Рабочая программа по математике для 7 класса.
рабочая программа по алгебре (7 класс) на тему
Программа по математике для основной общеобразовательной школы составлена на основе:
ü федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МОиН РФ от 05.03.2004г. № 1089),
ü примерных программ по математике (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005г. № 03-1263),
ü примерной программы общеобразовательных учреждений по алгебре 7–9 классы, к учебному комплексу для 7-9 классов (авторы Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.Н. Нешков, С.Б. Суворова Ю.Н., составитель Т.А. Бурмистрова – М: «Просвещение», 2010.)
ü примерной программы общеобразовательных учреждений по геометрии 7–9 классы, к учебному комплексу для 7-9 классов (авторы Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.В. Кадомцев и др., составитель Т.А. Бурмистрова – М: «Просвещение», 2010.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_7_klass.doc | 424.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по математике для основной общеобразовательной школы составлена на основе:
- федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МОиН РФ от 05.03.2004г. № 1089),
- примерных программ по математике (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005г. № 03-1263),
- примерной программы общеобразовательных учреждений по алгебре 7–9 классы, к учебному комплексу для 7-9 классов (авторы Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.Н. Нешков, С.Б. Суворова Ю.Н., составитель Т.А. Бурмистрова – М: «Просвещение», 2010.)
- примерной программы общеобразовательных учреждений по геометрии 7–9 классы, к учебному комплексу для 7-9 классов (авторы Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.В. Кадомцев и др., составитель Т.А. Бурмистрова – М: «Просвещение», 2010.
Примерная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и даёт примерное распределение учебных часов по разделам курса.
Общая характеристика учебного предмета
Математическое образование в основной школе складывается из следующих
содержательных компонентов (точные названия блоков): арифметика; алгебра; геометрия; элементы комбинаторики, теории вероятностей, статистики и логики.
Арифметика призвана способствовать приобретению практических навыков, необходимых для повседневной жизни. Она служит базой для всего дальнейшего изучения математики, способствует логическому развитию и формированию умения пользоваться алгоритмами.
Алгебра нацелена на формирование математического аппарата для решения задач из математики. Преобразование символических форм вносит свой специфический вклад в развитие воображения, способностей к математическому творчеству.
Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования, необходимая для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся.
Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей становятся обязательным компонентом школьного образования, усиливающим его прикладное и практическое значение. Этот материал необходим, прежде всего, для формирования функциональной грамотности – умений воспринимать и анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать вероятностный характер многих реальных зависимостей, производить простейшие вероятностные расчеты. Изучение основ комбинаторики позволит учащемуся осуществлять рассмотрение случаев, перебор и подсчет числа вариантов, в том числе в простейших прикладных задачах.
В ходе освоения содержания курса учащиеся получают возможность:
- развить представления о числе и роли вычислений в человеческой практике; сформировать практические навыки выполнения устных, письменных, инструментальных вычислений, развить вычислительную культуру;
- овладеть символическим языком алгебры, выработать формально-оперативные алгебраические умения и научиться применять их к решению математических и нематематических задач;
- развить пространственные представления и изобразительные умения, познакомиться с простейшими геометрическими фигурами и их свойствами;
- получить представления об особенностях выводов и прогнозов, носящих вероятностный характер;
- развить логическое мышление и речь – умения логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, приводить примеры и контрпримеры, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический) для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
- сформировать представления об изучаемых понятиях и методах как важнейших средствах математического моделирования реальных процессов и явлений.
Изучение математики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
- интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
- формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
- воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
На основании методических рекомендаций по преподаванию учебного предмета «Математика» на второй и третьей ступенях образования в ОУ в условиях реализации федерального компонента государственного стандарта общего образования первого поколения, подготовленные кафедрой математического образования НИПКиПРО, предполагается построение курса «Математика» в форме последовательности тематических блоков с чередованием материала по алгебре, дискретной математике, геометрии.
На изучение учебного предмета «Математика» отведено по 5 часов в неделю, всего 175 часов за год. На изучение алгебры отведено 123 часов в год, на изучение геометрии отведено 52 часа в год. Для более широкого знакомства с математикой введен курс «Элементы статистики и теории вероятностей».
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает распределение учебных часов по разделам курса.
В результате изучения математики ученик будет
В области арифметики:
уметь
- выполнять устно арифметические действия: сложение и вычитание двузначных чисел и десятичных дробей с двумя знаками, умножение однозначных чисел, арифметические операции с обыкновенными дробями с однозначным знаменателем и числителем;
- переходить от одной формы записи чисел к другой, представлять десятичную дробь в виде обыкновенной и в простейших случаях обыкновенную в виде десятичной, проценты — в виде дроби и дробь – в виде процентов;
- выполнять арифметические действия с рациональными числами, сравнивать рациональные и действительные числа; находить значения числовых выражений;
- пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости, площади, объема; выражать более крупные единицы через более мелкие и наоборот;
- решать текстовые задачи, включая задачи, связанные с отношением и с пропорциональностью величин, дробями и процентами;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- решения несложных практических расчетных задач, в том числе c использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера;
- устной прикидки и оценки результата вычислений; проверки результата вычисления, с использованием различных приемов;
- интерпретации результатов решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений.
- В области геометрической подготовки:
уметь
- пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;
- распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
- изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач;
- распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;
- вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов); в том числе:
- решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический аппарат;
- проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
- решать простейшие планиметрические задачи;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- описания реальных ситуаций на языке геометрии;
- решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
- построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).
В области алгебраической подготовки:
уметь
- составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через остальные;
- выполнять основные действия со степенями с целыми показателями, с многочленами и с алгебраическими дробями; выполнять разложение многочленов на множители; выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;
- решать линейные уравнения, системы двух линейных уравнений;
- решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;
- изображать числа точками на координатной прямой;
- определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами;
- находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по ее аргументу; находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей;
- определять свойства функции по ее графику; применять графические представления при решении уравнений, систем, неравенств;
- описывать свойства изученных функций, строить их графики;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- выполнения расчетов по формулам, для составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; для нахождения нужной формулы в справочных материалах;
- моделирования практических ситуаций и исследовании построенных моделей с использованием аппарата алгебры;
- описания зависимостей между физическими величинами соответствующими формулами, при исследовании несложных практических ситуаций;
- интерпретации графиков реальных зависимостей между величинами.
в области комбинаторики:
уметь
- извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках;
- решать комбинаторные задачи путем систематического перебора возможных вариантов и с использованием правила умножения;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- решения учебных и практических задач, требующих систематического перебора вариантов
В рабочей программе представлены содержание математического образования,
требования к обязательному и возможному уровню подготовки обучающегося, виды контроля, а также компьютерное обеспечение урока.
Система уроков условна, но все же выделяются следующие виды:
Урок-лекция. Предполагаются совместные усилия учителя и учеников для решения общей проблемной познавательной задачи. На таком уроке используется демонстрационный материал на компьютере, разработанный учителем или учениками, мультимедийные продукты.
Урок-практикум. На уроке учащиеся работают над различными заданиями в зависимости от своей подготовленности. Виды работ могут быть самыми разными: письменные исследования, решение различных задач, практическое применение различных методов решения задач. Компьютер на таких уроках используется как электронный калькулятор, тренажер устного счета, виртуальная лаборатория, источник справочной информации.
Комбинированный урок предполагает выполнение работ и заданий разного вида.
Урок решения задач. Вырабатываются у учащихся умения и навыки решения задач на уровне обязательной и возможной подготовке. Любой учащийся может использовать компьютерную информационную базу по методам решения различных задач, по свойствам элементарных функций и т.д.
Урок-тест. Тестирование проводится с целью диагностики пробелов знаний, контроля уровня обученности учащихся, тренировки технике тестирования.
Урок-самостоятельная работа. Предлагаются разные виды самостоятельных работ.
Урок-контрольная работа. Проводится на двух уровнях:
уровень обязательной подготовки - «3», уровень возможной подготовки - «4» и «5».
Компьютерное обеспечение уроков.
В разделе рабочей программы «Компьютерное обеспечение» спланировано применение имеющихся компьютерных продуктов: демонстрационный материал, задания для устного опроса учащихся, тренировочные упражнения.
Демонстрационный материал (слайды).
Создается с целью обеспечения наглядности при изучении нового материала, использования при ответах учащихся. Применение анимации при создании такого компьютерного продукта позволяет рассматривать вопросы математической теории в движении, обеспечивает другой подход к изучению нового материала, вызывает повышенное внимание и интерес у учащихся. При решении любых задач использование графической интерпретации условия задачи, ее решения позволяет учащимся понять математическую идею решения, более глубоко осмыслить теоретический материал по данной теме.
Задания для устного счета.
Эти задания дают возможность в устном варианте отрабатывать различные вопросы теории и практики, применяя принципы наглядности, доступности. Их можно использовать на любом уроке в режиме учитель – ученик, взаимопроверки, а также в виде тренировочных занятий.
Тренировочные упражнения.
Включают в себя задания с вопросами и наглядными ответами, составленными с помощью анимации. Они позволяют ученику самостоятельно отрабатывать различные вопросы математической теории и практики.
Использование компьютерных технологий в преподавании математики позволяет непрерывно менять формы работы на уроке, постоянно чередовать устные и письменные упражнения, осуществлять разные подходы к решению математических задач, а это постоянно создает и поддерживает интеллектуальное напряжение учащихся, формирует у них устойчивый интерес к изучению данного предмета.
Место предмета в учебном плане.
Согласно Федеральному базисному учебному плану на изучение математики в 7 классе отводится не менее 175 часов из расчета 5 ч в неделю.
Количество учебных часов:
В год -175 часов (5 часов в неделю, всего 175 часов)
В том числе:
Контрольных работ - 13 (включая итоговый контрольный тест)
Формы промежуточной и итоговой аттестации:
Промежуточная аттестация проводится в форме тестов, контрольных,
самостоятельных работ в конце логически законченных блоков учебного материала. Итоговая аттестация предусмотрена в виде административной контрольной работы.
Уровень обучения – базовый.
Ступень обучения - II
Срок реализации рабочей учебной программы – один учебный год.
Программа соответствует учебнику «Алгебра» для 7 класса общеобразовательных учреждений / Ю.Н.Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И.Нешков, С.Б.Суворова; под редакцией С.А.Теляковского. –17-е изд.-М.: Просвещение, 2008. и учебнику «Геометрия» для 7-9 классов общеобразовательных учреждений / Л. С Атанасян, В. Ф Бутузов, С. Б. Кадомцев, Э. Г. Позняк, И. И. Юдина. –17-е изд.-М.: Просвещение, 2007.
В данных классах ведущими методами обучения предмету являются: объяснительно-иллюстративный и репродуктивный, хотя используется и частично-поисковый. На уроках используются элементы следующих технологий: личностно ориентированное обучение, обучение с применением алгоритмов, ИКТ.
Данная рабочая программа является модифицированной программой Т.А.Бурмистровой. В программу внесены изменения: уменьшено или увеличено количество часов на изучение некоторых тем. Сравнительная таблица приведена ниже:
Раздел | Количество часов в примерной программе | Количество часов в рабочей программе |
| 2 | |
2. Выражения, тождества, уравнения | 24 | 24 |
3. Функции | 14 | 15 |
4. Начальные геометрические сведения | 7 | 7 |
5. Степень с натуральным показателем | 15 | 15 |
6. Треугольники, | 14 | 14 |
7. Многочлены | 20 | 20 |
8. Параллельные прямые. | 9 | 9 |
9. Формулы сокращенного умножения. | 20 | 23 |
10. Соотношения между сторонами и углами треугольника | 16 | 16 |
11. Системы линейных уравнений | 17 | 17 |
12. Повторение курса математики за 7 класс | 14 | 13 |
Внесение данных изменений позволит охватить весь изучаемый материал по программе, повысить уровень обученности учащихся по предмету, а также более эффективно осуществить индивидуальный подход к обучающимся.
Преподавание ведется по первому варианту «алгебра»- I четверть -5 часов в неделю, II-IV четверти -3 часа в неделю всего 123 часов; «геометрия»- II-IV четверти -2 часа в неделю всего 52 часов.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА.
- Повторение курса математики 5 – 6 класса (2 часа)
Действия с натуральными числами. Действия с обыкновенными дробями.
Действия с десятичными дробями.
Цель: повторить действия с натуральными числами, с десятичными дробями; с
обыкновенными дробями, с рациональными числами.
- Выражения, тождества, уравнения (24 часов)
Буквенные выражения (выражения с переменными). Числовое значение буквенного выражения. Допустимые значения переменных, входящих в алгебраические выражения. Подстановка выражений вместо переменных. Равенство буквенных выражений. Тождество, доказательство тождеств. Преобразования выражений. Уравнение с одной переменной. Корень уравнения. Линейное уравнение Решение текстовых задач методом составления уравнений. Статистические характеристики: среднее арифметическое, мода, медиана, размах. Неравенство с одной переменной.
Цель: систематизировать и обобщить сведения о преобразованиях алгебраических выражений и решении уравнений с одной переменной.
Первая тема курса 7 класса является связующим звеном между курсом математики 5—6 классов и курсом алгебры. В ней закрепляются вычислительные навыки, систематизируются и обобщаются сведения о преобразованиях выражений и решении уравнений.Нахождение значений числовых и буквенных выражений даёт возможность повторить с обучающимися правила действий с рациональными числами. Умения выполнять арифметические действия с рациональными числами являются опорными для всего курса алгебры. Следует выяснить, насколько прочно овладели ими учащиеся, и в случае необходимости организовать повторение с целью ликвидации выявленных пробелов. Развитию навыков вычислений должно уделяться серьезное внимание и в дальнейшем при изучении других тем курса алгебры.
В связи с рассмотрением вопроса о сравнении значений выражений расширяются сведения о неравенствах: вводятся знаки ≥ и ≤, дается понятие о двойных неравенствах.
При рассмотрении преобразований выражений формально-оперативные умения остаются на том же уровне, учащиеся поднимаются на новую ступень в овладении теорией. Вводятся понятия «тождественно равные выражения», «тождество», «тождественное преобразование выражений», содержание которых будет постоянно раскрываться и углубляться при изучении преобразований различных алгебраических выражений. Подчеркивается, что основу тождественных преобразований составляют свойства действий над числами.
Усиливается роль теоретических сведений при рассмотрении уравнений. С целью обеспечения осознанного восприятия обучающимися алгоритмов решения уравнений вводится вспомогательное понятие равносильности уравнений, формулируются и разъясняются на конкретных примерах свойства равносильности. Дается понятие линейного уравнения и исследуется вопрос о числе его корней. В системе упражнений особое внимание уделяется решению уравнений вида ах=b при различных значениях а и b. Продолжается работа по формированию у обучающихся умения использовать аппарат уравнений как средство для решения текстовых задач. Уровень сложности задач здесь остается таким же, как в 6 классе.
Завершение темы заканчивается ознакомлением обучающихся с простейшими статистическими характеристиками: средним арифметическим, модой, медианой, размахом. Учащиеся должны уметь пользовать эти характеристики для анализа ряда данных в несложных ситуациях.
3. Функции (15 часов)
Понятие функции. Область определения функции. Способы задания функции. График функции, Чтение графиков функций. Функции, описывающие прямую и обратную пропорциональную зависимости, их графики. Линейная функция, ее график, геометрический смысл коэффициентов.
Цель: ознакомить обучающихся с важнейшими функциональными понятиями и с графиками прямой пропорциональности и линейной функции общего вида.
Данная тема является начальным этапом в систематической функциональной подготовке обучающихся. Здесь вводятся такие понятия, как функция, аргумент, область определения функции, график функции. Функция трактуется как зависимость одной переменной от другой. Учащиеся получают первое представление о способах задания функции. В данной теме начинается работа по формированию у обучающихся умений находить по формуле значение функции по известному значению аргумента, выполнять ту же задачу по графику и решать по графику обратную задачу. Функциональные понятия получают свою конкретизацию при изучении линейной функции и ее частного вида — прямой пропорциональности. Умения строить и читать графики этих функций широко используются как в самом курсе алгебры, так и в курсах геометрии и физики. Учащиеся должны понимать, как влияет знак коэффициента на расположение в координатной плоскости графика функции у=кх, где к0, как зависит от значений к и b взаимное расположение графиков двух функций вида у=кх+b.
Формирование всех функциональных понятий и выработка соответствующих навыков, а также изучение конкретных функций сопровождаются рассмотрением примеров реальных зависимостей между величинами, что способствует усилению прикладной направленности курса алгебры.
- Начальные геометрические сведения (7 часов)
Возникновение геометрии из практики. Геометрические фигуры и тела. Равенство в геометрии. Точка, прямая и плоскость. Расстояние. Отрезок, луч. Ломаная. Угол. Прямой угол. Острые и тупые углы. Вертикальные и смежные углы. Биссектриса угла и ее свойства.
Понятие равенства геометрических фигур. Сравнение отрезков и углов. Длина отрезка. Длина ломаной. Измерение отрезков, длина отрезка. Измерение углов, градусная мера угла. Перпендикулярные прямые.
Цель: систематизировать знания обучающихся о простейших геометрических фигурах и их свойствах; ввести понятие равенства фигур.
В данной теме вводятся основные геометрические понятия и свойства простейших геометрических фигур на основе наглядных представлений обучающихся путем обобщения очевидных или известных из курса математики I— 6 классов геометрических фактов. Понятие аксиомы на начальном этапе обучения не вводится, и сами аксиомы не формулируются в явном виде. Необходимые исходные положения, на основе которых изучаются свойства геометрических фигур, приводятся в описательной форме. Принципиальным моментом данной темы является введение понятия равенства геометрических фигур на основе наглядного понятия наложения. Определенное внимание должно уделяться практическим приложениям геометрических понятий.
- Степень с натуральным показателем (15 часов)
Степень с натуральным показателем и ее свойства. Одночлен. Функции у=х2, у=х3 и их графики.
Цель: выработать умение выполнять действия над степенями с натуральными показателями.
В данной теме дается определение степени с натуральным показателем. В курсе математики 6 класса учащиеся уже встречались с примерами возведения чисел в степень. В связи с вычислением значений степени в 7 классе дается представление о нахождении значений степени с помощью калькулятора; Рассматриваются свойства степени с натуральным показателем: На примере доказательства свойств аm · аn = аm+n; аm : аn = аm-n, где m > n; (аm)n = аm·n; (ab)m = ambm учащиеся впервые знакомятся с доказательствами, проводимыми на алгебраическом материале. Указанные свойства степени с натуральным показателем находят применение при умножении одночленов и возведении одночленов в степень. При нахождении значений выражений содержащих степени, особое внимание следует обратить на порядок действий.
Рассмотрение функций у=х2, у=х3 позволяет продолжить работу по формированию умений строить и читать графики функций. Важно обратить внимание обучающихся на особенности графика функции у=х2: график проходит через начало координат, ось Оу является его осью симметрии, график расположен в верхней полуплоскости.
Умение строить графики функций у=х2 и у=х3 используется для ознакомления обучающихся с графическим способом решения уравнений.
- Треугольники (14 часов)
Определения, доказательства, аксиомы и теоремы; следствия. Прямая и обратная теоремы. Прямоугольные, остроугольные, и тупоугольные треугольники. Высота, медиана, биссектриса, средняя линия треугольника. Равнобедренные и равносторонние треугольники; свойства и признаки равнобедренного треугольника.
Признаки равенства треугольников. Внешние углы треугольника. Основные задачи на построение: деление отрезка пополам, построение треугольника по трем сторонам, построение перпендикуляра к прямой, построение биссектрисы,
Цель: ввести понятие теоремы; выработать умение доказывать равенство
треугольников с помощью изученных признаков; ввести новый класс задач — на построение с помощью циркуля и линейки.
Признаки равенства треугольников являются основным рабочим аппаратом всего курса геометрии. Доказательство большей части теорем курса и также решение многих задач проводится по следующей схеме: поиск равных треугольников — обоснование их равенства с помощью какого-то признака — следствия, вытекающие из равенства треугольников. Применение признаков равенства треугольников при решении задач дает
возможность постепенно накапливать опыт проведения доказательных рассуждений. На начальном этапе изучения и применения признаков равенства треугольников целесообразно использовать задачи с готовыми чертежами
- Многочлены (20 часов)
Многочлены. Сложение, вычитание, умножение многочленов. Разложение многочлена на множители.
Цель: выработать умение выполнять сложение, вычитание, умножение многочленов и разложение многочленов на множители.
Данная тема играет фундаментальную роль в формировании умения выполнять тождественные преобразования алгебраических выражений. Формируемые здесь формально-оперативные умения являются опорными при изучении действий с рациональными дробями, корнями, степенями с рациональными показателями.
Изучение темы начинается с введения понятий многочлена, стандартного вида многочлена, степени многочлена. Основное место в этой теме занимают алгоритмы действий с многочленами — сложение, вычитание и умножение. Учащиеся должны понимать, что сумму, разность, произведение многочленов всегда можно представить в виде многочлена. Действия сложения, вычитания и умножения многочленов выступают как составной компонент в заданиях на преобразования целых выражений. Поэтому нецелесообразно переходить к комбинированным заданиям прежде, чем усвоены основные алгоритмы.
Серьезное внимание в этой теме уделяется разложению многочленов на множители с помощью вынесения за скобки общего множителя и с помощью группировки. Соответствующие преобразования находят широкое применение как в курсе 7 класса, так и в последующих курсах, особенно в действиях с рациональными дробями.
В данной теме учащиеся встречаются с примерами использования рассматриваемых преобразований при решении разнообразных задач, в частности при решении уравнений. Это позволяет в ходе изучения темы продолжить работу по формированию умения решать уравнения, а также решать задачи методом составления уравнений. В число упражнений включаются несложные задания на доказательство тождества.
8. Параллельные прямые (9 часов)
Необходимые и достаточные условия. Контрпример. Доказательство от противного.
Понятие об аксиоматике и аксиоматическом построении геометрии. Пятый постулат Эвклида и его история.Признаки параллельности прямых. Аксиома параллельных прямых. Свойства параллельных прямых.
Цель: ввести одно из важнейших понятий - понятие параллельных прямых; дать первое представление об аксиомах и аксиоматическом методе в геометрии; ввести аксиому параллельных прямых.Признаки и свойства параллельных прямых, связанные с углами, образованными при пересечении двух прямых секущей (накрест лежащими, односторонними, соответственными), широко используются в дальнейшем при изучении четырехугольников, подобных треугольников, при решении задач.
- Формулы сокращенного умножения (23 часа)
Формулы (а - b )(а + b ) = а2 - b 2, (а ± b)2 = а2± 2а b + b2, (а ± b)3 = а3 ± За2 b + За b2 ± b3, (а ± b) (а2 а b + b2) = а3 ± b3. Применение формул сокращённого умножения в преобразованиях выражений. Формулы сокращенного умножения: квадрат суммы и квадрат разности, куб суммы и куб разности. Формула разности квадратов, формула суммы кубов и разности кубов.
Цель: выработать умение применять формулы сокращенного умножения в преобразованиях целых выражений в многочлены и в разложении многочленов на множители.
В данной теме продолжается работа по формированию у обучающихся умения выполнять тождественные преобразования целых выражений. Основное внимание в теме уделяется формулам (а - b)(а + b) = а2 - b 2, (а ± b)2 = а2± 2а b + b2. Учащиеся должны знать эти формулы и соответствующие словесные формулировки, уметь применять их как «слева направо», так и «справа налево». Наряду с указанными рассматриваются также формулы (а ± b)3 = а3 ± За2 b + За b2 ± b3, (а ± b) (а2 а b + b2) = а3 ± b3. Однако они находят меньшее применение в курсе, поэтому не следует излишне увлекаться выполнением упражнений на их использование.
В заключительной части темы рассматривается применение различных приемов разложения многочленов на множители, а также использование преобразований целых выражений для решения широкого круга задач.
- Соотношения между сторонами и углами треугольника (16 часов)
Сумма углов треугольника. Соотношение между сторонами и углами треугольника. Неравенство треугольника. Зависимость между величинам сторон и углов треугольника. Прямоугольные треугольники, их свойства и признаки равенства. Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми. Построение треугольника по трем элементам.
Цель: рассмотреть новые интересные и важные свойства треугольников.
В данной теме доказывается одна из важнейших теорем геометрии — теорема о сумме углов треугольника. Она позволяет дать классификацию треугольников по углам (остроугольный, прямоугольный, тупоугольный). Установить некоторые свойства и признаки равенства прямоугольных треугольников. Понятие расстояния между параллельными прямыми вводится на основе доказанной предварительно теоремы о том, что все точки каждой из двух параллельных прямых равноудалены от другой прямой. Это понятие играет важную роль, и частности используется в задачах на построение.
При решении задач на построение в 7 классе следует ограничиться только выполнением и описанием построения искомой фигуры. В отдельных случаях можно провести устно анализ и доказательство, а элементы исследования должны присутствовать лишь тогда, когда это оговорено условием задач.
- Системы линейных уравнений (17 часов)
Уравнение с двумя переменными; решение уравнения с двумя переменными. Система уравнений; решение системы. Система двух линейных уравнений с двумя переменными; решение подстановкой и алгебраическим сложением. Решение системы двух линейных уравнений с двумя переменными и его геометрическая интерпретация. Решение текстовых задач методом составления систем уравнений.
Цель: ознакомить обучающихся со способом решения систем линейных уравнений с двумя переменными, выработать умение решать системы уравнений и применять их при решении текстовых задач.
Изучение систем уравнений распределяется между курсами 7 и 9 классов. В 7 классе вводится понятие системы и рассматриваются системы линейных уравнений.
Изложение начинается с введения понятия «линейное уравнение с двумя переменными». В систему упражнений включаются несложные задания на решение линейных уравнений с двумя переменными в целых числах.
Формируется умение строить график уравнения ах + bу=с, где а≠0 или b≠0, при различных значениях а, b, с. Введение графических образов даёт возможность наглядно исследовать вопрос о числе решений системы двух линейных уравнений с двумя переменными. Основное место в данной теме занимает изучение алгоритмов решения систем двух линейных уравнений с двумя переменными способом подстановки и способом сложения. Введение систем позволяет значительно расширить круг текстовых задач, решаемых с помощью аппарата алгебры. Применение систем упрощает процесс перевода данных задачи с обычного языка на язык уравнений.
12. Повторение курса математики за 7 класс (13 часов).
Цель: Повторение, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков за курс математики 7 класса
Календарно-тематический план (поурочное планирование) по математики
№/п | № урока | Наименование раздела, темы | Знания, умения, навыки, компетенции | Вид занятия | Вид контроля | Средства обучения | Пример-ные сроки |
1. | Повторение курса математики 5-6 классов (2 ч.) | ||||||
1.1 | 1 | Урок-повторение пройденного материала «Действия с натуральными числами» | Знать и понимать: Основные математические понятия, термины, формулы, свойства, способы решения уравнений и задач, изучаемых в курсе математики 5-6 классов. | Урок-практикум | Устный счет | Задания для УС/Упр.1 Упр.2 | |
1.2 | 2 | Урок-повторение пройденного материала «Действия с десятичными дробями» | Урок-практикум | Устный счет | Задания для УС/Упр.3 | ||
2. | Выражения, тождества, уравнения (24 часов) | ||||||
2.1 | 3 | Числовые выражения. | Знать и понимать термины: числовое выражение, выражение с переменны-ми, значение выражения, тождество, тождествен-ные преобразования; линейное уравнение с одной переменной, что значит решить уравнение, что такое корни уравнения. Среднее арифметиче-ское размах, мода медиана как статистиче-ская характерис-тика. Уметь выполнять вычисления; сравнивать значения буквенных выражений при заданных значениях переменных; применять решать линейные уравнения с одной переменной, а также сводящиеся к ним; решать текстовые задачи с помощью составления линейных уравнений с одной переменной; находить: среднее арифметиче-ское чисел, размах, моду, медиану, как статистиче-скую характерис-тику. | Комбинирован. урок | |||
2.2 | 4 | Числовые выражения | Урок-закрепление изученного | Устный счет | Задание для УС /Упр.4 | ||
2.3 | 5 | Выражения с переменными. | Комбинирован. урок | ДМ «Выражения с переменными | |||
2.4 | 6 | Выражения с переменными. | Урок - решение задач | ||||
2.5 | 7 | Сравнение значений выражений. | Комбинирован. урок | ||||
2.6 | 8 | Сравнение значений выражений. | Урок - решение задач | Самост. работа 2.1 | |||
2.7 | 9 | Свойства действий над числами. | Комбинирован. урок | Устный счет | Задание для УС/Упр.5 | ||
2.8 | 10 | Свойства действий над числами. | Урок-практикум | Практич. работа | |||
2.9 | 11 | Тождества. | Комбинирован. урок | Устный счет | Задание для УС/Упр.6 | ||
2.10 | 12 | Тождественные преобразования выражений | Урок решения задач. | ||||
2.11 | 13 | Тождественные преобразования выражений | Урок решения задач. | Самост. работа 2.2 | |||
2.12 | 14 | Уравнение и его корни | Урок-лекция. | ДМ «Уравнение и его корни» | |||
2.13 | 15 | Линейное уравнение с одной переменной. | Комбинирован. урок. | ||||
2.14 | 16 | Линейное уравнение с одной переменной. | Урок- самостоятельная работа. | ||||
2.15 | 17 | Решение задач с помощью уравнений. | Урок решения задач. | ||||
2.16 | 18 | Решение задач с помощью уравнений. | Урок решения задач. | Самост. работа 2.3 | |||
2.17 | 19 | Среднее арифметическое, размах, мода. | Комбинирован. урок | Презентация | |||
2.18 | 20 | Среднее арифметическое, размах, мода. | Урок - решения задач | ||||
2.19 | 21 | Медиана как статистическая характеристика. | Комбинирован. урок | ||||
2.20 | 22 | Медиана как статистическая характеристика. | Урок - решения задач | Самост. работа 2.4 | |||
2.21 | 23 | Обобщение и систематизация знаний. | Урок- систематизация знаний. | ||||
2.22 | 24 | Обобщение и систематизация знаний. | Урок-тест. | Тест 1 | |||
2.23 | 25 | Подготовка к контрольной работе. | Урок- систематизация знаний. | Устный счет | Задание для УС/ Упр.4,5,6 | ||
2.24 | 26 | Контрольная работа №1 «Выражения, тождества, уравнения» | Урок- контрольная работа. | Контрол. работа №1 | |||
3. | Функции (15 часов). | ||||||
3.1 | 27 | Функции. | Знать и понимать определения функции, области определения функции, области значений, что такое аргумент, какая переменная называется зависимой. Уметь: правильно употреблять терминоло-гию (значение функции, аргумент, график функции, область определения область значений), находить значения функций, заданных формулой, таблицей, графиком; решать строить графики линейной функции, прямой и обратной пропорциональности. | Урок-лекция | ДМ "Понятие функции" | ||
3.2 | 28 | Функции. | Урок-закрепление изученного | Устный счет | Задание для УС/Упр.7 | ||
3.3 | 29 | Вычисление значений функции по формуле. | Комбинирован. урок | ||||
3.4 | 30 | Вычисление значений функции по формуле. | Урок - решение задач | Самост. работа 3.1 | |||
3.5 | 31 | График функции. | Комбинирован. урок | Устный счет | ДМ"График функции" | ||
3.6 | 32 | График функции. | Урок- практикум | Практич. работа | Задание для УС/Упр.8 | ||
3.7 | 33 | Прямая пропорциональ-ность. | Комбинирован. урок | Устный счет | Задание для УС/Упр.9 | ||
3.8 | 34 | Линейная функция и ее график . | Урок-лекция | ||||
3.9 | 35 | Линейная функция и ее график . | Урок - решение задач. | Самост. работа 3.2 | |||
3.10 | 36 | Взаимное расположение графиков линейных функций . | Урок-лекция | ||||
3.11 | 37 | Взаимное расположение графиков линейных функций . | Урок - решение задач | Устный счет | Задание для УС/Упр.7, 8,9 | ||
3.12 | 38 | Подготовка к контрольной работе | Урок-обобщение, систематизация знаний | ||||
3.13 | 39 | Контрольная работа №2 «Функции». | Урок- контрольная работа. | Контрол. работа №2 | |||
3.14 | 40 | Анализ контрольной работы. | |||||
3.15 | 41 | Итоговое обобщение по теме «Функции». | Урок-обобщение, систематизация знаний | ||||
4. | Начальные геометрические сведения (7 часов). | ||||||
4.1 | 42 | Возникновение геометрии из практики. Начальные понятия и теоремы геометрии: Прямая и отрезок. Луч и угол. | Знать и понимать: Что такое прямая, точка, отрезок, луч, угол, градусная мера угла. Смежные и вертикальные углы, их свойства. Перпендикулярные прямые. Уметь сравнивать отрезки и углы; измерять отрезки, углы. | Урок-лекция | ДМ "Геометрические фигуры и тела" | ||
4.2 | 43 | Прямая и отрезок. Луч и угол. | Урок-закрепление изученного | ||||
4.3 | 44 | Сравнение отрезков и углов. | Комбинирован. урок | Устный счет | Задания для УС/ Упр. 1.1 | ||
4.4 | 45 | Измерение отрезков. | Комбинирован. урок | Практич. работа | |||
4.5 | 46 | Измерение углов | Комбинирован. урок | Самост. работа 4.1 | |||
4.6 | 47 | Перпендикуляр-ные прямые. | Комбинирован. урок | ДМ "Перпендику-лярные прямые" | |||
4.7 | 48 | Контрольная работа № 1 «Начальные геометрические сведения | Урок- контрольная работа | Контрол. работа №3 | |||
5. | Степень с натуральным показателем (15 часов) | ||||||
5.1 | 49 | Определение степени с натуральным показателем . | Знать и понимать: определение степени, одночлена, многочлена; свойства степени с натуральн. показателем, свойства функций у=х2, у=х3. определения абсолютнойи относител погрешност. Формулиро-вку заданий: «упростить выражение», «разложить на множители». Уметь: находить значения функций, заданных формулой, таблицей, графиком; решать обратную задачу; строить графики функций у=х2, у=х3; выполнять действия со степенями с натуральн. показателем; преобразовывать выражения, содержащие степени с натуральн. показателем; приводить одночлен к стандартн. виду. | Комбинирован. урок | ДМ «Степень с натуральным показателем» | ||
5.2 | 50 | Определение степени с натуральным показателем . | Урок-закрепление изученного | ||||
5.3 | 51 | Умножение и деление степеней. | Комбинирован. урок | Устный счет | Задания для УС/Упр.10 | ||
5.4 | 52 | Умножение и деление степеней. | Урок решения задач | ||||
5.5 | 53 | Возведение в степень произведения и степени. | Комбинирован. урок | Устный счет | |||
5.6 | 54 | Возведение в степень произведения и степени. | Урок- самостоятельн. работа | Самост. работа 5.1 | |||
5.7 | 55 | Одночлен и его стандартный вид. | Комбинирован. урок | ДМ "Стандартный вид одночлена" | |||
5.8 | 56 | Умножение одночленов. | Комбинирован. урок | ||||
5.9 | 57 | Умножение одночленов. | Урок - решение задач | Устный счет | Задания для УС/Упр.12 | ||
5.10 | 58 | Функции и их графики . | Урок-лекция | ||||
5.11 | 59 | Функции и их графики | Урок- самостоятельн. работа | Самост. работа 5.2 | |||
5.12 | 60 | Обобщение, систематизация знаний. | Урок-обобщение, систематизация знаний | ||||
5.13 | 61 | Обобщение, систематизация знаний. | Урок-тест | Тест 3 | |||
5.14 | 62 | Подготовка к контрольной работе. | Урок-обобщение, систематизация знаний | ||||
5.15 | 63 | Контрольная работа № 4 «Степень с натуральным показателем». | Урок- контрольная работа. | Контрол. работа №4 | |||
6. | Треугольники (14 часов). | ||||||
6.1 | 64 | Первый признак равенства треугольников . | Знать и понимать: Треугольник. Признаки равенства треугольни-ков. Перпендику-ляр к прямой. Медианы, биссектрисы и высоты треугольника. Равнобедрен-ный треугольник и его свойства. Задачи на построение с помощью циркуля и линейки. Уметь: Применять признаки равенства треугольни-ков при решении задач | Комбинирован. урок | |||
6.2 | 65 | Первый признак равенства треугольников . | Урок-закрепление изученного | ||||
6.3 | 66 | Первый признак равенства треугольников . | Урок-закрепление изученного | Устный счет | Задания для УС/Упр. 6.1 | ||
6.4 | 67 | Медианы, биссектрисы и высоты треугольника" | Урок-лекция | ДМ "Медианы, биссектрисы и высоты треугольника" | |||
6.5 | 68 | Медианы, биссектрисы и высоты треугольника | Урок решения задач | ||||
6.6 | 69 | Медианы, биссектрисы и высоты треугольника | Урок решения задач | Самост. работа 6.1 | |||
6.7 | 70 | Второй признак равенства треугольников. | Комбинирован. урок | ||||
6.8 | 71 | Третий признак равенства треугольников. | Комбинирован. урок | ||||
6.9 | 72 | Второй и третий признаки равенства треугольников. | Урок-закрепление изученного | Устный счет | Задания для УС/Упр. 6.2 | ||
6.10 | 73 | Задачи на построение. | Урок-практикум | Практич. работа | |||
6.11 | 74 | Задачи на построение. | Урок-практикум | ||||
6.12 | 75 | Решение задач. | Урок решения задач | Самост. работа 6.2 | |||
6.13 | 76 | Подготовка к контрольной работе. | Урок-обобщение, систематизация знаний | Устный счет | Задания для УС/Упр. 6.1, 6.2 | ||
6.14 | 77 | Контрольная работа №5 «Треугольники.» | Урок- контрольная работа. | Контрол. работа №5 | |||
7. | Многочлены (20 часов). | ||||||
7.1 | 78 | Многочлен и его стандартный вид | Знать и понимать: определение многочлена, формулировку заданий: «упростить выражение», «разложить на множители». Уметь приводить многочлен к стандартно-му виду, выполнять действия с одночленом и многочле-ном; выполнять разложение многочлена вынесением общего множителя за скобки. умножать многочлен на многочлен, расклады-вать многочлен на множители способом группировкидоказывать тождества. | Комбинирован. урок | ДМ "Многочлены | ||
7.2 | 79 | Сложение и вычитание многочленов. | Комбинирован. урок | ||||
7.3 | 80 | Сложение и вычитание многочленов. | Урок - решение задач | ||||
7.4 | 81 | Умножение одночлена на многочлен. | Комбинирован. урок | Самост. работа 7.1 | |||
7.5 | 82 | Умножение одночлена на многочлен. | Урок - решение задач | ||||
7.6 | 83 | Вынесение общего множителя за скобки . | Комбинирован. урок | ДМ "Вынесение общего множителя за скобки" | |||
7.7 | 84 | Вынесение общего множителя за скобки . | Урок решения задач | Устный счет | Задания для УС/Упр.14 | ||
7.8 | 85 | Вынесение общего множителя за скобки . | Урок решения задач | ||||
7.9 | 86 | Подготовка к контрольной работе. | Урок-обобщение и систематизация знаний | Устный счет | |||
7.10 | 87 | Контрольная работа № 6 «Многочлены». | Урок- контрольная работа. | Контрол. работа №6 | |||
7.11 | 88 | Умножение многочлена на многочлен. | Комбинирован. урок | ||||
7.12 | 89 | Умножение многочлена на многочлен. | Урок решения задач | Устный счет | Задания для УС/Упр.15 | ||
7.13 | 90 | Умножение многочлена на многочлен. | Урок решения задач | ||||
7.14 | 91 | Умножение многочлена на многочлен. | Урок решения задач | Самост. работа 7.3 | |||
7.15 | 92 | Разложение многочлена на множители способом группировки. | Комбинирован. урок | ДМ "Способ группировки" | |||
7.16 | 93 | Разложение многочлена на множители способом группировки. | Урок решения задач | ||||
7.17 | 94 | Доказательство тождеств. | Комбинирован. урок | ||||
7.18 | 95 | Обобщение, систематизация знаний. | Урок-тест | Тест 4 | |||
7.19 | 96 | Подготовка к контрольной работе. | Урок-обобщение и систематизация знаний | Устный счет | Задания для УС /Упр.13,14,15 | ||
7.20 | 97 | Контрольная работа № 7 «Многочлены». | Урок- контрольная работа. | Контрол. работа № 7 | |||
8. | Параллельные прямые (9 часов). | ||||||
8.1 | 98 | Признаки параллельности двух прямых. | Знать и понимать: Признаки параллельности прямых. Аксиома параллельных прямых. Свойства параллельных прямых. Признаки и свойства параллельных прямых, связанные с углами, образованными при пересечении двух прямых секущей (накрест лежащие, односторон-ние, соответствен-ные). | Комбинирован. урок | ДМ "Признаки параллельно-сти двух прямых." | ||
8.2 | 99 | Признаки параллельности двух прямых. | Урок –закрепление изученного | Устный счет | Задания для УС/ Упр. 8.1 | ||
8.3 | 100 | Признаки параллельности двух прямых. | Урок - решение задач | ||||
8.4 | 101 | Аксиома параллельности прямых. | Урок-лекция | ДМ "Аксиома параллельных прямых " | |||
8.5 | 102 | Аксиома параллельности прямых. | Урок - решение задач | ||||
8.6 | 103 | Аксиома параллельности прямых. | Урок - решение задач | Самост. работа 8.1 | |||
8.7 | 104 | Решение задач. | Урок - решение задач | Устный счет | Задания для УС /Упр. 8.1 | ||
8.8 | 105 | Подготовка к контрольной работе. | Урок-обобщение знаний | ||||
8.9 | 106 | Контрольная работа №8 «Параллельные прямые.» | Урок- контрольная работа | Контрол. работа №8 | |||
9. | Формулы сокращенного умножения (23 часов). | ||||||
9.1 | 107 | Возведение в квадрат суммы и разности двух выражений. | Знать и понимать: формулы сокращен-ного умножения: квадратов суммы и разности двух выражений. различные способы разложения многочленов на множители. Уметь: читать формулы сокращенного умножения, выполнять преобразование выражений применением формул сокращен-ного умножения: квадрата суммы и разности двух выражение, умножения разности двух выражений на их сумму; выполнять разложение разности квадратов двух выражений на множители. применять различные способы разложения многочленов на множители; преобразо-вывать целые выражения | Комбинирован. урок | ДМ "Формулы сокращенного умножения" | ||
9.2 | 108 | Возведение в квадрат суммы и разности двух выражений. | Урок- решение задач | Устный счет | Задания для УС/Упр.16 | ||
9.3 | 109 | Разложение на множители с помощью квадрата суммы и квадрата разности. | Комбинирован. урок | ДМ "Формулы сокращенного умножения" | |||
9.4 | 110 | Разложение на множители с помощью квадрата суммы и квадрата разности. | Урок- решение задач | Самост. работа 9.1 | |||
9.5 | 111 | Умножение разности двух выражений на их сумму. | Комбинирован. урок | Дм "Формулы сокращенного умножения" | |||
9.6 | 112 | Умножение разности двух выражений на их сумму. | Урок- решение задач | Устный счет | Задания для УС/Упр.17 | ||
9.7 | 113 | Разложение разности квадратов на множители. | Комбинирован. урок | ДМ "Формулы сокращенного умножения" | |||
9.8 | 114 | Разложение разности квадратов на множители. | Урок- решение задач | Самост. работа 9.2 | |||
9.9 | 115 | Разложение на множители суммы и разности кубов. | Комбинирован. урок | ДМ "Формулы сокращенного умножения" | |||
9.10 | 116 | Разложение на множители суммы и разности кубов. | Урок- решение задач | ||||
9.11 | 117 | Подготовка к контрольной работе | Урок-обобщение и систематизация знаний | ||||
9.12 | 118 | Контрольная работа № 9 « Формулы сокращенного умножения». | Урок- контрольная работа. | Контрол. работа №9 | |||
9.13 | 119 | Преобразование целого выражения в многочлен. | Комбинирован. урок | Презентация | |||
9.14 | 120 | Преобразование целого выражения в многочлен. | Урок- решение задач | ||||
9.15 | 121 | Применение различных способов для разложения на множители. | Урок-практикум | Практич. работа | |||
9.16 | 122 | Применение различных способов для разложения на множители. | Урок-практикум | Устный счет | Задания для УС/ Упр.16,17,18 | ||
9.17 | 123 | Применение различных способов для разложения на множители. | Урок-практикум | Самост. работа 9.3 | |||
9.18 | 124 | Применение преобразований целых выражений. | Урок-практикум | Устный счет | Задания для устного счета/Упр.18 | ||
9.19 | 125 | Применение преобразований целых выражений. | Урок- решение задач | Практич. работа | |||
9.20 | 126 | Обобщение, систематизация знаний. | Урок-тест | Тест 5 | |||
9.21 | 127 | Обобщение, систематизация знаний. | Урок-обобщение знаний | ||||
9.22 | 128 | Подготовка к контрольной работе. | Урок-обобщение знаний | ||||
9.23 | 129 | Контрольная работа № 10 « Формулы сокращенного умножения». | Урок- контрольная работа. | Контрол. работа №10 | |||
10. | Соотношения между сторонами и углами треугольника (16 часов). | ||||||
10.1 | 130 | Сумма углов треугольника. | Знать и понимать: Сумма углов треугольника. Соотношение между сторонами и углами треугольника. Неравенство треугольника. Прямоуголь-ные треугольники, их свойства и признаки равенства. Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллель-ными прямыми. Построение треугольника по трем элементам. Уметь: решать задачи на вычисление, доказательство и построение, связанные с соотношениями между сторонами и углами треугольника и расстоянием между параллельными прямыми, при необходимости проводить по ходу решения дополнительные построения, сопоставлять полученный результат с условием задачи. | Комбинирован. урок | ДМ "Сумма углов треугольника" | ||
10.2 | 131 | Сумма углов треугольника. | Урок –закрепление изученного | Устный счет | Задания для УС/Упр. 10.1 | ||
10.3 | 132 | Сумма углов треугольника. | Урок- решение задач. | ||||
10.4 | 133 | Соотношения между сторонами и углами треугольника. | Комбинирован. урок | ДМ "Соотноше-ния между сторонами и углами треугольника" | |||
10.5 | 134 | Соотношения между сторонами и углами треугольника. | Урок - решение задач | Устный счет | Задания для УС/ Упр. 10.2 | ||
10.6 | 135 | Соотношения между сторонами и углами треугольника. | Урок - решение задач | Устный счет | Задания для УС/ Упр. 10.2 | ||
10.7 | 136 | Соотношения между сторонами и углами треугольника. | Урок - решение задач | Самост. работа 10.1 | |||
10.8 | 137 | Прямоугольные треугольники. | Урок-лекция | ДМ "Прямоуголь-ные треугольники | |||
10.9 | 138 | Прямоугольные треугольники. | Урок –закрепление изученного | Устный счет | Задания для УС/Упр. 10.3 | ||
10.10 | 139 | Прямоугольные треугольники. | Урок - решение задач | ||||
10.11 | 140 | Прямоугольные треугольники. | Урок - решение задач | Самостоят. работа 10.2 | |||
10.12 | 141 | Построение треугольника по трем сторонам. | Урок-практикум | Практич. работа | ДМ "Построение треугольника по трем сторонам" | ||
10.13 | 142 | Построение треугольника по трем сторонам. | Урок-практикум | Практич. работа | |||
10.14 | 143 | Решение задач. | Урок - решение задач | Самост. работа 10.3 | |||
10.15 | 144 | Подготовка к контрольной работе. | Урок-обобщение знаний | Устный счет | Задания для устного счета. Упр. 10.1, 10.2, 10.3 | ||
10.16 | 145 | Контрольная работа № 11 « Соотношения между сторонами и углами треугольника». | Урок- контрольная работа | Контрол. работа №11 | |||
11. | Системы линейных уравнений (17 часов). | ||||||
11.1 | 146 | Линейные уравнения с двумя переменными. | Знать и понимать: что такое линейное уравнение с двумя переменны-ми, система уравнений, различные способы решения систем уравнений с двумя переменны-ми; понимать, что уравнение – это матем. аппарат решения разнообраз-ных задач из математики, смежных областей знаний, практики. Уметь правильно употреблять термины: «уравнение с двумя переменны-ми», «система»; понимать их в тексте, в речи учителя, -; строить некоторые графики уравнения с двумя переменными решать системы уравнений с двумя переменными различными способами. | Комбинирован. урок | ДМ «Линейные уравнения с двумя переменными | ||
11.2 | 147 | График линейного уравнения с двумя переменными. | Комбинирован. урок | ||||
11.3 | 148 | График линейного уравнения с двумя переменными. | Урок- решение задач | ||||
11.4 | 149 | Системы линейных уравнений с двумя переменными. | Комбинирован. урок | ||||
11.5 | 150 | Системы линейных уравнений с двумя переменными. | Урок- решение задач | Самост. работа 11.1 | |||
11.6 | 151 | Способ подстановки. | Комбинирован. урок | Презентация | |||
11.7 | 152 | Способ подстановки. | Урок - решения задач | Устный счет | Задания для УС/Упр.20 | ||
11.8 | 153 | Способ подстановки. | Урок - решения задач | Самост. работа 12.2 | |||
11.9 | 154 | Способ сложения. | Комбинирован. урок | Презентация | |||
11.10 | 155 | Способ сложения. | Урок - решения задач | ||||
11.11 | 156 | Способ сложения. | Урок - решения задач | Самост. работа 12.3 | |||
11.12 | 157 | Решение задач с помощью систем уравнений. | Урок-практикум. | ||||
11.13 | 158 | Решение задач с помощью систем уравнений. | Урок-практикум. | ||||
11.14 | 159 | Обобщение, систематизация знаний. | Урок-тест | Тест 6 | |||
11.15 | 160 | Обобщение, систематизация знаний. | Урок-коррекция знаний | ||||
11.16 | 161 | Подготовка к контрольной работе. | Урок-обобщение и систематизация знаний | Устный счет | Задания для УС/Упр.19,20 | ||
11.17 | 162 | Контрольная работа № 12 « Системы линейных уравнений». | Урок- контрольная работа. | Контрол. работа №12 | |||
12. | Повторение (13 часов). | ||||||
12.1 | 163 | Соотношения между сторонами и углами треугольника. | Закрепление знаний, умений и навыков, полученных на уроках по данным темам (курс математики 7 класса). | Урок-практикум | |||
12.2 | 164 | Соотношения между сторонами и углами треугольника. | Урок-практикум | ||||
12.3 | 165 | Параллельные прямые. | Урок-практикум | ||||
12.4 | 166 | Параллельные прямые. | Урок-практикум | ||||
12.5 | 167 | Треугольники. | Урок-практикум | ||||
12.6 | 168 | Треугольники. | Урок-практикум | ||||
12.7 | 169 | Функции. | Урок-практикум | ||||
12.8 | 170 | Степень числа с натуральным показателем. | Урок-практикум | ДМ « Степень числа с натуральным показателем». | |||
12.9 | 171 | Многочлены. | Урок-практикум | ДМ "Вынесение общего множителя за скобки" | |||
12.10 | 172 | Многочлены. | Урок-практикум | ||||
12.11 | 173 | Формулы сокращенного умножения. | Урок-практикум | ||||
12.12 | 174 | Итоговый контрольный тест. | Итоговый контрольный тест . | ||||
12.13 | 175 | Анализ итогового контрольного теста. |
Требования к уровню подготовки выпускников, обучающихся по данной программе.
В результате изучения курса алгебры 7 класса обучающиеся должны:
знать/понимать
- существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;
- существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
- как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
- как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
- как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
- вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;
- каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
- смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации
АЛГЕБРА
уметь
- составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через остальные;
- выполнять основные действия со степенями с натуральными показателями, с многочленами; выполнять разложение многочленов на множители; выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;
- решать линейные уравнения решать линейные решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;
- изображать числа точками на координатной прямой;
- определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами;
- находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по ее
аргументу; находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком
или таблицей;
- применять графические представления при решении уравнений, систем, неравенств;
- описывать свойства изученных функций (у=кх, где к0, у=кх+b, у=х2, у=х3), строить их графики.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- выполнения расчетов по формулам, составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; нахождения нужной формулы в справочных материалах;
- описания зависимостей между физическими величинами соответствующими формулами при исследовании несложных практических ситуаций;
- интерпретации графиков реальных зависимостей между величинами.
ЭЛЕМЕНТЫ ЛОГИКИ, КОМБИНАТОРИКИ,
СТАТИСТИКИ И ТЕОРИИ ВЕРОЯТНОСТЕЙ
уметь
- проводить несложные доказательства, получать простейшие следствия из известных или ранее полученных утверждений, оценивать логическую правильность рассуждений, использовать примеры для иллюстрации и контрпримеры для опровержения утверждений;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- выстраивания аргументации при доказательстве (в форме монолога и диалога);
- распознавания логически некорректных рассуждений;
- записи математических утверждений, доказательств;
- анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков, таблиц;
- решения практических задач в повседневной и профессиональной деятельности с использованием действий с числами, процентов, длин, площадей, объемов, времени, скорости.
В результате изучения курса геометрии 7 класса обучающиеся должны:
знать/понимать
- существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;
- как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
- как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
- каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
- смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации;
уметь
- пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира;
- распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
- изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;
- вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов), находить стороны, углы треугольников, длины ломаных,
площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;
- решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический аппарат, идеи симметрии;
- проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- описания реальных ситуаций на языке геометрии;
- расчетов, включающих простейшие формулы;
- решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
- построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).
Критерии и нормы оценки знаний обучающихся.
1. Оценка письменных контрольных работ обучающихся по математике.
Ответ оценивается отметкой «5», если:
- работа выполнена полностью;
- в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;
- в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, которая не является следствием незнания или непонимания учебного материала).
Отметка «4» ставится в следующих случаях:
- работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
- допущены одна ошибка или есть два – три недочёта в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работ не являлись специальным объектом проверки).
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
- допущено более одной ошибки или более двух – трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но обучающийся обладает обязательными умениями по проверяемой теме.
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
- допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не обладает обязательными умениями по данной теме в полной мере.
Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком математическом развитии обучающегося; за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные обучающемуся дополнительно после выполнения им каких-либо других заданий.
2.Оценка устных ответов обучающихся по математике
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
- изложил материал грамотным языком, точно используя математическую терминологию и символику, в определенной логической последовательности;
- правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;
- показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять ее в новой ситуации при выполнении практического задания;
- продемонстрировал знание теории ранее изученных сопутствующих тем, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
- отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя;
- возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил после замечания учителя.
Ответ оценивается отметкой «4»,
если удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:
- в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившее математическое содержание ответа;
- допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя;
- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные после замечания учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
- неполно раскрыто содержание материала (содержание изложено фрагментарно, не всегда последовательно), но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для усвоения программного материала (определены «Требованиями к математической подготовке учащихся» в настоящей программе по математике);
- имелись затруднения или допущены ошибки в определении математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
- ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
- при достаточном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
- не раскрыто основное содержание учебного материала;
- обнаружено незнание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
- допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
3 .Оценка результатов тестирования обучающихся по математике
Предлагается использовать гибкую систему оценивания результатов теста, при которой ученик имеет право на ошибку:
80 – 100% - оценка «5»
60 – 80 % - оценка «4»
40 – 60 % - оценка «3»
0 – 40 % - оценка «2».
Общая классификация ошибок.
При оценке знаний, умений и навыков учащихся следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые) и недочёты.
3.1. Грубыми считаются ошибки:
- незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения;
- незнание наименований единиц измерения;
- неумение выделить в ответе главное;
- неумение применять знания, алгоритмы для решения задач;
- неумение делать выводы и обобщения;
- неумение читать и строить графики;
- неумение пользоваться первоисточниками, учебником и справочниками;
- потеря корня или сохранение постороннего корня;
- отбрасывание без объяснений одного из них;
- равнозначные им ошибки;
- вычислительные ошибки, если они не являются опиской;
- логические ошибки.
3.2. К негрубым ошибкам следует отнести:
- неточность формулировок, определений, понятий, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой одного - двух из этих признаков второстепенными;
- неточность графика;
- нерациональный метод решения задачи или недостаточно продуманный план ответа (нарушение логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);
- нерациональные методы работы со справочной и другой литературой;
- неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде.
3.3. Недочетами являются:
- нерациональные приемы вычислений и преобразований;
- небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.
Список Литературы.
- Атанасян Л. С, Бутузов В. Ф.,. Кадомцев С. В и др Геометрия: учеб, для 7—9 кл — М.: Просвещение, 2010 год
- Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Глазков Ю.А. и др Изучение геометрии в 7, 8, 9 классах: метод, рекомендации: кн. для учителя.]. - М.: Просвещение, 2008
- Афанасьева Т.Л., Тапилина Л.А. Геометрия 7 класс. Поурочные планы. – Волгоград, «Учитель», 2006 год.
- Бурмистрова Т.А. Примерная программа общеобразовательных учреждений по алгебре 7–9 классы, к учебному комплексу для 7-9 классов (авторы Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.Н. Нешков, С.Б. Суворова Ю.Н.,– М: «Просвещение», 2010. – с. 22-26)
- Бурмистрова Т.А. Примерная программа общеобразовательных учреждений по геометрии 7–9 классы, к учебному комплексу для 7-9 классов (авторы Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.В. Кадомцев и др) – М: «Просвещение», 2010 – М: «Просвещение», 2010. – с. 19-21).
- Власова Т.Г. Предметная неделя математики в школе. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2006.
- Дудницын Ю.П., Кронгауз В.Л. Алгебра 7 класс Тематические тесты – М.:Просвещение,2010 год
- Жохов В.И., Л. Б. Крайнева. Уроки алгебры в 7 классе: кн. для учителя — М.: Просвещение, 2005
- Звавич Л. И., Кузнецова Л. В., Суворова С. Б. Алгебра: дидакт. материалы для 7 кл. — М.: Просвещение, 2007—2008.
- Зив Б.Г. Геометрия: дидакт. материалы для 7 кл. / Б.Г. Зив, В.М. Мейлер. — М.: Просвещение, 2006 год.
- Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г., Нешков К.Н., Суворова С.Б., Алгебра-7: Просвещение, 2010 год.
- Макарычев Ю. Н., Миндюк Н. Г., Суворова С. Б. Изучение алгебры в 7—9 классах/..— М.: Просвещение, 2008 год
- Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г.; под ред. С.А. Теляковского Элементы статистики и теории вероятностей: Учеб пособие для обучающихся 7-9 кл. общеобразоват. учреждений. –– М.: Просвещение, 2001 -2007г.
- Примерная программа по математике (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005г № 03-1263)
- Рурукин А.Н. Поурочные разработки по алгебре к учебнику Ю.Н. Макарычева и др.- М.: Вако, 2007 год
- Федеральный компонент государственных образовательных стандартов основного общего образования (приказ Минобрнауки от 05.03.2004г. № 1089).
Дополнительная литература:
- Математика 5-11 классы: нетрадиционные формы организации контроля на уроках / авт.-сост. М.Е. Козина, О.М. Фадеева. - Волгоград, Учитель, 2007;
- Власова Т.Г. Предметная неделя математики в школе. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2006.
- А.Г. Мордкович, П.В.Семенов События. Вероятности. Статистическая обработка данных. 7-9 классы. – М.: «Мнемозина»,2003;
- Конструирование современного урока математики: кн. для учителя / С.Г. Манвелов. – М.: Просвещение,2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Академия математики» 5 класс. Платное дополнительное образование. Математика
Курс «Академия математики» рассчитан на обучающихся 5 классов. Задачи, рассматриваемые в данной программе, играют важную роль в формировании логического мышления и математической культуры учащихся....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Академия математики» 6 класс. Платное дополнительное образование. Математика
Курс «Академия математики» рассчитан на обучающихся 6 классов. Задачи, рассматриваемые в данной программе, играют важную роль в формировании логического мышления и математической культуры учащихся...
Рабочая программа по математике 9 класс - программа для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида (сборник 1) В. В. Воронкова 5 – 9 классы Математика ГИЦ «Владос», 2000г.
Рабочая программа по математике 9 класс - программа для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида (сборник 1) В. В. Воронкова 5 – 9 классы Математика ГИЦ «Владос», 20...
Рабочая программа по Математике 5 класса (Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под ред. В.В.Воронковой и учебника «Математика» М.Н. Перова, Г.М. Капустина)
Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой Сб.1. –М.:...
Рабочая программа по математике 5 класс к учебнику Математика. 5 класс : учеб. для учащихся общеобразоват. учреждений / И. И. Зубарева, А. Г. Мордкович. – М. : Мнемозина, 2014.
Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа по математике 5 класс к учебнику Математика. 5 класс : учеб. для учащихся общеобразоват. учреждений / И. И. Зубарева, А. Г. Мордкович. – М. : Мнемозина, 2014.
Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа по математике 5 класс (повышенный уровень, 245 часов) по учебнику Дорофеев Г.В., Петерсон Л.Г. Математика 5 класс
Рабочая программа учебного курса по математике для 5М класса разработана ИОСО РАО, реком. МО РФ.Сб. «Программы для общеобразовательных школ, школ (классов) с углубленным изучением ма...