Моя педконцепция
методическая разработка по алгебре по теме
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ХЕМЧИКСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА «БАЙ-ТАЙГИНСКИЙ КОЖУУН РЕСПУБЛИКИ ТЫВА»
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ
учителя математики
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Хемчикской средней общеобразовательной школы
МАНЗЫРЫКЧЫ ДЕНЗЕНМАА ХЕРЕЛОВНЫ
с. Хемчик-2013г.
Педконцепция.
Компетентность учителя заключается в умении организовать такую образовательную, развивающую среду, в которой становится возможным достижение образовательных результатов ребенка, сформулированных как ключевые компетенции. Уметь организовать обучение таким образом, чтобы оно стимулировало интерес, желание вместе думать, дискутировать, ставить оригинальные вопросы, проявлять независимое мышление; формулировать идеи, чтобы оно мотивировало учащихся на более высокие достижения и интеллектуальный рост.
Оценивая собственную педагогическую деятельность, я понимаю, что такое обучение возможно только в личностно-ориентированной парадигме. Реализуя личностно-ориентированное обучение, я ставлю перед собой цель - содействовать становлению ребенка.
Владея предметом на личностном уровне, что проявляется в свободном владении научной информацией по предмету, умении выделять контекст науки, избирать способ изложения материала, я реализую личностный подход на всех своих уроках.
Выстраиваю общение как двусторонний процесс, при котором все его участники становятся полноправными партнерами.
Считаю, что педагогический позитив, вера в успех - одно из ведущих условий быстрого и успешного усвоения знаний.
Ориентируюсь на формирование позитивного эмоционального климата на уроке, на личностное развитие ребенка, что способствует позитивной мотивации школьников к учению.
Использую современные технологии, при этом ориентируюсь на позитивное сотрудничество, опору на самостоятельную познавательную деятельность и активность учащихся. Использую проблемное обучение, дифференциацию, активизацию познавательной деятельности для развития мышления, логики, осознанной памяти.
В МБОУ Хемчикской СОШ работаю с 01.08.1984 года. В должности учителя математики с 1977 года, на сегодняшний момент общий педагогический стаж составляет 36 лет. Целью индивидуальной педагогической профессиональной деятельности учителя математики, считаю, эффективное построение учебного процесса на любой ступени обучения, учитывающее разноуровневую подготовку учащихся, создание оптимальных условий для сохранения и укрепления здоровья каждого обучающегося, повышение мотивации к учебной деятельности, как средства повышения качества образования, подготовка к поступлению и учебе в вузах и других учебных заведениях.
Целью своей работы, считаю не только дать ученику определенную сумму знаний, но и научить учиться, развивать интерес к учению, создавая оптимальные условия.
В условиях модернизации образования, когда школа осуществляет переход на формирование ключевых компетенций у учащихся, считаю своей главной задачей самосовершенствование своих профессиональных компетенций. Считаю необходимым организовать учебный процесс так, чтобы он обеспечивал благоприятные условия для достижения школьниками базового уровня подготовки, соответствующего Госстандарту математического образования, а также усвоение учащимися, проявляющими интерес предмету учебного курса на более высоком уровне, считаю важным моментом – это внедрение в преподавании информационных технологий.
За время педагогической работы сделала вывод о том, что успешным ученик становится лишь тогда, когда он умеет самостоятельно добывать знания, умеет анализировать и обобщать, делать выводы, а также грамотно презентовать свою работу. Учение есть самостоятельный, индивидуальный, личностно-значимый, а потому очень действенный источник развития.
Принятие ребенка таким, какой он есть, со всеми его недостатками, пожалуй, этот критерий нужно отнести к первому месту по важности. Именно с уважения к ребенку начинается успех педагога. Опора на успех ребенка в любой деятельности. Считаю достижением в своей деятельности: создание психологического климата при организации познавательной деятельности; использование различных методик при изучении блоков различных тематик; формирование устойчивой мотивации учащихся разной категории; нахождение приемов и методов формирования информационной культуры для разной возрастной категории учащихся; включение учеников в социально значимую деятельность (проекты, конференции, олимпиады, рефераты). Одним из важнейших направлений, решающих эту задачу, является внедрение информационных средств в процессе обучения, формирование у учащихся информационной компетенции (учебно-познавательный коммуникативной, личности саморазвития, ценностно-ориентационной и профессионально-трудового выбора).
Стремлюсь внедрять в учебный процесс инновационные технологии их элементы, способствующих обучению с минимальными затратами здоровья.
Регулярно повышаю уровень квалификации о чем имею удостоверения и свидетельства. При этом самообразование имеет приоритетное значение, так как помимо высокого уровня теоретической и методической подготовки, существует необходимая потребность в поддержании себя чем-то новым, интересным, содержательным, чтобы потом отдать детям. Прошла курсы повышения по программам:
- «Итоговая аттестация учащихся 9 классов» в Тувинском государственном институте переподготовки и повышения квалификации кадров МОН и МП РТ, 2008г.
- «Преподавание математики в школе в условиях введения ФГОС» в Тувинском государственном институте переподготовки и повышения квалификации кадров, 2012г.
- Создание мультимедия и гипермедия сообщений, 2012г.
Это позволило мне осознать, что наше время востребует нового человека- исследователя проблем.
Сегодня обществу нужен человек-творец, умеющий самостоятельно и критически мыслить, способный видеть и творчески решать возникающие проблемы. На решение этой задачи направлена Программа развития нашей школы. Моя цель как педагога, как учителя средствами своего предмета научить учащихся думать, самостоятельно принимать решение, делать открытия, самостоятельно добывать знания, решать возникающие проблемы, нести ответственность за принятое решение.
Определение технологий позволяет, при совместном обучении учащихся формировать полные, системные, глубокие знания, умения и навыки по математике для решения задач выявляет следующее:
1. Учет индивидуальных особенностей и уровня подготовки всех учащихся класса в процессе обучения;
2. Распределение материала урока в строгом соответствии с распределением работоспособности учащихся во времени;
3. Выбор знаний в соответствии с природными возможностями учащихся;
4. Проведение анализа урока до и после его проведения;
5. Оптимальное сочетание контроля учителя с самооценкой и взаимооценкой детей.
Это связано с целью образовательного учреждения. Разный уровень образовательных потребностей обучающихся требует соблюдения принципов индивидуализации и дифференциации в обучении умениям и навыкам в формировании основ теоретических знаний, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта - переход от суммы «предметных результатов» к межпредметным результатам. Эти результаты в государственном стандарте зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса алгебры и начала анализа.
Индивидуальная тема самообразования:
«Активизация обучения с применением развивающих игр». В своей профессиональной деятельности исследую заведенному для себя правилу- развивать и обучать каждого ребенка, исходя из всего индивидуальных особенностей и возможностей, создавая оптимальные или эффективные для этого условия. Результаты предварительного тестирования служат исходным уровнем для оценки, контроля и прогноза индивидуальных показателей. Они определяют уровень подготовки, фиксирует личный «рост» каждого ребенка.
За многие годы педагогического труда в школе, ставшей родной, с детьми сложились отношения на принципах взаимоуважения, доверия и ответственности за свои действия и (поступки, поведение, уровень овладения ЗУН). В основе этого лежит сформированность навыков самостоятельных занятий индивидуально, в парах, группах, наличие навыков сознательной дисциплины. Система индивидуальной работы способствует побуждению обучающихся к саморазвитию. Сегодня в центре внимания находится мыслительная, творческая деятельность учащихся. В основе этой деятельности лежит приобретение личностного и профессионального опыта в процессе обучения нестандартными средствами: развитие познавательных, творческих навыков учащихся: выработка у учащихся стремления и умения самостоятельно добывать и использовать новые знания, развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне. При изучении предмета осуществляется переход от методики поурочного планирования к модульной системе организации учебного процесса. Модульный принцип позволяет не только укрупнить смысловые блоки содержания, но и преодолеть традиционную логику изучения математического материала: от единичного к общему и всеобщему и от фактов к процессам и закономерностям. Возможна иная схема изучения математических процессов «всеобщее-единичное».
Результатом является положительная динамика успеваемости по предмету. На итоговой государственной аттестации ЕГЭ учащиеся подтверждают годовые оценки, то есть демонстрируют свое развитие, имеют хорошие теоретические знания.
Контрольное тестирование иногда проходит в свободном режиме. Учащимся дается время для самостоятельных занятий, с целью улучшения индивидуальной отметки. Оценка результатов происходит в сравнении с предыдущими отметками. В итоге оценка играет определяющую роль в формировании учебной мотивации у занимающихся.
Чтобы иметь полное представление о каждом ученике устанавливаю тесный контакт с классным руководителями, родителями. Сотрудничаю с учителями-предметниками, посещаю уроки своих коллег, принимаю участие во внеклассных мероприятиях.
Результативность моей деятельности:
-дать учащимся качественное образование
-раскрыть способности - интеллектуальный, творческий и нравственный потенциал каждого учащегося
-привить навыки самостоятельной работы с ориентацией на дальнейшее обучение в различных учебных заведениях
-использование новых педагогических технологий, развивать и укреплять интерес к математике.
Все это позволяет мне развивать личности ученика в соответствии с его способностями и интересами, а учащимся достигать определенных успехов в учебе.
Годы | 2008-2009 | 2009-2010 | 2010-2011 | 2011-2012 |
Качество | 35% | 35% | 41% | 54% |
поступление в ВУЗы | 31% | 37% | 45% | 52% |
в СУЗы | 38% | 41% | 41% | 42% |
Результаты ЕГЭ
Годы | 2008-2009 | 2009-2010 | 2010-2011 | 2011-2012 |
Успеваемость | 76% | 100% | 100% | 100% |
Качество | 28% | 81% | 100% | 94% |
Для эффективного решения задач, рационального распределения урочного времени пользуюсь элементами следующих технологий:
-развитие логического мышления через чтение;
-информационных технологий;
-полного усвоения;
-разноуровневого обучения;
-дифференцированного обучения;
-частично-исследовательского обучения;
-игрового обучения;
-дидактической игры.
Это приводит к овладению умениями и навыками на более высоком уровне, что дает возможность выбрать в обучении уровень соответствующий их способностям.
Поэтому в коллективе учеников создан морально - психологический климат. Обучение на уроках стараюсь организовать в атмосфере доброжелательности и целеустремленности, уважении и открытости. Материалы к уроку подбираю так, чтобы создать ситуацию успеха по пути продвижения от незнания к знанию.
Побуждению изучать математику вне зависимости от планируемой в будущем профессии служит практическая направленность обучения и интеграция с другими учебными дисциплинами. Большую роль в изучении предмета отвожу работе над проектами.
Работа над проектами способствует выработке навыков самостоятельного приобретения знаний, развитию логического мышления правильности письменной речи, терпения, трудолюбия. Стремление повысить эффективности обучения предмету связано с результативностью их самостоятельной работы, которая проводится в ходе классных и домашних заданий. Это связана с систематизацией учебного материала и его закреплением. Создание проектов и решения математических задач, усиливает практическую направленность преподавания предмета. Сегодня в центре внимания находится обучение в сотрудничестве, исследовательская деятельность учащихся и метод проектов. В основе этой деятельности лежит приобретение личностного и профессионального опыта в процессе обучения нестандартными средствами развитие познавательных, творческих навыков учащихся, выработка у учащихся стремления и умения самостоятельно добывать и использовать новые знания; развитие критического мышления, овладение информационными технологиями. В настоящее время, вместе с обучающимися работаем над проектной работой «Золотое сечение и его применение», учащаяся Даржаа Шончалай в кожууне заняла 1 призовое место с проектом «Теория графов». Как показывает опыт, обучающиеся прочувствуют и пропускают через себя весь учебный материал, осознают роль знаний в жизни и обучении.
В течение последних лет регулярно использую стратегию развития абстрактного логического мышления является трехэтапное структура урока, которая позволяет создать условия для формирования умений интеллектуальных, обеспечить три составляющие успеха на уроке: интеллектуальную, коммуникативную и осознание значимости личного вклада в общее дело.
Решение текстовых задач составляет значительную часть деятельности. Основным методом является арифметический метод. При этом задача может решаться по вопросам, по действиям с пояснениями, составлением выражения. Детям пересказывать условие задачи надо своими словами, это помогает уяснить связи между данными, удержать условие в памяти. Хорошо, что каждая задача стала предметом обсуждения.
Систематическое решение несложных нестандартных задач, занимательных задач помогает развитию продуктивной мыслительной деятельности, углубляют и расширяют знания учащихся прививают интерес к предмету;
Занимательные задачи углубляют и расширяют знания учащихся, способствуют развитию логического мышления, прививают интерес к предмету.
Передо мной как учителем, стоит очень важная проблема: за счет повышения интереса к уроку математики повысить качество знаний у учащихся.
Отсюда вытекают перспективные задачи:
- Заинтересованность детей изучению математики путем совершенствования урока;
- Развивать индивидуальные творческие способности учащихся;
- Применять на практике современные педагогические находки;
- Активно использовать информационные технологии;
- Совершенствовать умения и навыки;
- Уделять больше внимания самостоятельности в изучении нового материала, использовании в процессе закрепления и применения на практике.
Результатом решения этих задач должно стать повышение качество знаний.
Уделяю большое внимание профориентационной направленности уроков. В последние годы многие выпускники по окончанию школы выбирают технические вузы и специальности. Групповые технологии, педагогику сотрудничества использую для развития взаимопомощи, коммуникативных умений. Учебный процесс ориентирую на формирование положительной я-концепции личности ученика, которая способствует успеху, эффективной деятельности. Возросло воспитательное значение моих уроков. Если ученики уходят с урока с чувством удовлетворения общением, собственной деятельностью, с чувством возросшего собственного достоинства в следствие прироста своей компетентности в предмете, то это и есть воспитательный эффект урока. Кроме того дети бессознательно перенимают у учителя его манеру общения, его взгляды, его идеалы и принципы, его активность. Поэтому стараюсь поддерживать свой привлекательный для детей имидж. Я осознаю, что авторитет как учителя влияет на нравственный выбор ребенка, стараюсь быть примером и в этом плане. Школа-зеркало жизни, какими будут наши дети - зависит от нас. Ребенок не готовится к жизни, он живет сейчас, и урок-часть его жизни. Моя задача - наполнить его эмоциями: радостью, интересом, и удивлением. На уроках я стремлюсь научить детей видеть и радоваться красоте: красоте науки, природы, логики, взаимоотношений и хорошо проделанной работы. Радость даст ребенку чувство личной значимости, интерес - познавательную и творческую активность, удивление приведет его к новой активности.
Подъем на одну ступень будет совершенствоваться в дальнейшем. Результаты работы за последние годы, в том числе результаты ЕГЭ показывают жизнеспособность, успешность моей педагогической системы. Главное - я осознаю, что профессиональный опыт невозможен без личностного роста главными инструментами является анализ и самоанализ. Сейчас имея опыт, я открыла для новых знаний, для общения с новыми людьми: учениками, коллегами, родителями, я верю в свои силы. В дальнейшей работе мне помогут позитивное отношение в жизни, вера в силу добра, умение видеть и чувствовать свою сопричастность происходящему в жизни умение меняться, учиться, использовать новые формы деятельности.