Рабочая программа по математике для 5 класса
рабочая программа по алгебре (5 класс) по теме
данная программа разработана для учебника И.Я. Виленкина
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Разработана к учебнику И.Я.Виленкина | 483.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета математики для 5 класса общеобразовательной школы составлена на основе: федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом МО РФ от 5.03.2004 г. №1089; примерной программы по математике основного общего образования; базисного учебного плана 2004 года.
Программа соответствует «Требованиям к математической подготовке учащихся» и определяет необходимый уровень знаний и навыков школьников. В основу программы положен обязательный минимум содержания образования по математике в соответствии с государственными стандартами.
Рабочая программа предназначена для изучения математики в 5 классе основной общеобразовательной школы. В соответствии с федеральным базисным учебным планом в рамках основного общего образования и в соответствии с учебным планом МБОУ «ООШ с. Подстепное» данная программа рассчитана на преподавание курса математики в 5 классе в объеме 5 часов в неделю. Всего за год 170 часов. Плановых контрольных уроков: 14ч. Административных контрольных уроков: 2 ч. На итоговое повторение в 5 классе – 6 часов в конце учебного года, остальные часы распределены по всем темам. Считаю, что такое распределение часов наиболее эффективно для данного класса. Уровень обучения - базовый. Срок реализации рабочей учебной программы – один учебный год.
Модель выпускника на второй ступени общего образования: формирование духовно богатой, разносторонней развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями, способной к самоопределению и продолжению образования с учетом индивидуальных особенностей.
Общая характеристика учебного предмета
Без базовой математической подготовки невозможна постановка образования современного человека. В школе математика служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин. В дальнейшей жизни реальной необходимостью в наши дни становится непрерывное образование, что требует полноценной базовой общеобразовательной подготовки, в том числе и математической. Главной целью школьного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностей человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смысла жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цели обучения математике.
Цели обучения математике в 5 классе: овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования; интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей; воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
Для осуществления учебного процесса используются элементы следующих педагогических технологий: Традиционная классно-урочная; элементы проблемного обучения; технология объяснительно – иллюстративного обучения; технология личностно ориентированного обучения; технология дифференцированного обучения; технология разноуровневого обучения; технология коллективного взаимообучения; технология учебно- игровой деятельности; здоровьесберегающие технологии; ИКТ.
Формы организации учебной деятельности учащихся носят индивидуальный характер, предусмотрена работа в парах, работа в малых группах, уроки- практикумы, урок- игра, презентации. Временные рамки решения многих задач не ограничиваются одним уроком и допускают разные уровни достижения. Для дифференцированного подхода к учащимся используются разноуровневые контрольные работы, домашние проверочные работы для учащихся. Для отработки и проверки знаний запланированы уроки с применением ИКТ (математические диктанты, тестовый контроль, устный счет, объяснение нового материала).
С учетом возрастных особенностей класса выстроена система учебных занятий, спроектированы цели, задачи, продуманы возможные формы контроля, сформулированы ожидаемые результаты обучения. В программу внесены изменения: уменьшено или увеличено количество часов на изучение некоторых тем, добавлены темы элементов теории вероятностей и статистики (4 часа). Часы вводятся за счёт часов, отведённых на повторение курса математики 5 класса. Это связано с тем, что в федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования 2004 года включен раздел «Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей», и новая форма итоговой аттестации по математике в 9-х классах содержит задания для контроля знаний учащихся по вероятностно-статистической линии. Внесение данных изменений позволит охватить весь изучаемый материал по программе, повысить уровень обученности учащихся по предмету, а также более эффективно осуществить индивидуальный подход к обучающимся.
Ожидаемые образовательные результаты: В результате изучения учебного курса "математика" в 5 классе ученик должен:
Знать: математические термины, правила действий с десятичными дробями.
Уметь:
- Читать и записывать натуральные числа и десятичные дроби, сравнивать два числа;
- Сравнивать числа, упорядочивать наборы чисел, понимать связь отношений «больше», «меньше» с расположением точек на координатной прямой; находить среднее арифметическое нескольких чисел;
- Выполнять арифметические действия с натуральными числами, десятичными и обыкновенными дробями, округлять десятичные дроби;
- Составлять числовые и буквенные выражения, линейные уравнения по условиям текстовых задач;
- Решать несложные линейные уравнения;
- Распознавать на чертежах и моделях геометрические фигуры (отрезки, углы, треугольники, многоугольники, окружность, круг); изображать указанные геометрические фигуры; владеть практическими навыками использования геометрических инструментов для построения и измерения отрезков и углов;
- Владеть навыками вычисления по формулам, знать основные единицы измерения и уметь перейти от одних единиц измерения к другим в соответствии с условиями задачи;
- Находить числовые значения буквенных выражений.
На основании требований Государственного образовательного стандарта в содержании предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
приобретение математических знаний и умений; овладение обобщенными способами мыслительной, творческой деятельностей; освоение компетенций (учебно-познавательной, коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной) и профессионально-трудового выбора.
Учебно-тематический план по математике 5 класс (170 ч.)
№ п/п | Тематический блок | Кол-во часов |
1 | Натуральные числа и шкалы | 16 |
2 | Сложение и вычитание натуральных чисел | 22 |
3 | Умножение и деление натуральных чисел | 28 |
4 | Площади и объемы | 12 |
5 | Обыкновенные дроби | 23 |
6 | Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей | 14 |
7 | Умножение и деление десятичных дробей | 26 |
8 | Инструменты для вычислений и измерений | 17 |
9 | Комбинаторика | 5 |
10 | Повторение. Решение задач. | 7 |
Всего: | 170 |
Основное содержание учебно-тематического плана
Тематический блок, тема учебного занятия | Количество часов |
Натуральные числа и шкалы | 16 |
Обозначение натуральных чисел | 3 |
Отрезок. Длина отрезка. Треугольник | 3 |
Плоскость. Прямая. Луч. | 2 |
Шкалы и координаты | 3 |
Меньше или больше | 3 |
Контрольная работа №1 | 1 |
Работа над ошибками | 1 |
§2. Сложение и вычитание натуральных чисел | 22 |
Сложение натуральных чисел и их свойства | 5 |
Вычитание | 4 |
Контрольная работа №2 | 1 |
Работа над ошибками | 1 |
Числовые и буквенные выражения | 2 |
Буквенная запись свойств сложения и вычитания | 3 |
Уравнение | 4 |
Контрольная работа №3 | 1 |
Работа над ошибками | 1 |
§3. Умножение и деление натуральных чисел | 28 |
Умножение натуральных чисел и его свойства | 5 |
Деление | 7 |
Деление с остатком | 3 |
Контрольная работа №4 | 1 |
Работа над ошибками | 1 |
Упрощение выражений | 4 |
Порядок выполнения действий | 3 |
Квадрат и куб числа | 2 |
Контрольная работа №5 | 1 |
Работа над ошибками | 1 |
§4. Площади и объёмы | 12 |
Формулы | 2 |
Площадь. Формула площади прямоугольника | 2 |
Единицы измерения площадей | 2 |
Прямоугольный параллелепипед | 1 |
Объёмы. Объём прямоугольного параллелепипеда | 3 |
Контрольная работа №6 | 1 |
Работа над ошибками | 1 |
§5. Обыкновенные дроби | 23 |
Окружность и круг | 2 |
Доли. Обыкновенные дроби | 3 |
Сравнение дробей | 3 |
Правильные и неправильные дроби | 2 |
Контрольная работа №7 | 1 |
Работа над ошибками | 1 |
Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями | 2 |
Деление и дроби | 2 |
Смешанные числа | 2 |
Сложение и вычитание смешанных чисел | 3 |
Контрольная работа №8 | 1 |
Работа над ошибками | 1 |
§6. Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей | 14 |
Десятичная запись дробных чисел | 2 |
Сравнение десятичных дробей | 3 |
Сложение и вычитание десятичных дробей | 5 |
Приближенные значения чисел. Округление чисел | 2 |
Контрольная работа №9 | 1 |
Работа над ошибками | 1 |
§7. Умножение и деление десятичных дробей | 26 |
Умножение десятичных дробей на натуральные числа | 3 |
Деление десятичных дробей на натуральные числа | 4 |
Контрольная работа №10 | 1 |
Работа над ошибками | 1 |
Умножение десятичных дробей | 5 |
Деление на десятичную дробь | 7 |
Среднее арифметическое | 3 |
Контрольная работа №11 | 1 |
Работа над ошибками | 1 |
§8. Инструменты для измерений | 17 |
Микрокалькулятор | 1 |
Проценты | 5 |
Контрольная работа №12 | 1 |
Работа над ошибками | 1 |
Угол. Прямой и развернутый угол. Чертежный треугольник | 3 |
Измерение углов. Транспортир | 3 |
Круговые диаграммы | 1 |
Контрольная работа №13 | 1 |
Работа над ошибками | 1 |
Комбинаторика | 5 |
Множество. Элемент множества, подмножество | 1 |
Сбор и регистрация данных | 1 |
Таблицы и диаграммы | 1 |
Решение комбинаторных задач | 2 |
Итоговое повторение | 7 |
Уравнения | 1 |
Обыкновенные дроби и действия с ними | 1 |
Десятичные дроби и действия с ними. | 1 |
Задачи на проценты. | 1 |
Решение текстовых задач. Подготовка к итоговой контрольной работе | 1 |
Итоговая контрольная работа | 1 |
Работа над ошибками | 1 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Дата проведения | Условные обозначения | |
по плану | по факту | |||
§1. Натуральные числа и шкалы 16ч | ||||
1 | Обозначение натуральных чисел, п.1 | 3.09. | ||
2 | Запись числа цифрами | 4.09. | ПД | |
3 | Разбиение натуральных чисел на классы | 5.09. | ||
4 | Отрезок. Длина отрезка. п.2 | 6.09. | СР | |
5 | Треугольник | 7.09. | ||
6 | Решение задач по теме «Отрезок, длина отрезка, треугольник» | 10.09. | ИД | |
7 | Плоскость, прямая, луч, п.3 | 11.09. | ||
8 | Дополнительные лучи | 12.09. | СР | |
9 | Шкалы и координаты, п.4 | 13.09. | ||
10 | Единицы массы | 14.09. | ПД | |
11 | Координатный луч | 17.09. | ||
12 | Меньше или больше, п.5 | 18.09. | ||
13 | Сравнение чисел | 19.09. | СР | |
14 | Двойное неравенство | 20.09. | ||
15 | Контрольная работа №1 «Натуральные числа и шкалы» | 21.09 | ||
16 | Работа над ошибками | 24.09. | ||
§2. Сложение и вычитание натуральных чисел 23ч | ||||
17 | Сложение натуральных чисел, п.6 | 25.09. | ||
18 | Переместительное свойство сложения | 26.09. | ИД | |
19 | Сочетательное свойство сложения | 27.09. | ИКТ | |
20 | Свойство нуля | 28.09. | СР | |
21 | Периметр многоугольника | 1.10. | ИД | |
22 | Вычитание, п.7 | 2.10. | ||
23 | Свойство вычитания .Разность | 3.10. | ||
24 | Свойство вычитания суммы из числа | 4.10. | СР | |
25 | Свойство вычитания числа из суммы | 5.10. | ИКТ | |
32 | Упрощение выражений, используя свойства сложения и вычитания | 8.10. | ИКТ | |
33 | Применение свойств сложения и вычитания в задачах | 9.10. | ||
34 | Уравнение,п.10 | 10.10. | ||
35 | Решение уравнений | 11.10. | СР | |
36 | Решение задач с помощью уравнения | 12.10. | ИКТ | |
37 | Задачи, решаемые с помощью уравнения | 15.10. | ||
38 | Контрольная работа №3 «Числовые и буквенные выражения. Уравнение» | 16.10. | ||
39 | Работа над ошибками | 17.10. | ||
§3. Умножение и деление натуральных чисел 29ч | ||||
40 | Умножение натуральных чисел и его свойства, п.11 | 18.10. | ||
41 | Переместительное свойство умножения | 19.10. | ИД | |
42 | Сочетательное свойство умножения | 22.10. | ИД | |
43 | Умножение натуральных чисел | 23.10. | СР | |
44 | Свойства умножения | 24.10. | ||
45 | Деление, п.12 | 25.10. | ||
46 | Деление натуральных чисел | 26.10. | ||
47 | Решение уравнений | 29.10. | СР | |
48 | Задачи, решаемые с помощью уравнения | 30.10. | ||
49 | Решение уравнений и задач по теме «Деление» | 31.10. | ИКТ | |
50 | Решение задач с помощью уравнения | СР | ||
51 | Составление равенств по тексту задач | |||
52 | Деление с остатком, п.13 | ИКТ | ||
53 | Решение задач на деление с остатком | |||
54 | Решение упражнений по теме «Умножение и деление натуральных чисел» | |||
55 | Контрольная работа №4 «Умножение и деление натуральных чисел» | |||
56 | Работа над ошибками | |||
57 | Упрощение выражений, п.14 | |||
58 | Распределительное свойство умножения относительно сложения | ИД | ||
59 | Распределительное свойство умножения относительно вычитания | |||
60 | Упрощение выражений, применяя свойства умножения | СР | ||
61 | Решение задач, используя свойства умножения | |||
62 | Порядок выполнения действий, п.15 | ИКТ | ||
63 | Порядок выполнения действий в выражениях без скобок | |||
64 | Порядок выполнения действий в выражениях со скобками | СР | ||
65 | Степень числа, п.16 | |||
66 | Квадрат и куб числа. | ИКТ | ||
67 | Контрольная работа №5 «Упрощение выражений» | |||
68 | Работа над ошибками | |||
§4. Площади и объемы 12 ч | ||||
69 | Формулы, п.17 | |||
70 | Формула пути | ИКТ | ||
71 | Площадь. Формула площади прямоугольника, п.18 | СР | ||
72 | Равные фигуры, площадь квадрата | ИД | ||
73 | Единицы измерения площадей, п.19 | |||
74 | Соотношения между единицами измерения площадей | |||
75 | Прямоугольный параллелепипед, п.20 | ПД | ||
76 | Объемы. Единицы измерения объема,п.21 | ИКТ | ||
77 | Объем прямоугольного параллелепипеда | СР | ||
78 | Объем куба | |||
79 | Контрольная работа №6 «Площади и объемы» | |||
80 | Работа над ошибками | |||
§5. Обыкновенные дроби 23 ч | ||||
81 | Окружность и круг, п.22 | ИКТ | ||
82 | Дуга окружности | |||
83 | Доли, п.23 | |||
84 | Обыкновенные дроби | |||
85 | Решение задач по теме «Доли и обыкновенные дроби» | |||
86 | Задачи по теме «Обыкновенные дроби» | |||
87 | Сравнение дробей, п.24 | СР | ||
88 | Сравнение дробей на координатном луче | |||
89 | Правильные и неправильные дроби, п.25 | ИКТ | ||
90 | Решение задач по теме «Правильные и неправильные дроби» | ПД | ||
91 | Контрольная работа №7 «Обыкновенные дроби» | |||
92 | Работа над ошибками | |||
93 | Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями, п.26 | |||
94 | Правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями | СР | ||
95 | Деление и дроби, п.27 | |||
96 | Свойство деления суммы на число | ИД | ||
97 | Смешанные числа, п.28 | |||
98 | Запись числа в виде неправильной дроби | |||
99 | Сложение и вычитание смешанных чисел, п.29 | ИД | ||
100 | Правило сложения и вычитания смешанных чисел | СР | ||
101 | Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями и смешанных чисел | ИКТ | ||
102 | Контрольная работа №8 «Сложение и вычитание смешанных чисел» | |||
103 | Работа над ошибками | |||
§6. Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей 14ч | ||||
104 | Десятичная запись дробных чисел, п.30 | |||
105 | Правило десятичной записи числа | |||
106 | Сравнение десятичных дробей, п.31 | ИД | ||
107 | Правило сравнения десятичных дробей | СР | ||
108 | Расположение десятичных дробей в порядке возрастания и убывания | |||
109 | Сложение и вычитание десятичных дробей, п.32 | |||
110 | Правило сложения, вычитания десятичных дробей | ИКТ | ||
111 | Решение примеров, применяя правило сложения, вычитания десятичных дробей | |||
112 | Решение задач на сложение и вычитание дробей | |||
113 | Задачи на сложение и вычитание десятичных дробей | СР | ||
114 | Приближенные значения чисел, п.33 | ИКТ | ||
115 | Округление чисел | |||
116 | Контрольная работа №9 «Сложение и вычитание десятичных дробей» | |||
117 | Работа над ошибками | |||
§7. Умножение и деление десятичных дробей 26 ч | ||||
118 | Умножение десятичных дробей на натуральные числа, п.34 | ИД | ||
119 | Правило умножения десятичных дробей на натуральное число | СР | ||
120 | Правило умножения десятичных дробей на 10,100,1000 и т.д. | ИД | ||
121 | Деление десятичных дробей на натуральные числа, п.35 | ИКТ | ||
122 | Деление десятичной дроби на натуральное число | |||
123 | Деление десятичной дроби на 10,100,1000 и т.д. | ИД | ||
124 | Решение уравнений, используя правило умножения и деления десятичных дробей | СР | ||
125 | Контрольная работа №10 «Умножение и деление десятичных дробей на натуральные числа» | |||
126 | Работа над ошибками | |||
127 | Умножение десятичных дробей, п.36 | |||
128 | Правило умножения десятичных дробей | |||
129 | Отработка навыков умножения десятичных дробей | ИКТ | ||
130 | Умножение десятичных дробей, применяя свойства умножения | |||
131 | Решение задач на умножение десятичных дробей | СР | ||
132 | Деление десятичных дробей, п.37 | |||
133 | Деление десятичной дроби на десятичную дробь | ИКТ | ||
134 | Деление десятичной дроби на 0,1;0,01;0,001 и т.д. | ИД | ||
135 | Решение задач на деление дробей | |||
136 | Решение уравнений | |||
137 | Деление на десятичную дробь | СР | ||
138 | Задачи на умножение и деление дробей | |||
139 | Среднее арифметическое, п.38 | ИД | ||
140 | Среднее арифметическое нескольких чисел | ИКТ | ||
141 | Средняя скорость движения | |||
142 | Контрольная работа №11 «Умножение и деление десятичных дробей» | |||
143 | Работа над ошибками | |||
§8. Инструменты для вычислений и измерений 17 ч | ||||
144 | Микрокалькулятор, п.39 | |||
145 | Проценты, п.40 | ИКТ | ||
146 | Обращение десятичной дроби в проценты, перевод процентов в десятичную дробь | |||
147 | Задачи на проценты | ПД | ||
148 | Решение задач на проценты | |||
149 | Решение сложных задач на проценты | |||
150 | Контрольная работа №12 «Проценты» | |||
151 | Работа над ошибками | |||
152 | Угол. Прямой и развернутый угол, п.41 | |||
153 | Чертёжный треугольник | |||
154 | Решение задач по теме «Углы» | |||
155 | Измерение углов. Транспортир, п.42 | |||
156 | Построение углов с помощью транспортира | СР | ||
157 | Свойство углов треугольника | ИД | ||
158 | Круговые диаграммы, п.43 | ИКТ | ||
159 | Контрольная работа №13 «Измерение углов. Транспортир» | |||
160 | Работа над ошибками | |||
Комбинаторика 4ч | ||||
161 | Множество. Элемент множества, подмножество | |||
162 | Сбор и регистрация данных | ПД | ||
163 | Таблицы и диаграммы | ИКТ | ||
164 | Решение комбинаторных задач | |||
Итоговое повторение 6ч | ||||
165 | Уравнения | |||
166 | Обыкновенные дроби и действия с ними | |||
167 | Десятичные дроби и действия с ними. | |||
168 | Повторение. Решение задач на проценты. | |||
169 | Итоговая контрольная работа | |||
170 | Работа над ошибками |
Информационно- методическое обеспечение
Реализация рабочей программы осуществляется с использованием учебно-методического комплекта:
- Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений под редакцией коллектива авторов: Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С.Чесноков, С.И. Шварцбурд "Математика 5", издательство "Мнемозина", г.Москва, 2010
- Математические диктанты. 5 класс. В.И. Жохов, И.М. Митяева. "РОСМЭН".
- Чесноков А.С. , Нешков К.И. Дидактические материалы по математике для 5 класса.- М.: Классик Стиль, 2004
- Самостоятельные и контрольные работы. Математика 5. А.П. Ершова, В.В. Голобородбко. "ИЛЕКСА".
Литература для учителя:
- МО РФ Программно-методические материалы. Математика 5-11 кл. Составитель: Г.М. Кузнецова, М., «Дрофа», 2001год.
- Журнал «Математика в школе»
- Жохов В.И., Карташева Г.Д., Крайнева Л.Б. «Примерное планирование учебного материала и контрольные работы по математике 5-9 классы», М.: «Вербум- М», 2010
- Соловьева Г. Д. «Элементы комбинаторики в школьном курсе математики», Саратов- 2002
- Юрченко Е.В., Юрченко Ел.В., «Тесты по математике 5-6 кл.», М.: «Дрофа», 2001
- Попов М.А. «Контрольные и самостоятельные работы по математике», М.: «Экзамен»,2009
- Григорьева Г. И. «Поурочные планы. Математика 5 кл.», Волгоград:«Учитель-АСТ», 2003
- Дихтярь М.Б., Эргле Е.В.«Элементы комбинаторики в школьном курсе математики», Саратов -2007
- Фарков А.В. «Математические олимпиады 5-6 классы», М.: «Экзамен»,2008
- Фарков А.В. «Внеклассная работа по математические 5-11 классы»,
М.:«Айрис-пресс»,2008
- Коваленко В.Г. «Дидактические игры на уроках математики»,М.: «Просвещение», 1990
- Фотина И.В. «Коллективный способ обучения. Математика 5-11 классы», Волгоград: «Учитель», 2009
Литература для обучающихся:
- Энциклопедия для детей. Т 11.Математика/Глав.ред. М.Д.Аксенова. -М.: Аванта+, 2002
- Депман И.Я., Виленкин Н.Я., «За страницами учебника математики»,М.: «Просвещение», 1998
- Савин А.П., Станцо В.В., Котова А. Ю. « Я познаю мир. Математика», М.: АСТ, 1998
- Депман И.Я. «История арифметики», М.: «Просвещение», 1959
Адреса электронных ресурсов:
1.Министерство образования РФ:
http://www.informika.ru/;
http://www.ed.gov.ru/;
http://www.edu.ru/.
2. Педагогическая мастерская, уроки в Интернет и многое другое:
http://festival.1september.ru/;
http://mirurokov.ru/videouroki-po-matematike/;
http://www.metod-kopilka.ru;
3.Новые технологии в образовании:
http://school-collection.edu.ru/