Технология уровневой дифференциации в личностно-ориентированном обучении
статья по алгебре по теме

Филиппова Екатерина Леонидовна

Выступление на мастер-классе

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКОУ Рождественская СОШ

выступление на конкурсе «Мастер-класс»

Филиппова Е.Л.

Технология уровневой дифференциации в личностно ориентированном обучении математике.

        В обучении математике дифференциация имеет особое значение, что объясняется спецификой самого учебного предмета. Объективно математика - одна из сложных школьных дисциплин и вызывает трудности у многих учащихся. В то же время большое их число имеет явно выраженные способности к этому предмету. Разрыв в возможностях восприятия курса учащимися весьма велик. Ориентация же на личность ученика требует, чтобы дифференциация обучения математике учитывала потребности всех школьников.

        Различают два вида дифференциации: уровневая и профильная. Я сегодня буду говорить об уровневой дифференциации, так как работаю с учащимися 5-9 классов.

        Уровневая дифференциация выражается в том, что, обучаясь в одном классе, по одной программе и учебнику, дети могут усваивать материал на различных уровнях. Определяющим при этом является уровень обязательной подготовки. Его достижение свидетельствует о выполнении учеником минимально необходимых требований к усвоению содержания. На его основе формируются более высокие уровни овладения материалом.

                Разновидностью профильного обучения является углубленное изучение математики, обеспечивающее продвинутый уровень математической подготовки и позволяющее учащимся добиваться хороших результатов.

        В своей работе к дифференцированному обучению я подхожу постепенно, начиная с V класса. Первые два года посвящаю наблюдениям, изучению психологии детей, диагностике результатов обучения, накапливаю материал для непосредственного включения учащихся в дифференцированную работу. С VII по IX класс работаю с двумя - тремя группами учащихся дифференцированно.

        Перечислю ряд важных условий, выполнение которых необходимо для успешного и эффективного осуществления уровневой дифференциации.

  • Выделенные уровни усвоения материала и обязательные результаты обучения должны быть открыты для учащихся

        Успех дифференцированного обучения (как и учебного процесса в целом) в значительной степени зависит от познавательной активности школьников, от того, насколько они заинтересованы в собственной работе.

        Если цели известны и посильны ученику, а их достижение поощряется, то для подростка нет ничего естественнее, как стремиться к их выполнению. Поэтому открытость уровней подготовки способствует формированию положительных мотивов учения, сознательного отношения к учебе, повышении самооценки учащегося.

  • Наличие определенных «ножниц» между уровнем требований и уровнем обучения.

        Каждый ученик должен в полном объеме услышать предлагаемый материал со всеми доказательствами и обоснованиями, ознакомиться с образцами рассуждений, на каких-то этапах участвовать в решении более сложных задач. Иначе говоря, давая всем одинаковый объем материала, мы устанавливаем различные уровни требований к его усвоению.

  • В обучении должна быть обеспечена последовательность в продвижении ученика по уровням.

        Не следует предъявлять более высоких требований к тем ученикам, кто не достиг уровня обязательной подготовки. Трудности в учебной работе должны быть для школьников посильными, соответствующими индивидуальному темпу овладения материалом на каждом этапе обучения. В то же время если для одних учащихся необходимо продлить этап отработки основных, опорных знаний и умений, то других не следует необоснованно задерживать на этом этапе.

  • Добровольность в выборе уровня усвоения и отчетности.
  • Содержание контроля и оценка должны отражать принятый уровневый подход

        Уровневая дифференциация может осуществляться в разной форме (ее выбор во многом зависит от методов и приемов работы учителя, особенностей класса, возраста учащихся и т. д.). В качестве одной из основных предлагаю формирование мобильных групп, деление на которые происходит на основе критерия достижения уровня обязательной подготовки.

        Группы могут формироваться для работы и на обычных уроках, и на дополнительных занятиях. В процессе самостоятельной деятельности учащихся не стоит ограничиваться лишь дифференцированным подходом, следует варьировать индивидуальную и фронтальную формы работы в зависимости от этапа изучения темы, от потребности учащихся в помощи учителя.

        Деление учащихся на группы при правильной организации не дает ученикам повода для обид. Важно, что дети могут оценить собственные силы и выбрать для себя уровень целей, соответствующий их потребностям и возможностям в данный момент, а со временем - перейти более высокий уровень.

        Формирование групп учащихся основано на изучении способностей личности. Из них я выделяю две основные: быстроту усвоения и активность

мышления.

Быстрота усвоения характеризуется следующими категориями:

  • Дословное повторение текста;
  • Частичное повторение;
  • Воспроизведение 50% текста;
  • Самостоятельное воспроизведение текста ранее изученного;
    Воспроизведение материала с помощью учителя;

  • Воспроизведение с ошибками (но основная нить удерживается);
  • Замедленное, невнятное воспроизведение текста;
  • Умственная отсталость (затухание развития).

Активность мышления   характеризуется такими категориями:

  • Плодотворная работа на протяжении всего урока;
    Работа со «вспышками»;
  • Неполная работоспособность;
  • Быстрая утомляемость;
  • Игнорирование заданий.

        Материал для анализа перечисленных компонентов я беру, прежде всего, из наблюдений, по результатам которых заполняю следующую диагностическую таблицу;

Уровень А (учащиеся с хорошими матем. способностями)

Уровень В (учащиеся со

средними матем. способностями)

Уровень С (учащиеся со слабыми матем. способностями)

1

2    

3

1

2

3

1

2

3

        Диагностику провожу в V - VI классах, она включат в себя, в частности, разного рода анкеты. Например, такую:

АНКЕТА.

  1. класс.
  2. Фамилия, имя.
  3. Где и кем работают родители?
  4. Отношение родителей к математике (нужное подчеркнуть): имеют математическое образование; применяют математику в своей работе; увлечены математикой; не любят математику; не интересуются математикой.
  5. Есть ли в домашней библиотеке математические книги (не учебники)?
  6. Кто больше всего помогает тебе готовить уроки по математике?
  7. Сколько времени занимает подготовка к уроку математики?
  8. Почему ты учишь математику?
  9. Хочешь ли ты знать больше, чем дается на уроке?

10.Как дается тебе математика? (нужное подчеркнуть): легко; много надо заучивать; трудно.

11.Твое отношение к математике? (нужное  подчеркнуть):люблю; учу, чтобы получить хорошую оценку, чтобы дома не ругали; скучно на уроках; не хочу ее учить.

12.Какими знаниями по математике ты владел до прихода в школу?

(нужное подчеркнуть): счет до 10 и обратно; сложение в пределах

десятка; решение простых задач.

13.Какого вида задания по математике тебе нравятся больше? (нужное подчеркнуть): задачи, примеры, задачи и примеры.

14.Мечтаешь ли ты связать свою жизнь с математикой? (нужное подчеркнуть): хочу стать математиком; хочу поступить в вуз, где надо

сдавать математику; хочу знать как можно больше о разном.

        Итак, в классе сформировались три группы учащихся по - разному относящиеся к математике. Сообщаю ученикам, кто в какой группе оказался; можно сделать это в шуточной форме: смекалкины, решалкины, и считалкины (группы отвечают уровням А, В и С). Ребята знают, что состав групп не закреплен раз и навсегда. Со временем можно перейти из одной группы в другую в соответствии с результатами обучения и собственным желанием.

Методика дифференцированной работы на уроке

Итак, к VII классу передо мной три группы. Можно начинать поэтапное

дифференцирование.

1 этап. Дифференцированная домашняя работа.

Считалкиным предлагаю задания, соответствующие обязательным результатам обучения.

Решалкиным даю такое же задание, к которому добавляю более сложную задачу.

Смекалкиным задание из учебника дополняю задачами из различных пособий.

II этап. Учет знаний учащихся на уроке.

На этом этапе в классе выделяются консультанты - ребята из группы смекалкиных. Сначала проверяю их работу, затем они помогают мне проверять работу остальных групп.

III этап. Организация базового повторения.

Ликвидирую выявленные пробелы в знаниях теоретического материала, разъясняю недочеты и ошибки, допущенные учениками в самостоятельных и контрольных работах. Планируемый для повторения материал записываю на доске

Задания каждой группе предлагаю разные.

Считалкыным — выберите из данных ответов верный, исправьте ошибку в ...

Решалкиным - назовите правило, по которому выполняли действие..., закончите решение.,.

Смекалкиным - поясните причину допущенной ошибки..., сформулируйте определения понятий, использующихся в данной задаче.

IV этап. Проверка усвоения пройденного материала.

Она включает самоконтроль и работу консультантов.

V этап. Изучение нового материала.

Дифференциация проявляется по отношению ко всем учащимся уже со второго урока по новой теме.

Смекалкины переходят от обязательных заданий к творческим.

Решалкины сосредотачиваются на упражнениях, требующих хорошего

понимания основных положений темы.

Считалкиным снова и снова возвращаются к основным моментам.

VI этап. Контроль знаний (проведение самостоятельных и контрольных работ).

Считалкины выполняют задания по образцу.

Решалкины выделяют главное в решении.

Смекалкины работают с дополнительным материалом.

Подбор заданий.

Приведу пример дифференцированной самостоятельной работы по алгебре, в которой учащимся трех групп предлагаются различные задания. Тема. Преобразование целых выражений. Задания



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии уровневой дифференциации обучения на уроках русского языка

Технология УДО дает каждому ученику не только право выбора между обязательным и дополнительным уровнями обучения, но и обеспечивает открытость требований, предъявляемых к нему, и пс...

ДОКЛАД НА ТЕМУ: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ УРОВНЕВОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ В ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОМ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ».

В докладе рассматриваются виды дифференциации, условия для успешного осуществления уровневой дифференции, методы дифференцированной работы на уроке. Материал будет полезен для учителей математики....

Презентация к докладу «Использование технологии уровневой дифференциации в личностно ориентированном обучении математике».

В презентации к докладу  «Использование технологии уровневой дифференциации в личностно ориентированном обучении математике» рассматриваются виды дифференциации, условия для успешного осуществлен...

Технология уровневой дифференциации в личностно-ориентированном обучении математике.

В обучении математике дифференциация имеет особое значение, что объясняется спецификой самого учебного предмета....

Из опыта работы. Применение уровневой дифференциации в личностно ориентированном обучении

Из опыта работы. Применение уровневой дифференциации в личностно ориентированном обучении...