираете уровни достижения целей и формулируете цели своей учебной деятельности; б) выбираете задачи и решает их; в) осуществляете самопроверку с использованием образцов, приёмов; г) составляете контрольную работу для своего уровня усвоения; д) оцениваете свою итоговую деятельность по данным объективным критериям; по собственным критериям, сравнивая их с объективными критериями; е) делаете выводы о дальнейших действиях, планирует коррекцию учебно-познавательной деятельности | приёмы саморегуляции УПД |
ГЛАВА 2. Методические рекомендации обучения теме
§ 4. Карта изучения темы и её использование
Логическая структура и цели изучения темы (таблица целей) | ||||||||||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | ||
Ц 1,5 | Ц 2-4 | Ц 1-3 | Ц 2-4 | Ц 2-4 | Ц 2 -5 | Ц 1-3 | Ц 2- 4 | Ц 2-5 | Ц 1-3 | Ц 2-4 | Ц 3,5 | Ц 1, 2,4,5 | Ц 2-4 | Ц 2-5 | Ц 1-3 | Ц 2-4 | Ц 1-3 | Ц 2-4 | Ц 1-3 | Ц 2-5 | Ц 2-5 | Ц 3,5 | ||
П. 22 | П. 22 | П. 23 | П. 23 | П. 23 | П. 23 с/р | П. 24 | П. 24 | П. 24 с/р | П. 25 | П. 25 | Контрольная работа | П. 26, 25 | П. 26, 25 | П. 26 с/р | П. 27, 25, 26 | П. 27, 25, 26 | П. 28, 25, 26 | П.28 25, 26 | П. 29 26 | П. 29, 26 с/р | П22, 29 Подг. к КР | Контрольная работа | ||
Блок актуализации знаний учащихся | ||||||||||||||||||||||||
Знать:
Уметь:
| ||||||||||||||||||||||||
III. Предметные результаты (Ц 2, 3 таблицы целей): уметь решать вычислительные примеры на сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями, сравнивать дроби с одинаковыми знаменателями, распознавания правильные и неправильные дроби; отмечать их на координатном луче и применять полученные знания для решения текстовых задач, используя понятия: определение правильной и неправильной дроби, смешанной дроби, алгоритмы 1) сравнение дробей; 2) сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями; 3) сложение и вычитание смешанных чисел; 4) выделения целой части числа и представлению смешанного числа в виде неправильной дроби; применение формул: правил сложения и вычитания с одинаковыми знаменателями с помощью букв | ||||||||||||||||||||||||
Метапредметные результаты: перечень учебных действий (умений) для освоения темы (Ц 1 - 5) | ||||||||||||||||||||||||
Познавательные УУД | Регулятивные УУД | Коммуникативные УУД | Личностные УУД | |||||||||||||||||||||
|
|
|
|
§ 5. Учебный план темы
Тематическое и почасовое планирование образовательных результатов освоения математики
на 2014/2015 учебный год (фрагмент)
Условные обозначения: ПУУД – познавательные УУД;
ПЛ УУД - познавательные логические УУД;
ПО УУД - познавательные общеучебные УУД;
РУУД – регулятивные УУД;
КсУУД – коммуникативные УУД сотрудничество;
КрУУД – коммуникативные УУД для общения: развитие устной и письменной речи;
Ц1 – Ц 5 – цель 1 – 5; ДЗ – домашнее задание;
УПД – учебно-познавательная деятельность.
№ уро- ков | Раздел, тема урока | Форма урока; форма обучения | Предметные и метапредметные результаты Ц 1 (ПЛ УУД), Ц 2 (ПО УУД, РУУД), Ц 3 , Ц 4 (КсУУД, КРУУД), Ц 5 (ПОУУД, РУУД) |
1 - 23 | Название темы: «Обыкновенные дроби» Средства обучения 1) таблицы….. 2) подсказки к поиску решения задач; 3) предписания… 4) карточки с приёмами; 5) Карта темы | Уроки: семинар, практикум, лекция, др. Фронтальная, индивидуальная групповая формы обучения | Ц 1: приобретение учебной информации и развитие интеллектуальных умений при изучении: а) понятий; б) алгоритмов; в) типов задач Ц 2: контроль усвоения теоретических знаний: а) математических понятий; б) правил, алгоритмов; в) типов и классов задач Ц 3: применение знаний и интеллектуальных умений при решении учебных задач Ц 4: развитие коммуникативных умений через: включение в групповую работу; взаимопомощь, рецензирование ответов; организацию взаимоконтроля и взаимопроверки на всех этапах УПД Ц 5: развитие организационных умений (целеполагание, планирование, реализация плана, саморегуляция УПД) |
1 | Окружность и круг | Урок смешанного типа Фронтально-индивидуальная | Ц 5: Введение в тему, постановка и формулирование целей своей учебной деятельности; Ц 1: Развитие познавательных УУД , |
2 | Окружность и круг | Практикум: Фронтальная и парная формы | Ц 2: контроль усвоения изученного материала в процессе изучения нового материала |
3 | Доли. Обыкновенные дроби | Урок смешанного типа Фронтально-индивидуальная | Ц 5: Введение в тему, постановка и формулирование целей своей учебной деятельности; Ц 1: Развитие познавательных УУД , |
4 | Доли. Обыкновенные дроби | Практикум: Фронтальная и парная формы | Ц 2: использует предписания для решения типов задач своего уровня сложности; контроль усвоения изученного материала в процессе изучения нового материала |
5 | Доли. Обыкновенные дроби | Практикум: Парное взаимообучение | Ц 2: использует предписания для решения типов задач своего уровня сложности; контроль усвоения изученного материала в процессе изучения нового материала Ц 3: аналогичные, обратные задачи и решает, используя помощь Ц 4: рецензирует ответы товарищей по выполненным заданиям предыдущих уровней с обоснованием; оказывает помощь, работающим на предыдущих уровнях; |
6 | Доли. Обыкновенные дроби | Групповая работа Индивидуальная | Ц 2: контроль усвоения изученного материала в процессе изучения нового материала Ц 3: аналогичные, обратные задачи и решает, используя помощь Ц 4: рецензирует ответы товарищей по выполненным заданиям предыдущих уровней с обоснованием; оказывает помощь, работающим на предыдущих уровнях; Ц 5: осуществляет самопроверку с использованием образцов, приёмов; |
7 | Сравнение дробей | Урок смешанного типа Фронтально-индивидуальная | Ц 5: Введение в тему, постановка и формулирование целей своей учебной деятельности; Ц 1: Развитие познавательных УУД , |
8 | Сравнение дробей | Практикум: Фронтальная и парная формы | Ц 2: контроль усвоения изученного материала в процессе изучения нового материала Ц 4: рецензирует ответы товарищей по выполненным заданиям предыдущих уровней с обоснованием; оказывает помощь, работающим на предыдущих уровнях; |
9 | Сравнение дробей | Практикум: Фронтально-индивидуальная | Ц 2: контроль усвоения изученного материала в процессе изучения нового материала Ц 4: рецензирует ответы товарищей по выполненным заданиям предыдущих уровней с обоснованием; оказывает помощь, работающим на предыдущих уровнях; Ц 5: выбирает задачи и решает их, осуществляет самопроверку с использованием образцов, приёмов; |
10 | Правильные и неправильные дроби | Урок смешанного типа Фронтально-индивидуальная | Ц 2: использует предписания для решения типов задач своего уровня сложности; Ц 3: решает задачи своего уровня сложности, Ц 1: Развитие познавательных УУД , |
11 | Правильные и неправильные дроби | Практикум Фронтально-индивидуальная, индивидуальная или парная | Ц 2: контроль усвоения изученного материала в процессе изучения нового материала Ц : 3, делает выводы о качестве собственных знаний, необходимых для выполнения контрольной работы Ц 4: рецензирует ответы товарищей по выполненным заданиям предыдущих уровней с обоснованием; оказывает помощь, работающим на предыдущих уровнях; |
12 | Контрольная работа № 7 по теме: “Обыкновенные дроби. Правильные и неправильные дроби”. | Проверка знаний, индивидуальная работа | Ц : 3, 5: выбирает задачи своего уровня сложности , решает их; |
13 | Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями | Рефлексивный семинар Индивидуальная, парная (взаимопомощь) | Ц 2: контроль усвоения изученного материала в процессе изучения нового материала Ц 4: анализирует собственные ошибки с помощью товарища и исправляет их; Ц 5: вспоминает планируемые цели своей учебной деятельности; оценивает свою итоговую деятельность по данным объективным критериям; делает выводы о результатах своей деятельности, дальнейших действиях, планирует коррекцию учебной познавательной деятельности Ц 1: Развитие познавательных УУД , |
14 | Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями | Практикум Фронтально-индивидуальная, индивидуальная или парная | Ц 2: применение формул, выполняет сложение и вычитание с одинаковыми знаменателями, применяет правила к решению задач; контроль усвоения изученного материала в процессе изучения нового материала
|
15 | Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями | Практикум. Индивидуальная | Постановка и решение проблемы (познавательные УУД) Ц 2: контроль усвоения изученного материала в процессе чтения лекции Ц 5: вспоминает планируемые цели своей учебной деятельности; оценивает свою итоговую деятельность по данным объективным критериям; делает выводы о результатах своей деятельности, дальнейших действиях, планирует коррекцию учебной познавательной деятельности |
16 | Деление и дроби | Рефлексивный семинар Индивидуальная, парная (взаимопомощь) | Ц 2: использует предписания для решения типов задач своего уровня сложности; контроль усвоения изученного материала в процессе изучения нового материала Ц 1: Развитие познавательных УУД , |
17 | Деление и дроби | Практикум. Индивидуальная | Ц 2: контроль усвоения изученного материала в процессе изучения нового материала |
18 | Смешанные числа | Рефлексивный семинар Индивидуальная, парная (взаимопомощь) | Ц 2: использует алгоритмы выделения целой части из неправильной дроби и представления смешенного числа в виде неправильной дроби; контроль усвоения изученного материала в процессе изучения нового материала Ц 1: Развитие познавательных УУД , |
19 | Смешанные числа | Практикум. Индивидуальная | Ц 2: контроль усвоения изученного материала в процессе изучения нового материала |
20 | Сложение и вычитание смешанных дробей | Рефлексивный семинар Индивидуальная, парная (взаимопомощь) | Ц 2: использует сложение и вычитание смешанных чисел на основе свойств действий, контроль усвоения изученного материала в процессе изучения нового материала Ц 1: Развитие познавательных УУД , |
21 | Сложение и вычитание смешанных дробей | Практикум Фронтально-индивидуальная, индивидуальная или парная | Постановка и решение проблемы (познавательные УУД) Ц 2: контроль усвоения изученного материала в процессе изучения нового материала Ц 5: вспоминает планируемые цели своей учебной деятельности; оценивает свою итоговую деятельность по данным объективным критериям; делает выводы о результатах своей деятельности, дальнейших действиях, планирует коррекцию учебной познавательной деятельности |
22 | Сложение и вычитание смешанных дробей | Практикум. Индивидуальная | Ц 2: контроль усвоения изученного материала в процессе изучения нового материала Ц 5: выбирает задачи своего уровня сложности , решает их, осуществляет самопроверку; делает выводы о качестве собственных знаний, необходимых для выполнения контрольной работы |
23 | Контрольная работа № 8 по теме: “Смешанные числа. Сложение и вычитание смешанных чисел”. | Проверка знаний, индивидуальная работа | Ц : 3, 5: выбирает задачи своего уровня сложности , решает их; |
Внеурочная самостоятельная деятельность: | |||
I. Тематика для подготовки рефератов, выступлений на конференцию, математический вечер, декаду математики и др. (по итогам изучения курса за четверть, за 1-е полугодие, за год) 1) Солнечные часы . 2) Монеты в старину на Руси. 3) Название дробей в старинных книгах. 4) История возникновения дробей, их обозначение. 5) Число пи. 6) Математические фокусы связанные с кругом. 7) Старинные задачи на дроби. II. Тематика долгосрочных проектов по разделу 1) История возникновения дробей, их обозначение. |
§ 6. Примеры реализации целей обучения теме
УРОК ПО ТЕМЕ:
«Сложение и вычитание смешанных дробей»
ЦЕЛЬ:
- ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ: способствовать развитию навыков самостоятельного применения знаний при сложении и вычитании смешанных дробей;
- РАЗВИВАЮЩАЯ: развивать и совершенствовать умения применять имеющиеся у учащихся знания в измененной ситуации; развивать логическое мышление обобщить и систематизировать знания по теме;
- ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ: воспитывать у учащихся аккуратность, культуру поведения, чувство ответственности, самостоятельность.
регулятивных УУД: умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные; осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата; корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
познавательных УУД: умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные; осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата,
коммуникативных УУД: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе, находить общее решение; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
личностные результаты: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению,
способность ставить цели и строить жизненные планы, формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками,
ОБОРУДОВАНИЕ: таблица действительных чисел (действия с десятичными дробями), листок, копировка, карточки.
ТИП УРОКА: комбинированный (общественный смотр знаний)
ПЛАН УРОКА.
- ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
Сегодня у нас необычный урок – это урок общественного смотра знаний.
Девиз урока: «УЧИТЬСЯ МОЖНО ТОЛЬКО ВЕСЕЛО…
ЧТОБЫ ПЕРЕВАРИТЬ ЗНАНИЯ, НАДО ПОГЛОЩАТЬ ИХ С АППЕТИТОМ»
Анатоль Франс
Такие слова были сказаны французским писателем. Последуем этому совету, постараемся с большим желанием, ведь знания пригодятся нам в дальнейшем.
А поэтому цель нашего урока – обобщить и систематизировать знания по теме….. А по какой теме, мы узнаем из следующего задания.
- УСТНАЯ РАБОТА:
- Вычислите: = …; 7+=…; =…; …; 1…; 2+…; =…; =…; = …; …; …; …; …; =…;
– а; – и; – с;– н; 7– м; 7,3 – р; – е; –ш; – е; – ч; - ы; 1 – л.
(Пока работаем устно, два человека самостоятельно – игра «ЛОТО»
Как сложить и вычесть смешанные дроби?
- Можно ли сравнивать обыкновенные дроби?
Какими математическими знаками записывается результат сложения?
Как сравнить десятичные дроби?
Рассмотрим замечательный квадрат. Он поможет нам узнать о СРАВНЕНИИ ДРОБЕЙ (работа в парах)
0 | 9 |
- НАЙДИТЕ НАИБОЛЬШЕЕ ЧИСЛО В ПЕРВОЙ СТРОКЕ.
- НАЙДИТЕ НАИМЕНЬШЕЕ ЧИСЛО ВО ВТОРОЙ СТРОКЕ
- НАЙЛИТЕ НИ НАИМЕНЬШЕЕ, НИ НАИБОЛЬШЕЕ ЧИСЛО В ТРЕТЬЕЙ СТРОКЕ
- НАЙДИТЕ СУММУ ЭТИХ ЧИСЕЛ.
Этот квадрат помог нам узнать длину тела бобра в дециметрах.
Сообщение: Бобр – крупный грызун, ведет полуводный образ жизни, обитает по лесным рекам, сооружает из ветвей и ила домики, делает плотины длинной 5 – 6 метров
- «Равный счет».
. Ученикам предлагается придумать примеры на сложение и вычитание смешанных чисел, чтобы в ответе получилось число .
4. Работа с сигнальными карточками. Учитель называет несколько ответов, при неправильном ответе – красный цвет, при правильном – зеленый.
а) ;
б) ;
в) .
- ОТРАБОТКА ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ (тетради, число, классная работа) (групповая работа)
1. «Счет-эстафета». На доске заранее написаны примеры для каждого ряда. Первые участники игры от каждого ряда-команды решают первое задание из своего столбика, затем возвращаются на свои места, отдав мел второму члену своей команды, и т. д.
2. Фронтальная работа (на доске с комментированием)
1) При каких m дробь будет правильной?
2) Вычислите: ; .
3) Решить уравнение:
а) ; б) .
3.Работа по рядам группами
Первая группа: Найдите код к решению данных примеров
Выделить целую часть из дробной части чисел:
Коды: 1) ; 2); 3); 4); 5)5; 6) [3615]
Вторая группа: Записать в виде неправильной дроби дробную часть чисел: , взяв единицу из целой части.
Третья группа: Выполните сложение:
а) ; б) ; в) ; г) ;
д) ; е) .
4.Клоун придумал несколько примеров на сложение и вычитание смешанных дробей, а чтобы было смешно, стер в них некоторые числа, а где-то вычислил неправильно. Вот такие забавные равенства получились: Найдите ошибки или неправильный ответ (работа в парах).
- [10]
- []
- [7]
- []
- 5 []
- 4 - []
- ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ: самостоятельная работа
Первый вариант:
а) Выполните действия:
1) ; 2) ; 3) .
б) Решите уравнение: х+.
Второй вариант:
а) Выполните действия:
1) ; 2).
б) Решите уравнение: .
Третий вариант:
а) Выполните действия:
1) ; 2) .
б) Решите уравнение: .
V. Итог урока
VI. Домашнее задание: 1) составить математическое лото на сложение и вычитание мешанных дробей 2) пов. П. 26-29, № 1129, 1136(е, з).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Литература.
А) Основной
- Приоритетный национальный проект «Образование» - http://mon.gov.ru/pro/pnpo.
- Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» - http://mon.gov.ru/dok/akt/6591.
- Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы - http://mon.gov.ru/press/news/8286.
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. – М.: Просвещение, 2011- 48с.
- Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2010. - 159 с.
- Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: Просвещение, 2009. – 24 с. (Стандарты второго поколения) – 24с.
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. №189 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2. 2621-10).
- Система гигиенических требований к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования - http://standart.edu.ru
- Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения. // Педагогика.- 2009.-№4.- С.18-22.
- Формирование УУД в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. Пособие для учителя. // Под ред. Асмолова А.Г. – М.: Просвещение, 2010.
- Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. – М.: Просвещение, 2011 – 67 с.
- Боженкова Л.И. Алгебра в схемах, таблицах, алгоритмах: Учебные материалы. Калуга: КГПУ, 2012.
- Иванов Д.А., Митрофанов К.Г., Соколова О.В. Компетентностный подход в образовании. – М.: АПКиППРО, 2005.
В) Дополнительный
- Александрова Н.В. История математических терминов, понятий, обозначений. – М.: ЛКИ, 2007. – 248 с.
- Гнеденко Б.В. Очерки по истории математики в России. - М.: ЛКИ, 2009. – 296 с.
- Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: Педагогика, 1996.
- Дистанционные образовательные технологии: проектирование и реализация учебных курсов. / Под общ.ред. М.Б.Лебедевой. – СПб.: БХВ-Петербург, 2010.
- Примерные программы внеурочной деятельности / Под ред. В.А.Горского. – М.: Просвещение, 2010.
- Программа внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение. М.: Просвещение, 2011. – 96 с. (Стандарты второго поколения).
- Соболева О.В. Обучение пониманию текста: учебная книга – учитель- ученик // Психологическая наука и образование. 2006, № 1.
- Шуба М.Ю. Учим творчески мыслить на уроках математики. - М.: Просвещение, 2012. – 218 с. (Работаем по новым стандартам).
- Журналы «Математика в школе».
- Журналы «Педагогика».
- Журналы «Стандарты и мониторинг образования».
С) Интернет-ресурсы
- http://standart.edu.ru – ФГОС общего образования и разработанные к ним документы.
- http://school-collection.edu.ru/ - каталог Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов.
- http://fcior.edu.ru - каталог электронных образовательных ресурсов ФЦ.
- http://window.edu.ru – электронные образовательные ресурсы.
- http://katalog.iot.ru – электронные образовательные ресурсы.
- http://www.it-n.ru/ - «Сеть творческих учителей».
- http://www.ict.edu.ru - портал "Информационно-коммуникационные технологии в образовании".
- http://www.metodist.lbz.ru/content/videoafisha.php - видеолекции авторов УМК по школьной математике.
- http://inf.1september.ru - газета «Математика» Издательского дома «Первое сентября».
- www.school.edu.ru/ Центральный образовательный портал. Содержит нормативные документы Министерства образования и науки, стандарты, информацию о проведении экспериментов.
- http://fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
Приложения
Средства помощи
Приложение № 1
Виды математических выражений
№ п/п | Название вида выражения с - результат | Символьная запись | Компоненты | Название действий | |
1 | Частное (отношение чисел) | : | делимое | делитель | деление |
2 | Дробь (отношение чисел) | = с | числитель | знаменатель | деление |
Приложение № 2
Действия с дробями:
.
Сложение. Если знаменатели дробей одинаковы, то чтобы сложить эти дроби, нужно сложить их числители; знаменатель остаётся прежним, то есть
Если знаменатели данных дробей разные, то дроби нужно сначала привести к общему знаменателю, а потом поступить, как описано выше.
Вычитание. Если две дроби имеют одинаковые знаменатели, то
Если знаменатели данных дробей различны, то сперва приводят дроби к общему знаменателю, а потом вычитают их по вышеприведённой формуле.
Приложение № 3
Окружность и круг:
- Окружность
- Окружность делит плоскость на две части. Ту часть плоскости, которая лежит внутри окружности (вместе с самой окружностью), называют кругом.
3. Точку О – центр и круга, и окружности.
4. Все радиусы окружности равны друг другу.
5. Отрезок АВ – диаметром окружности (и круга).
6. Диаметр окружности вдвое длиннее ее радиуса.
7. Диаметр делит круг на два полукруга, а окружность — на две полуокружности.
8. А В - дуга окружности, а точки А и В — концами этих дуг.
Приложение № 4
Обыкновенная дробь называется правильной, если её числитель меньше её знаменателя, то есть m < n.
Обыкновенная дробь называется неправильной, если её числитель больше её знаменателя, то есть m n
Приложение № 5
Предписание для сравнения дробей с одинаковыми знаменателями:
Приложение № 6
Предписание выделения целой части из неправильной дроби:
- разделить с остатком числитель и знаменатель;
- неполное частное будет целой частью;
- остаток (если он есть) дает числитель, а делитель – знаменатель дробной части.
Приложение № 7
Предписание представления смешанной дроби в виде неправильной дроби:
- умножить его целую часть на знаменатель дробной части;
- к полученному произведению прибавить числитель дробной части;
- записать полученную сумму числителем дроби, а знаменатель дробной части оставить без изменения.
Приложение № 8
Предписание при сложении (и вычитании) чисел в смешанной записи:
- целые части дроби складываются (вычитаются) отдельно;
- дробные части дроби складываются (вычитаются) отдельно;
Если при сложении смешанных чисел в их дробной части получается неправильная дробь, то из дробной части выделяют целую часть и добавляют ее к уже имеющейся целой части.
Пример:.
Если при вычитании смешанных чисел дробная часть уменьшаемого меньше дробной части вычитаемого, поступают так:
Пример:
Короче: .
Если вычитают смешанную дробь или дробь их натурального числа, поступают так:
Пример:
1) . 2)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация требований ФГОС ООО при обучении учащихся 6 класса теме: «Отношения и пропорции»
итоговый прект...
Проект "Реализации требований ФГОС ООО при обучении учащихся 8 класса теме "Квадратные корни"
Планирование обучения теме "Квадратные корни" с расписыванием УУД и основных требований к знаниям и умениям...
Реализация требований ФГОС ООО при обучении учащихся 5 класса
Итоговый проект...
Реализация требований ФГОС ООО при обучении учащихся 5 класса теме: «Сложение и вычитание десятичных дробей»
Вот и закончился мой курс «Актуальные проблемы развития профессиональной компетентности учителя математики (в условиях реализации ФГОС)». Тема моего проекта бы...
ПРОЕКТ.Реализация требований ФГОС ООО при обучении учащихся 5 класса теме:"Сложение и вычитание десятичных дробей".
ПРОЕКТ.Реализация требований ФГОС ООО при обучении учащихся 5 класса теме:"Сложение и вычитание десятичных дробей"....
ПРОЕКТ Реализация требований ФГОС ООО при обучении учащихся 5 класса теме: «Десятичные дроби»
Проект содержит теоретические вопросы введения ФГОС в 5 классе, технологическую карту темы, таблицу целей, примеры реализации в форме урока с прописанными УУД, схемой введения понятия....
Реализация требований ФГОС ООО при обучении учащихся 6 класса теме: «Умножение и деление обыкновенных дробей
Практико-значимая работа по теме "Умножение и деление обыкновенных дробей"...