Рабочая программа по математики для 10 класса
календарно-тематическое планирование (алгебра, 10 класс) по теме
Рабочая программа на 2013/14 учебный год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по математике | 69.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание
Пояснительная записка 3-4
Учебно-тематический план по алгебре 5
Учебно-тематический план по геометрии 6
Содержание тем 7-12
Календарно-тематическое планирование 13-19
Требование к уровню подготовке обучающихся 20-22
Список литературы для учителей и обучающихся 23
Критерии оценки 24-26
Примерная программа по математике составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего общего образования
НА изучение предмета «Математика» на базовом уровне отводится 175часов в 10 классе из расчета 5 часов в неделю (с учётом 35 учебных недель), из них 3 часа в неделю на изучение модуля «Алгебра и начала математического анализа» и 2 часа на изучение модуля «Геометрия».
Преподавание алгебры предусматривает учебник «Алгебра и начала математического анализа»Авторы:Ю.М.Колягин,М.В.Ткачева,Н.Е.Федорова,М.И.Шабунин,Москва«Просвещение»,2008,преподавание геометрии «Геометрия».Авторы: Л.С.Атанасян,В.Ф.Бутусов и др. Москва «Просвещение» 2010
В ходе изучения математики старшей школы учащиеся продолжают овладение разнообразными способами деятельности, приобретают и совершенствуют опыт:
• проведения доказательных рассуждений, логического обоснования выводов, использования различных языков математики для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
• решения широкого класса задач из различных разделов курса, поисковой и творческой деятельности при решении задач повышенной сложности и нетиповых задач;
• планирования и осуществления алгоритмической деятельности: выполнения и самостоятельного составления алгоритмических предписаний и инструкций на математическом материале; использования и самостоятельного составления формул на основе обобщения частных случаев и результатов эксперимента; выполнения расчетов практического характера;
• построения и исследования математических моделей для описания и решения прикладных задач, задач из смежных дисциплин и реальной жизни; проверки и оценки результатов своей работы, соотнесения их с поставленной задачей, с личным жизненным опытом;
• самостоятельной работы с источниками информации, анализа, обобщения и систематизации полученной информации, интегрирования ее в личный опыт.
Предусмотрено 13 контрольных работ, в том числе входная (мониторинг) и итоговая контрольные работы. Количество контрольных работ обусловлено количеством разделов, изучаемых в течении года.
Цели изучения математики
Изучение математики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
- интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;
- формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
- воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса.
Основные развивающие и воспитательные цели
Развитие:
- Ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
- Математической речи;
- Сенсорной сферы; двигательной моторики;
- Внимания; памяти;
- Навыков само и взаимопроверки.
- Формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов.
Воспитание:
- Культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса;
- Волевых качеств;
- Коммуникабельности;
- Ответственности.
Основная цель обучения математики в 10 классе:
- выявить и развить математические и творческие способности учащихся;
- обеспечить прочное и сознательное овладение учащимися системой математических знаний и умений;
- обеспечить базу математических знаний, достаточную для изучения смежных дисциплин и продолжения образования;
- сформировать устойчивый интерес учащихся к предмету.
Повторение на уроках проводится в следующих видах и формах:
- повторение и контроль теоретического материала;
- разбор и анализ домашнего задания;
- устный счет;
- математический диктант;
- самостоятельная работа;
- контрольные срезы.
Особое внимание уделяется повторению при проведении самостоятельных и контрольных работ.
Учебно–тематический план по алгебре
Темы | ||||
Всего | Теоретические занятия | Контрольные занятия | ||
1. | Повторение | 4 | 1 | |
2. | Степень с действительным показателем | 12 | 1 | |
3. | Степенная функция | 12 | 1 | |
4. | Показательная функция | 8 | 1 | |
5. | Логарифмическая функция | 13 | 1 | |
6. | Тригонометрические формулы | 19 | 1 | |
7. | Тригонометрические уравнения | 15 | 1 | |
8. | Повторение | 22 | 1 | |
Итого | 105 | 8 |
Учебно-тематический план по геометрии
Темы | ||||
Всего | Теоретические занятия | Контрольные занятия | ||
1 | Введение | 3 | ||
2 | Параллельность прямых и плоскостей | 14 | 2 | |
3 | Перпендикулярность прямых и плоскостей | 17 | 1 | |
4 | Многогранники | 18 | 1 | |
5 | Векторы в пространстве | 10 | 1 | |
6 | Повторение. Решение задач | 8 | ||
Итого | 70 | 5 |
Содержание обучения
Модуль «Алгебра и начала анализа»
Степень с действительным показателем
Действительные числа. Бесконечно убывающая геометрическая прогрессия. Арифметический корень натуральной степени. Степень с натуральным и действительным показателями.
Основная цель — обобщить и систематизировать знания о действительных числах; сформировать понятие степени с действительным показателем; научить применять определения арифметического корня и степени, а также их свойства при выполнении вычислений и преобразовании выражений; ознакомить с понятием предела последова-тельности1.
Необходимость расширения множества натуральных чисел до действительных мотивируется возможностью выполнять действия, обратные сложению, умножению и возведению в степень, а значит, возможностью решать уравнения х + а = Ь, ах = Ь, ха = Ъ.
Рассмотренный в начале темы способ обращения бесконечной периодической десятичной дроби в обыкновенную обосновывается свойствами сходящихся числовых рядов, в частности, нахождением суммы бесконечно убывающей геометрической прогрессии.
Действия над иррациональными числами строго не определяются, а заменяются действиями над их приближенными значениями — рациональными числами.
В связи с рассмотрением последовательных рациональных приближений иррационального числа, а затем и степени с иррациональным показателем на интуитивном уровне вводится понятие предела последовательности. Формулируется и строгое определение предела. Разбирается задача на доказательство того, что данное число является пределом последовательности с помощью определения предела
На данном этапе элементы теории пределов не изучаются.
Арифметический корень натуральной степени п> 2 из неотрицательного числа и его свойства излагаются традиционно. Учащиеся должны уметь вычислять значения корня с помощью определения и свойств и выполнять преобразования выражений, содержащих корни.
Степень с иррациональным показателем поясняется на конкретном примере: число З^2 рассматривается как последовательность рациональных приближений З1,4, З1,41, .... Здесь же формулируются и доказываются свойства степени с действительным показателем, которые будут использоваться при решении уравнений, неравенств, исследовании функций.
Степенная функция
Степенная функция, ее свойства и график. Взаимно обратные функции. Сложные функции. Дробно-линейная функция. Равносильные уравнения и неравенства. Иррациональные уравнения. Иррациональные неравенства.
Основная цель — обобщить и систематизировать известные из курса алгебры основной школы свойства функций; изучить свойства степенных функций и научить применять их при решении уравнений и неравенств; сформировать понятие равносильности уравнений, неравенств, систем уравнений и неравенств.
Рассмотрение свойств степенных функций и их графиков проводится поэтапно, в зависимости от того, каким числом является показатель: 1) четным натуральным числом; 2) нечетным натуральным числом; 3) числом, противоположным четному натуральному числу; 4) числом, противоположным нечетному натуральному числу; 5) положительным нецелым числом; 6) отрицательным нецелым числом.
Обоснования свойств степенной функции не проводятся, они следуют из свойств степени с действительным показателем. Например, возрастание функции у = хр на промежутке х > О, где р — положительное нецелое число, следует из свойства: «Если 0 < х1 < х2, р> 0, то xf
Рассматриваются функции, называемые взаимно обратными. Важно обратить внимание на то, что не всякая функция имеет обратную. Доказывается симметрия графиков взаимно обратных функции относительно прямой у = х.
Знакомство со сложными и дробно-линейными функциями начинается сразу после изучения взаимно обратных функций. Вводятся разные термины для обозначения сложной функции (суперпозиция, композиция), но употребляется лишь один. Этот материал в классах базового уровня изучается лишь в ознакомительном плане. Обращается внимание учащихся на отыскание области определения сложной функции и промежутков ее монотонности. Доказывается теорема о промежутках монотонности с опорой на определения возрастающей или убывающей функции, что позволяет изложить суть алгоритма доказательства монотонности сложной функции.
Учащиеся знакомятся с дробно-линейными функциями. В основной школе учащиеся учились строить график
функции у = k/x и графики функций, которые получались
сдвигом этого графика. Выделение целой части из дробно-линейного выражения приводит к знакомому учащимся виду функции.
Определения равносильности уравнений, неравенств и систем уравнений и свойств равносильности дается в связи с предстоящим изучением иррациональных уравнений, неравенств и систем иррациональных уравнений.
Основным методом решения иррациональных уравнений является возведение обеих частей уравнения в степень с целью перехода к рациональному уравнению-следствию данного.
С помощью графиков решается вопрос о наличии корней и их числе, а также о нахождении приближенных корней, если аналитически решить уравнение трудно.
Изучение иррациональных неравенств не является обязательным для всех учащихся. При их изучении на базовом уровне основным способом решения является сведение неравенства к системе рациональных неравенств, равно-сильной данному. После решения задач по данной теме учащиеся выводятся на теоретическое обобщение решения иррациональных неравенств, содержащих в условии единственный корень второй степени.
Показательная функция
Показательная функция, ее свойства и график. Показательные уравнения. Показательные неравенства. Системы показательных уравнений и неравенств.
Основная цель — изучить свойства показательной функции; научить решать показательные уравнения и не-равенства, системы показательных уравнений.
Свойства показательной функции у = ах полностью следуют из свойств степени с действительным показателем. Например, возрастание функции у — ах, если а > 1, следует из свойства степени: «Если хх< х2, то aXl<аХг при а > 1».
Решение большинства показательных уравнений и неравенств сводится к решению простейших.
Так как в ходе решения предлагаемых в этой теме показательных уравнений равносильность не нарушается, то проверка найденных корней необязательна. Здесь системы уравнений и неравенств решаются с помощью равносильных преобразований: подстановкой, сложением или умножением, заменой переменных и т. д.
Логарифмическая функция
Логарифмы. Свойства логарифмов. Десятичные и натуральные логарифмы. Логарифмическая функция, ее свойства и график. Логарифмические уравнения. Логарифмические неравенства.
Основная цель — сформировать понятие логарифма числа; научить применять свойства логарифмов при решении уравнений; изучить свойства логарифмической функции и научить применять ее свойства при решении логарифмических уравнений и неравенств.
До этой темы в курсе алгебры изучались такие функции, вычисление значений которых сводилось к четырем арифметическим действиям и возведению в степень. Для вычисления значений логарифмической функции нужно уметь находить логарифмы чисел, т. е. выполнять новое для учащихся действие — логарифмирование.
При знакомстве с логарифмами чисел и их свойствами полезны подробные и наглядные объяснения даже в профильных классах.
Доказательство свойств логарифма опирается на его определение. На практике рассматриваются логарифмы по различным основаниям, в частности по основанию 10 (десятичный логарифм) и по основанию е (натуральный логарифм), отсюда возникает необходимость формулы перехода от логарифма по одному основанию к логарифму по другому основанию. Так как на инженерном микрокалькуляторе есть клавиши lg и In, то для вычисления логарифма по основаниям, отличным от 10 и е, нужно применить формулу перехода.
Свойства логарифмической функции активно используются при решении логарифмических уравнений и неравенств.
Изучение свойств логарифмической функции проходит совместно с решением уравнений и неравенств.
При решении логарифмических уравнений и неравенств выполняются различные их преобразования. При этом часто нарушается равносильность. Поэтому при решении логарифмических уравнений необходимо либо делать проверку найденных корней, либо строго следить за выполненными преобразованиями, выявляя полученные уравнения-следствия и обосновывая каждый этап преобразования. При решении логарифмических неравенств нужно следить за тем, чтобы равносильность не нарушалась, так как проверку ¬решения неравенства осуществить сложно, а в ряде случаев невозможно.
Тригонометрические формулы
Радианная мера угла. Поворот точки вокруг начала координат. Определение синуса, косинуса и тангенса угла. Знаки синуса, косинуса и тангенса. Зависимость между синусом, косинусом и тангенсом одного и того же угла. Тригонометрические тождества. Синус, косинус и тангенс углов ос и -а. Формулы сложения. Синус, косинус и тангенс двойного угла. Синус, косинус и тангенс половинного угла. Формулы приведения. Сумма и разность синусов. Сумма и разность косинусов. Произведение синусов и косинусов.
Основная цель — сформировать понятия синуса, косинуса, тангенса, котангенса числа; научить применять формулы тригонометрии для вычисления значений тригонометрических функций и выполнения преобразований тригонометрических выражений; научить решать простейшие тригонометрические уравнения sinx = a, cosx = а при а = 1, -1, 0.
Рассматривая определения синуса и косинуса действительного числа а, естественно решить самые простые уравнения, в которых требуется найти число а, если синус или косинус его известен, например уравнения sin a = 0, cos а = 1 и т. п. Поскольку для обозначения неизвестного по традиции используется буква х, то эти уравнения записывают как обычно: sinx = 0, cosx= 1 и т. п. Решения этих уравнений находятся с помощью единичной окружности.
При изучении степеней чисел рассматривались их свойства ap + q = ар aq, ap~q = ар :aq. Подобные свойства справедливы и для синуса, косинуса и тангенса. Эти свойства называют формулами сложения. Практически они выражают зависимость между координатами суммы или разности двух чисел а и Р через координаты чисел а и (3. Формулы сложения доказываются для косинуса суммы или разности, все остальные формулы сложения получаются как следствия..
Формулы сложения являются основными формулами тригонометрии, так как все другие можно получить как следствия: формулы двойного и половинного углов (для классов базового уровня не являются обязательными), формулыприведения, преобразования суммы и разности в произведение. Из формул сложения выводятся и формулы замены произведения синусов и косинусов их суммой, что применяется при решении уравнений.
Тригонометрические уравнения
Уравнения cosx = a, sinx = a, tgx = а. Тригонометрические уравнения, сводящиеся к алгебраическим. Однородные и линейные уравнения. Методы замены неизвестного и раз¬ложения на множители. Метод оценки левой и правой час-тей тригонометрического уравнения. Системы тригонометрических уравнений. Тригонометрические неравенства.
Основная цель сформировать понятия арксинуса, арккосинуса, арктангенса числа; научить решать тригонометрические уравнения и системы тригонометрических уравнений, используя различные приемы решения; ознакомить с приемами решения тригонометрических неравенств.
Как и при решении алгебраических, показательных и логарифмических уравнений, решение тригонометрических уравнений путем различных преобразований сводится к решению простейших: cosx = a, sinx = a, tgx = a.
Рассмотрение простейших уравнений начинается с уравнения cosx = а, так как формула его корней проще, чем формула корней уравнения sin x = а (в их записи часто используется необычный для учащихся указатель знака (-1)п). Решение более сложных тригонометрических уравнений, когда выполняются алгебраические и тригонометрические преобразования, сводится к решению простейших.
Рассматриваются следующие типы тригонометрических уравнений: линейные относительно sinx, cosx или tgx; сводящиеся к квадратным и другим алгебраическим уравнениям после замены неизвестного; сводящиеся к простейшим тригонометрическим уравнениям после разложения на множители.
однородным уравнениям. При этом используется метод введения вспомогательного угла.
Рассматриваются простейшие тригонометрические неравенства, которые решаются с помощью единичной окружности.
Содержание программы по геометрии
Введение
Предмет стереометрии. Аксиомы стереометрии. Некоторые следствия из аксиом.
Основная цель сформировать представления учащихся об основных понятиях и аксиомах стереометрии, их использовании при решении стандартных задач логического характера, а также об изображениях точек, прямых и плоскостей на проекционном чертеже при различном их взаимном расположении.
Параллельность прямых и плоскостей
Параллельность прямых, прямой и плоскости. Взаимное расположение прямых в пространстве. Угол между двумя прямыми. Параллельность плоскостей. Тетраэдр и параллелепипед.
Основная цель- дать учащимся систематические сведения о параллельности прямых и плоскостей в пространстве.
Перпендикулярность прямых и плоскостей
Перпендикулярность прямой и плоскости. Перпендикуляр и наклонные. Угол между прямой и плоскостью. Двугранный угол. Перпендикулярность плоскостей.
Основная цель дать учащимся систематические сведения о перпендикулярности прямых и плоскостей в пространстве; ввести понятие углов между прямыми и плоскостями, между плоскостями.
Многогранники
Понятие многогранника. Призма. Пирамида. Правильные многогранники.
Основная цель дать учащимся систематические сведения об основных видах многогранников.
Векторы в пространстве
Понятие вектора в пространстве. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число. Компланарные векторы.
Основная цель- обобщить изученный в основной школе материал о векторах на плоскости, дать систематические сведения о действиях с векторами в пространстве.
Календарно-тематическое планирование по алгебре
№ урока | № урока в теме | Содержание учебного материала | Кол-во часов | Примерные сроки изучения | Примечания |
1 | Контрольная работа. Определение уровня ЗУН на начало учебного года | 1 | |||
2 | Глава 1 Повторение курса алгебры 7-9 | 1 | |||
Глава II. Степень с действительным показателем | 11 | ||||
3 | 1 | Действительные числа | 1 | ||
4 | 2 | Бесконечно убывающая геометрическая прогрессия | 1 | ||
5-7 | 3-5 | Арифметический корень натуральной степени | 3 | ||
8-11 | 6-9 | Степень с рациональным и действительным показателем | 4 | ||
12 | 10 | Урок обобщения и систематизации знаний | 1 | ||
13 | 11 | Контрольная работа №2 | 1 | ||
Глава III Степенная функция | 12 | ||||
14 | 1 | Степенная функция, ее свойства и график | 1 | ||
15-16 | 2-3 | Взаимно обратные функции. Сложные функции | 2 | ||
17 | 4 | Дробно-линейная функция | 1 | ||
18-20 | 5-7 | Равносильные уравнения и неравенства | 3 | ||
21-22 | 8-9 | Иррациональные уравнения | 2 | ||
23 | 10 | Иррациональные неравенства | 1 | ||
24 | 11 | Урок обобщения и систематизации знаний | 1 | ||
25 | 12 | Контрольная работа №3 | 1 | ||
Глава IV. Показательная функция. | 11 | ||||
26-27 | 1-2 | Показательная функция, ее свойства и график | 2 | ||
28-29 | 3-4 | Показательные уравнения | 2 | ||
30-31 | 5-6 | Показательные неравенства | 2 | ||
32-34 | 7-9 | Системы показательных уравнений и неравенств | 3 | ||
35 | 10 | Урок обобщения и систематизации знаний | 1 | ||
36 | 11 | Контрольная работа №4 | 1 | ||
Глава V. Логарифмическая функция | 13 | ||||
37-38 | 1-2 | Логарифмы | 2 | ||
39-40 | 3-4 | Свойства логарифмов | 2 | ||
41 | 5 | Десятичные и натуральные логарифмы | 1 | ||
42-43 | 6-7 | Логарифмическая функция, ее свойства и график | 2 | ||
44 | 8 | Логарифмические уравнения | 1 | ||
45-47 | 9-11 | Логарифмические неравенства | 3 | ||
48 | 12 | Урок обобщения и систематизации знаний | 1 | ||
49 | 13 | Контрольная работа №5 | 1 | ||
Глава VI . Тригонометрические формулы | 19 | ||||
50 | 1 | Радианная мера угла | 1 | ||
51 | 2 | Поворот вокруг начала координат | 1 | ||
52-53 | 3-4 | Определение синуса, косинуса, тангенса угла | 2 | ||
54 | 5 | Знаки синуса, косинуса и тангенса | 1 | ||
55-56 | 6-7 | Зависимость между синусом, косинусом и тангенсом одного и того же угла | 2 | ||
57-58 | 8-9 | Тригонометрические тождества | 2 | ||
59 | 10 | Синус, косинус и тангенс углов α и –α | 1 | ||
60-61 | 11-12 | Формулы сложения | 2 | ||
62 | 13 | Синус, косинус и тангенс двойного угла | 1 | ||
63 | 14 | Синус, косинус и тангенс половинного угла | 1 | ||
64 | 15 | Формулы приведения | 1 | ||
65 | 16 | Сумма и разность синусов, сумма и разность косинусов | 1 | ||
66 | 17 | Произведение синусов и косинусов | 1 | ||
67 | 18 | Урок обобщения и систематизации знаний | 1 | ||
68 | 19 | Контрольная работа №6 | 1 | ||
69 | Глава VII. Тригонометрические уравнения | 15 | |||
70-72 | 1-3 | Уравнение cosx=a | 3 | ||
73-74 | 4-5 | Уравнение sinx=a | 2 | ||
75 | 6 | Уравнениеtgx=a | 1 | ||
76-78 | 7-9 | Тригонометрические уравнения, сводящиеся к алгебраическим. Однородные и линейные уравнения | 3 | ||
79-80 | 10-11 | Методы замены неизвестного и разложения на множители, метод оценки правой и левой части тригонометрического уравнения | 2 | ||
81 | 12 | Тригонометрические уравнения различных видов. Системы тригонометрических уравнений | 1 | ||
82 | 13 | Тригонометрические неравенства | 1 | ||
83 | 14 | Урок обобщения и систематизации знаний | 1 | ||
84 | 15 | Контрольная работа №7 | 1 | ||
85-105 | 16 | Повторение | 22 |
Календарно-тематическое планирование по геометрии
№ уроков | № урока В теме | ТЕМА | Коли чество часов | Примерные сроки изучения | примечания |
Введение ( 3 ч) | |||||
1 | 1 | Предмет стереометрии. Аксиомы стереометрии | 1 | ||
2 | 2 | Некоторые следствия из аксиом | 1 | ||
3 | 3 | Решение задач на применение аксиом стереометрии и их следствий | 1 | ||
Параллельность прямых и плоскостей (13ч) | |||||
4 | 1 | Параллельные прямые в пространстве. Параллельность трех плоскостей | 1 | ||
5 | 2 | Параллельность прямой и плоскости | 1 | ||
6-7 | 3-4 | Решение задач по теме «Параллельность прямой и плоскости» | 2 | ||
8 | 5 | Скрещивающиеся прямые | 1 | ||
9 | 6 | Углы с сонаправленными сторонами. Угол между прямыми | 1 | ||
10 | 7 | Решение задач на нахождение угла между прямыми | 1 | ||
11 | 8 | Контрольная работа №1 | 1 | ||
12 | 9 | Параллельность плоскостей | 1 | ||
13 | 10 | Тетраэдр | 1 | ||
14 | 11 | Параллелепипед | 1 | ||
15 | 12 | Задачи на построение сечений | 1 | ||
16 | 12 | Контрольная работа №2 | 1 | ||
Перпендикулярность прямых и плоскостей (17 ч) | |||||
17 | 1 | Перпендикулярные прямые в пространстве. Параллельные прямые, перпендикулярные к плоскости | 1 | ||
18 | 2 | Признак перпендикулярности прямой и плоскости | 1 | ||
19 | 3 | Теорема о прямой, перпендикулярной плоскости | 1 | ||
20-21 | 4-5 | Решение задач по теме «перпендикулярность прямой и плоскости» | 2 | ||
22 | 6 | Расстояние от точки до плоскости. Теорема о трех перпендикулярах | 1 | ||
23 | 7 | Угол между прямой и плоскостью | 1 | ||
24-26 | 8-10 | Решение задач на применение теоремы о трех перпендикулярах | 3 | ||
27 | 11 | Двугранный угол | 1 | ||
28 | 12 | Признак перпендикулярности двух плоскостей | 1 | ||
29-30 | 13-14 | Прямоугольный параллелепипед | 2 | ||
31-32 | 15-16 | Решение задач по теме Перпендикулярность прямых и плоскостей» | 2 | ||
33 | 17 | Контрольная работа №3 | 1 | ||
Многогранники (18 ч) | |||||
34-39 | 1-6 | Понятие многогранника. Призма | 6 | ||
40-47 | 7-14 | Пирамида. Правильная пирамида. Усеченная пирамида | 8 | ||
48-50 | 15-17 | Симметрия в пространстве. Понятие правильного многогранника | 3 | ||
51 | 18 | Контрольная работа №4 | 1 | ||
Векторы в пространстве (10 ч) | |||||
52 | 1 | Понятие вектора. Равенство векторов | 1 | ||
53-56 | 2-5 | Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число | 4 | ||
57-60 | 6-9 | Компланарные векторы. Правило параллелепипеда. Разложение вектора | 4 | ||
61 | 10 | Контрольная работа №5 | 1 | ||
62-70 | 1-9 | Повторение. Решение задач | 9 |
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения математики в старшей школе ученик должен
знать/понимать:
· значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;
· значение практики и вопросов, возникающих в самой математике, для формирования и развития математической науки;
· идеи расширения числовых множеств как способа построения нового математического аппарата для решения практических задач и внутренних задач математики;
· значение идей, методов и результатов алгебры и математического анализа для построения моделей реальных процессов и ситуаций;
· универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость в различных областях человеческой деятельности;
· различие требований, предъявляемых к доказательствам в математике, естественных, социально-экономических и гуманитарных науках, на практике;
· вероятностный характер различных процессов и закономерностей окружающего мира.
Числовые и буквенные выражения
Уметь:
· выполнять арифметические действия, сочетая устные и письменные приемы
применение вычислительных устройств; находить значения корня натуральной степени, степени с рациональным показателем, логарифма, используя при необходимости вычислительные устройства; пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах;
· применять понятия, связанные с делимостью целых чисел, при решении математических задач;
· находить корни многочленов с одной переменной, раскладывать многочлены на множители;
· выполнять действия с комплексными числами, пользоваться геометрической интерпретацией комплексных чисел, в простейших случаях находить комплексные корни уравнений с действительными коэффициентами;
· проводить преобразования числовых и буквенных выражений, включающих степени, радикалы, логарифмы и тригонометрические функции;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
· для практических расчетов по формулам, включая формулы, содержащие степени, радикалы, логарифмы и тригонометрические функции, при необходимости используя справочные материалы и простейшие вычислительные устройства.
Функции и графики
Уметь:
· определять значение функции по значению аргумента при различных способах задания функции;
· строить графики изученных функций, выполнять преобразования графиков;
· описывать по графику и по формуле поведение и свойства функций;
· решать уравнения, системы уравнений, неравенства, используя свойства функций и их графические представления;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
· для описания и исследования с помощью функций реальных зависимостей, представления их графически; интерпретации графиков реальных процессов.
Начала математического анализа
Уметь:
· находить сумму бесконечно убывающей геометрический прогрессии;
· вычислять производные и первообразные элементарных функций, применяя правила вычисления производных и первообразных, используя справочные материалы;
· исследовать функции и строить их графики с помощью производной;
· решать задачи с применением уравнения касательной к графику функции;
· решать задачи на нахождение наибольшего и наименьшего значения функции на отрезке;
· вычислять площадь криволинейной трапеции;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
· для решения геометрических, физических, экономических и других прикладных задач, в том числе задач на наибольшие и наименьшие значения с применением аппарата математического анализа.
Уравнения и неравенства
Уметь:
· решать рациональные, показательные и логарифмические уравнения и неравенства, иррациональные и тригонометрические уравнения, их системы;
· доказывать несложные неравенства;
· решать текстовые задачи с помощью составления уравнений и неравенств, интерпретируя результат с учетом ограничений условия задачи;
· изображать на координатной плоскости множества решений уравнений и неравенств с двумя переменными и их систем.
· находить приближенные решения уравнений и их систем, используя графический метод;
· решать уравнения, неравенства и системы с применением графических представлений, свойств функций, производной;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
· для построения и исследования простейших математических моделей.
Литература для учителя
- Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. Базовый и профильный уровень. Алгебра и начала математического анализа. Авторы: Ю.М. Колягин, М.В. Ткачёва, Н.Е. Фёдорова, М.И. Шабунин. Под редакцией А.Б. Жижченко. Москва. Просвещение.2010
- Дидактические материалы по алгебре и началам анализа для 10 класса общеобразовательных учреждений. Авторы: М.И. Шабунин, М.В. Ткачёва, Н.Е. Фёдорова, Р.Г. Газарян. Москва. Просвещение.2009
- Дидактические материалы по алгебре и началам математического анализа для 10 класса общеобразовательных учреждений: профильный уровень Авторы: М.И. Шабунин, М.В. Ткачёва, Н.Е. Фёдорова, О.Н. Доброва. Москва. Просвещение.2008
- Книга для учителя. Изучение алгебры и начал математического анализа в 10 классе. Авторы: Н.Е. Фёдорова, М.В. Ткачёва. Москва. Просвещение.2008
- Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений базовый и профильный уровень . Геометрия .Авторы : Л.С.Атанасян ,В.Ф.Бутусов и др. Москва Просвещение 2010
Список литературы для учеников
- Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. Базовый и профильный уровень. Алгебра и начала математического анализа. Авторы: Ю.М. Колягин, М.В. Ткачёва, Н.Е. Фёдорова, М.И. Шабунин. Под редакцией А.Б. Жижченко. Москва. Просвещение.2010
- Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений базовый и профильный уровень . Геометрия .Авторы : Л.С.Атанасян ,В.Ф.Бутусов и др. Москва Просвещение 2010
- Банк заданий ЕГЭ 3000 задач Авторы А.Л. Семенова, И.В.Ященко .Москва Экзамен 2013
Критерии оценки
Ответ оценивается отметкой «5», если:
работа выполнена полностью;
в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;
в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, которая не является следствием незнания или непонимания учебного материала).
Отметка «4» ставится в следующих случаях:
работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
допущены одна ошибка или есть два – три недочёта в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работ не являлись специальным объектом проверки).
Отметка «3» ставится, если:
допущено более одной ошибки или более двух – трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но обучающийся обладает обязательными умениями по проверяемой теме.
Отметка «2» ставится, если:
допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не обладает обязательными умениями по данной теме в полной мере.
Отметка «1» ставится, если:
работа показала полное отсутствие у обучающегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.
Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком математическом развитии обучающегося; за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные обучающемуся дополнительно после выполнения им каких-либо других заданий.
2.Оценка устных ответов обучающихся по математике
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
изложил материал грамотным языком, точно используя математическую терминологию и символику, в определенной логической последовательности;
правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;
показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять ее в новой ситуации при выполнении практического задания;
продемонстрировал знание теории ранее изученных сопутствующих тем, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя;
возможны одна – две неточности при освещение второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил после замечания учителя.
Ответ оценивается отметкой «4», если удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:
в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившее математическое содержание ответа;
допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя;
допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные после замечания учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
неполно раскрыто содержание материала (содержание изложено фрагментарно, не всегда последовательно), но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для усвоения программного материала (определены «Требованиями к математической подготовке обучающихся» в настоящей программе по математике);
имелись затруднения или допущены ошибки в определении математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
при достаточном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
не раскрыто основное содержание учебного материала;
обнаружено незнание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Отметка «1» ставится, если:
ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала или не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изученному материалу.
Общая классификация ошибок.
При оценке знаний, умений и навыков обучающихся следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые) и недочёты.
3.1. Грубыми считаются ошибки:
- незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения;
- незнание наименований единиц измерения;
- неумение выделить в ответе главное;
- неумение применять знания, алгоритмы для решения задач;
- неумение делать выводы и обобщения;
- неумение читать и строить графики;
- неумение пользоваться первоисточниками, учебником и справочниками;
- потеря корня или сохранение постороннего корня;
- отбрасывание без объяснений одного из них;
- равнозначные им ошибки;
- вычислительные ошибки, если они не являются опиской;
- логические ошибки.
3.2. К негрубым ошибкам следует отнести:
- неточность формулировок, определений, понятий, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой одного - двух из этих признаков второстепенными;
- неточность графика;
- нерациональный метод решения задачи или недостаточно продуманный план ответа (нарушение логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);
- нерациональные методы работы со справочной и другой литературой;
- неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде.
3.3. Недочетами являются:
- нерациональные приемы вычислений и преобразований;
- небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Академия математики» 5 класс. Платное дополнительное образование. Математика
Курс «Академия математики» рассчитан на обучающихся 5 классов. Задачи, рассматриваемые в данной программе, играют важную роль в формировании логического мышления и математической культуры учащихся....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Академия математики» 6 класс. Платное дополнительное образование. Математика
Курс «Академия математики» рассчитан на обучающихся 6 классов. Задачи, рассматриваемые в данной программе, играют важную роль в формировании логического мышления и математической культуры учащихся...
Рабочая программа по математике 9 класс - программа для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида (сборник 1) В. В. Воронкова 5 – 9 классы Математика ГИЦ «Владос», 2000г.
Рабочая программа по математике 9 класс - программа для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида (сборник 1) В. В. Воронкова 5 – 9 классы Математика ГИЦ «Владос», 20...
Рабочая программа по Математике 5 класса (Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под ред. В.В.Воронковой и учебника «Математика» М.Н. Перова, Г.М. Капустина)
Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой Сб.1. –М.:...
Рабочая программа по математике 5 класс к учебнику Математика. 5 класс : учеб. для учащихся общеобразоват. учреждений / И. И. Зубарева, А. Г. Мордкович. – М. : Мнемозина, 2014.
Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа по математике 5 класс к учебнику Математика. 5 класс : учеб. для учащихся общеобразоват. учреждений / И. И. Зубарева, А. Г. Мордкович. – М. : Мнемозина, 2014.
Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа по математике 5 класс (повышенный уровень, 245 часов) по учебнику Дорофеев Г.В., Петерсон Л.Г. Математика 5 класс
Рабочая программа учебного курса по математике для 5М класса разработана ИОСО РАО, реком. МО РФ.Сб. «Программы для общеобразовательных школ, школ (классов) с углубленным изучением ма...