Олимпиадные задания по математике 5-9 класс
олимпиадные задания по алгебре на тему

Заборовская Ольга Юрьевна

Олимпиадные задания по математике для учащихся 5-9 классов с решениями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon matematika_2013-2014_uch.god_shkolnyy_etap_olimpiady.doc389 КБ

Предварительный просмотр:

Математика 2013-2014 учебный год

5 класс

Задача 1: Сколько трёхзначных чисел можно составить из цифр 2,4,6,8, если цифры в записи числа не повторяются? 

Задача 2: Сегодня Сереже исполнилось 10 лет, а Вове – 1 год. Каков будет возраст Сережи, когда он станет втрое старше Вовы?

Задача 3: Составьте из цифр 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 магический квадрат, то есть разместите их в таблице 3 × 3 так, чтобы суммы чисел по строкам, столбцам и двум диагоналям были одинаковы.

Задача 4: Девочка заменила каждую букву в своем имени ее номером в русском алфавите и получила число 2011533. Как ее зовут? Имеет ли задача однозначный ответ? Почему?

Задача 5: Школьники  посадили вдоль дороги (по прямой) 25 деревьев. Расстояние между двумя любыми соседними деревьями одинаковое. Найдите это расстояние, если между крайними деревьями 600 дм.

6 класс

Задача 1: В правление фирмы входят 9 человек. Из своего состава правление должно выбрать президента и вице-президента. Сколькими способами это можно сделать?

Задача 2: Найдите пропущенное число:

13

60

17

16

14

26

20

14

19

31

Задача 3: Петя говорит: позавчера мне еще было 10 лет, а в следующем году мне исполнится 13. Может ли такое быть?

Задача 4: В портовом городе начинаются три туристских теплоходных рейса, первый из которых длится 15 суток, второй – 20 суток и третий – 12 суток. Вернувшись в порт, теплоходы в этот день снова отправляются  в рейс. Сегодня из порта вышли теплоходы по всем маршрутам. Через сколько суток они впервые снова вместе уйдут в плавание?

Задача 5: Немецкого учёного Карла Гаусса называли королём математиков. Однажды в школе (Гауссу тогда было 10 лет) учитель предложил классу сложить все числа от 1до 100. пока он диктовал задание, у Гаусса уже был готов ответ. Попробуйте догадаться, как Карл Гаусс складывал числа от 1 до 100 и запишите результат вычислений.

7 класс

Задача 1: Составьте числовое выражение, значение которого равно 100, используя цифры 1,2,3,4,5 и не меняя порядок их следования

Задача 2: На двух кустах сидело 25 воробьев. После того как с первого куста перелетело на второй 5, а со второго улетело 7 воробьев, то на первом кусте осталось вдвое больше воробьев, чем на втором. Сколько воробьев было на каждом кусте первоначально?

Задача 3: Из 35 учащихся класса 22 выписывают журнал, 27 – газету, а 3 ученика не выписывают ни газету, ни журнал. Сколько учащихся выписывают и газету, и журнал?

Задача 4: Дана точка М(1,5). Найдите координаты точек L и N таких, что МN= =2МL, если NL=10,5. сколько решений имеет задача?

Задача 5: Сколько нечётных четырёхзначных чисел можно составить из цифр 0,1,2,3,4?

8 класс

1. Расставьте скобки и знаки арифметических действий так, чтобы получилось правильное равенство:

         

2. Петя тратит 1/3 своего времени на игру в футбол, 1/5 — на учебу в школе, 1/6 — на просмотр кинофильмов, 1/7 — на решение олимпиадных задач, и 1/3 — на сон. Можно ли так жить?

3.  У колхозника было несколько одинакового веса поросят и несколько ягнят также одинакового веса. Пионер спросил колхозника, сколько весит один поросенок и один ягненок. Колхозник ответил, что 3 поросенка и 2 ягненка весят 22 кг, а 2 поросенка и 3 ягненка весят 23 кг. Как узнать, сколько весит один поросенок и сколько весит один ягненок?

4.  Один из углов треугольника на 120° больше другого. Докажите, что биссектриса треугольника, проведённая из вершины третьего угла, вдвое длиннее, чем высота, проведенная из той же вершины.

5. У подводного царя служат осьминоги с шестью, семью или восемью ногами. Те, у кого 7 ног, всегда лгут, а у кого 6 или 8 ног, всегда говорят правду. Встретились четыре осьминога. Синий сказал: "Вместе у нас 28 ног", зеленый: "Вместе у нас 27 ног", желтый: "Вместе у нас 26 ног", красный: "Вместе у нас 25 ног". У кого сколько ног?

9 класс

1. Решить уравнение   ( х 2 + 6 х - 4)( х 2 + 6 х - 3) = 12

 2. В плоскости расположено 11 зубчатых колёс таким образом, что первое колесо сцеплено своими зубцами со вторым, второе — с третьим и т.д. Наконец, последнее, одиннадцатое, колесо сцеплено с первым. Могут ли вращаться колёса такой системы?
 
3. В треугольнике АВС медиана ВМ в два раза меньше стороны АВ и образует с ней угол 40o . Найдите угол АВС .

  4. Какое наибольшее число белых и черных фишек можно расставить на шахматной доске так, чтобы на любой горизонтали и на любой вертикали белых фишек было ровно в два раза больше, чем черных?

     5. Три друга сделали по одному заявлению про целое число х. Петя: «Число х больше 4, но меньше 8». Вася: «Число х больше 6, но меньше 9». Толя: «Число х больше 5, но меньше 8». Найдите число х, если известно, что двое из друзей сказали правду, а третий солгал. Нужно не только проверить, что найденное число годится, но и объяснить, почему другие  варианты ответа невозможны.

Решение

5 класс

Задача: Сколько трехзначных чисел можно составить из цифр 2.4,6,8, если цифры в записи числа не повторяются?

Решение: стр. 39 учебника, 4*3*2= 24 трехзначных числа

Задача : Сегодня Сереже исполнилось 10 лет, а Вове – 1 год. Каков будет возраст Сережи, когда он станет втрое старше Вовы?

Решение: Серёже-15, Вове 5 через 5 лет

Задача: Составьте из цифр 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 магический квадрат, то есть разместите их в таблице 3 × 3 так, чтобы суммы чисел по строкам, столбцам и двум диагоналям были одинаковы.

Решение:

Задача: Девочка заменила каждую букву в своем имени ее номером в русском алфавите и получила число 2011533. Как ее зовут? Имеет ли задача однозначный ответ? Почему?

Решение: Таня, зависит от того, как читать числа

Задача:  Школьники  посадили вдоль дороги (по прямой) 25 деревьев. Расстояние между двумя любыми соседними деревьями одинаковое. Найдите это расстояние, если между крайними деревьями 600 дм.

Решение: 600:24 = 25 дм – расстояние между двумя любыми соседними деревьями.

6 класс

Задача: В правление фирмы входят 9 человек. Из своего состава правление должно выбрать президента и вице-президента. Сколькими способами это можно сделать?

Решение: Президентом фирмы можно избрать одного из 9 человек, и для каждого выбранного президента 8 способами можно выбрать вице- президента.Значит: 9х8=72 способа

Задача: Найдите пропущенное число:

Решение: 60- удвоенная сумма крайних чисел;  20- полусумма крайних чисел

Задача: Петя говорит: позавчера мне еще было 10 лет, а в следующем году мне исполнится 13. Может ли такое быть?

Решение:  Да, может, если день рождения Пети – 31 декабря, а указанную фразу он произносит 1 января.

Задача : В портовом городе начинаются три туристских теплоходных рейса, первый из которых длится 15 суток, второй – 20 суток и третий – 12 суток. Вернувшись в порт, теплоходы в этот день снова отправляются  в рейс. Сегодня из порта вышли теплоходы по всем маршрутам. Через сколько суток они впервые снова вместе уйдут в плавание?

Решение: НОК=60 суток

Задача : Немецкого учёного Карла Гаусса называли королём математиков. Однажды в школе (Гауссу тогда было 10 лет) учитель предложил классу сложить все числа от 1до 100. пока он диктовал задание, у Гаусса уже был готов ответ. Попробуйте догадаться, как Карл Гаусс складывал числа от 1 до 100.

Решение: (1+99) + (2+98) + (3+97) + … + 100 +50 =5050

7 класс

Задача : Составьте числовое выражение, значение которого равно 100, используя цифры 1,2,3,4,5 и не меняя порядок их следования

Решение: (1+23-4) х 5 =100

Задача : На двух кустах сидело 25 воробьев. После того как с первого куста перелетело на второй 5, а со второго улетело 7 воробьев, то на первом кусте осталось вдвое больше воробьев, чем на втором. Сколько воробьев было на каждом кусте первоначально?

Решение: Пусть x – количество воробьёв на первом кусте. Тогда x – 5 = 2 × (25 – (x – 5 + 7)). Решаем, и получаем, что x = 17.

Задача :   Из 35 учащихся класса 22 выписывают журнал, 27 – газету, а 3 ученика не выписывают ни газету, ни журнал. Сколько учащихся выписывают и газету, и журнал?

Решение:

35-3=32 что-нибудь выписывают

32-22=10 только газету

32-27=5 только журнал

10+5 = 15 или газету или журнал

32-15=17 и газету и журнал

Задача :  Дана точка М(1,5). Найдите координаты точек L и N таких, что М N =2МL, если NL=10,5. сколько решений имеет задача?

Решение: 4 решения в зависимости от того как расположены точки

Задача : Сколько нечётных четырёхзначных чисел можно составить из цифр 0,1,2,3,4?

Решение: На первом месте в записи числа может стоять любая цифра, кроме нуля, - 4 варианта. На втором и третьем местах – любая из пяти цифр. Так кА число нечётное, то на последнем месте могут быть только цифры 1 или 3 – т.е. получаем ещё два варианта: 4 х5 х5х 2=200

8 класс

1.  

2. Петя тратит 1/3 своего времени на игру в футбол, 1/5 — на учебу в школе, 1/6 — на просмотр кинофильмов, 1/7 — на решение олимпиадных задач, и 1/3 — на сон. Можно ли так жить?

Решение Поскольку 1/5 + 1/6 > 1/3, то сумма данных дробей 1/3 + 1/5 + 1/6 + 1/7 + 1/3 > 1, что противоречит здравому смыслу. Нет, так жить нельзя.

 3.  У колхозника было несколько одинакового веса поросят и несколько ягнят также одинакового веса. Пионер спросил колхозника, сколько весит один поросенок и один ягненок. Колхозник ответил, что 3 поросенка и 2 ягненка весят 22 кг, а 2 поросенка и 3 ягненка весят 23 кг. Как узнать, сколько весит один поросенок и сколько весит один ягненок?

        Решение. Если сложить вес трех поросят и двух ягнят с весом двух поросят и трех ягнят, то получим вес пяти поросят и пяти ягнят, равный 45 кг. Значит, один поросенок и один ягненок весят 9 кг, а два поросенка и два ягненка весят 18 кг. Вычтя это из первого данного веса, получим вес поросенка, равный 4 кг. Тогда ягненок весит 5 кг.

      4.  Один из углов треугольника на 120° больше другого. Докажите, что биссектриса треугольника, проведённая из вершины третьего угла, вдвое длиннее, чем высота, проведенная из той же вершины.

       Решение

Пусть ABC — данный треугольник, B = a, A = 120° + a. Тогда C = 60° - 2a. Если CL — биссектриса данного треугольника, то CLA = LCB + LBC = (30° - a) + a = 30°. Пусть CH - высота треугольника АВС, тогда в треугольнике CLH катет CH, лежащий против угла в 30°, в два раза меньше, чем гипотенуза CL.

     5. Три друга сделали по одному заявлению про целое число х. Петя: «Число х больше 4, но меньше 8». Вася: «Число х больше 6, но меньше 9». Толя: «Число х больше 5, но меньше 8». Найдите число х, если известно, что двое из друзей сказали правду, а третий солгал. Нужно не только проверить, что найденное число годится, но и объяснить, почему другие  варианты ответа невозможны.

Ответ: 6. Решение. Ясно, что число х должно быть больше 4, но меньше 9, иначе все солгали. Поэтому для числа х есть всего четыре возможности: 5, 6, 7, 8. Если х=5, то правду сказал только Петя. Если х=8, то правду сказал только Вася. Если х=7, то правду сказали все трое. И только при х=6 правду скажут двое: Петя и Толя.

9 класс

1. Решить уравнение   ( х 2 + 6 х - 4)( х 2 + 6 х - 3) = 12

Решение. Раскрывать скобки не имеет смысла, так как получится уравнение четвертой степени. В таких случаях применяется метод подстановки, ведь в скобках присутствует одинаковый блок х 2 + 6 х .

Обозначая х 2 + 6 х = у , получим уравнение ( у - 4)( у - 3) = 12, отсюда у ( у - 7) = 0, у 1 = 0, у 2 = 7. Делаем обратную замену х 2 + 6 х = у . Если х 2 + 6 х = 0, то х 1 = 0, х 2 = - 6. Если х 2 + 6 х = 7, то, решая квадратное уравнение х 2 + 6 х - 7 = 0, получим х 1 = 0, х 2 = - 6,  х 3 = -7, х 4 = 1 . Ответ: 0, -6,  -7, 1

       2. В плоскости расположено 11 зубчатых колёс таким образом, что первое колесо сцеплено своими зубцами со вторым, второе — с третьим и т.д. Наконец, последнее, одиннадцатое, колесо сцеплено с первым. Могут ли вращаться колёса такой системы?
     
Решение: нет. Соседние колёса должны вращаться в противоположных направлениях. Поэтому колёса с номерами 1 и 11 должны вращаться в одном направлении (все колёса с нечётными номерами вращаются в одном направлении, а с чётными — в противоположном). С другой стороны, колёса с номерами 1 и 11 соседние, поэтому они должны вращаться в противоположных направлениях.

       3. В треугольнике АВС медиана ВМ в два раза меньше стороны АВ и образует с ней угол 40o . Найдите угол АВС .

     

 Решение Продлим медиану BM за точку M на ее длину и получим точку D (см. рис.). Так как AB = 2BM , то AB = BD , то есть треугольник ABD  — равнобедренный. Следовательно, BAD = BDA = (180o - 40o) : 2 = 70o .
Четырёхугольник
ABCD является параллелограммом, так как его диагонали точкой пересечения делятся пополам. Значит, CBD = ADB = 70o . Тогда ABC = ABD + CBD = 110o . Ответ 110o .

       4. Какое наибольшее число белых и черных фишек можно расставить на шахматной доске так, чтобы на любой горизонтали и на любой вертикали белых фишек было ровно в два раза больше, чем черных?

Решение  Число фишек на каждой вертикали кратно 3, значит, их не больше 6, а на всей доске - не более 48. Пример расстановки 48 фишек: 32 белые фишки ставим на белые поля, а 16 черных - вдоль главной "черной" диагонали и вдоль двух параллельных диагоналей "длины" 4.Ответ48 фишек.

5. У подводного царя служат осьминоги с шестью, семью или восемью ногами. Те, у кого 7 ног, всегда лгут, а у кого 6 или 8 ног, всегда говорят правду. Встретились четыре осьминога. Синий сказал: "Вместе у нас 28 ног", зеленый: "Вместе у нас 27 ног", желтый: "Вместе у нас 26 ног", красный: "Вместе у нас 25 ног". У кого сколько ног?

     Решение Так как осьминоги противоречат друг другу, то возможны два случая: либо все осьминоги лгут, либо ровно один из них говорит правду. Если все осьминоги лгут, то у каждого из них по 7 ног. Значит, вместе у них 28 ног. Но тогда синий осьминог сказал правду - противоречие.
Если же три осьминога солгали, а четвёртый сказал правду, то у солгавших осьминогов должно быть по 7 ног, а у сказавшего правду - либо 6, либо 8. Поэтому вместе у них либо 27, либо 29 ног, то есть правду сказал зелёный осьминог. Таким образом, у зелёного осьминога 6 ног, а у остальных по 7 ног.

   

10 класс

1. Сократите дробь: .

2. Пусть M – наименьшее из четырех чисел: a, b, c и 1 – а – b – c. Найдите наибольшее значение M.

3. В Королевстве 1001 город. Король приказал проложить между городами дороги так, чтобы из каждого города выходило ровно 7 дорог. Смогут ли подданные справиться с приказом короля?

4. Постройте графики функции:

а) у =  ||х- 1|-2 |+2

б)  у = |х+2|+ |х-1 |

  1. На окружности с центром О отмечены точки А и В. Две другие окружности лежат внутри данной, касаются ее в точках А и В и касаются друг друга в точке М. Найдите геометрическое место точек М.

11 класс.

1. Найдите все целые решения неравенства: |x + 3y – 5,5| + |x – 3y|  .

2. Существуют ли две функции f(x) и g(x), определенные на R и тождественно не равные нулю, такие, что f(g(x))  0 и g(f(x))  0?

3. Имеется дробь . Каждую секунду к её числителю прибавляется 1, а к знаменателю 7. Восточное поверие гласит: в тот момент, когда получится дробь, сократимая на 11, наступит конец света. Докажите, что не следует бояться наступления конца света.

4. Дан квадрат АВСD. Луч АЕ пересекает сторону ВС, причем ВАЕ = 30, а ВСЕ = 75. Найдите CBЕ.

Рис.2

5. На окружности расположены десять точек. Эти точки требуется соединить пятью хордами, не имеющими общих точек (даже общих концов). Сколькими способами это можно сделать?

Решения

10 класс

1. Сократите дробь: .

Ответ: .

Решение:

Найдем область определения данного выражения:     a  –1. Используя тождество , получим:  =  =  = .

2. Пусть M – наименьшее из четырех чисел: a, b, c и 1 – а – b – c. Найдите наибольшее значение M.

Ответ: .

Решение:

Пусть d = 1 – а – b – c, тогда из условия задачи следует, что a + b + c + d = 1. Предположим, что M > , тогда каждое из данных чисел больше, чем , следовательно, a + b + c + d > 1 – противоречие. Значение М =  достигается, если а = b = c = d = .

3. В Королевстве 1001 город. Король приказал проложить между городами дороги так, чтобы из каждого города выходило ровно 7 дорог. Смогут ли подданные справиться с приказом короля?

Ответ: Не смогут.

Решение:

         Подсчитаем количество дорог, которое необходимо проложить в Королевстве. Из каждого города должно выходить 7 дорог. Всего городов 1001. То есть всего должно «выходить»   дорог. Но при этом каждую дорогу мы считаем дважды. То есть на самом деле в Королевстве должно быть проложено  дорог, чего сделать, очевидно, не удается.

  1. На окружности с центром О отмечены точки А и В. Две другие окружности лежат внутри данной, касаются ее в точках А и В и касаются друг друга в точке М. Найдите геометрическое место точек М.

Ответ: внутренние точки дуги окружности с концами в точках А и В и центром в точке С пересечения касательных к большей окружности в точках А и В (см. рис. 1б).

Решение:

Лемма. Пусть две окружности касаются в некоторой точке О. Тогда геометрическое место точек Р таких, что отрезки касательных, проведенных из этих точек к обеим окружностям, равны, есть общая касательная к этим окружностям, проходящая через точку О.

Рис. 1а

Доказательство. 1) Если точка Р лежит на общей касательной, то она обладает требуемым свойством, поскольку отрезки касательных к окружности, проведенные из одной точки, равны.

2) Пусть точка Р обладает данным свойством. Докажем, что она лежит на общей касательной. Для этого, например, введем систему координат так, чтобы центры окружностей лежали на оси x, а общая касательная окружностей совпала с осью y (см. рис. 1а). Тогда       2x(R + r) = 0  x = 0, то есть точка Р лежит на оси y.

Рис.1б

Отметим, что доказанная лемма справедлива и в случае внутреннего касания двух окружностей. Более того, аналогичное ГМТ можно рассмотреть и в случае непересекающихся неконцентрических окружностей. В этом случае искомым ГМТ также является прямая, перпендикулярная линии центров данных окружностей. Такая прямая называется радикальной осью двух окружностей.

Пусть теперь имеются три окружности, попарно касающиеся друг друга (внутренним или внешним образом). Из доказанной леммы следует, что точка пересечения любых двух общих касательных (проведенных через общие точки касания) также будет принадлежать и третьей касательной, то есть все три общие касательные пересекаются в одной точке.

Теперь решим данную задачу.

1) Рассмотрим какую-нибудь точку М, принадлежащую искомому ГМТ (см. рис. 1б). Проведем общие касательные к окружностям в точках А и В, и отметим точку С их пересечения. Через эту же точку пройдет и касательная, проведенная из точки М. Так как СА = СВ = СМ, то М – внутренняя точка дуги АВ окружности с центром С и радиусом СА.

2) Рассмотрим какую-нибудь внутреннюю точку М указанной дуги . Проведем через точку М отрезок, перпендикулярный СМ до пересечения с радиусами ОА и ОВ большей окружности в точках О1 и О2 соответственно. Очевидно, что эти пересечения и будут являться центрами двух окружностей, касающихся друг друга в точке М, и исходной – в точках А и В.

Доказать, что искомое ГМТ является дугой некоторой окружности, можно и другим способом. Пусть АОВ = , тогда АMВ = 180 – (АMО1 + BMО2) = (90 – АMО1) + (90 – BMО2) = АО1M + 2M = (180 – 1О2) + (180 – 2О1) = 180 – (1О2 + 2О1) = 180 – (180 – ) = 90 +  (см. рис. 7в). Найденный угол АMВ не зависит от выбора окружностей, поэтому, точка М принадлежит ГМТ, из которых отрезок АВ виден под углом  = 90 + .

11 класс.

1. Найдите все целые решения неравенства: |x + 3y – 5,5| + |x – 3y|  .

Ответ: (3; 1)

Решение: 

Пусть (x; y) – решение неравенства. Тогда из условия задачи следует, что |x – 3y| < 1. Так как x и y – целые числа, то x = 3y. Подставим этот результат в исходное неравенство, тогда: |6y – 5,5|    |6y – 5,5| < 1  –1 < 6y – 5,5 < 1  . Таким образом, y = 1; x = 3.

Проверка показывает, что (3; 1) является решением исходного неравенства.

Возможно также «лобовое решение», основанное на раскрытии модулей, но тогда придется рассмотреть четыре случая, поэтому такое решение является очень трудоемким.

2. Существуют ли две функции f(x) и g(x), определенные на R и тождественно не равные нулю, такие, что f(g(x))  0 и g(f(x))  0?

Ответ: да, существуют.

Решение:

Есть много примеров функций, удовлетворяющих условию. Приведем два различных примера, задавая функции различными способами.

1) f(x) = [x] (целая часть числа x); g(x) = {x} (дробная часть числа x). Тогда при любых xR [{x}] = {[x]} = 0.

2) f(x) = ; g(x) = . Обе функции принимают только два значения: 0 и 1, причем f(0) = g(0) = 0 и f(1) = g(1) = 0, поэтому, при любых xR f(g(x)) = 0 и g(f(x)) = 0.

3. Имеется дробь . Каждую секунду к её числителю прибавляется 1, а к знаменателю 7. Восточное поверие гласит: в тот момент, когда получится дробь, сократимая на 11, наступит конец света. Докажите, что не следует бояться наступления конца света.

Решение:

        Через n секунд дробь будет иметь вид . Предположим, что она сократима на 11, т.е. числа и  делятся на 11. Но тогда и число  тоже должно делиться на 11, что неверно, так как .

4. Дан квадрат АВСD. Луч АЕ пересекает сторону ВС, причем ВАЕ = 30, а ВСЕ = 75. Найдите CBЕ.

Рис.2

Ответ: 30.

Решение:

Проведем в данном квадрате диагональ АС (см. рис.2). Из условия следует, что EKC = AKB = 60, значит АEC = 45 = АBC. Поэтому, если провести окружность с центром в точке В и радиусом R = ВА = ВС, то точка Е будет лежать на этой окружности. Следовательно, ВЕ = ВС, то есть, треугольник ВЕС – равнобедренный с углом 30 при вершине.

Отметим, что задачу также можно решить «обратным ходом», то есть, угадать ответ и с помощью подсчета величин углов доказать, что данная конструкция – «жесткая».

5. На окружности расположены десять точек. Эти точки требуется соединить пятью хордами, не имеющими общих точек (даже общих концов). Сколькими способами это можно сделать?

Ответ: 42 способами.

Решение:

Предположим, что на окружности последовательно отмечено 2n точек: A1, A2, A3, A4, A2n – 1, A2n. Пусть xn – количество способов провести n непересекающихся хорд.

Заметим, что любая хорда, удовлетворяющая условию, должна быть проведена так, чтобы по обе стороны от нее располагалось четное количество данных точек. При этом, если какая-то хорда зафиксирована, то группы точек с одной и с другой стороны от нее можно рассматривать независимо, и решать задачу отдельно для каждой группы. Тогда количество способов провести n – 1 хорду равно произведению количества способов провести хорды в каждой из образовавшихся групп точек.

Будем последовательно фиксировать хорды A1A2, A1A4, A1A6, …, A1A2n. Тогда число xn будет складываться из количества способов провести оставшиеся хорды в каждом из этих n случаев, то есть xn = xn – 1 + x1xn – 2 + x2xn – 3 + x3xn – 4 + … + xn – 2x1 + xn – 1.

Заметим, что ни какой из способов расстановки хорд мы не подсчитали дважды, так как в каждом из случаев можно провести только одну хорду с концом А1.

Итак, x1 = 1, x2 = 2 (это можно было заметить и без общей формулы), x3 = 5, x4 = 14, x5 = 42.

Числа, полученные в процессе решения задачи, называются числами Каталана. Их общая формула: , где  – количество сочетаний из 2n + 1 по n, то есть, количество способов выбрать n предметов из 2n + 1.

Требования к проведению школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по математике в 2013/2014 учебном году

1. Классы, для которых проводится школьный этап Олимпиады (для учащихся 5-11 классов).

2. Сроки проведения (с 10 октября по 15 ноября).

3. Продолжительность олимпиады (рекомендуемое время проведения олимпиады: для 5-6 классов – 1,5 астрономических часа, для 7-8 классов – 2 астрономических часа, для 9-11 классов 2,5 астрономических часа).

4. Требования к проверке работ:

А) Олимпиада не является контрольной работой и недопустимо снижение оценок по задачам за неаккуратно записанные решения, исправления в работе. В то же время обязательным является снижение оценок за математические, особенно логические ошибки;

Б)решение каждой задачи оценивается Жюри в соответствии с критериями и методикой оценки:

Баллы

Правильность (ошибочность) решения.

6

Верное решение, полное

5

Решение в целом верное. Однако решение содержит ошибки, либо пропущены случаи, не влияющие на логику рассуждений.

3

Верно рассмотрен один из существенных случаев.

2

Доказаны вспомогательные утверждения, помогающие в решении задачи.

1

Рассмотрены отдельные случаи при отсутствии правильного решения.

0

Решение неверное, продвижения отсутствуют.

0

Решение отсутствует.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Олимпиадные задания по математике для 6 класса

олимпиадные задания + решение...

Олимпиадные задания по математике для 8 класса..

В  школах прошли предметные олимпиады. Эти задания для учащихся, кто хотел бы попробовать свои силы в решении олимпиадных заданий по математике, а на олимпиаду не попал....

Олимпиадные задания по математике 6-8 класс.

целями и задачами  олимпиады являются:·        пропаганда и актуализация научных знаний;·        развитие у обучающихся интер...

Олимпиадные задания по математике в 6 классе

Выбрать участника олимпиады на школьный тур бывает сложно в силу того, что младшие школьники обладают особой активностью. Этот материал поможет провести отборочный тур в классе среди учащися 6 класса....

Олимпиадные задания по математике для 5 классов.

Олимпиадные задания по математике для 5 классов....

10 олимпиадных заданий по математике для 6 класса( с решением)

это вам поможет при проведении олимпиад...