Урок математики в 5 классе по теме : « Применение правил действий с десятичными дробями к решению примеров и задач »
план-конспект урока по алгебре (5 класс) по теме
Место урока в теме : обобщающий урок по теме : «Действия с десятичными дробями» .
Тип урока : обобщение и применение полученных знаний по теме .
Форма : игра (космическое путешествие)
Цель урока :
Учебная : определение уровня овладения обучающимися знаниями , умениями , навыками по данной теме ; формирование навыков коллективной работы, навыков само- и взаимоконтроля, само- и взаимооценки.
Развивающая : создание условий для проявления познавательной активности обучающихся , развитие логического мышления, математически грамотной речи обучающихся .
Воспитательная : воспитание мотивов учения , положительного отношения к знаниям .
Оборудование: презентация, раздаточный материал, карта путешествия .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация к уроку "Действия с десятичными дробями" | 1.63 МБ |
Конспект урока | 517.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
12 Апреля 1961 года
Космическое путешествие
Поставь необходимый знак действия 7,8 – 3,4 = 4,4 0,65 + 0,3 = 0,95 9 : 0,2 = 45 44,2 ∙ 0,2 = 8,84 0,65 + 0,30 90 : 2
Устно решить примеры ЦЕЛЬ : расшифровать название созвездия І Вариант ответы ІІ Вариант 1 5,4 + 2,41 2,95 7,81 3,49 4,8 + 3,01 2 6 – 1,3 5,3 5,03 4,7 9 – 4,3 3 9,25 – 2,16 7,09 7,01 7,19 8,35 – 1,26 4 1,8 ∙ 0,5 0,8 90 0,9 1,5 ∙ 0,6 5 12,5 : 5 25 2,5 0,25 17,5 : 7 А Р Н И С О Ж Я Д З 2,95 4,7 2,5 7,09 0,25 7,81 ; 0,9 7,19 0,8 90 3,49
Созвездие ОРИОН
Созвездие ОРИОН
Карта космического путешествия
Расстояние в космосе 1 световой год = 9 460 730 472 580 , 82 км
Задача ( расчёт расстояния и времени полёта ) Расстояние от Земли до Большой Медведицы – 104,3 св.г. , от Большой Медведицы до Малой – 367,7 св.г. , от Малой Медведицы до созв.Орион – 744,2 св.г . НАЙТИ : 1) расстояние от Земли до созвездия Орион. 2) р ассчитать время полёта , если известно , что скорость нашего корабля 60,81 св.лет ∕ мин.
Созвездия Большой и Малой медведиц У Большого Ковша Больно ручка хороша! Три звезды - и все подряд, Как алмазные, горят! Среди звёзд, больших и ярких, Чуть видна ещё одна: В середине рукоятки Приютилася она. Ты получше приглядись, Видишь, Две звезды слились? Та, которая крупнее, Называется Конём. А малышка рядом с нею - Всадник, Скачущий на нём.
Решить уравнения Каждому корню уравнения соответствует буква . Задание : расшифровать слово А Ц К М О Т И ЛЬ Р 3,27 2,7 11,7 47,1 22,56 2,6 0,56 2,55 2,06 1 Вариант 2 Вариант 1) у : 10 = 4,71 2) 2,34 х + 2,66 х = 2,8 3) ( 7,2 – х ) : 5 = 0,9 4) 16,35 : х = 5 5) 3,5 ∙ а = 7,21 1) 10 ∙ х = 32,7 2) 1,73 х + 0,27х = 5,1 3) ( х − 7,2 ) : 5 = 0,9 4) а : 3,2 = 7,05 5) 2,5 ∙ у = 5,15
Всю ночь созвездия блестящие Не замедляют хоровода Вокруг одной звезды, стоящей Как будто в центре небосвода. ?
Определите , как она называется . Возможные варианты : Северная – 50,4 Сириус – 5,04 Полярная – 5,64 Произведите вычисления по блок-схеме на рисунке : − 6,7 + 2,04 х − + 5,4 − 3,6 10,7 8 4 13,4 53,6 55,64 50 5,64
Карта космического путешествия
Созвездие ВОЗНИЧИЙ
Созвездие ОРИОН
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Предварительный просмотр:
Урок математики в 5 классе по теме :
« Применение правил действий с десятичными дробями к решению примеров и задач »
Место урока в теме : обобщающий урок по теме : «Действия с десятичными дробями» .
Тип урока : обобщение и применение полученных знаний по теме .
Форма : игра (космическое путешествие)
Цель урока :
Учебная : определение уровня овладения обучающимися знаниями , умениями , навыками по данной теме ; формирование навыков коллективной работы, навыков само- и взаимоконтроля, само- и взаимооценки.
Развивающая : создание условий для проявления познавательной активности обучающихся , развитие логического мышления, математически грамотной речи обучающихся .
Воспитательная : воспитание мотивов учения , положительного отношения к знаниям .
Оборудование: презентация, раздаточный материал, карта путешествия .
Конспект урока :
Далёкие туманности клубя,
Всей красотою необыкновенной
Вселенная глядела на тебя,
И ты глядел в лицо Вселенной. ( С.ЩИПАЧЁВ)
Ребята , сегодня 12 апреля - день космонавтики . ( слайд №1 )
В этот день , ровно 50 лет назад , впервые в мире космический корабль "Восток" совершил полёт вокруг земного шара . Первым человеком , побывавшим в космосе , был гражданин нашей страны - Юрий Алексеевич Гагарин .
Тогда трудно было даже представить , что спустя годы человек сможет жить и работать в космосе , изучать планеты , открывать новые звёзды , галактики и даже путешествовать на космическом корабле в качестве туриста .
- Ребята , давайте представим , что мы с вами сегодня находимся не на уроке , а на суперсовременном корабле , и нам , экипажу 5б класса предстоит совершить космическое путешествие . ( слайд №2 )
Цель нашего путешествия - вооружиться знаниями , которые вы приобрели изучая тему : « Действия с десятичными дробями » и познакомиться с красивейшими созвездиями и звёздами нашего небосвода.
За правильные грамотные ответы , за верные и быстрые решения , за сделанные дополнительные задания , вы получаете « золотую звёздочку » . Чем больше таких звёздочек вы соберёте за урок , тем выше итоговая отметка .
Начало урока .
ВНИМАНИЕ ! Начинаем предстартовую подготовку . ( слайд №3 )
1 . Поставьте необходимый знак действия и поясните, какое правило применяли
1) 7,8 – 3,4 = 4,4;
- 0,65 + 0,3 = 0,95;
3) 9 : 0,2 = 45;
- 44,2 ∙ 0,2 = 8,84.
Молодцы ! Правила действий с десятичными дробями мы повторили , переходим к следующему заданию. ( слайд №4 )
2 . Перед вами таблица с примерами , которые вы должны решить устно
Цель – расшифровать слово ( название созвездия ) к которому мы и совершим наше путешествие . Первые 5 человек получат « золотую звёздочку » .
І Вариант | ответы | ІІ Вариант | |||
1 | 5,4 + 2,41 | 2,95 | 7,81 | 3,49 | 4,8 + 3,01 |
2 | 6 – 1,3 | 5,3 | 5,03 | 4,7 | 9 – 4,3 |
3 | 9,25 – 2,16 | 7,09 | 7,01 | 7,19 | 8,35 – 1,26 |
4 | 1,8 ∙ 0,5 | 0,8 | 90 | 0,9 | 1,5 ∙ 0,6 |
5 | 12,5 : 5 | 25 | 2,5 | 0,25 | 17,5 : 7 |
А | Р | Н | И | С | О | Ж | Я | Д | З |
2,95 | 4,7 | 2,5 | 7,09 | 0,25 | 7,81 ; 0,9 | 7,19 | 0,8 | 90 | 3,49 |
ПРОВЕРИМ , как вы справились с заданием .
Верно , мы летим к созвездию ОРИОНА . ( слайд №5 )
Мифология так рассказывает о легендарном охотнике Орионе. ( слайд №6 )
Это был стройный, красивый и ловкий молодой человек. Со своими двумя собаками (Большой Пес и Малый Пес) ходил он охотиться по лесам и горам на диких зверей, но сердце у него было добрым. Когда однажды Большой Пес погнался за зайцем, тот бросился к Ориону, сжался в комочек у его ног, и Орион защитил его.
3 . Следующей нашей задачей перед стартом – это изучение маршрута нашего путешествия . ( слайд №7 )
Расстояние в космосе измеряется в световых годах . ( слайд №8 )
1 световой год = 9 460 730 472 580 , 82 км |
Ученик читает число ( слайд №9 )
Известно , что расстояние от Земли до Большой Медведицы – 104,3 св.г. , от Большой Медведицы до Малой Медведицы – 367,7 св.г. , от Малой Медведицы до созвездия Ориона – 744,2 св.г. .
Задача : 1) Найти расстояние от Земли до созвездия Орион (1216,2 св.г. )
2) Рассчитать время полёта , если известно , что скорость нашего корабля
60,81 . ( 20 мин.)
Время решения – 3 мин.
Молодцы ! Знание правил действий с десятичными дробями помогло нам очень хорошо подготовиться к путешествию .
СТАРТ корабля произведён ! Курс – созвездия Большой и Малой медведиц . ( слайд №10 )
У древних греков существовала такая легенда о созвездиях Большой и Малой Медведиц. Всемогущий бог Зевс влюбился в прекрасную нимфу Каллисто. Супруга Зевса - Гера, узнав об этом, страшно рассердилась и превратила Каллисто и ее подругу в медведиц. Сын Каллисто Аракс во время охоты встретил двух медведиц и хотел убить их. Но Зевс помешал этому, забросив Каллисто и ее подругу на небо и превратил их в яркие созвездия.
ВНИМАНИЕ ! К нашему звездолёту приближается АСТЕРОЙД .
Ваша задача – скорректировать курс корабля в сторону хвоста Большой Медведицы . ( слайд №10 * )
У Большого Ковша
Больно ручка хороша!
Три звезды - и все подряд,
Как алмазные, горят!
Среди звёзд, больших и ярких,
Чуть видна ещё одна:
В середине рукоятки
Приютилася она.
Ты получше приглядись,
Видишь,
Две звезды слились?
Та, которая крупнее,
Называется Конём.
А малышка рядом с нею -
Всадник,
Скачущий на нём.
Решите уравнения и вы отгадаете их названия . ( слайд № 11 )
Перед тем , как вы приступите к выполнению задания , давайте обсудим этапы решения каждого из уравнений .
(Мицар и Алькор )
Замечательный наездник,
Этот звёздный принц Алькор,
И несет его к созвездьям
Конь Мицар во весь опор.
Названия этим звездам даны арабами, и обозначают они соответственно "конь" и "всадник". По этим звездам арабы проверяли силу зрения: тот, кто мог разглядеть звезду Алькор, имел хорошее зрение.
МОЛОДЦЫ ! Выполнив верно вычисления и правильно решив уравнения мы отработали не только правила действий с десятичными дробями , но правила нахождения неизвестных компонентов уравнений .
Физкультминутка
Потрудились - отдохнем,
Встанем, глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперед,
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать.
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.
Наш полёт продолжается и путь теперь лежит на север . ( слайд № 12 )
Всю ночь созвездия блестящие
Не замедляют хоровода
Вокруг одной звезды, стоящей
Как будто в центре небосвода.
Определите , как она называется . ( слайд № 13 )
Возможные варианты: Северная – 50,4 Сириус – 5,04 Полярная – 5,64
Произведите вычисления по блок-схеме на рисунке :
– 6,7 + 2,04
+5,4 – 3,6
Давайте проверим ваши вычисления . ( слайд № 13* )
ВЕРНО ! Молодцы !
К ней наклонилась ось земная,
Её назвали мы ПОЛЯРНОЙ .
Где север, мы по ней узнаем
И ей за это благодарны.
Полярная звезда нам укажет путь к созвездию ОРИОН . ( слайд № 14 )
Посмотрим на карту нашего путешествия . Двигаясь от Полярной звезды к Ориону мы пересекаем созвездия ЖИРАФА и ВОЗНИЧЕГО .
Играем в игру « В мире звёзд ». Возьмите лист с заданием .
Время работы – 7 минут . ( слайд № 15 )
Ребята ! Наше путешествие достигло своей цели , мы в созвездии ОРИОН .( слайд № 16 )
Орионов поясок – три звезды наискосок, Если влево ты пойдёшь Чудо – Сириус найдёшь ! Он прекрасен , несомненно ! Чтобы сей алмаз бесценный Злой воришка не унёс, Сторож здесь – огромный пёс !
Пёс поменьше – чуть повыше
В караул небесный вышел .
* * * Римляне называли звезду Сириус Каникула (Собачья звезда - от латинского слова canis - собака). Для них появление этой звезды в лучах восходящего Солнца служило признаком наступления невыносимой жары. Начиналось время пожаров и различных эпидемий. Патриции в такое время уезжали на свои загородные виллы, а народу приходилось переносить все последствия жары. Для римлян эта летняя жара была "собачьей порой" - каникулами (вакациями).
Ребята ! Наше космическое путешествие заканчивается , летим домой .
И наш урок близится к своему завершению , давайте подведём итог .
Что мы сегодня делали на уроке ? что нового узнали ?
( говорят дети , я поправляю )
( - Повторили правила сложения , вычитания , умножения и деления десятичных дробей , закрепляли теоретический материал на практике ( решали примеры , уравнения , задачи ), учились думать , анализировать свои действия , делать выводы , узнали много нового о звёздах .)
Домашнее задание у вас будет тоже необычным .
Перед вами фрагмент карты звёздного неба . Найдите на нём созвездие ЖИРАФА , которое мы пересекали , двигаясь от Полярной звезды к созвездию ОРИОНА . Для этого выполните задания и соедините последовательно звёзды , которым соответствуют найденные ответы .
Подсчитайте количество заработанных звёздочек .
У кого их 5 - это « ОТЛИЧНО » , у кого их 4 – « ХОРОШО », у кого меньше – у вас будет возможность доработать на следующем уроке .
Тетради со своей работой всем сдать на проверку .
Урок окончен , спасибо за активную , творческую работу !
Игра « В мире звёзд » Тема : « Действия с десятичными дробями »
Найдите на карте созвездие ЖИРАФ . Для этого выполните задания и соедините последовательно звёзды , которым соответствуют найденные ответы . Задания : Найдите значения выражений :
Найдите корень уравнения :
| Игра « В мире звёзд » Тема : « Действия с десятичными дробями »
Найдите на карте созвездие ЖИРАФ . Для этого выполните задания и соедините последовательно звёзды , которым соответствуют найденные ответы . Задания : Найдите значения выражений :
Найдите корень уравнения :
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Урок – космическое путешествие . 1 ВАРИАНТ | Урок – космическое путешествие . 2 ВАРИАНТ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
УСТНАЯ РАБОТА 1. Повторение правил действий с десятичными дробями . 2. Расшифровать название созвездия .
ОТВЕТ : _________________________________________________
РАБОТА В ТЕТРАДЯХ . Информация : расстояние в космосе измеряется в световых годах .
І. Решить задачу Расстояние от Земли до Большой Медведицы – 104,3 св.г. , от Большой Медведицы до Малой Медведицы – 367,7 св.г. , от Малой Медведицы до созвездия Ориона – 744,2 св.г. . 1) Найти расстояние от Земли до созвездия Орион 2) Рассчитать время полёта , если известно , что скорость нашего корабля 60,81 .
ІІ. Решить уравнения . Каждому корню уравнения соответствует буква . Задание : найти зашифрованное слово
ІІІ. Определить название звезды . Возможные варианты: Северная – 50,4 Сириус – 5,04 Полярная – 5,64 Произведите вычисления по блок-схеме на рисунке : – 6,7 + 2,04
+5,4 – 3,6 | УСТНАЯ РАБОТА 1. Повторение правил действий с десятичными дробями . 2. Расшифровать название созвездия .
ОТВЕТ : _________________________________________________
РАБОТА В ТЕТРАДЯХ . Информация : расстояние в космосе измеряется в световых годах .
І. Решить задачу Расстояние от Земли до Большой Медведицы – 104,3 св.г. , от Большой Медведицы до Малой Медведицы – 367,7 св.г. , от Малой Медведицы до созвездия Ориона – 744,2 св.г. . 1) Найти расстояние от Земли до созвездия Орион 2) Рассчитать время полёта , если известно , что скорость нашего корабля 60,81 .
ІІ. Решить уравнения . Каждому корню уравнения соответствует буква . Задание : найти зашифрованное слово
ІІІ. Определить название звезды . Возможные варианты: Северная – 50,4 Сириус – 5,04 Полярная – 5,64 Произведите вычисления по блок-схеме на рисунке : – 6,7 + 2,04
+5,4 – 3,6 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ІV. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ .
( « + » , « − » , « ∙ » ) , чтобы равенства были верными ( можно использовать скобки ) :
а) 2,3 * 4,7 * 0,3 = 2,1 б) 6,1 * 0,2 * 0,22 = 1
Б) ( 61,5 – 5,16 ) : 30 + 5,05 3) Решите задачу алгебраическим способом : Число спутников у планеты Юпитер в 6 раз больше, чем у планеты Марс, а у планеты Уран их 5 . Какое количество спутников у Юпитера и Марса , если всего спутников у этих трёх планет 19 . | ІV. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ .
( « + » , « − » , « ∙ » ) , чтобы равенства были верными ( можно использовать скобки ) :
а) 2,3 * 4,7 * 0,3 = 2,1 б) 6,1 * 0,2 * 0,22 = 1
Б) ( 61,5 – 5,16 ) : 30 + 5,05 3) Решите задачу : Число спутников у планеты Юпитер в 6 раз больше, чем у планеты Марс, а у планеты Уран их 5 . Какое количество спутников у Юпитера и Марса , если всего спутников у этих трёх планет 19 . | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Игра « В мире звёзд » Тема : « Действия с десятичными дробями »
Найдите на карте созвездие ВОЗНИЧИЙ . Для этого выполните задания и соедините последовательно звёзды , которым соответствуют найденные ответы . Задание : Найдите значения выражений :
Игра « В мире звёзд » Тема : « Действия с десятичными дробями »
Найдите на карте созвездие ВОЗНИЧИЙ . Для этого выполните задания и соедините последовательно звёзды , которым соответствуют найденные ответы . Задания : Найдите значения выражений :
| Игра « В мире звёзд » Тема : « Действия с десятичными дробями »
Найдите на карте созвездие ЖИРАФ . Для этого выполните задания и соедините последовательно звёзды , которым соответствуют найденные ответы . Задания : Найдите значения выражений :
Найдите корень уравнения :
5)( х + 2 ) : 0,6 = 12 Игра « В мире звёзд » Тема : « Действия с десятичными дробями »
Найдите на карте созвездие ВОЗНИЧИЙ . Для этого выполните задания и соедините последовательно звёзды , которым соответствуют найденные ответы . Задания : Найдите значения выражений :
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сборник задач по прикладной математике (задачи физического содержания) 5 класс
Предлагаемый «Сборник задач по прикладной математике. (Физика)» содержит задачи и примеры по темам, которые предусмотрены в школьном курсе математики, применим как для учителя, так и для ученика....
Задачи-оценки и задачи на моделирование ситуации
Здесь представлено решение нескольких задач на моделирование и задач-оценок повышенного уровня сложности, которые рассматриваются, как правило, в конце изучаемого раздела....
Организация процесса учения учащихся при решении задач. Логико-психологические этапы решения задач
Этот материал будет интересен молодым специалистам...
«Методические рекомендации обучения учащихся решению задач с кратким ответом. Текстовые задачи»
«Методические рекомендацииобучения учащихся решению задач с кратким ответом.Текстовые задачи»...
Проектная работа Методика подготовки учащихся к решению задач по темам «Задачи на движение» и «Задачи на смеси и сплавы», включенных в ЕГЭ по математике.
Доминирующей идеей федерального компонента государственного образовательного стандарта по математике является интенсивное развитие логического мышления, пространственного воображения, алг...
«Составление физических задач. Основные требования к составлению задач. Общие требования при решении физических задач»
Решение задач по физике – необходимый элемент учебной работы. Задачи дают материал для упражнений, требующих применения физических закономерностей к явлениям, протекающим в тех или иных конкретн...
Предлагаю вашему вниманию образцы карточек к зачету по геометрии в 8 классе, а также набор задач к зачету. Учитель может по своему усмотрению либо добавить в карточки задачи, либо заменить уже имеющиеся задачи на другие.
ЗачётГлавная задача зачётов – развитие самостоятельной деятельности учащихся в усвоении ими курса математики. Другими задачами зачёта являются:формирование умений учиться;выявление пробелов в зн...