Статистические характеристики, 7 класс
методическая разработка по алгебре (7 класс) на тему

Сметанина Зоя Александровна

Проект  ориентирован на учащихся 7 классов. Состоит из 2 частей.

первый урок - изучение нового материала. На этом уроке рассказывается о статистических характеристиках: Среднее арифметическое, мода, размах и медиана. Урок сопровождается презентацией, поэтому урок проводится в специально оборудованном кабинете. Приведены задачи.

На уроке осуществляется Модульное Обучение, соблюдены все его этапы. Ученики включаются в творческую деятельность, с помощью несложных заданий, требующих  логического мышления. Урок содержит элементы исследования (опрос в своём классе, возможно в своей параллели), в практической работе ученики строят таблицы и диаграммы. По окончанию работы идет ее проверка и обсуждение полученных результатов, обобщение выводов, сделанных учениками. Даётся творческое домашнее задание на карточках (таблицы в готовом виде, по которым нужно составить диаграммы и графики, используется статья: Шеффер Екатерина и Ксения Максимова. «Какие мы? Сколько нас?» //Математика, 2011. №2, с.15-17.).

Достоинство проекта в том, что имеется возможность: использования первого урока, как справочного материала. Повторить содержание модуля для подготовки к Итоговой аттестации. Использовать для дистанционного обучения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tekhnologicheskaya_karta_konspekta_uroka_po_statistike.doc62 КБ
Файл 1_urok.rar1.41 МБ
Файл 2_urok.rar2.32 МБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта конспекта урока.

Технологическая карта- описание процесса в виде пошаговой, поэтапной последовательности действий с указанием применяемых средств.

(Г.К. Селивко «Педагогические технологии»)

Тема: Статистические характеристики.

В своем проекте я  использую технологию модульного обучения.

Сущность модульного обучения состоит в том, что ученик полностью самостоятельно (или с определенной дозой помощи) достигает конкретных целей учения в процессе работы с модулем.

Модуль – это целевой функциональный узел, в котором объединены учебное содержание и технология овладения им.

Модули позволяют перевести обучение на субъект-субъектную основу, индивидуализировать работу с отдельными учащимися, дозировать индивидуальную помощь, изменить формы общения учителя и ученика.

Ценность модульной системы обучения в том, что она, воспитывая умение самостоятельно учиться, развивает рефлексивные способности. У обучаемых может происходить развитие таких психических феноменов, как память, воля, эмоциональная сфера, а также развитие коммуникативных умений, самостоятельности. Существенно, что при модульной системе, когда учебная деятельность структурируется на: учебные ситуации, контроль и оценку, актуализируются аналитические, исследовательские умения учащихся. При использовании модульной технологии все участники педагогического процесса овладевают навыками самоанализа, самоконтроля, самооценки, саморегулирования, а также повышается результативность, сокращается время обучения, сохраняются ресурсы здоровья учеников и педагогов.

Базовая информация.

В проекте предлагаются 2 урока.  Материал первого урока используется с целью актуализации знаний на втором уроке и был на рабочем столе каждого компьютера.

 Первый урок-изучение нового материала. 

Оборудование: проектор, компьютер, доска для записи решений.

Цель: Ввести понятие статистических характеристик (среднего арифметического, моды, размаха)

Задачи:

Образовательная:

  1. Научить определять среднее арифметическое, моду, размах и медиану  числового ряда.
  2. Научить применять статистические характеристики на практике.

Развивающая: 

  1. Развивать умения находить статистические характеристики, совершенствовать навыки устного счета.
  2. Развить познавательный интерес,  логическое, абстрактное, системное мышление.
  3. Расширить и углубить знания по предмету, через новые понятия.

Воспитательная: 

  1. Овладевать системой знаний об обществе;
  2. Воспитать навыки самостоятельной работы и работы в группе, производить самооценку и взаимооценку, рефлексию деятельности.

Второй  урок - урок закрепления и комплексного применения знаний.

Оборудование: Мультимедийный проектор, компьютеры (на группу учеников).

Цель: объяснить правила построения столбчатых и круговых диаграмм; рассмотреть решение задач по статистике; проверить умение находить статистические характеристики.

Задачи:

Образовательная:

  1. контроль и корректировка уровня знаний, умений и навыков по темам: «Таблицы», «Стаистичесие характеристики».
  2. повышение интеллектуального уровня учащихся;
  3. отработка навыков работы с компьютером, таблицами, диаграммами.

Развивающая: 

  1. развитие самостоятельности мышления;
  2. развитие познавательного интереса, повышение мотивации к обучению;
  3. развитие логического, абстрактного , эвристического и системного мышления.

Воспитательная: 

  1. формирование следующих качеств личности: ответственности, организованности, дисциплинированности, умения работать в группе, умения преодолевать трудности при решении различных задач.

Ожидаемые результаты:

В ходе проведения данных уроков планируется повысить информированность детей по статистике. Закрепить знания. Развить способность анализировать, синтезировать, способность работать в группе. Воспитать волю и интерес к математике. Используя при этом информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). Научить планировать своё время.

Подготовка к уроку:

Для учителя. Необходимы пользовательские навыки работы с компьютером,  проектором.  Знание  и умение работать в среде «Microsoft Office Excel» и «Microsoft PowerPoint» 

Для учащихся: Необходимы пользовательские навыки работы с компьютером  и знакомство со средой«Microsoft Office Excel» и «Microsoft PowerPoint» 

Алгоритм проведения проекта.

На 1 уроке идёт знакомство со статистическими характеристиками. В конце урока  даётся домашнее задание: разделиться на 7 групп и провести опрос среди учащихся своего класса.

Задания для групп:

  1. Выяснить сколько времени уходит на дорогу от дома до школы.(в часах)
  2. Выяснить сколько часов в день разговаривают по телефону.
  3. Выяснить сколько времени затрачивают сидя за компьютером и телевизором.
  4. Сколько времени занимаются в кружках, в  секциях.
  5. Сколько времени отводят на выполнение домашних заданий.
  6. Как долго проводят время на свежем воздухе.
  7. Сколько часов спят.

1 этап- Повторение изученного материала. Проверка домашнего задания.

2 этап- Презентация нового материала.

3  этап- Практика под руководством учителя. - Показать как работать в «Microsoft Office Excel». Разобрать несколько примеров.

4 этап - Независимая самостоятельная практика обучаемых. Работа в группах.

Выполнение учебного элемента №1. – Нахождение статистических характеристик для полученных рядов данных.-

Выполнение учебного элемента №2-  Строим таблицы.

Выполнение учебного элемента №3- Используя полученные таблицы строим графики .(Номер группы соответствует номеру задания.)

  1. Круговая диаграмма
  2. Кольцевая или гистограмму с группировкой.
  3. Линейчатая гистограмма.
  4. Линейчатая цилиндрическая гистограмма.
  5. Объёмная гистограмма с группировкой.
  6. Объёмная цилиндрическая гистограмма

Выполнение учебного элемента №4- «Составление диаграммы на что мы тратим своё время»

  1. этап-Самоконтроль и самооценка результатов.

Самостоятельно провести рефлексию своей деятельности на уроке, обсудить её со своей группой.

  1. Этап - Подведение итогов учебного занятия.

Цели поставленные на уроке были достигнуты. Мы научились наглядно представлять статистическую информацию. Строить таблицы и графики. Повторили как находить статистические характеристики.

  1. Этап-Информация о домашнем задании.

Творческое домашнее задание: по готовым таблицам составить диаграммы и графики. (раздаются карточки). Использовать любые виды  графиков. По каждому заданию сделать вывод.


Возможности развития проекта.

  1. Дать задание провести исследования, собрать данные относительно переписи населения 2010 года. Узнать: численность населения по полу и возрасту; уровень образования; национальность; гражданство; городские и сельские. Выявить среднестатистический портрет  Россиянина.
  2. Сделать дискуссию на тему «Нужна статистика или нет?»



Предварительный просмотр:

Зоя Александровна

Карточка:                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

1) Данная тема мне понятна.

2) Я хорошо понял, что такое____________________________________________

3) Я знаю, как пользоваться_____________________________________

4) Я сумею найти________________________________________________________

5) В самостоятельной работе у меня всё получилось___________________________

6) Я понял тему, но в самостоятельной работе на уроке допустил ошибки (перечислить)________________________________________

7) Я доволен своей работой на уроке________________________________________



Предварительный просмотр:

Зоя Александровна

Домашнее задание.

Решите задачи. Используя данные таблицы, постройте графики и диаграммы разных видов. По каждому заданию сделайте вывод. Работу представьте в виде презентации.

  1. Соотношение мальчиков и девочек. В анкетировании участвовали ученики с 5-го по 9-й класс. В опросе участвовали 263 ученика, из них 145 девочек и 118 мальчиков.
  2. Мы растём.

Рост (см)

Количество учащихся

130-140

54

140-150

58

150-160

31

160-170

71

170-180

34

180-190

15

  1. Наша успеваемость в I четверти.

Успеваемость

Количество учащихся

«Отлично»

10

«Хорошо»

118

«Удовлетворительно»

130

«Неудовлетворительно»

5

  1. Ваш любимый школьный предмет.

Предмет

Количество учащихся

Физкультура

123

География

68

История

15

Русский язык, литература

14

ОИВТ

16

Физика

25

Химия

5

Биология

10

  1. Занятость в кружках и секциях.

Кружки, секции

Количество учащихся

Курсы

20

Танцы

20

Футбол

25

Волейбол, баскетбол

10

Гитара

18

Конькобежный спорт

9

Шитьё

4

Бассейн

11

Музыкальная школа

5

Силовые виды спорта

16

Нигде

110


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статистические характеристики. 7 класс.

Открытый урок по теме: "Статистические характеристики, Среднее арифметическое, размах, мода и медиана в истории родного края"....

Урок в 7 классе по теме «Статистические характеристики »

 Урок №4  "Урок обобщения, систематизации и коррекции  знаний" "" В данной работе В данной работе использованы тесты и материалы ЕГЭ "" ААААААА ААААААААААААААААА...

Четыре вида тестов по алгебре 7 класса «Статистические характеристики» (базовый уровень)

Содержание тестов разработано на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по математике,  программы по алгебре  для 7 класса (Ю.Н.Макарыче...

Урок алгебры в 7 классе по теме "Статистические характеристики"

Урок алгебры в 7 классе по теме "Статистические характеристики"...

Самостоятельная работа по теме "Статистические характеристики" в 7 классе

При планировании 4 урока алгебры в неделю есть возможность проверить усвоение полученных знаний. В дидактических материалах А. П. Ершова,В. В. Голобородько нет самостоятельной работы по этой теме. Пре...

Самостоятельная работа по теме "Статистические характеристики" в 7 классе

При планировании 4 урока алгебры в неделю есть возможность проверить усвоение полученных знаний. В дидактических материалах А. П. Ершова,В. В. Голобородько нет самостоятельной работы по этой теме. Пре...

7 класс Алгебра Использование средних статистических характеристик при решении различных задач

Презентация к уроку Использование средних статистических характеристик при решении различных задач...