Десятичные дроби
план-конспект урока по алгебре (6 класс) по теме

Потеряйкина Ольга Николаевна

Целью работы является  знакомство учащихся с записью  и чтением десятичных дробей.

По сравнению с традиционной формой ведения урока,  использование презентации высвобождает большое количество времени, которое употреблено для дополнительного объяснения материала и отработке ва практических заданий. Сведений из истории математики способствует лучшему усвоению науки.

Достижение данной цели достигается при помощи словесных, наглядных, деятельностных методов обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx301.29 КБ
Файл desyatichnye_drobi.pptx645.92 КБ

Предварительный просмотр:

Подробный конспект урока.

Организационная информация

Тема урока

Десятичные  дроби

Предмет

Математика

Класс

5

Автор/ы урока (ФИО, должность)

Потеряйкина Ольга Николаевна, учитель математики

Образовательное учреждение

МБОУ СОШ №68

Федеральный округ России (или страна СНГ для участников ближнего зарубежья)

Дальневосточный Федеральный округ

Республика/край

Хабаровский край

Город/поселение

г. Хабаровск

Методическая информация

Тип урока

урок “открытия” нового знания

Цели урока

  • знакомство с записью  и чтением десятичных дробей
  • совершенствование  вычислительных навыков
  • развитие  интереса к предмету

Задачи урока

обучающие:

  • научить записывать и читать десятичные дроби;
  • совершенствовать вычислительные навыки

развивающие:

.

  • развивать  интерес к предмету, познавательную и творческую деятельность учащихся, математическую речь, память, внимание;
  • вырабатывать  самостоятельность в освоении новых знаний.

воспитательные: 

  • воспитывать у учащихся ответственное отношение к учебному труду, волевые качества;
  • формировать эмоциональную культуру и культуру общения,
  • воспитывать чувство дружественной атмосферы в классе и умение работать в парах.

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока

В ходе урока учащиеся

- развивают умения

  • грамотно записывать и читать десятичные дроби

- приобретают знания о происхождении десятичных дробей

Необходимое оборудование и материалы

  • компьютер
  • экран
  • мультимедийный проектор
  • принтер
  • печатные средства (раздаточный материал).

Подробный конспект урока

Мотивация учащихся

Вряд ли нужно еще раз доказывать огромное образовательное и воспитательное значение элементов историзма в преподавании математики. Для повышения мотивации учащихся использую продуктивные приемы: систематически и правильно поставленное вкрапление сведений из истории математики способствует лучшему усвоению науки, возбуждает интерес к ней, делает ее не столь «сухой», какой она кажется многим ученикам. Все это сказывается на отношении учащихся  к математике как к учебному предмету, на мотивации их учебной деятельности.

Ход и содержание урока

  1. Вступительное слово учителя.

Как называют числа, с помощью которых считают количество предметов? Вы уже знакомы с множеством натуральных чисел. Из предложенных чисел выберите натуральные числа. Вы также знакомы и с обыкновенными дробями,  из предложенных чисел выберите обыкновенные дроби. Какие числа называют смешанными? Из предложенных чисел выберите смешанные числа. Остались два числа, с которыми вы еще не знакомы, но может кто-нибудь из вас знает, что это за числа?   Слайд№1   Да, ребята, есть обыкновенные дроби и есть – десятичные дроби.  Слайд№2 Мы с вами сегодня будем  вести разговор о десятичных  дробях (учащиеся записывают тему урока). Слайд№3

В ходе изучения темы мы научимся читать, записывать, сравнивать и выполнять все арифметические действия с десятичными  дробями. Но все постепенно. Сегодня остановимся на чтении и записи дробей, а также совершим увлекательное путешествие в далекое прошлое. 

  1. Объяснение нового материала.

Слайд№4

Числа со знаменателями 10, 100, 1000 и т.д. условились записывать без знаменателя.  Сначала пишут целую часть, а потом числитель дробной части. Целую часть отделяют от дробной части запятой.

Слайд№5

Любое число, знаменатель дробной части которого выражается единицей с одним или несколькими нулями, можно представить в виде десятичной дроби.  Если дробь правильная, то перед запятой пишут цифру 0

Слайд№6

Десятичные дроби состоят из целой части и дробной. Вспомним таблицу разрядов.  (Предлагается небольшая разминка).

Слайд №7

После запятой числитель дробной части должен иметь столько же цифр, сколько нулей в знаменателе. Работа по учебнику №1145 

  1.  Исторический экскурс

Слайд № 8-13

Материал помогали искать и готовить в виде презентации совместно учащиеся 5 и 11 классов

Слайд №14

Физкультурная  минутка

  1. Практическая часть урока.

Основное содержание практической части урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Разминка  на закрепление нового материала Слайд № 15

Предлагает учащимся записать    следующие дроби в виде десятичных дробей.

Учащиеся самостоятельно записывают в тетрадях обыкновенные дроби и переводят их в десятичные. По окончании проводится взаимопроверка с соседом по парте

Самостоятельная работа по вариантам

Слайд № 16-17

Предлагает учащимся записать   следующие дроби в виде десятичных дробей и   записать    десятичные  дроби в виде обыкновенных дробей или смешанного числа.

Учащиеся по вариантам  решают примеры, с последующей проверкой на слайде Слайд № 16-17

Итог урока

Каждый ученик ставит «+» за правильный ответ и «-» за неверный ответ в бланк ответов

ФИ учащегося

разминка

см №1

см №2

1

2

3

4

5

Ребята обмениваются тетрадями  с соседом по парте,  проверяют работу, заполняют   бланк  и выставляют оценку.

      15 «+»         - 5

 11-14 «+»        - 4

   8-10 «+»        - 3

 менее 8 «+»    - 2

Подводится итог работы

- что нового  вы узнали сегодня на уроке?

- вспомним,  как обозначали дробь в разных странах.

- кого из ученых считают изобретателем десятичных дробей?

Учащиеся отвечают на вопросы

Слайд № 18

.

Слайд № 19

п 30;

ответить на вопросы

№1166,№1147

(на повт. №1160)

Получают разъяснение.

Проверка и оценивание ЗУНКов

Проверка ЗУНков проводится во второй половине урока

Учащиеся работают в парах и оценивают работу каждого участника в паре. (Каждому учащемуся выдается  бланк ответов)

 Каждому учащемуся выставляется общая оценка по результатам трех видов работ

- оценка за разминку  

- оценка за см №1

- оценка за см №2

Рефлексия деятельности на уроке

В конце урока подводятся итоги,  обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы.  Ребята по кругу высказываются одним предложением, продолжая начало  моей фразы:

Что нового вы сегодня узнали…

было интересно…

было трудно…

теперь я могу…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

я попробую…

меня удивило…

Домашнее задание

По учебнику 

В помощь учителю

Использованные источники и литература (если имеются)

  • Н. Я. Виленкин, В.И.Жохови др.

Математика 5 класс учебник для общеобразовательных

учреждений  

 Мнемозина, 2009 г.

  • Г.И. Глейзер

История математики в школе

Просвещение, М1964г.

  • А.П.Юшкевич

История математики с древнейших времен до начала нового времени

Наука,  М.1970г.

  • Коллекция картинок

http://kartinki-best.ucoz.ru/photo/7

Обоснование, почему данную тему оптимально изучать с использованием  мультимедиа

По сравнению с традиционной формой ведения урока,  использование презентации высвобождает большое количество времени, которое употреблено для дополнительного объяснения материала и отработке большего количества практических заданий.

Ограничения на использование ресурса (да, нет), описание ограничений

нет

Подробное объяснение места медиа-, мультимедиа компонента в структуре и содержании урока и пояснения по методике их использования в образовательном процессе.

Презентация используется учителем на протяжении всего урока, смена слайдов, демонстрация анимационных эффектов происходят по щелчку мыши.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Из предложенных чисел выберите: 4; ; 6400; ; 32; 10 6 23,15; ; 3 2 10 2,7; ; 23 100 5 7 10 НАТУРАЛЬНЫЕ ЧИСЛА. Обыкновенные дроби . Смешанные числа . Если в записи числа использована запятая, то говорят, что число записано в виде десятичной дроби .

Слайд 2

Дроби Обыкновенные дроби Десятичные , дроби ,

Слайд 3

Десятичные дроби Учитель МОУ СОШ №68 Потеряйкина О.Н.

Слайд 4

Числа со знаменателями 10, 100, 1000 и т.д. условились записывать без знаменателя Сначала пишут целую часть, а потом числитель дробной части Целую часть отделяют от дробной части запятой 2 1 = = 2 , 5 1 , 23

Слайд 5

Любое число, знаменатель дробной части которого выражается единицей с одним или несколькими нулями , можно представить в виде десятичной дроби Если дробь правильная, то перед запятой пишут цифру 0 = 0 , 5 0 , 23

Слайд 6

Разряды целой части числа Разряды дробной части числа сотни десятки единицы десятые сотые тысячные десятитысячные стотысячные миллионные ‚ Десятичные дроби состоят из целой части и дробной 3 4 5 2 3 4 5 2 4 5 0 2

Слайд 7

После запятой числитель дробной части должен иметь столько же цифр, сколько нулей в знаменателе 5 042 ‚ 5 = Прочитайте десятичные дроби в № 1145 . . .

Слайд 8

Зарождение и развитие десятичных дробей Древний Китай, II век до н.э. Узбекистан, XV век Европа, XVI век Россия, XVIII век

Слайд 9

Древний Китай, II век до н.э. Зарождение и развитие десятичных дробей в Китае было тесно связано с метрологией (учением о мерах). Уже во II веке до н.э. там существовала десятичная система мер длины.

Слайд 10

Узбекистан, XV век В 1427 году, математик и астроном из Узбекистана , Ал-Каши написал книгу «Ключ к арифметике», в которой сформулировал основные правила действий с десятичными дробями

Слайд 11

В 1579 году десятичные дроби применяются в "Математическом каноне" французского математика Франсуа Виета (1540-1603), опубликованном в Париже. Широкое распространение десятичных дробей в Европе началось только после выхода в свет книги «Десятая» фламандского математика Симона Стевина (1548-1620 ). Его и считают изобретателем десятичных дробей. ЕВРОПА, XVI век

Слайд 12

Россия, XVIII век В России первые систематические сведения о десятичных дробях встречаются в “Арифметике” Л.Ф.Магницкого (1703г.)

Слайд 13

2,135436 2 чи, 1 цунь, 3 доли, 5 порядковых, 4 шерстинки, 3 тончайших, 6 паутинок 2 0 1 1 3 2 5 3 4 4 3 5 6 6 2 135436 2 | 135436 2,135436 Китай Узбекистан Франция Россия Европа

Слайд 14

Разминаем руки, плечи, Чтоб сидеть нам было легче. Чтоб писать, читать, считать, И ничуть не уставать. Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали .

Слайд 15

3 Запишите следующие дроби в виде десятичных дробей: проверьте 5 2 100 6 10000 41 100 14 1000 2 10 2 3,2 0,002 2,14 0,06 5,0041

Слайд 16

1 8 4 100 63 10000 54 100 4 1000 32 10 5 2 9 7 100 36 10000 45 100 1 1000 23 10 7 Запишите следующие дроби в виде десятичных дробей: 2,7 0,023 7,01 0,36 9,0045 1,4 0,032 5,04 0,63 8,0054 1в 2в

Слайд 17

. Запишите следующие дроби в виде обыкновенных дробей или смешанного числа: 2 8 5 100 63 1000 54 100 5 1000 32 10 4 3 4 7 100 36 1000 45 10 4 1000 23 100 9 3,07 0,023 9,4 0,36 4,045 2,5 0,032 4,05 7,63 8,054 1в 2в 7

Слайд 18

Подведем итог : Какой дробью можно заменить обыкновенную дробь, знаменатель дробной части которой выражается единицей с одним или несколькими нулями ? Если дробь правильная, то что пишут перед запятой пишут ? C только знаков должно быть после запятой в записи десятичной дроби ? Чем отделяется целая часть десятичной дроби от дробной части ?

Слайд 19

п 30; ответить на вопросы №1166,№1147 (на повт . №1160) Домашнее задание

Слайд 20

Спасибо за урок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Умножение десятичной дроби на десятичную дробь

"История предков всегда любопытна для того, кто достоин иметь Отечество" - говорил Н.М.Карамзин. Изучать математику также интересно, если в этом помогает наша история....

Презентации " Деление десятичных дробей на натуральное число". "Сложение и вычитание десятичных дробей"

Презентации к урокам в 5 классе по темам "Слажение и вычитание десятичных дробей" и "Деление десятичных дробей на натуральное  число." Считаю, тему "Десятичные дроби" в курсе 5 класса одной из вы...

ПОНЯТИЕ ДЕСЯТИЧНОЙ ДРОБИ. ЧТЕНИЕ И ЗАПИСЬ ДЕСЯТИЧНЫХ ДРОБЕЙ

Цели: ввести понятие десятичной дроби; формировать умение читать и записывать десятичные дроби.МИНИ-РАЗМИНКА...