Индивидуальные задания по устранению ошибок.
методическая разработка по алгебре на тему
Положительный эффект индивидуальных заданий несомненен. В них можно учесть особенности каждого ученика, дать сильному трудную задачу, а слабому – простое « алгоритмическое» упражнение. Особенно полезно предлагать индивидуальные домашние задания. Просматривать эти задания лучше всего с теми учащимися, которые их выполняли. По ходу проверки можно задать различные вопросы, вовлекая детей в беседу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
individualnye_zadaniya_po.doc | 55 КБ |
Предварительный просмотр:
« ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ ПО
УСТРАНЕНИЮ ОШИБОК».
(ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
Учитель математики
ГБОУ СОШ №443
города Москвы
Даниэль-бек Саиба
Юнус кызы
( Юнусовна)
-1-
Положительный эффект индивидуальных заданий несомненен. В них можно учесть особенности каждого ученика, дать сильному трудную задачу, а слабому – простое « алгоритмическое» упражнение. Особенно полезно предлагать индивидуальные домашние задания. Просматривать эти задания лучше всего с теми учащимися, которые их выполняли. По ходу проверки можно задать различные вопросы, вовлекая детей в беседу.
Одна из главных методических нагрузок индивидуальных домашних заданий состоит в профилактике возможных ошибок и в преодолении уже допущенных. Для того, чтобы индивидуальное задание имело точное «попадание в ошибку», учителю нужно вести учёт ошибок. По каждой теме целесообразно фиксировать основные затруднения учащихся и в специальной тетради составлять список ошибок учащихся.
Список ошибок обычно пополняется во время проверки контрольных работ. Но полезно также иметь такой список заранее, поскольку в своём большинстве ошибки не оригинальны. По каждой теме они повторяются из года в год. Молодому учителю будет полезно ознакомиться с ошибками, которые учащиеся допускают в самом начале изучения курса алгебры. Рассмотрим некоторые типичные ошибки и приёмы их устранения, которые можно реализовать в индивидуальных заданиях.
В тождественных преобразованиях целых выражений наиболее распространены следующие ошибки: учащиеся складывают коэффициенты, а переменные перемножают, например: 5а + 2а=10а²;
складывают отдельно коэффициенты, отдельно - буквенные выражения, например: 7у +4у=11 + 2у;
вычитают коэффициенты, а про буквенные выражения « забывают», например: 8х – 7х=1.
Такого рода ошибки связаны с непониманием распределительного закона умножения относительно сложения и вычитания.
При сложении (вычитании) степеней учащиеся часто складывают (вычитают) и коэффициент, и показатели степеней. Аналогичная ошибка наблюдается и при умножении (делении) степеней. Например:
4х² + 7х² = 11х4; х5 – x³= x²; у³×у4= у¹²; а8: a4=a².
Для устранения всех этих ошибок желательно практиковать задания, в которых от учащихся требуется доказательство верности или неверности выводов, которые сделали сами учащиеся. Вот несколько из таких заданий:
- 2-
1) Докажите, что в равенствах bʳ + bʰ=bʳ+ʰ; 2a² × 3a= 18a²;
3x + 5x + 2x = 10 + 3x допущены ошибки. Найдите эти ошибки.
2) Сравните значения выражений: 3а² + 5а²; 8а4; 8а² при а=0,5 и а=2.
Объясните, между какими двумя из данных выражений можно поставить знак « =» и почему
3) Даны равенства: 2а+□= 8а; □ ×3а² = 6а7 вставьте вместо квадратиков такие числа или выражения, чтобы равенства были верными. Перечислите свойства чисел, которыми вы при этом пользуетесь.
4) Среди выражений 17 + 2х; 7х +10х; 20х – 3х; 17х найдите такие, которые принимают равные значения при любых значениях х.
Рассмотрим теперь ошибки, допускаемые при разложении многочленов на множители. Вынося за скобки общий множитель, совпадающий с одним из членов многочлена, дети забывают поставить 1 на место этого члена. Так появляются записи вида: 3а² + а³b² + ab = ab(3a + a²b).
Если общий множитель – многочлен, то учащиеся часто записывают его дважды. Например: x²(x + а) – у(x + а) = (x + а)(x + а)(x² – у).
Если общий множитель – разность, то учащиеся могут не учесть с какими знаками входят в исходные выражения компоненты этой разности. Такая ошибка допущена в преобразовании:
х4 – x³у – у³ + xу² = x³(x – у) – у²(у – x) = (x – у)(x³ – у²).
Для устранения таких ошибок можно использовать следующие индивидуальные задания:
1) Дан одночлен 18 х4у6. Представьте его в виде произведения двух одночленов так, чтобы у первого из них коэффициент был 3, а у второго – множитель у3. Сколько таких произведений можно составить?
2) Даны одночлены 5х²у³, 25х³у², 15х4у5. Укажите несколько их общих множителей.
3) Даны равенства: b²(x + a)- (b³(…) = b²(x + a)(1 – b);
m5 (1 – a) – m³ (a – 1) = m³ (…) (m² + 1);
Вместо многоточий поставьте такие выражения, чтобы равенства получились верными.
- 3 –
4) Выполните умножение: а) 2ax(3y + 1); вынесите за скобки общий множитель; б) 6ax2y + 2ax2 можно ли поставить знак « =» между выражениями а) и б)?
При умножении многочленов часто встречаются такие ошибки:
(a + b)(a + b) = a² + b²; (2a + 3b) (4c + 5a) = 8ac + 15ab; (3ab + 1) (3ab -1) =
= 9a²b² + 3ab.
Многие ошибки являются следствием торопливости учителя. Не отработав у учащихся должным образом навыков умножения многочленов, учитель переходит к формулам сокращённого умножения. В торопливости учителя отчасти виновата и слишком насыщенная программа. Сильным учащимся быстрый темп не вредит, а для слабых его можно несколько замедлить, воспользовавшись индивидуальными заданиями. В них целесообразно включать наборы однотипных упражнений на умножение двучленов, двучлена на трёхчлен и т.д. Очень полезны задания, в которых требуется возвести двучлен в квадрат или в куб, непосредственно пользуясь определением степени и правилом умножения многочленов.
В преобразованиях алгебраических дробей наиболее распространены ошибки, аналогичные тем, которые возникают в действиях с обыкновенными дробями:
При сложении дробей складывают числители и знаменатели:
Складывая дроби, забывают умножить их числитель на дополнительные множители:
;
Целое выражение прибавляют к числителю без приведения к общему знаменателю:
Изменяют знак лишь у первого члена вычитаемого, забывая изменить его у последующих членов:
.
Учащимся, допускающим такие ошибки, можно предложить индивидуальные задания на числовом материале.
-4-
В заданиях, что приведены ниже, фактически предлагаются контрпримеры. Учащиеся поставлены перед необходимостью обсуждать эти контрпримеры и объяснять причину ошибки.
- Найдите ошибку в «сложении» трёх дробей:
Заметьте, что сумма трёх положительных чисел оказалась равна втором слагаемому. Выполните сложение правильно и придумайте аналогичное упражнение с алгебраическими дробями.
- Объясните, верны ли результаты двух «вычитаний»:
а) б)
Может ли выражение принимать нулевое значение, если a не равно b?
Не выполняя вычитание в случае б), укажите, каким числом должна быть разность: положительным или отрицательным? Выполните верно оба вычитания.
3) В «сложении» сумма целого числа и дроби оказалась меньше первого слагаемого. Может ли это случиться слагаемыми? Выполните сложение верно. Укажите аналогичное задание с буквами вместо чисел.
Опыт показывает, что индивидуальные задания по устранению ошибок не могут не привести к положительным результатам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология индивидуальных заданий.
В практике работы школы утвердились разные формы, методы и приёмы проверки результатов учебной деятельности учащихся. Но какими бы они ни были, они должны реализовывать основ...
Индивидуальные задания на уроках русского языка в 5 классе
Данный материал - подборка индивидуальных заданий для учащихся 5 класса по темам:"Сложное предложение", "Простые предложения с однородными членами", "Тире между подлежащим и сказуемым", "Прямая ...
"Атомы химических элементов"- индивидуальное задание
Карточка содержит индивидуальное задание для каждого ученика. Можно использовать в разных классах при изучении следующих вопросов: тип вещества (простое или сложное), качественный и количественный сос...
Приемы устранения ошибок в устной речи на уроке английского языка
Научить детей общаться естественным образом в условиях искусственной учебной ситуации- дело сложное и избежать ошибок в процессе овладения языком не представляется возможным, поэтому преподавателю нео...
Тетрадь с заданиями по устранению акустической дисграфии (Г-К)
содержат разноуровневые задания по устранению акустической дисграфии...
Методическая разработка: Технология устранения ошибок в процессе обучения метанию мяча
Пояснительная записка К наиболее обобщённым показателям обученности учащихся относятся: выполнение двигательного действия в рамках допустимых (но не максимальных с позиций спортивной техники, т....
Задание на поиск ошибок
Учащимся предлагается найти и исправить ошибки в тексте....