Бинарный урок алгебры и информатики
план-конспект урока по алгебре (9 класс) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Использование информационных технологий на уроке математики. | 270.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Парканская ООШ№2»
Провела учитель
математики и информатики
I категории
в рамках районного семинара
учителей информатики
и методистов
Балан В.М.
2009-2010 уч. год
Использование информационных технологий на уроке математики.
Цели урока:
- по алгебре: повторение формул n-го члена геометрической прогрессии, суммы n первых членов геометрической прогрессии;
- по информатике: решение расчетной задачи n-го члена и суммы n первых членов геометрической прогрессии в среде электронных таблиц Excel;
- общеучебные: развитие логического и алгоритмического мышления, памяти, умения внимательно и правильно выполнять инструкцию.
Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков, интегрированный, обобщающий.
Оборудование: компьютеры, раздаточный материал (инструкционная карта к интегрированному уроку), карточки для самостоятельной работы.
ХОД УРОКА
«Сегодня без знаний компьютера невозможно обучение,
профессиональный рост и, в конечном счете, благополучие»
I. Постановка задачи
(На экране демонстрируется слайд 1.
Учитель: На уроках алгебры мы находим n-ый член и сумму n первых членов геометрической прогрессии по формулам, и это занимает много времени для вычислений.
Еще Готфрид Лейбниц в XVII в. заметил «Недостойно одаренному человеку тратить, подобно рабу, часы на вычисления, которые, безусловно, можно было бы доверить любому лицу, если при этом применить машину». Видя, как много вычислений приходится делать его другу астроному Христиану Гюйгенсу, Лейбниц решил изобрести механическое устройство, способное механически выполнять все четыре действия арифметики для расчетов, создание которого он закончил в 1694 г.
Обсудим проблему, а можно ли использовать компьютер для быстрого решения упражнений по данной теме и как это сделать? (Ученики высказывают свои варианты: с помощью калькулятора или в электронных таблицах вычислять удобнее).
Итак, наша задача сводится к следующему: по известным данным вычислить n-ый член или сумму n первых членов геометрической прогрессии по соответствующим формулам. Мы еще не знакомы с языками программирования и не можем составить программу для решения поставленной задачи. Оказывается можно программировать без языков программирования. Помогут нам электронные таблицы.
Запишите тему урока «Овладение расчетами с помощью Excel для нахождения n-го члена и суммы n первых членов геометрической прогрессии по формулам».
II. Актуализация знаний учащихся
Фронтальный опрос
а) по информатике (Слайд 2)
- Для чего предназначены электронные таблицы? (ЭТ – это инструмент для табличных расчетов)
- В чём преимущество электронных таблиц от таблиц на бумаге или в Wordе?(ЭТ обеспечивает пересчёт по формулам приведении новых чисел)
- Из чего состоит имя ячейки? (Из имени столбца и номера строки. Например, А1, В7, F12.)
- Что может быть содержимым ячейки? (Текст, числовое значение или формула.)
- Каковы правила записи формул в ячейках? (Ввод формулы начинается со знака =, вся формула пишется в строку, символы выстраиваются последовательно друг за другом, проставляются все знаки операций. Формулы могут содержать числа, имена ячеек, знаки операций, круглые скобки, имена функций.)
- Как выглядят знаки арифметических операций в ЭТ? («+» сложение, «–» вычитание, «*» умножение, «^» возведение в степень, «/» – деление)
б) по математике (Слайд 3)
- Запишите формулу для нахождения n-го члена геометрической прогрессии и запишите ее в виде алгебраической формулы и в виде формулы для расчета в ЭТ;
bn= b1 qn-1; = b1 *q^n-1
- Вспомните I формулу для нахождения суммы n первых членов геометрической прогрессии и запишите ее в виде алгебраической формулы и в виде формулы для расчета в ЭТ (С помощью гиперссылки на слайд 4 ученики проверяют свой ответ).
Sn = (bnq – b1):( q – 1); = (bn*q – b1)/( q – 1); По управляющей кнопке возвращаемся на слайд 3)
- Напишите II формулу для нахождения суммы n первых членов геометрической прогрессии. (Гиперссылка на слайд 5) Sn = (b1(qn – 1)):( q – 1); = (b1*(qn – 1))/( q – 1)
III. Математическая модель
Решите №413(а) (Записываем условие в тетрадях, обсуждаем алгоритм решения)
b7=72,9; q=1,5; S7-?
Учитель: Вы решали такие задания, где мы находили сумму n первых членов геометрической прогрессии. Какой алгоритм решения?
Ученики:
- b1= b7/q6; b1=72,9/1,56=6,4; (находим b1 по формуле n-го члена геометрической прогрессии)
- S7=(72,9*1,5-6,4)/(1,5-1)=205,9; (находим S7 по I формуле суммы n-го члена геометрической прогрессии)
IV. Работа на компьютере
Учитель: Откройте ЭТ Excel. Наши заготовки, которые мы выполнили на уроке информатики. У вас на столах есть карточки с инструкционной картой (Приложение 1) решения задачи, если вы точно все выполните, то, сохранив файл, вы всегда быстро решите любое подобное задание, изменив значения данных. Электронная таблица мгновенно найдет сумму n первых членов геометрической прогрессии.
Учитель: Следуя инструкционной карте (Приложение 1) решения данного задания (№413(а)), вы получаете таблицу:
Для проверки правильности вычислений можно обратиться к ответам. (сверяемся)
V. Физкультминутка (Полищук Иван)
VI. Самостоятельная работа
а) Сделайте отладку задачи на №414(б), следуя инструкционной карте (Приложение 2)
Ученики:
- b1= b4/q3; b1=121,5/(-3)3=-4,5; (находим b1 по формуле n-го члена геометрической прогрессии)
- b5= b4*q
- S5=(-4,5*((-3)5 -1)/(-3-1)=-274,5; (находим S7 по II формуле суммы n-го члена геометрической прогрессии)
Сделайте вывод. (Программа составлена верно).
А если использовать одну таблицу ЭТ Excel для обоих заданий, то получим следующую таблицу:
б) Работа по дидактическим материалам по алгебре для 9 класса С-21 (если успеваем):
Решите данные задания с помощью составленной программы.
VIII. Итог урока. Рефлексия.
Учитель: Что нового для себя узнали на уроке? Что понравилось?
А сейчас с помощью растрового графического редактора Microsoft Paint выразите свои эмоции от урока!!! (ребята рисуют)
IX. Домашнее задание
Составьте формулы для решения №413(б), №414(а), №417, в электронных таблицах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Бинарный урок. Алгебра и информатика.(8 класс) Тема: «Решение квадратных уравнений в среде программирования QBasic».
Данный урок презназначен для классов с углубленным изучением математики...
презентация бинарного урока. Алгебра и информатика.(8 класс) Тема: «Решение квадратных уравнений в среде программирования QBasic».
Призентация к уроку, остальной материал...
Бинарный урок геометрии и информатики
Цели урока:•Повторить этапы построения геометрических тел средствами ПК; продолжить формирование навыков работы с векторным графическим редактором; продолжить формирование навыка работы с электр...
Бинарный урок по физике, информатике и технологии сварочного производства на тему "Закон Джоуля-Ленца"
Физика – фундаментальная наука. В основе всех технических наук, так или иначе, лежат физические законы и явления. В настоящее время все больше и больше уделяется внимания подготовке высококвалифициров...
Конспект бинарного урока английский и информатика "Применение компьютера"
В эпоху новых информационных технологий представляется необходимым проведение серии уроков по иностранному языку с использованием компьютера. Такие уро...
Сценарий бинарного урока математики и информатики с применением ИКТ
Конспект представленного урока может быть реализован в 8 классе при обобщении и систематизации знаний по темам «Функция y=», «Площадь» и «Измерение количества информации». В процессе урока применялись...
Открытый бинарный урок по дисциплинам "Информатика и Черчение" "Проецирование". /1 курс СПО/
Бинарный урок "Информатика и Черчение"...