Технология уровневой дифференциации в личностно-ориентированном обучении
статья по алгебре по теме
Выступление на мастер-классе
Скачать:
Предварительный просмотр:
МКОУ Рождественская СОШ
выступление на конкурсе «Мастер-класс»
Филиппова Е.Л.
Технология уровневой дифференциации в личностно ориентированном обучении математике.
В обучении математике дифференциация имеет особое значение, что объясняется спецификой самого учебного предмета. Объективно математика - одна из сложных школьных дисциплин и вызывает трудности у многих учащихся. В то же время большое их число имеет явно выраженные способности к этому предмету. Разрыв в возможностях восприятия курса учащимися весьма велик. Ориентация же на личность ученика требует, чтобы дифференциация обучения математике учитывала потребности всех школьников.
Различают два вида дифференциации: уровневая и профильная. Я сегодня буду говорить об уровневой дифференциации, так как работаю с учащимися 5-9 классов.
Уровневая дифференциация выражается в том, что, обучаясь в одном классе, по одной программе и учебнику, дети могут усваивать материал на различных уровнях. Определяющим при этом является уровень обязательной подготовки. Его достижение свидетельствует о выполнении учеником минимально необходимых требований к усвоению содержания. На его основе формируются более высокие уровни овладения материалом.
Разновидностью профильного обучения является углубленное изучение математики, обеспечивающее продвинутый уровень математической подготовки и позволяющее учащимся добиваться хороших результатов.
В своей работе к дифференцированному обучению я подхожу постепенно, начиная с V класса. Первые два года посвящаю наблюдениям, изучению психологии детей, диагностике результатов обучения, накапливаю материал для непосредственного включения учащихся в дифференцированную работу. С VII по IX класс работаю с двумя - тремя группами учащихся дифференцированно.
Перечислю ряд важных условий, выполнение которых необходимо для успешного и эффективного осуществления уровневой дифференциации.
- Выделенные уровни усвоения материала и обязательные результаты обучения должны быть открыты для учащихся
Успех дифференцированного обучения (как и учебного процесса в целом) в значительной степени зависит от познавательной активности школьников, от того, насколько они заинтересованы в собственной работе.
Если цели известны и посильны ученику, а их достижение поощряется, то для подростка нет ничего естественнее, как стремиться к их выполнению. Поэтому открытость уровней подготовки способствует формированию положительных мотивов учения, сознательного отношения к учебе, повышении самооценки учащегося.
- Наличие определенных «ножниц» между уровнем требований и уровнем обучения.
Каждый ученик должен в полном объеме услышать предлагаемый материал со всеми доказательствами и обоснованиями, ознакомиться с образцами рассуждений, на каких-то этапах участвовать в решении более сложных задач. Иначе говоря, давая всем одинаковый объем материала, мы устанавливаем различные уровни требований к его усвоению.
- В обучении должна быть обеспечена последовательность в продвижении ученика по уровням.
Не следует предъявлять более высоких требований к тем ученикам, кто не достиг уровня обязательной подготовки. Трудности в учебной работе должны быть для школьников посильными, соответствующими индивидуальному темпу овладения материалом на каждом этапе обучения. В то же время если для одних учащихся необходимо продлить этап отработки основных, опорных знаний и умений, то других не следует необоснованно задерживать на этом этапе.
- Добровольность в выборе уровня усвоения и отчетности.
- Содержание контроля и оценка должны отражать принятый уровневый подход
Уровневая дифференциация может осуществляться в разной форме (ее выбор во многом зависит от методов и приемов работы учителя, особенностей класса, возраста учащихся и т. д.). В качестве одной из основных предлагаю формирование мобильных групп, деление на которые происходит на основе критерия достижения уровня обязательной подготовки.
Группы могут формироваться для работы и на обычных уроках, и на дополнительных занятиях. В процессе самостоятельной деятельности учащихся не стоит ограничиваться лишь дифференцированным подходом, следует варьировать индивидуальную и фронтальную формы работы в зависимости от этапа изучения темы, от потребности учащихся в помощи учителя.
Деление учащихся на группы при правильной организации не дает ученикам повода для обид. Важно, что дети могут оценить собственные силы и выбрать для себя уровень целей, соответствующий их потребностям и возможностям в данный момент, а со временем - перейти более высокий уровень.
Формирование групп учащихся основано на изучении способностей личности. Из них я выделяю две основные: быстроту усвоения и активность
мышления.
Быстрота усвоения характеризуется следующими категориями:
- Дословное повторение текста;
- Частичное повторение;
- Воспроизведение 50% текста;
- Самостоятельное воспроизведение текста ранее изученного;
Воспроизведение материала с помощью учителя;
- Воспроизведение с ошибками (но основная нить удерживается);
- Замедленное, невнятное воспроизведение текста;
- Умственная отсталость (затухание развития).
Активность мышления характеризуется такими категориями:
- Плодотворная работа на протяжении всего урока;
Работа со «вспышками»; - Неполная работоспособность;
- Быстрая утомляемость;
- Игнорирование заданий.
Материал для анализа перечисленных компонентов я беру, прежде всего, из наблюдений, по результатам которых заполняю следующую диагностическую таблицу;
Уровень А (учащиеся с хорошими матем. способностями) | Уровень В (учащиеся со средними матем. способностями) | Уровень С (учащиеся со слабыми матем. способностями) |
1 2 3 | 1 2 3 | 1 2 3 |
Диагностику провожу в V - VI классах, она включат в себя, в частности, разного рода анкеты. Например, такую:
АНКЕТА.
- класс.
- Фамилия, имя.
- Где и кем работают родители?
- Отношение родителей к математике (нужное подчеркнуть): имеют математическое образование; применяют математику в своей работе; увлечены математикой; не любят математику; не интересуются математикой.
- Есть ли в домашней библиотеке математические книги (не учебники)?
- Кто больше всего помогает тебе готовить уроки по математике?
- Сколько времени занимает подготовка к уроку математики?
- Почему ты учишь математику?
- Хочешь ли ты знать больше, чем дается на уроке?
10.Как дается тебе математика? (нужное подчеркнуть): легко; много надо заучивать; трудно.
11.Твое отношение к математике? (нужное подчеркнуть):люблю; учу, чтобы получить хорошую оценку, чтобы дома не ругали; скучно на уроках; не хочу ее учить.
12.Какими знаниями по математике ты владел до прихода в школу?
(нужное подчеркнуть): счет до 10 и обратно; сложение в пределах
десятка; решение простых задач.
13.Какого вида задания по математике тебе нравятся больше? (нужное подчеркнуть): задачи, примеры, задачи и примеры.
14.Мечтаешь ли ты связать свою жизнь с математикой? (нужное подчеркнуть): хочу стать математиком; хочу поступить в вуз, где надо
сдавать математику; хочу знать как можно больше о разном.
Итак, в классе сформировались три группы учащихся по - разному относящиеся к математике. Сообщаю ученикам, кто в какой группе оказался; можно сделать это в шуточной форме: смекалкины, решалкины, и считалкины (группы отвечают уровням А, В и С). Ребята знают, что состав групп не закреплен раз и навсегда. Со временем можно перейти из одной группы в другую в соответствии с результатами обучения и собственным желанием.
Методика дифференцированной работы на уроке
Итак, к VII классу передо мной три группы. Можно начинать поэтапное
дифференцирование.
1 этап. Дифференцированная домашняя работа.
Считалкиным предлагаю задания, соответствующие обязательным результатам обучения.
Решалкиным даю такое же задание, к которому добавляю более сложную задачу.
Смекалкиным задание из учебника дополняю задачами из различных пособий.
II этап. Учет знаний учащихся на уроке.
На этом этапе в классе выделяются консультанты - ребята из группы смекалкиных. Сначала проверяю их работу, затем они помогают мне проверять работу остальных групп.
III этап. Организация базового повторения.
Ликвидирую выявленные пробелы в знаниях теоретического материала, разъясняю недочеты и ошибки, допущенные учениками в самостоятельных и контрольных работах. Планируемый для повторения материал записываю на доске
Задания каждой группе предлагаю разные.
Считалкыным — выберите из данных ответов верный, исправьте ошибку в ...
Решалкиным - назовите правило, по которому выполняли действие..., закончите решение.,.
Смекалкиным - поясните причину допущенной ошибки..., сформулируйте определения понятий, использующихся в данной задаче.
IV этап. Проверка усвоения пройденного материала.
Она включает самоконтроль и работу консультантов.
V этап. Изучение нового материала.
Дифференциация проявляется по отношению ко всем учащимся уже со второго урока по новой теме.
Смекалкины переходят от обязательных заданий к творческим.
Решалкины сосредотачиваются на упражнениях, требующих хорошего
понимания основных положений темы.
Считалкиным снова и снова возвращаются к основным моментам.
VI этап. Контроль знаний (проведение самостоятельных и контрольных работ).
Считалкины выполняют задания по образцу.
Решалкины выделяют главное в решении.
Смекалкины работают с дополнительным материалом.
Подбор заданий.
Приведу пример дифференцированной самостоятельной работы по алгебре, в которой учащимся трех групп предлагаются различные задания. Тема. Преобразование целых выражений. Задания
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование технологии уровневой дифференциации обучения на уроках русского языка
Технология УДО дает каждому ученику не только право выбора между обязательным и дополнительным уровнями обучения, но и обеспечивает открытость требований, предъявляемых к нему, и пс...
Технология уровневой дифференциации в личностно-ориентированном обучении математике.
Выступление на ШМО учителей начального и среднего звена...
ДОКЛАД НА ТЕМУ: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ УРОВНЕВОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ В ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОМ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ».
В докладе рассматриваются виды дифференциации, условия для успешного осуществления уровневой дифференции, методы дифференцированной работы на уроке. Материал будет полезен для учителей математики....
Презентация к докладу «Использование технологии уровневой дифференциации в личностно ориентированном обучении математике».
В презентации к докладу «Использование технологии уровневой дифференциации в личностно ориентированном обучении математике» рассматриваются виды дифференциации, условия для успешного осуществлен...
Технология уровневой дифференциации в личностно-ориентированном обучениии математике
Статья содержит отчёт по теме самообразования...
Технология уровневой дифференциации в личностно-ориентированном обучении математике.
В обучении математике дифференциация имеет особое значение, что объясняется спецификой самого учебного предмета....
Из опыта работы. Применение уровневой дифференциации в личностно ориентированном обучении
Из опыта работы. Применение уровневой дифференциации в личностно ориентированном обучении...