Уравнение вида x² = a.
план-конспект урока по алгебре (8 класс) на тему
Урок изучения нового материала с использованием ИКТ.
Изложение темы сопровождается презентацией.
Для закрепления знаний и умений учащихся используется электронный тест.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока по теме "Уравнение вида x² = a" | 63.39 КБ |
Презентация к уроку "Уравнение вида x² = a" | 568.1 КБ |
Компьютерный тест | 39.5 КБ |
Опорный конспект | 48.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Ход урока
- Орг.момент – 1 мин.
Тема сегодняшнего урока – уравнение вида x² = a. На уроке мы познакомимся с алгоритмом решения данных уравнений, рассмотрим количество его решений в зависимости от значения а.
Уравнения с давних времен волновали умы человечества. По этому поводу у английского поэта средних веков Джеффри Чосера есть прекрасные строки, предлагаю сделать их эпиграфом нашего урока:
Посредством уравнений, теорем
Я уйму всяких разрешил проблем.
Уравнения, которые мы будем изучать тоже не исключение. Они очень важны и для математики, и для других наук.
- Актуализация знаний – 5 мин.
Раз уж мы говорим об уравнениях, давайте вспомним – что это такое?
- Равенство, содержащее неизвестное.
Что такое корень уравнения?
- Корнем уравнения называется значение переменной, которое обращает данное уравнение в верное числовое равенство.
Что значит решить уравнение?
- Решить уравнение – это значит найти все его корни или доказать, что их нет.
Дайте определение арифметического квадратного корня из числа a.
- Арифметическим квадратным корнем из числа а называется неотрицательное число, квадрат которого равен а.
При каких значениях а имеет смысл выражение ?
- Выражение имеет смысл при неотрицательных а (при а больших или равных нулю).
- Выполним устно задание:
Вычислите арифметический квадратный корень из числа:
225, 361, 196, 100, 0,25, 0,0036, 1,44, 4,84
- Выполним письменно задание:
Разложите на множители выражение: 2 суворовца у доски, остальные в тетради.
Какую формулу нужно применить для выполнения этого задания? Сформулируйте.
- Разность квадратов двух выражений равна произведению разности этих выражений на их сумму.
x² - 225 x² - 361 x² - y² x² - c² x² + 144 | x² - 223 x² - 35 x² +17 x² - b x² - a |
- Объяснение нового материала – 10 мин.
Придумайте задачу, в которой нам потребовалось бы решить уравнение такого вида.
Рассмотрим геометрическую задачу:
Площадь квадрата равна 8 см². Найдите сторону квадрата.
Что нужно сделать для решения данной задачи?
- Составить уравнение x² = 8 и решить его.
Какие способы для его решения вы можете предложить?
- подбор;
- перенести число 8 в левую часть уравнения так, чтобы справа получился ноль.
Воспользуемся вторым предложением: Суворовец у доски, остальные в тетради.
x² = 8
x² - 8 = 0
Чем воспользуемся в данной ситуации?
- формулой разности квадратов.
(x - )(x + ) = 0
Каким наиболее рациональным способом мы можем его решить?
- Приравнивая каждый множитель к нулю. Произведение нескольких множителей равно нулю тогда и только тогда, когда хотя бы один из множителей равен нулю, а другой при этом имеет смысл.
То есть мы приравняем каждый множитель к нулю.
x - = 0 или x + = 0
x = или x = -
Рассмотрим уравнение в общем виде: (записывают в левую колонку таблицы)
Решение уравнения x² = a, а > 0 в общем виде: | Пример: |
x² = a, а > 0 x² - a = 0 (x - )(x + ) = 0 x - = 0 или x + = 0 x = или x = - |
Будет ли иметь корни уравнение x² = - 4. Если «да», то сколько и какие?
- Нет, так как квадрат числа всегда неотрицателен.
Или
- x² + 4 = 0, не можем разложить на множители, так как такой формулы не существует.
А уравнение x² = 0 ?
- Да, один корень, х = 0.
Обобщим: суворовцы заполняют пустую схему на листе, «сильный» суворовец – на доске.
x² = a
1) а = 0 2) а < 0
один корень 3) а > 0 корней нет
х = 0
два корня
x = ; x = -
Проговорить ещё раз случаи для а < 0 и а = 0.
Рассмотрим пример:
Решим уравнение: 3x² = 243
К какому случаю можно отнести данное уравнение?
- к случаю 3)
(записывают решение в правой колонке, 1 суворовец на доске)
Решение уравнения x² = a, а > 0 в общем виде: | Пример: |
x² = a, а > 0 x² - a = 0 (x - )(x + ) = 0 x - = 0 или x + = 0 x = или x = - | 3x² = 243 x² = 81 x² - 81 = 0 (x – 9)(x + 9) = 0 x - 9= 0 или x + 9 = 0 x = или x = - |
- Зарядка для глаз. – 2 мин.
Тренажер «Веселые глазки для активизации зрительной координации.
Следим глазами на интерактивной доске за движением стрелки-указателя.
Суворовцы стоя выполняют упражнения для глаз.
- Решение упражнений – 10 мин.
Попробуем решить несколько уравнений самостоятельно.
Вам предложено по три уравнения разных уровней сложности. Выберите тот уровень, с которым вы, по вашему мнению, справитесь. Приступайте к решению. Кто справится, поднять руку для проверки.
Трое суворовцев вызвать к доске – решить по одному уравнению из 0 уровня.
Затем по одному суворовцу решить 1 уравнение на выбор (из 1 и 2 уровней).
3 уровень – по желанию.
При наличии времени те, кто справится с выбранным уровнем, работают над решением уравнений следующего уровня.
Те, кто решают на месте, могут проверить своё решение. Ответы к уравнениям, не решённым на доске, высветить на интерактивной доске.
0 уровень (3) | 1 уровень (4) | 2 уровень (5) | 3 уровень (5+) |
x² = 16 (4; - 4) | 0,02 + x² = 0,38 (; ) | (x + 4)² - 8х = 4 (нет корней) | x³ - 121x = 0 (0; ; - ) |
x² = 7 (; - ) | 13x² = 52 (2; - 2) | х(x – 5) + 5х =36 (6; - 6) | (x + 3)² = 49 (4; - 10) |
x² = - 25 (нет корней) | x² + 3х = 25 + 3х (5; - 5) | (x – 3)(х + 3) – 4 = 6 (; - ) | (x - 13)² = 3 (13 + ; 13 - ) |
Карточки (для «сильных» учащихся):
Вариант 1 | Вариант 2 |
1) х2 = 4 2) х2 = 0,09 3) х2 = - 9 4) х2 = 17 5) 2х2 = 0,08 6) х2 – 9 = 0 7) - 1 = 0 8) (2х – 5)(2х + 5) = 75 9) (х – 9)2 = 49 10) (х + 5)2 = 2 | 1) х2 = 100 2) х2 = 0,25 3) х2 = - 16 4) х2 = 13 5) 3х2 = 0,48 6) х2 – 49 = 0 7) - 1 = 0 8) (3х – 2)(3х + 2) = 5 9) (х + 1)2 = 64 10) (х - 3)2 = 3 |
- Закрепление материала – 5 мин.
Высветить схему ещё раз.
- Ответьте на вопросы:
Уравнения какого вида мы научились решать?
- Уравнения вида x² = a.
Сколько корней имеет данное уравнение при а > 0?
- при а > 0 уравнение имеет два корня.
Сколько корней имеет данное уравнение при а 0?
- при а 0 уравнение не имеет корней.
Сколько корней имеет данное уравнение при а = 0?
- при а = 0 уравнение имеет один корень, x=0.
- Компьютерный тест (в формате Excel)
1 вариант | 2 вариант |
1.Сколько корней имеет уравнение x² = 45 ? А) один корень Б) ни одного корня В) два корня | 1. Сколько корней имеет уравнение x² = 78 ? А) один корень Б) ни одного корня В) два корня |
2.Сколько корней имеет уравнение x² = 0? А) один корень Б) ни одного корня В) два корня | 2. Сколько корней имеет уравнение x² = 0? А) один корень Б) ни одного корня В) два корня |
3.Сколько корней имеет уравнение x² = - 67 ? А) один корень Б) ни одного корня В) два корня | 3. Сколько корней имеет уравнение x² = - 98 ? А) один корень Б) ни одного корня В) два корня |
4.Найдите корни уравнения x² = 100 А) 10 Б) 10; - 10 В) - 10 Г) нет корней | 4. Найдите корни уравнения x² = 225 А) 15 Б) 15; - 15 В) - 15 Г) нет корней |
5.Найдите корни уравнения x² = 65 А) , - Б) 65; - 65 В) Г) нет корней | 5. Найдите корни уравнения x² = 32 А) , - Б) 32; - 32 В) Г) нет корней |
6.Найдите корни уравнения x² + 121 = 0 А) Б) 11; - 11 В) - 11 Г) нет корней | 6. Найдите корни уравнения x² + 100 = 0 А) Б) 10; - 10 В) - 10 Г) нет корней |
Ключ к тесту: 1 вариант: ВАББАГ, 2 вариант: БВААГБ
6 баллов – «5», 5 баллов – «4», 4 балла – «3».
Запишите в рабочий лист свой результат и отметку.
Вернемся к началу урока, к задаче. Оба ли полученных числа являются решением данной задачи?
- нет, число - не подходит по условию задачи.
Значит в ответ запишем только см.
- Рефлексия – 2 мин.
- Что нового вы узнали на этом уроке?
- Что было сложно?
- Что понравилось?
Оцените степень усвоения материала: поставьте плюсик в соответствующей строчке таблицы.
Усвоил полностью, могу применять | ||
Усвоил, но затрудняюсь в применении | ||
Усвоил частично | ||
Не усвоил |
- Задание на самоподготовку – 1 мин.
№ 320(а, в, д), 322(а, в, д), 323(а, в, д).
- Итоги урока – 2 мин.
Подвести итоги, выставить отметки.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Что такое уравнение? Что такое корень уравнения? Что значит решить уравнение? Дайте определение арифметического квадратного корня из числа a . При каких значениях а имеет смысл выражение ?
Вычислите арифметический квадратный корень из числа: = 15 = 19 = 14 = 10 = 0,5 = 0,06 = 1,2 = 2,2
Разложите двучлен на множители: x² - 225 = ( x - 15 )( x + 15 ) x² - 361 = (x - 19)(x + 19) x² - y² = (x - y)(x + y) x² - c² = (x - c)(x + c) x² + 144 = разложить нельзя! x² - 223 = ( x - )( x - ) x² - 35 = ( x - )( x - ) x² +17 = разложить нельзя! x ² - b = ( x - )( x - ) x ² - a = ( x - )( x - )
Задача: Площадь квадрата равна 8 см². Найдите сторону квадрата. x ² = 8 x ² - 8 = 0 ( x - )( x + ) = 0 x - = 0 или x + = 0 x = или x = - (не удовлетворяет условиям задачи) Ответ: сторона квадрата см.
два корня x = , x = - x ² = a 1) а = 0 2) а < 0 один корень 3) а > 0 корней нет х = 0
0 уровень (3) 1 уровень (4) 2 уровень (5) 3 уровень (5+) x² = 16 (4; - 4) 0,02 + x ² = 0,38 ( 0,6 ; -0,6 ) ( x + 4)² - 8х = 4 (нет корней) x ³ - 121 x = 0 (0; 11 ; -11 ) x ² = 7 ( ; - ) 13 x ² = 52 (2; - 2) х ( x – 5) + 5х =36 (6; - 6) ( x + 3)² = 49 (4; - 10) x ² = - 25 (нет корней) x ² + 3х = 25 + 3х (5; - 5) ( x – 3)( х + 3) – 4 = 6 ( ; - ) ( x - 13)² = 3 (13 + ; 13 - ) Ответы к уравнениям:
два корня x = , x = - x ² = a 1) а = 0 2) а < 0 один корень 3) а > 0 корней нет х = 0
ТЕСТ Проверь себя! 6 баллов – «5» 5 баллов – «4» 4 балла – «3»
Оцените себя! Усвоил полностью, могу применять Усвоил, но затрудняюсь в применении Усвоил частично Не усвоил
Задание на самоподготовку: № 320(а, в, д ), 322(а, в, д ), 323(а, в, д ).
Спасибо за урок! Мой университет - www . moi - mummi . ru
Предварительный просмотр:
Мой университет - www.moi-mummi.ru
Уравнение вида x² = a.
- Разложите на множители выражение:
x² - 225 = | x² - 223 = |
x² - 361 = | x² - 35 = |
x² - y² = | x² +17 = |
x² - c² = | x² - b = |
x² + 144 = | x² - a = |
- АЛГОРИТМ решения уравнения:
Решение уравнения x² = a, а > 0 в общем виде: | Пример: |
- Вам предложено по три уравнения разных уровней сложности.
Выберите тот уровень, с которым вы, по вашему мнению, справитесь.
Решите выбранные уравнения.
0 уровень (3) | 1 уровень (4) | 2 уровень (5) | 3 уровень (5+) |
x² = 16 | 0,02 + x² = 0,38 | (x + 4)² - 8х = 4 | x³ - 121x = 0 |
x² = 7 | 13x² = 52 | х(x – 5) + 5х =36 | (x + 3)² = 49 |
x² = - 25 | x² + 3х = 25 + 3х | (x – 3)(х + 3) – 4 = 6 | (x - 13)² = 3 |
- Дополнительное задание (выполнять в тетради):
Вариант 1 | Вариант 2 |
1) х2 = 4 2) х2 = 0,09 3) х2 = - 9 4) х2 = 17 5) 2х2 = 0,08 6) х2 – 9 = 0 7) - 1 = 0 8) (2х – 5)(2х + 5) = 75 9) (х – 9)2 = 49 10) (х + 5)2 = 2 | 1) х2 = 100 2) х2 = 0,25 3) х2 = - 16 4) х2 = 13 5) 3х2 = 0,48 6) х2 – 49 = 0 7) - 1 = 0 8) (3х – 2)(3х + 2) = 5 9) (х + 1)2 = 64 10) (х - 3)2 = 3 |
- Компьютерный тест: 6 баллов – «5», 5 баллов – «4», 4 балла – «3».
Результат:_____________________________ Отметка: ____________________
- Задание на самоподготовку:
№ 320(а, в, д), 322(а, в, д), 323(а, в, д).
- Оцените степень усвоения материала: поставьте плюсик в соответствующей строчке таблицы.
Усвоил полностью, могу применять | ||
Усвоил, но затрудняюсь в применении | ||
Усвоил частично | ||
Не усвоил |