Учебно-творческое задание по теме "Логарифмическая функция"
методическая разработка (алгебра, 11 класс) по теме

Осуществление дифференцированного подхода в обучении осуществляется при применении технологии Дальтн-план. При выполнении учебно-творческого задания ребята учатся работать с учебниками, справочной литературой, используют ИКТ. При этом развивается познавательный интерес, творческий подход к учебной деятельности. учатся ставить задачи в самостоятельной деятельности, распределять свое время, выбирают содержание и средства в обучении. Учебно-творческое задание по теме "Логарифмическая функция" выполняется на этапе обощения и закрепления знаний.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учебно-творческое задание по алгебре и началам анализа

Тема: «Логарифмическая функция»

«Изобретение логарифмов, сокращая вычисления нескольких месяцев в труд нескольких дней, словно удваивает жизнь астрономов».

Лаплас

Для чего были придуманы логарифмы? Конечно для ускорения и упрощения вычислений. Умножение и деление чисел можно свести к сложению и вычитанию их логарифмов. Немного об изобретателе логарифмов и создателе логарифмических таблиц. Джон Непер - шотландец. В 16 лет отправился на континент, где в течение пяти лет в различных университетах Европы изучал математику и другие науки. Затем он серьезно занимался астрономией и математикой. К идее логарифмических вычислений Непер пришел еще в 80-х годах XVI в., однако опубликовал свои таблицы только в 1614 г., после 25-летних вычислений! Они вышли под названием «Описание чудесных логарифмических таблиц». Таблицы и идеи Непера быстро нашли распространение. «Правило Непера» и «аналогии Непера» можно встретить в так называемой сферической тригонометрии.

Это интересно!   Логарифмическая комедия.   

          Приведем  «доказательство» неравенства 2 > 3. На этот раз в доказательстве   участвует   логарифмирование.   «Комедия» начинается с неравенства   , что бесспорно правильно. Затем следует преобразование:  , также не внушающее сомнения. Большему числу соответствует больший логарифм, значит,  . После сокращения на число   имеем:   2 > 3.  В чем ошибка этого доказательства?

 Любое число – тремя двойками.

         Любое положительное целое число можно записать с помощью трех двоек и математических символов. Например, число   3 = . Действительно,  ,  ,  , откуда получаем исходное равенство. Попробуйте представить число 5 тремя двойками, а также найти общее решение задачи для целого положительного числа N.

Цели выполнения учебно-творческого задания:

  1. Обобщение и систематизация знаний по теме «Логарифмическая функция».
  2. Повторение пройденного материала.
  3. Развитие логического мышления, исследовательских умений и навыков, познавательного интереса, творческого подхода к деятельности.

Основные теоретические сведения Вы найдете в учебниках «Алгебра и начала анализа 10-11»,  в справочных материалах по математике.  Исторические сведения и познавательный материал в книгах: Я.И Перельман «Занимательная алгебра», Г.И. Глейзер «История математики в средней школе». Журнал «Математика в школе» № 9 – 2003г., № 8 – 2004г.

         

Для выполнения учебно-творческого задания надо выбрать один из соответствующих уровней:

  1. Ι уровень (базовый)       2)   ΙΙ уровень (конструктивный)       3)  ΙΙΙ уровень (творческий)

Желаю всем успеха!

Ι уровень (базовый)

Неперу принадлежит и сам термин «логарифм». Это слово греческого происхождения. После правильного выполнения заданий вы узнаете, что означает это слово.

Выполните тест.

1)  Упростите выражение  lg 25 + 0,5lg 16

lg 29

Л

2

O

lg 33

H

10

E

2)  Найти значение выражения      – 17

– 16

  Н

– 11

Ч

– 5

Т

19

С

3)  Найти значение выражения     log 2 48 – log 4 9

21,75

О

log 2 45

С

3

Е

4

Н

4)  Упростите выражение  

К

2

О

9

Л

15

Ш

5)  Укажите промежуток, которому принадлежит меньший корень уравнения  

 (; 2]

Ш

 (– 2; 2)

И

 [2; 4]

C

 (4; +)

A

6)  Укажите промежуток, которому принадлежит корень уравнения

(; 2]

С

(– 2; 2)

И

[2; 4]

Е

(4; +)

А

7)  Укажите промежуток, которому принадлежит корень уравнения  

[4; 1,5)

И

[– 1,5; 0)

Л

[0; 2)

Т

нет корней

Н

8)  Решите неравенство  

(1; +)

И

(0; +)

Н

(; – 4)

Е

(– 4; +)

О

9)  Решите неравенство  

(; 4,5)

И

(0; +)

О

(2,5; 4,5)

Ч

(4,5; +)

Е

10)  Решите неравенство  

(; 0)  (2; +)

Ч

(; 1)  (1; +)

И

(0; +)

Е

(; +)

С

11)  Найдите область определения функции  

у =

(0; +)

Л

(0; 0,09]

Е

[0,09; +)

И

[0; +)

О

12)  Найдите область определения функции  

(; – 2)  (1; +)

Т

(– 2; 1)

С

(– 1; 2)

И

(0;1)

Е

13)  Вычислите  

К

2

О

9

Л

12,1

Е

14)  График, какой функции

 изображен на рисунке?

Ш

Т

Е

Л

Ответы внесите в таблицу:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

ΙΙ уровень (конструктивный)

Порядок выполнения заданий:

I.  Тест базового уровня.

II. Выполните задания. 

1.  Найти значение выражения:  а)  ,      б)   .

2.  Решить уравнение  .

3.   Найти наименьшее значение функции  у = .

4. Построить график функции  у = .

ΙΙΙ уровень (творческий)

Порядок выполнения заданий:

I.   Тест базового уровня.

II. Выполните задания.

1.  Во сколько раз число  больше числа  ?

2.  Найти значение выражения  

3.  Решить уравнение  .

4.  Найти множество значений функции  у = .

III.  Творческое задание.

Знаете ли вы что-нибудь о логарифмической спирали?  Она часто встречается в природе. Ее можно обнаружить у некоторых животных, моллюсков, пауков, в подсолнухе, во вселенной.

Якоб Бернулли (XVII в.) пожелал иметь на своей могильной плите изображение логарифмической спирали (называл он ее дивной спиралью) с подписью: «Измененная, воскресаю прежней».

А может, вас заинтересует тот факт, что музыкальная гамма есть набор логарифмов, что шум, яркость звезд оцениваются по логарифмической шкале.

Предлагаю написать сообщение о любом заинтересовавшем вас вопросе по теме:  «Логарифмическая функция и ее приложения».

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-творческое задание по теме "Арифметическая и геометрическая прогрессии"

Данноне учебно-творческое задание выполняется при обобщении и систематизации знаний учащихся по теме "Арифметическая и геометрическая прогрессии".  Способствует закреплению знаний по теме, развит...

КОНСПЕКТ УЧЕБНО-ТВОРЧЕСКОГО ПРОЕКТА "СИЛУЭТ КАК СРЕДСТВО ВЫРАЖЕНИЯ"

Значимость обращения к этой теме вполне объяснима, если учесть, какое место в жизни детей занимает творческая деятельность. Среди многообразия творческих идей  и способов их осуществления учащийс...

Задания на тему "Функции, графики функций"

В данном материале собраны различные задания по данной теме....

Домашнее задание к уроку "Функции.Графики"

Задания №1, 2, 3 для закрепления навыка решения задач. Похожие задачи могут встретиться в ОГЭ. Вариант создан с помощью портала "https://oge.sdamgia.ru"Ответы на задания можно отправить на м...

Презентация для подготовки к ОГЭ. Задание № 11 - графики функций

Материал предназначен для подготовки учащихся к  экзамену по математике в 9 классе.Задание № 11: графики функций, зависимость расположения графиков в системе координат от числовых коэффициентов....

Подготовка к ОГЭ. Алгебра. Задание 11. Графики функций.

Материалы для подготовки обучающихся 9 классов к 11 заданию ОГЭ по математике - графики функций....