ОРГАНИЗАЦИЯ ИГРОВЫХ ФОРМ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ
методическая разработка по алгебре (5 класс) по теме

Быстрова Мария Владимировна

Игра (на уроке или вне его)  должна приносить удовольствие, наслаждение, радость, но это может быть удовольствие от получения новых знаний, наслаждение от осознания ребенком того, что он стал умнее, радость от победы в интеллектуальной игр, а именно в таком  интеллектуальном удовольствии и радости состоит главная цель обу­чения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_igrovykh_form_provedeniya_urokov.docx21.36 КБ

Предварительный просмотр:

ИГРЫ НА УРОКЕ

Независимо от того, как организовано обучение (развивающее оно или традиционное), отработка полученных знаний занимает как минимум 50% учебного времени. Чтобы этот процесс не был нудным, а стал эффективным и интересным, разработаны игровые формы проведения закрепляющих уроков. Многие из них  дают мне возможность каждую неделю экономить один урок для решения с учащимися задач повышенной трудности.

Игра (на уроке или вне его)  должна приносить удовольствие, наслаждение, радость, но это может быть удовольствие от получения новых знаний, наслаждение от осознания ребенком того, что он стал умнее, радость от победы в интеллектуальной игр, а именно в таком  интеллектуальном удовольствии и радости состоит главная цель обучения.

Еще будучи студенткой и проходя практику в школе, я пробовала вводить игровые моменты на уроках, а пожилые учителя отмечали их эффективность. Одна фраза «Сегодня мы будем играть» интригующе действовала на ребят. Даже если урок мало чем отличался от обычного, все происходящее на нем воспринималось как игра. Например, я объявляла, что приехал цирк и задачи из учебника задаю не я, а попугай, слон или клоун. А если детям говорили, что началась военная игра «Зарница», то задачи из учебника превращались в военные задания.

Приведу некоторые примеры организации игровых форм проведения уроков.

 МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ЗАРЯДКА

Данная игра позволяет оперативно проверить знания большого количества учеников.

Класс делится на команды по рядам, а каждый ряд подразделяется на два варианта. Учащиеся каждого варианта либо встают, либо поднимают руки, если речь идет об объекте, за который они отвечают.

Допустим, идет проверка навыков вычислений с целыми числами. Учитель читает задания или демонстрирует их на листе бумаги или на дополнительной доске. Учащиеся распределяются следующим образом:

I вариант отвечает за отрицательные числа,

II вариант — за положительные.

Если в результате вычислений получилось отрицательное число, то все ученики первого варианта в каждом ряду должны на пальцах показать ответ. Если результат положительный, то ответ дают ученики вторых вариантов. Если в ответе получился нуль, то оба варианта не двигаются. (Задания подбираются такими, чтобы в ответах получались целые числа по модулю меньше либо равные 10.)

БУКВОГРАД

Ученики самостоятельно или по группам выполняют задания. Целые числа, входящие в ответ (без учета знака), служат номерами букв в алфавите. Например, если получилось число -1,5, значит, имеется в виду  первая буква алфавита «А», если результат равен 13,3, то надо взять 13-ю букву алфавита — «Л» и т.д.

Ученики, нашедшие числовые ответы, переводят их в буквы, из которых составляют слова. Победителями объявляются ребята, верно выполнившие все задания и придумавшие наибольшее количество слов.

Пусть в результате получены ответы:

1 ½,     -15,      13 ,     -1,    2  ½,     10,       3  

Этим числам соответствуют буквы: А, Н, JI, А, Б, И, В.

Из них можно составить слова: вал, бал, блин, Нил, вина, Ливан и др.

Игру можно видоизменять следующим образом. Предлагается шифровка:

М А О Н И Л Л О Д А Б В Е Ц

Из нее ребята вычеркивают, двигаясь слева направо, те буквы, которые соответствуют полученным выше ответам. Получается слово «молодец».

КРУГОВЫЕ ЗАДАНИЯ

Эту игру можно использовать при изучении следующих тем: «Все действия с десятичными, обыкновенными дробями». «Все действия с рациональными числами». «Решение линейных уравнений с одной переменной». Эту игру можно проводить как эстафету. В одну команду входят все ученики, сидящие на первых партах, во вторую - сидящие на вторых партах и т. д.

Учитель готовит 15 карточек (в ряду 5 парт); на каждой записано 6 заданий. Ученики одной парты получают карточку и решают по одному уравнению. После этого передают карточку на соседнюю парту  игрокам той же команды. Получается, что первые парты обмениваются  своими карточками, вторые - своими и т. д. Решивший уравнение записывает карандашом найденный корень и ставит свои инициалы. Получается, что в одной горизонтали парт каждый решает три уравнения. Выигрывает та команда, ученики которой раньше всех решат все уравнения.

МАТЕМАТИЧЕСКИЙ МАРАФОН

В начале игры выступает учитель. Он предлагает каждому из учеников задумать число; прибавить к нему какое-то число, умноженное на 2, например 8, умноженное на 2. Найденную сумму разделить на 2, из частного вычесть то число, которое умножали на 2, т. е. 8. Учитель выборочно спрашивает у учащихся их результат и называет задуманное число.

Результат всегда составляет половину задуманного числа.

( a+2b ) : 2 - b = а:2.

Выигрывает та команда, которая первая найдет ключ к отгадке и запишет ее в общем виде.

Эта игра используется при изучении уравнений и решении задач с помощью составления уравнений.

Несомненно создание игровых ситуаций на уроках математики повышает интерес к математике, вносит разнообразие и эмоциональную окраску в учебную работу, снимает утомление, развивает внимание, сообразительность, чувство соревнования, взаимопомощь


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческая работа «Игровая технология, как основная форма проведения урока английского языка в начальной школе» (Обобщение педагогического опыта)

В настоящее время значительно возрос интерес к иностранным языкам и, в особенности, к английскому языку. В связи с переходом на новый учебный базисный план с 2005 года предполагает обучение инос...

Нетрадиционные формы проведения уроков информатики с применением игровых технологий

В традиционной методике существует триедин­ство учебных целей: образовательная, развивающая и воспитательная. Часто бывает, что учителю не все­гда ясна доминирующая направленность его взаимо...

Игровые формы проведения кружка по математике в 7-8 классах средней школы.

Статья посвящена вопросам организации кружковой работы по математике средствами работы над игровыми формами , о проблемах и перспективах развития. Предлагается одно занятие кружка в занимательной фо...

«Родительское собрание как одно из основных направлений в сотрудничестве с родителями (методика организации и формы проведения родительского собрания)»

Родительское собрание включает в себя  шесть обязательных компонентов:Анализ учебных достижений учащихся класса. В этой части собрания классный руководитель знакомит родителей с результатам...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ: «ИГРОВАЯ ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО КОРРЕКЦИИ И РАЗВИТИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР»

Разработка раскрывает игровые приемы при формировании лексико-грамматических средств речи у дошкольников с ОНР....