Урок- игра "Совет Мудрецов"
методическая разработка по алгебре (9 класс) на тему
изучив с учащимися 9 класса темы : « Арифметическая и геометрическая прогрессии» , провожу урок- игру «Совет мудрецов».
Игры на уроках математики, считаю современным методом обучения и воспитания. Обладающим образовательной , развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве. В играх различные знания и новые сведения ученик получает свободно. Поэтому часто то, что на уроке казалось трудным, даже недостижимым, во время игры легко усваивается. Здесь интерес и удовольствие важные психологические показатели игры
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_igra.docx | 33.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок- игра «Совет Мудрецов»
Урок- это маленький спектакль,
который рассчитан на успех учителя и
его учеников.
9 класс. Алгебра
Тема: Арифметическая и геометрическая прогрессия
Цель урока: обобщить и систематизировать знания учащихся по данной теме.
Познакомить учащихся с историческим материалом.
Аннотация к уроку: изучив с учащимися 9 класса темы : « Арифметическая и геометрическая прогрессии» , провожу урок- игру «Совет мудрецов».
Игры на уроках математики, считаю современным методом обучения и воспитания. Обладающим образовательной , развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве. В играх различные знания и новые сведения ученик получает свободно. Поэтому часто то, что на уроке казалось трудным, даже недостижимым, во время игры легко усваивается. Здесь интерес и удовольствие важные психологические показатели игры.
Плакат у уроку : « Прогрессио - движение вперед»
(Первые 10 минут)
Класс разбит на пять групп. За столом трое мудрецов ( ученики 9 класса)
Учитель:
Закончился двадцатый век,
Куда стремится человек?
Изучен космос и моря,
Строение звезд и вся Земля.
Но математиков зовет
Известный лозунг
« Прогрессио - движение вперед!»
Сегодня у нас в классе состоится совет. Совет мудрецов.
Мудрецы вы, сидящие в классе по группам и мудрецы, сидящие за столом учителя. Узнаете ли вы их ребята?
( за столом сидят Архимед, Гаусс, Магницкий)
Архимед:
- Кто формулу суммы квадратов нашел?
И верной дорогой к прогрессу пришел?
Математик и физик. Я Архимед
О жизни моей ходит много легенд!
Гаусс:
- О! Я Карл Гаусс! ( 1777- 1855 г.г)
Нашел моментально сумму всех натуральных чисел от 1 до 100, будучи еще учеником начальной школы.
Магницкий:
- Господа! Имею честь представиться. Я Монтий Филиппович Магницкий – создатель первого учебника « Арифметика»!
Учитель: Скажите, ребята, почему эти ученые вдруг собрались вместе за одном столом? Какой вопрос математики объединил их?
Если вы не догадываетесь, внимательно посмотрите сценку.
В классе появляется индусский царь с двумя слугами.
- Я индусский царь Шерам, научился играть в шахматы и восхищен её остроумием и разнообразием в ней положений. Слуги , позовите изобретателя Сету.
Появляется Сета
- Я желаю достойно вознаградить тебя Сета за прекрасную игру, которую ты придумал. Назови награду, которая тебя удовлетворит, и ты получишь ее- сказал царь.
- Повелитель, прикажи выдать мне за первую клетку шахматной доски одно пшеничное зерно - сказал Сета
– Простое пшеничное зерно?
- Да, повелитель. За вторую клетку прикажи выдать два зерна, за третью- 4 , за четвертую – 8, за пятую -16 и так до 64-ой клетки.
Царь Шерам рассмеялся.
Учитель: О, мудрецы 9-го класса, давайте посоветуемся. Стоит ли царю смеяться?
На доске запись: 1, 2, 4, 8, 16….S 64 -? Учащиеся решают: b=1q=2 n=64 S64=-1
Как велико это число? Кто может объяснить?
Архимед. Наимудрейшие! Если бы царю удалось засеять пшеницей площадь всей поверхности Земли, считая и моря и океаны, и горы, и пустыни, и Арктику с Антарктидой и получить удовлетворительный урожай, то пожалуй лет за пять он смог бы рассчитаться.
Гаусс – Математика это точная наука. Записывает на доске
18 446 744 073 709 551 615
Читает
- Восемнадцать квинтильонов
Четыреста сорок шесть квадрильонов
Семьсот сорок четыре триллиона
Семьдесят три биллиона
Семьсот девять миллионов
Пятьсот пятьдесят одна тысяча
Шестьсот пятнадцать.
Магницкий - Господа , мудрецы, 9 класса мои современники сказали бы так, что
18,5х
Правда, я Вам признаюсь, что в моем учебнике «Арифметика», изданному 200 лет назад, по которому целых полвека учились дети, много задач по теме « Прогрессии». Но иные из них я сам решал с большим трудом, так как еще не нашел всех формул, связывающих, входящие в них величины.
Гаусс- Под скрип пера о лист бумаги
Заполните сеи листы
Да, помогут вам, наши начинанья!
Раздаются заготовки листов для проверки знаний теории, т.е. восстанавливается опорный конспект урока- лекции по теме « Прогрессии» .
№ | Вопросы теории | Арифметическая прогрессия | Геометрическая бесконечно убывающая |
1 | Определение | ||
2 | Формула n-члена | ||
3 | Сумма n –первых членов прогрессии | ||
4 | Свойства |
Ученики заполняют 5 минут.
Архимед-
А теперь через волшебный компьютер, неизвестный досель, проверим написанное юными мудрецами. На экране решение вопросов, что было выше:
№ | Арифметическая прогрессия | Геометрическая бесконечно убывающая | |
1 | Определение | =+d | = |
2 | Формула n-члена | =+d ( n-1) | х |
3 | Сумма n –первых членов прогрессии | = = | = |
4 | Свойства | = | = |
Бесконечно убывающая 1>
S=
Гаусс
- Зная эти формулы, можно решить много интересных задач, и если вы Мудрецы 9 класса, справитесь с их решением верно, то узнаете мое любимое изречение.
Задача 1 .Каждой группе дается задание. В группу входит до 5 человек, задания распределяются с учетом возможностей каждой группы и рассчитаны на 25 мин.
- Найти семнадцатый член арифметической прогрессии 19, 15…. Ответ -45
- Найти сумму первых семнадцати членов этой прогрессии
Ответ: -221
- Найти сумму первых десяти членов этой прогрессии
Ответ : 10
Геометрическая прогрессия:
=-16q=
- ответ: -1
- ответ: -31
- .
Ответ : -16
- Арифметическая прогрессия:
= 11 , =19 Найти ? ответ: 15
- Найти ? Ответ : 210
- Между числами -2 и -64 вставьте два числа так, чтобы получилась геометрическая прогрессия ответ: -8
- Ответ: -32
Учащиеся заполняют таблицу:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
а | е | и | к | м | т | а | м | т | а |
-221 | -1 | 210 | -8 | -45 | 10 | -16 | -31 | 15 | -32 |
м | а | т | е | м | а | т | и | к | а |
-45 | -221 | 10 | -1 | -31 | -16 | 15 | 210 | -8 | -32 |
Получаем слово : математика
Задача № 2.
Арифметическая прогрессия дана, где = -18, d= 3
Найдите :
- Двадцать третий член прогрессии ответ: 48
- Сумму первых двадцати трех членов прогрессии ответ: 345
- Сумму первых десяти членов прогрессии ответ: -45
Геометрическая прогрессия дана, где =32, q=
Найдите 4) ответ : -1
5) ответ: -62
6) -48; 24; -12 бесконечная геометрическая прогрессия. Найдите ее сумму ответ 6 : -32
Геометрическая прогрессия =6 =24
7) =? Ответ : 12
=? Ответ: 6120
Между числами 1 и 64 вставьте два числа так, чтобы получилась геометрическая прогрессия
9) Ответ :4
10) Ответ: 16
Составим таблицу
ц | а | а | и | к | н | р | у | ц | a |
48 | 345 | -32 | -1 | 16 | 12 | -45 | 4 | -62 | 6120 |
Получаем : Царица наук
Задача № 3
Арифметическая прогрессия дана, где =7, d=4 Найдите:
- Двадцатый член прогрессии ответ : 83
- Сумму двадцати первых членов прогрессии ответ: 900
- Сумму первых десяти членов прогрессии ответ:250
Геометрическая прогрессия дана, где =4, q=
Найдите 4) 5) ответ 108, и ответ 52
6) Найдите первый член бесконечной геометрической прогрессии
S=4 + 4 q= ответ: 2
Геометрическая прогрессия =54 =6
найдите
7) =? Ответ 18
8)=? Ответ 486
9)=? Ответ 728
10) Представить в виде обыкновенной дроби 0,( 7) ответ :
Учащиеся составляют таблицу:
а | е | и | к | м | а | т | р | и | ф |
8 | 2 | 250 | 728 | 52 | 18 | 900 | 486 | 108 |
а | р | и | ф | м | е | т | и | к | а |
8 | 900 | 250 | 108 | 52 | 2 | 18 | 486 | 728 |
Получается слово: Арифметика.
Задача № 4.
Арифметическая прогрессия, где = 56 , d = - 3
- Найдите пятнадцатый член прогрессии ответ : 14
- Сумму первых пятнадцати членов прогрессии ответ: 525
- Сумму первых десяти членов прогрессии ответ: 425
Геометрическая прогрессия , где =2 q=3
Найти 4) ответ 162
5) jndtn 1210
6) Найдите первый член бесконечной геометрической прогрессии, если S=16, q= ответ: 12
Учащиеся делают табличку:
а | ц | р | а | ц | и |
525 | 14 | 425 | 12 | 1210 | 162 |
ц | а | р | и | ц | а |
14 | 525 | 425 | 162 | 1210 | 12 |
Получили слово Царица
Задача 5.
Арифметическая прогрессия где = - 8
d=2
Найдите:
- Восемнадцатый член прогрессии. Ответ: 26
- Сумму первых восемнадцати членов прогрессии. Ответ : 162
- Сумму первых десяти членов прогрессии ответ: 10
Найти геометрическую прогрессию, если =3
q= 2 = 96
Найдите: 4) n -? ответ : 5
5)= ? ответ: 93
=100 =9 , -? Ответ: 30
=? Ответ:0.3
Между числами и 16 вставьте два числа так, чтобы они вместе с данными числами составили геометрическую прогрессию
8) ответ 1
9) ответ 4
10) Представьте в виде обыкновенной дроби число 0, 6 (3)
Ответ:-
Учащиеся составляют таблицу:
и | a | е | и | к | м | м | а | т | т |
1 | 162 | 5 | - | 4 | 26 | 93 | 162 | 10 | 0,3 |
м | а | т | е | м | а | т | и | к | и |
26 | 162 | 10 | 5 | 93 | 30 | 0,3 | 1 | 4 | - |
Получаем слово : математики
Гаусс
- Изрядно потрудившись, собрали вы слова
И поиск их был нами оценен!
Слова же следует теперь объединить,
какую фразу можно получить?
Ученики хором
-« Математика- царица наук, а арифметика – царица математики!»
Учитель
О, Мудрецы времен!
Дружней Вас не сыскать
Совет сегодня завершен, но
Каждый должен знать:
Познание, упорство, труд
К процессу в жизни приведут!
Используемая литература:
Я.И. Перельман « Занимательная алгебра»
Л.Ф Пичугин « за страницами учебника алгебры»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок-игра "Совет мудрецов"
обобщающий урок по теме: "Арифметическая и геометрическая прогрессии". урок проводится в игровой форме, где учащиеся повторяют известные им формулы и решают задачи по данной теме....
Урок"совет мудрецов"по теме "арифметическая и геометрическая прогрессии
Это обобщающий урок по теме" Арифметическая и геометрическая прогрессия".здесь помимо обобщения и систематизации знаний,учащиеся знакомятся и с историческим материалом по этой теме.Урок проходит в нео...
Урок развития речи "Чтоб мудрецом считаться средь людей, повесь кинжал на гвоздь"
Материал урока нацеливает на разговор о толерантности.Учебное занятие содержит интересные притчи, игровые моменты....
Конспект урока "Чему учил китайский мудрец Конфуций"
Аннотация к методической разработке.Автор: Гаврилова Елена Алексеевнаучитель истории и обществознания ОПФ МОУ "СОШ с.Октябрьский Городок" в с.КарамышкаЦель данного урока: сформировать представлен...
Урок "Совет мудрецов".
Арифметическая и геометрическая прогрессия....
Методическая разработка урока истории в 5 классе Тема урока: "Чему учил китайский мудрец Конфуций"
Тема урока: "Чему учил китайский мудрец Конфуций" Тип урока: ознакомление с новым материаломЦель урока: сформировать у учащихся представление о философском учении Конфуция и жизни...
Методическая разработка урока истории в 5 классе Тема урока: "Чему учил китайский мудрец Конфуций"
Тема урока: "Чему учил китайский мудрец Конфуций" Тип урока: ознакомление с новым материаломЦель урока: сформировать у учащихся представление о философском учении Конфуция и жизни...