Эффективные формы и методы обучения по подготовке к ЕГЭ по математике
материал для подготовки к егэ (гиа) по алгебре по теме
В современных условиях совершенствование учебного процесса должно затрагивать не только выпускные классы, но и всю среднюю школу, все методические службы, системы повышения квалификации учителей математики, авторские коллективы по написанию учебников, пособий и рекомендаций для учащихся. В связи с государственным статусом ЕГЭ по математике меняются и критерии оценок работы учителей выпускных классов. Аттестационные комиссии, подвергая анализу, результаты ЕГЭ по математике, рассматривают их как показатель квалификации учителя, его профессионализма. Основная задача, которая стоит перед каждым учителем, это как можно лучше подготовить учащихся к сдаче ЕГЭ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
effektivnye_formy_raboty.docx | 34.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Эффективные формы и методы обучения по подготовке к ЕГЭ по математике
Происходящие в последние годы значительные изменения в российской системе образования, связаны не только с демократизацией общества и переходом страны к рыночным отношениям, но и созданием условий для развития разнообразных типов и видов образовательных учреждений, внедрением в практику вариативных образовательных программ, учебников, методик и технологий обучения.
Единый государственный экзамен по математике – серьёзное испытание в жизни каждого выпускника школы. Вот уже 6 лет он является обязательным для всех учащихся 11 классов и основная его цель – независимая экспертиза качества знаний и совмещение выпускного и вступительного экзаменов. А в некоторых школах России ЕГЭ проводится с 2002 года.
Проблемами современного этапа математической подготовки учащихся к выпускным и вступительным экзаменам в форме ЕГЭ являются и сложность самой математики как науки, и психофизиологические основы формирования готовности старшеклассников к выпускным экзаменам по предмету, и интеграция содержания и методов преподавания алгебраического и геометрического материала с целью подготовки учащихся к ЕГЭ, и противоречие между осуществлением обязательного всеобщего среднего образования . Организация промежуточных тестирований, использование информационных технологий, проведение выпускных экзаменов за курс основной школы в режиме ЕГЭ позволяет, на мой взгляд, формировать систему общеучебных умений и навыков, прежде всего, умений и навыков самоконтроля, самоанализа и рефлексии, самообразования, выработки знаний о самом себе, об особенностях познавательного процесса при усвоении знаний.
В современных условиях совершенствование учебного процесса должно затрагивать не только выпускные классы, но и всю среднюю школу, все методические службы, системы повышения квалификации учителей математики, авторские коллективы по написанию учебников, пособий и рекомендаций для учащихся. В связи с государственным статусом ЕГЭ по математике меняются и критерии оценок работы учителей выпускных классов. Аттестационные комиссии, подвергая анализу, результаты ЕГЭ по математике, рассматривают их как показатель квалификации учителя, его профессионализма. Основная задача, которая стоит перед каждым учителем, это как можно лучше подготовить учащихся к сдаче ЕГЭ. Потому что результаты, полученные выпускниками на ЕГЭ, это и оценка работы учителя. Важным аспектом работы по подготовке к ЕГЭ является формирование позитивного отношения к тестовому итоговому контролю, как к одной из форм оценки результатов обучения. Оценка эта дается не только ученику, но и учителю, школе, региону. И учащиеся, и их учителя все больше заинтересованы в получении как можно лучших результатов. Поэтому каждый педагог ищет и применяет в своей работе наиболее эффективные методы, формы и технологии обучения. Огромная ответственность за результат легла на учителя ещё и потому, что ЕГЭ был призван заменить собой два экзамена – выпускной за среднюю школу и вступительный в высшие и средние учебные заведения.
Основная моя цель - повышение качества математической подготовки школьников на основе использования различных форм и технологий. Работа над этой проблемой у меня началась несколько лет назад. Первоначально это было знакомство с нормативно-правовыми документами, изучение КИМ разных лет, опыта работы других учителей по этой проблеме. Затем начался поиск и отбор форм и методов обучения, которые мне казались эффективными. В этой статье хочу представить собственную систему работы по подготовке детей к итоговой аттестации по математике, давшую хорошие результаты (таблица результатов итоговой аттестации за год моего выпуска).
Таблица 1 – Результаты ЕГЭ по математике за курс полной средней школы
Учебный год | Минимальный балл | По России | По Татарстану | По школе |
2007-2008 | 21 | 38,1 | 36,7 | 54,6 |
2010-2011 | 24 | 47,5 | 50,3 | 54,4 |
2011-2012 | 24 | 44,7 | 48,2 | 48 |
2012-2013 | 24 | 47,8 | 56,6 | 59,6 |
По результатам ЕГЭ практически все наши выпускники поступили в высшие и средние учебные заведения и обучаются на бюджетной основе. (Таблица 2)
№ | ФИО | Результат ЕГЭ по математике | Учебный год | Название учебного заведения |
1 | Зямилева Н.Ф. | 60 | 2007-2008 | Казанский государственный медицинский университет |
2 | Валиев А. | 58 | 2007-2008 | Казанский государственный технологический университет |
3 | Садыкова Э. | 58 | 2007-2008 | Камская государственная инженерно-экономическая академия |
4 | Латыпова М. | 58 | 2007-2008 | |
5 | Нурмухаметов Д.Ш. | 60 | 2009-2010 | Казанский государственный энергетический университет |
6 | Хисматуллина Л.И. | 77 | 2010-2011 | КФУ, Институт геологии и нефтегазовых технологий |
7 | Нагимова А.А. | 63 | 2010-2011 | КФУ, КГФЭИ, эконом. фак-т |
8 | ХаннановаА.И. | 60 | 2010-2011 | КГУКИ, Издательское дело |
9 | Сундукова А. Х. | 52 | 2010-2011 | КГАУ, Экономический факультет |
10 | Зарипов М. Н. | 45 | 2010-2011 | Ижевский монтажный техникум (монтаж и эксплуатация газового оборудования и систем газоснабжения) |
11 | Рамазанов А. Н. | 45 | 2010-2011 | |
12 | Латыпова А.Ф | 56 | 2011-2012 | Казанский государственный медицинский университет |
13 | Каримова Г.Ф. | 54 | 2011-2012 | Ижевский государственный Медицинский университет |
14 | Гильфанов Н. И | 68 | 2012-2013 | Казанский государственный технический университет КАИ |
15 | Латыйпов В.Ф. | 68 | 2012-2013 | КФУ, Камская государственная инженерно-экономическая академия |
16 | Мухъянова Г. Р. | 66 | 2012-2013 | Казанский государственный медицинский университет |
17 | Зайнуллина А.Л. | 63 | 2012-2013 | Казанский государственный медицинский университет |
18 | Саликов Р.И. | 56 | 2012-2013 | Пермский институт геологии и нефтегазовых технологий |
19 | Хакимова Э.А. | 56 | 2012-2013 | Казанский государственный медицинский университет |
Несмотря на то, что результаты всех лет были успешными, хочется не только сохранить 100% успеваемость, но и попытаться подготовить 2-3 учеников на более высокий результат. В 2010-2011учебном году результаты экзамена моих выпускников Нагимовой Анастасии (63 балла) и Хисматуллиной Лейли (77 баллов) были лучшими в районе.
Для того чтобы наилучшим образом подготовиться к нему, надо иметь не только хорошие знания по предмету, но так же хорошо представлять себе структуру экзаменационной работы, процедуру экзамена, знать какие действия при этом происходят.
Невольно встает вопрос: «Как подготовить детей сельской школы к успешной сдаче экзамена?». Тут есть свои «плюсы» и «минусы». Так как в сельской школе количество учащихся мало, можно работать с каждым учеником индивидуально. Школа у нас национальная - татарская. Дети изучают предмет на татарском, а ЕГЭ нужно сдавать на русском языке. И пункты сдачи ЕГЭ находятся далеко от села. Все эти факторы, в какой-то мере влияют на результат ЕГЭ.
Одним словом, научить школьника математике и подготовить к успешному написанию ЕГЭ по математике – это две абсолютно разные вещи. Думаю, что это осознал каждый школьный учитель, и каждый встал перед вопросом: «С чего начать?».
Первое, что сделала я – изучила весь материал, посвящённый ЕГЭ. Второе – приобрела сборники с материалами ЕГЭ, демоверсии ЕГЭ все с 2005 года и стала их прорабатывать.
В Татарстане для прохождения аттестации и учителя сдают ЕГЭ. Перед аттестацией в декабре 2009 года я и сама сдала ЕГЭ на 83 балла. Опыт показал, что реально за отведённое время и в жёстких условиях атмосферы ЕГЭ решить его полностью не может даже большинство учителей математики. 2011 году прошла курсы повышения квалификации по теме "Концептуальные подходы к проектированию содержания физико-математического образования в современной школе". Вопрос подготовки к ЕГЭ был главным, были даны конкретные рекомендации по части С: по параметрам, по теории вероятности, по геометрическим задачам, нестандартным уравнениям и неравенствам в заданиях ЕГЭ.
Главное то, что на курсах школьному учителю общеобразовательной школы была дана установка на подготовку детей к ЕГЭ. Для отработки навыков решения сложных задач необходима систематическая углублённая индивидуальная работа. Учитывая всё это, я поставила для себя конкретные задачи по подготовке школьников к ЕГЭ и с 2008 года успешно реализую их.
Задачи по подготовке детей к ЕГЭ:
1. В выпускных классах начинать консультации по подготовке к ГИА и ЕГЭ с сентября месяца.
2. Использовать готовые печатные и электронные пособия, сайты по подготовке к ГИА и ЕГЭ.
3. Учить школьников «технике сдачи теста»;
4. Психологическая подготовка к ГИА и ЕГЭ;
5. Через систему дополнительных занятий (элективных курсов, индивидуальных консультаций) повышать интерес к предмету и личную ответственность школьника за результаты обучения.
Во-первых, я никогда не пугаю школьников предстоящим ГИА и ЕГЭ. Наоборот, с первых же дней учёбы убеждаю их в том, что если очень постараться, то можно получить вполне приличный балл. Главное не упустить время.
Во-вторых, в течение всего года знакомлю детей с материалами ГИА и ЕГЭ, с новыми пособиями, с интернет сайтами. Вот уже 3 года работаем в системе Стат Град. Решаем много тестов из сайта Ларина А.А., из открытого банка заданий ЕГЭ .
В-третьих, знакомлю учащихся с особенностями новой формы итоговой аттестации: со структурой теста, временными рамками, нормами оценивания экзаменационной работы, условиями проведения экзамена. Начинаю обучать «технике сдачи теста»:
- обучаю строгому самоконтролю времени;
- учу определять трудность заданий;
- учу правильно заполнять бланки ответов.
Приучаю ребят к методу «пристального взгляда» - внимательно посмотри: «Нет ли короткого пути решения? Так как ты ограничен во времени». Учу определять трудность заданий? Сначала прошу учеников просмотреть тест от начала до конца и отметить карандашом те задания, которые кажутся им простыми и лёгкими и выполнить их в «режиме скорости». Затем, отметить 2-3 задания, которые им понятны по формулировке, но требуют большего времени и выполнить их; и только после этого, если останется время, можно поразмышлять над остальными.
Обязательно напоминаю о том, что полученный результат можно проверить подстановкой, т. е. «прикинуть» имеет ли он смысл. Двигаясь по тесту, дети знают, что сложность заданий нарастает, поэтому всегда советую настойчиво и добросовестно отрабатывать первую часть, только затем можно приступать ко второй части – это и есть принцип «спирального движения» по тесту. По результатам достижений сама определяю двух, трёх учеников, которых можно подготовить к выполнению более сложных заданий и работаю с ними строго индивидуально. Индивидуально работаю и со слабыми.
Чтобы работу по подготовке к экзамену проводить в течение всего учебного года в кабинете необходимо иметь огромное количество тестового материала. У меня в кабинете имеется методическая копилка тренировочных тестов, это и тематические тесты, выстроенные по содержательным линиям курса, и просто КИМ разных лет. Приобрела для кабинета большое количество методической и математической литературы по ключевым вопросам ЕГЭ. Эта копилка постоянно обновляется и пополняется. В этом году скачивали много электронных пособий из сайта alleng.ru. У каждого ученика имеется несколько пособий с обновлёнными вариантами ЕГЭ.
В течение учебного года в 10-11 классе, помимо репетиционных ЕГЭ проводятся диагностические тестовые работы. В начале года входные, в конце итоговые, входящие в компетенцию администрации. В диагностическую работу включаются задания различных типов и разного уровня сложности для дифференциации учащихся по уровням подготовки. Тесты выстраиваются по содержательным линиям курса математики, изученных в определенный период. При составлении теста учитываю временные промежутки, указанные в спецификации. Два раза в неделю провожу консультации со всем классом и плюс к этому индивидуальные консультации. Для хорошей подготовки к экзамену необходимо целенаправленное повторение. На каждом уроке, организую повторение через систему упражнений составленных на основе материалов ЕГЭ. Устный счёт на каждом уроке строю только на основе упражнений ЕГЭ и ГИА. Учебники абсолютно не готовят детей к ЕГЭ, в них по-прежнему традиционные формулировки заданий. После объяснения нового материала и его первичного закрепления показываю, как эта тема вышла на ЕГЭ. Стараюсь при этом продемонстрировать всё разнообразие заданий из первой и второй части, используя сборники с материалами ЕГЭ разных лет. Четвёртую четверть в 9, 11 классах посвящаю переходу к комплексным тестам, учу ребят оценивать итоги работы над тестом в целом.
Конечно, за последние годы научилась максимально использовать урочное время для подготовки к экзамену, но этого недостаточно, поэтому в 9-11 классах систематически провожу углублённую работу по предмету. В этом учебном году веду элективные курсы: в 9 классе «Сложные функции и их графики» - 9 ч, «Графики функции с модулем» - 8ч, «Прикладные задачи математики» - 8. Программу НОУ «Мир математики» для учащихся 9,11 классов составила на основе углубленных тем математики. Программы курсов рассматривают ключевые и сложные темы школьной математики, помогают расширить спектр задач, посильных для учащихся и реализовать принципы дифференцированного обучения.
Все тренировочные тесты, выполненные на листочках или на бланках ЕГЭ, учащихся собираю в папки, которые хранятся в кабинете. Собирая тренировочные тесты, я могу отслеживать динамику роста у отдельных учеников, контролировать выполнение работы над ошибками, выявлять темы, которые на данном этапе обучения плохо усвоены, для корректировки процесса обучения через повторение, использовать для организации индивидуальной работы. Кроме того, мне нужно это для работы с родителями. И я считаю, что кропотливая совместная работа учителя и учеников способна повысить математическую грамотность школьников и дать возможность успешно сдать ЕГЭ.
В заключении хочу сказать, что такая система подготовки детей к итоговой аттестации помогла мне получить хорошие результаты .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Изучение мотивации учащихся с целью поиска эффективных форм и методов обучения информатике
В данной работе дается понятие "мотивация", краткое описание процесса мотивации, и исследование процесса мотивации в процессе обучения информатике...
8- Всероссийской интернет – конференции «Поиск эффективных форм и методов обучения в профессиональном образовании».
Ссылка http://проф-обр.рф/publ/31-1-0-618 на моё участие в 8- Всероссийской интернет – конференции «Поиск эффективных форм и методов обучения в профессиональном образовании....
ПОИСК ЭФФЕКТИВНЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА .
В педагогической литературе нет единого мнения относительно роли и определения понятия «метод обучения». Т.А. Ильина понимает под методом обучения «способ организации познавательной деятельности учащи...
Поиск эффективных форм и методов обучения
В случае если ребенок не в состоянии посещать специальное (коррекционное) образовательное учреждение, организуется его обучение в домашних условиях....
Использование разнообразных форм и методов обучения при подготовке учащихся к ЕГЭ по химии
Известно, что заниматься и готовиться к экзаменам школьник начинает в основном за год до проведения экзамена, в лучшем случае за два. Учитель должен уметь грамотно организовать учебно-познавательную д...
Эффективные формы и методы обучения на уроках русского языка и литературы
Технология активизации мыслительной деятельности и формирования индивидуальных особенностей личности при изучении русского языка и литературы с целью повышения мотивации учебной деятельности опирается...
Сертификат участника«Эффективные формы и методы обучения: современное состояние, проблемы, перспективы. Доклад «Декор-человек, общество, время. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. Декоративное искусство в современном мире»
Сертификат участника«Эффективные формы и методы обучения: современное состояние, проблемы, перспективы. Доклад «Декор-человек, общество, время. Декоративно-прикладное искусство в жиз...