Иследовательская работа "Пылесос из бросового материала"
материал (5 класс)
Рабочие программы по математике 5 класс; по алгебре и геометрии 7 класс
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Рассмотрено» на заседание ШМО Протокол № _2_ от «27»_августа_2014 г. _____________ (руководитель ШМО В.С. Макарова) | «Согласовано» Заместитель директора школы по УВР
_____________ (Т.А. Семенова) | «Утверждено» Директор МБОУ лицей № 3
_________ (Р.М. Сунагатуллина) Приказ №290 от «29»августа 2014 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ
Вагаповой Лилии
Равилевны
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение лицей №3 МР Учалинский район
по учебному курсу «алгебра»
7б класс
2014-2015
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ДЛЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
(Базовый уровень)
Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая программа по алгебре составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 7 классов и реализуется на основе следующих документов:
1. Программа основного общего образования по алгебре для общеобразовательных учреждений 7-9 классов. / Сост. Т.А. Бурмистрова. – М.: Просвещение, 2011.
2.Стандарт основного общего образования по математике //Математика в школе. – 2004г,-№4
3.Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2013-14 учебный год
4.С учетом требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержанием наполнения учебных предметов компонента государственного стандарта общего образования
В ходе освоения содержания курса учащиеся получают возможность:
- развить представления о числе и роли вычислений в человеческой практике; сформировать практические навыки выполнения устных, письменных, инструментальных вычислений, развить вычислительную культуру;
- развить пространственные представления и изобразительные умения, освоить основные факты и методы планиметрии, познакомиться с простейшими пространственными телами и их свойствами;
- развить логическое мышление и речь – умения логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, приводить примеры и контрпримеры, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический) для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
- способствовать приобретению практических навыков, необходимых для повседневной жизни. Она служит базой для всего дальнейшего изучения математики, способствует логическому развитию и формированию умения пользоваться алгоритмами.
- сформировать представления об изучаемых понятиях и методах как важнейших средствах математического моделирования реальных процессов и явлений.
Изучение математики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
- интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;
- формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
- воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса.
Основные развивающие и воспитательные цели
Развитие:
- Ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
- Математической речи;
- Сенсорной сферы; двигательной моторики;
- Внимания; памяти;
- Навыков само и взаимопроверки.
Формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов.
Воспитание:
- Культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса;
- Волевых качеств;
- Коммуникабельности;
- Ответственности.
Место предмета в федеральном базисном учебном плане
Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение математики на ступени основного общего образования отводится не менее 875 ч из расчета 4 ч в неделю с V по IX класс.
Рабочая программа в 7 классе рассчитана на 136 часов, 4 часа в неделю.
Примерная программа рассчитана на 875 учебных часов. При этом в ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 90 учебных часов для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
В ходе преподавания математики в основной школе, работы над формированием у учащихся перечисленных в программе знаний и умений, следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:
планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;
решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;
исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;
ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;
поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.
Результаты обучения
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки и задают систему итоговых результатов обучения, которых должны достигать все учащиеся, оканчивающие основную школу, и достижение которых является обязательным условием положительной аттестации ученика за курс основной школы. Эти требования структурированы по трем компонентам: «знать/понимать», «уметь», «использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни». При этом последние два компонента представлены отдельно по каждому из разделов содержания.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения математики ученик должен
знать/понимать
- существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;
- существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
- как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
- как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
- как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
- вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;
- каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
- смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации;
АРИФМЕТИКА
Уметь
- выполнять арифметические действия с рациональными числами, сравнивать рациональные и действительные числа; находить значение степеней с рациональными показателями и корней n-степени; находить значения числовых выражений;
- выполнять оценку числовых выражений;
- находить абсолютную и относительную погрешность приближения;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- решения несложных практических задач, в том числе с использованием при необходимости справочных материалов;
- интерпретации результатов решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений.
АЛГЕБРА
уметь
- составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через остальные;
- выполнять основные действия со степенями с целыми показателями, с многочленами и с алгебраическими дробями; выполнять разложение многочленов на множители; выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;
- применять свойства арифметических квадратных корней для вычисления значений и преобразований числовых выражений, содержащих квадратные корни;
- решать линейные, квадратные уравнения и рациональные уравнения, сводящиеся к ним, системы двух линейных уравнений и несложные нелинейные системы;
- решать линейные и квадратные неравенства с одной переменной и их системы;
- решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;
- изображать числа точками на координатной прямой;
- определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами; изображать множество решений линейного неравенства;
- распознавать арифметические и геометрические прогрессии; решать задачи с применением формулы общего члена и суммы нескольких первых членов;
- находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по ее аргументу; находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей;
- определять свойства функции по ее графику; применять графические представления при решении уравнений, систем, неравенств;
- описывать свойства изученных функций, строить их графики;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- выполнения расчетов по формулам, составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; нахождения нужной формулы в справочных материалах;
- моделирования практических ситуаций и исследовании построенных моделей с использованием аппарата алгебры;
- описания зависимостей между физическими величинами соответствующими формулами при исследовании несложных практических ситуаций;
- интерпретации графиков реальных зависимостей между величинами;
- решения геометрических задач, опираясь на изученные свойства фигур и применяя алгебраический аппарат;
- проведения доказательства рассуждений при решении задач, используя алгебраические теоремы.
ЭЛЕМЕНТЫ ЛОГИКИ, КОМБИНАТОРИКИ, СТАТИСТИКИ И ТЕОРИИ ВЕРОЯТНОСТЕЙ
- проводить доказательства, получать простейшие следствия из известных или ранее полученных утверждений, оценивать логическую правильность рассуждений, использовать примеры для иллюстрации и контрпримеры для опровержения утверждений;
- извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках; составлять таблицы, строить диаграммы и графики;
- вычислять средние значение результатов измерений и статистических исследований;
- находить частоту события, используя собственные наблюдения и готовые статистические данные.
Содержание рабочей программы
СТРУКТУРА УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНА.
1. Повторение материала 5-6 класса - 3 ч
2. Выражение, тождества, уравнения - 27ч
- выражения
- преобразование выражений
- уравнение с одной переменной
- статистические характеристики
3. Функции - 18ч
- функции и их графики
- линейная функция
4. Степень с натуральным показателем - 17ч
- степень и её свойства
- одночлены
- абсолютная и относительная погрешность
5. Многочлены -23ч
- сумма и разность многочленов
- произведение одночлена на многочлен
- произведение многочленов
6. Формулы сокращенного умножения - 21ч
- Квадрат суммы и квадрат разности
- Разность квадратов. Сумма и разность кубов
7. Системы линейных уравнений - 20ч
- Линейные уравнения с двумя переменными и их системы
- Решение систем линейных уравнений
8. Итоговое повторение - 7 ч
Календарно-тематическое планирование
Предмет: алгебра
Класс: 7а
Учитель: Вагапова Л.Р.
Количество часов за I триместр: 40 ч.
Количестсво часов за II триместр: 44 ч.
Количестсво часов за III триместр:52 ч.
Всего часов: 136 ч.
В неделю: 4
1 триместр | 2 триместр | 3 триместр | итого | |
контрольные работы | 2 | 3 | 5 | 10 |
самостоятельные работы | 6 | 7 | 7 | 20 |
итого | 8 | 10 | 12 | 30 |
Планирование составлено на основе программа основного общего образования по алгебре для общеобразовательных учреждений 7-9 классов. / Сост. Т.А. Бурмистрова. – М.: Просвещение, 2011.
Учебник Алгебра 7. / Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Пешков, С.В. Суворова. Под редакцией С.А. Теляковского. / М.: Просвещение, 2014
урока | Темы уроков | Кол-во часов | Дата проведения | Примечание | |
план | факт | ||||
I триместр – 40 ч. | |||||
Повторение материала 5-6 класса 3 ч. | |||||
1 | Десятичные дроби, действия с десятичными дробями (с использованием ИТ) | 1 | 3.05 | ||
2 | Обыкновенные дроби, действия с обыкновенными дробями. | 1 | 5.05 | ||
3 | Проценты. | 1 | 6.05 | ||
Глава I. Выражения. Тождества. Уравнения 27 ч. | |||||
4 | Числовые выражения. | 1 | 8.09 | ||
5 | Числовые выражения. | 1 | 10.05 | ||
6 | Выражения с переменными | 1 | 12.02 | ||
7 | Выражения с переменными | 1 | 13.02 | ||
8 | Сравнение значений выражений | 1 | 15.09 | ||
9 | Сравнение значений выражений | 1 | 17.09 | ||
10 | Сравнение значений выражений. Самостоятельная работа № 1 | 1 | 19.09 | ||
11 | Свойства действий над числами | 1 | 20.09 | ||
12 | Свойства действий над числами | 1 | 22.09 | ||
13 | Тождества | 1 | 24.09 | ||
14 | Тождественные преобразования выражений. Самостоятельная работа № 2 | 1 | 26.09 | ||
15 | Тождественные преобразования выражений | 1 | 27.09 | ||
16 | Контрольная работа №1 «Преобразование выражений» | 1 | 29.09 | ||
17 | Анализ контрольной работы | 1 | 1.10 | ||
18 | Уравнение и его корни | 1 | 3.10 | ||
19 | Линейное уравнение с одной переменной | 1 | 6.10 | ||
20 | Линейное уравнение с одной переменной | 1 | 13.10 | ||
21 | Линейное уравнение с одной переменной. Самостоятельная работа № 3 | 1 | 15.10 | ||
22 | Решение задач с помощью уравнений (с использованием ИТ) | 1 | 17.10 | ||
23 | Решение задач с помощью уравнений. Самостоятельная работа № 4 | 1 | 18.10 | ||
24 | Решение задач с помощью уравнений. | 1 | 20.10 | ||
25 | Среднее арифметическое, размах и мода | 1 | 22.10 | ||
26 | Среднее арифметическое, размах и мода | 24.10 | |||
27 | Медиана как статистическая характеристика | 1 | 25.10 | ||
28 | Формулы | 1 | 27.10 | ||
29 | Контрольная работа №2 «Уравнение с одной переменной» | 1 | 29.10 | ||
30 | Анализ контрольной работы | 1 | 31.10 | ||
Глава II. Функции. 18 ч. | |||||
31 | Что такое функция (с использованием ИТ) | 1 | 1.11 | ||
32 | Что такое функция. | 1 | 3.11 | ||
33 | Вычисление значений функции по формуле | 1 | 5.11 | ||
34 | Вычисление значений функции по формуле. Самостоятельная работа № 5 | 1 | 7.11 | ||
35 | График функции (с использованием ИТ) | 1 | 8.11 | ||
36 | График функции | 1 | 10.11 | ||
37 | График функции. | 1 | 12.11 | ||
38 | Линейная функция и её график (с использованием ИТ) | 1 | 14.11 | ||
39 | Линейная функция и её график | 1 | 15.11 | ||
40 | Линейная функция и её график. Самостоятельная работа № 6 | 1 | 17.11 | ||
II триместр – 44 ч. | |||||
41 | Прямая пропорциональность | 1 | 24.11 | ||
42 | Прямая пропорциональность | 1 | 26.11 | ||
43 | Прямая пропорциональность | 1 | 28.11 | ||
44 | Взаимное расположение графиков линейных функций (с использованием ИТ) | 1 | 29.11 | ||
45 | Взаимное расположение графиков линейных функций. Самостоятельная работа № 7 | 1 | 1.12 | ||
46 | Взаимное расположение графиков линейных функций | 1 | 3.12 | ||
47 | Контрольная работа №3 «Линейная функция» | 1 | 5.12 | ||
48 | Анализ контрольной работы | 1 | 6.12 | ||
Глава III. Степень с натуральным показателем. 17 ч. | |||||
49 | Определение степени с натуральным показателем | 1 | 8.12 | ||
50 | Определение степени с натуральным показателем. Самостоятельная работа № 8 | 1 | 10.12 | ||
51 | Умножение и деление степеней | 1 | 12.12 | ||
52 | Умножение и деление степеней | 1 | 13.12 | ||
53 | Умножение и деление степеней | 1 | 15.12 | ||
54 | Возведение в степень произведения и степени | 1 | 17.12 | ||
55 | Возведение в степень произведения и степени. Самостоятельная работа № 9 | 1 | 19.12 | ||
56 | Одночлен и его стандартный вид | 1 | 20.12 | ||
57 | Умножение одночленов. Возведение одночлена в степень | 1 | 22.12 | ||
58 | Умножение одночленов. Возведение одночлена в степень | 1 | 24.12 | ||
59 | Умножение одночленов. Возведение одночлена в степень | 1 | 26.12 | ||
60 | Функции у=х2, у=х3 и их графики (с использованием ИТ) | 1 | 27.12 | ||
61 | Функции у=х2, у=х3 и их графики. Самостоятельная работа № 10 | 1 | 29.12 | ||
62 | Контрольная работа №4 «Степень с натуральным показателем» | 1 | 9.01 | ||
63 | Анализ контрольной работы | 1 | 10.01 | ||
64 | Абсолютная и относительная погрешности | 1 | 12.01 | ||
65 | Абсолютная и относительная погрешности | 1 | 14.01 | ||
Глава IV. Многочлены. 23ч | |||||
66 | Многочлен и его стандартный вид. | 1 | 16.01 | ||
67 | Многочлен и его стандартный вид. | 1 | 17.01 | ||
68 | Сложение и вычитание многочленов | 1 | 19.01 | ||
69 | Сложение и вычитание многочленов | 1 | 21.01 | ||
70 | Сложение и вычитание многочленов Самостоятельная работа № 11 | 1 | 23.01 | ||
71 | Умножение одночлена на многочлен (с использованием ИТ) | 1 | 24.01 | ||
72 | Умножение одночлена на многочлен | 1 | 26.01 | ||
73 | Вынесение общего множителя за скобки | 1 | 28.01 | ||
74 | Вынесение общего множителя за скобки | 1 | 30.01 | ||
75 | Вынесение общего множителя за скобки. Самостоятельная работа № 12 | 1 | 31.01 | ||
76 | Вынесение общего множителя за скобки | 1 | 2.02 | ||
77 | Контрольная работа №5 «Действия с одночленами и многочленами» | 1 | 4.02 | ||
78 | Анализ контрольной работы | 1 | 6.02 | ||
79 | Умножение многочлена на многочлен. | 1 | 7.02 | ||
80 | Умножение многочлена на многочлен. | 1 | 9.02 | ||
81 | Умножение многочлена на многочлен. Самостоятельная работа № 13 | 1 | 11.02 | ||
82 | Разложение многочлена на множители способом группировки | 1 | 13.02 | ||
83 | Разложение многочлена на множители способом группировки | 1 | 14.02 | ||
84 | Разложение многочлена на множители способом группировки | 1 | 16.02 | ||
III триместр – 52 ч. | |||||
85 | Разложение многочлена на множители способом группировки. Самостоятельная работа № 14 | 1 | 25.02 | ||
86 | Доказательство тождеств | 1 | 27.02 | ||
87 | Контрольная работа №6 «Действия с многочленами» | 1 | 28.02 | ||
88 | Анализ контрольной работы | 1 | 2.03 | ||
Глава V. Формулы сокращенного умножения. 21 ч. | |||||
89 | Возведение в квадрат суммы и разности двух выражений | 1 | 4.03 | ||
90 | Возведение в квадрат суммы и разности двух выражений | 1 | 6.03 | ||
91 | Разложение на множители с помощью формул квадрата суммы и квадрата разности | 1 | 7.03 | ||
92 | Разложение на множители с помощью формул квадрата суммы и квадрата разности | 1 | 9.03 | ||
93 | Разложение на множители с помощью формул квадрата суммы и квадрата разности. Самостоятельная работа № 15 | 1 | 11.03 | ||
94 | Умножение разности двух выражений на их сумму | 1 | 13.03 | ||
95 | Умножение разности двух выражений на их сумму. | 1 | 14.03 | ||
96 | Разложение разности квадратов на множители | 1 | 16.03 | ||
97 | Разложение разности квадратов на множители. Самостоятельная работа № 16 | 1 | 18.03 | ||
98 | Контрольная работа №7 «Квадрат суммы и разности двух выражений» | 1 | 20.03 | ||
99 | Анализ контрольной работы | 1 | 21.03 | ||
100 | Разложение на множители суммы и разности кубов | 1 | 23.03 | ||
101 | Разложение на множители суммы и разности кубов | 1 | 25.03 | ||
102 | Преобразование целого выражения в многочлен | 1 | 27.03 | ||
103 | Преобразование целого выражения в многочлен | 1 | 28.03 | ||
104 | Применение различных способов для разложения на множители | 1 | 30.03 | ||
105 | Применение различных способов для разложения на множители | 1 | 6.04 | ||
106 | Применение преобразований целых выражений. Самостоятельная работа № 17 | 1 | 8.04 | ||
107 | Применение преобразований целых выражений | 1 | 10.04 | ||
108 | Контрольная работа №8 «Преобразование выражений» | 1 | 11.04 | ||
109 | Анализ контрольной работы | 1 | 13.04 | ||
Глава VI. Системы линейных уравнений 20 ч. | |||||
110 | Линейное уравнение с двумя переменными | 1 | 15.04 | ||
111 | Линейное уравнение с двумя переменными | 1 | 17.04 | ||
112 | График линейного уравнения с двумя переменными. (с использованием ИТ) | 1 | 18.04 | ||
113 | График линейного уравнения с двумя переменными. Самостоятельная работа № 18 | 1 | 20.04 | ||
114 | Системы линейных уравнений с двумя переменными | 1 | 22.04 | ||
115 | Системы линейных уравнений с двумя переменными. (с использованием ИТ) | 1 | 24.04 | ||
116 | Системы линейных уравнений с двумя переменными | 1 | 25.04 | ||
117 | Способ подстановки. | 1 | 27.04 | ||
118 | Способ подстановки. | 1 | 29.04 | ||
119 | Способ подстановки. Самостоятельная работа № 19 | 1 | 2.05 | ||
120 | Способ сложения | 1 | 4.05 | ||
121 | Способ сложения | 1 | 6.05 | ||
122 | Способ сложения | 1 | 8.05 | ||
123 | Решение задач с помощью систем уравнений. (с использованием ИТ) | 1 | 11.05 | ||
124 | Решение задач с помощью систем уравнений. | 1 | 13.05 | ||
125 | Решение задач с помощью систем уравнений. | 1 | 15.05 | ||
126 | Решение задач с помощью систем уравнений. Самостоятельная работа № 20 | 1 | 16.05 | ||
127 | Решение задач с помощью систем уравнений. | 1 | 18.05 | ||
128 | Контрольная работа №9 «Системы линейных уравнений» | 1 | 20.05 | ||
129 | Анализ контрольной работы | 1 | 22.05 | ||
Повторение 7 ч | |||||
130 | Обобщающее итоговое повторение курса. (с использованием ИТ) | 1 | 23.05 | ||
131 | Итоговая контрольная работа №10 | 1 | 25.05 | ||
132-136 | Итоговые уроки | 5 | 27-30.05 |
Учебно-методический комплект
Учебники:
Алгебра: Учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений / Ю. Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк, К. И. Нешков, С. Б. Суворова; Под ред. С. А. Теляковского. – 10-е изд. – М.: Просвещение, 2014. – 256 с.: ил.
Алгебра: Учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений / Ю. Н, Макарычев, Н. Г. Миндюк, К. И. Нешков, С. Б. Суворова; Под ред. С. А. Теляковского. – 9-е изд. – М.: Просвещение, 2014. – 238 с.: ил.
Алгебра: Учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений / Ю. Н, Макарычев, Н. Г. Миндюк, К. И. Нешков, С. Б. Суворова; Под ред. С. А. Теляковского. – 8-е изд. – М.: Просвещение, 2014. – 270 с.: ил.
Дополнительная литература:
- Уроки алгебры в 7 классе. / В.И. Жохов, Л.Б. Крайнева. Пособие для учителей. / М.: Вербум – М, 2000. – 96 с.
- Дидактические материалы по алгебре.7 класс. / Л.И Звавич, Л.В. Кузнецова, С.Б. Суворова. / М: Просвещение, 2009 – 158с.
- Разноуровневые дидактические материалы по алгебре. 7 класс. / Н.Г. Миндюк, М.Б. Миндюк. / М.: Генжер, 1999. – 95 с.
- Алгебра. Элементы статистики и теории вероятностей. Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, под редакцией С.А. Теляковского. Москва «Просвещение» 2005
Приложения к рабочей программе алгебра 7 класс:
Темы самостоятельных работ | дата | триместр | |
1 | Сравнение значений выражений | 19.09 | I триместр |
2 | Тождественные преобразования выражений | 26.09 | |
3 | Линейное уравнение с одной переменной | 15.10 | |
4 | Решение задач с помощью уравнений | 18.10 | |
5 | Вычисление значений функции по формуле | 7.11 | |
6 | Линейная функция и её график | 17.11 | |
7 | Взаимное расположение графиков линейных функций | 1.12 | II триместр |
8 | Определение степени с натуральным показателем | 10.12 | |
9 | Возведение в степень произведения и степени | 19.12 | |
10 | Функции у=х2, у=х3 и их графики | 29.12 | |
11 | Сложение и вычитание многочленов | 23.01 | |
12 | Вынесение общего множителя за скобки | 31.01 | |
13 | Умножение многочлена на многочлен | 11.02 | |
14 | Разложение многочлена на множители способом группировки | 25.02 | III триместр |
15 | Разложение на множители с помощью формул квадрата суммы и квадрата разности | 11.03 | |
16 | Разложение разности квадратов на множители | 18.03 | |
17 | Преобразование целого выражения в многочлен | 8.04 | |
18 | График линейного уравнения с двумя переменными | 20.04 | |
19 | Способ подстановки | 2.05 | |
20 | Решение задач с помощью систем уравнений | 16.05 |
Темы контрольных работ | дата | триместр | |
1 | Преобразование выражений | 29.09 | I триместр |
2 | Уравнение с одной переменной | 29.10 | |
3 | Линейная функция | 5.12 | II триместр |
4 | Степень с натуральным показателем | 9.01 | |
5 | Действия с одночленами и многочленами | 4.02 | |
6 | Действия с многочленами | 28.02 | III триместр |
7 | Квадрат суммы и разности двух выражений | 20.03 | |
8 | Преобразование выражений | 11.04 | |
9 | Системы линейных уравнений | 20.05 | |
10 | Итоговая контрольная работа | 25.05 |
Предварительный просмотр:
«Рассмотрено» на заседание ШМО Протокол № _2_ от «27»_августа_2014 г. _____________ (руководитель ШМО В.С. Макарова) | «Согласовано» Заместитель директора школы по УВР
_____________ (Т.А. Семенова) | «Утверждено» Директор МБОУ лицей № 3
_________ (Р.М. Сунагатуллина) Приказ №290 от «29» августа 2014 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ
Вагаповой Лилии
Равилевны
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение лицей №3 МР Учалинский район
по учебному курсу «геометрия»
7б класс
2014-2015
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ДЛЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
(Базовый уровень)
Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая программа по геометрии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 7 классов и реализуется на основе следующих документов:
1. Программа основного общего образования по геометрии для общеобразовательных учреждений 7-9 классов./ Сост.Т.А.Бурмистрова..- М.: Просвещение, 2011.
2. Стандарт основного общего образования по математике //Математика в школе. – 2004г,-№4, -с.4
3. Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2013-14 учебный год
4. С учетом требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержанием наполнения учебных предметов компонента государственного стандарта общего образования
В ходе освоения содержания курса учащиеся получают возможность:
- развить пространственные представления и изобразительные умения, освоить основные факты и методы планиметрии, познакомиться с простейшими пространственными телами и их свойствами;
- развить логическое мышление и речь – умения логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, приводить примеры и контрпримеры, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический) для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
- изучение пространственных форм и количественных отношений действительного мира;
- геометрическая подготовка необходима для понимания принципов устройства и использования современной техники, восприятия научных и технических понятий и идей;
- сформировать представления об изучаемых понятиях и методах как важнейших средствах математического моделирования реальных процессов и явлений.
Изучение геометрии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
- интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;
- формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
- воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса.
Основные развивающие и воспитательные цели
Развитие:
- Ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
- Математической речи;
- Сенсорной сферы; двигательной моторики;
- Внимания; памяти;
- Навыков само и взаимопроверки.
Формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов.
Воспитание:
- Культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса;
- Волевых качеств;
- Коммуникабельности;
- Ответственности.
Место предмета в федеральном базисном учебном плане
Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение математики на ступени основного общего образования отводится не менее 875 ч из расчета 5 ч в неделю с V по IX класс. Геометрия изучается в основной школе 2 учебных часа в неделю в течении каждого года обучения, всего 210 уроков.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
В ходе преподавания геометрии в основной школе, работы над формированием у учащихся перечисленных в программе знаний и умений, следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:
планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;
решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;
исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;
ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;
поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.
Результаты обучения
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки и задают систему итоговых результатов обучения, которых должны достигать все учащиеся, оканчивающие основную школу, и достижение которых является обязательным условием положительной аттестации ученика за курс основной школы. Эти требования структурированы по трем компонентам: «знать/понимать», «уметь», «использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни». При этом последние два компонента представлены отдельно по каждому из разделов содержания.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения геометрии ученик должен
знать/понимать
НАГЛЯДНАЯ ГЕОМЕТРИЯ
- распознавать на чертежах, рисунках, моделях и в окружающем мире фигуры;
- распознавать развертки;
- определять по линейным разверткам фигуры линейные размеры самой фигуры и наоборот;
- вычислять объем прямоугольного параллелепипеда;
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ
- пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира и их взаимного расположения;
- находить значения длин элементов фигур и их отношения, градусную меру углов от 0 до 180, применяя определения, свойства и признаки фигур и их элементов;
- оперировать с начальными понятиями тригонометрии и выполнять элементарные операции над функциями углов;
- решать задачи на доказательства, построения с помощью циркуля и линейки;
- решать простейшие планиметрические задачи в пространстве.
ИЗМЕРЕНИЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ВЕЛИЧИН
- использовать свойства измерения длин, площадей, углов при решении задач на нахождение длины отрезка, окружности, длины дуги окружности, градусной меры угла;
- вычислять площади треугольников, прямоугольников, параллелограммов, трапеций, кругов и секторов;
- вычислять длину окружности, длину дуги окружности;
- решать задачи на доказательство;
КООРДИНАТЫ
- вычислять длину отрезка по координатам его концов; вычислять координаты середины отрезка;
- использовать координатный метод для изучения свойств прямых и окружностей.
ВЕКТОРЫ
- оперировать с векторами: находить сумму и разность векторов, находить вектор равный произведению заданного вектора на число;
- находить для векторов, заданных координатами: длину вектора, координаты суммы и разности векторов, координаты произведения вектора на число;
- вычислять скалярное произведение векторов, находить угол между векторами, устанавливать перпендикулярность прямых.
Содержание рабочей программы
СТРУКТУРА УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНА.
- Начальные геометрические сведения - 11 ч
- Прямая и отрезок
- Луч и угол
- Сравнение отрезков и углов
- Измерение отрезков
- Измерение углов
- Перпендикулярные прямые
2. Треугольник - 18 ч
- Первый признак равенства треугольников
- Медианы, биссектрисы и высоты треугольника
- Второй и третий признаки равенства треугольников
- Задачи на построение
3. Параллельные прямые - 13 ч
- Признаки параллельности прямых
- Аксиома параллельных прямых
4. Соотношения между сторонами и углами треугольника - 20 ч
- Сумма углов треугольника
- Соотношения между сторонами и углами треугольник
- Прямоугольные треугольники
- Построение треугольника по трём элементам
5. Повторение - 6 ч
Календарно-тематическое планирование уроков
Предмет геометрия
Класс 7а
Учитель Вагапова Л.Р.
Количество часов за 1 триместр: 21 ч.
Количество часов за 2 триместр: 21 ч.
Количество часов за 3 триместр: 26 ч.
Всего 68 часов, в неделю 2 часа
I триместр | II триместр | III триместр | итого | |
Контрольные работы | 1 | 2 | 3 | 6 |
Самостоятелные работы | 6 | 3 | 4 | 13 |
Итого | 7 | 5 | 7 | 19 |
Планирование составлено на основе __программа основного общего образования по геометрии для общеобразовательных учреждений 7-9 классов./ Сост.Т.А.Бурмистрова..- М.: Просвещение, 2011.:
Учебник Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б., Позняк Э.Г. Геометрия, 7-9:-М.: Просвещение, 2011
№ урока | Темы уроков | Кол-во часов | Дата проведения | Примечание | |
план | факт | ||||
I триместр – 21 ч. | |||||
Глава I. Начальные геометрические сведения 11 ч. | |||||
1 | Прямая и отрезок. (с использованием ИТ) | 1 | 2.09 | ||
2 | Луч и угол | 1 | 4.09 | ||
3 | Сравнение отрезков и углов | 1 | 9.09 | ||
4 | Измерение отрезков | 1 | 11.09 | ||
5 | Решение задач по теме «Измерение отрезков». Самостоятельная работа №1 | 1 | 16.09 | ||
6 | Измерение углов | 1 | 18.09 | ||
7 | Смежные и вертикальные углы. (с использованием ИТ) | 1 | 23.09 | ||
8 | Перпендикулярные прямые. Самостоятельная работа №2 | 1 | 25.09 | ||
9 | Решение задач, подготовка к контрольной работе | 1 | 30.09 | ||
10 | Контрольная работа №1 «Начальные геометрические сведения» | 1 | 2.10 | ||
11 | Анализ контрольной работы | 1 | 7.10 | ||
Глава II. Треугольники 18 ч. | |||||
12 | Треугольник. | 1 | 14.10 | ||
13 | Первый признак равенства треугольников | 1 | 16.10 | ||
14 | Решение задач. Самостоятельная работа №3 | 1 | 21.10 | ||
15 | Медианы, биссектрисы и высоты треугольника. (с использованием ИТ) | 1 | 23.10 | ||
16 | Свойства равнобедренного треугольника | 1 | 28.10 | ||
17 | Решение задач. Самостоятельная работа №4 | 1 | 30.10 | ||
18 | Второй признак равенства треугольников | 1 | 6.11 | ||
19 | Решение задач. Самостоятельная работа №5 | 1 | 11.11 | ||
20 | Третий признак равенства треугольников | 1 | 13.11 | ||
21 | Решение задач. Самостоятельная работа №6 | 1 | 18.11 | ||
II триместр – 21 ч. | |||||
22 | Окружность | 1 | 25.11 | ||
23 | Примеры решения задач на построение. (с использованием ИТ) | 1 | 27.11 | ||
24 | Решение задач на построение | 1 | 2.12 | ||
25 | Решение задач | 1 | 4.12 | ||
26 | Решение задач. Самостоятельная работа №7 | 1 | 9.12 | ||
27 | Подготовка к контрольной работе | 1 | 11.12 | ||
28 | Контрольная работа №2 «Треугольник» | 1 | 16.12 | ||
29 | Анализ контрольной работы | 1 | 18.12 | ||
Глава III. Параллельные прямые 13 ч. | |||||
30 | Признаки параллельности прямых. (с использованием ИТ) | 1 | 23.12 | ||
31 | Признаки параллельности прямых | 1 | 25.12 | ||
32 | Практические способы построения параллельных прямых. Самостоятельная работа №8 | 1 | 13.01 | ||
33 | Решение задач | 1 | 15.01 | ||
34 | Аксиома параллельных прямых | 1 | 20.01 | ||
35 | Свойства параллельных прямых | 1 | 22.01 | ||
36 | Свойства параллельных прямых. (с использованием ИТ) | 1 | 27.01 | ||
37 | Решение задач | 1 | 29.01 | ||
38 | Решение задач | 1 | 3.02 | ||
39 | Решение задач. Самостоятельная работа №9 | 1 | 5.02 | ||
40 | Подготовка к контрольной работе | 1 | 10.02 | ||
41 | Контрольная работа №3 «Параллельные прямые» | 1 | 12.02 | ||
42 | Анализ контрольной работы | 1 | 17.02 | ||
III триместр – 26 ч. | |||||
Глава IV. Соотношения между сторонами и углами треугольника 20 ч. | |||||
43 | Сумма углов треугольника. (с использованием ИТ) | 1 | 24.02 | ||
44 | Решение задач. Самостоятельная работа №10 | 1 | 26.02 | ||
45 | Соотношение между сторонами и углами треугольника | 1 | 3.03 | ||
46 | Соотношение между сторонами и углами треугольника | 1 | 5.03 | ||
47 | Неравенство треугольника. Самостоятельная работа №11 | 1 | 10.03 | ||
48 | Решение задач, подготовка к контрольной работе | 1 | 12.03 | ||
49 | Контрольная работа №4 «Соотношения между сторонами и углами треугольника» | 1 | 17.03 | ||
50 | Анализ контрольной работы | 1 | 19.03 | ||
51 | Прямоугольные треугольники и их свойства | 1 | 24.03 | ||
52 | Решение задач | 1 | 26.03 | ||
53 | Признаки равенства прямоугольных треугольников | 1 | 31.03 | ||
54 | Решение задач. Самостоятельная работа №12 | 1 | 7.04 | ||
55 | Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми. | 1 | 9.04 | ||
56 | Построение треугольника по трём элементам (с использованием ИТ) | 1 | 14.04 | ||
57 | Построение треугольника по трём элементам. (с использованием ИТ) | 1 | 16.04 | ||
58 | Построение треугольника по трём элементам. Самостоятельная работа №13 | 1 | 21.04 | ||
59 | Решение задач на построение (с использованием ИТ) | 1 | 23.04 | ||
60 | Подготовка к контрольной работе | 1 | 28.04 | ||
61 | Контрольная работа №5 «Прямоугольный треугольник. Задачи на построение» | 1 | 30.04 | ||
62 | Анализ контрольной работы | 1 | 5.05 | ||
Повторение 6 ч | |||||
63 | «Начальные геометрические сведения» | 1 | 7.05 | ||
64 | «Признаки равенства треугольников. Равнобедренный треугольник» (с использованием ИТ) | 1 | 12.05 | ||
65 | «Параллельные прямые» | 1 | 19.05 | ||
66 | «Соотношения между сторонами и углами треугольника» | 1 | 21.05 | ||
67 | Итоговая контрольная работа | 1 | 26.05 | ||
68 | Обобщающий урок | 1 | 28.05 |
Учебно-методический комплект
Учебники:
Геометрия: Л.С Атанасян, В.Ф.Бутузов, «Геометрия 7-9», М: «Просвещение», 2011г
Дополнительная литература:
1. Зив Б. Г. «Дидактические материалы по геометрии», 7 класс М: «Просвещение», 2004г;
2. Н.Ф.Гаврилова. Поурочные разработки: 7 класс.- М.: ВАКО, 2011
Приложения к рабочей программе геометрия 7 класс:
Темы самостоятельных работ | дата | триместр | |
1 | Измерение отрезков | 16.09 | I триместр |
2 | Перпендикулярные прямые | 25.09 | |
3 | Первый признак равенства треугольников | 21.10 | |
4 | Свойства равнобедренного треугольника | 30.10 | |
5 | Второй признак равенства треугольников | 11.11 | |
6 | Третий признак равенства треугольников | 18.11 | |
7 | Задачи на построение | 9.12 | II триместр |
8 | Признаки параллельности прямых | 13.01 | |
9 | Аксиома параллельности | 5.02 | |
10 | Сумма углов треугольника | 26.02 | III триместр |
11 | Неравенство треугольника | 10.03 | |
12 | Признаки равенства прямоугольных треугольников | 7.04 | |
13 | Построение треугольника по трём элементам | 21.04 |
Темы контрольных работ | дата | триместр | |
1 | Начальные геометрические сведения | 2.10 | I триместр |
2 | Треугольник | 16.12 | II триместр |
3 | Параллельные прямые | 12.02 | |
4 | Соотношения между сторонами и углами треугольника | 17.03 | III триместр |
5 | Прямоугольный треугольник, задачи на построение | 30.04 | |
6 | Итоговая контрольная работа | 26.05 |
Предварительный просмотр:
«Рассмотрено» на заседание ШМО Протокол № _2_ от «27»_августа_2014 г. _____________ (руководитель ШМО Макарова В.С. | «Согласовано» Заместитель директора школы по УВР
_____________ (Семенова Т.А.) | «Утверждено» Директор МБОУ лицей № 3
_________ (Р.М. Сунагатуллина) Приказ №290 от 29августа2014 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по работе с мотивированными учащимися
в 5б классе
учителя математики
Вагаповой Лилии
Равилевны
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
лицей №3 МР Учалинский район РБ
2014-2015
Пояснительная записка
Тематическое планирование составлено для учащихся 5 класса.
Объем: 34 часа, в неделю 1 час.
Цели курса:
- Расширить кругозор, развивать логическое мышление, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
- Активизировать исследовательскую и познавательную деятельность учащихся.
- Поддержать интерес к дополнительным занятиям математикой и желание заниматься самообразованием, тем самым создать базу каждому учащемуся для дальнейших личных успехов.
- Воспитывать у учащихся потребность в самостоятельном поиске знаний и их приложений.
Задачи курса:
- Закрепить опыт решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска путей и способов решения;
- Формировать умение по проведению исследовательской деятельности, учить проводить эксперименты, обобщения, сравнения, анализ, систематизацию;
- Вовлечение учащихся в игровую коммуникативную практическую деятельность.
Новое:
- Рассмотрение новых методов решения задач, не рассматриваемых на уроке;
- Рассмотрение задач «повышенной трудности».
Прогнозируемый результат:
- Освоить основные приёмы и методы решения нестандартных задач.
- Уметь применять при решении нестандартных задач творческую оригинальность, вырабатывать собственный метод решения;
- Успешно выступать на математических соревнованиях.
Форма итоговой работы:
Контрольная работа по курсу олимпиадных задач.
Литература:
- «Олимпиадные задачи» А.В.Фарков
- Газета «Математика»
- Журнал «Математика в школе»
Интернет ресурсы:
http://www.uchportal.ru/load/189-1-0-29089
http://www.uchportal.ru/load/189-1-0-29110
http://miklepuzzle.narod.ru/pent.html
http://festival.1september.ru/articles/619411/
http://www.axel.nm.ru/tangram/download/index.html
http://www.uchportal.ru/load/189-1-0-29130
http://www.uchportal.ru/load/189-1-0-29129
http://www.uchportal.ru/load/25-1-0-14766
http://www.proshkolu.ru/user/tanyavl1971/file/802336/
http://www.uchportal.ru/load/189-1-0-29159
http://www.uchportal.ru/load/189-1-0-29210
http://www.proshkolu.ru/user/tanyavl1971/file/3054230/
http://www.proshkolu.ru/user/tanyavl1971/file/3061418/
http://www.uchportal.ru/load/189-1-0-29508
Календарно - поурочное планирование.
№ урока | Темы уроков | Кол-во часов | Дата | Примечание | |
планир | фактич | ||||
1 | Приемы быстрого счета | 3 | 8.09.14-22.09.14 | ||
2 | |||||
3 | |||||
4 | Системы счисления | 3 | 29.09.14-13.10.14 | ||
5 | |||||
6 | |||||
7 | Вопросы теории делимости | 4 | 20.10.14-10.11.14 | ||
8 | |||||
9 | |||||
10 | |||||
11 | Вопросы теории множеств | 2 | 17.10.14-24.10.14 | ||
12 | |||||
13 | Элементы комбинаторики | 5 | 1.12.14-29.12.14 | ||
14 | |||||
15 | |||||
16 | |||||
17 | |||||
18 | Первоначальные геометрические сведения | 5 | 12.01.15-9.02.15 | ||
19 | |||||
20 | |||||
21 | |||||
22 | |||||
23 | Геометрия в пространстве | 2 | 16.02.15-2.03.15 | ||
24 | |||||
25 | Логические задачи | 8 | 9.03.15-4.05.15 | ||
26 | |||||
27 | |||||
28 | |||||
29 | |||||
30 | |||||
31 | |||||
32 | |||||
33-34 | Повторение. Решение задач | 2 | 11.05.15-25.05.15 |
Предварительный просмотр:
«Рассмотрено» на заседание ШМО Протокол № ___ от «____»____________2014 г. _____________ (руководитель ШМО Макарова В.С. | «Согласовано» Заместитель директора школы по УВР
_____________ (Гайфуллина Г.М.) | «Утверждено» Директор МБОУ лицей № 3
_________ (Р.М. Сунагатуллина) Приказ № ___ от «___»___2014 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ математики
Вагаповой Лилии
Равилевны
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
лицей №3 МР Учалинский район РБ
по исследовательской работе
с детьми
2014-2015
Пояснительная записка.
Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления.
Целью данного курса является творческое развитие начинающих исследователей, развитие навыков самостоятельной научной работы.
Основными задачами преподавания данного курса являются:
- представление учащимся научного исследования как единой системы;
- формирование у учащихся чувства значимости научного исследования;
- пробуждения интереса учащихся к изучению предметных вопросов.
Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач предусмотрены 2 вида занятий: лекционные и практические. Учитель распределяет выделенное годовое количество часов на виды занятий, опираясь на собственный опыт и имея в виду готовность учащихся к занятиям исследовательской деятельностью. Виды занятий в процессе обучения тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга. Содержание программы рассчитано на 1 год, для учащихся 8-х классов, начинающих заниматься исследовательской деятельностью. Кроме вопросов о научном исследовании, структуре исследовательской работы, планировании и требованиях к эксперименту, предусмотрено ознакомление с элементами речевой компетенции учащихся, психологического настроя, взаимодействия с аудиторией.
Содержание данной программы согласовано с содержанием программ по психологии, педагогике, риторике, информатике, а также индивидуальными программами исследовательской работы учащихся.
Логика построения программы обусловлена системой последовательной работы по овладению учащимися основами исследовательской деятельности: от осмысления сути исследовательской деятельности, от истоков научной мысли и теории, от творческой и уникальной деятельности выдающихся ученых – к изучению составных частей исследовательской деятельности. Необходимо, чтобы занятия курса побуждали к активной мыслительной деятельности, учили наблюдать понимать, осмысливать причинно-следственные связи между деятельностью человека и наукой, тем самым вырабатывать собственное отношение к окружающему миру.
Теоретические и практические занятия способствуют развитию устной коммуникативной и речевой компетенции учащихся, умениям:
- вести устный диалог на заданную тему;
- участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного материала;
- участвовать в работе конференций, чтений.
В процессе прохождения курса формируются умения и навыки самостоятельной исследовательской деятельности; умения формулировать проблему исследования, выдвигать гипотезу; навыки овладения методикой сбора и оформления найденного материала; навыки овладения научными терминами в той области знания, в которой проводиться исследование; навыки овладения теоретическими знаниями по теме своей работы и шире; умения оформлять доклад, курсовую работу.
По окончании курса проводится публичная защита проекта исследовательской работы – опыт научного учебного исследования по предметной тематике, выступление, демонстрация уровня психологической готовности учащихся к представлению результатов работы.
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Введение – 1 час. Исследовательская деятельность учащихся, её особенности и общая характеристика. Значимые личностные качества учащегося-исследователя. Исследовательские способности, пути их развития.
Раздел 1. Наука и научное мировоззрение. Тема 1.1 Опорные позиции исследования, целеполагание, прогнозирование – 2 часа.
Научные идеи, позволяющие увидеть глубину исследуемой проблемы. Возможные трудности, опасности, критерии для оценки результативности своего исследования. Целеполагание как конструирование исследовательского процесса.
Тема 1.2 Определение темы, предмета, объекта исследования – 4 часа.
Характеристика понятий: тема, предмет, объект исследования. Обоснование актуальности выбора темы исследования. Предмет исследования как проблема в самой теме исследования. Объект исследования “поле” научных поисков. Идея, концепция, суждение и понятие, постулат, аксиома исследования.
Практическое занятие. Подходы к определению, объяснению темы, предмета, объекта субъектного исследования.
Тема 1.3. Цель и задачи исследования – 4 часа.
Соответствие цели и задач теме исследования. Сущность изучаемого процесса, его главные свойства, особенности. Основные стадии, этапы исследования.
Практическое занятие. Обоснование основных путей решения собственной исследовательской проблемы.
Тема 1.4. Научная гипотеза и её проверка – 4 часа.
Гипотеза как исходный элемент поиска истины, которая помогает целенаправленно собрать и группировать факты. Требования к научной гипотезе. Значение гипотезы в определении стратегии исследовательского поиска.
Практическое занятие. Определение “нулевой” гипотезы, построенной на структурных связях между предметом и объектом исследования, объяснение первоначальных наблюдений, первичных фактов перед самой исследовательской работой.
Тема 1.5. План и организация исследования – 6 часов.
Планирование исследовательской деятельности с учетом целей, задач и гипотезы исследования. Характеристика условий и обстоятельств, в которых проводится поиск. Предварительная теоретическая отработка проблемы.
Практическое занятие. Создание модели исследуемого процесса, фиксирование противоречий. Вычленение условий, которые обеспечивают эффективность решения творческой исследовательской задачи. Составление программы поиска.
Тема 1.6 Составление индивидуальной рабочей программы – 2 часа.
Характеристика исходных данных перед началом поиска. Изложение теоретических идей.
Практическое занятие. Составление модели исследуемого явления и программы действий по её реализации.
Тема 1.7 Поиск источников и литературы, отбор фактического материала – 2 часа.
Понятия: источник, литература. Фактический материал, в котором очерчивается круг основных понятий, явлений, сведений необходимых для исследования.
Практическое занятие. Сравнительные действия по отбору необходимых сведений.
Тема 1.8. Анализ результатов исследования – 6 часов.
Объекты анализа. Вычленение существенных признаков, достаточных и вспомогательных условий в ведении исследования. Определение плюсов и минусов, полученных в результате.
Практическое занятие. Формирование выводов, обобщений. Определение эффективности и значимости исследования. Развитие самостоятельности мышления на основе сопоставления данных исследования, точек зрения специалистов.
Тема 1.9. Понятийный аппарат исследования – 1 час.
Понятия ведущих направлений исследования. Единая терминология. Тезаурус.
Практическое занятие. Составление терминологического словаря.
Тема 1.10 Индивидуальное исследовательское задание – 2 часа.
Исследование в группе. Персональное поручение по изучению частного вопроса общей темы.
Практическое занятие. Исследовательская задача. Перечень условий научного поиска. Предложения по включению в общую работу результатов индивидуального исследовательского задания.
Тема 1.11 Научная статья – 3 часа.
Жанр, освещающий конкретный, частный вопрос, входящий в тему исследования. Правила написания, содержание, оформление научной статьи.
Практическое занятие. План написания статьи. Логика изложения материала. Анализ фактического материала. Цитата. Сноски. Начало и завершение статьи.
Тема 1.12 Реферат – 3 часа
Реферат как краткое письменное или устное изложение содержания по теме исследования.
Практическое занятие. Тема реферата, разделы. Основное резюме. Рецензирование.
Раздел 2. Речевая компетенция учащегося(готовность к публичному выступлению)
Раздел 4. Применение основ информатики в исследовательской деятельности
Тема 4.1 Структура, композиция исследовательской работы – 4 часа.
Понятие о структурировании исследовательского материала.
Практическое занятие. Введение, основная часть, выводы. Диагностическое обеспечение в исследовании.
Тема 4.2 Требования к оформлению исследовательских работ – 3 часа.
Размер листа, шрифта (в зависимости от темы и предмета исследования), требования к параметрам страницы, междустрочный интервал.
Практическое занятие. Распечатка текста. Оформление цитирования, ссылок, сносок.
Тема 4.3. Результаты исследования и их обработка – 1 час.
Характеристика исследуемой проблемы, вычленение главных, достаточных и вспомогательных условий, определение закономерностей.
Практическое занятие. Составление диаграмм, графиков, схем, иллюстрирующих процесс исследования.
№№ зан. | Тема | Количество часов | Дата | Примечание | |
план | факт | ||||
Введение. Раздел 1. Наука и научное мировоззрение. | |||||
1 | Опорные позиции исследования, целеполагание, прогнозирование | 1 | Сентябрь | ||
2 | Определение темы, объекта, предмета исследования | 1 | Сентябрь | ||
3 | Цель и задачи исследования | 1 | Сентябрь | ||
4 | Научная гипотеза и её проверка | 1 | Сентябрь | ||
5 | План и организация исследования | 1 | Октябрь | ||
6 | Составление индивидуальной рабочей программы | 1 | Октябрь | ||
7-9 | Поиск источников и литературы, отбор фактического материала. Понятия: источник и литература | 3 | Октябрь Ноябрь | ||
10-12 | Анализ результатов исследования | 3 | Ноябрь | ||
13,14 | Понятийный аппарат исследования | 2 | Декабрь | ||
15-18 | Индивидуальное исследовательское задание | 4 | Декабрь Январь | ||
19-21 | Научная статья | 3 | Январь Февраль | ||
22-24 | Реферат | 3 | Февраль Март | ||
25,26 | Раздел 2. Речевая компетенция учащегося (готовность к публичному выступлению) | 2 | Март | ||
27 | Подготовка к публичному выступлению | 1 | Апрель | ||
28 | Раздел 3. Основы психологических знаний. Психологический настрой на работу с аудиторией | 1 | Апрель | ||
29,30 | Раздел 4. Применение основ информатики в исследовательской деятельности. Структура, композиция исследовательской работы | 2 | Апрель | ||
31,32 | Требования к оформлению исследовательских работ, цитирование, ссылки | 2 | Май | ||
33 | Результаты исследования и их обработка (составление диаграмм, графиков, схем, иллюстраций) | 1 | Май | ||
34 | Реферат | 1 | Май |
1 триместр -10 уроков
2 триместр -11 уроков
3 триместр-13 уроков
Всего – 34 урока
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Изготовление цветов из бросового материала
Для детей в возрасте от 14 до 18 лет с интелектуальной недостаточностью...
Открытое творческое занятие. Тема: «Подарок для мамы». Изготовление праздничного панно с использованием бросового материала.
Развитие художественно- творческих спосорбностей детей, изобразительной фантазии, зрительной наблюдательности. Формирование навыков аккуратности при выполнении работ, углубление знаний о растениях, о ...
Презентация костюма из из бросового материала (пластиковые бутылки)
Презентация костюма из из бросового материала (пластиковые бутылки)...
Занятия по обработке бросового материала.
Тема занятия: Конструирование из пластмассы. « Кресло» Цель занятия: знакомство с новым материалом-пластмассой, ее свойствами; учить применять в своей работе бросовый материал; развивать творчество, э...
Конкурс поделок из бросового материала «Вторая Жизнь!» 1-20 марта 2013 год.
[[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"3118408","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 100px; height: 120px; float: right; "}}]]Конкурс поделок из бросового ...
Мастер-класс "Поделки из бросового материала"
Изготовление изделий из бросового материала способствует уменьшениюзагрязнения природы твёрдыми бытовыми отходами. Создавая работы, с детьми опираясь на формулировку - вторая жизнь вещей приучае...
Статья "Использование бросового материала как материала для творчества в период самоизоляции в домашних условиях
В статье рассматривается необходимость использовать бросовый материал в целях создания творческих работ с детьми, чтобы сохранить нашу планету чистой и безопасной. ...