Рабочая программа по математике для 5 класса
рабочая программа по алгебре (5 класс) по теме

Локтева Елена Александровна

данная программа разработана для учебника И.Я. Виленкина

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебного предмета математики для 5 класса общеобразовательной школы составлена на основе: федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом МО РФ от 5.03.2004 г. №1089; примерной программы по математике основного общего образования; базисного учебного плана 2004 года.

    Программа соответствует «Требованиям к математической подготовке учащихся» и определяет необходимый уровень знаний и навыков школьников. В основу программы положен обязательный минимум содержания образования по математике в соответствии с государственными стандартами.  

Рабочая программа предназначена для изучения математики в 5 классе основной общеобразовательной школы. В соответствии с федеральным базисным учебным планом в рамках основного общего образования и в соответствии с учебным планом МБОУ «ООШ с. Подстепное» данная программа рассчитана на преподавание курса математики в 5 классе в объеме 5 часов в неделю. Всего за год 170 часов. Плановых контрольных уроков: 14ч. Административных контрольных уроков: 2 ч.  На итоговое повторение в 5 классе – 6 часов в конце учебного года, остальные часы распределены по всем темам. Считаю, что такое распределение часов наиболее эффективно для данного класса. Уровень обучения - базовый. Срок реализации рабочей учебной программы – один учебный год.

Модель  выпускника на второй  ступени общего образования: формирование духовно богатой, разносторонней развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями, способной к самоопределению и продолжению образования с учетом индивидуальных особенностей.

Общая характеристика учебного предмета

Без базовой математической подготовки невозможна постановка образования современного человека. В школе математика служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин. В дальнейшей жизни реальной необходимостью в наши дни становится непрерывное образование, что требует полноценной базовой общеобразовательной подготовки, в том числе и математической. Главной целью школьного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностей человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смысла жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цели обучения математике.

Цели обучения математике в 5 классе: овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования; интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к  преодолению трудностей; воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.

Для осуществления учебного процесса используются элементы следующих педагогических технологий: Традиционная классно-урочная; элементы проблемного обучения; технология объяснительно – иллюстративного обучения; технология личностно ориентированного обучения; технология дифференцированного обучения; технология разноуровневого обучения; технология коллективного взаимообучения;  технология учебно- игровой деятельности; здоровьесберегающие технологии; ИКТ.

Формы организации учебной деятельности учащихся носят индивидуальный характер, предусмотрена работа в парах, работа в малых группах, уроки- практикумы, урок- игра, презентации. Временные рамки решения многих задач не ограничиваются одним уроком и допускают разные уровни достижения. Для дифференцированного подхода к учащимся используются разноуровневые контрольные работы, домашние проверочные работы для учащихся. Для отработки и проверки знаний запланированы уроки с применением ИКТ (математические диктанты, тестовый контроль, устный счет, объяснение нового материала).

С учетом возрастных особенностей  класса выстроена система учебных занятий, спроектированы цели, задачи, продуманы возможные формы контроля, сформулированы ожидаемые результаты обучения. В программу внесены изменения: уменьшено или увеличено количество часов на изучение некоторых тем, добавлены темы элементов теории вероятностей и статистики (4 часа). Часы вводятся за счёт часов, отведённых на повторение курса математики 5 класса. Это  связано с тем,   что в федеральный  компонент государственного стандарта основного общего образования 2004 года включен раздел «Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей», и новая форма  итоговой аттестации  по математике в 9-х классах содержит задания для контроля знаний учащихся по вероятностно-статистической линии. Внесение данных изменений позволит охватить весь изучаемый материал по программе, повысить уровень обученности учащихся по предмету, а также более эффективно осуществить индивидуальный подход к обучающимся.

Ожидаемые образовательные результаты: В результате изучения учебного курса "математика" в 5 классе ученик должен:

Знать: математические термины, правила действий с десятичными дробями.

Уметь:

  • Читать и записывать натуральные числа и десятичные дроби, сравнивать два числа;
  • Сравнивать числа, упорядочивать наборы чисел, понимать связь отношений «больше», «меньше» с расположением точек на координатной прямой; находить среднее арифметическое нескольких чисел;
  • Выполнять арифметические действия с натуральными числами,  десятичными и обыкновенными дробями, округлять десятичные дроби;
  • Составлять числовые и буквенные выражения, линейные уравнения по условиям текстовых задач;
  • Решать несложные линейные уравнения;
  • Распознавать на чертежах и моделях геометрические фигуры (отрезки, углы, треугольники, многоугольники, окружность, круг); изображать указанные геометрические фигуры; владеть практическими навыками использования геометрических инструментов для построения и измерения отрезков и углов;
  • Владеть навыками вычисления по формулам, знать основные единицы измерения и уметь перейти от одних единиц измерения к другим в соответствии с условиями задачи;
  • Находить числовые значения буквенных выражений.

     На основании требований Государственного образовательного стандарта  в содержании предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:

приобретение математических знаний и умений; овладение обобщенными способами мыслительной, творческой деятельностей; освоение компетенций (учебно-познавательной, коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной) и профессионально-трудового выбора.

Учебно-тематический план по математике 5 класс (170 ч.)

п/п

Тематический блок

Кол-во часов

1

Натуральные числа и шкалы

16

2

Сложение и вычитание натуральных чисел

22

3

Умножение и деление натуральных чисел

28

4

Площади и объемы

12

5

Обыкновенные дроби

23

6

Десятичные дроби.  Сложение и вычитание десятичных дробей

14

7

Умножение и деление десятичных дробей

26

8

Инструменты для вычислений и измерений

17

9

Комбинаторика

5

10

Повторение. Решение задач.

7

Всего:

170

Основное содержание учебно-тематического плана

Тематический блок, тема учебного занятия

Количество

 часов

Натуральные числа и шкалы

16

Обозначение натуральных чисел          

3

Отрезок. Длина отрезка. Треугольник

3

Плоскость. Прямая. Луч.                        

2

Шкалы и координаты                            

3

Меньше или больше                              

3

Контрольная работа №1

1

Работа над ошибками

1

§2. Сложение и вычитание натуральных чисел

22

Сложение натуральных чисел и их свойства    

5

Вычитание                                              

4

Контрольная работа №2  

1

Работа над ошибками

1

Числовые и буквенные выражения        

2

Буквенная запись свойств сложения и вычитания                                                

3

Уравнение                                                

4

Контрольная работа №3  

1

Работа над ошибками

1

§3. Умножение и деление натуральных чисел

28

Умножение натуральных чисел и его свойства                                                                                                    

5

Деление                                                    

7

Деление с остатком                                

3

Контрольная работа №4  

1

Работа над ошибками

1

Упрощение выражений                          

4

Порядок выполнения действий              

3

Квадрат и куб числа                                

2

Контрольная работа №5  

1

Работа над ошибками

1

§4. Площади и объёмы

12

Формулы                                                  

2

Площадь. Формула площади прямоугольника                                      

2

Единицы измерения площадей              

2

Прямоугольный параллелепипед          

1

Объёмы. Объём прямоугольного параллелепипеда                                    

3

Контрольная работа №6  

1

Работа над ошибками

1

§5. Обыкновенные дроби

23

Окружность и круг                                  

2

Доли. Обыкновенные дроби                  

3

Сравнение дробей                                  

3

Правильные и неправильные дроби      

2

Контрольная работа №7  

1

Работа над ошибками

1

Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями                                        

2

Деление и дроби                                      

2

Смешанные числа                                    

2

Сложение и вычитание смешанных чисел

3

Контрольная работа №8  

1

Работа над ошибками

1

§6. Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей

14

Десятичная запись дробных чисел        

2

Сравнение десятичных дробей              

3

Сложение и вычитание десятичных дробей

5

Приближенные значения чисел. Округление чисел                                                        

2

Контрольная работа №9   

1

Работа над ошибками

1

§7. Умножение и деление десятичных дробей

26

Умножение десятичных дробей на натуральные числа                                

3

Деление десятичных дробей на натуральные числа                                                          

4

Контрольная работа №10 

1

Работа над ошибками

1

Умножение десятичных дробей            

5

Деление на десятичную  дробь              

7

Среднее арифметическое                        

3

Контрольная работа №11  

1

Работа над ошибками

1

§8.  Инструменты для измерений

17

Микрокалькулятор                                  

1

Проценты                                                

5

Контрольная работа №12   

1

Работа над ошибками

1

Угол. Прямой и развернутый угол.  Чертежный треугольник                        

3

Измерение углов. Транспортир            

3

Круговые диаграммы                              

1

Контрольная работа №13  

1

Работа над ошибками

1

Комбинаторика

5

Множество. Элемент множества, подмножество

1

Сбор и регистрация данных

1

Таблицы и диаграммы

1

Решение комбинаторных задач

2

Итоговое повторение

7

Уравнения

1

Обыкновенные дроби и действия с ними

1

Десятичные дроби и действия с ними.

1

Задачи на проценты.

1

 Решение текстовых задач. Подготовка к итоговой контрольной работе

1

Итоговая контрольная работа

1

Работа над ошибками

1

Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема урока

Дата проведения

Условные

обозначения

по

плану

по  

факту

§1. Натуральные числа и шкалы  16ч

1

Обозначение натуральных чисел, п.1

3.09.

2

  Запись числа цифрами

4.09.

ПД

3

 Разбиение натуральных чисел на классы

5.09.

4

Отрезок. Длина отрезка. п.2

6.09.

СР

5

 Треугольник

7.09.

6

 Решение задач по теме «Отрезок, длина отрезка, треугольник»

10.09.

ИД

7

Плоскость, прямая, луч, п.3

11.09.

8

 Дополнительные лучи

12.09.

СР

9

Шкалы и координаты, п.4

13.09.

10

Единицы массы

14.09.

ПД

11

 Координатный луч

17.09.

12

Меньше или больше, п.5

18.09.

13

 Сравнение чисел

19.09.

СР

14

 Двойное неравенство

20.09.

15

Контрольная работа №1 «Натуральные числа и шкалы»

21.09

16

Работа над ошибками

24.09.

§2. Сложение и вычитание натуральных чисел 23ч

17

Сложение натуральных чисел, п.6

25.09.

18

 Переместительное свойство сложения

26.09.

ИД

19

 Сочетательное свойство сложения

27.09.

ИКТ

20

 Свойство нуля

28.09.

СР

21

 Периметр многоугольника

1.10.

ИД

22

Вычитание, п.7

2.10.

23

Свойство вычитания .Разность

3.10.

24

 Свойство вычитания суммы из числа

4.10.

СР

25

 Свойство вычитания числа из суммы

5.10.

ИКТ

32

 Упрощение выражений, используя свойства сложения и вычитания

8.10.

ИКТ

33

 Применение свойств сложения и вычитания в задачах

9.10.

34

Уравнение,п.10

10.10.

35

 Решение уравнений

11.10.

СР

36

 Решение задач с помощью уравнения

12.10.

ИКТ

37

 Задачи, решаемые с помощью уравнения

15.10.

38

Контрольная работа №3  «Числовые и буквенные выражения. Уравнение»

16.10.

39

Работа над ошибками

17.10.

§3. Умножение и деление натуральных чисел 29ч

40

Умножение натуральных чисел и его свойства, п.11

18.10.

41

 Переместительное свойство умножения

19.10.

ИД

42

 Сочетательное свойство умножения

22.10.

ИД

43

 Умножение натуральных чисел

23.10.

СР

44

 Свойства умножения

24.10.

45

Деление, п.12

25.10.

46

 Деление натуральных чисел

26.10.

47

 Решение уравнений

29.10.

СР

48

 Задачи, решаемые с помощью уравнения

30.10.

49

 Решение уравнений и задач по теме «Деление»

31.10.

ИКТ

50

 Решение задач с помощью уравнения

СР

51

 Составление равенств по тексту задач

52

Деление с остатком, п.13

ИКТ

53

 Решение задач на деление с остатком

54

 Решение упражнений по теме «Умножение и деление натуральных чисел»

55

Контрольная работа №4  «Умножение и деление натуральных чисел»

56

Работа над ошибками

57

Упрощение выражений, п.14

58

 Распределительное свойство умножения относительно сложения

ИД

59

Распределительное свойство умножения относительно вычитания

60

 Упрощение выражений, применяя свойства умножения

СР

61

 Решение задач, используя свойства умножения

62

Порядок выполнения действий, п.15

ИКТ

63

 Порядок выполнения действий в выражениях без скобок

64

 Порядок выполнения действий в выражениях со скобками

СР

65

Степень числа, п.16

66

  Квадрат и куб числа.

ИКТ

67

Контрольная работа №5 «Упрощение выражений»

68

Работа над ошибками

§4. Площади и объемы 12 ч

69

Формулы, п.17

70

Формула пути

ИКТ

71

Площадь. Формула площади прямоугольника, п.18

СР

72

 Равные фигуры, площадь квадрата

ИД

73

Единицы измерения площадей, п.19

74

 Соотношения между единицами измерения площадей

75

Прямоугольный параллелепипед, п.20

ПД

76

Объемы.  Единицы измерения объема,п.21

ИКТ

77

 Объем прямоугольного параллелепипеда

СР

78

 Объем куба

79

Контрольная работа №6  «Площади и объемы»

80

Работа над ошибками

§5. Обыкновенные дроби  23 ч

81

Окружность и круг, п.22

ИКТ

82

 Дуга окружности

83

Доли, п.23

84

 Обыкновенные дроби

85

 Решение задач по теме «Доли и обыкновенные дроби»

86

 Задачи по теме «Обыкновенные дроби»

87

Сравнение дробей, п.24

СР

88

 Сравнение дробей на координатном луче

89

 Правильные и неправильные дроби, п.25

ИКТ

90

 Решение задач по теме «Правильные и неправильные дроби»

ПД

91

Контрольная работа №7 «Обыкновенные дроби»

92

Работа над ошибками

93

Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями, п.26

94

 Правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями

СР

95

Деление и дроби, п.27

96

 Свойство деления суммы на число

ИД

97

Смешанные числа, п.28

98

Запись числа в виде неправильной дроби

99

Сложение и вычитание смешанных чисел, п.29

ИД

100

 Правило сложения и вычитания смешанных чисел

СР

101

 Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями и смешанных чисел

ИКТ

102

Контрольная работа №8 «Сложение и вычитание  смешанных чисел»

103

Работа над ошибками

§6. Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей  14ч

104

Десятичная запись дробных чисел, п.30

105

Правило десятичной записи числа

106

Сравнение десятичных дробей, п.31

ИД

107

 Правило сравнения десятичных дробей

СР

108

 Расположение десятичных дробей в порядке возрастания и убывания

109

Сложение и вычитание десятичных дробей, п.32

110

Правило сложения, вычитания десятичных дробей

ИКТ

111

 Решение примеров, применяя правило сложения, вычитания десятичных дробей

112

 Решение задач на сложение и вычитание дробей

113

 Задачи на сложение и вычитание десятичных дробей

СР

114

Приближенные значения чисел, п.33

ИКТ

115

Округление чисел

116

Контрольная работа №9 «Сложение и вычитание десятичных дробей»

117

Работа над ошибками

§7. Умножение и деление десятичных дробей

26 ч

118

Умножение десятичных дробей на натуральные числа, п.34

ИД

119

Правило умножения десятичных дробей на натуральное число

СР

120

 Правило умножения десятичных дробей на 10,100,1000 и т.д.

ИД

121

Деление  десятичных дробей на натуральные числа, п.35

ИКТ

122

Деление десятичной дроби на натуральное число

123

 Деление десятичной дроби на 10,100,1000 и т.д.

ИД

124

 Решение уравнений, используя правило умножения и деления десятичных дробей

СР

125

Контрольная работа №10  «Умножение и деление  десятичных дробей на натуральные числа»

126

Работа над ошибками

127

Умножение десятичных дробей, п.36

128

Правило умножения десятичных дробей

129

 Отработка навыков умножения десятичных дробей

ИКТ

130

 Умножение десятичных дробей, применяя свойства умножения

131

Решение задач на умножение десятичных дробей

СР

132

Деление десятичных дробей, п.37

133

Деление десятичной дроби на десятичную дробь

ИКТ

134

 Деление десятичной дроби на 0,1;0,01;0,001 и т.д.

ИД

135

 Решение задач на деление дробей

136

 Решение уравнений

137

Деление на десятичную дробь

СР

138

 Задачи на умножение и деление дробей

139

Среднее арифметическое, п.38

ИД

140

 Среднее арифметическое нескольких чисел

ИКТ

141

 Средняя скорость движения

142

Контрольная работа №11 «Умножение и деление десятичных дробей»

143

Работа над ошибками

§8. Инструменты для вычислений и измерений 17 ч

144

Микрокалькулятор, п.39

145

Проценты, п.40

ИКТ

146

 Обращение десятичной дроби в проценты, перевод процентов в десятичную дробь

147

 Задачи на проценты

ПД

148

 Решение задач на проценты

149

 Решение  сложных задач на проценты

150

Контрольная работа №12 «Проценты»

151

Работа над ошибками

152

Угол. Прямой и развернутый угол, п.41

153

 Чертёжный треугольник

154

 Решение задач по теме «Углы»

155

Измерение углов. Транспортир, п.42

156

 Построение углов с помощью транспортира

СР

157

 Свойство углов треугольника

ИД

158

Круговые диаграммы, п.43

ИКТ

159

 Контрольная работа №13 «Измерение углов. Транспортир»

160

Работа над ошибками

Комбинаторика 4ч

161

Множество. Элемент множества, подмножество

162

Сбор и регистрация данных

ПД

163

Таблицы и диаграммы

ИКТ

164

Решение комбинаторных задач

Итоговое повторение 6ч

165

Уравнения

166

Обыкновенные дроби и действия с ними

167

Десятичные дроби и действия с ними.

168

Повторение.  Решение задач на проценты.

169

Итоговая контрольная работа

170

Работа над ошибками

Информационно- методическое обеспечение

Реализация рабочей программы осуществляется с использованием учебно-методического комплекта:

  • Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений под редакцией коллектива авторов: Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С.Чесноков, С.И. Шварцбурд "Математика 5", издательство "Мнемозина", г.Москва, 2010
  • Математические диктанты. 5 класс. В.И. Жохов, И.М. Митяева. "РОСМЭН".
  • Чесноков А.С. , Нешков К.И. Дидактические материалы по математике для 5 класса.- М.: Классик Стиль, 2004
  • Самостоятельные и контрольные работы. Математика 5. А.П. Ершова, В.В. Голобородбко. "ИЛЕКСА".

Литература для учителя:

  • МО РФ Программно-методические материалы. Математика 5-11 кл. Составитель: Г.М. Кузнецова,  М., «Дрофа», 2001год.
  • Журнал   «Математика  в  школе»
  • Жохов В.И., Карташева Г.Д., Крайнева Л.Б. «Примерное планирование учебного материала и контрольные работы по математике 5-9 классы», М.: «Вербум- М», 2010
  • Соловьева Г. Д. «Элементы комбинаторики в школьном курсе математики», Саратов- 2002
  • Юрченко Е.В., Юрченко Ел.В., «Тесты по математике 5-6 кл.»,  М.: «Дрофа», 2001
  • Попов М.А. «Контрольные и самостоятельные работы по математике», М.: «Экзамен»,2009
  • Григорьева Г. И. «Поурочные планы. Математика 5 кл.», Волгоград:«Учитель-АСТ», 2003
  • Дихтярь М.Б., Эргле Е.В.«Элементы комбинаторики в школьном курсе математики»,  Саратов -2007
  • Фарков А.В. «Математические олимпиады 5-6 классы», М.: «Экзамен»,2008
  • Фарков А.В. «Внеклассная работа по математические 5-11 классы»,

        М.:«Айрис-пресс»,2008

  • Коваленко В.Г. «Дидактические игры на уроках математики»,М.: «Просвещение», 1990
  • Фотина И.В. «Коллективный способ обучения. Математика 5-11 классы», Волгоград: «Учитель», 2009

Литература для обучающихся:

  • Энциклопедия для детей. Т 11.Математика/Глав.ред. М.Д.Аксенова. -М.: Аванта+, 2002
  • Депман И.Я., Виленкин Н.Я.,  «За страницами учебника математики»,М.: «Просвещение», 1998
  • Савин А.П., Станцо В.В., Котова А. Ю.  « Я познаю мир. Математика», М.: АСТ, 1998
  • Депман И.Я. «История арифметики», М.: «Просвещение», 1959

Адреса электронных ресурсов:

1.Министерство образования РФ:

http://www.informika.ru/;

http://www.ed.gov.ru/;

http://www.edu.ru/.

2. Педагогическая мастерская, уроки в Интернет и многое другое:

http://festival.1september.ru/;

http://mirurokov.ru/videouroki-po-matematike/;

http://www.proskolu.ru/org;

http://www.metod-kopilka.ru;

http://pedsovet.org;

http://www.1september.ru/.

3.Новые технологии в образовании:

http://school-collection.edu.ru/