Задачи с параметрами
материал для подготовки к егэ (гиа) по алгебре (11 класс) на тему

Решение задач.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zadachi_s_parametrami.docx132.6 КБ

Предварительный просмотр:

Задачи  с  параметрами 

(10 – 11  классы)

       Параметры – это те же числа, просто заранее не известные.

1.  Линейные  уравнения  и  неравенства  с  параметрами 

Линейная функция:  http://skolniki.narod.ru/mat_3.files/image003.gif  - уравнение  прямой с угловым коэффициентом  http://skolniki.narod.ru/mat_3.files/image005.gif.  Угловой коэффициент равен тангенсу угла наклона прямой к положительному направлению оси  http://skolniki.narod.ru/mat_3.files/image007.gif.  

Линейные  уравнения  с  параметрами

   Уравнение   http://skolniki.narod.ru/mat_3.files/image009.gif   

Если  http://skolniki.narod.ru/mat_3.files/image011.gif, уравнение имеет единственное решение. 

Если  http://skolniki.narod.ru/mat_3.files/image013.gif, то уравнение не имеет решений, когда http://skolniki.narod.ru/mat_3.files/image015.gif,   и уравнение имеет бесконечно много решений, когда  http://skolniki.narod.ru/mat_3.files/image017.gif.

Пример 1.  При всех значениях параметра  а  решить  уравнение:  (a2 – 4)x = a + 2      

Решение:  Разложим коэффициент при http://skolniki.narod.ru/mat_3.files/image019.gif на множители. http://skolniki.narod.ru/mat_3.files/image021.gif.

Если http://skolniki.narod.ru/mat_3.files/image023.gif, уравнение имеет единственное решение:  http://skolniki.narod.ru/mat_3.files/image025.gif.

Если  http://skolniki.narod.ru/mat_3.files/image027.gif, уравнение не имеет решений.

Если  http://skolniki.narod.ru/mat_3.files/image029.gif, то уравнение имеет бесконечно много решений  http://skolniki.narod.ru/mat_3.files/image031.gif.

Пример 2.  При всех значениях параметра  а  решить  уравнение:  http://skolniki.narod.ru/mat_3.files/image033.gif.

Решение:  ОДЗ:  http://skolniki.narod.ru/mat_3.files/image035.gif. При этом условии уравнение равносильно следующему:   http://skolniki.narod.ru/mat_3.files/image037.gif.   Проверим принадлежность к ОДЗ: http://skolniki.narod.ru/mat_3.files/image039.gif, если  http://skolniki.narod.ru/mat_3.files/image041.gif.  Если же http://skolniki.narod.ru/mat_3.files/image043.gif, то уравнение не имеет решений.

Пример 3.  При всех значениях параметра  а  решить  уравнение:  

                     |х  + 3| - a|x – 1| = 4.

Решение:  Разобьем числовую прямую на 3 части точками, в которых выражения под знаком модуля обращаются в нуль и решим 3 системы:

 

 

1)  http://skolniki.narod.ru/mat_3.files/image045.gif  , если  http://skolniki.narod.ru/mat_3.files/image047.gif. Найденный http://skolniki.narod.ru/mat_3.files/image019.gifбудет решением, если  http://skolniki.narod.ru/mat_3.files/image050.gif.

2)  http://skolniki.narod.ru/mat_3.files/image052.gif  , если  http://skolniki.narod.ru/mat_3.files/image054.gif. Найденный http://skolniki.narod.ru/mat_3.files/image019.gif удовлетворяет нужному неравенству, следовательно,  является решением при  http://skolniki.narod.ru/mat_3.files/image054.gif.  Если же  

http://skolniki.narod.ru/mat_3.files/image056.gif, то решением является любой  http://skolniki.narod.ru/mat_3.files/image058.gif .

3)  http://skolniki.narod.ru/mat_3.files/image060.gif  , если  http://skolniki.narod.ru/mat_3.files/image047.gif. Найденный http://skolniki.narod.ru/mat_3.files/image019.gif не удовлетворяет нужному неравенству, следовательно,  не является решением при  http://skolniki.narod.ru/mat_3.files/image047.gif.  Если же   

http://skolniki.narod.ru/mat_3.files/image063.gif, то решением является любой  http://skolniki.narod.ru/mat_3.files/image065.gif . Сформируем

Ответ:      http://skolniki.narod.ru/mat_3.files/image067.gif  при  http://skolniki.narod.ru/mat_3.files/image069.gif;      http://skolniki.narod.ru/mat_3.files/image058.gif   при  http://skolniki.narod.ru/mat_3.files/image056.gif;    

http://skolniki.narod.ru/mat_3.files/image071.gif  при    http://skolniki.narod.ru/mat_3.files/image063.gif;   http://skolniki.narod.ru/mat_3.files/image073.gif является также решением при всех  http://skolniki.narod.ru/mat_3.files/image075.gif.

Пример 4.  Найти все  а ,  при каждом из которых хотя бы одно из решений уравнения   15x – 7a = 2 – 3ax + 6a     меньше  2  .                           Решение:  Найдем решения уравнения при каждом http://skolniki.narod.ru/mat_3.files/image075.gif.  http://skolniki.narod.ru/mat_3.files/image078.gif   http://skolniki.narod.ru/mat_3.files/image080.gif, если  http://skolniki.narod.ru/mat_3.files/image082.gif.  Решим неравенство:  http://skolniki.narod.ru/mat_3.files/image084.gif   

http://skolniki.narod.ru/mat_3.files/image086.gif.  

При http://skolniki.narod.ru/mat_3.files/image088.gif уравнение не имеет решений.

Ответ:   а  (-5 , 4) .  

Линейные  неравенства  с  параметрами

  неравенства   http://skolniki.narod.ru/mat_3.files/image090.gif  ,  http://skolniki.narod.ru/mat_3.files/image092.gif ,  http://skolniki.narod.ru/mat_3.files/image094.gif  ,   http://skolniki.narod.ru/mat_3.files/image096.gif 

Пример 1.  Решить неравенство:  http://skolniki.narod.ru/mat_3.files/image098.gif

Если  http://skolniki.narod.ru/mat_3.files/image100.gif, то http://skolniki.narod.ru/mat_3.files/image102.gif.   Если  http://skolniki.narod.ru/mat_3.files/image104.gif, то http://skolniki.narod.ru/mat_3.files/image106.gif.  Если  http://skolniki.narod.ru/mat_3.files/image013.gif, то  при http://skolniki.narod.ru/mat_3.files/image109.gif решением  является любой  http://skolniki.narod.ru/mat_3.files/image111.gif, а  при http://skolniki.narod.ru/mat_3.files/image113.gif решений нет.

Аналогично решите остальные неравенства в рамочке. 

Пример 2.  Для всех значений параметра   а   решить неравенство              

                               http://skolniki.narod.ru/mat_3.files/image115.gif

Решение.  http://skolniki.narod.ru/mat_3.files/image117.gif.  Если скобка перед  http://skolniki.narod.ru/mat_3.files/image019.gif положительна, т.е. при http://skolniki.narod.ru/mat_3.files/image120.gif, то  http://skolniki.narod.ru/mat_3.files/image122.gif.  Если скобка перед  http://skolniki.narod.ru/mat_3.files/image019.gif отрицательна, т.е. при

http://skolniki.narod.ru/mat_3.files/image124.gif, то  http://skolniki.narod.ru/mat_3.files/image126.gif.  Если же  http://skolniki.narod.ru/mat_3.files/image043.gif или  http://skolniki.narod.ru/mat_3.files/image129.gif, то решений нет.

Пример 3.  Для всех значений параметра   а   решить неравенство                

                     |х – а| – |x + a| < 2a .  

Решение.   При  http://skolniki.narod.ru/mat_3.files/image043.gif имеем неверное неравенство  http://skolniki.narod.ru/mat_3.files/image131.gif, т.е. решений нет.   Пусть  http://skolniki.narod.ru/mat_3.files/image133.gif, тогда при  http://skolniki.narod.ru/mat_3.files/image135.gif оба модуля раскрываются с минусом и получаем  неверное неравенство  http://skolniki.narod.ru/mat_3.files/image137.gif, т.е. решений нет.  Если  http://skolniki.narod.ru/mat_3.files/image139.gif , то первый модуль раскрывается с минусом, а второй с плюсом  и получаем  неравенство  http://skolniki.narod.ru/mat_3.files/image141.gif, т.е. http://skolniki.narod.ru/mat_3.files/image143.gif, т.е., решением является любой  http://skolniki.narod.ru/mat_3.files/image145.gif.  Если  http://skolniki.narod.ru/mat_3.files/image147.gif оба модуля раскрываются с плюсом и получаем  верное неравенство  http://skolniki.narod.ru/mat_3.files/image149.gif, т.е. , решением является любой  http://skolniki.narod.ru/mat_3.files/image151.gif. Объединяя оба ответа, получим, что при  http://skolniki.narod.ru/mat_3.files/image133.gif  http://skolniki.narod.ru/mat_3.files/image153.gif.

Пусть  http://skolniki.narod.ru/mat_3.files/image155.gif, тогда первое слагаемое больше, чем второе, поэтому разность в левой части неравенства положительна и, следовательно, не может быть меньше отрицательного числа  http://skolniki.narod.ru/mat_3.files/image157.gif. Т.о., при http://skolniki.narod.ru/mat_3.files/image155.gif решений нет.

Ответ.  При  http://skolniki.narod.ru/mat_3.files/image133.gif  http://skolniki.narod.ru/mat_3.files/image153.gif, при  http://skolniki.narod.ru/mat_3.files/image159.gif решений нет.

Замечание.  Решении данной задачи получается быстрее и проще, если использовать геометрическую интерпретацию модуля разности двух чисел, как расстояние между точками.  Тогда выражение в левой части можно интерпретировать, как разность расстояний от точки  х  до точек  а  и   .

Пример 4.  Найти все  а ,  при каждом из которых все решения неравенства   http://skolniki.narod.ru/mat_3.files/image161.gif удовлетворяют неравенству   http://skolniki.narod.ru/mat_3.files/image163.gif.      

Решение.  Решением неравенства  http://skolniki.narod.ru/mat_3.files/image165.gif является множество  http://skolniki.narod.ru/mat_3.files/image167.gif, а решением неравенства  http://skolniki.narod.ru/mat_3.files/image169.gif является множество  http://skolniki.narod.ru/mat_3.files/image171.gif. Чтобы

удовлетворить условию задачи, нужно, чтобы множество А входило в множество В  (http://skolniki.narod.ru/mat_3.files/image173.gif). Это условие выполнится тогда и только тогда, когда  http://skolniki.narod.ru/mat_3.files/image175.gif

http://skolniki.narod.ru/mat_3.files/image177.gif

Ответ.  http://skolniki.narod.ru/mat_3.files/image179.gif.  

Пример 5.  Найти все значения   a ,  при которых неравенство     http://skolniki.narod.ru/mat_3.files/image181.gif   выполняется  для всех   x   из отрезка  [1, 3] .  

Решение.  Дробь – меньше нуля между корнями, поэтому надо

выяснить, какой корень больше.  http://skolniki.narod.ru/mat_3.files/image183.gif и  

http://skolniki.narod.ru/mat_3.files/image185.gif.  Т.о.,  при http://skolniki.narod.ru/mat_3.files/image187.gif и чтобы неравенство выполнялось  для всех   x   из отрезка  [1, 3], нужно, чт При http://skolniki.narod.ru/mat_3.files/image191.gif и чтобы неравенство выполнялось  для всех   x   из отрезка  [1, 3], нужно, чтобы  http://skolniki.narod.ru/mat_3.files/image193.gif.  

При  http://skolniki.narod.ru/mat_3.files/image195.gif (когда корни совпадают) решений нет, т.к. в этом случае неравенство приобретает вид :   http://skolniki.narod.ru/mat_3.files/image197.gif.

Ответ.  http://skolniki.narod.ru/mat_3.files/image199.gif. 

Пример 6.  При каких значениях параметра   а   неравенство       http://skolniki.narod.ru/mat_3.files/image201.gif                     справедливо при всех отрицательных значениях   х  ? 

Решение.  Функция  http://skolniki.narod.ru/mat_3.files/image203.gif монотонно возрастает, если коэффициент при http://skolniki.narod.ru/mat_3.files/image019.gif неотрицательный, и она монотонно убывает, если коэффициент при http://skolniki.narod.ru/mat_3.files/image019.gif отрицательный.  

Выясним знак коэффициента  при http://skolniki.narod.ru/mat_3.files/image019.gif.  http://skolniki.narod.ru/mat_3.files/image206.gifhttp://skolniki.narod.ru/mat_3.files/image208.gif.  http://skolniki.narod.ru/mat_3.files/image210.gif.

Пусть  http://skolniki.narod.ru/mat_3.files/image212.gif. Тогда функция  http://skolniki.narod.ru/mat_3.files/image214.gif монотонно не убывает, и условие задачи будет выполнено, если  http://skolniki.narod.ru/mat_3.files/image216.gif    

http://skolniki.narod.ru/mat_3.files/image218.gif.  Вместе с условиями http://skolniki.narod.ru/mat_3.files/image212.gif получим :  http://skolniki.narod.ru/mat_3.files/image220.gif

 

Пусть   http://skolniki.narod.ru/mat_3.files/image222.gif. Тогда функция  http://skolniki.narod.ru/mat_3.files/image214.gif монотонно убывает, и условие задачи никогда не может быть выполнено.  

Ответ.  http://skolniki.narod.ru/mat_3.files/image220.gif.

2.  Векторы на плоскости  

Пусть два вектора на плоскости заданы своими координатами:  

                                              http://skolniki.narod.ru/mat_3.files/image224.gif

Модуль (длина) вектора:    http://skolniki.narod.ru/mat_3.files/image226.gif.    

Скалярное произведение:      http://skolniki.narod.ru/mat_3.files/image228.gif,       

 где  http://skolniki.narod.ru/mat_3.files/image230.gif - угол между векторами.

Условие параллельности двух векторов:  http://skolniki.narod.ru/mat_3.files/image232.gif.   Т.е.

у параллельных векторов координаты пропорциональны.

Условие перпендикулярности двух векторов:  http://skolniki.narod.ru/mat_3.files/image234.gif.   Т.е. два вектора  перпендикулярны тогда и только тогда,  когда их скалярное произведение равно нулю.

Если вектор задан своими концами  http://skolniki.narod.ru/mat_3.files/image236.gif  и  http://skolniki.narod.ru/mat_3.files/image238.gif,  то вектор  http://skolniki.narod.ru/mat_3.files/image240.gif.

Задача 1.  Через точку http://skolniki.narod.ru/mat_3.files/image242.gif  провести прямую, параллельную вектору  http://skolniki.narod.ru/mat_3.files/image244.gif.

Решение.  Пусть точка  http://skolniki.narod.ru/mat_3.files/image246.gif - текущая точка искомой прямой. Тогда  вектор  http://skolniki.narod.ru/mat_3.files/image248.gif параллелен  вектору  http://skolniki.narod.ru/mat_3.files/image244.gif.  Тогда выписывая условие параллельности, получим уравнение искомой прямой:  

http://skolniki.narod.ru/mat_3.files/image250.gif.  

Переписав в виде    http://skolniki.narod.ru/mat_3.files/image252.gif,     получим уравнение с угловым коэффициентом http://skolniki.narod.ru/mat_3.files/image254.gif, проходящей через заданную точку  http://skolniki.narod.ru/mat_3.files/image242.gif.

Задача 2.  Через точку http://skolniki.narod.ru/mat_3.files/image242.gif  провести прямую, перпендикулярную вектору  http://skolniki.narod.ru/mat_3.files/image256.gif.  Вектор  http://skolniki.narod.ru/mat_3.files/image256.gif, перпендикулярный прямой,  называется  нормальным вектором к прямой или нормалью  к прямой.

Решение.  Пусть точка  http://skolniki.narod.ru/mat_3.files/image246.gif - текущая точка искомой прямой. Тогда  вектор  http://skolniki.narod.ru/mat_3.files/image248.gif перпендикулярен  вектору  http://skolniki.narod.ru/mat_3.files/image256.gif.  Тогда выписывая условие перпендикулярности, получим уравнение искомой прямой:  

http://skolniki.narod.ru/mat_3.files/image259.gif.  

Раскрыв скобки и обозначив число  http://skolniki.narod.ru/mat_3.files/image261.gif,  получим так называемое общее уравнение прямой:     

http://skolniki.narod.ru/mat_3.files/image263.gif.

В этом уравнении коэффициенты при  http://skolniki.narod.ru/mat_3.files/image019.gif и  http://skolniki.narod.ru/mat_3.files/image266.gif  являются координатами  нормального вектора прямой.

Всякая прямая  http://skolniki.narod.ru/mat_3.files/image263.gif  разбивает плоскость на две полуплоскости, где http://skolniki.narod.ru/mat_3.files/image268.gif  с одной стороны прямой и  http://skolniki.narod.ru/mat_3.files/image270.gif с другой стороны. При этом точки той

части  плоскости, куда смотрит вектор http://skolniki.narod.ru/mat_3.files/image256.gif, удовлетворяет неравенству  http://skolniki.narod.ru/mat_3.files/image268.gif.  Поэтому:  направлении вектора http://skolniki.narod.ru/mat_3.files/image256.gif функция  http://skolniki.narod.ru/mat_3.files/image272.gif возрастает, а в направлении вектора  http://skolniki.narod.ru/mat_3.files/image274.gif она убывает.

Пример 5.  Написать уравнение прямой, проходящей через точку http://skolniki.narod.ru/mat_3.files/image276.gif параллельно прямой  http://skolniki.narod.ru/mat_3.files/image278.gif.

Решение.  У параллельных прямых нормальные вектора тоже параллельны, т.е. http://skolniki.narod.ru/mat_3.files/image280.gif.  Согласно задаче 2 получим искомое уравнение:         http://skolniki.narod.ru/mat_3.files/image282.gif     или      http://skolniki.narod.ru/mat_3.files/image284.gif.

3. Системы  двух  линейных  уравнений  с  параметрами 

   Система  уравнений       http://skolniki.narod.ru/mat_3.files/image286.gif

Решениями  системы двух  линейных  уравнений являются точки пересечения двух прямых:  http://skolniki.narod.ru/mat_3.files/image288.gif и   http://skolniki.narod.ru/mat_3.files/image290.gif .  

 Возможны 3 случая:  

1. Прямые не параллельны . Тогда и их нормальные вектора не параллельны, т.е.     http://skolniki.narod.ru/mat_3.files/image292.gif.  В этом случае система имеет единственное решение.  

http://skolniki.narod.ru/mat_3.files/image293.gif 

 2.  Прямые параллельны и не совпадают.  Тогда и их нормальные вектора параллельны, но сдвиги различны,  т.е.       http://skolniki.narod.ru/mat_3.files/image295.gif.   

http://skolniki.narod.ru/mat_3.files/image296.gif 

В этом случае система решений не имеет .    

3.  Прямые  совпадают.  Тогда их нормальные вектора параллельны и сдвиги совпадают,  т.е.     http://skolniki.narod.ru/mat_3.files/image298.gif.  В этом случае система имеет бесконечно много решений – все точки прямой.    

Пример 1.  При всех значениях  а  и  b  решить систему уравнений  

http://skolniki.narod.ru/mat_3.files/image299.gifhttp://skolniki.narod.ru/mat_3.files/image301.gif. 

Решение.  Выразим из первого уравнения  http://skolniki.narod.ru/mat_3.files/image019.gif и подставим во второе уравнение. Получим:  http://skolniki.narod.ru/mat_3.files/image304.gif.  

Если  http://skolniki.narod.ru/mat_3.files/image306.gif - единственное решение.  Если  http://skolniki.narod.ru/mat_3.files/image308.gif , то если   http://skolniki.narod.ru/mat_3.files/image310.gif , то решений бесконечно много:    http://skolniki.narod.ru/mat_3.files/image312.gif .   Если   

 жеhttp://skolniki.narod.ru/mat_3.files/image314.gif , то решений нет

Пример 2.  При каком значении  параметра   а   система  уравнений 

             

                           2(a + 1)x + 2y = 21

                          5(a - 3)x +  y = 13            не имеет решений?    

Решение.  Система не имеет решений, если   http://skolniki.narod.ru/mat_3.files/image316.gif.    

Т.е.  http://skolniki.narod.ru/mat_3.files/image318.gif.

Ответ.  http://skolniki.narod.ru/mat_3.files/image320.gif .

Пример 3.  При всех значениях  а  решить систему уравнений  

http://skolniki.narod.ru/mat_3.files/image322.gif 

Решение.  Система равносильна совокупности двух систем:  

http://skolniki.narod.ru/mat_3.files/image324.gifПрямые параллельны , если     http://skolniki.narod.ru/mat_3.files/image326.gif.   При этом прямые не совпадают, поэтому при    http://skolniki.narod.ru/mat_3.files/image056.gif   решений нет.

Если   http://skolniki.narod.ru/mat_3.files/image054.gif,  то выражая  http://skolniki.narod.ru/mat_3.files/image266.gif  из второго уравнения и подставляя в первое, получим:     http://skolniki.narod.ru/mat_3.files/image331.gif.   

Пример 4.  Найти все такие значения  а,  что для любого значения  b                 

                      найдётся  хотя бы  одно  с  такое, что система уравнений

   

                    http://skolniki.narod.ru/mat_3.files/image333.gif      имеет хотя бы одно решение.

Решение.  Прямые не параллельны, если  http://skolniki.narod.ru/mat_3.files/image335.gif

В этом случае система имеет единственное решение при любом  c.   

По условию задачи система должна иметь решение при всех  b.

 

Если  http://skolniki.narod.ru/mat_3.files/image337.gif то  система принимает вид:   http://skolniki.narod.ru/mat_3.files/image339.gif .  Чтобы при   http://skolniki.narod.ru/mat_3.files/image341.gif  система также имела решения, нужно, чтобы уравнение  http://skolniki.narod.ru/mat_3.files/image343.gif  относительно  c  имело хотя бы одно решение. Т.о., дискриминант этого уравнения должен быть неотрицательным, т.е.  http://skolniki.narod.ru/mat_3.files/image345.gif

Аналогично, если  http://skolniki.narod.ru/mat_3.files/image347.gif то  система принимает вид:   http://skolniki.narod.ru/mat_3.files/image349.gif Чтобы при   http://skolniki.narod.ru/mat_3.files/image351.gif  система также имела решения, нужно, чтобы уравнение   

http://skolniki.narod.ru/mat_3.files/image353.gif  относительно  c  имело хотя бы одно решение. Т.о., дискриминант этого уравнения должен быть неотрицательным, т.е.  http://skolniki.narod.ru/mat_3.files/image355.gif

 4.  Системы  двух  линейных  неравенств  с  параметрами

Пример 1.   При каких значениях  а  система неравенств

                 

                         http://skolniki.narod.ru/mat_3.files/image357.gif    не имеет решений?                

Решение.   Система имеет решения    http://skolniki.narod.ru/mat_3.files/image359.gif   только если   http://skolniki.narod.ru/mat_3.files/image361.gif .

Ответ:     при   http://skolniki.narod.ru/mat_3.files/image363.gif  решением будет любой  http://skolniki.narod.ru/mat_3.files/image365.gif;

         

                   при http://skolniki.narod.ru/mat_3.files/image367.gif   решений нет.      

Пример 2.   При каких значениях  а  система неравенств      

                       

                       http://skolniki.narod.ru/mat_3.files/image369.gif          имеет хотя бы одно решение?  

 

Решение.   При http://skolniki.narod.ru/mat_3.files/image043.gif первое неравенство  не имеет решений. А тогда и вся система  не имеет решений

Пусть  http://skolniki.narod.ru/mat_3.files/image133.gif , тогда  http://skolniki.narod.ru/mat_3.files/image373.gif   и эта система не имеет решений,  так как  http://skolniki.narod.ru/mat_3.files/image375.gif ,  а  http://skolniki.narod.ru/mat_3.files/image377.gif .   Пусть  http://skolniki.narod.ru/mat_3.files/image155.gif , тогда  http://skolniki.narod.ru/mat_3.files/image380.gif   т.е.  

рения есть при   http://skolniki.narod.ru/mat_3.files/image155.gif,  и , так как при  http://skolniki.narod.ru/mat_3.files/image382.gif  выполнено неравенство  http://skolniki.narod.ru/mat_3.files/image384.gif ,  то решение запишется в виде  http://skolniki.narod.ru/mat_3.files/image386.gif .     

Ответ:     при   http://skolniki.narod.ru/mat_3.files/image388.gif  решением будет любой  http://skolniki.narod.ru/mat_3.files/image390.gif;

                 при http://skolniki.narod.ru/mat_3.files/image392.gif   решений нет.      

Пример 3.   При всех значениях  а  решить систему  

 

                      http://skolniki.narod.ru/mat_3.files/image394.gif

Решение.   Перепишем систему неравенств в виде  http://skolniki.narod.ru/mat_3.files/image396.gif  . Рассмотрим все возможные случаи

1)  http://skolniki.narod.ru/mat_3.files/image398.gif  .  Тогда система неравенств принимает вид  http://skolniki.narod.ru/mat_3.files/image400.gif .   Сравним между собой выражения в правых частях . Имеем:  http://skolniki.narod.ru/mat_3.files/image402.gif при  

всех http://skolniki.narod.ru/mat_3.files/image398.gif .  Поэтому 

  x > (4a+1)/(a+4) .

2)   http://skolniki.narod.ru/mat_3.files/image063.gif  .  Тогда первое неравенство не верно.  А значит, и вся система не имеет решений . 

3)    .  Тогда система неравенств принимает вид  http://skolniki.narod.ru/mat_3.files/image408.gif .   Сравним между собой выражения в правых частях . Имеем:  http://skolniki.narod.ru/mat_3.files/image410.gif  

при всех http://skolniki.narod.ru/mat_3.files/image412.gif .  Поэтому    (4a+1)/(a+4) < x < (2a-3)/(a-1)   .

4)   http://skolniki.narod.ru/mat_3.files/image414.gif  .  Тогда второе неравенство не верно.  А значит, и вся система не имеет решений . 

5)  http://skolniki.narod.ru/mat_3.files/image416.gif  .  Тогда система неравенств принимает вид  http://skolniki.narod.ru/mat_3.files/image418.gif .   Сравним между собой выражения в правых частях . Имеем:  http://skolniki.narod.ru/mat_3.files/image402.gif при

всех http://skolniki.narod.ru/mat_3.files/image416.gif .  Поэтому 

 x < (2a-3)/(a-1)  .

Ответ:    x < (2a-3)/(a-1)    при    a < -4  ;

             

                 (4a+1)/(a+4) < x < (2a-3)/(a-1)  при  -4 < a < 1  ;  

           

                  при http://skolniki.narod.ru/mat_3.files/image063.gif  и при http://skolniki.narod.ru/mat_3.files/image414.gif  решений нет.

Пример 4.   При всех значениях  а  решить систему  

             

                     http://skolniki.narod.ru/mat_3.files/image424.gif

 

 

Решение.   http://skolniki.narod.ru/mat_3.files/image426.gif                                     

 

 

При  http://skolniki.narod.ru/mat_3.files/image063.gif система  не имеет решений.

Пусть  http://skolniki.narod.ru/mat_3.files/image398.gif , тогда  http://skolniki.narod.ru/mat_3.files/image430.gif   и эта система не имеет решений.  

Пусть  http://skolniki.narod.ru/mat_3.files/image432.gif , тогда  http://skolniki.narod.ru/mat_3.files/image434.gif   и эта система будет иметь решения, если выполнено  неравенство:   http://skolniki.narod.ru/mat_3.files/image436.gif.

Ответ.  http://skolniki.narod.ru/mat_3.files/image438.gif .