Конспект урока по математике в 6 классе «Делители и кратные»
план-конспект урока по алгебре (5 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Разуменская средняя общеобразовательная школа №2»
Белгородского района Белгордской области
Конспект урока по математике
в 6 классе
«Делители и кратные»
подготовила
учитель математики и физики
Елсукова Ольга Андреевна
г. Белгород
2013
План-конспект урока по математике 6
Тема урока: Делители и кратные
Форма учебного занятия: урок
Тип: I+II (урок изучения знаний и способов деятельности)
Место урока в разделе:1
Цели и задачи:
• обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание учащимися понятий «делители» и «кратное»;
• организовать деятельность учащихся по воспроизведению изученного материала;
• обобщить знания, изученные в 5 классе;
• проверить применение на практике понятий «делители» и «кратное»;
• развивать познавательную самостоятельность и творческие способности учащихся;
• воспитывать навыки творческого усвоения и применения знаний;
• развивать коммуникативные способности учащихся;
• развивать устную речь учащихся;
Оснащение урока: доска, мел, учебник, индивидуальные задания – распечатать.
Ход урока:
- Организация начала учебного занятия:
Поприветствовать учащихся;
Проверить санитарно- гигиеническое состояние класса (проветрен ли класс, вымыта доска, наличие мела), если есть не совпадения с санитарно-гигиеническими нормами попросить учеников их исправить вместе с учителем, отметить отсутствующих на уроке.
Познакомиться с учащимися и отметить присутствующих на уроке.
- Подготовка к активной деятельности учащихся:
Найдите значение выражений: 100 : 25; 66 : 4; 66 : 1; 66 : 11 100 : 1; 100 : 24; 72 : 1; 72 : 3; 72 : 72; 66 : 66; 72 : 8; 100 : 100.
На какие группы можно разделить данные числовые выражения? Почему?
На 2 группы: деление без остатка и деление с остатком;
На 3 группы (по делимому): I группа — делимое = 100, 2 группа — делимое = 66 3 группа — делимое = 72;
на 3 группы (по делителю): 1 группа — делитель равен 1, 2 группа — делитель равен самому числу, 3 группа — делитель равен другим числам.)
Как называются числа при делении?
а : b = с (Ответ: а — делимое, b — делитель, с — частное)
Когда одно число делится на другое без остатка, то говорят что первое число делится на второе.
Какое число получится при делении 100 на 4?
Делимое — 100, делитель — 4. Найдите частное.
Как найти неизвестное делимое?
Чтобы найти неизвестное делимое, надо частное умножить на делитель.
Делитель — 8, частное — 25. Найдите делимое.
Как найти неизвестный делитель? (Чтобы найти неизвестный делитель, надо делимое разделить на частное.)
Делимое - 1000, частное 125. Найдите делитель.
Как называются данные равенства?
х + 1 = 10
Найдите корень уравнения х, если х + 1 = 10. (х = 9.)
Назовите наименьшее натуральное число. (1.)
Какие числа называют натуральными?
Числа, которые используются при счете предметов.
Назовите наибольшее натуральное число.
Нельзя, так как любое натуральное число можно увеличить на единицу.
- Изучение нового материала.
Прочитайте пример в учебнике на стр. 4.
Задача. 20 яблок надо разделить поровну между 4 ребятами, сколько яблок получит каждый ребенок? (Каждый получит по 5 яблок.)
А если надо разделить (не разрезая) 20 яблок между 6 ребятами? Сколько яблок получит каждый ребенок?
(Каждый получит по 3 яблока, а еще 2 яблока останутся.)
Говорят, что число 4 является делителем числа 20, а число 6 не является делителем числа 20.
Определение: Делителем натурального числа а называют натуральное число Ь, на которое а делится без остатка.
Запишем в тетрадь: а: b
число b — делитель числа а; а,b — натуральные числа.
Назовите делители числа 12. (1,2, 3, 4, 6 и 12.)
№ 1 стр. 4 (устно).
(Ответ: по 1 ореху - 36 кучек, по 2 - 18 кучек, по 3 - 12 кучек, по 4 — 9 кучек, по 6 — 6 кучек.)
Что можно сказать об этих числах? (Они являются делителями числа 36.)
№ 2 (устно).
Прочитайте условие задачи. Ответьте на 1-й вопрос. (Да.) Почему? (42 делится на 6 без остатка.)
Ответьте на 2-й вопрос. (Нет.)
Почему? (Так как 49 не делится на 6 без остатка.)
Прочитайте пример в учебнике на стр. 4.
Задача. Пусть на столе лежат пачки, в каждой из которых по 8 печений. Можно ли, не раскрывая пачек, взять 8 печений? (Да.) 16 печений? (Да.) 24 печенья? (Да.) А 18 печений? (Нет, не раскрывая пачек, взять 18 печений нельзя.)
Говорят, что числа 8, 16, 24 кратны числу 8, а число 18 не кратно числу 8.
Определение: Кратным натурального числа а называют натуральное число с, которое делится без остатка на а.
Запишем в тетрадь: с : а
число с — кратное числа а; с, а — натуральные числа.
Прочитать стр. 5 употребление слов кратно и краткое:
Назовите числа, кратные числу 10. (10, 20, 30, 40, ...)
Можно ли назвать самое большое число, кратное числу 10 (Нет.)
Почему? (Натуральных чисел бесконечно много.)
Какой вывод можно сделать? (Любое натуральное число имеет бесконечно много кратных.)
Последовательно кратные данного числа можно получат умножая его на 1, 2, 3 и т.д. или прибавляя данное число предыдущему кратному. Например, кратными числу 5 будут числа: 5 • 1 = 5, 5 • 2 = 10, 5 • 3 = 15 и т.д.
Или 5 + 5 = 10, 10 + 5 = 15, 15 + 5 = 20 и т.д.
- Проверка понимание и осмысления нового материала, и применение нового материала на практике:
1 учащийся у доски, остальные на месте
№ 6 (а), № 7 (б) стр. 5, № 20 (в, е) стр. 7.
Ответы:
№6 (а) (6: 1,2, 3,6);
№ 7 (б) (11: 11, 22, 33, 44, 55, 66, 77, 88, 99);
№ 20 (в, е) (3843 : 5 = 768 (ост. 3); 1000 : 9 = 111 (ост. 1)).
Ребята, которые справятся с заданием раньше других, могут принести тетрадь и получить оценку.
- Проверка понимания, осмысления и контроля: Спросить учащегося как понимает понятие делить и кратное.
- Подведение итогов: проговорить то, что не сказали учащиеся. Сказать оценки, заработанные на уроке.
- Домашнее задание – изучить параграф 1 п.1, №27, 25(1), 30 (а,в)
Список использованной литературы
1. Виленикин Н.Я. Математика . 6 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. - 25-е изд., стереотип. – М. – Мнемозина, 2009 – 288 с., ил.
2. Жохов В.И. преподавание математике в 5 и 6 классах. По учебникам Методические рекомендации для учителя. – 2-е изд. – М.: Мнемозина, 2000. – 160 с.: ил.
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
- Математика. 5–6 классы. Поурочные планы по учебникам Н. Я. Виленкина. Версия 1.0 , издательство «Учитель» 2009 ( http://www.uchitel-izd.ru ).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самостоятельная работа по математике 6 класс Делители и кратные
Самостоятельная работа по математике 6 класс Делители и кратные. Два варианта, добавлена задача на проценты...
Урок математики 6 класс. Делители и кратные.
Материал представлен в виде презентации, в которой акцентируется внимание на новые термины, которые учащимся необходимо запомнить: кратное и делитель....
Конспект урока математики в 6 классе "Делители и кратные"
Это второй урок по теме «Делители и кратные». На данном уроке формируются умения находить делители и кратные чисел и умение применять данные понятия при решении задач. Сформированные по да...
конспект урока по математике в 6 классе «Делители и кратные»
Урок – игра по теме «Делители и кратные»Тип урока: Урок-игра «Самый умный»Цели и задачи урока : ü создать условия, при которых ученик: повторит...
Презентация к уроку математики в 6 классе "Делители и кратные" занятие 1
Презентация к уроку математики в 6 классе "Делители и кратные" занятие 1...
Презентация к уроку математики в 6 классе "Делители и кратные" занятие 2
Презентация к уроку математики в 6 классе "Делители и кратные" занятие 2...
Презентация к уроку математики в 6 классе "Делители и кратные" занятие 3
Презентация к уроку математики в 6 классе "Делители и кратные" занятие 3...