Диофантовы уравнения.
олимпиадные задания по алгебре (10 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Шехерезада рассказывает свои сказки великому правителю. Всего она должна рассказать 1001 сказку. Сколько ночей потребуется Шехерезаде, чтобы рассказать все свои сказки, если x ночей она будет рассказывать по 3 сказки, а остальные сказки по 5 за у ночей.
Решение.
Сказочнице, очевидно, потребуется x+y ночей, где x и y – натуральные корни диофантова уравнения 3х+5у=1001.
Решим это уравнение различными способами.
- С помощью алгоритма Евклида
НОД(3,5)=1, уравнение имеет целые решения.
Получаем, что всего 67 целых значений переменной t содержится в указанном промежутке.
Например, при t= –335, получим
у = -1001 +1005 =4; x =2002 – 1675 = 327, т. е. решение (327; 4).
- Способ с использованием цепной дроби.
Обратимся к уравнению 3х + 5у = 1001.
Решение.
- Представим дробь 3/5 в виде конечной цепной дроби.
- Запишем дробь в виде цепной дроби 3/5=[0;1, 1, 2]
- Составим таблицу
Начальные условия | q0=0 | q1=1 | q2=1 | q3=2 | |
Pi | 1 | 0 | 1 | 1 | 3 |
Qi | 0 | 1 | 1 | 2 | 5 |
- Запишем общее решение уравнения:
Получили решение того же вида. С учетом условия, что корни уравнения натуральные, имеем те же значения для переменной t, что и в первом случае. Так, при t= – 334 получается пара (332; 1).
Замечание. Можно усложнить задачу дополнительными вопросами.
- Если бы Шехерезада хотела бы распределить свою 1001 сказку между как можно большим числом ночей, то какой вариант она должна выбрать?
- Какой вариант позволит Шехерезаде сократить свой срок работы до минимума?
Требованию (1) удовлетворяет max (x +y) – наибольшая из сумм пар корней уравнения. Имеем x + у = 2002 +5t – 1001 – 3t= 1001+2t.
Очевидно, max (x +y) достигается при t = –334. Итак, Шехерезада расскажет свои сказки самое большее за 333 ночи, если 332 ночи будет рассказывать по 3 сказки и только одну ночь – 5 сказок.
Ответу на второй вопрос соответствует вариант, когда t = –400, то есть решением уравнения будет пара (2; 199). Шехерезада будет рассказывать 2 ночи по 3 сказки и 199 ночей по 5 сказок, тем самым, сократив срок своей «работы» до 201 ночи.
- Способ измельчения (рассеивания).
На занятии также можно рассмотреть решение данной задачи «методом измельчения». Обратимся к уравнению 3х + 5у = 1001.
Перепишем его иначе: x = – y + и обозначим xl = у + x
В результате уравнение примет вид 3х1 = 1001 – 2у или
у = –xl .
Если вновь произвести замену у1 = у + х1, то придем к уравнению
x1 + 2у1 = 1001. Заметим, что коэффициенты при неизвестных уменьшились — измельчились.
Здесь коэффициент при x1, равен 1, а поэтому при любом целом у1 = t число х1 тоже целое. Остается выразить исходные переменные через t:
х1 = 1001 – 2 t, следовательно, у = – 1001 + 3 t , а x = 2002 – 5 t. Итак, получаем бесконечную последовательность (2002 – 5 t , – 1001 + 3 t) целочисленных решений. Внешний вид формул для нахождения значений переменных отличается от решений, полученных ранее, но с учетом условия задачи, корни получаются те же самые. Так, пара (332;1) получается при t = =334.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Диофантовы уравнения и методы их решения.
Данная работа посвящена одному из наиболее интересных разделов теории чисел - решение диофантовых уравнений(ДУ). Целью настоящей работы является углубление и систематизация знаний, полученных по теме...
Презентация урока "Диофантовы уравнения" в 8 классе
Презентация предназначена для класса с углублённым изучением математики...
Презентация урока "Диофантовы уравнения" в 8 классе
Презентация предназначена для класса с углублённым изучением математики...
Об одном нелинейном диофантовом уравнении
Эта работа посвящена исследованию диофантова уравнения вида axy+bx+cy=d. Показана возможность численного решения задачи. В работе строго обосновывается алгоритм решения задачи. Разработана компьютерна...
Элементарные методы решения диофантовых уравнений на факультативных занятиях в старших классах
Данная работа посвящена одному из наиболее интересных разделов теории чисел - решение диофантовых уравнений (неопределённых уравнений). В работе была сделана попытка систематизировать методы решения и...
Методическое разработка занятия математического кружка для учащихся 8 класса «Диофантовы уравнения» Автор: Жукова Надежда Владимировна, учитель математики высшей квалификационной категории
Основная задача обучения математике в школе заключается в обеспечении прочного и сознательного овладения учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой ...
Статья: Диофант. Диофантовы уравнения на занятиях математики в техникуме
Одной из проблем образования на современном этапе является решение уравнений в целых и рациональных числах т.е. «Диофантовых уравнений», они стали одним из источников ...