Урок: "Производная и ее применение"
план-конспект занятия по алгебре (10 класс) по теме

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon otkrytyy_urok_30.01.ppt1.79 МБ
Microsoft Office document icon plan-konspekt_uroka_proizvodnaya.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Производная и ее применение

Слайд 2

f(x) f / (x) x На рисунке изображен график производной функции у = f (x) , заданной на промежутке (- 8; 8). Исследуем свойства графика и мы можем ответить на множество вопросов о свойствах функции, хотя графика самой функции не представлено! y = f / (x) 1 2 3 4 5 6 7 -7 -6 -5 -4 -3 -2 -1 4 3 2 1 -1 -2 -3 -4 -5 y x 6 3 0 -5 Найдем точки, в которых f / (x) =0 (это нули функции). + – – + +

Слайд 3

f(x) f / (x) x По этой схеме мы можем дать ответы на многие вопросы тестов. y = f / (x) 1 2 3 4 5 6 7 -7 -6 -5 -4 -3 -2 -1 4 3 2 1 -1 -2 -3 -4 -5 y x 6 3 0 -5 + – – + + Исследуйте функцию у = f (x) на экстремум и укажите количество ее точек минимума. 4 точки экстремума, Ответ: 2 точки минимума min min - 8 8

Слайд 4

f(x) f / (x) x Пример y = f / (x) 4 3 2 1 -1 -2 -3 -4 -5 y x + – – + + Найдите точку экстремума функции у = f (x) на отрезке [ – 6; –1 ] Ответ: x max = – 5 max 6 3 0 1 2 3 4 5 6 7 -7 -6 -5 -4 -3 -2 -1 -5 - 8 8

Слайд 5

f(x) f / (x) x Пример y = f / (x) 4 3 2 1 -1 -2 -3 -4 -5 y x + – – + + Найдите количество точек экстремума функции у = f (x) на отрезке [ – 3; 7 ] Ответ: 3. 1 2 3 4 5 6 7 -7 -6 -5 -4 -3 -2 -1 -5 - 8 8 6 3 0

Слайд 6

f(x) f / (x) x Пример y = f / (x) 4 3 2 1 -1 -2 -3 -4 -5 y x + – – + + Найдите промежутки убывания функции у = f (x) . В ответе укажите длину наибольшего из них. 6 3 0 1 2 3 4 5 6 7 -7 -6 -5 -4 -3 -2 -1 -5 Ответ: 5. - 8 8

Слайд 7

f(x) f / (x) x Пример y = f / (x) 4 3 2 1 -1 -2 -3 -4 -5 y x + – – + + В какой точке отрезка [ – 4; –1 ] функции у = f (x) принимает наибольшее значение? 6 3 0 1 2 3 4 5 6 7 -7 -6 -5 -4 -3 -2 -1 -5 Ответ: – 4. - 8 8 На отрезке [ – 4; –1 ] функция у = f (x) убывает, значит, наибольшее значение на данном отрезке функция будет принимать в точке – 4.

Слайд 8

f(x) f / (x) x Пример y = f / (x) 4 3 2 1 -1 -2 -3 -4 -5 y x + – – + + В какой точке отрезка [ – 4; –1 ] функции у = f (x) принимает наименьшее значение? 6 3 0 1 2 3 4 5 6 7 -7 -6 -5 -4 -3 -2 -1 -5 Ответ: – 1. - 8 8 На отрезке [ – 4; –1 ] функция у = f (x) убывает, значит, наименьшее значение на данном отрезке функция будет принимать в конце отрезка точке х= – 1.

Слайд 9

На рисунке изображен график производной функции у = f / (x) , заданной на промежутке (- 5 ; 5 ). Исследуйте функцию у = f (x) на монотонность и укажите число ее промежутков убывания. f(x) f / (x) 4 + – y = f / (x) 1 2 3 4 5 6 7 -7 -6 -5 -4 -3 -2 -1 4 3 2 1 -1 -2 -3 -4 -5 y x + 1

Слайд 10

-4 -3 -2 -1 1 2 3 4 5 х В. На рисунке изображен график производной функции у = f / (x) , заданной на промежутке [-5;5] . Исследуйте функцию у = f (x) на монотонность и укажите наибольшую точку максимума . y = f / (x) + + + - - - f / (x) - + - + - + f(x) -4 -2 0 3 4 Из двух точек максимума наибольшая х max = 3 max max

Слайд 11

3). Исключим точки, в которых производная равна 0 (в этих точках касательная параллельна оси Ох) -9 -8 -7 -6 -5 - 4 -3 -2 -1 1 2 3 4 5 6 7 8 В8. На рисунке изображен график функции у = f(x) , определенной на интервале (-9; 8). Определите количество целых точек, в которых производная функции положительна. y = f (x) y x 5 4 3 2 1 -1 -2 -3 -4 1). f / (x) > 0 , значит, функция возрастает. Найдем эти участки графика. 2). Найдем все целые точки на этих отрезках. Ответ: 8. Решение:

Слайд 12

3). Исключим точки, в которых производная равна 0 (в этих точках касательная параллельна оси Ох) х=0 точка перегиба, в этой точке производная равна 0! -9 -8 -7 -6 -5 - 4 -3 -2 -1 1 2 3 4 5 6 7 8 В8. На рисунке изображен график функции у = f(x) , определенной на интервале (-5; 5). Определите количество целых точек, в которых производная функции отрицательна. y = f (x) y x 5 4 3 2 1 -1 -2 -3 -4 1). f / (x) < 0 , значит, функция убывает. Найдем эти участки графика. 2). Найдем все целые точки на этих отрезках. Ответ: 5. Решение:

Слайд 13

3). Исключим точки, в которых производная равна 0 (в этих точках касательная параллельна оси Ох) В точке х=1 производная не существует. -9 -8 -7 -6 -5 - 4 -3 -2 -1 1 2 3 4 5 6 7 8 В8. На рисунке изображен график функции у = f(x) , определенной на интервале (-6; 8). Определите количество целых точек, в которых производная функции отрицательна. y = f (x) y x 5 4 3 2 1 -1 -2 -3 -4 1). f / (x) < 0 , значит, функция убывает. Найдем эти участки графика. 2). Найдем все целые точки на этих отрезках. Ответ: 8. Решение:

Слайд 14

В8. Непрерывная функция у = f(x) задана на отрезке [ a;b ] На рисунке изображен ее график. В ответе укажите количество точек графика этой функции, в которых касательная параллельна оси Ох. y = f(x) y x a b

Слайд 15

В8. Непрерывная функция у = f(x) задана на интервале (-6; 7). На рисунке изображен ее график. Найдите количество точек, в которых касательная к графику функции параллельна прямой y = 6. y = f(x) y x - 6 -7 y = 6 . В этой точке производная НЕ существует!

Слайд 16

Х У 0 касательная α k – угловой коэффициент прямой ( касательной ) Геометрический смысл производной: если к графику функции y = f(x) в точке с абсциссой можно провести касательную, непараллельную оси у, то выражает угловой коэффициент касательной, т.е. Поскольку , то верно равенство

Слайд 17

х у Если α < 90°, то k > 0. Если α > 90°, то k < 0. Если α = 0°, то k = 0. Касательная параллельна оси ОХ. 0

Слайд 18

На рисунке изображен график функции у = f(x) и касательная к нему в точке с абсциссой х 0 . Найдите значение производной в точке х 0 . х х 0 у 1). Угол, который составляет касательная с положительным направлением оси Ох, острый . Значит, значение производной в точке х 0 положительно . Решение: 2). Найдем тангенс этого угла. Для этого подберем треугольник с катетами-целыми числами. Этот треугольник не подходит. Можно найти несколько удобных треугольников, например,…. 3). Найдем тангенс угла – это отношение 9:6. Ответ: 2 3 O 9 6

Слайд 19

На рисунке изображен график функции у = f(x) и касательная к нему в точке с абсциссой х 0 . Найдите значение производной в точке х 0 . х х 0 у O 1). Угол, который составляет касательная с положительным направлением оси Ох, тупой . Значит, значение производной в точке х 0 отрицательно . Решение: 2). Найдем тангенс смежного угла. Для этого подберем треугольник с катетами-целыми числами. Этот треугольник не подходит. Можно найти несколько удобных треугольников. 3). Найдем тангенс угла – это отношение 3:4. Ответ: 4 3 – 3 4

Слайд 20

Новые задания В8

Слайд 21

Ответ: 0,5

Слайд 22

№ 1670 Прямая у= 6х+9 параллельна касательной графику функции у = Х 2 + 7х – 6 . Найдите абсциссу точки касания. Решение. 1) у / = (х 2 + 7х – 6) / = 2х+ 7 2) у / (х о ) = к = 6 3) 2х+ 7 = 6 2х+ 7 =6 2х= 6-7 2х =-1 Х= -0,5 Ответ: -0,5

Слайд 23

Самостоятельная работа Вариант 1 Вариант 2 № 1768 № 1877 № 1874 № 1939 № 1753 № 1671 № 1769 № 1878 № 1875 № 1940 № 1754 № 1672 2 2 0,5 1,5 -1 -0,5 6 9 2 1 -1,5 0,5 № заданий из сборника «Подготовка к ЕГЭ 3000 задач» Ященко, Семёнов

Слайд 24

Спасибо за урок! У нас всё получилось!!!



Предварительный просмотр:

План – конспект урока

«Производная и ее применение. Решение заданий В8 ЕГЭ.»

   Подготовила: учитель высшей категории

    МОУ «СОШ №67» г. Саратова

Змеева Наталья Васильевна

План-конспект урока

Занятие обобщающего  повторения при подготовке к ЕГЭ по теме:

«Производная и ее применение. Задания В8»

Цели занятия: 

  1. формирование учебно-познавательной компетенции: обобщить теоретический материал по  теме «Производная и ее применение. Задания В8»,  рассмотреть все возможные задания В8;
  2. формирование математической компетенции: использовать приобретенные знания и умения при выполнении заданий ЕГЭ
  3. формирование оценочной компетенции: развивать умение оценивать свой уровень знаний и стремление его повышать.

 I этап занятия (3 минут)  – организационный момент.

        Учитель сообщает тему занятия,  его цель,   структуру занятия, необходимость его проведения.

II этап занятия (10 минут) - повторение основных теоретических знаний.

           Повторение  проходит в  виде презентации,  во время которой учащимся предлагается вспомнить определение производной, вспомнить графики функции и ее производной и повторить на какие вопросы можно ответить при помощи этих графиков (возрастание, убывание, критические точки, минимум, максимум функции, геометрический и физический смысл производной). Данный этап проводится для всех  учащихся класса. По ходу появления объектов слайда учитель ведет диалог с классом. Каждый новый объект слайда выводится по щелчку, поэтому темп прохождения материала задает учитель.

 

III этап занятия (15 минут) - решение типичных задач.

По ходу появления слайдов учителем при помощи детей делаются четкие выводы по применению производной.  После повторения теоретического материала и  практического показа решений заданий В8 учитель показывает новые задания В8  и их решения: нахождение скорости по графику  изменения расстояния; нахождение точки касания по функции и прямой параллельной касательной.

IV этап занятия (7 мин) - самостоятельная  работа.

Самостоятельная работа проходит по сборнику  «ЕГЭ 3000 задач», под редакцией А.Л. Семенова, И.В. Ященко.

V этап занятия (3 мин) - проверка работ.

По окончании работы учащиеся сверяют свои ответы с ответами на экране. Самостоятельно оценивают свой уровень:

«3» - 3- 4 зад., «4» - 5 зад., «5» - 6 зад.

VI этап занятия (5 минут) - подведение итогов.

Итоги самостоятельной работы «5» -10; «4» -3; «3» -3; «2» -1

            Учитель оценивает работу учащихся на занятии, обращает их внимание на необходимость знания теоретического материала для успешного решения заданий В8,   дает домашнее задание UzTest.ru по теме «Производная», вариант 17 (распечатка каждому), С3 №  6, №51, 28

2. Источники информации

  1. Мордкович А.Г. Алгебра и начала математического анализа. Ч. 1, 2. Учеб. для  10-11 кл. общеобразовательных учреждений, М.: Мнемозина, 2009.
  2. Единый государственный экзамен: Математика: Контрольные измерительные материалы.2006-2007 / Денищева Л.О. и др., М.: Просвещение, 2006.
  3. Единый государственный экзамен 2009. Математика. Универсальные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ – М.: Интеллект-Центр, 2009.
  4. Единый государственный экзамен: Математика: Методика подготовки. Сост. Денищева  Л.О. и др., М.: Просвещение, 2006.
  5. ЕГЭ. Репетитор. Математика. Эффективная методика / Л.Д.Лаппо, М.А.Попов. – М.: «Экзамен», 2010.
  6. Математика. Подготовка к ЕГЭ-2011: учебно-методическое пособие/ под редакцией Ф.Ф.Лысенко, С.Ю.Кулабухова. – Ростов-на-Дону: Легион-М,2010.
  7. Математика. Все для ЕГЭ 2011. Часть 1: учебно-методическое пособие / под редакцией Д.А.Мальцева. – Ростов-на-Дону: Издатель Мальцев Д.А.; М.: НИИ школьных технологий, 2010.
  8. Тестовые контрольные задания по алгебре и началам анализа. Базовый уровень./Под ред. Е.А. Семенко. - Краснодар: «Просвещение – Юг», 2005.
  9. Готовимся к ЕГЭ по математике. Обобщающее повторение курса алгебры и начала анализа. / Под ред. Е.А. Семенко. – Краснодар: «Просвещение – Юг», 2005. Ч. 1.
  10. Готовимся к ЕГЭ по математике. Обобщающее повторение курса алгебры и начала анализа. / Под ред. Е.А. Семенко. – Краснодар: «Просвещение – Юг», 2007. Ч. 2.
  11.  Готовимся к ЕГЭ по математике. Обобщающее повторение курса алгебры и начала анализа. / Под ред. Е.А. Семенко. – Краснодар: «Просвещение – Юг», 2006. Ч. 3.
  12. Тематический сборник заданий для подготовки к ЕГЭ-2010 по математике./ Под ред. Е.А. Семенко. – Краснодар: «Просвещение – Юг», 2010.
  13. http://www.edu.ru/
  14. http://www.uroki.net/
  15. http://mschool.kubsu.ru/
  16. http://www.ege.edu.ru/
  17. http://www.mathege.ru/
  18. http://www.proshkolu.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок « Производная и её применение к исследованию функций».Презентация к уроку.

Урок « Производная и её применение к исследованию функций».Презентация к уроку....

Урок « Производная и её применение к исследованию функций».Презентация к уроку.

Урок « Производная и её применение к исследованию функций».Презентация к уроку....

Урок « Производная и её применение к исследованию функций».Презентация к уроку.

Урок « Производная и её применение к исследованию функций».Презентация к уроку....

Урок « Производная и её применение к исследованию функций».Презентация к уроку.

Урок « Производная и её применение к исследованию функций».Презентация к уроку....

Урок « Производная и её применение к исследованию функций».Презентация к уроку.

Урок « Производная и её применение к исследованию функций».Презентация к уроку....

Урок « Производная и её применение к исследованию функций».Презентация к уроку.

Урок « Производная и её применение к исследованию функций».Презентация к уроку....

Презентация к уроку «Производная. Применение производной».

Данная  презентация может быть  использована для систематизации и обобщения тем  «Производная. Применение производной» в 10-11 классе....