Подборка заданий для проведения конкурсов по математике
материал по алгебре (5 класс) по теме
Подборка заданий к математическим конкурсам в рамках недели математики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Задания для математических конкурсов. | 74 КБ |
Предварительный просмотр:
Высказывания о математике.
Кто из великих людей сделал эти высказывания?
1. «Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает настойчивость и упорство в достижении цели». (А.Маркушевич)
2. «Рано или поздно всякая правильная математическая идея находит применение в том или ином деле». (А.Н.Крылов)
3. «Полёт – это математика». (Валерий Чкалов)
4. «Астрономия как наука стала существовать с тех пор, когда соединилась с математикой». (А.И.Герцен)
5. «Науки математические с самой глубокой древности обращали на себя внимание; в настоящее время они получили ещё больше интереса по влиянию своему на искусство и промышленность».(П.Л.Чебышев)
6. «Вдохновение нужно в геометрии не меньше, чем в поэзии».
(А.С.Пушкин)
7. «В математике есть своя красота, как в живописи и поэзии».
(Н.Е.Жуковский)
8. «Химия – правая рука физики, математика – её глаз».
(М.В.Ломоносов)
9. «Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит».
(М.В.Ломоносов)
10. «Математика – это язык, на котором говорят все точные науки»
(Н.И.Лобачевский)
11. «Как бы машина хорошо ни работала, она может решать все требуемые от неё задачи, но она никогда не придумает ни одной».
(Ал.Эйнштейн)
12. «Цифры не управляют миром, но они показывают, как управляется мир». (Иоган Гёте)
13. «Величие человека – в его способности мыслить» (Б.Паскаль)
14. «Именно математика даёт надёжнейшие правила: кто им следует – тому не опасен обман чувств». (Л.Эйлер)
15. «Математик, который в известной мере не является поэтом, никогда не будет настоящим математиком». (Карл Вейерштрасс)
( И.Гёте, Л.Эйлер, А.Эйнштейн, Н.И.Лобачевский, В.Чкалов, К.Вейерштрасс, М.В.Ломоносов, Н.Е.Жуковский, А.С.Пушкин,
А.Маркушевич, А.Н.Крылов, А.И.Герцен, П.Л.Чебышев,
Б.Паскаль, М.В.Ломоносов.)
Высказывания о математике.
Кто из великих людей сделал эти высказывания?
1. «Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает настойчивость и упорство в достижении цели». ( )
2. «Рано или поздно всякая правильная математическая идея находит применение в том или ином деле». ( )
3. «Полёт – это математика». ( )
4. «Астрономия как наука стала существовать с тех пор, когда соединилась с математикой». ( )
5. «Науки математические с самой глубокой древности обращали на себя внимание; в настоящее время они получили ещё больше интереса по влиянию своему на искусство и промышленность».( )
6. «Вдохновение нужно в геометрии не меньше, чем в поэзии».
( )
7. «В математике есть своя красота, как в живописи и поэзии».
( )
8. «Химия – правая рука физики, математика – её глаз».
( )
9. «Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит».
( )
10. «Математика – это язык, на котором говорят все точные науки»
( )
11. «Как бы машина хорошо ни работала, она может решать все требуемые от неё задачи, но она никогда не придумает ни одной».
( )
12. «Цифры не управляют миром, но они показывают, как управляется мир». ( )
13. «Величие человека – в его способности мыслить» ( )
14. «Именно математика даёт надёжнейшие правила: кто им следует – тому не опасен обман чувств». ( )
15. «Математик, который в известной мере не является поэтом, никогда не будет настоящим математиком». ( )
( И.Гёте, Л.Эйлер, А.Эйнштейн, Н.И.Лобачевский, В.Чкалов, К.Вейерштрасс, М.В.Ломоносов, Н.Е.Жуковский, А.С.Пушкин,
А.Маркушевич, А.Н.Крылов, А.И.Герцен, П.Л.Чебышев,
Б.Паскаль, М.В.Ломоносов.)
Дальше, дальше... (1)
1. Другое название угломера. (транспортир).
2. Как называются цифры на дверях квартир? (номера).
3.Семейство комаров, переносчики возбудителей ряда заболеваний.
(москиты).
4. Два конца, два кольца, а по середине – гвоздик. (ножницы)
5. Число, обратное числу 2. (одна вторая).
6. На крайнем севере это животное впрягают в сани. (собаки)
7. Замёрзшая вода (лёд)
8. Коллекция собранных и высушенных растений. (гербарий)
9. Оно бывает натуральным, рациональным, действительным.
(число)
10. Боевой клич. (Ура!)
11. Сумма длин всех сторон. (периметр)
12. Сотая часть числа (процент)
13. Семь умножить на восемь. (56)
14. Органы передвижения в воздухе (крылья).
15. Так называется и головной убор, и страна (панама)
16. Зимой и летом одним цветом. (ель, сосна)
17. Если умножим длину на ширину, то получим ...(площадь прямоугольника).
18. Общий множитель чисел 10 и 15. (5)
19. Результат деления. (частное)
20. Птица, которая считает года. (кукушка)
21. Если его не бросить, то корабль уплывёт. (якорь)
22. Орган растений, выполняющий функцию фотосинтеза. (листья)
23. Хоккейный мяч. (шайба)
24. Они показывают время. (часы)
25. Его пьют от головной боли. (лекарство, анальгин)
26. Четырёхугольник, у которого равны диагонали. (прямоугольн.)
27. Крыса, бегающая по углам и делящая его пополам(биссектриса)
28. Тёплая – претёплая шуба мехом вовнутрь. (тулуп)
29.От чего не меняется сумма? (от перестановки мест слагаемых)
30. Две двойки. (4)
Дальше, дальше ... (2)
1. На что нельзя делить? (на ноль)
2. Геометрическая фигура, которая состоит из трёх точек, не лежащих на одной прямой, и трёх отрезков ...(треугольник)
3. Два стальных коня по воде везут меня. (коньки)
4. Простыня для самых маленьких (пелёнка, памперс)
5. Шесть умножить на двенадцать. (72)
6. Если путь разделить на скорость, то получим ...(время)
7. Плот на переправе. (паром)
8. Девочка, живущая в цветке. (Дюймовочка)
9. Чему равна сумма чисел 145 и – 145. (нулю)
10. Если прямые на плоскости не пересекаются, то они ...(паралл.)
11. Низ обуви. (подошва)
12. Сахар в кусочках. (рафинад)
13. Расстояние от центра до любой точки окружности называют...
(радиусом).
14. Чему равно отношение длины окружности к её диаметру?(3,14)
15. Убежище животных в почве. (нора)
16. Муха, возбудитель малярии. (муха Це-це)
17. Две тройки в сумме. (6).
18. Результат умножения. (произведение)
19. Выросты на голове у парнокопытных. (рога)
20. Сидит дед во сто шуб одет, кто его раздевает, тот слёзы проливает. (лук).
21. Число, обратное числу 5. (одна пятая)
22. Равенство двух отношений. (пропорция)
23. Её надевают шахтёры, военные, пожарники. (каска)
24. Самая маленькая птичка. (колибри)
25. Машина, которая ровняет дорогу. (каток)
26. Отрезок, который соединяет вершину треугольника с серединой противоположной стороны. (медиана)
27. Чему равен развёрнутый угол? (180 градусов)
28. Их одевают на глаза. (очки)
29.Треугольник, у которого две стороны равны. (равнобедренный)
30. Что мастера боится? (дело).
Дальше, дальше ... (3).
1. Самый короткий месяц. (февраль)
2. Главный специалист по дымоходам. (трубочист)
3. Результат вычитания. (разность).
4. Три в кубе. (27)
5. Треугольник, у которого все стороны равны ... (равносторонний)
6. Накидка для лампочки. (абажур)
7. Непосещение школы без уважительной причины. (прогул)
8. Сказочная шапка. (шапка – невидимка)
9. Множество точек равноудалённых от центра. (окружность)
10. ды шуле по – немецки, а по русски ...(школа).
11. Внучка Деда Мороза. (Снегурочка).
12. У какого четырёхугольника диагонали перпендикулярны.
(у ромба).
13. Лошадиный символ удачи. (подкова)
14. Волосы над верхней губой у мужчин. (усы)
15. Листья у хвойных деревьев. (иголки).
16. Число обратное числу 7? (одна седьмая)
17. Множество точек прямой, лежащих по одну сторону от одной, называемой вершиной. (полупрямая)
18. Найдите частное чисел 1000 на 8. (125)
19. Колючка на розе. (шип)
20. Что образуют две различные полупрямые одной и той же прямой, имеющие общую вершину? (развёрнутый угол).
21. Её наклеивают на конверт. (почтовая марка)
22. Что растёт вниз? (сосулька)
23. Муж Аллы Пугачёвой. (Максим Галкин)
24. Сумма внутренних углов треугольника равна ... (180)
25. Какой угол образуют катеты? (прямой)
26. Чему равна сумма чисел : - 45 и +18 ? ( - 27)
27. Рубашка из железных колец. (кольчуга)
28. Цветок, на котором гадают. (ромашка)
29. Число 9 больше 5 на ... (на 4).
30. Ящерица, меняющая свою окраску. (хамельон)
31. Прибор для измерения длины. (линейка)
1. Найдите разность:
8 - 8 - 8 =
2. Делится ли разность на 10 ?
111 121 131 141 – 151 : 10
3. Подберите и запишите по буквам вместо звёздочек числа так, чтобы получились слова:
МЕ*** , ***УМФ, Р****А, ****Я, *****А.
4. Расставьте вместо многоточий математические действия так, чтобы получились верные равенства:
7...7...7...7 = 1 (7...7...7)...7 = 3
7...7...7...7 = 2 77...7...7 = 4.
5. Не отрывая ручки от листа бумаги, запишите цепочку цифр из пяти «пятёрок».
Составьте треугольники из спичек:
1) два из пяти спичек
2) три из семи спичек
3) четыре из девяти спичек
4) один треугольник из одной спички.
Самый внимательный...
1. На столе лежало четыре яблока, одно из них разрезали пополам.
Сколько яблок на столе? (четыре)
2. Двое пошли – пять грибов нашли.
Трое пошли – девять грибов нашли.
Семеро пойдут – много ли найдут? (неизвестно, может быть
вообще ничего не найдут)
3. Сколько концов у трёх с половиной палок? (восемь)
4. Сколько получится десятков, если два десятка умножить на
три десятка? (60 десятков)
5. Пять ворохов сена и семь ворохов сена свезли вместе. Сколько ворохов сена получилось? (один)
6. Тройка лошадей бежит со скоростью 15 км в час. С какой скоростью бежит каждая лошадь? (15 км в час)
7. Когда чёрной кошке легче всего пробраться в дом? (когда
открыта дверь)
8. Шла бабка в Москву, а навстречу ей шли три старика, у каждого старика по мешку, а в каждом мешке кошка, а у кошек по пять котят. Сколько всего народу шло в Москву? (одна бабка)
9. Жданов Никита отыскал правильную дробь, которая больше единицы, но держит своё открытие в «секрете». Почему?
10. Двое играли в шахматы 4 часа. Сколько времени играл каждый?
(4 часа)
11. Что легче: пуд ваты или пуд железа? (равны)
12. К 7 прибавили 5 и получилось 11. Как правильно записать «одиннадцать» или «адинадцать»? (двенадцать)
13. Сколько горошин может войти в пустой стакан? (горошины не
могут ходить)
14 Спутник Земли сделал оборот вокруг Земли за 1 час 40 мин, а второй за 100 мин. Какой спутник облетел Землю быстрее?
(одновременно)
15. Петух, стоя на одной ноге, весит 5 кг. Сколько он будет весить, когда встанет на обе ноги? (5 кг)
16.В одной семье у каждого из трёх братьев есть одна сестра. Сколько всего детей в семье? (четверо)
17. Чему равно : 22, 32, 42, угол в квадрате?
18. Вова Тарасюк построил окружность и провёл в ней 11 диаметров, а потом сосчитал число радиусов и получил их – 21.
Правильный ответ или нет? (нет, радиусов 22).
Неделя математики.
Задачи из «Арифметики» Л. Ф. Магницкого.
Задача о косцах.
В жаркий день 6 косцов выпили один бочонок кваса за 8 часов.
Нужно знать, сколько косцов за 3 часа выпьют такой же бочонок кваса?
Задача о питие.
Один человек выпьет кадь пития за 14 дней, а со женою выпьет ту же кадь в 10 дней. Ведательно есть, в колико дней жена его особо выпьет ту же кадь?
Задача о наследстве.
Некто оставил в наследство жене, дочери и трём сыновьям 48000 рублей и завещал жене восьмую часть суммы. Каждому сыну вдвое больше, чем дочери. Сколько досталось каждому из наследников?
Задача о работнике.
Некий человек нанял работника на год и обещал ему дать 12 рублей и кафтан. Но тот, отработав 7 месяцев, захотел уйти и попросил достойной платы с кафтаном. Хозяин дал ему по достоинству расчёт: 5 руб. и кафтан. Спрашивается, а какой цены был тот кафтан?
Задача о лестнице.
Случилось некому человеку к стене лестницу прибрати.
Стены же той высоты есть 117 стоп. И обрите
лестницу долготью 125 стоп. И ведати хочет, сколько
стоп сея лестницы нижний конец от
стены отстояти имать?
Задача о чашах.
Шах хранил жемчуг в трёх чашах. Он обещал подарить старшему сыну половину жемчужин из первой чаши, среднему – треть из второй чаши, а младшему только четверть жемчужин из последней. Затем он обещал подарить старшей дочери 4 жемчужины их первой чаши, средней – 6 жемчужин из второй чаши, а младшей дочери 2 жемчужины из третьей чаши. И осталось у него в первой чаше 38, во второй – 12, а в третьей – 19 жемчужин. Сколько жемчужин было в каждой чаше сначала?
Задача про обезьянок.
Обезьянок резвых стая, всласть наевшись развлекалась,
Их в квадрате часть восьмая на полянке забавлялась.
А двенадцать по лианам стали прыгать повисая.
Сколько ж было обезьянок, ты скажи мне в этой стае?
Математическая викторина:
« Леонтий Магницкий в историческом развитии математики».
1. В каком веке на Руси появились математические рукописи? (17-18 вв.)
2. В перерывах между сражениями Пётр I редактирует свой первый учебник.
По какому предмету? (по геометрии)
3. Кто автор этих строчек:
«К великим своим намереньям премудрый монарх
Предусмотрел за необходимо нужное дело,
Чтобы всякого рода знания распространить в Отечестве
И людей, искусных в высоких науках»? (М.В.Ломоносов)
4. Когда была создана первая математическая навигацкая школа? (14.01.1701)
5. В каком возрасте принимали в школу детей? ( 13-20л.)
6. Из какой страны приглашали в школу преподавателей? (из Англии)
7. Как назывался первый класс, куда принимали не умеющих читать и писать? (русская школа)
8. Как назывался класс, где проходили арифметику? (цифирная школа)
9. Кто предложил Петру I подходящего для новой школы математика
Л. Магницкого? (дьяк Оружейной палаты Алексей Курбатов)
10. Откуда узнал А.Курбатов о молодом учителе? (Магницкий живёт в Москве и обучает детей в частных домах).
11. Где обучался математике Л.Магницкий? (учился в Славяно-греко-латинской академии, но свои знания по математике приобрёл самостоятельно
12. Назовите настоящую фамилию, имя, отчество математика.(Телятин Леонтий Филиппович). Кто и почему сменил ему фамилию?
13. Как называется математический труд учителя? (учебная энциклопедия по математике «Арифметика»). В каком году издалась книга?
14. В каком количестве издалась книга и как долго ею пользовались как учебником? (2400 экземпл., более полувека).
15. Где и когда похоронен Л.Ф.Магницкий? (в Москве, 19-20 окт. 1739 г.)
Викторину проводила после просмотра презентации «Магницкий в историческом развитии математики».
Занимательные квадраты.
1. Расставьте в квадратиках числа так, чтобы по горизонтали и по вертикали, а также по диагонали получилось одно и тоже число.
______________ _______________ _________________
10
______________ ________________ _________________
7 8 10
______________ ________________ _________________
11 5
______________ ________________ __________________
2. Разделите фигуру на четыре части так, __________
чтобы сумма цифр в каждой одинаковой 3 8
по форме части была равна одному и __________
тому же числу. 14 9
_____________________
8 11 5 6
_____________________
14 3 10 9
____________________
3. Найдите правило размещения чисел по кругу
и вставьте недостающие числа.
4. Весёлая девятка.
Поставьте знаки математических действий ,если надо, скобки так, чтобы получилось верное числовое равенство:
1) 9…9…9 = 2 5) 9…9…9 = 162
2) 9…9…9 = 10 6) 9…9…9 = 0
3) 9…9…9 = 90 7) 9…9…9 = 72
4) 9…9…9 = 9 8) 9…9…9 = 729
5. Головоломки со спичками.
1) Из спичек составили квадрат и ___________________
разбили его на 9 частей.
Убери 4 спички так, чтобы ___________________
осталось 5 равных квадратов.
2) Убери 5 спичек так, чтобы ___________________
осталось 6 равных квадратов.
3) Убери 3 спички так, чтобы ___________________
осталось 7 равных квадратов.
6. Составьте треугольники из спичек.
1) два треугольника из 5 спичек
2) три треугольника из 7 спичек
3) четыре треугольника из 9 спичек
4) один треугольник из одной спички.
7. Внимание! Чёрный ящик.
То, что лежит в чёрном ящике, изобрёл очень талантливый юноша, который придумал гончарный круг, первую в мире пилу. Под пеплом Помпеи археологи обнаружили много таких предметов, изготовленных из бронзы. В нашей стране это было обнаружено при раскопках в Нижнем Новгороде. В Древней Греции умение пользоваться этим предметом считалось верхом совершенства , а уж умение решать задачи с его помощью – признаком высокого положения в обществе и большого ума. Этот предмет незаменим в архитектуре и строительстве. За многие сотни лет конструкция этого предмета не изменилась. В настоящее время им умеет пользоваться любой старшеклассник.
Вопрос: Что лежит в чёрном ящике?
8. Умеете ли высчитать до 30?
По таблице раскиданы числа от1 до 30. Ведя счёт нужно указкой показывать эти числа. Выигрывает тот, кто уложился за 30 секунд.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Задания для проведения олимпиады по математике, 5 класс
Школьный тур...
Задания для проведения олимпиады по математике, 6 класс
Школьный тур...
Задания для проведения олимпиады по математике, 7 класс
Школьный тур...
Задания для проведения олимпиады по математике, 8 класс
Школьный тур...
Задания для проведения олимпиады по математике, 9 класс
Школьный тур...
ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ КОНКУРСОВ ПО ТЕМЕ «ФУТБОЛ»
Данный методический материал предназначен для использования в процессе физического воспитания детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста и будет и...
Принципы проведения конкурсов по математике.
Одной из важнейших задач проведения конкурсов по математике является развитие интереса к математике, формирование мотивации к посещению внеклассных мероприятий по математике, повышение качества матема...