Мастер-класс "Деятельностный подход в обучении"
методическая разработка (алгебра) по теме
Мастер-класс для педагогов «Деятельностный подход в обучении математикe»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
deyatelnostnyy_podhod_v_obuchenii.doc | 66.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 24
Мастер-класс для педагогов
«Деятельностный подход в обучении математикe»
Немного теории:
В технологии деятельностного подхода различают такие уроки :
урок «открытия нового знания»
урок рефлексии
урок развивающего контроля
урок общей дидактической направленности.
Мы останавливаемся на уроке «открытия новых знаний» Этот урок содержит 8 этапов.
I этап: Включение в учебную деятельность. С помощью доброжелательной беседы, девиза включаем класс в работу.
II этап: Готовность к новому способу действия: актуализация опорных знаний затруднения в инд-ой деятельности – здесь могут быть использованы коллективные индивидуальные формы работы.
III этап: Выявление места и причины затруднений, постановка учебной задачи (цель урока, тема урока) если это возможно.
IV этап: «Открытие» детьми нового знания: выявление закономерности, вывод правила, формулы.
V этап: первичное закрепление на стандартных примерах с проговариванием алгоритма вслух. Сначала фронтально, а затем в парах или группах.
VI этап: Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
(допущенные ошибки фиксируются и отрабатываются на следующем уроке)
VII этап: Применение новых знаний и доведение их до уровня автоматизированного навыка. Возможность выбора заданий.
VIII этап: Рефлексия, соотношение цели и результатов деятельности: шкала степени достижении цели.
Фрагмент урока : «Арифметическая прогрессия» 9 кл. :
Ребята, часто в жизни возникают такие ситуации, что без знаний математики нам не обойтись. Вот со мной на днях случилась такая ситуация: подошла ко мне на днях бабушка соседка по лестничной площадке и говорит: «Помогите мне разобраться со случаем. Я в 1993 году вложила в банк 7000 рублей. Банк пообещал мне начислять каждый год по 10% от вложенной суммы. Сколько денег я получу в 2021 году?
- Поможем бабушке?
- Да.
Можем мы сразу ответить на бабушкину просьбу? (проблемная ситуация)
- Нет.
- Но у вас есть достаточно знаний, которые могут помочь бабушке. На прошлом уроке вы изучали такую тему : «Последовательности».
Вот они нам и помогут посчитать деньги, которые бабушка должна получить.
На доске последовательности : а) 5; 5; 5; 5; 5;….
б) 1; 0; 1; 0; 1; ….
в) 3; 8; 15; 17; 31; ….
г) 12; 15; 18; 21; 24; ….
д) ; ; ….
Учитель: - Какой номер у последовательности в) соответствует числу 15
Ученики: - а3
- А следующий за ними?
- а4
- как называется член последовательности, который стоит на n-м месте?
- аn
- а следующий за ним?
- аn+1
- а перед ним?
- аn-1.
И задачи:
Мастерская изготовила в январе 100 деталей, а в каждый следующий месяц изготовляла на 12 деталей больше, чем в предыдущий. Сколько деталей изготовила мастерская в феврале? В марте? В апреле? И т.д.
Тело в первую секунду прошло 27 м, а за каждую следующую секунду – на 3м меньше, чем в предыдущую. Какое расстояние прошло тело за 2-ую, 3-ую, 4-ую секунду и т.д.?
Русский джентльмен получил наследство. В первый день он потратил 500 рублей, а каждый следующий он тратил на 50 рублей больше, чем в предыдущий. Сколько денег он истратил во второй день,третий, четвёртый и т.д.?
Читаю первую задачу.
- Запишите последовательность из четырёх членов, которая бы соответствовала условию задачи.
- Пишут.
- Аналогично поступаем со второй и третей задачами.
Самопроверка.
На доске: правильные ответы на А4
1) 100; 112; 124; 136; …
2) 27; 23; 21; 18;…
3) 500; 550; :600; 650;…
Ребята, внимательно посмотрим на последовательности, которые у вас получились и на те, которые я выписала на доске.
- что общего вы находите в них?
- это последовательности. в); г) они аналогичны нашим, т.к. получены путём прибавления одного и того же числа.
- Правильно , молодцы! Объединим их в одну группу и дадим им одно имя. Давайте попробуем.
Последовательность у которой каждый член, начиная со втрого равен предыдущему сложенному с одним и тем же числом называется(давайте договоримся) арифметической прогрессией.
Именно арифметической, т.к. существует ещё один вид прогрессий. Но это мы будем позже изучать( и их надо как то различать)
- Итак, можем ли мы сформулировать тему нашего урока?
- Да.- Арифметическая прогрессия.
Работаем дальше с последовательностью в) Назовите а2; а3; а5; ;а45?
Молодцы!
Считать долго. А вам не интересно как найти например 71-й член этой прогрессии, не прибавляя долго каждый раз число 3, Ведь это просто нудно и невозможно. Ну а любое аn?
- А как вы нашли какое число надо прибавить в последовательности г) ?
- На до от последующего вычесть предыдущее.
- Как называется результат при вычитании?
- Разность!
- Молодцы! Мы тоже называем наше число, которое получено в результате вычитания разностью и чисто условно обозначим эту разность буквой d латинского алфавита, т.к. математика пользуется как вы знаете латинскими и греческими буквами алфавита.
А теперь давайте придумаем как же быстро найди а45 ?
Учитель: - а2= а1 + d ;
а3 = а2 + d ( а по другому) = а1 + d + d =а1 + 2d
а4= а3 + d = а1 + 2d + d = а1 + 3d
Ученик: - Мы уже заметили закономерность: мы видим, что а5 = а1 + 4d (например члена последовательности на единицу меньше количества d)
Значит: а45= а1 + 44d ;
Учитель: - А – аn?
Ученик:
Учитель: - Что мы ещё можем дописать к теме нашего урока.
Ученик: - Формула n-го члена арифметической прогрессии.
Учитель: - А какая цель нашего урока?
Ученик: - Сформулировать определение арифметической прогрессии и
вывести формулу n-го члена арифметической прогрессию
Учитель: - А тепрь мы можем сразу ответить бабушке сколько денег она
получит в 2021 году.
Ученик: - Да.
n лет : 2021 – 1993+1 = 29 (лет)
Значит а29 = а1 + 28d = 7000 + 28 * 700 = 26600 рублей.
Учитель: - Вкладывать деньги в такой банк не выгодно. Мы видим, что не
слишком много денег получит бабушка.
Но есть ребята другие банки, которые начисляют «проценты на
проценты». И таким вкладчикам мы можем сразу посчитать
деньги, но после изучения темы «Геометрическая прогрессия».
Мы решили с вами проблему?
Ученики: - Да.
Работаем дальше: первичное закрепление. н\м.
Фрагмент урока : «Длина окружности» 6 кл. :
Давайте вспомним, что такое окружность, радиус окружности и диаметр окружности. Вызываю к доске изобразить окружность, показать радиус и диаметр. Записать на доске обозначение r и d.
Предлагаю устно решить следующие задачи
Мальчик сделал четыре лабиринта в форме различных геометрических фигур.
Он решил узнать длину каждого лабиринта.
Предлагаю это сделать и вам.
Давайте сверим ответы. расскажите, как получили свой результат.
1), 2), 3). А4) ?
Как быть?
Предложу ещё одну задачу:
Магеллан совершил кругосветное путешествие вокруг Земли.
Какой путь он прошёл?
(Какая фигура? Окружность! Может сейчас справимся?
Нет.
Давайте попробуем сформулировать нашу проблему. Чего мы ещё пока не умеем делать?
( не можем найти длину пути, если речь идёт об окружности; Не можем найти длину окружности)
А нам нужны эти знания ? Как показывают задачи – нужны. )
4) Давайте попробуем решить нашу проблему.
Поставим перед собой цель: ? (научиться находить длину окружности)
Попробуйте сформулировать тему урока : (Длина окружности).
Записываю тему на доске, ребята в тетради.
5) Предлагаю вам выполнить в группах практическое задание
1. Опоясать предмет полоской бумаги, сделать отметку, измерить длину полоски и записать в строку С (длина окружности).
2. На листе бумаги обвести измеряемую часть, получить окружность. Измерить диаметр окружности и записать в строку d.
3. Разделить C на d (узнать, во сколько раз С больше d) и записать в третью строку.
И результаты занести в таблицу.
( Предупреждаю об аккуратности, т.к работаем с бьющимися предметами)
1 гр | 2гр | 3гр |
С (см) | 19,5 см | 21 см | 25,7см |
d (см) | 6,2см | 6,6см | 8,1см |
Во сколько раз С больше d | 3,14см | 3,18см | 3,17см |
Отношения |
Что вы заметили, глядя на таблицу? (вы работали каждый со своим предметом, а теперь видите работу всех)
-длины окружности разные,
- диаметры разные
- отношения практически одинаковые
(Вычисления не очень точные, нет специальных инструментов, чашки не идеальной формы.)
Но общая картина прослеживается.
У всех получилось 3 целых, не смотря на то, что предметы у всех разные.
Отношения практически одинаковы, значит не зависят от того, какую окружность брать.
Значит для любой окружности - одинаково; обозначим греческой буквой пи (П) В честь «Пифагора» .
П
6) Ученые выяснили, что П – это бесконечная десятичная дробь
П= 3,14159265358…..
И чем совершеннее становятся приборы и вычислительная техника, тем больше знаков после запятой находят учёные.
! Нам достаточно знать 2 знака после запятой П= 3,14.
Вернёмся к таблице! Какая группа самые точные значения получила? Молодцы!
Архимед нашёл, что число П равно дроби =3,14
Итак =П С:d =П Найдите С.
- одна формула «Це равно Пи Де»
D = 2 r
- вторая формула «Це равно 2 Пи Эр»
7) Что нужно знать, что бы найти длину окружности?
r или d. Можно справиться с задачей? - Да.
Вернёмся к задаче о лабиринте.
группа по С=Пd, 2 группа по С=2Пr а 3 группа – каждый по любой формуле.
С= 62,6 см
Справились с поставленной целью? Да. Мы молодцы!
Что научились делать?
Д\З Найти путь Магеллана ( найти в справочной литературе радиус земли или диаметр)
Лирическое отступление
Международный день числа «Пи» - 14 марта.
Стихи, что бы запомнилось это число.
Учителя математики Михайлова Ю.А., Фридяник Н.И.
С (см) |
d (см) |
Во сколько раз С больше d |
С=П d
C=CCC 2Пr
аn= а1 + (n-1) d
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Личностно ориентированный подход в обучении математике как форма повышения качества обучения и познавательной активности обучающихся
С момента создания традиционной классно-урочной системы обучения, всегда существовала проблема формирования у обучаемых высокой и устойчивой мотивации к обучению, активной познавательной д...
Дифференцированнный подход в обучении технологии. Методика обучения в сотрудничестве.
Методика обучения в сотрудничестве развивает коммуникативные компетенции: умение работать в коллективе, помогать друг другу, воспитывает чувство ответственности, придаёт уверенность в себе....
Деятельностный подход в обучении через формирование ключевых компетенций в обучении и воспитании на уроках географии
Доклад на РМО учителей географии в 2011 году...
Дифференцированный подход в обучении - новый подход к системе образования.
Огромный поток информации сыпется на головы наших детей. Это и новые открытия новых законов, новые знания, старые забытые учения, факты из жизни знаменитых людей. Все это необходимо ...
Методическая разработка урока: Разноуровневый подход к обучению информатики, как средство повышения познавательного интереса учащихся к предмету на примере темы: "Измерение информации (алфавитный подход). Единицы измерения информации". 7 класс.
Тема: "Измерение информации (алфавитный подход). Единицы измерения информации" является наиболее важной областью изучения информатики, поэтому считаю необходимым усвоение материала всеми уча...
Реализация субъектной индивидуализации в современных подходах в обучении иностранному языку: мультисенсорный подход, многосенсорный подход, MITA
Аннотация: в статье рассматриваются развивающиеся подходы в обучении иностранному языку, основанные на теории множественного интеллекта. Приводятся основные типы интеллекта и способы их применения в м...