Рабочая программа по математике для 5 класса
рабочая программа (алгебра, 5 класс) по теме
Рабочая программа по математике для 5-го класса составлена на основе примерной программы основного общего образования по математике. В соответствии с государственными образовательными стандартами основного общего образования по математике (приказ МО РФ № 1089 от 05.03.2004 г.). В соответствии с базисным учебным планом (приказ МО РФ № 1312 от 09.03.2004 г.; приказ УО Тамбовской области № 492).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_5_kl._matem._2009-2010_uch.g.doc | 203 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Рабочая программа по математике для 5-го класса составлена на основе примерной программы основного общего образования по математике. В соответствии с государственными образовательными стандартами основного общего образования по математике (приказ МО РФ № 1089 от 05.03.2004 г.). В соответствии с базисным учебным планом (приказ МО РФ № 1312 от 09.03.2004 г.; приказ УО Тамбовской области № 492).
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем и дает примерное распределение учебных часов по разделам курса.
Целью изучения курса является систематическое развитие понятия числа, выработка умений выполнять устно и письменно арифметические действия над числами, переводить практические задачи на язык математики, формировать логическое мышление, умение пользоваться алгоритмами, подготовка учащихся к изучению курсов алгебры и геометрии.
В задачи обучения математики входит:
- развитие внимания, мышления учащихся, формирования у них умений логически мыслить, анализировать полученные знания, находить закономерности;
- овладение школьными знаниями о понятиях, правилах, законах, фактах;
- развитие представлений о полной картине мира, о взаимосвязи математики с другими предметами.
Курс строится на индуктивной основе с привлечением дедуктивных рассуждений. Теоретический материал курс излагается на наглядно – интуитивном уровне, математические методы и законы формулируются в виде правил и алгоритмов.
В ходе изучения курса учащиеся развивают навыки вычислений с натуральными числами, овладевают навыками действий с обыкновенными и десятичными дробями, получают начальные представления об использовании букв для записи выражений и свойств арифметических действий, составлении уравнений, продолжают знакомство с геометрическими понятиями, приобретают навыки построения геометрических фигур и измерения геометрических величин.
Место предмета в базисном учебном плане.
Согласно учебному плану школы для изучения математики в 5 классе отводится 204 часа в год 5 часов в неделю + 1 час из школьного компонента. С целью помочь учащимся в формировании вероятностного мышления 1 часа в неделю из школьного компонента планируется распределить на изучение вероятности и статистики. Так же для более глубокого формирования логического мышления, подготовки учащихся к изучению алгебры и геометрии - на решение нестандартных текстовых задач, задач на составление уравнений и геометрических задач.
Курс математики 5 класса состоит из восьми тем:
- Натуральные числа и шкалы (18 ч)
- Сложение и вычитание натуральных чисел (24 ч)
- Умножение и деление натуральных чисел (30 ч)
- Площади и объемы (16 ч)
- Обыкновенные дроби (29 ч)
- Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей (18 ч)
- Умножение и деление десятичных дробей (32 ч)
- Инструменты для вычислений и измерений (20 ч)
- Итоговое повторение (17 ч)
Из них контрольных работ 14 часов, которые распределены по разделам следующим образом: «Натуральные числа и шкалы» 1 час, «Сложение и вычитание натуральных чисел» 2 часа, «Умножение и деление натуральных чисел» 2 часа, «Площади и объёмы» 1 час, «Обыкновенные дроби» 2 часа, «Сложение и вычитание десятичных дробей» 1 час, «Умножение и деление десятичных дробей» 2 часа, «Инструменты для вычислений и измерений» 2 часа и 1 час отведен на итоговую административную контрольную работу.
Темы «Сложение и вычитание натуральных чисел» и «Умножение и деление натуральных чисел» является в курсе 5-го класса обобщающими математические знания начальной школы. При их изучении отрабатываются вычислительные навыки у учащихся, навыки применения законов сложения и умножения. Достаточно большое количество часов, отведенное на изучение данных тем, обусловлено тем, что их изучение заканчивается в 5-ом классе.
Тема «Обыкновенные дроби» изучается в ознакомительном плане, а более глубокое изучение данной темы будет продолжено в 6-ом классе.
Изучение тем «Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей» и «Умножение и деление десятичных дробей» предполагает отработку вычислительных навыков с десятичными дробями, решение различного рода задач. Арифметические действия с десятичными дробями являются важнейшей частью в изучении математики 5-го класса, поэтому на изучение данных тем отводится наибольшее количество часов. Проценты изучаются в ознакомительном плане, так как эта тема имеет продолжение в 6-ом классе.
Методы и приёмы обучения:
методы | приёмы |
Объяснительно - иллюстративный | беседы, объяснения, демонстрация учебно – наглядных пособий. |
информационно – рецептивный | рассматривание, наблюдение, виртуальные экскурсия, образец воспитателя, показ воспитателя. |
Игровой | развивающие компьютерные игры и тренажёры. |
Репродуктивный | прием повтора, работа на черновиках, эвристическая беседа как поиск ответа, учебная дискуссия |
Интерактивный | соревнования, соперничество, состязательность. |
Данная Программа построена на использовании современных инновационных технологий: предусмотрено использование информационных технологий, мультимедийных дисков и презентаций, учебных электронных ресурсов. В ходе реализации Программы могут проводиться виртуальные экскурсии. Использование данных технологий позволяет развивать творческую, исследовательскую деятельность учащихся. Программа предусматривает использование на занятиях здоровьесберегающих технологий.
Виды и формы контроля знаний и умений:
- первичный контроль в форме самостоятельных работ;
- текущий контроль в форме проведения контрольных работ тестирования;
- обобщающий контроль по окончании изучения раздела в форме зачётов.
Основное содержание (204 ч)
Тема | Знать | Уметь | Применять |
Натуральные числа и шкалы (18 ч) | Понятие натурального числа. Правило сравнения натуральных чисел. Геометрические фигуры: прямая, отрезок, луч, треугольник. Координатный луч. | Читать и записывать многозначные числа. Сравнивать натуральные числа. Строить и измерять отрезки. Начертить координатный луч и отметить на нем заданные числа. Назвать число, соответствующее данному делению на координатном луче | Использовать приобретенные знания для: решения практических текстовых задач на зависимости между величинами (скорость, время и расстояние; цена, количество и стоимость товара). |
Сложение и вычитание натуральных чисел (24 ч) | Алгоритмы арифметических действий (сложение и вычитание)над многозначными числами | Составлять буквенные выражения по условию задач. Решать уравнения на основе зависимости между компонентами действий (сложение и вычитание) | При решении текстовых задач, требующих понимания смысла отношений «больше на …», «меньше на …» |
Умножение и деление натуральных чисел (30 ч) | Алгоритмы арифметических действий (умножение и деление) над многозначными числами. Понятие квадрата и куба числа. | Решать уравнения на основе зависимости между компонентами действий ( умножение и деление) | При решении текстовых задач, требующих понимания смысла отношений «больше в …», «меньше в …». |
Площади и объемы (16 ч) | Иметь представление об измерении 4геометрических величин на примере вычисления площадей и объемов. Сведения о единицах измерения. | Вычислять по формулам. Переходить от одних единиц измерения к другим | Применять известные формулы при решении геометрических задач |
Обыкновенные дроби (29 ч) | Понятие дроби в объеме, достаточном для введения десятичных дробей. | Сравнивать дроби с одинаковыми знаменателями, выделять целую часть числа | При решении задач на нахождение части от целого, целого по его части |
Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей (18 ч) | Понятие десятичной дроби. Арифметические действия с десятичными дробями. Правило округления десятичных дробей | Читать, записывать, сравнивать, округлять десятичные дроби, выполнять сложение и вычитание десятичных дробей | При решении текстовых задач, данные в которых представлены десятичными дробями |
Умножение и деление десятичных дробей (32 ч) | Правила умножения и деления десятичных дробей на натуральные числа; умножение десятичных дробей; деление на десятичную дробь. Понятие среднего арифметического | Умножать и делить десятичные дроби. Выполнять задания на все действия с натуральными числами и десятичными дробями. | При решении текстовых задач, данные в которых представлены десятичными дробями; задач на среднее арифметическое. |
Инструменты для вычислений и измерений (20 ч) | Смысл термина «процент» | Решать простейшие задачи на проценты. Выполнять измерение и построение углов с помощью транспортира | При решении задач: находить несколько процентов, от какой либо величины; находить число, если известно несколько его процентов; находить сколько процентов составляет одно число от другого |
Повторение (17 ч) | Складывать и вычитать дроби с одинаковыми знаменателями, смешанные числа, десятичные дроби. Выполнять умножение и деление десятичных дробей. Решать простейшие уравнения и уравнения, требующие предварительного упрощения. Решать задачи с условиями: «на, в» больше, «на, в» меньше; простейшие задачи на составление уравнения; на применение формулы пути. Переводить десятичную дробь в проценты и наоборот, решать основные задачи на проценты. Работать с транспортиром, измерять и строить углы; Определять вид угла. Находить числовые выражения, владея навыком выполнения действий с натуральными числами, обыкновенными и десятичными дробями | применять все полученные знания за курс 5 класса | |
Учебно-тематический план
Тема | Содержание учебного материала | Кол – во часов |
Натуральные числа и шкалы (18 ч) | Обозначение натуральных чисел | 3 |
Отрезок. Длина отрезка. Треугольник | 3 | |
Плоскость, прямая, луч | 2 | |
Шкалы и координаты. Линейные диаграммы | 3 | |
Меньше или больше | 3 | |
Решение комбинаторных задач. | 3 | |
Контрольная работа № 1 | 1 | |
Сложение и вычитание натуральных чисел (24 ч) | Сложение натуральных чисел и его свойства | 5 |
Вычитание | 4 | |
Контрольная работа № 2 | 1 | |
Числовые и буквенные выражения | 3 | |
Буквенная запись свойств сложения и вычитания | 3 | |
Уравнения | 4 | |
Решение комбинаторных задач на правило умножения | 3 | |
Контрольная работа № 3 | 1 | |
Умножение и деление натуральных чисел (30 ч) | Умножение натуральных чисел и его свойства | 5 |
Деление | 7 | |
Деление с остатком | 3 | |
Контрольная работа № 4 | 1 | |
Упрощение выражений | 5 | |
Порядок выполнения действий | 3 | |
Степень числа. Квадрат и куб числа | 2 | |
Систематизация и подсчет имеющихся данных с помощью частотных таблиц | 3 | |
Контрольная работа № 5 | 1 | |
Площади и объемы (16 ч) | Формулы | 3 |
Площадь. Формула площади прямоугольника | 3 | |
Единицы измерения площадей | 3 | |
Прямоугольный параллелепипед | 2 | |
Объемы. Объем прямоугольного параллелепипеда | 3 | |
Столбчатые диаграммы | 1 | |
Контрольная работа № 6 | 1 | |
Обыкновенные дроби (29 ч) | Окружность и круг | 3 |
Доли. Обыкновенные дроби | 4 | |
Сравнение дробей | 3 | |
Правильные и неправильные дроби | 3 | |
Контрольная работа № 7 | 1 | |
Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями | 3 | |
Деление и дроби | 3 | |
Смешанные числа | 3 | |
Сложение и вычитание смешанных чисел | 3 | |
Практическая работа по сбору организации и подсчету данных. Относительная частота данных с определенным признаком | 2 | |
Контрольная работа № 8 | 1 | |
Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей (18 ч) | Десятичная запись дробных чисел | 3 |
Сравнение десятичных дробей | 4 | |
Сложение и вычитание десятичных дробей | 6 | |
Приближенные значения чисел. Округление чисел | 3 | |
Таблица относительных частот | 1 | |
Контрольная работа № 9 | 1 | |
Умножение и деление десятичных дробей (32 ч) | Умножение десятичных дробей на натуральные числа | 4 |
Деление дробей на натуральные числа | 6 | |
Контрольная работа № 10 | 1 | |
Умножение десятичных дробей | 6 | |
Деление на десятичную дробь | 7 | |
Среднее арифметическое | 5 | |
Среднее значение как характеристика совокупности числовых данных | 2 | |
Контрольная работа № 11 | 1 | |
Инструменты для вычислений и измерений (20 ч) | Микрокалькулятор | 2 |
Проценты | 5 | |
Измерение относительной частоты в процентах | 1 | |
Контрольная работа № 12 | 1 | |
Угол. Прямой и развернутый угол. Чертежный треугольник | 3 | |
Измерение углов. Транспортир | 3 | |
Круговые диаграммы | 2 | |
Построение диаграмм на компьютере | 2 | |
Контрольная работа № 13 | 1 | |
Повторение (17 ч) | Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями. | 1 |
Сложение и вычитание смешанных чисел. | 1 | |
Сложение и вычитание десятичных дробей. | 1 | |
Умножение и деление десятичных дробей. | 2 | |
Решение уравнений. | 1 | |
Решение текстовых задач. | 2 | |
Решение задач с помощью уравнений. | 2 | |
Решение задач на движение. | 1 | |
Решение задач на проценты. | 2 | |
Углы. Измерение и построение углов. | 1 | |
Опыты со случайными исходами и представление о равновозможных исходах испытаний | 2 | |
Итоговая административная контрольная работа. | 1 |
Требования к уровню математической подготовки обучающихся 5 класса на конец учебного года
В результате изучения математики ученики должны знать:
знать/понимать:
- понятие натурального числа;
- понятие обыкновенной дроби;
- понятие десятичной дроби;
- арифметические действия с многозначными числами;
- арифметические действия с обыкновенными и десятичными дробями
уметь:
- выполнять устно арифметические действия (сложение и вычитание двузначных чисел, умножение однозначных чисел)
- округлять натуральные числа и десятичные дроби
- представлять десятичную дробь в виде обыкновенной
- выполнять арифметические действия с простейшими обыкновенными дробями и смешанными числами
- составлять буквенные выражения по условию задачи
- решать текстовые задач арифметическим способом
- изображать точками натуральные числа на координатном луче
- решать несложные линейные уравнения
- делать необходимые вычисления по формулам
- распознавать геометрические фигуры (луч, отрезок, прямая, угол, треугольник, прямоугольник)
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для:
- решения практических расчетных задач
- устной прикидки и оценки результата вычислений
- для решения нестандартных задач экономического содержания
- составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами
- распознавания логически некорректных рассуждений
- сравнения шансов наступления случайных событий
- описания реальных ситуаций на языке геометрии
Данная программа может быть реализована использованием следующего УМК:
- Н.Я. Виленкин, В.И.Жохов и др. Математика. Учебник.
- В.Н.Рудницкая. Математика. Рабочая тетрадь (в 2-х частях)
- А.С.Чесноков, К.И.Нешков. Дидактические материалы по математике для 5 класса
- В.И.Жохов, В.Н.Погодин. Математический тренажер. Пособие для учащихся и учителей
- В.И.Жохов, И.М.Митяев. Математические диктанты
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Академия математики» 5 класс. Платное дополнительное образование. Математика
Курс «Академия математики» рассчитан на обучающихся 5 классов. Задачи, рассматриваемые в данной программе, играют важную роль в формировании логического мышления и математической культуры учащихся....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Академия математики» 6 класс. Платное дополнительное образование. Математика
Курс «Академия математики» рассчитан на обучающихся 6 классов. Задачи, рассматриваемые в данной программе, играют важную роль в формировании логического мышления и математической культуры учащихся...
Рабочая программа по математике 9 класс - программа для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида (сборник 1) В. В. Воронкова 5 – 9 классы Математика ГИЦ «Владос», 2000г.
Рабочая программа по математике 9 класс - программа для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида (сборник 1) В. В. Воронкова 5 – 9 классы Математика ГИЦ «Владос», 20...
Рабочая программа по Математике 5 класса (Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под ред. В.В.Воронковой и учебника «Математика» М.Н. Перова, Г.М. Капустина)
Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой Сб.1. –М.:...
Рабочая программа по математике 5 класс к учебнику Математика. 5 класс : учеб. для учащихся общеобразоват. учреждений / И. И. Зубарева, А. Г. Мордкович. – М. : Мнемозина, 2014.
Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа по математике 5 класс к учебнику Математика. 5 класс : учеб. для учащихся общеобразоват. учреждений / И. И. Зубарева, А. Г. Мордкович. – М. : Мнемозина, 2014.
Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа по математике 5 класс (повышенный уровень, 245 часов) по учебнику Дорофеев Г.В., Петерсон Л.Г. Математика 5 класс
Рабочая программа учебного курса по математике для 5М класса разработана ИОСО РАО, реком. МО РФ.Сб. «Программы для общеобразовательных школ, школ (классов) с углубленным изучением ма...