Рабочая программа по математике для 5 класса
рабочая программа (алгебра, 5 класс) по теме

Новикова Татьяна Викторовна

Рабочая программа по математике для 5-го класса составлена на основе примерной программы основного общего образования по математике. В соответствии с государственными образовательными стандартами  основного общего образования по математике (приказ МО РФ № 1089 от 05.03.2004 г.). В соответствии с базисным учебным планом (приказ МО РФ № 1312 от 09.03.2004 г.; приказ УО Тамбовской области № 492).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_5_kl._matem._2009-2010_uch.g.doc203 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Рабочая программа по математике для 5-го класса составлена на основе примерной программы основного общего образования по математике. В соответствии с государственными образовательными стандартами  основного общего образования по математике (приказ МО РФ № 1089 от 05.03.2004 г.). В соответствии с базисным учебным планом (приказ МО РФ № 1312 от 09.03.2004 г.; приказ УО Тамбовской области № 492).

 Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем и дает примерное распределение учебных часов по разделам курса.

Целью изучения курса является систематическое развитие понятия числа, выработка умений выполнять устно и письменно арифметические действия над числами, переводить практические задачи на язык математики, формировать логическое мышление, умение пользоваться алгоритмами, подготовка учащихся к изучению курсов алгебры и геометрии. 

В задачи обучения математики входит:

  1. развитие внимания, мышления учащихся, формирования у них умений логически мыслить, анализировать полученные знания, находить закономерности;
  2. овладение школьными знаниями о понятиях, правилах, законах, фактах;
  3. развитие представлений о полной картине мира, о взаимосвязи математики с другими предметами.

Курс строится на индуктивной основе с привлечением дедуктивных рассуждений. Теоретический материал курс излагается на наглядно – интуитивном уровне, математические методы и законы формулируются в виде правил и алгоритмов.

В ходе изучения курса учащиеся развивают навыки вычислений с натуральными числами, овладевают навыками действий с обыкновенными и десятичными дробями, получают начальные представления об использовании букв для записи выражений и свойств арифметических действий, составлении уравнений, продолжают знакомство с геометрическими понятиями, приобретают навыки построения геометрических фигур и измерения геометрических величин.

Место предмета в базисном учебном плане.

Согласно учебному плану школы для изучения  математики в 5 классе отводится 204 часа в год 5 часов в неделю + 1 час из школьного компонента. С целью помочь учащимся в формировании вероятностного мышления 1 часа в неделю из школьного компонента планируется распределить на изучение вероятности и статистики. Так же для более глубокого формирования логического мышления, подготовки учащихся к изучению алгебры и геометрии - на решение нестандартных текстовых задач, задач на составление уравнений и геометрических задач.

Курс математики 5 класса состоит из восьми тем:

  1. Натуральные числа и шкалы (18 ч)
  2. Сложение и вычитание натуральных чисел (24 ч)
  3. Умножение и деление натуральных чисел (30 ч)
  4. Площади и объемы (16 ч)
  5. Обыкновенные дроби (29 ч)
  6. Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей (18 ч)
  7. Умножение и деление десятичных дробей (32 ч)
  8. Инструменты для вычислений и измерений (20 ч)
  9. Итоговое повторение (17 ч) 

Из них контрольных работ 14 часов, которые распределены по разделам следующим образом: «Натуральные числа и шкалы» 1 час, «Сложение и вычитание натуральных чисел» 2 часа, «Умножение и деление натуральных чисел» 2 часа, «Площади и объёмы» 1 час, «Обыкновенные дроби» 2 часа, «Сложение и вычитание десятичных дробей» 1 час, «Умножение и деление десятичных дробей» 2 часа, «Инструменты для вычислений и измерений» 2 часа и 1 час отведен на итоговую административную контрольную работу.

Темы «Сложение и вычитание натуральных чисел» и «Умножение и деление натуральных чисел» является в курсе 5-го класса обобщающими математические знания начальной школы. При их изучении отрабатываются вычислительные навыки у учащихся, навыки применения законов сложения и умножения. Достаточно большое количество часов, отведенное на изучение данных тем, обусловлено тем, что их изучение заканчивается в 5-ом классе.

Тема «Обыкновенные дроби» изучается в ознакомительном плане, а более глубокое изучение данной темы будет продолжено в 6-ом классе.

Изучение тем «Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей» и «Умножение и деление десятичных дробей» предполагает отработку вычислительных навыков с десятичными дробями, решение  различного рода задач. Арифметические действия с десятичными дробями являются важнейшей частью в изучении математики 5-го класса, поэтому на изучение данных тем отводится наибольшее количество часов. Проценты изучаются в ознакомительном плане, так как эта тема имеет продолжение в 6-ом классе.

 

Методы и приёмы обучения:

методы

приёмы

Объяснительно - иллюстративный

беседы, объяснения,  демонстрация учебно – наглядных пособий.

информационно – рецептивный

рассматривание, наблюдение, виртуальные экскурсия, образец воспитателя, показ воспитателя.

Игровой

развивающие компьютерные игры и тренажёры.

Репродуктивный

прием повтора, работа на черновиках, эвристическая беседа как поиск ответа, учебная дискуссия

Интерактивный

соревнования, соперничество, состязательность.

Данная Программа построена на использовании современных инновационных технологий: предусмотрено использование информационных технологий, мультимедийных дисков и презентаций, учебных электронных ресурсов. В ходе реализации Программы могут проводиться виртуальные экскурсии. Использование данных технологий позволяет развивать творческую, исследовательскую деятельность учащихся. Программа предусматривает использование на занятиях здоровьесберегающих технологий. 

Виды и формы контроля знаний и умений:

  1. первичный контроль в форме самостоятельных работ;
  2. текущий контроль в форме проведения контрольных работ тестирования;
  3. обобщающий контроль по окончании изучения раздела в форме зачётов.

Основное содержание (204 ч)

Тема

Знать

Уметь

Применять

Натуральные числа и шкалы

(18 ч)

Понятие натурального числа.

Правило сравнения натуральных чисел.

Геометрические фигуры: прямая, отрезок, луч, треугольник.

Координатный луч.

Читать и записывать многозначные числа. Сравнивать натуральные числа. Строить и измерять отрезки. Начертить координатный луч и отметить на нем заданные числа. Назвать число, соответствующее данному делению на координатном луче

Использовать приобретенные знания для:

решения практических текстовых задач на зависимости между величинами (скорость, время и расстояние; цена, количество и стоимость товара).

Сложение и вычитание натуральных чисел

(24 ч)

Алгоритмы арифметических действий (сложение и вычитание)над многозначными числами

Составлять буквенные выражения по условию задач. Решать уравнения на основе зависимости между компонентами действий (сложение и вычитание)

При решении текстовых задач, требующих понимания смысла отношений «больше на …», «меньше на …»

Умножение и деление натуральных чисел

(30 ч)

Алгоритмы арифметических действий (умножение и деление) над многозначными числами.

Понятие квадрата и куба числа.

Решать уравнения на основе зависимости между компонентами действий ( умножение и деление)

При решении текстовых задач, требующих понимания смысла отношений «больше в …», «меньше в …».

Площади и объемы

(16 ч)

Иметь представление об измерении 4геометрических величин на примере вычисления площадей и объемов. Сведения о единицах измерения.

Вычислять по формулам. Переходить от одних единиц измерения к другим

Применять известные формулы при решении геометрических задач

Обыкновенные дроби

(29 ч)

Понятие дроби в объеме, достаточном для введения десятичных дробей.

Сравнивать дроби с одинаковыми знаменателями, выделять целую часть числа

При решении задач на нахождение части от целого, целого по его части

Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей

(18 ч)

Понятие десятичной дроби.

Арифметические действия с десятичными дробями.

Правило округления десятичных дробей

Читать, записывать, сравнивать, округлять десятичные дроби, выполнять сложение и вычитание десятичных дробей

При решении текстовых задач, данные в которых представлены десятичными дробями

Умножение и деление десятичных дробей

(32 ч)

Правила умножения и деления десятичных дробей на натуральные числа;

умножение десятичных дробей; деление на десятичную дробь.

Понятие среднего арифметического

Умножать и делить десятичные дроби. Выполнять задания на все действия с натуральными числами и десятичными дробями.

При решении текстовых задач, данные в которых представлены десятичными дробями; задач на среднее арифметическое.

Инструменты для вычислений и измерений

(20 ч)

Смысл термина «процент»

Решать простейшие задачи на проценты. Выполнять измерение и построение углов с помощью транспортира

При решении задач: находить несколько процентов, от какой либо величины; находить число, если известно несколько его процентов; находить сколько процентов составляет одно число от другого

Повторение

(17 ч)

Складывать и вычитать дроби с одинаковыми знаменателями,

смешанные числа,

десятичные дроби.

Выполнять умножение и деление десятичных дробей.

Решать простейшие уравнения и

уравнения, требующие предварительного упрощения.

Решать задачи с условиями: «на, в» больше, «на, в» меньше;

простейшие задачи на составление уравнения;

на применение формулы пути.

Переводить десятичную дробь в проценты и наоборот, решать основные задачи на проценты.

Работать с транспортиром, измерять и строить углы;

Определять вид угла. Находить числовые выражения, владея навыком выполнения действий с натуральными числами, обыкновенными и десятичными дробями

применять все полученные знания за курс 5 класса

Учебно-тематический план

Тема


Содержание учебного материала

Кол – во

часов

Натуральные числа и шкалы

(18 ч)

Обозначение натуральных чисел

3

Отрезок. Длина отрезка. Треугольник

3

Плоскость, прямая, луч

2

Шкалы и координаты. Линейные диаграммы

3

Меньше или больше

3

Решение комбинаторных задач.

3

Контрольная работа № 1

1

Сложение и вычитание натуральных чисел

(24 ч)

Сложение натуральных чисел и его свойства

5

Вычитание

4

Контрольная работа № 2

1

Числовые и буквенные выражения

3

Буквенная запись свойств сложения и вычитания

3

Уравнения

4

Решение комбинаторных задач на правило умножения

3

Контрольная работа № 3

1

Умножение и деление натуральных чисел

(30 ч)

Умножение натуральных чисел и его свойства

5

Деление

7

Деление с остатком

3

Контрольная работа № 4

1

Упрощение выражений

5

Порядок выполнения действий

3

Степень числа. Квадрат и куб числа

2

Систематизация и подсчет имеющихся данных с помощью частотных таблиц

3

Контрольная работа № 5

1

Площади и объемы

(16 ч)

Формулы

3

Площадь. Формула площади прямоугольника

3

Единицы измерения площадей

3

Прямоугольный параллелепипед

2

Объемы. Объем прямоугольного параллелепипеда

3

Столбчатые диаграммы

1

Контрольная работа № 6

1

Обыкновенные дроби

(29 ч)

Окружность и круг

3

Доли. Обыкновенные дроби

4

Сравнение дробей

3

Правильные и неправильные дроби

3

Контрольная работа № 7

1

Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями

3

Деление и дроби

3

Смешанные числа

3

Сложение и вычитание смешанных чисел

3

Практическая работа по сбору организации и подсчету данных. Относительная частота данных с определенным признаком

2

Контрольная работа № 8

1

Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей

(18 ч)

Десятичная запись дробных чисел

3

Сравнение десятичных дробей

4

Сложение и вычитание десятичных дробей

6

Приближенные значения чисел. Округление чисел

3

Таблица относительных частот

1

Контрольная работа № 9

1

Умножение и деление десятичных дробей

(32 ч)

Умножение десятичных дробей на натуральные числа

4

Деление дробей на натуральные числа

6

Контрольная работа № 10

1

Умножение десятичных дробей

6

Деление на десятичную дробь

7

Среднее арифметическое

5

Среднее значение как характеристика совокупности числовых данных

2

Контрольная работа № 11

1

Инструменты для вычислений и измерений

(20 ч)

Микрокалькулятор

2

Проценты

5

Измерение относительной частоты в процентах

1

Контрольная работа № 12

1

Угол. Прямой и развернутый угол. Чертежный треугольник

3

Измерение углов. Транспортир

3

Круговые диаграммы

2

Построение диаграмм на компьютере

2

Контрольная работа № 13

1

Повторение

(17 ч)

Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.

1

Сложение и вычитание смешанных чисел.

1

Сложение и вычитание десятичных дробей.

1

Умножение и деление десятичных дробей.

2

Решение уравнений.

1

Решение текстовых задач.

2

Решение задач с помощью уравнений.

2

Решение задач на движение.

1

Решение задач на проценты.

2

Углы. Измерение и построение углов.

1

Опыты со случайными исходами и представление о равновозможных исходах испытаний

2

Итоговая административная контрольная работа.

1

Требования к уровню математической подготовки обучающихся 5 класса на конец учебного года

В результате изучения математики ученики должны знать:

знать/понимать:

  1. понятие натурального числа;
  2. понятие обыкновенной дроби;
  3. понятие десятичной дроби;
  4. арифметические действия с многозначными числами;
  5. арифметические действия с обыкновенными и десятичными дробями

уметь:

  1. выполнять устно арифметические действия (сложение и вычитание двузначных чисел, умножение однозначных чисел)
  2. округлять натуральные числа и десятичные дроби
  3. представлять десятичную дробь в виде обыкновенной
  4. выполнять арифметические действия с простейшими обыкновенными дробями и смешанными числами
  5. составлять буквенные выражения по условию задачи
  6. решать текстовые задач арифметическим способом
  7. изображать точками натуральные числа на координатном луче
  8. решать несложные линейные уравнения
  9. делать необходимые вычисления по формулам
  10. распознавать геометрические фигуры (луч, отрезок, прямая, угол, треугольник, прямоугольник)

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для:

  1. решения практических расчетных задач
  2. устной прикидки и оценки результата вычислений
  3. для решения нестандартных задач экономического содержания
  4. составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами
  5. распознавания логически некорректных рассуждений
  6. сравнения шансов наступления случайных событий
  7. описания реальных ситуаций на языке геометрии

Данная программа может быть реализована использованием следующего УМК:

  1. Н.Я. Виленкин, В.И.Жохов и др. Математика. Учебник.
  2. В.Н.Рудницкая. Математика. Рабочая тетрадь (в 2-х частях)
  3. А.С.Чесноков, К.И.Нешков. Дидактические материалы по математике для 5 класса
  4. В.И.Жохов, В.Н.Погодин. Математический тренажер. Пособие для учащихся и учителей
  5. В.И.Жохов, И.М.Митяев. Математические диктанты


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Академия математики» 5 класс. Платное дополнительное образование. Математика

Курс «Академия математики» рассчитан на обучающихся 5 классов.  Задачи, рассматриваемые  в данной программе, играют важную роль в формировании логического мышления и математической культуры  учащихся....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Академия математики» 6 класс. Платное дополнительное образование. Математика

 Курс «Академия математики» рассчитан на обучающихся 6 классов.  Задачи, рассматриваемые  в данной программе, играют важную роль в формировании логического мышления и математической культуры  учащихся...

Рабочая программа по математике 9 класс - программа для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида (сборник 1) В. В. Воронкова 5 – 9 классы Математика ГИЦ «Владос», 2000г.

Рабочая программа по математике 9 класс - программа для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида (сборник 1)   В. В. Воронкова 5 – 9 классы Математика ГИЦ «Владос», 20...

Рабочая программа по Математике 5 класса (Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под ред. В.В.Воронковой и учебника «Математика» М.Н. Перова, Г.М. Капустина)

Рабочая программа  составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида,  под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой Сб.1. –М.:...

Рабочая программа по математике 5 класс (повышенный уровень, 245 часов) по учебнику Дорофеев Г.В., Петерсон Л.Г. Математика 5 класс

Рабочая программа учебного курса по  математике для 5М класса разработана ИОСО РАО, реком. МО РФ.Сб. «Программы для общеобразовательных школ, школ (классов) с углубленным изучением ма...