Сложение и вычитание обыкновенных дробей
методическая разработка по алгебре (5 класс) по теме
Разработка урока математики согласно требованиям ФГОС нового поколения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ФГОС математика 5 класс | 35.72 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Сложение и вычитание обыкновенных дробей.
ФИО (полностью) | Филонова Марина Ивановна | |
Место работы | МБОУ «Кадетская школа «Патриот» | |
Должность | Учитель математики | |
Предмет | математика | |
Класс | 5 | |
Тема и номер урока в теме | Сложение и вычитание обыкновенных дробей. ( 4урок из четырех) | |
Базовый учебник | 1.Зубарева И.И.,Мордкович А.Г. Математика: Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений / - 10-е изд., стереотипное – М.: Мнемозина, 2010. |
- Цель урока: систематезировать и обобщить знания по сложению и вычитанию обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями.
9. Задачи:
- образовательные (формирование познавательных УУД):
обобщение знаний по сложению и вычитанию обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями; применение обыкновенных дробей при решении задач;.
- воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):
умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность.
- развивающие (формирование регулятивных УУД)
- умение обрабатывать информацию и ранжировать ее по указанным основаниям; представлять информацию в табличной форме, формировать коммуникативную компетенцию учащихся; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
10.Тип урока Урок общеметодологической направленности.
11.Формы работы учащихся: Фронтальная, парная, индивидуальная
12.Организация деятельности учащихся на уроке:
-самостоятельно выходят на проблему и решают её;
-самостоятельно определяют тему, цели урока;
-проговаривают правила сложения и вычитания обыкновенных дробей, применяют их к решению задач и примеров, выполнению теста, определяют место и важность обыкновенной дроби в реальных ситуациях.
-работают с текстом учебника;
-работают с тестами;
-отвечают на вопросы;
-решают самостоятельно задачи;
-оценивают себя и друг друга;
-рефлектируют.
13.Необходимое техническое оборудование: Компьютер, проектор, интерактивная доска, учебники по математике, раздаточный материал (тест, карточки для устного счёта, карточки с домашним заданием), электронная презентация, выполненная в программе Power Point
14.Структура и ход урока.
№ | Этап урока | Название используемых ЭОР | Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) | Деятельность ученика | Время (в мин.) | Формируемые УУД | ||||||||||||||
Познаватель- ные | Регулятивные | Коммуникатив- ные | Личност- ные | |||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | ||||||||||||
1 | Организацион-ный момент | презентация | Приветствие учащихся; проверка учителем готовности класса к уроку; организация внимания. | Уточнение критериев оценки | 2 | осознанное и произвольное построение речевого высказывания | Прогнозирование своей деятельности | Умение слушать и вступать в диалог | умение выделять нравственный аспект поведения | |||||||||||
2 | Вводная беседа. Актуализация знаний | Презентация | Вступительное слово учителя. Повторение характеристик обыкновенной дроби. Учитель продолжает беседу с проблемной задачи по будущей теме урока. Задает учащимся наводящие вопросы | Участвуют в работе по повторению, в беседе с учителем, отвечают на поставленные вопросы, выполняют упражнения устного счёта | 5 | Поиск и выделение необходимой информации | Выделение и осознание того, что уже пройдено. Постановка цели учебной задачи, синтез | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог | Смысло- образование | |||||||||||
3 | Работа по теме урока | Презентация | Вместе с учениками определяет цель урока. Демонстрирует ЭОР | Учащиеся выполняют тест, решают текстовую задачу, упражнения учебника. | 7 | Поиск и выделение необходимой информации. Структурирование знаний. Анализ объектов. | Целеполагание, выдвижение гипотез | Умение слушать и вступать в диалог | Взаимопроверка | |||||||||||
4 | Физпауза | Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся. | Учащиеся сменили вид деятельности (отдохнули) и готовы продолжать работу. | 3 | ||||||||||||||||
5 | Осмысление и закрепление знаний. | Презентация | Комментирует, направляет работу учащихся | Выполнение самостоятельной работы с самопроверкой. | 8 | Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия. Анализ объектов и синтез | Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата | Умение слушать и вступать в диалог, Коллективное обсуждение проблем (при необходимости) | Ориента- ция в межлично-стных отношени-ях | |||||||||||
6 | Подведение итогов урока, оценивание знаний | - | Проставляют в лист контроля баллы, набранные на 1 уроке | 2 | Оценка промежуточных результатов и саморегуляция для повышения мотивации учебной деятельности | управление поведением партнёра- контроль, коррекция, оценкна | нравственно-этическая ориентация | |||||||||||||
7. | Домашнее задание | Задает творческое домашнее задание | Учащиеся записывают домашнее задание | 2 |
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность учеников |
I. Организационный этап Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку. Девиз урока: «Природа формирует свои законы языком матаматики» (Галилео Галилей)-это девиз нашего урока.Сегодня мы попробуем увидеть окружающий мир через удивительный мир чисел. Слайд Критерии оценивания на уроке: 7-6 квадратов +активность – оценка «5» 4 -5квадратов+активность оценка «4» 3квадрата+активность – оценка «3» | Учащиеся готовы к началу работы. |
II Вводная беседа. Актуализация знаний. 1. Новые знания нам будет очень трудно осваивать без умения быстро и верно считать, поэтому, как всегда, начнем урок с устного счета: (слайды ). 1. Мотивация Учитель: Ребята! Результатом нашего счёта явилось новое слово: ДРОФА. А может быть мы с ним уже встречались? Кто или что это? Как вы думаете, почему мы сегодня вдруг говорим об этом? | 1 Учащиеся решают примеры устно. 2. Отвечают на вопросы: Дрофа – это птица, которая занесена в Красную книгу Саратовской области. Один из учащихся делает сообщение об этой птице(сообщение подготовлено к уроку заранее в виде презентации) Показывают связь с девизом урока.
|
2.Фронтальный опрос. 5/6 -прочитать -назовите числитель, знаменатель -действия с обыкновенными дробями 15/7 ; 9/2 ; 7/1 ; 1/7 - прочитайте и скажите, какие это дроби 3.Учитель прдлагает учащимся выполнить тест с выбором ответа. Тест . 1.Выделите целую часть из 8/5. а) 21/5; б) 13/5; в)3/5. 2.Как называется полученное число? а) натуральное; б) смешанное. 3.Представьте число 9 в виде обыкновенной дроби. а) 1/9; б) 9/1 4. Запишите 5 1/3 в виде неправильной дроби. а) 16/3; б) 21/3 | Отвечают на вопросы. Выполняют тест. Проводят взаимопроверку в парах. Делают выводы по выполнению работы. |
111. Работа по теме урока.
№ 422(в г) № 446 (а б) 2. Для решения предлагается задача, текст которой размещен на слайде. Задача. На территории Краснокутского района Саратовской области находятся водоемы (пруды река Еруслан) сельхозполя, засеваемые злаками и овощами, зеленые насаждения (сады, лесополосы, Дьяковский лес-заповедник) Водоемы составляют 3/ 20 всей территории района. Какую часть всей территории района составляют зеленые насаждения ? Учитель задает вопросы по условию задачи -как можно обозначить всю территорию района? -какие составляющие определяют территорию района? -какие действия помогут ответить на вопрос задачи? | Учащиеся выполняют №422(в г) № 446(а б) Читают и разбирают условие задачи отвечают на вопросы учителя. Записывают решение задачи. |
IV. Физпауза А) Учитель: Ребята, вы достаточно хорошо поработали и можно сделать небольшую паузу . Давайте немного позанимаемся физкультурой. Поднимает руки класс – это «раз». Б) Задание на внимание. Выбери случайные слова и назови относящиеся к уроку. Знаменатель, луч, смешанное число, ломаная, сравнение дробей, отрезок, точка, приведение к общему знаменателю.
| Учащиеся поднимаются с мест, повторяют действия за учителем. Учащиеся выполняют задание на внимание. Б) Случайные слова: луч, ломаная, отрезок, точка. Слова, относящиеся к уроку: знаменатель, смешанное число, сравнение дробей, приведение к общему знаменателю. |
V. Самостоятельная работа.
Учитель предлагает выполнить самостоятельную работу, в результате которой ребята должны сделать вывод о том, почему был предложен девиз к уроку. Б. 1. 7\15-5\15=2\15 Е. 2. 1\7+3\7=4\7 Р. 3. 17\30-10\30=7\30 Е. 4. 6\7-2\7=4\7 Г. 5. 3\8+2\8=5\8 И. 6. 7\15-4\15=3\15 Т. 7. 2\3-1\3=1\3 Е. 8. 6\7+3\7-5\7=4\7 П. 9. 6\18-5\18=1\18 Р. 10. 21\30-14\30=7\30 И. 11. 14\15-11\15=3\15 Р. 12. 1\30+6\30=7\30 О. 13. 5\9+2\9=7\9 Д. 14. 11\16-4\16=7\16 У. 15. 5\12+1\21=6\25 |
Учащиеся выполняют самостоятельную работу. Из букв, записанных рядом с примерами, складывают предложение: БЕРЕГИТЕ ПРИРОДУ.
|
VI. Этап оценивания знаний учащихся Учитель: Наш урок подходит к концу. В течение урока вы выполняли различные задания и собирали квадраты. Оцените себя, подсчитав у себя количество квадратов . Учитель: Поднимите руку, кто получил «5», «4», «3». Учитель выставляет оценки за работу на уроке самым активным учащимся, комментирует отметки. | Учащиеся самостоятельно выставляют себе отметки с учетом предоставленных критериев. Учащиеся поднимают руки с учетом полученных оценок. |
VI1. Подведение итогов урока Давайте еще раз вспомним ,как называются эти удивительные числа, с которыми мы работали на уроке? Какие действия мы сегодня выполняли с этими числами? Ребята! Это удивительные числа. В них музыка, точность и поэзия мысли. …Но и тогда,- Когда во всей планете Пройдёт вражда племён Исчезнут ложь и грусть Я буду воспевать Всем существом в поэте ШЕСТУЮ часть Земли С названьем кратким РУСЬ. В этих словах С.Есенина величие и мощь нашей Родины. | Учащиеся отвечают на вопросы учителя. |
VIII. Информирования учащихся о домашнем задании Учитель: Сегодня мы обобщили знания по сложению и вычитанию обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями. Домашнее задание будет творческим. Сочините сказку о дробях. Спасибо за работу на уроке! | Учащиеся записывают задание в дневниках. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
сложение и вычитание обыкновенных дробей
презентация содержит материал, дающий представление о правилах сложения обыкновенных дробей в 5 классе...
открытый урок "Сложение и вычитание обыкновенных дробей"
урок обобщения и систематизации знаний по теме...
Урок математики в 5 классе "Виртуальное путешествие: Сложение и вычитание обыкновенных дробей и смешанных чисел"
Урок «Виртуальное путешествие» разработан в преддверии празднования 20-летия Независимости РК и проведен в рамках районного семинара учителей математики. На каждом этапе урока применялись информ...
Урок в 5 классе по учебнику Н. Виленкина "Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями
Конспект урока открытия нового знания в технологии деятельностного метода. ...
Сложение и вычитание обыкновенных дробей
Урок математики с использованием интерактивной доски....
Урок обобщения и систематизации знаний "Обыкновенные дроби. Сложение и вычитание обыкновенных дробей" (5 кл)
Урок обобщения и систематизации знаний по теме: "Обыкновенные дроби. Сложение и вычитание обыкновенных дробей." 5 класс...