Нетрадиционные уроки, как средство повышения интереса к математике
статья по алгебре по теме

Варфоломеева Любовь Федоровна

Обобщение педагогического опыта учителя 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Нетрадиционные уроки, как средство повышения интереса к изучаемому предмету

В моей практике мне наиболее близки нестандартные виды уроков. Нестандартные уроки – это неординарные подходы к преподаванию математики. Цель их предельно проста: оживить скучное, увлечь творчеством, заинтересовать обыденным, так как интерес – это катализатор всей учебной деятельности. Нестандартные уроки – это всегда праздники, когда активны все учащиеся, когда каждый имеет возможность проявить себя в атмосфере успешности и класс становится творческим коллективом. Эти уроки включают в себя всё разнообразие форм и методов, особенно таких, как проблемное обучение, поисковая деятельность, меж предметные и внутри предметные связи. Снимается напряжение, оживляется мышление, возбуждается и повышается интерес к предмету.

В моей практике уже сложилась система нетрадиционных уроков по математике: урок-сказка, урок-путешествие, урок-суд, урок-ярмарка, урок-конференция, интегрированный урок, урок-игра, урок-состязание.

Уроки-сказки, уроки-путешествия опираются на фантазию детей и развивают её. Проведение уроков-сказок возможно в двух вариантах: когда за основу берется народная или литературная сказка, второй – сочиняется самим учителем. Сама форма сказки близка и понятна детям, особенно младшего и среднего возраста. На таком уроке не только обобщаются  и систематизируются  знания по теме математики, но и формируется умение внимательно читать литературно-художественные произведения, формируется эмоционально-личностное отношение учащихся к выражению математических понятий посредством классических литературных произведений, целостное восприятие общей картины мира. Перед такими уроками я включаю в домашнее задание чтение сказок, иногда заранее дети выполняют творческие работы: на альбомных листах изображают сюжеты или персонажи из сказок. Из рисунков готовится выставка или они разрезаются произвольным образом, а затем ученикам предлагаю собрать картинки в определенный рисунок. В последнее время проведение уроков-сказок я стала сопровождать компьютерными презентациями.

В форме путешествия по Московскому Кремлю прошел урок в 5 классе по теме «Действия с натуральными числами», на котором учащиеся повторили чтение и запись натуральных чисел и действия над ними: сложение, вычитание, сравнение. На уроке использовались задачи с краеведческим содержанием, иллюстрации и планы строительства древней Москвы, стихи Натальи Кончаловской из книги «Наша древняя столица». В ходе урока учащиеся познакомились с историей строительства Московского Кремля при Юрии Долгоруком и Иване  Калите. Каждый из них укреплял и расширял Кремль, и при этом выполнял расчеты. Ребята смогли вычислить площадь и длину стен Московского Кремля, используя натуральные числа, повторили разряды и классы натуральных чисел, действия над ними. Т.е. урок помимо образовательных задач имел большой воспитательный аспект: воспитание интереса и уважения к истории нашей Родины, расширение кругозора.

Урок-суд, урок-ярмарка – уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций. Перед учащимися ставятся проблемно-поисковые задачи, им даются творческие задания, эти уроки выполняют и профориентационную роль, проявляется артистизм школьников, неординарность мышления. Примером такого урока можно привести урок-суд, который я провела в 8 классе при обобщении и систематизации знаний по теме «Четырехугольники». В форме суда четырехугольников над диагональю прошел такой этап урока, как актуализация опорных знаний. Ученики заранее подготовили плакаты с рисунками четырехугольников, костюмы для действующих лиц ( судья, Многоугольник, прокурор-Треугольник, адвокат-Окружность, секретарь-Угол, подсудимая-Диагональ, потерпевшие - Квадрат, Ромб, Прямоугольник, Параллелограмм, Трапеция) и таблички для действующих лиц с названием их роли. Каждый из потерпевших обвинял диагональ в том, что она разделила его на части, а адвокат приводил примеры в пользу четырехугольника. Затем учащиеся перешли к решению задач, в ходе которого убедились в практическом значении свойств диагоналей. В итоге невиновность диагонали была доказана, она была оправдана и осталась в математическом городке. Игра оживила урок, способствовала развитию общего кругозора, мышления, речи, внимания, воспитанию активности, умения общаться.

В форме ярмарки я провела урок в 5 классе по теме «Старинные русские меры». Целью ярмарки было ознакомить учащихся со старинными русскими мерами, научиться переводить их в метрическую систему единиц и пользоваться ими при решении задач. Совместно с детьми и родителями были подготовлены таблицы старинных мер веса, длины, денежных единиц, сопровождающиеся рисунками, оборудованы палатки «мясо-рыба», «овощи-фрукты», «ткани - одежда», «самообслуживание» с необходимым для покупки товаром, прейскурант цен в старинных денежных единицах. Вдоль одной из стен класса стояли палатки (парты). За стойками палаток 4 торговца (ученики 5 класса) в цветных рубахах и кепках. Ярмарка начиналась с выступления двух купцов (учеников 5 кл., одетых в сапоги и жилетки) и трех дочерей одного из них (ученицы 5 кл., одетые  в семейские сарафаны и шали). Купцы открыли ярмарку словами приветствия, а дочери, с опорой на таблицы, рассказали о старинных мерах длины и веса и о старинных деньгах. А т.к. ни одна ярмарка не обходится без шутки, веселья и песни, группа девочек 5 класса под руководством учителя музыки исполнила русскую народную песню. После чего торговцы палаток стали поочередно предлагать свой товар (в соответствии с текстом задач), а ребята класса, заранее разбитые на две группы, его покупать, переводя старинные деньги в копейки, пользуясь таблицей. За решение задачи получали жетон. После того как весь товар был продан, ярмарка закрылась. Я подвела итоги, выставила оценки, а в заключение урока провела игру «Квартет», которая заключалась в том, что нужно было узнать и назвать данную систему мер и лишнюю единицу, не входящую в данную систему.

Подобные уроки помогают создать настроение, увлечь учащихся, сделать уроки математики неожиданными и приятными, учат гордиться своими предками.

Следующий вид нетрадиционного урока – урок-конференция. Уроки-конференции чаще всего провожу при закреплении учебного материала, такие уроки учат самостоятельности мышления, развивают культуру устной и письменной речи, вырабатывают умение выступать перед большой аудиторией, приучают школьников к работе со справочной, дополнительной литературой, воспитывают ответственность перед классом. Например, конференция «Исторические задачи». За 2 недели до проведения я составила план и одним ученикам дала задание готовить сообщение об ученых, а другим тексты старинных задач. Урок проходил по следующему плану:

  1. Исторический экскурс
  2. Перевод задачи « С родного языка на язык алгебры»
  3. Решение исторических задач на составление уравнения
  4. Заключение , знакомство с литературой.

К уроку была подготовлена презентация с условиями исторических задач и с задачей «жизнь Диофанта». С помощью трех учеников класса (архивариусов-хранителей архивных документов) был совершен небольшой экскурс в историю, из которого мы узнали о вкладе в развитие арифметики и алгебры Мухаммеда ал - Хорезми, греческого математика  Диофанта, арабских ученых, которые привели в систему знания о решении задач с помощью уравнений, узнали о значении слов «ал-джабра» и «ал-мукабала». После этого перешли к рассмотрению исторической задачи на составление уравнений на примере надписи на надгробии Диофанта, составленной в форме задачи. Затем с задачами  из книги Л.Ф. Магницкого «Арифметика» выступили докладчики (сильные ученики класса, которые заранее решили задачу, подготовили слайды и доклады). В конце конференции я подвела итоги и представила книги с историческими задачами, которые имеются в школьной библиотеки. Большая самостоятельность и непосредственное участие делает такой урок интересным, познавательным для любого школьника. С целью повышения активности восприятия докладов предлагаю ученикам составить краткий конспект услышанного.

  Следующий тип нетрадиционного урока – интегрированный урок. С помощью этих уроков учащиеся получают более точное представление об общей картине мира, достигают меж предметных обобщений. Примером такого урока можно привести интегрированный урок алгебры и географии в 7 классе по теме «Формулы сокращенного умножения» и «озеро Байкал», на котором учащиеся повторили ЗУН по алгебре и по географии по теме флора и фауна Байкала. Для урока была создана компьютерная презентация и совместно с библиотекарями школы и библиотеки СП подготовлена выставка книг об озере Байкал. Мною были подобраны задания, после выполнения которых учащиеся узнали какой должна быть толщина льда на озере Байкал, чтобы по нему мог ездить автотранспорт, название места, где находится участок воды, который никогда не замерзает, сколько рек впадает в озеро Байкал, виды ценных рыб, которыми славится Байкал на протяжении многих веков, сколько островов на Байкале. Выполнение каждого задания сопровождалось слайдовой презентацией и чередовалось с докладами учащихся по темам географии.

  Аналогичный урок был проведен мною совместно с учителем информатики в 8 классе по теме «Вписанные углы. Графический редактор». Это заключительный урок по теме вписанные углы. Я использовала его для того,  чтобы обобщить и систематизировать ЗУН учащихся по теме,  проверить степень их усвоения, а также для того, чтобы показать, что информатика и геометрия не изолированы друг от друга и навыки, полученные при изучении информатики,  можно с успехом применять при изучении геометрии (при решении задач по геометрии для построения чертежа использовались возможности графического редактора). Я считаю, что подобные уроки вызывают несомненный познавательный интерес учащихся.

   Другой тип нетрадиционного урока – уроки-игры, которые обычно использую при обобщении и систематизации материала темы. Этапами этого урока служат мотивационно-ориентировочный, подготовительный, основной  и заключительный. Во время актуализации опорных знаний использую задания типа «Помнишь ли ты таблицу умножения?», «Найди ошибку в решении примера», «Собери орехи». Как правило, такие задания использую для индивидуальной работы со слабоуспевающими учениками. С более сильными учащимися разбираем решения более сложных заданий. Использую такой вид работы как решение упражнений «с комментированием». При этом кроме развития речи детей, происходит более глубокое осмысление решений, каждый ученик имеет возможность потренироваться в проведении рассуждений, объяснении материала другим детям, причем в более спокойной ситуации, чем во время ответа у доски. Часто такие уроки сопровождаются историческими экскурсами, что позволяет усилить меж предметные связи курсов истории и математики, обогатить форму использования исторических материалов.

  Следующий вид нестандартного урока - урок-состязание. Эти уроки проводятся в хорошем темпе и позволяют проверить практические и теоретические знания большинства школьников по выбранной теме.

 В традиционные уроки я тоже вношу элементы занимательности – это кроссворды, дидактические игры. Кроссворд таит в себе большие возможности для развития творческих способностей детей, тренировки памяти. Дидактические игры помогаю снять напряжение, вызывают положительные эмоции.

Выработанная мною за долгие годы работы система активизируют познавательную деятельность, учит применять знания, полученные на уроках в нестандартных ситуациях, формирует творческое мышление, способствует развитию инициативы, коммуникативных навыков. Использование уроков  в нетрадиционной форме предполагает самостоятельный поиск средств и способов решения задач, связанных с реальными ситуациями в жизни, обучает работе с различными источниками знаний, искореняет списывание, боязнь плохих отметок, закомплексованность, возбуждает и повышает интерес к предмету в целом. Сами учащиеся отмечают, что такие уроки привлекают их тем, что вносят в школьные будни разнообразие, создают в классе атмосферу праздника, приподнятое настроение. Активность детей высокая, каждый получает оценку. На таких же традиционных уроках активность детей не превышает  45 %.

   Как построить урок в нетрадиционной форме?

Подготовка и проведение урока в любой нетрадиционной форме состоит из 4 этапов:

  1. замысел
  2. организация
  3. проведение
  4. анализ

 Замысел – самый сложный и ответственный этап. Он включает в себя:

  1. определение темы урока
  2. определение типа урока
  3. выбор класса
  4. выбор нетрадиционной формы
  5. выбор форм учебной работы

На этапе определения временных рамок я определяю, будет ли это отдельный урок или спаренный и сколько времени уйдет на подготовку (в среднем на подготовку уходит от 2-х недель до месяца, в зависимости от формы).

   Провожу нетрадиционные уроки по основным темам курса математики, но иногда использую их для изучения материала, выходящего за рамки школьной программы.

   Нетрадиционные уроки применяю к таким типам урока как урок закрепления и совершенствования знаний, урок повторение и систематизации знаний.

  Выбор класса, в котором буду проводить урок, определяю его особенностями: уровнем обучаемости, работоспособностью, организованностью.

  Формы проведения урока  выбираю в соответствии с возрастными особенностями учащихся, характеристикой тем.

  На своих нетрадиционных уроках в основном использую коллективные формы работы (групповую и ролевую), а также индивидуальную и фронтальную.

  На этапе организации урока распределяю обязанности, пишу сценарий урока, подбираю задания и критерии оценок, методы и средства обучения. В сценарии подробно описываю план урока, инструкцию по проведению каждого этапа урока, список ролей и реквизитов, подборку заданий, критерии их оценки, критерии оценки деятельности учащихся. Если учащиеся работали группой, то оцениваю работу всей группы или же ученики сами оценивают работу друг друга в группе.  Иногда выставляю оценки по ходу урока, в конце урока или после урока (письменные работы). Критерии оценки разных видов работ на уроке выражаются в баллах, очках, жетонах. В заключение урока провожу анализ на уровне учащихся (рефлексия) и на педагогическом уровне (если на уроке присутствуют коллеги).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование нетрадиционного обучения как средства повышения интереса к предмету.

  Проблема повышения и поддержания интереса учащихся к изучению иностранного языка актуальна сейчас для каждого педагога. Как сделать каждый урок иностранного языка интересным, увлекательн...

Мастер - класс " Нетрадиционный урок как средство развития интереса к чтению у учащихся"

Мастер - класс знакомит с нетрадиционными приёмами работы на уроке чтения в коррекционной школе VIII вида по теме "Х.-К. Андерсент. "Снежная королева"....

Нестандартные уроки как средство повышения интереса в обучении химии

Современный урок должен преследовать не только образовательные цели, то есть изучение и закрепление нового материала, но и развивающие, такие как умение объяснять, строить логические цепочки, раскрыва...

Статья «Использование нетрадиционных форм уроков математики как средство повышения интереса к предмету»

О нетрадиционных формах ведения урока написано множество статей и пособий. Особенно  много их появилось в последние годы в связи с тем, что вследствие тотальной компьютеризации у школьников ослаб...

Использование нетрадиционных форм уроков математики как средство повышения интереса к предмету

О нетрадиционных формах ведения урока написано множество статей и пособий. Особенно  много их появилось в последние годы в связи с тем, что вследствие тотальной компьютеризации у школьников ослаб...

«Использование нетрадиционных форм уроков математики как средство повышения интереса и мотивации учащихся при изучении математики »

в данной статье рассмотрены различные формы проведения уроков , позволяющие учителю разнообразить методы подачи материала , повышать интерес учащихся к предмету....