Уравнение вида x² = a.
план-конспект урока по алгебре (8 класс) на тему

Урок изучения нового материала с использованием ИКТ.

Изложение темы сопровождается презентацией.

Для закрепления знаний и умений учащихся используется электронный тест.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ход урока

  1. Орг.момент – 1 мин.

Тема сегодняшнего урока – уравнение вида x² = a. На уроке мы познакомимся с алгоритмом решения данных уравнений, рассмотрим количество его решений в зависимости от значения а.

Уравнения с давних времен волновали умы человечества. По этому поводу у английского поэта средних веков Джеффри Чосера есть прекрасные строки, предлагаю сделать их эпиграфом нашего урока:

Посредством уравнений, теорем
Я уйму всяких разрешил проблем.

Уравнения, которые мы будем изучать тоже не исключение. Они очень важны и для математики, и для других наук.

  1. Актуализация знаний – 5 мин.

Раз уж мы говорим об уравнениях, давайте вспомним – что это такое?

- Равенство, содержащее неизвестное.

Что такое корень уравнения?

  1. Корнем уравнения называется значение переменной, которое обращает данное уравнение в верное числовое равенство.

Что значит решить уравнение?

  1. Решить уравнение – это значит найти все его корни или доказать, что их нет.

Дайте определение арифметического квадратного корня из числа a.

  1. Арифметическим квадратным корнем из числа а называется неотрицательное число, квадрат которого равен а.

При каких значениях а имеет смысл выражение  ?

  1. Выражение  имеет смысл при неотрицательных а (при а больших или равных нулю).

  1. Выполним устно задание:

Вычислите арифметический квадратный корень из числа:

225, 361, 196, 100, 0,25, 0,0036, 1,44, 4,84

  1. Выполним письменно задание:

Разложите на  множители выражение: 2 суворовца у доски, остальные в тетради.

Какую формулу нужно применить для выполнения этого задания? Сформулируйте.

  1. Разность квадратов двух выражений равна произведению разности этих выражений на их сумму.

x² - 225

x² - 361

x² - y²

x² - c²

x² + 144  

x² - 223

x² - 35

x² +17

x² - b

x² - a  

  1. Объяснение нового материала – 10 мин.

Придумайте задачу, в которой нам потребовалось бы решить уравнение такого вида.

Рассмотрим геометрическую задачу:

Площадь квадрата равна 8 см². Найдите сторону квадрата.

Что нужно сделать для решения данной задачи?

  1. Составить уравнение x² = 8 и решить его.  

Какие способы для его решения вы можете предложить?  

  1. подбор;
  2. перенести число 8 в левую часть уравнения так, чтобы справа получился ноль.

Воспользуемся вторым предложением: Суворовец у доски, остальные в тетради.

x² = 8

x² - 8 = 0  

Чем воспользуемся в данной ситуации?

  1. формулой разности квадратов.

(x - )(x + ) = 0

Каким наиболее рациональным способом мы можем его решить?

  1. Приравнивая каждый множитель к нулю. Произведение нескольких множителей равно нулю тогда и только тогда, когда хотя бы один из множителей равен нулю, а другой при этом имеет смысл.

То есть мы приравняем каждый множитель к нулю.

x -  = 0    или      x +  = 0

x =           или     x = -          

Рассмотрим уравнение в общем виде: (записывают в левую колонку таблицы)

Решение уравнения x² = a, а > 0

в общем виде:

Пример:

x² = a, а > 0

x² - a = 0

(x - )(x + ) = 0

x -  = 0    или      x +  = 0

x =           или     x = -          

Будет  ли иметь корни уравнение x² = - 4. Если «да», то сколько и какие?

  1. Нет, так как квадрат числа всегда неотрицателен.

Или

  1. x² + 4 = 0, не можем разложить на множители, так как такой формулы не существует.

А уравнение x² = 0 ?

  1. Да, один корень, х = 0.

Обобщим: суворовцы заполняют пустую схему на листе, «сильный» суворовец – на доске.

 

x² = a

 

               1)    а = 0                                                                                    2)      а < 0

               

               один корень                              3)        а > 0                                корней нет

                     х = 0                                       

                                                                       

                                                                       два корня

                                                                  x = ; x = -

Проговорить ещё раз случаи для а < 0 и а = 0.

Рассмотрим пример:

Решим уравнение: 3x² = 243

К какому случаю можно отнести данное уравнение?

- к случаю 3)

(записывают решение в правой колонке, 1 суворовец на доске)

Решение уравнения x² = a, а > 0

в общем виде:

Пример:

x² = a, а > 0

x² - a = 0

(x - )(x + ) = 0

x -  = 0    или      x +  = 0

x =           или     x = -          

3x² = 243

x² = 81

x² - 81 = 0

(x – 9)(x + 9) = 0

x - 9= 0    или      x + 9 = 0

x =           или     x = -          

  1. Зарядка для глаз. – 2 мин.

Тренажер «Веселые глазки для активизации зрительной координации.

Следим глазами на интерактивной доске за движением стрелки-указателя.

Суворовцы стоя выполняют упражнения для глаз.

  1. Решение упражнений – 10 мин.

Попробуем решить несколько уравнений самостоятельно.

Вам предложено по три уравнения разных уровней сложности. Выберите тот уровень, с которым вы, по вашему мнению, справитесь. Приступайте к решению. Кто справится, поднять руку для проверки.

Трое суворовцев вызвать к доске – решить по одному уравнению из 0 уровня.

Затем по одному суворовцу решить 1 уравнение на выбор (из 1 и 2 уровней).

3 уровень – по желанию.

При наличии времени те, кто справится с выбранным уровнем, работают над решением уравнений следующего уровня.

Те, кто решают на месте, могут проверить своё решение. Ответы к уравнениям, не решённым на доске, высветить на интерактивной доске.

0 уровень (3)

1 уровень (4)

2 уровень (5)

3 уровень (5+)

x² = 16                    

(4; - 4)

0,02 + x² = 0,38    

(; )

(x + 4)² - 8х = 4  

(нет корней)

x³ - 121x = 0

(0; ; - )

x² = 7                

(; - )

13x² = 52  

(2; - 2)

х(x – 5) + 5х =36           (6; - 6)

(x + 3)² = 49

(4; - 10)

x² = - 25        

(нет корней)

x² + 3х = 25 + 3х             (5; - 5)

(x – 3)(х + 3) – 4 = 6

(; - )

(x - 13)² = 3

(13 + ; 13 - )

Карточки (для «сильных» учащихся):            

Вариант 1

Вариант 2

1) х2 = 4

2)  х2 = 0,09

3)  х2 = - 9

4)  х2 = 17

5) 2х2 = 0,08

6) х2 – 9 = 0  

7) - 1 = 0

8) (2х – 5)(2х + 5) = 75    

9) (х – 9)2 = 49

10) (х + 5)2 = 2

1) х2 = 100

2)  х2 = 0,25

3)  х2 = - 16

4)  х2 = 13

5) 3х2 = 0,48  

6) х2 – 49 = 0  

7) - 1 = 0

8) (3х – 2)(3х + 2) = 5    

 9) (х + 1)2 = 64

10) (х - 3)2 = 3

  1. Закрепление материала – 5 мин.

Высветить схему ещё раз.

  1. Ответьте на вопросы:

Уравнения какого вида мы научились решать?

  1. Уравнения вида  x² = a.

Сколько корней имеет данное уравнение при а > 0?

  1. при а > 0 уравнение имеет два корня.

Сколько корней имеет данное уравнение при а  0?

  1. при а  0 уравнение не имеет корней.

Сколько корней имеет данное уравнение при а = 0?

  1. при а = 0 уравнение имеет один корень, x=0.

  1. Компьютерный тест (в формате Excel)

1 вариант

2 вариант

1.Сколько корней имеет уравнение x² = 45 ?

А) один корень     Б) ни одного корня    

В) два корня

1. Сколько корней имеет уравнение x² = 78 ?

А) один корень     Б) ни одного корня    

В) два корня

2.Сколько корней имеет уравнение x² = 0?

А) один корень     Б) ни одного корня    

В) два корня

2. Сколько корней имеет уравнение x² = 0?

А) один корень     Б) ни одного корня    

В) два корня

3.Сколько корней имеет уравнение x² = - 67 ?

А) один корень     Б) ни одного корня    

В) два корня

3. Сколько корней имеет уравнение x² = - 98 ?

А) один корень     Б) ни одного корня    

В) два корня

4.Найдите корни уравнения  x² = 100

А) 10     Б) 10; - 10     В) - 10     Г) нет корней

4. Найдите корни уравнения  x² = 225

А) 15     Б) 15; - 15     В) - 15     Г) нет корней

5.Найдите корни уравнения  x² = 65

А) , -      Б) 65; - 65    

В)      Г) нет корней

5. Найдите корни уравнения  x² = 32

А) , -      Б) 32; - 32    

В)      Г) нет корней

6.Найдите корни уравнения  x² + 121 = 0

А)      Б) 11; - 11     В) - 11     Г) нет корней

6. Найдите корни уравнения  x² + 100 = 0

А)      Б) 10; - 10     В) - 10     Г) нет корней

Ключ к тесту: 1 вариант: ВАББАГ, 2 вариант: БВААГБ

6 баллов – «5», 5 баллов – «4», 4 балла – «3».

Запишите в рабочий лист свой результат и отметку.

Вернемся к началу урока, к задаче. Оба ли полученных числа являются решением данной задачи?

  1. нет, число  -  не подходит по условию задачи.

Значит в ответ запишем только   см.

  1. Рефлексия – 2 мин.    

- Что нового вы узнали на этом уроке?

- Что было сложно?

- Что понравилось?

Оцените степень усвоения материала: поставьте плюсик в соответствующей строчке таблицы.

Усвоил полностью,

могу применять

Усвоил,

но затрудняюсь в применении

Усвоил частично

Не усвоил

  1. Задание на самоподготовку – 1 мин.

№ 320(а, в, д), 322(а, в, д), 323(а, в, д). 

  1. Итоги урока – 2 мин.

Подвести итоги, выставить отметки.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мой университет - www . moi - mummi . ru

Слайд 2

Что такое уравнение? Что такое корень уравнения? Что значит решить уравнение? Дайте определение арифметического квадратного корня из числа a . При каких значениях а имеет смысл выражение ?

Слайд 3

Вычислите арифметический квадратный корень из числа: = 15 = 19 = 14 = 10 = 0,5 = 0,06 = 1,2 = 2,2

Слайд 4

Разложите двучлен на множители: x² - 225 = ( x - 15 )( x + 15 ) x² - 361 = (x - 19)(x + 19) x² - y² = (x - y)(x + y) x² - c² = (x - c)(x + c) x² + 144 = разложить нельзя! x² - 223 = ( x - )( x - ) x² - 35 = ( x - )( x - ) x² +17 = разложить нельзя! x ² - b = ( x - )( x - ) x ² - a = ( x - )( x - )

Слайд 5

Задача: Площадь квадрата равна 8 см². Найдите сторону квадрата. x ² = 8 x ² - 8 = 0 ( x - )( x + ) = 0 x - = 0 или x + = 0 x = или x = - (не удовлетворяет условиям задачи) Ответ: сторона квадрата см.

Слайд 6

два корня x = , x = - x ² = a 1) а = 0 2) а < 0 один корень 3) а > 0 корней нет х = 0

Слайд 7

0 уровень (3) 1 уровень (4) 2 уровень (5) 3 уровень (5+) x² = 16 (4; - 4) 0,02 + x ² = 0,38 ( 0,6 ; -0,6 ) ( x + 4)² - 8х = 4 (нет корней) x ³ - 121 x = 0 (0; 11 ; -11 ) x ² = 7 ( ; - ) 13 x ² = 52 (2; - 2) х ( x – 5) + 5х =36 (6; - 6) ( x + 3)² = 49 (4; - 10) x ² = - 25 (нет корней) x ² + 3х = 25 + 3х (5; - 5) ( x – 3)( х + 3) – 4 = 6 ( ; - ) ( x - 13)² = 3 (13 + ; 13 - ) Ответы к уравнениям:

Слайд 8

два корня x = , x = - x ² = a 1) а = 0 2) а < 0 один корень 3) а > 0 корней нет х = 0

Слайд 9

ТЕСТ Проверь себя! 6 баллов – «5» 5 баллов – «4» 4 балла – «3»

Слайд 10

Оцените себя! Усвоил полностью, могу применять Усвоил, но затрудняюсь в применении Усвоил частично Не усвоил

Слайд 11

Задание на самоподготовку: № 320(а, в, д ), 322(а, в, д ), 323(а, в, д ).

Слайд 12

Спасибо за урок! Мой университет - www . moi - mummi . ru



Предварительный просмотр:

Мой университет - www.moi-mummi.ru

Уравнение вида x² = a.

  1. Разложите на  множители выражение:

x² - 225 =

x² - 223 =

x² - 361 =

x² - 35 =

x² - y² =

x² +17 =

x² - c² =

x² - b =

x² + 144 =

x² - a =

  1. АЛГОРИТМ решения уравнения:

Решение уравнения x² = a, а > 0

в общем виде:

Пример:

 

 

               

               

               

                     

                                                                       

  1. Вам предложено по три уравнения разных уровней сложности.

Выберите тот уровень, с которым вы, по вашему мнению, справитесь.

Решите выбранные уравнения.

0 уровень (3)

1 уровень (4)

2 уровень (5)

3 уровень (5+)

x² = 16

0,02 + x² = 0,38

(x + 4)² - 8х = 4

x³ - 121x = 0

x² = 7

13x² = 52

х(x – 5) + 5х =36

(x + 3)² = 49

x² = - 25

x² + 3х = 25 + 3х

(x – 3)(х + 3) – 4 = 6

(x - 13)² = 3

  1. Дополнительное задание (выполнять в тетради):

Вариант 1

Вариант 2

1) х2 = 4

2)  х2 = 0,09

3)  х2 = - 9

4)  х2 = 17

5) 2х2 = 0,08

6) х2 – 9 = 0  

7) - 1 = 0

8) (2х – 5)(2х + 5) = 75    

9) (х – 9)2 = 49

10) (х + 5)2 = 2

1) х2 = 100

2)  х2 = 0,25

3)  х2 = - 16

4)  х2 = 13

5) 3х2 = 0,48  

6) х2 – 49 = 0  

7) - 1 = 0

8) (3х – 2)(3х + 2) = 5    

 9) (х + 1)2 = 64

10) (х - 3)2 = 3

  1. Компьютерный тест: 6 баллов – «5», 5 баллов – «4», 4 балла – «3».

Результат:_____________________________ Отметка: ____________________

  1. Задание на самоподготовку:

№ 320(а, в, д), 322(а, в, д), 323(а, в, д). 

  1. Оцените степень усвоения материала: поставьте плюсик в соответствующей строчке таблицы.

Усвоил полностью,

могу применять

Усвоил,

но затрудняюсь в применении

Усвоил частично

Не усвоил