Задачи на проценты
план-конспект урока по алгебре (9 класс) на тему
Данная разработка поможет учителю при подготовке по математике учащихся 9-го класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovnye_zadachi_na_protsenty.doc | 192 КБ |
Предварительный просмотр:
Алгебра 9 класс. IVчетверть. Повторение курса 7-9 класса
Занятие по подготовке учащихся к ОГЭ - 2014 в 9»А» классе.
Тема занятия: Основные задачи на проценты
Цель занятия: Устранить пробелы в знаниях по решению основных задач на проценты:
а) нахождение процентов данного числа;
б) нахождение числа по его проценту;
в) нахождение процентов одного числа от другого.
Метод обучения: беседа, объяснение.
Форма контроля: обмен тетрадями и взаимопроверка, с использованием графопроектора и откидных досок
Ход урока
I. Устная работа
Упражнения на закрепление понятия «процент».
Предлагаю упражнения по переводу дроби в проценты, а проценты – в десятичные дроби.
- Представьте данные десятичные дроби в процентах:
0,5 0,24 0,867 0,032 1,3 0,0081 15
0,01 154 3,2 20,5 0,7 10
- Представьте проценты десятичными дробями:
2% 12,5% 2,67% 0,06% 32,8%
1000% 510% 0,5% 213% 0,1%
II. Повторение и закрепление изученного ранее.
Вспоминаем основные сокращенные процентные отношения и записываем в тетрадь:
50% =
Различные обозначения:
18% | 0,18 | |
р % | 0,01р |
III. Систематизация знаний.
Основные понятия, связанные с процентами:
Три основных действия:
- Нахождение процентов данного числа
Чтобы найти а% от в, надо в*0,01а
Пример. 30% от 60 составляет: 60*0,3 = 18
- Нахождение числа по его процентам
Если известно, что а% числа х равно в, то х = в: 0,01а
Пример. 3% числа х составляет 150.
х = 150: 0,03
х = 5000
- Нахождение процентного отношения чисел.
Чтобы найти процентное отношение чисел, надо отношение этих чисел умножить на 100%
Пример. Сколько процентов составляет 150 от 600?
IV. Решение основных задач на проценты.
1. Основные типы задач на проценты (решаются совместно с классом на основной доске).
1) Одна величина больше (меньше) другой на р%
а) Если а больше в на р%, то
а = в + 0,01рв = в(1 + 0,01р)
б) Если а меньше в на р%, то
а = в – 0,01 рв = в(1-0,01р)
Пример. На сколько процентов надо увеличить число 90, чтобы получить 120?
Решение:
120 = 90 + 90 * 0,01р
120 = 90(1 + 0,01р)
Ответ:
Аналогично,
а) если а возросло на р%, то новое значение равно а(1+0,01р)
Пример. Увеличить число 60 на 20%:
60 + 60*0,2=72 или 60*(1 + 0,2) =72;
б) если а уменьшили на р%, то новое значение равно: а(1 – 0,01р)
Пример. Число 72 уменьшили на 20%:
72 – 72*0,2 = 57,6 или 72(1 – 0,2) = 57,6
Объединив а) и б), запишем задачу в общем виде:
увеличили число а(1 + 0,01р); а(1 + 0,01р)(1 – 0,01р) = (1)
Замечание. Результат не изменится, если увеличение (уменьшение) следует за уменьшением (увеличением)
V.Самостоятельное решение задач № 1,2:
Задача 1.
Цену товара снизили на 30%, затем новую цену повысили на 30% . Как изменилась цена товара?
Задача 2
Цену товара повысили на 20%, затем новую цену снизили на 20%. Как изменится цена товара?
VI.Проверка самостоятельной работы (с использованием откидных досок и графопроектора):
Задача 1.
Цену товара снизили на 30%, затем новую цену повысили на 30% . Как изменилась цена товара?
Решение
Пусть первоначальная цена товара а, тогда:
а – 0,3а = 0,7а – цена товара после снижения,
0,7а + 0,7а*0,3 = 0,91а – новая цена
1,00 – 0,91 = 0,09 или 9%
Используя формулу (1), получим:
Ответ: цена снизилась на 9%
Задача 2
Цену товара повысили на 20%, затем новую цену снизили на 20%. Как изменится цена товара?
Решение
ответ: цена снизилась на 4%
VII.Творческое задание (предлагалось на карточках 3 сильным учащимся)
Решить задачу в общем виде.
Увеличили число а на р%. На сколько процентов надо уменьшить полученное число, чтобы получить а?
VIII. Решение творческого задания.(Один из учащихся объясняет классу)
Увеличили число а на р%. На сколько процентов надо уменьшить полученное число, чтобы получить а?
Решение.
IX. Итог занятия.
X.Рефлексия: Открывается откидная доска с формулами. Учащиеся соотносят формулу с типом задач на проценты.
XI.Домашнее задание (на карточках, ответы не даю, дается к следующему занятию)
Задача №1.Длину прямоугольника уменьшили на 20%. На сколько процентов надо увеличить ширину прямоугольника, чтобы его площадь не изменилась? (на 25%)
Задача №2. После уплаты всех налогов, которые в сумме составили 30% от дохода, предприниматель оставил себе на законном основании 35 000 р. Какова была величина чистого дохода предпринимателя? (50 000р)
Задача №3. По расчетам предпринимателя предприятие принесет 15% прибыли. Какую прибыль можно получить, затратив 200 000р? (30 000р)
Задача №4. (Сильным учащимся) Произведение двух чисел равно 10, а их сумма составляет 70% от произведения. Найдите эти числа. (2и5)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация к уроку "Задачи на проценты"
Урок математики в 5 классе "Задачи на проценты" с элементами здоровьесбережения...
Проценты. Задачи на проценты
Это презентация для самостоятельного изучения или повторения данной темы. Применима для учащихся 5-6 классов. Содержит в себе примеры и задания для самостоятельного выполнения....
Урок математики в 5 классе по теме "Проценты. Решение задач на проценты"
Обобщающий урок математики в 5 классе по теме "Проценты. Решение задач на проценты"...
разработка урока "Проценты. Основные задачи на проценты"
Краткое изучение темы «Проценты» в 5 классе не дает больших результатов. Учащиеся в силу возрастных особенностей еще не могут полноценное представления о процентах, об их роли в повседневной жизни. На...
ПРОЕКТ «Методика подготовки выпускников решению задач по теме «Задачи на проценты» , включенных в ОГЭ по математике. Разработка системы индивидуальных заданий»
Авторы проекта Майоров Петр Ивановичучитель математики МБОУ «Тоншерминская СОШ» Тетюшского муниципального района РТЕфремова Наталья Валерьевна, учитель математики МБОУ «Гимназия №1» г.Лаишев...
Проценты. Решение задач на проценты
Проценты. Решение задач на проценты...