ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ
методическая разработка по алгебре (5 класс) по теме

Сорочкина Ольга Александровна

Уровень знаний и познавательных способностей не у всех детей одинаковый, потому на уроках при коллективной форме работы необходим дифференцированный подход в подборе заданий, задач, при объяснении новой темы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon differentsirovannyy_podkhod.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Российской Федерации

Кемеровская область

Институт усовершенствования учителей

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД

В ОБУЧЕНИИ.

Выпускная работа.

Исполнитель: Сорочкина О.А.

учитель математики МБОУ

Лицей №20

г.Междуреченска

Руководитель: Трушкина Т.П.

Кемерово

2010г.

Изучение нового материала с использованием дифференцированных заданий

     Уровень знаний и познавательных способностей не у всех детей одинаковый, потому на уроках при коллективной форме работы необходим дифференцированный подход в подборе заданий, задач, при объяснении новой темы.

       Дифференцированные задания - это система упражнений, выполнение которых поможет глубоко и осознано усвоить правило и выработать необходимый вычислительный навык на его основе. Упражнения должны отличаться простотой, ясностью, краткостью и точностью математического языка. Располагать их надо в логической последовательности от более простых до более сложных, требующих необходимых обобщений.

     Дифференцированные задания должны быть подготовлены к уроку заранее: записаны на доске, таблице, пленке кодаскопа , карточках. Их следует разделить на два вида:

  1. обязательные для выполнения – способствуют умению правильно применить изученное правило для выработки вычислительного навыка; их должно быть ограниченное количество. Они должны быть посильны для выполнения каждому ученику.
  2.  дополнительные – расчитаны на тех детей, которые справились с обязательными заданиями и у них есть время для самостоятельной работы; это задания повышенной трудности на применение изученного правила. Они требуют сравнения, анализа, определенных навыков.

Количество упражнений может быть разным, но достаточным для усвоения правила и полной занятости обучающихся данной структурной части урока.

При объяснении нового материала с дифференцированными заданиями класс не делится на группы. Каждый работает на уроке самостоятельно в меру своих умственных способностей. За основу изложения нового материала взята классическая схема процесса усвоения: подготовительная работа, объяснение нового материала, первичное закрепление, самостоятельная работа обучающего характера.

     Рассматривая методику объяснения нового материала с дифференцированными заданиями более подробно особо хочется остановиться на подготовительных упражнениях. Для осознанного и быстрого усвоения любого материала нужна система подготовительных упражнений, которые подбираются на основе теории. Изученной на предыдущих уроках, тогда дети сами становятся его «открывателями».

     Форма выполнения подготовительных упражнений на уроке может быть разнообразной: разные формы устного счета, математические диктанты, самостоятельные работы и т.д.

     Важно при их выполнении и проверке повторить то правило, тот вычислительный прием, который будет необходим при объяснении новой темы. Иногда подготовительные упражнения можно логически включить в ход объяснения нового материала.

     Рассмотрим методику выхода обучающихся на самостоятельную работу для выполнения дифференцированного задания. Подготовительные упражнения и нужные выводы выполняются всеми детьми класса. В первом объяснении свойства или правила участвует так же весь класс. В ходе объяснения нового материала, в ходе беседы, в результате сформулированных выводов учитель замечает процесс усвоения знаний разными обучающимися по разному. Одной группе детей выводы ясны после первого объяснения, другим нужно еще объяснение. Поэтому учитель выводит определенную группу обучающихся на самостоятельную работу для выполнения сначала обязательных упражнений, а затем дополнительных.

     С остальными учитель проводит второе объяснение по учебнику, используя имеющиеся иллюстрации, делая необходимые записи на доске и  пользуясь записями учебника.

     Методика объяснения и выхода обучающихся на самостоятельную работу хорошо видна на приведенной схеме.


Работа с учителем.

Самостоятельная работа учащихся

Подробное объяснение учителя с использованием наглядности или без нее.

Выполнение дифференцированного задания №1

Повторное сжатое объяснение с использованием наглядности или без нее.

Выполнение дифференцированного задания №2

Третье объяснение. Выделение наиболее трудных и важных моментов в теме.

Выполнение дифференцированного задания №3

Проверка выполнения

дифференцированного задания

     Наиболее трудно усваивают дети объяснение свойств арифметических действий, алгоритм умножения и деления многозначных чисел.

     Рассмотрим пример объяснения нового материала методом беседы. Тема: « Прибавление числа к сумме ».

     Для подготовительных упражнений со всеми учащимися класса к данной теме используем матаматический диктант.

  1. Замените каждое число суммой разрядных слагаемых: 56, 73, 45.
  2. Первое слагаемое 17 второе 304 , запишите пример и найдите сумму.
  3. Запишите сумму чисел 17 и 86 и вычислите ее.
  4. Запишите пример, в котором надо к сумме чисел 84 и 39 прибавить число 21.

     Учитель проверяет качество выполнения заданий. При проверки последнего задания на доске будет запись:

( 84 + 39 ) + 21

     Учитель проводит следующую работу:

  • прочитайте пример;
  • назовите выделенную в скобках сумму;
  • назовите первое слагаемое этой суммы;
  • назовите второе слагаемое этой суммы;
  • назовите число, которое надо прибавить к сумме;
  • как можно вычислить результат этого выражения?

      На доске запись (84 + 39) + 21 = 144. Ученики под руководством учителя выделяют что они делают сначала (нашли сумму 84 + 39), что они делали потом (к сумме 123 прибавили 21).

      Делается первичный вывод: чтобы к сумме прибавить, число надо сначала вычислить сумму, а затем к ней прибавить число. Заострить в памяти этот вывод.

      Затем учитель говорит, что сегодня на уроке « вы научились прибавлять число к сумме другими способами ». Дается первое дифференцированное задание.

      Обязательное задание:

Задание 1

  1. Прочитайте пример (11 + 24) + 17 и решите его разными способами.
  1. (11 + 24) + 17 =

Сначала вычислите сумму, затем прибавь к ней число 17

  1. (11 + 24) + 17 =

Сначала прибавь число 17 к 11, а затем к результату прибавь второе слагаемое.

  1. (11 + 24) + 17 =

Сначала прибавь число 17 ко второму слагаемому, а затем результат прибавить к первому слагаемому.

     Задание 2

     Закончите запись и догадайтесь, как легче решить пример

               (123 + 77) + 179 = (123 +77) + … = …;

               (417 + 285) + 183 = (417 + 183) + … = …;

               (239 + 503) + 97 = 239 + (503 + 97) + … = …;

               (84 + 613) + 216 = (84 + …) + … = …;

               (673 + 911) + 89 = … + (911 + …) = …

      Дополнительные задания:

     Задание 3

     Найдите результат суммы самым удобным способом и догадайтесь как к каждому примеру сочинить правило.

               (234 + 66) + 349                         (727 + 436) + 73

               (194 + 902) + 38                         (437 + 184) + 216

     В зависимости от подготовленности детей, их вычислительных навыков и наличия времени на уроке, объем заданий на уроке можно увеличивать или уменьшать, лучше всегда иметь их в запасе.

     При выведении части обучающихся на самостоятельное выполнение заданий учитель может приступить к повторному объяснению материала. Методика аналогична или более упрощена. Затем эта часть детей сама или под руководством учителя выполнит обязательные упражнения.

     При выполнении самостоятельной работы в процессе объяснения нового материала нужно уделять особое внимание проверке выполнения заданий. Форма проверки может быть разнообразной: решение у доски с подробным объяснением, чтение решенного примера с кратким пояснением, выборочная проверка главного. Допустима проверка отдельных заданий у части обучающихся в перерыв, после урока или дома. К проверке отдельных заданий можно привлекать сильных обучающихся (инструкторов) и тех , кто раньше других справился со своими заданиями.

     При такой организации объяснения нового материала каждый ребенок будет занят умственным трудом по своим способностям. У каждого вырабатывается навык самостоятельной работы и умение делать определенные выводы.

Дифференцированный подход на тренировочном уроке

и постановке домашнего задания.

     На тренировочном уроке или уроке отработки ЗУНов по теме учитель может использовать карточки – консультации, где задания дополняются пояснениями, советами, облегчающими работу по его выполнению. Определяется такая система видов помощи, которую учитель может оказать обучающемуся при самостоятельной работе на уроке, а так же при постановке домашнего задания:

  1. Указание типа задачи, правило на которое опирается данное упражнение.
  2. Дополнение к заданию в виде чертежа, схемы ( и тут возможна дифференциация помощи: рисунок, чертеж без обозначений /с обозначениями/, с выполненными дополнительными построениями или рекомендацией к его выполнению и т.п.
  3. Запись условия ( кроме словесного ) в виде таблицы, матрицы, знаков.
  4. Указание алгоритма решения (выполнения).
  5. Приведение аналогичной задачи, решенной ранее.
  6. Объяснение хода выполнения подобного задания.
  7. Предложение выполнить вспомогательное задание, наводящее на решение основного вопроса задачи.
  8. Наведение на поиск решения с помощью ассоциаций.
  9. Указание причинно – следственных связей, необходимых для решения задания.
  10. Название ответа, результата заранее.
  11. Расчленение сложной задачи на ряд элементарных.
  12. Постановка наводящих вопросов.
  13. Указание теорем, правил, формул, на основании которых выполняется задание.
  14. Предупреждение о наиболее типичных ошибках, неправильных подходах и т.п.
  15. Указание способа проверки правильности выполнения задания (решения).
  16. Указание ошибки в чертеже, в вычислениях, в постановке алгоритма работы в установлении зависимостей и т.п.

     При переходе к изучению нового материала надо учитывать, какие сохранились пробелы в знаниях у обучающихся, пробелы которые могут мешать изучению и пониманию нового материала. Для таких обучающихся учитель готовит карточки:

ПОМНИ!

  1. Координатная прямая задается началом, направлением и единичным отрезком.
  2. Вправо откладываются положительные числа, а влево – отрицательные.

Прочти в учебнике п.2 абзац 3, страница 7.

Всем этим обучающимся учитель готовит карточки – памятки (задание на

дом дается перед объяснением).

При закреплении учебного материала, обучающийся получает новую

Карточку – консультацию, которую можно использовать при выполнении домашнего задания, следующего содержания:

  1. Ось ОХ – горизонтальная.
  2. Ось ОУ – вертикальная.
  3. Точка их пересечения О имеет координаты (о;о).

ПОМНИ!

  1. Первая координата ( абсцисса ) откладывается на оси ОХ,

вторая по оси ОУ.

  1. Положительные числа – вправо и вверх, а отрицательные влево и вниз.

     При изучении темы «Равные фигуры» слабоуспевающие получают карточку – консультацию с вопросами :

     1.Почему в математике предмет называется фигурой? Какие фигуры называются равными?

  1. Отрезки равны, что можно сказать о их длине.

Дифференцированная помощь необходима при изучении нового

материала, при закреплении, а так же при выполнении домашнего задания. Карточка – консультация по очень трудной теме остается у ученика до тех пор пока он не усвоит данный материал.

     Своевременные консультации по выполнению домашнего задания предупреждают ошибки обучающихся, избавляют их от неквалифицированной помощи и способствуют формированию положительного отношения к домашнему заданию, к учению.

     В практике применяются индивидуальные планы самостоятельной работы обучающихся по восполнению типичных пробелов в знаниях соответствующего раздела или изученной ранее темы. В этом плане указывается раздел, тема, по которым надо выполнить самостоятельную работу. Параграф или пункт в  учебнике, который надо повторить, номер упражнения для самостоятельной работы и доза помощи к ним, контрольные вопросы к выполненному заданию, сроки выполнения и отчета перед учителем.

     Наличие такого индивидуального плана на руках у обучающегося дисциплинирует его помогает правильно распределить выполнение самостоятельной работы по дням недели к завершенному сроку. Кроме того наличие в тексте плана « доз помощи » избавляет обучающихся от излишних затруднений придает им уверенность в выполняемости предложенного им плана, освобождает учителей от текущих дополнительных заданий и позволяет им ограничиться лишь установочным заданием группового характера со всеми, кто получил подобные индивидуальные планы. Метод самостоятельных работ оказывается более эффективным для устранения пробелов, чем выполнение заданий в классе одновременно со всей группой обучающихся под диктовку учителя.

     Все это, конечно, дает эффект в том случае, когда у обучающихся сформированы элементарные начальные навыки самостоятельной работы с помощью консультаций учителя.

     При разработки планов индивидуальных самостоятельных работ надо соблюдать следующие условия:

     - учитывать степень сложности учебного материала и при высоком уровне ее уменьшить объем предлагаемых заданий;

     - принимать во внимание отношение обучающихся к данному предмету, стимулировать интерес, долг и ответственность в учении;

     - соотносить предлагаемое задание с общей нагрузкой обучающегося по другим предметам в соответствующий период времени;

     - учитывать уровень работоспособности  и состояния здоровья обучающегося, с тем чтобы дополнительная нагрузка не привила к чрезмерным нагрузкам.

     - иметь в виду уровень сформированности навыков самостоятельной работы  по данному предмету и при недостаточности его, усиливать консультационные формы помощи, в частности, делать более подробными «дозы помощи» в индивидуальном плане.

     - предусматривать возможности оказания помощи со стороны родителей и других обучающихся.

     Наличие в индивидуальном плане раздела «доза помощи» часто бывает полезна и для родителей обучающихся.

     Надо помнить, что работа по таким индивидуальным планам является лишь временной мерой. Она прекращается как только обучающийся восполняет наиболее существенные пробелы в знаниях.

     Дифференцированный подход к сильным обучающимся осуществляется следующим образом. Индивидуальное домашнее задание или план индивидуальной работы по развитию способностей в определенной области имеют уже иной по содержанию характер. Эти индивидуальные задания для самостоятельной работы предполагают чтение материалов из учебника под грифом «для дополнительного чтения». Им можно давать задания типа: реши задачу двумя способами. Выбери из двух возможных решений наиболее рациональное, составьте самостоятельно аналогичную задачу, придумай дополнительную задачу( пример ) из окружающей действительности о применениях изучаемого на уроке явления.

     Наиболее подготовленным обучающимся полезны задания по разработке обобщающих, систематизирующих, классифицирующих схем, пользуясь которыми они затем оказывают помощь своим товарищам. Таких обучающихся надо чаще привлекать в качестве консультантов, по планированию, организации самоконтроля, осуществлению операций выделения главного и другими умениями обучающихся.

Контроль усвоения знаний.

     Дифференцированно-групповая форма обучения позволяет дать группам обучающихся контрольные задания с учетом их учебных возможностей. Может так же применяться индивидуальная форма работы, цель которой выяснить как усвоен учебный материал отдельными обучающимися. К этой форме обучения учитель прибегает когда необходимо дать обучающимся специфические задания для письменного контроля. Может так же применяться индивидуализированно-групповая форма учебной работы, при которой учитель дает 3 – 5 ученикам специфические задания, а с основным составом класса ведет фронтальную беседу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференцированный подход в обучении математике. Выступление.

Выступление на методическом обЪединение....

Индивидуально - дифференцированный подход к обучению на основе СНИТ как средство повышения эффективности усвоения знаний учащихся по химии.

В статье рассматривается вопрос применения СНИТ в обучении учащихся на уроках химии. Автор подробно описывает свой опыт использования компьютера на разных этапах урока с учётом  индивидуально - д...

Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении и воспитании детей и подростков с нарушениями интеллектуального развития.

Данный материал поможет понять смысл и применение индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и воспитании детей и подростков с нарушениями интеллектуального развития....

Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении и воспитании детей и подростков с нарушениями интеллектуального развития.

Данный материал поможет понять смысл и применение индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и воспитании детей и подростков с нарушениями интеллектуального развития....

Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении и воспитании детей и подростков с нарушениями интеллектуального развития.

Данный материал поможет понять смысл и применение индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и воспитании детей и подростков с нарушениями интеллектуального развития....

Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении и воспитании детей и подростков с нарушениями интеллектуального развития.

Данный материал поможет понять смысл и применение индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и воспитании детей и подростков с нарушениями интеллектуального развития....

Дифференцированный подход в обучении - новый подход к системе образования.

Огромный поток информации  сыпется на  головы наших детей. Это и новые открытия новых законов, новые знания, старые забытые учения, факты  из жизни знаменитых людей. Все это необходимо ...