Методы активизации познавательной деятельности на уроках математики
методическая разработка по алгебре по теме
Методы активизации познавательной деятельности на уроках математики
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metody_aktivizatsii_poznavatelnoy_deyatelnosti_na_urokakh_matematiki.docx | 16.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Методы активизации познавательной деятельности на уроках математики.
Всех учителей волнует проблема: как с разумными затратами сил и времени вооружать учащихся глубокими и прочными знаниями, твердыми навыками и умениями, как пробуждать и поддерживать у них интерес и стремление к знаниям, к труду.
Один из основных принципов обучения «учение должно быть трудным, но посильным». Трудности учебы могут, как стимулировать развитие познавательных возможностей учащихся, так и серьезно тормозить это развитие. Первое желательно, второе недопустимо. Понятие «трудно» в обучении весьма относительно. Каждый ученик как личность по-своему специфичен. Учащиеся, у которых преобладает наглядно-образное мышление, испытывают трудности в одном, а для ребят с преобладанием логического типа мышления трудным оказывается уже совершенно другое. И второе, обучение, как известно, проходит в два этапа. Сначала учащимся предлагается некоторая информация и ставится задача осознанно ее воспринять. Затем наступает этап обучения тому, как пользоваться этой информацией. Вот тут и возникают трудности, которые ученик без помощи учителя часто не в состоянии одолеть. Как избежать в преподавании моментов, когда у обучаемого опускаются руки и пропадает интерес?
Каждому известно, что человеческие возможности выявляются при активной целенаправленной деятельности. В этом отношении мышление не составляет исключение. Следовательно, обучение должно требовать активной деятельности при усвоении материала.
Как учитель, я глубоко убеждена, что трудность в учении не побуждает к деятельности, а служит лишь ее естественной составляющей. Поэтому, я считаю, нужно открывать широкую дорогу тем приемам и подходам, которые способны стимулировать активную учебную деятельность, пробуждает интерес, потребность в овладении знаниями.
Большая умственная нагрузка на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока. Активность и увлеченность – это отправная точка для возникновения любознательности, глубокого познавательного интереса. Это особенно важно в подростковом возрасте, когда еще формируются постоянные интересы и склонности к тому или иному предмету. Именно в этот период нужно стремиться раскрыть притягательные стороны математики.
Важная роль отводится занимательным задачам, упражнениям; практическим вопросам занимательного характера; дидактическим играм. Это современные и признанные методы обучения и воспитания, обладающие образовательной, развивающей и воспитывающей функцией, которые действуют в органическом единстве.
Использование занимательных заданий целесообразно тогда, когда есть опасность непринятия учащимися какого-либо учебного задания; при прохождении сложных тем; при выработке умений и навыков учащихся, когда требуется выполнять значительное количество однотипных упражнений; при изучении материала, подлежащему прочному запоминанию.
Например, наряду с обычными (и важными) заданиями – выполнить умножение столбиком – можно предложить видоизмененное задание.
Пример 1. Вместо звездочек надо записать цифры, так чтобы пример был выполнен правильно. Чтобы восстановить пример, ученик должен проанализировать ситуацию, выделить существенные моменты в ней, вспомнить правила, проявить определенную сообразительность. Проводимый анализ ускоряет формирование навыка запоминания правил.
Занимательные задания способствуют формированию гибкости ума, освобождению мышления от шаблонов, дают учащимся определенную свободу при их решении. А это не что иное, как творческий подход.
Пример 2. Среди чисел 0,4; 1,4; 2,4 выберите такое число, третья степень которого будет заключена между числами 2 и 3.
Возможны различные подходы к решению этого задания.
- ученик возводит каждое число в куб, пока не найдет искомое число;
- ученик прикидывает, каким может быть искомое число, и потом ищет его среди данных;
- комбинированный путь, ученик совмещает оба вышеуказанных подхода.
Последующий, коллективный анализ различных способов решения позволяет выявить самое рациональное, изящное решение.
Пример 3. На доске записаны числа: -5; 8; -2; 3. Надо задумать любое из этих чисел и, задав один вопрос, отгадать, какого оно знака.
Вопрос: Какого знака будет произведение оставшихся трех чисел?
Иногда ученики задают такие вопросы, о которых учитель даже и не подозревает. Так воспитывается гибкость, оригинальность мышления.
Еще один прием «Найдите ошибку» давно используется учителями и доказал свою эффективность с методической точки зрения: вырабатывается критичность мышления, развивается самоконтроль ученика. Этот прием позволяет учителю провести своеобразную профилактику ошибок. Известно, что прямое указание учащемуся на допущенную им ошибку часто малоэффективно. Поэтому используются задания, в которых ошибки бросаются в глаза.
Пример 4. На доске записано 10 равенств, несколько из них ложных, причем их количество можно сообщать учащимся, а можно и не сообщать. После каждого ответа учитель предлагает что-то изменить в записи, чтобы равенство оказалось верным.
Немаловажная роль на уроках математики отводится дидактическим играм. Включение в урок дидактических игр делает процесс обучения интересным и занимательным, облегчает преодоление трудностей в усвоение учебного материала. Я не считаю, что использование игровых ситуаций на уроке дает учащимся овладеть математикой «легко и счастливо». Легких путей в науку нет. Считаю, что необходимо использовать все возможности для того, чтобы дети учились с интересом, чтобы большинство учеников испытали и осознали притягательные стороны математики, ее возможности в совершенствовании умственных способностей, в преодолении трудностей.
Дидактическая игра – не самоцель на уроке, а средство обучения и воспитания. Это вид преобразующей творческой деятельности в тесной связи с другими видами учебной работы.
Использование занимательных задач, упражнений, дидактических игр дает наибольший эффект в классах, в которых преобладают ученики с неустойчивым вниманием, пониженным интересом к предмету. Создание игровых ситуаций на уроках математики повышает интерес к предмету, вносит разнообразие и эмоциональную окраску в учебную работу, развивает внимание, сообразительность, взаимопомощь, является эффективным средством активизации учебной деятельности школьников, положительно влияющим на повышение качества знаний, умений и навыков учащихся, развитие умственной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра, как средство активизации познавательной деятельности на уроках математики
Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет учителя задуматься о том, как поддержать у обучаемых интерес к изученному материалу, их активности на протяжении всего урока. Надо позабо...
Активизация познавательной деятельности на уроках математики
В условиях модернизации российского образования, направленной на повышение качества, доступности и эффективности образования и определяющей в качестве одного из направлений формирование к...
Активизация познавательной деятельности на уроках математики
из опыта работы...
Статья Активизация познавательной деятельности на уроках математики
Статья "Активизация познавательной деятельности на уроках математики" подготовлена учителями математики Давыдовой М.Г., Тарануха Е.В. с целью выявления и использования самых действенных способов и мет...
ИГРОСИСТЕМА КАК МЕТОД АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В 5 КЛАССЕ
Краткая аннотация работы. Авторы обосновывают использование дидактических игр на уроках математики для развития мотивации познавательной деятельности пятиклассников и предлагает формы организаци...
Приёмы и методы активизации познавательной деятельности на уроках биологии
Тема самообразования...
Проектная деятельность как один из методов активизации познавательной деятельности на уроках физики
Выступление на заседании методической комиссии...