Рабочая программа по математике для 6 класса
рабочая программа (алгебра, 6 класс) на тему

Локтева Елена Александровна

Рабочая программа разработана к учебнику Н.Я. Виленкина

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_6_kl.doc518.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебного предмета математики для 6 класса общеобразовательной школы составлена на основе: федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом МО РФ от 5.03.2004 г. №1089; примерной программы по математике основного общего образования; базисного учебного плана 2004 года.

    Программа соответствует «Требованиям к математической подготовке учащихся» и определяет необходимый уровень знаний и навыков школьников. В основу программы положен обязательный минимум содержания образования по математике в соответствии с государственными стандартами.  

Рабочая программа предназначена для изучения математики в 6 классе основной общеобразовательной школы. В соответствии с федеральным базисным учебным планом в рамках основного общего образования и в соответствии с учебным планом МБОУ «ООШ с. Подстепное» данная программа рассчитана на преподавание курса математики в 6 классе в объеме 5 часов в неделю. Всего за год 170 часов. Плановых контрольных уроков: 15ч. Административных контрольных уроков: 2 ч.  На итоговое повторение в 6 классе – 7 часов в конце учебного года, остальные часы распределены по всем темам. Считаю, что такое распределение часов наиболее эффективно для данного класса. Уровень обучения - базовый. Срок реализации рабочей учебной программы – один учебный год.

Модель  выпускника на второй  ступени общего образования: формирование духовно богатой, разносторонней развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями, способной к самоопределению и продолжению образования с учетом индивидуальных особенностей.

Общая характеристика учебного предмета

Курс математики 6 класса – важное звено математического образования и развития школьников. На этом этапе заканчивается в основном обучение счету на множестве рациональных чисел, формируется понятие переменной и даются первые знания о приемах решения линейных уравнений, продолжается обучение решению текстовых задач, совершенствуются и обобщаются умения геометрических построений и измерений. Серьезное внимание уделяется обучению детей проводить рассуждения и простые доказательства.

Цели обучения математике в 6 классе: овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования; интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к  преодолению трудностей; воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.

Для осуществления учебного процесса используются элементы следующих педагогических технологий: Традиционная классно-урочная; элементы проблемного обучения; технология объяснительно – иллюстративного обучения; технология личностно ориентированного обучения; технология дифференцированного обучения; технология разноуровневого обучения; технология коллективного взаимообучения;  технология учебно- игровой деятельности; здоровьесберегающие технологии; ИКТ.

Формы организации учебной деятельности учащихся носят индивидуальный характер, предусмотрена работа в парах, работа в малых группах, уроки- практикумы, урок- игра, презентации. Временные рамки решения многих задач не ограничиваются одним уроком и допускают разные уровни достижения. Для дифференцированного подхода к учащимся используются разноуровневые контрольные работы, домашние проверочные работы для учащихся. Для отработки и проверки знаний запланированы уроки с применением ИКТ (математические диктанты, тестовый контроль, устный счет, объяснение нового материала).

С учетом возрастных особенностей  класса выстроена система учебных занятий, спроектированы цели, задачи, продуманы возможные формы контроля, сформулированы ожидаемые результаты обучения. В программу внесены изменения: уменьшено или увеличено количество часов на изучение некоторых тем, добавлены темы элементов теории вероятностей и статистики (5 часов). Часы вводятся за счёт часов, отведённых на повторение курса математики 6 класса. Это  связано с тем,   что в федеральный  компонент государственного стандарта основного общего образования 2004 года включен раздел «Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей», и новая форма  итоговой аттестации  по математике в 9-х классах содержит задания для контроля знаний учащихся по вероятностно-статистической линии. Внесение данных изменений позволит охватить весь изучаемый материал по программе, повысить уровень обученности учащихся по предмету, а также более эффективно осуществить индивидуальный подход к обучающимся.

Ожидаемые образовательные результаты: В результате изучения учебного курса "математика" в 6 классе ученик должен:

Знать: математические термины, признаки делимости, существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов; как используются математические формулы, уравнения; примеры их применения для решения математических и практических задач; каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики.

Уметь:

выполнять устно арифметические действия: сложение и вычитание двузначных чисел и десятичных дробей с двумя знаками, умножение однозначных чисел, арифметические операции с обыкновенными дробями с однозначным знаменателем и числителем;

переходить от одной формы записи чисел к другой, представлять десятичную дробь в виде обыкновенной и в простейших случаях обыкновенную в виде десятичной, проценты  в виде дроби и дробь — в виде процентов; выполнять арифметические действия с рациональными числами, сравнивать рациональные и действительные числа; находить в несложных случаях значения степеней с целыми показателями; находить значения числовых выражений; округлять целые числа и десятичные дроби; пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости, площади, объема; решать текстовые задачи, включая задачи, связанные с отношением и с пропорциональностью величин, дробями и процентами; составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления; решать линейные уравнения; изображать числа точками на координатной прямой; определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами; распознавать изученные геометрические фигуры, различать их взаимное расположение; изображать изученные геометрические фигуры; распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела; извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках; составлять таблицы, строить диаграммы; решать простейшие комбинаторные задачи.

     На основании требований Государственного образовательного стандарта  в содержании предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:

приобретение математических знаний и умений; овладение обобщенными способами мыслительной, творческой деятельностей; освоение компетенций (учебно-познавательной, коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной) и профессионально-трудового выбора.

Учебно-тематический план по математике 6 класс (170 ч.)

п/п

Тематический блок

Кол-во часов

1

Делимость чисел

20

2

Сложения и вычитание дробей с разными знаменателями

25

3

Умножение и деление обыкновенных дробей

33

4

Отношения и пропорции

17

5

Положительные и отрицательные числа

13

6

Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел

12

7

Умножение и деление положительных и отрицательных чисел

10

8

Решение уравнений

18

9

Координаты на плоскости

10

10

Комбинаторика

5

Повторение

7

Всего:

170

Основное содержание учебно-тематического плана

Тематический блок, тема учебного занятия

Количество

 часов

§1  Делимость чисел

20

  Делители и кратные                              

3

Признаки делимости на 10,на 5, и на 2                                                                        

2

Признаки делимости на 9 и на 3              

2

Простые и составные числа                    

2

Разложение на простые множители        

2

НОД. Взаимно простые числа                  

3

НОК                                                          

4

Контрольная работа №1

1

Работа над ошибками

1

§2  Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями

25

Основное свойство дроби                      

2

Сокращение дробей                                

3

Приведение дробей к общему  знаменателю                                            

3

Сравнение дробей с разными  знаменателями.                                        

2

 Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями                                        

5

Контрольная работа №2

1

Работа над ошибками

1

Сложение и вычитание смешанных чисел                                                                                                                              

6

Контрольная работа №3  

1

Работа над ошибками

1

§3  Умножение и деление  обыкновенных дробей

33

Умножение дробей                                  

4

Нахождение дроби от числа                  

4

Применение распределительного свойства умножения                                              

3

Контрольная работа №4

1

Работа над ошибками

1

Взаимно обратные числа                        

2

Деление                                                    

5

Контрольная работа №5  

1

Работа над ошибками

1

Нахождение числа по его дроби            

5

Дробные выражения                              

4

Контрольная работа №6   

1

Работа над ошибками

1

§4  Отношения и пропорции

17

Отношения                                              

4

Пропорции                                              

2

Прямая и обратная пропорциональные зависимости                                            

3

Контрольная работа №7  

1

Работа над ошибками

1

Масштаб                                                  

1

Длина окружности и площадь круга    

2

Шар                                                          

1

Контрольная работа №8  

1

Работа над ошибками

1

§5  Положительные и отрицательные числа

13

Координаты на прямой                        

2

Противоположные числа                        

2

Модуль числа                                          

2

Сравнение чисел                                      

3

Изменение величин                                

2

Контрольная работа №9  

1

Работа над ошибками

1

§6  Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел

12

Сложение чисел с помощью координатной прямой                                                      

1

Сложение отрицательных чисел          

2

Сложение чисел с разными знаками              

3

Вычитание                                                

4

Контрольная работа №10  

1

Работа над ошибками

1

§7  Умножение и деление положительных и отрицательных чисел

10

Умножение                                              

2

Деление                                                    

2

Рациональные числа                              

2

Свойства действий с рациональными числами                                                    

2

Контрольная работа № 11  

1

Работа над ошибками

1

§8  Решение уравнений

18

Раскрытие скобок                                    

3

Коэффициент                                          

2

Подобные слагаемые                              

3

Контрольная работа №12          

1

Работа над ошибками

1

Решение уравнений                                

5

Решение задач с помощью уравнений  

1

Контрольная работа №13  

1

Работа над ошибками

1

§9  Координаты на плоскости

10

Перпендикулярные прямые                    

1

Параллельные прямые                            

1

Координатная плоскость                        

4

Столбчатые диаграммы                          

1

Графики                                                    

1

Контрольная работа №14   

1

Работа над ошибками

1

Комбинаторика

5

Задачи на перебор всех возможных вариантов

3

Вероятность события

2

Итоговое повторение курса 6 класса

7

Действия с обыкновенными дробями.

1

Сложение и вычитание чисел с разными знаками.

1

Умножение и деление чисел с разными знаками.

1

Решение уравнений.

1

Графики.

1

Контрольная работа №15

1

Работа над ошибками

1

Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема урока

Дата проведения

Условные

обозначения

по

плану

по  

факту

§1  Делимость чисел  20ч

1

Делители

3.09.

2

Кратные

4.09.

3

Решение задач на нахождение делителя и кратного

5.09.

СР

4

Признак делимости на 10 и на 5

6.09.

ИД

5

Признак делимости на 2

7.09.

ИД

6

Признак делимости на 3

10.09.

7

Признак делимости на 9

11.09.

СР

8

Простые и составные числа

12.09.

9

Разложение чисел на множители

13.09.

ИКТ

10

Разложение на простые множители

14.09.

11

Задача на нахождение частного чисел a и b, представленных в виде произведения

17.09.

12

Н.О.Д. Алгоритм нахождения Н.О.Д.

18.09.

13

Взаимно-простые числа

19.09.

СР

14

Решение задач с помощью нахождения Н.О.Д.

20.09.

15

Н.О.К. Алгоритм нахождения Н.О.К.

21.09

ИД

16

Н.О.К. трёх чисел

24.09.

17

Решение задач с помощью нахождения Н.О.К.

25.09.

СР

18

Н.О.К. взаимно-простых чисел

26.09.

19

Контрольная работа №1 «Делимость чисел»

27.09.

20

Работа над ошибками

28.09.

§2  Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями  25 ч

21

Основное свойство дроби

1.10.

ИКТ

22

Решение задач, используя основное свойство дроби

2.10.

ИД

23

Сокращение дробей последовательно

3.10.

СР

24

Сокращение дробей, находя Н.О.Д. числителя и знаменателя

4.10.

25

Сокращение дробей, предварительно упростив числитель

5.10.

26

Приведение дробей к общему знаменателю

8.10.

27

Алгоритм приведения дробей к наименьшему общему знаменателю

9.10.

28

Приведение дробей к знаменателю 10,100,1000 и т.д. и запись в виде десятичной дроби

10.10.

29

Сравнение дробей с разными знаменателями

11.10.

СР

30

Доказательства неравенств

12.10.

31

Сложение дробей с разными знаменателями

15.10.

32

Вычитание дробей с разными знаменателями

16.10.

33

Решение задач на сложение дробей с разными знаменателями

17.10.

ИКТ

34

Решение задач на вычитание дробей с разными знаменателями

18.10.

СР

35

Решение задач на сложение и вычитание дробей с разными знаменателями

19.10.

36

Контрольная работа №2  «Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями»

22.10.

37

Работа над ошибками

23.10.

38

Сложение и вычитание смешанных чисел

24.10.

ИД

39

Вычитание смешанных чисел

25.10.

40

Вычитание смешанных чисел из натурального числа

26.10.

ИД

41

Вычитание смешанных чисел, когда дробная часть уменьшаемого меньше дробной части вычитаемого

29.10.

42

Нахождение значений выражения, содержащих смешанные числа.

30.10.

СР

43

Решение задач с помощью сложения и вычитания смешанных чисел

31.10.

ИКТ

44

Контрольная работа №3 «Сложение и вычитание смешанных чисел»

45

Работа над ошибками

§3  Умножение и деление обыкновенных дробей 33ч

46

Умножение дроби на натуральное число

ИД

47

Умножение двух дробей

48

Умножение смешанных чисел

СР

49

Решение задач с помощью умножения дробей

50

Алгоритм нахождения дроби  от числа

ИД

51

Нахождение части  и процента от числа

52

Решение задач на нахождение дроби от числа

53

Решение задач на нахождение процента  от числа

СР

54

Применение распределительного свойства умножения

ИКТ

55

Умножение натурального числа на смешанное число.

56

Решение уравнений с применением распределительного свойства умножения

57

Контрольная работа №4 «Умножение дробей. Нахождение дроби от числа»

58

Работа над ошибками

59

Взаимно обратные числа

60

Нахождение числа, обратного числу

61

Деление обыкновенных дробей

ИД

62

Деление смешанных чисел

63

Деление обыкновенной дроби на натуральное число

64

Нахождение значений выражения, содержащих умножение и деление дробей

СР

65

Решение уравнений, содержащих смешанные числа

ИКТ

66

Контрольная работа №5  «Деление дробей»

67

Работа над ошибками

68

Нахождение числа по его дроби

ИД

69

Нахождение числа по его проценту

СР

70

Решение задач на дроби, где часть является обыкновенной дробью

71

Решение задач на дроби, где часть является десятичной дробью

72

Решение задач на проценты

73

Дробные выражения

74

Нахождение значений дробного выражения, содержащих смешанные числа

75

Нахождение значений дробного выражения, содержащих десятичные дроби

СР

76

Нахождение значений дробного выражения, содержащих переменные

77

Контрольная работа №6  «Задачи на дроби. Дробные выражения»

78

Работа над ошибками

Отношения и пропорции 17ч

79

Отношения

80

Решение задач на отношения

81

Нахождение обратного отношения

82

Пропорции

ПД

83

Основное свойство пропорции

ИД СР

84

Решение уравнений, используя основное свойство пропорции

85

Прямо пропорциональные величины

86

Обратно пропорциональные величины

87

Решение задач на прямо пропорциональную зависимость и обратную пропорциональность

ИКТ СР

88

Контрольная работа №7  «Отношения и пропорции»

89

Работа над ошибками

90

Масштаб

ПД

91

Длина окружности

ИД СР

92

Площадь круга

93

Шар

94

Контрольная работа №8 «Масштаб. Длина окружности»

95

Работа над ошибками

Положительные и отрицательные числа 13ч

96

Координатная прямая. Нахождение координат точки на координатной прямой

97

Построение точки по заданным координатам

98

Противоположные числа

ПД

99

Нахождение чисел, противоположных данным

100

Модуль числа

101

Нахождение модуля числа

СР

102

Сравнение положительных и отрицательных чисел

ИД

103

Сравнение двух отрицательных чисел

ИД

104

Запись выражений с помощью неравенства

105

Увеличение величин

106

Уменьшение величин

107

Контрольная работа №9  «Положительные и отрицательные числа»

108

Работа над ошибками

Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел 12ч

109

Сложение чисел с помощью координатной прямой

110

Сложение отрицательных чисел

ИД

111

Нахождение значений выражения, содержащих отрицательные смешанные числа

ИКТ

112

Правило сложения чисел с разными знаками

ИД

113

Сложение десятичных дробей с разными знаками

114

Сложение смешанных чисел с разными знаками

СР

115

Правило вычитания чисел

116

Нахождение длины отрезка на координатной прямой

ИД

117

Решение уравнений с помощью вычитания чисел

118

Нахождение значений выражения, содержащих вычитание чисел

СР

119

Контрольная работа №10 «Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел»

120

Работа над ошибками

Умножение и деление положительных и отрицательных чисел 10ч

121

Умножение чисел с разными знаками

122

Умножение двух отрицательных чисел

123

Деление двух отрицательных чисел

СР

124

Деление чисел с разными знаками

125

Рациональные числа

126

Представление суммы, произведения и частного в виде рационального числа

127

Свойства действий с рациональными числами

СР

128

Решение уравнений, используя свойство произведения, равного нулю

129

Контрольная работа №11 «Умножение и деление положительных и отрицательных чисел»

130

Работа над ошибками

Решение уравнений 18ч

131

Раскрытие скобок, когда перед скобкой стоит знак «+»

ИД

132

Раскрытие скобок, когда перед скобкой стоит знак «-»

ИД

133

Составление суммы и разности выражений

СР

134

Коэффициент

135

Нахождение коэффициента выражения

136

Подобные слагаемые

137

Приведение подобных слагаемых

ИКТ

138

Раскрытие скобок и приведение подобных слагаемых

ИКТ СР

139

Контрольная работа №12 «Коэффициент. Подобные слагаемые»

140

Работа над ошибками

141

Решение уравнений, используя правило нахождения неизвестных компонентов уравнения

142

Решение уравнений умножением или делением обеих частей уравнения на одно и то же число

143

Решение уравнений переносом слагаемых из одной части уравнения в другую

ПД

144

Решение уравнений, предварительно приведя его к линейному виду

СР

145

Решение уравнений, используя основное свойство пропорции

ИКТ

146

Решение задач с помощью уравнений

ИКТ

147

Контрольная работа №13 «Решение уравнений»

148

Работа над ошибками

Координаты на плоскости 10ч

149

Перпендикулярные прямые

150

Параллельные прямые

151

Координатная плоскость

152

Нахождение координат точки на координатной плоскости

153

Построение точки по её координатам

СР

154

Построение геометрических фигур по заданным координатам их вершин

ПД

155

Столбчатые диаграммы

Творч.задан.

156

Графики

157

Контрольная работа №14 «Координаты на  плоскости»

158

Работа над ошибками

Комбинаторика 5ч

159

Достоверные, невозможные и случайные события

ПД

160

Благоприятные и неблагоприятные исходы

161

Вероятность события

162

Задачи на перебор всех возможных вариантов

163

Дерево вариантов

Итоговое повторение курса 6 класса 7ч

164

Действия с обыкновенными дробями

165

Сложение и вычитание чисел с разными знаками

ИКТ

166

Умножение и деление чисел с разными знаками

167

Решение уравнений

СР

168

Графики

ИКТ

169

Итоговая контрольная работа

170

Работа над ошибками

Информационно- методическое обеспечение

Реализация рабочей программы осуществляется с использованием учебно-методического комплекта:

  • Учебник для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений под редакцией коллектива авторов: Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С.Чесноков, С.И. Шварцбурд "Математика 6", издательство "Мнемозина", г.Москва, 2010
  • Чесноков А.С. , Нешков К.И. Дидактические материалы по математике для 6 класса.- М.: Классик Стиль, 2004

Литература для учителя:

  • Журнал   «Математика  в  школе»
  • Жохов В.И., Карташева Г.Д., Крайнева Л.Б. «Примерное планирование учебного материала и контрольные работы по математике 5-9 классы», М.: «Вербум- М», 2010
  • Айвазян Д.Ф. «Поурочные планы. Математика 6 кл.»,  Волгоград: «Учитель-АСТ», 2004
  • Соловьева Г. Д. «Элементы комбинаторики в школьном курсе математики», Саратов- 2002
  • Юрченко Е.В., Юрченко Ел.В., «Тесты по математике 5-6 кл.»,  М.: «Дрофа», 2011
  • Попов М.А. «Контрольные и самостоятельные работы по математике», М.: «Экзамен»,2009
  • Дихтярь М.Б., Эргле Е.В. «Элементы комбинаторики в школьном курсе математики»,  Саратов -2007
  • Фарков А.В. «Математические олимпиады 5-6 классы»,  М.: «Экзамен»,2008
  • Фарков А.В. «Внеклассная работа по математические 5-11 классы»,

            М.:«Айрис-пресс»,2008

  • Коваленко В.Г. «Дидактические игры на уроках математики»,М.: «Просвещение», 1990
  • Фотина И.В. «Коллективный способ обучения. Математика 5-11 классы», Волгоград: «Учитель», 2009

Литература для обучающихся:

  • Энциклопедия для детей. Т 11.Математика/Глав.ред. М.Д.Аксенова. -М.: Аванта+, 2002
  • Депман И.Я., Виленкин Н.Я.,  «За страницами учебника математики»,М.: «Просвещение», 1989
  • Савин А.П., Станцо В.В., Котова А. Ю.  « Я познаю мир. Математика», М.: АСТ, 1998
  • Депман И.Я. «История арифметики», М.: «Просвещение», 1959

Адреса электронных ресурсов:

1.Министерство образования РФ:

http://www.informika.ru/;

http://www.ed.gov.ru/;

http://www.edu.ru/.

 2. Педагогическая мастерская, уроки в Интернет и многое другое:

http://festival.1september.ru/;

http://mirurokov.ru/videouroki-po-matematike/;

http://www.proskolu.ru/org;

http://www.metod-kopilka.ru;

http://pedsovet.org;

http://www.1september.ru/.

3. Новые технологии в образовании: http://school-collection.edu.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Академия математики» 5 класс. Платное дополнительное образование. Математика

Курс «Академия математики» рассчитан на обучающихся 5 классов.  Задачи, рассматриваемые  в данной программе, играют важную роль в формировании логического мышления и математической культуры  учащихся....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Академия математики» 6 класс. Платное дополнительное образование. Математика

 Курс «Академия математики» рассчитан на обучающихся 6 классов.  Задачи, рассматриваемые  в данной программе, играют важную роль в формировании логического мышления и математической культуры  учащихся...

Рабочая программа по математике 9 класс - программа для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида (сборник 1) В. В. Воронкова 5 – 9 классы Математика ГИЦ «Владос», 2000г.

Рабочая программа по математике 9 класс - программа для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида (сборник 1)   В. В. Воронкова 5 – 9 классы Математика ГИЦ «Владос», 20...

Рабочая программа по Математике 5 класса (Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под ред. В.В.Воронковой и учебника «Математика» М.Н. Перова, Г.М. Капустина)

Рабочая программа  составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида,  под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой Сб.1. –М.:...

Рабочая программа по математике 5 класс (повышенный уровень, 245 часов) по учебнику Дорофеев Г.В., Петерсон Л.Г. Математика 5 класс

Рабочая программа учебного курса по  математике для 5М класса разработана ИОСО РАО, реком. МО РФ.Сб. «Программы для общеобразовательных школ, школ (классов) с углубленным изучением ма...