рабочая программа по математике для 5 класса.
рабочая программа по алгебре (5 класс) по теме

Орешко Светлана Анатольевна

Рабочая программа по математике для 5 класса разработана на основе:

  • федерального компонента государственного стандарта общего образования
  • примерной программы основного общего образования. Математика. Составитель Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев- М. Дрофа, 2007
  • методических рекомендаций к разработке календарно- тематического планирования по УМК Мордковича А.Г., Зубаревой И.И.(Программы. Математика 5-6 классы. Алгебра 7-9 классы. Алгебра и начала анализа 10-11 классы) Изд. Мнемозина 2007 г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_5_klass2012.docx42.27 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение г. Мурманска гимназия №7

МАТЕМАТИКА

Рабочая программа для учащихся 5в класса

Обсуждено                                                                                Составитель:

На заседании                                                                          Орешко  Светлана Анатольевна,

методического объединения                                                   учитель математики

Протокол №____

От_____________________2010г.

Рук. МО ___________________________

Утверждено

педагогическим советом гимназии

Протокол  № _______

От _____________________2010г

Директор гимназии_____________________

Мурманск

2010

Программа разработана на основе

- федерального компонента государственного стандарта общего образования. Основное общее образование. Математика.

- примерной программы основного общего образования. Математика. Сост.

Э.Д. Днепров, А. Г. Аркадьев.- М:Дрофа,2007.

-методических рекомендаций к разработке календарно-тематического планирования по УМК   Мордковича А. Г., Зубаревой И. И.(Программы. Математика. 5-6 классы. Алгебра. 7-9 классы. Алгебра и начала анализа. 10-11 классы.), изд. Мнемозина, 2007.

методического письма по городу

Пояснительная записка.

              Основой построения курса математики 5-го класса являются идеи и принципы развивающего обучения. Признано, что основными технологиями развивающего обучения являются проблемно-поисковая, исследовательская технологии. Применение этих технологий обеспечивается строгим соблюдением такого дидактического принципа, как принцип систематичности и последовательности изложения материала.  Не упуская из виду того, что основной целью развивающего обучения является формирование и развитие теоретического мышления, новые понятия и алгоритмы вводятся с опорой на принцип наглядности в обучении. Как неоднократно подчеркивает в своих работах академик Раушенбах, непосредственное созерцание зачастую позволяет проникнуть в суть объекта или явления глубже, чем самые строгие логические рассуждения. Опора на наглядность реализуется  при изучении многих тем, а также при введении ряда понятий или изучении свойств объектов. Учащимся все больше предлагается решение текстовых задач с использованием графических моделей (схем), рассмотреть рисунок, описать его, ответить на поставленные вопросы, рассмотреть таблицу, разобраться в том, как она устроена, какую информацию можно из нее извлечь. Это способствует достижению таких важных целей как формирование личности, способной воспринимать и критически анализировать гигантский поток информации, который ежедневно обрушивается на нее. При этом акцент ставится именно на формирование способности анализировать информацию.Всем этим принципам отвечает УМК    И.И. Зубаревой и А.Г. Мордковича.

Календарно-тематический     план     ориентирован     на     использование в 6 классе основной школы:

И.И Зубарева, А.Г. Мордкович  Математика 5 класс. – М.: Мнемозина, 2007;

И.И. Зубарева  Математика 5 класс. Рабочая тетрадь №1, 2. – М.: Мнемозина, 2007;

А.С. Чесноков  Дидактические материалы по математике для 5 класса. – М.: Мнемозина, 2007.

Особенности программы в базисном учебном плане

Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации для обязательного изучения математики в 5-ом классе  отводится  170 ч из расчета 5 ч в неделю. При этом учебное время может быть увеличено до 204 часов из расчета 6 уроков в неделю во втором полугодии для реализации школьного гимназического компонента.

Дополнительный недельный час используется:

- на решение нестандартных задач, умения действовать в нестандартных ситуациях;

- для формирования навыков самостоятельной работы: умению читать математический текст, умению задавать вопросы по тексту; составлять план к пункту;

- для формирования грамотной математической речи, умению доказывать верность своих действий при решении задач.

Цели

Изучение математики в основной школе в 5-ом классе направлено на достижение следующих целей:

  1. овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
  1. интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясность и точность мысли, критичность мышления,  интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;
  1. формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
  2. воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.

Обязательное содержание

 

АРИФМЕТИКА

Натуральные числа (27 ч). Десятичная система счисления. Римская нумерация. Арифметические действия над натуральными числами. Степень с натуральным показателем. Законы арифметических действий: переместительный, сочетательный, распределительный. Свойства вычитания. Округление чисел. Прикидка и оценка результатов вычислений. Деление с остатком.

Дроби (60 ч). Обыкновенная дробь (32 ч). Основное свойство дроби. Сравнение дробей. Арифметические действия с обыкновенными дробями: сложение и вычитание дробей с одинаковыми и с разными знаменателями (различные случаи), умножение и деление обыкновенной дроби на натуральное число. Умножение и деление дробей. Нахождение части от целого и целого по его части в два приема.

Десятичная дробь (28 ч). Сравнение десятичных дробей. Арифметические действия с десятичными дробями. Представление десятичной дроби в виде обыкновенной дроби и обыкновенной в виде десятичной.

Текстовые задачи (24+6ч). Решение разнообразных текстовых задач арифметическим способом. Математические модели реальных ситуаций (подготовка учащихся к решению задач алгебраическим методом).

Измерения, приближения, оценки (8 ч). Единицы измерения длины, площади, объема, массы, времени, скорости. Размеры объектов окружающего нас мира (от элементарных частиц до вселенной), длительность процессов в окружающем нас мире.

Представление зависимости между величинами в виде формул.

Проценты (7+3ч). Нахождение процента от величины, величины по ее проценту. Простейшие задачи на проценты.

НАЧАЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ КУРСА АЛГЕБРЫ

Алгебраические выражения (11+4ч). Буквенные выражения (выражения с переменными). Числовое значение буквенного выражения. Упрощение выражений (простейшие случаи приведения подобных слагаемых).

Уравнение. Корень уравнения. Решение уравнений методом отыскания неизвестного компонента действия( в несколько этапов). Решение задач с помощью уравнений.

Делимость( 10ч+2). Делимость. Простые и составные числа. Признаки делимости. Свойства делимости. Деление с остатком. Решение задач по теме «Делимость».

Координаты (2+1ч). Координатный луч. Изображение чисел точками координатного луча.

Геометрические фигуры и тела. Равенство в геометрии. (18 ч)

Точка, прямая и плоскость. Расстояние. Отрезок, луч. Ломаная. Прямоугольник. Окружность и круг. Центр, радиус, диаметр. Угол. Прямой угол. Острые и тупые углы. Развернутый угол. Биссектриса угла. Свойство биссектрисы угла.Треугольник. Виды треугольников. Сумма углов треугольника.

Перпендикулярность прямых. Серединный перпендикуляр. Свойство серединного перпендикуляра к отрезку.

Наглядные представления о пространственных телах: кубе, параллелепипеде, призме, пирамиде, шаре, сфере, конусе, цилиндре. Развертка прямоугольного параллелепипеда.

Измерение геометрических величин. (9 ч)

Длина отрезка. Длина ломаной, периметр треугольника, прямоугольника. Расстояние между двумя точками. Масштаб. Расстояние от точки до прямой.

Величина угла. Градусная мера угла.

Понятие о площади плоских фигур. Равносоставленные и равновеликие фигуры.Периметр и площадь прямоугольника. Площадь прямоугольного треугольника, площадь произвольного треугольника.

Объем тела. Формулы объема прямоугольного параллелепипеда, куба.

ВЕРОЯТНОСТЬ. НАЧАЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ.(4 ч.)

Достоверные, невозможные и случайные события. Перебор вариантов, дерево вариантов.

Повторение(9ч).

ТРЕБОВАНИЯ К МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ УЧАЩИХСЯ

 5 КЛАССА

Учащиеся должны иметь представление:

  1. о числе и десятичной системе счисления, о натуральных числах, обыкновенных и десятичных дробях;
  2. об основных изучаемых понятиях (число, фигура, уравнение) как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;
  3.    о достоверных, невозможных и случайных событиях;
  4.    о плоских фигурах и их свойствах, а также о простейших пространственных телах.

Учащиеся должны уметь:

  1. выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику;
  2. выполнять арифметические действия с натуральными числами, обыкновенными и десятичными дробями;
  3. выполнять простейшие вычисления с помощью микрокалькулятора;
  4. решать текстовые задачи арифметическим способом; составлять графические и аналитические модели реальных ситуаций;
  5. составлять алгебраические модели реальных ситуаций и выполнять простейшие преобразования буквенных выражений;
  6. решать уравнения методом отыскания неизвестного компонента действия (простейшие случаи);
  1. строить дерево вариантов в простейших случаях;
  1. использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира в простейших случаях;
  2. выполнять простейшие  геометрические построения;
  1. определять длину отрезка, величину угла;
  1. вычислять периметр и площадь прямоугольника, треугольника, объем куба и прямоугольного параллелепипеда.

№ п/п

Разделы

Количество часов

Государственная примерная программа

Рабочая программа

1

Натуральные числа

27

27

Дроби

60

60

Текстовые задачи

24

30

Проценты

7

10

Алгебраические выражения

11

15

Делимость

10

12

Координаты

2

3

Равенство в геометрии

18

18

Измерение геометрических величин

9

9

Первое представление о вероятности

4

4

Повторение

-

8

Поурочное тематическое планирование

№ п/п

Учебный материал

Цели и задачи

Кол-во

часов

Итоговый контроль

Повторение

4

ГЛАВА I. Натуральные числа.

60

Десятичная система счисления.

Рассказать о система исчисления, показать правила разложения чисел на разрядные единицы, формировать умения работы с римскими числами.

3

Числовые и буквенные выражения.

Показать правила составления числовых и буквенных выражений. Развивать умения быстрого счета, умения находить значения числовых и буквенных выражения.

4

Язык геометрических рисунков.

Познакомить с историей развития геометрии, формировать умения элементарных построений, отрезков, прямых, лучей, ломанных, находить длину отрезка, длину ломанной. Развивать умения отмечать точки по координатном луче и наоборот, находить координаты точки на луче.

3

Прямая. Отрезок. Луч.

2

Сравнение отрезков. Длина отрезка.

2

Ломаная.

2

Координатный луч.

3

К о н т р о л ь н а я  р а б о т а  №1.

Проверить уровень знаний умений учащихся по теме.

1

Округление натуральных чисел.

Развивать вычислительные способности, формировать умения округлять числа.

2

Прикидка результата действия.

3

Вычисления с многозначными числами.

Развивать умения выполнять действия с многозначными числами, и решать задачи, развивать умения говорить, составлять и задавать вопросы.

4

К о н т р о л ь н а я  р а б о т а  № 2.

Проверить уровень знаний умений учащихся по теме.

1

Прямоугольник.

Формировать умения пользоваться формулами, проверить знания понятий прямоугольника и квадрата, уметь решать задачи с использованием формул.

2

Формулы.

2

Законы арифметических действий.

Повторить переместительный и сочетательный законы, усвоить распределительный закон, формировать умения использовать законы при вычислениях.

3

Уравнения.

Повторить понятие уравнение и правило решения уравнений, развивать умения решать уравнения.

2

Упрощение выражений.

Закрепить умения упрощать выражения и использовать эти умения при решение уравнения.

4

Математический язык.

Закрепить умения составлять буквенные и числовые выражения, описывать выражения на математическом языке, ввести понятие математическая модель.

2

Математическая модель.

3

К о н т р о л ь н а я  р а б о т а № 3.

Проверить уровень знаний умений учащихся по теме.

1

Способы решения уравнений.

Развивать смекалку, логическое мышление, закрепить умения решения задачи с натуральными числами.

3

Задачи, решаемые с помощью уравнений.

6

Практическая работа по решению задач и уравнений.

2

ГЛАВА II. Обыкновенные дроби.  

49

Делимость. Простые и составные числа.

Закрепить умения решать примеры на все арифметические действия, формировать умения делить с остатком, рассмотреть решения задач с использованием этого действия.

2

Признаки делимости.

2

Свойства делимости.

2

Деление с остатком.

2

Решение задач по теме «Делимость».

3

Самостоятельная работа по теме «Делимость».

1

Обыкновенные дроби.

Ввести понятие обыкновенное дроби, формировать умения записывать и читать дроби, рассмотреть дробь как часть равных долей.

2

Отыскание части от целого и целого по его части.

Формировать умения решать задачи отыскания части от целого и целого по его части.

2

Три типа задач на дроби.

2

Основное свойство дроби.

Формирования умений сокращать дроби, развивать умения приводить дроби к заданному числителю или знаменателю, формировать умения сравнивать любые дроби.

3

Правильные и неправильные дроби. Смешанные числа.

Ввести понятия правильных и неправильных дробей, объяснить правила перевода неправильных дробей в смешанные числа и наоборот, формировать умения использовать данное правило.

3

Окружность и круг.

Ввести понятие окружности, круга, радиуса, диаметра.

2

К о н т р о л ь н а я  р а б о т а  № 4.

Проверить уровень знаний умений учащихся по теме.

1

Сложение и вычитание обыкновенных дробей.

Повторить правило сложения и вычисления дробей с одинаковыми знаменателями; формировать умения складывать и вычитать различные дроби.

6

Сложение и вычитание смешанных чисел.

6

Умножение и деление обыкновенной дроби на натуральное число.

Ввести правило умножения дроби на натуральное число, деления дроби на натуральное число, формировать умения применять эти правила. Развивать логическое мышлении и умения действовать в нестандартной ситуации.

3

Задачи на работу.

5

К о н т р о л ь н а я  р а б о т а № 5.

Проверить уровень знаний умений учащихся по теме

1

Коррекция знаний.

1

ГЛАВА III. Геометрические фигуры.

25

Определение угла. Развернутый угол.

Повторить правило построения, обозначения угла, показать правило решения задач алгебраическим способом, формировать умения решать задачи и алгебраическим и аналитическим способом, сформировать умения определять биссектрису.

1

Сравнение углов наложением

1

Измерение углов.

2

Биссектриса угла.

1

Треугольник. Неравенство треугольника. Решение задач.

Определить виды треугольников, развивать умения находить периметр треугольника, сформировать умения находить площадь.

3

Площадь треугольника.

3

Свойство углов треугольника.

2

Расстояние между двумя точками. Масштаб.

Ввести понятие масштаба и расстояния между точками, показать правило использования масштаба.

3

Расстояние от точки до прямой. Перпендикулярные прямые.

Повторить понятие перпендикуляра, ввести понятие расстояния от точки до прямой, сформировать умения находить расстояние от точки до прямой. Ввести понятие серединного перпендикуляра

2

Серединный перпендикуляр.

2

Решение задач

Развивать умения выполнять построение и измерение.

2

Свойство биссектрисы угла.

2

К о н т р о л ь н а я  р а б о т а № 6.

Проверить уровень знаний умений учащихся по теме.

1

ГЛАВА IV. Десятичные дроби.

43

Понятие десятичной дроби. Чтение и запись десятичных дробей.

Ввести понятие десятичной дроби, формировать умения читать и записывать десятичные дроби, умножать и делить на 10, 100 и т.д.

Развивать умения пользовать данным правилом при выполнении действий.

1

Умножение и деление десятичной дроби на 10, 100 и т.д.

2

Перевод величин из одних единиц в другие.

Сформировать умения перевода величин из одних единиц в другие.

3

Сравнение десятичных дробей.

Познакомить с правилом сравнения десятичных дробей, развивать умения сравнивать десятичные дроби, и расставлять их в порядки возрастания и убывания. Познакомить с правилом округления десятичных дробей.

2

Сложение и вычитание десятичных дробей.

Повторить разрядные единицы, ввести правило сложения вычитания; формировать умения складывать и вычитать десятичные дроби.

5

Решение задач разных типов.

Развивать умения законами арифметических действий и решать уравнения.

1

К о н т р о л ь н а я  р а б о т а № 7.

Проверить уровень знаний умений учащихся по теме.

1

Умножение десятичных дробей.

Повторить правило умножения натуральных чисел, формировать умения умножать десятичные дроби, рассмотреть применения законов умножения для десятичных дробей.

5

Степень числа.

Ввести понятие степени числа, формировать умения возводить число в данную степень.

2

Среднее арифметическое. Деление десятичной дроби на натуральное число.

Ввести правило деления десятичной дроби на натуральное число, формировать умения пользовать данным правилом, ввести понятие среднего арифметического.

3

Задачи на движение. Алгебраический способ.

Развивать умения решать задачи алгебраическим способом.

2

Деление десятичной дроби на десятичную дробь.

Ввести правило деления на десятичную дробь, формировать умения делить на десятичную дробь, развивать решать примеры на все действия с десятичными дробями.

5

К о н т р о л ь н а я  р а б о т а № 8.

Проверить уровень знаний умений учащихся по теме.

1

Окружность и круг.

1

Понятие процента.

Ввести понятие процента, формировать умения читать и записывать проценты, переводить десятичные дроби в проценты и обратно, показать правило решения основные задач на проценты, формировать умения решать задачи на проценты, развивать умения работать с калькулятором.

3

Задачи на проценты.

6

Микрокалькулятор.

1

ГЛАВА V. ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ТЕЛА.

13

Прямоугольный параллелепипед.

Показать правило изображения в тетради прямоугольного параллелепипеда, развивать умения выделять предметы., имеющие форму данной фигуры, составлять развертку прямоугольного параллелепипеда и куба, находить площади поверхности данных фигур, ввести понятие объема, объяснить правило нахождения объема, сформировать умения вычисления объема прямоугольного параллелепипеда и куба.

1

Развертка прямоугольного параллелепипеда.

2

Объем прямоугольного параллелепипеда.

3

Задачи на «вместимость»

2

К о  н т р о л ь н а я  р а б о т а № 9.

Проверить уровень знаний умений учащихся по теме.

1

Достоверные, невозможные и случайные события.

Ввести понятие достоверных, невозможных и случайных событий, формировать умения различать разного вида событий.

2

Комбинаторные задачи.

Формировать умения решать комбинаторные задачи.

2

Повторение.

Повторить понятие натуральных чисел, правило выполнения арифметических действий и правило сравнения.

Повторить понятие обыкновенных дробей, правило выполнения арифметических действий, правило сравнения.

Повторить понятие буквенных выражений и уравнений, правило решений уравнений.

Повторить понятие десятичных дробей. Правило выполнения арифметических действий и сравнения.

Проверить знания умения по пройденному материалу, выявить пробелы в знаниях учащихся, обобщить и систематизировать умения и навыки по пройденному материалу.

10

Литература

   Учебник: Зубарева И.И.,  Мордкович А.Г. Математика. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. 3-е издание, М.: Мнемозина,  2008, 2006;  имеет гриф «Допущено Министерством образования Российской Федерации».

  Дополнительная литература:

  1. Чесноков А.С., Нешков К.И. «Дидактические материалы по математике для 5 класса». 5-е изд.,- М.: Просвещение, 2004.
  2. Ершова А.П., Голобородько В.В. «Самостоятельные и контрольные работы по математике для 5 класса».- М.: «Илекса», 2004.
  3. Сычева Е.И, Сычев А.В. «Тестовые задания по математике. 5-6 классы»,- М.: «Школьная  Пресса», 2006.
  4. Шевкин А.В. « Обучение решению текстовых задач в 5-6 классах». Методическое пособие  для учителя.- 3 изд., дораб. – М.: ООО «ТИД  «Русское слово -РС», 2001  
  5. Шевкин А.В. «Сборник задач по математике для учащихся 5-6 классов» - 2-е изд., дораб. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2001
  6. Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбурд С.И. Математика: Учеб. для
  7. 5 кл. общеобразоват. учреждений.- 6-е изд. – М.: Мнемозина, 2004.
  8. Зубарева И.И, Мильштейн М.С., Краснослободцева И. П. Самостоятельные работы в 5-6                классе. ж «Математика в школе», 2005, №№ 4, 6, 9, 10. 2006 № 1, № 2.
  9. Зубарева И.И. Разноуровневые тематические контрольные работы в 5-6 классе. журнал      «Математика в школе», 2004, № 6, с. 32.
  10. Сайт www.ziimag.narod.ru
  11. Сайт http://school-collection.edu.ru/

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Академия математики» 5 класс. Платное дополнительное образование. Математика

Курс «Академия математики» рассчитан на обучающихся 5 классов.  Задачи, рассматриваемые  в данной программе, играют важную роль в формировании логического мышления и математической культуры  учащихся....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Академия математики» 6 класс. Платное дополнительное образование. Математика

 Курс «Академия математики» рассчитан на обучающихся 6 классов.  Задачи, рассматриваемые  в данной программе, играют важную роль в формировании логического мышления и математической культуры  учащихся...

Рабочая программа по математике 9 класс - программа для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида (сборник 1) В. В. Воронкова 5 – 9 классы Математика ГИЦ «Владос», 2000г.

Рабочая программа по математике 9 класс - программа для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида (сборник 1)   В. В. Воронкова 5 – 9 классы Математика ГИЦ «Владос», 20...

Рабочая программа по Математике 5 класса (Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под ред. В.В.Воронковой и учебника «Математика» М.Н. Перова, Г.М. Капустина)

Рабочая программа  составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида,  под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой Сб.1. –М.:...

Рабочая программа по математике 5 класс (повышенный уровень, 245 часов) по учебнику Дорофеев Г.В., Петерсон Л.Г. Математика 5 класс

Рабочая программа учебного курса по  математике для 5М класса разработана ИОСО РАО, реком. МО РФ.Сб. «Программы для общеобразовательных школ, школ (классов) с углубленным изучением ма...