Задачи на проценты
план-конспект урока по алгебре (9 класс) на тему
Данная разработка поможет учителю при подготовке по математике учащихся 9-го класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovnye_zadachi_na_protsenty.doc | 192 КБ |
Предварительный просмотр:
Алгебра 9 класс. IVчетверть. Повторение курса 7-9 класса
Занятие по подготовке учащихся к ОГЭ - 2014 в 9»А» классе.
Тема занятия: Основные задачи на проценты
Цель занятия: Устранить пробелы в знаниях по решению основных задач на проценты:
а) нахождение процентов данного числа;
б) нахождение числа по его проценту;
в) нахождение процентов одного числа от другого.
Метод обучения: беседа, объяснение.
Форма контроля: обмен тетрадями и взаимопроверка, с использованием графопроектора и откидных досок
Ход урока
I. Устная работа
Упражнения на закрепление понятия «процент».
Предлагаю упражнения по переводу дроби в проценты, а проценты – в десятичные дроби.
- Представьте данные десятичные дроби в процентах:
0,5 0,24 0,867 0,032 1,3 0,0081 15
0,01 154 3,2 20,5 0,7 10
- Представьте проценты десятичными дробями:
2% 12,5% 2,67% 0,06% 32,8%
1000% 510% 0,5% 213% 0,1%
II. Повторение и закрепление изученного ранее.
Вспоминаем основные сокращенные процентные отношения и записываем в тетрадь:
50% =
Различные обозначения:
18% | 0,18 | |
р % | 0,01р |
III. Систематизация знаний.
Основные понятия, связанные с процентами:
Три основных действия:
- Нахождение процентов данного числа
Чтобы найти а% от в, надо в*0,01а
Пример. 30% от 60 составляет: 60*0,3 = 18
- Нахождение числа по его процентам
Если известно, что а% числа х равно в, то х = в: 0,01а
Пример. 3% числа х составляет 150.
х = 150: 0,03
х = 5000
- Нахождение процентного отношения чисел.
Чтобы найти процентное отношение чисел, надо отношение этих чисел умножить на 100%
Пример. Сколько процентов составляет 150 от 600?
IV. Решение основных задач на проценты.
1. Основные типы задач на проценты (решаются совместно с классом на основной доске).
1) Одна величина больше (меньше) другой на р%
а) Если а больше в на р%, то
а = в + 0,01рв = в(1 + 0,01р)
б) Если а меньше в на р%, то
а = в – 0,01 рв = в(1-0,01р)
Пример. На сколько процентов надо увеличить число 90, чтобы получить 120?
Решение:
120 = 90 + 90 * 0,01р
120 = 90(1 + 0,01р)
Ответ:
Аналогично,
а) если а возросло на р%, то новое значение равно а(1+0,01р)
Пример. Увеличить число 60 на 20%:
60 + 60*0,2=72 или 60*(1 + 0,2) =72;
б) если а уменьшили на р%, то новое значение равно: а(1 – 0,01р)
Пример. Число 72 уменьшили на 20%:
72 – 72*0,2 = 57,6 или 72(1 – 0,2) = 57,6
Объединив а) и б), запишем задачу в общем виде:
увеличили число а(1 + 0,01р); а(1 + 0,01р)(1 – 0,01р) = (1)
Замечание. Результат не изменится, если увеличение (уменьшение) следует за уменьшением (увеличением)
V.Самостоятельное решение задач № 1,2:
Задача 1.
Цену товара снизили на 30%, затем новую цену повысили на 30% . Как изменилась цена товара?
Задача 2
Цену товара повысили на 20%, затем новую цену снизили на 20%. Как изменится цена товара?
VI.Проверка самостоятельной работы (с использованием откидных досок и графопроектора):
Задача 1.
Цену товара снизили на 30%, затем новую цену повысили на 30% . Как изменилась цена товара?
Решение
Пусть первоначальная цена товара а, тогда:
а – 0,3а = 0,7а – цена товара после снижения,
0,7а + 0,7а*0,3 = 0,91а – новая цена
1,00 – 0,91 = 0,09 или 9%
Используя формулу (1), получим:
Ответ: цена снизилась на 9%
Задача 2
Цену товара повысили на 20%, затем новую цену снизили на 20%. Как изменится цена товара?
Решение
ответ: цена снизилась на 4%
VII.Творческое задание (предлагалось на карточках 3 сильным учащимся)
Решить задачу в общем виде.
Увеличили число а на р%. На сколько процентов надо уменьшить полученное число, чтобы получить а?
VIII. Решение творческого задания.(Один из учащихся объясняет классу)
Увеличили число а на р%. На сколько процентов надо уменьшить полученное число, чтобы получить а?
Решение.
IX. Итог занятия.
X.Рефлексия: Открывается откидная доска с формулами. Учащиеся соотносят формулу с типом задач на проценты.
XI.Домашнее задание (на карточках, ответы не даю, дается к следующему занятию)
Задача №1.Длину прямоугольника уменьшили на 20%. На сколько процентов надо увеличить ширину прямоугольника, чтобы его площадь не изменилась? (на 25%)
Задача №2. После уплаты всех налогов, которые в сумме составили 30% от дохода, предприниматель оставил себе на законном основании 35 000 р. Какова была величина чистого дохода предпринимателя? (50 000р)
Задача №3. По расчетам предпринимателя предприятие принесет 15% прибыли. Какую прибыль можно получить, затратив 200 000р? (30 000р)
Задача №4. (Сильным учащимся) Произведение двух чисел равно 10, а их сумма составляет 70% от произведения. Найдите эти числа. (2и5)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация к уроку "Задачи на проценты"
Урок математики в 5 классе "Задачи на проценты" с элементами здоровьесбережения...
Развитие математических способностей учащихся 5 – 6 классов путем решения задач на проценты.
В программе курса математики 5 – 6 классов большое место уделяется решению задач на проценты. Обучение решению этих задач всегда рассматривалось как необходимое условие ...
Проценты. Задачи на проценты
Это презентация для самостоятельного изучения или повторения данной темы. Применима для учащихся 5-6 классов. Содержит в себе примеры и задания для самостоятельного выполнения....
Урок математики в 5 классе по теме "Проценты. Решение задач на проценты"
Обобщающий урок математики в 5 классе по теме "Проценты. Решение задач на проценты"...
разработка урока "Проценты. Основные задачи на проценты"
Краткое изучение темы «Проценты» в 5 классе не дает больших результатов. Учащиеся в силу возрастных особенностей еще не могут полноценное представления о процентах, об их роли в повседневной жизни. На...
ПРОЕКТ «Методика подготовки выпускников решению задач по теме «Задачи на проценты» , включенных в ОГЭ по математике. Разработка системы индивидуальных заданий»
Авторы проекта Майоров Петр Ивановичучитель математики МБОУ «Тоншерминская СОШ» Тетюшского муниципального района РТЕфремова Наталья Валерьевна, учитель математики МБОУ «Гимназия №1» г.Лаишев...