"Целое уравнение и его корни" - конспект урока с презентацией по алгебре в 9 классе
план-конспект урока по алгебре (9 класс) на тему
Урок ознакомления с новым материалом
Организация деятельности учащихся на уроке:
-самостоятельно выходят на проблему и решают её;
-самостоятельно определяют тему, цели урока;
-выводят правила решения целых уравнений;
-решают самостоятельно уравнения;
-оценивают результаты своей деятельности на уроке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tseloe_uravnenie_9_klass.rar | 732.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое образовательное учреждение
«Каменская основная общеобразовательная школа»
Конспект урока алгебры в 9 классе
Целое уравнение и его корни
Выполнила учитель математики
МКОУ «Каменская ООШ»
Астапенко Татьяна Васильевна
с.Каменское
2013-2014
ФИО (полностью) | Астапенко Татьяна Васильевна | |
Место работы | МКОУ «Каменская ООШ» | |
Должность | учитель математики. | |
Предмет | Алгебра | |
Класс | 9 | |
Тема и номер урока в теме | Целое уравнение и его корни,1 урок | |
Базовый учебник | Дорофеев Г.В., Суворова С.Б., Бунимович Е.А. Алгебра: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений . Под редакцией Дорофеева Г.В., - 5-е изд.,– М.: Просвещение, 2012. |
- Цель урока: способствовать формированию представления о понятии «целое уравнение», познакомить со способами решения целых уравнений.
9. Планируемые результаты:
- образовательные (формирование познавательных УУД):
научить в процессе реальной ситуации использовать определения следующих понятий: «корень уравнения», «степень уравнения», повторить способы решения уравнений первой и второй степени.
- воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):
умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу со сверстниками и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность.
- развивающие (формирование регулятивных УУД)
- умение обрабатывать информацию и ранжировать ее по указанным основаниям; формировать коммуникативную компетенцию учащихся; выбирать способы решения уравнений; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
- Метапредметные результаты:
- способствовать умению анализировать полученную информацию и на основе данного анализа составлять алгоритм работы.
10.Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.
11.Формы работы учащихся: Фронтальная, индивидуальная, групповая.
12.Организация деятельности учащихся на уроке:
-самостоятельно выходят на проблему и решают её;
-самостоятельно определяют тему, цели урока;
-выводят правила решения целых уравнений;
-решают самостоятельно уравнения;
-оценивают результаты своей деятельности на уроке.
13.Необходимое оборудование: компьютер, проектор, учебники по математике, раздаточный материал (шаблон с пропусками для изучения нового материала, карточки с заданиями для самостоятельной работы, карточки с домашним заданием), электронная презентация, выполненная в программе Power Point.
14.Структура и ход урока
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I. Организационный этап Создает психологическую атмосферу урока; подготавливает необходимое оборудование; включает учеников в деловой ритм урока. - Предлагаю начать наш урок с высказывания Н. И. Лобачевского: Человек родился быть господином, повелителем, царём природы, но мудрость, с которой он должен править, не дана ему от рождения: - Как вы понимаете слова великого математика? II Вводная беседа. Актуализация знаний. - Сегодня мы с вами будем изучать новую тему, а какую позже вы сами сформулируете.Мотивация. (С целью активизации деятельности учащихся) Учитель: Ребята что вы видите на экране? - А что с уравнениями обычно делают? - А что значит решить уравнение?... - Что называется корнем уравнения? …. Молодцы! - Данные уравнения отличаются друг от друга? -А какие уравнения вы уже знаете и умеете решать? Какие они имеют степени? -Давайте устно решим уравнения и при этом вспомним какими способами решаются уравнения первой и второй степени III. Изучение нового материала - Прежде чем мы с вами познакомимся с методами решения таких уравнений, ответьте мне на вопрос: - Что было общего у всех выше перечисленных уравнений? - Правильно. - Какая же будет тема нашего урока и что мы с вами сегодня будем учиться делать? - Что же будем называться целым уравнением? Впишите данное определение в наш шаблон, учитывая пропуски. -Посмотрите на уравнения, какова степень знакомых нам уравнений? - Как мы определяем степень уравнения? - Запишем определение Степенью целого уравнения называется степень равносильного ему уравнения вида Р(х) = 0, где Р(х) – многочлен стандартного вида. - Определите степени следующих уравнений -Как будет выглядеть стандартный вид уравнения первой степени? -Второй степени? -Третьей? - n-й степени? -Как вы думаете сколько корней они могут иметь? - Предлагаю немного истории возникновения целых уравнений. -Разберем способы решения уравнений I способ: Разложение на множители - Решение данного уравнения запишем в наш шаблон - Посмотрите внимательно на данное уравнении и способ, которым мы будем его решать и подумайте как нам лучше это сделать? - Когда произведение равно нулю? - Запишите ответ - Следующее уравнение у доски решит ученик….. 0,5х3-72х=0 IIспособ: Введение новой переменной. Данный способ преимущественно используют для решения уравнений вида ax4 + bx2 + c = 0, которые называются биквадратными. Запишите его определение. 4x4 – 13x2 +3= 0 Для решения данного уравнении введем новую переменную у= х2 и решим уравнение относительно новой переменной: 4у2-13у +3=0. Какое уравнение мы получили? -Что является решением данного уравнения? -Относительно какой переменной у нас было первоначальное уравнение? - Вернемся к нашему обозначению у= х2 и решим уравнение относительно х, т.е. = и -запишите ответ - Методом введения новой переменной можно решать не только биквадратные уравнения
-Что можно принять за новую переменную? Ученик решает данное уравнение у доски -Какое должно соблюдаться условие? -Прежде чем мы начнем на практике применять наши знания предлагаю провести Офтальмотренажер Базарного. Это специальный тренажер, подающий световые и звуковые сигналы (серый фон книжного текста, способствуя накоплению следовых впечатлений в коре головного мозга, оказывается одним из факторов, поддерживающих утомляемость школьников). Офтальмотренажер снимает физическую и психоэмоциональную напряженность учащихся, служит профилактикой близорукости, нарушений осанки, тренирует вестибулярный аппарат, способствует снятию лишнего напряжения с глаз и смене позы учеников с сидячей на стоячую (разгрузка позвоночника) Этап оценивания знаний учащихся -предлагаю вам решить предложенные вам уравнения по карточкам, используя решения уравнений вы соберете мозаику и увидите в каких областях нашли свое применение различные уравнения и их значимость для нас. -Переверните ваш пазл и посмотрите получилась ли у вас единая картина? Если – да, то значит со всеми заданиями вы благополучно справились, если нет – посмотрите в каком уравнении вы сделали ошибку? Подведение итогов урока -А теперь давайте, ребята обобщим то, о чём мы говорили. - Какие уравнения мы сегодня решали? - Какой степени они были? - Вспомните методы решения уравнений! - Перечислите: сколько корней может иметь целое выражение____ степени? Задание на рефлексию Попрошу вас оценить сегодняшний урок с помощью смайликов Этап информирования учащихся о домашнем задании -На дом вы получите индивидуальные карточки и соберете пазл, который вам поможет узнать об истории изучения целых уравнений Домашнее задание: 1)х4-13х2+36=0 2) х3-9х=0 3)(8x-1)(2x-3)-(4x-1)²=38 4) 5) x3 -4х2+х-4=0 | Ученики включаются в деловой ритм урока. отвечают -Уравнения - Решают. -Найти все его корни или доказать, что их нет - Корнем уравнения называется значение переменной, обращающее уравнение в верное числовое равенство - Да, они имеют разные степени - Линейные и квадратные - 1 и 2 степень Вспоминают и решают уравнения (при решении сталкиваются с уравнениями высших степеней и испытывают затруднения при их решении) - Они образованы целыми выражениями - Целое уравнение и его корни. Познакомимся со способами их решения Целым уравнением с одной переменной называется уравнение, левая и правая части которого – целые выражения. Первая и вторая степени Определяем степень многочлена, для этого выбираем наивысшую степень переменной. Наибольший показатель степени переменной входящей в уравнение называется степенью уравнения. Пятая степень Десятая Четвертая Первая Первая Предполагают, приходят к выводу, что уравнения n степени могут иметь не более n корней -сгруппировать 1й и 2й, 3й и 4й член уравнения, а затем выполнить разложение на множители левой части уравнения, т.е. получим: х2(2х-1)-4(2х-1)=0 (х2-4)(2х-1)=0 -Когда один из множителей равен нулю, значит х2-4=0 или 2х-1=0 х=-2;2 х=0,5 Ответ: -2;0,5; 2 выполняет решение уравнения: х (0,5х2 -72)=0 х=0 или 0,5х2 -72=0 0,5х2=72 х2 =144 х=-12;12 Ответ:-12;0;12 Записывают -Квадратное у= 0,25;3 относительно х Ответ: х=- 0,5; 0,5;- √3; √3 у=х2+х (у+1)(у+3)=15 y2+4у-12=0 у=-6;2 у≥0, значит у =-6-посторонний x2+х=2 x2+х-2=0 х=-2;1 Ответ: х=-2;1 Повторить каждое упражнение 10-15 раз по порядку с № 1 по № 5. 1. Сидя за столом, расслабиться и медленно подвигать зрачками слева направо. Повторить по три раза в каждую сторону. 2. Медленно переводить взгляд вверх-вниз, затем наоборот. Повторить 3 раза. 3. Представить вращающийся перед вами обод велосипедного колеса и, наметив на нем определенную точку, следить за вращением этой точки. Сначала в одну сторону, затем в другую. Повторить 3 раза. 1 карточка. Решите целые уравнения. 1) 4х3-х2=0 2) (х+8) (2х-7)=0 3) х5=х3 4) х4+9х2+8=0 5) (х2-5) 2 -3(х2-5)-4=0 Ответы: 1) 0;¼ 2) -8; 3,5 3) 0; -1; 1 4) решений нет 5) -2; 2; -3; 3 МЕДИЦИНА 2 карточка. Решите целые уравнения 1) х6=4х4 2) 2х4-х3=0 3) (5х-2) (11-х)=0 4) х4-17х2+16=0 5) (х2-3) 2+х2-3=2 Ответы: 1) 0; -2; 2 2) 0; ½ 3) 2/5; 11 4) -1; 1; -4; 4 5) -1; 1; -2; 2 ЭКОНОМИКА 3 карточка. Решите целые уравнения 1) х6=9х4 2) х3-64х=0 3) (х-1)(х+1)=24 4) х4+5х2-6=0 5) х3-4х2-9(х+4)=0 Ответы: 1) -3;0;3 2) 0;-8; 8 3) -5;5 4) -1; 1 5) 4; -3; 3 АСТРОНОМИЯ - целых уравнениях, его степени, способах решения таких уравнений Разложение на множители и введение новой переменной 1)х4-13х2+36=0 Ответ: -3; -2; 2; 3. 2) х3-9х=0 Ответ: -3; 0; 3. 3) (8x-1)(2x-3)-(4x-1)²=38 Ответ: -2 4) Ответ:-2;2 5) x3 -4х2+х-4=0 Ответ:-2;-1;2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
план конспект урока №23 "Формулы приведения" Алгебра 10 класс УМК Мордкович А.Г.
план конспект урока №23 "Формулы приведения" Алгебра 10 класс УМК Мордкович А.Г....
план конспект урока №23 "Формулы приведения" Алгебра 10 класс УМК Мордкович А.Г.
план конспект урока №23 "Формулы приведения" Алгебра 10 класс УМК Мордкович А.Г....
план конспект урока №24 "Формулы приведения" Алгебра 10 класс УМК Мордкович А.Г.
План конспект урока №24 "Формулы приведения" Алгебра 10 класс УМК Мордкович А.Г. Добавлено индивидуальное домашнее задание, по которому на следующий урок самостоятельная работа...
план конспект урока №25 "Формулы приведения" Алгебра 10 класс УМК Мордкович А.Г.
план конспект урока №25 "Формулы приведения" Алгебра 10 класс УМК Мордкович А.Г. Самостоятельная работа на 2 варианта из банка заданий ЕГЭ 11 класса...
План конспект урока № 27 (1 четверть). Алгебра 10 класс.
План конспект урока № 27 (1 четверть). Алгебра 10 класс. Функция у = . Ее график и свойства. УМК Мордкович...
План конспект урока № 28 (1 четверть). Алгебра 10 класс.
План конспект урока № 28 (1 четверть). Алгебра 10 класс. Функция у = . Ее график и свойства. УМК Мордкович...
План конспект урока № 29 (1 четверть). Алгебра 10 класс.
План конспект урока № 29 (1 четверть). Алгебра 10 класс. Функция у = . Ее график и свойства. УМК Мордкович...