Практико-ориентированная работа "Методика обучения решению заданий с параметром"
рабочая программа по алгебре (10 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 1
г. Климовска Московской области
_________________________________________________________________________
МО , г Климовск , ул. Рощинская , д. 17 А, тел.\ факс : 60-40-70 ; 62-21-21, 62-21-22
Романова Валентина Александровна
/ учитель математики
МОУ СОШ № 1 г. Климовска /
Методика обучения решению заданий
с параметрами.
Проект
/ практико – ориентируемая работа /
2012 год
- 2 –
Содержание
Введение…………………………………………………………3
І. Основная часть.
1.Содержание основного раздела ……………………………………4
2.Тематическое планирование………………………………………..5
3.Поурочные разработки…………………………………………6 - 18
ІІ. Заключение………………………………………………….19
ІІІ. Список литературы…………………………………………20
- 3 -
Введение
Задачи с параметрами – один из труднейших разделов школьного курса математики. Здесь, кроме использования определенных алгоритмов решения уравнений и неравенств, приходится обдумывать, по какому признаку нужно разбить множество значений параметра на классы, следить за тем, чтобы не пропустить какие – либо тонкости. Здесь проверяется не натаскивание учащегося на определенные алгоритмы, а понимание смысла конкретной задачи. Поэтому ведущие вузы с повышенной требовательностью к математической подготовке абитуриентов уравнения и неравенства с параметрами часто включают в письменные работы по математике.
Как известно, решению задач с параметрами в общеобразовательной средней школе уделяется очень мало внимания. Потому трудно предположить, что учащиеся, подготовка которых не содержала «параметрического тренажера», смогут в жесткой атмосфере конкурсного экзамена успешно справиться с подобными задачами.
Таким образом, старшеклассникам, готовящимся поступить в вузы, где требуется основательная подготовка по математике, необходимо серьезно поработать над изучением этой темы.
Все многообразие уравнений или систем уравнений, предлагаемых на вступительных экзаменах, приводятся к квадратным уравнениям, корни которых находятся на ограниченном множестве переменной величины.
- 4 -
Предлагаемый элективный курс « Решение квадратных уравнений и неравенств с параметрами » ( 8 часов ) является предметно – ориентированным и предназначен для реализации в 9 классах общеобразовательной средней школе для расширения теоретических и практических знаний учащихся.Решение уравнений, содержащих параметры, - один из труднейших разделов школьного курса. Запланированный данной программой для усвоения учащимися объем знаний необходим для овладения ими методами решения некоторых классов заданий с параметрами, для обобщения теоретических знаний.
Актуальность данной темы определяется необходимостью уметь решать такие уравнения с параметрами при сдаче Государственной итоговой аттестации.
Целью данного курса является изучение избранных классов уравнений с параметрами и научное обоснование методов их решения, а так же формирование логического мышления и математической культуры у школьников. Курс имеет общеобразовательное значение, способствует развитию логического мышления учащихся. Программа данного элективного курса ориентирована на приобретение определенного опыта решения задач с параметрами. Курс входит в число дисциплин, включенных в компонент учебного плана общеобразовательного учреждения.
В результате курса учащиеся должны научиться применять теоретические знания при решении уравнений с параметрами, знать некоторые методы решения с параметрами ( по определению, по свойствам )
Данный курс может иметь существенное образовательное значение для изучения алгебры. Он призван способствовать решению следующих задач :
- овладению системой знаний об уравнениях с параметрами как о семействе уравнений, что исключительно важно для целостного осмысления свойств уравнений, их особенностей ;
- формированию логического мышления учащихся ;
- вооружению учащихся специальными и общеучебными знаниями, позволяющими им самостоятельно добывать знания по данному курсу.
Ставшие уже традиционными такие формы занятий, как лекция и практикум, тем не менее являются непривычными формами работы старшеклассников. Кроме них желательно использовать такие организационные формы, как выступления с докладами дополняющими лекционные выступления учителя. Возможны и разные формы индивидуальной или групповой деятельности учащихся.
Содержание курса предполагает работу с различными источниками математической литературы. Содержание каждой темы элективного курса включает в себя самостоятельную работу учащихся.
- 5 -
Содержание основного раздела
квадратные уравнения.
Понятие квадратного уравнения с параметром. Алгоритмическое предписание решения квадратных уравнений с параметрами. Решение квадратных уравнений с параметрами. Зависимость количества корней уравнения от коэффициента и дискриминанта. Решение с помощью графика. Применение теоремы Виета при решении квадратных уравнений с параметрами. Решение квадратных уравнений с параметрами при наличии дополнительных условий к корням уравнения. Расположение корней квадратичной функции относительно заданной точки. Задачи, сводящиеся к исследованию расположения корней квадратичной функции . Решение квадратных уравнений с параметрами первого типа ( « для каждого значения параметра найти все решения уравнения »). Решение квадратных уравнений второго типа ( «найти все значения параметра, при каждом из которых уравнение удовлетворяет заданным условиям »).
Тематическое планирование
Номер урока | Тема урока | Кол – во часов |
1 | Решение квадратных уравнений с параметрами | 1 |
2 | Использование теоремы Виета при решении квадратных уравнений с параметрами. | 1 |
3 | Решение уравнений с параметрами, приводимых к квадратным. | 1 |
4 – 6 | Расположение корней квадратного уравнения в зависимости от параметра. | 3 |
7 | Взаимное расположение корней двух квадратных уравнений. | 1 |
8 | Контрольная работа « Квадратные уравнения с параметрами ». | 1 |
Итого : | 8 |
- 6 -
Урок 1.
Тема : Решение квадратных уравнений с параметрами.
Цели : формировать умение решать квадратные уравнения с параметрами; развивать логическое мышление, умение работать в проблемной ситуации; активизировать познавательную и творческую деятельность.
Ход урока
І.Объяснение материала.
Определение. Уравнение вида , , где коэффициенты - любые действительные числа, называется квадратным.
Определение. Квадратное уравнение называется приведенным, если ; квадратное уравнение называют неприведённым, если .
Определение. Полное квадратное уравнение – это квадратное уравнение, в котором отличны от нуля.
Определение. Неполное квадратное уравнение – это уравнение, в котором один или оба коэффициента равны нулю.
Определение. Корнем квадратного уравнения , называют всякое значение переменной , при котором квадратный трехчлен обращается в нуль.
Выражение называют дискриминантом квадратного уравнения.
Квадратное уравнение в зависимости от знака дискриминанта D может иметь один, два или не иметь корней.
Если D < 0, то квадратное уравнение не имеет действительных корней.
Если D = 0, то квадратное уравнение имеет единственный действительный корень ( или говорят, что это уравнение имеет два кратных корня ).
- 7 -
Если D > 0, то квадратное уравнение имеет два различных действительных корня ; .
Теорема Виета. Если - корни квадратного уравнения , , то сумма корней равна , а их произведение равно .
Обратное утверждение. Если числа таковы, что , то эти числа – корни уравнения ,.
При решении квадратного уравнения с параметрами контрольными будут те значения параметра, при которых коэффициент при обращается в 0. Дело в том, что если этот коэффициент равен нулю, то уравнение превращается в линейное и решается по соответствующему алгоритму; если же этот коэффициент отличен от нуля, то имеем квадратное уравнение, которое решается по иному алгоритму (меняется процедура решения, в этом и состоит качественное изменение уравнения ). Дальнейшее решение зависит от D.
Пример 1. Решить уравнение .
Решение. Здесь коэффициент перед отличен от нуля, значит данное уравнение при любых значениях параметра является квадратным. Найдем дискриминант.
D > 0, значит квадратное уравнение имеет два различных корня.
;
Ответ : при любых значениях ;
Пример 2. Решить уравнение .
Решение. Мы не можем утверждать, что данное уравнение является квадратным. Рассмотрев контрольное значение имеем два случая.
Если , то получается уравнение вида которое является линейным и имеет корень
- 8 -
Если то уравнение является квадратным, можно применять формулы корней квадратного уравнения.
;
;
Ответ : при ; при
Пример 3. Решить уравнение .
Решение. Здесь контрольными будут те значения параметра, при которых коэффициент при обращается в 0.
Если уравнение примет вид и является линейным. Корнем этого уравнения является
Если уравнение является квадратным. Найдем его дискриминант :
Дальнейшие рассуждения зависят от значения дискриминанта. Если то квадратное уравнение не имеет корней; если то уравнение имеет один корень; если , то уравнение имеет два корня. Дискриминант обращается в нуль при ( можно сказать, что это – второе контрольное значение параметра; при переходе через него происходит качественное изменение уравнения – меняется число корней уравнения ).
Если то и, следовательно, квадратное уравнение не имеет корней.
Если ( но, напомним, ), то и, значит, квадратное уравнение имеет два корня :
; .
Если , то уравнение имеет единственное решение :
.
- 9 -
Ответ : при ;
при .;
при корней нет ;
при ; .
Пример 4. При каких значениях m ровно один из корней уравнения
равен нулю.
Решение. Если нуль является корнем уравнения, значит, квадратный трехчлен при обращается в нуль.
;
;
.
Найдем второй корень при найденных значениях m.
Если m = 3, то уравнение примет вид ; .
Если m = - 3, то уравнение примет вид , которое имеет два кратных корня, равных нулю.
Ответ : при m = 3.
ІІ. Закрепление пройденного материала.
1. Решите уравнения :
а) ;
б) ;
в) ;
г);
д) ;
Ответ :
а) ; 2;
б)
в) при при
г) при при ;
д) при ; при ; при , ;
2.При каких значениях m ровно один из корней уравнения равен нулю ?
- 10 -
Ответ : m = 1,5.
3.При каких значениях m оба корня уравнения равны нулю ?
Ответ : m = 0.
ІІІ. Самостоятельная работа по теме « Решение квадратных уравнений с параметрами ».
1.При каких значениях m ровно один из корней уравнения равен нулю ?
2.Решите уравнения :
а) ;
б) .
Ответ :
1. При m = 1,5.
2. а)
б) при ; при m .
ІV. Домашнее задание.
Решите уравнения :
1. ;
2. ;
3. .
Ответы : 1) при b = 0 ; при b = -1 ; при b = 4 ; при ;при корней нет;
2) при ; при корней нет; при ;
3) при ; при ; при корней нет; при .
Урок 2.
Тема : Использование теоремы Виета при решении квадратных уравнений с параметрами.
- 11 -
Цели : формировать умение решать квадратные уравнения с параметром с использованием теоремы Виета; развивать логическое мышление, умение работать в проблемной ситуации.
Ход урока
І. Подведение итогов самостоятельной работы.
ІІ. Актуализация теоретических знаний.
Провести опрос по теории предыдущего урока.
- Какое уравнение называется квадратным ?
-Квадратным или линейным является уравнение
;
а) при = 6; б) = 0 ; в) = 0,5; г) = 5 ?
ІІІ. Объяснение нового материала.
ІV. Закрепление пройденного материала.
1. Найдите все значения параметра , при которых корни 1 и 2 уравнения удовлетворяют условию
72 - 41 =47.
2. Найдите все значения параметра , при которых один из корней уравнения в два раза больше другого.
3. Найдите все значения параметра , при которых отношение корней уравнения равно – 4.
4. Найдите все значения параметра , при которых один корень уравнения равен квадрату другого.
5. Найдите все значения параметра , при которых сумма квадратов корней уравнения равна произведению корней этого уравнения.
6. Найдите все значения параметра , при каждом из которых больший корень уравнения в 6 раз больше, чем его меньший корень.
Ответы :
1) -15. 2) -4. 3) -6; 6. 4) -13,5; 0,5. 5) нет решений. Решениями системы являются 1 = 3 ; 2 = 1,5, но при каждом из этих значений дискриминант квадратного уравнения отрицателен. 6) При .
V. Самостоятельная работа по теме « Решение квадратных уравнений с параметрами ».
1. Решите уравнение .
2. При каком значении параметра разность квадратов корней уравнения равна 288.
3. Найдите значение m , при котором сумма квадратов корней уравнения равна 18.
- 12 -
Ответы :
1. При ; при корней нет ; при ;
2. с = - 108; 3. m = 4; m = -2.
V І. Домашнее задание.
1) При каких значениях параметра р сумма корней квадратного уравнения ?
Ответ : 1; -5.
2) При каких значениях параметра р произведение корней квадратного уравнения равно нулю ?
Ответ : 3 ; 4.
3) Дано уравнение . Известно, что произведение корней равно -21. Найдите значение параметра р .
Ответ : 3; 1,5 .
4) Один из корней уравнения больше другого в 2,5 раза. Найдите значение параметра р и корни уравнения.
Ответ : 2 и 5 при р = 20.
Урок 3.
Тема : Решение уравнений с параметрами, приводимых к квадратным.
Цели : использовать полученные навыки для решения нестандартных задач; развивать логическое мышление, умение работать в проблемной ситуации.
Ход урока
І. Подведение итогов самостоятельной работы.
ІІ. Объяснение нового материала.
Некоторые уравнения с дробными членами сводятся к нахождению корней квадратного уравнения. Так же, как и при решении дробных уравнений, сводящихся к линейным, здесь надо проверять значения , при которых уравнение не имеет смысла.
ІІІ.. Закрепление пройденного материала.
- Решить устно :
а) ; б) ; в) ; г)
Ответы : а) ; б) при = -2; при = -2 = 2; при =2, = -2; в) при = - ; при = , = - ; г) при любых =- .
- 13 -
- Решите уравнения :
1) ; 2) ;
3) ; 4)
3. При каких значениях параметра уравнение
ІV. Домашнее задание.
Решить уравнения :
1. ; 2. ;
3.
4.
Урок 4 – 6.
Тема : Расположение корней квадратного уравнения в зависимости от параметра.
Цели : формировать умение распознавать положение квадратной параболы на плоскости в зависимости от ее коэффициента.
На первом уроке после проверки домашнего задания целесообразно подать материал в форме лекции.
На втором уроке в начале проводится теоретический опрос.
- Каково расположение графика по отношению к оси абсцисс в зависимости от знаков коэффициента и дискриминанта ?
- По данным схемам назовите, какие системы им соответствуют. Не забудьте, что контрольными являются : направление ветвей параболы, знаки значений f(M), f(N), расположение вершин параболы.
- Перечислите основные характеристики квадратного трехчлена.
Провести практикум.
В конце третьего урока целесообразна обучающая самостоятельная работа по теме « Расположение корней квадратного уравнения в зависимости от параметра ».
Ход урока
І. Проверка домашнего задания.
- 14 -
ІІ. Объяснение нового материала.
В результате объяснения заполняется таблица.
Расположение графика по отношению к оси абсцисс в зависимости от знаков коэффициента и дискриминанта
X | X | |
X | X | |
X | X |
ІІ. Закрепление пройденного материала.
1. При каких значениях параметра оба корня уравнения больше 3 ?
2. При каких значениях параметра оба корня уравнения больше ?
3. При каких значениях параметра оба корня уравнения больше 1 ?
- 15 -
4. При каких значениях параметра оба корня уравнения положительны ?
5. При каких значениях параметра оба корня уравнения лежат в интервале ( 0; 3 ) ?
6. Существуют ли такие значения параметра , что корни уравнения лежат между -1 и 1 ?
7. При каких значениях параметра все решения уравнения удовлетворяют условию 0 < < 3?
8. При каких значениях параметра уравнение имеет единственное решение, удовлетворяющее условию 0 < < 3?
9. При каких значениях параметра оба корня уравнения
больше ?
10. При каких значениях параметра все корни уравнения расположены на отрезке [ -2;6 ] ?
11. При каких значениях параметра все корн и уравнения расположены на отрезке [ 2; 5 ] ?
ІІІ. Домашнее задание.
1) При каких значениях параметра оба корня уравнения положительны ?
2) При каких значениях параметра m корни уравнения имеют разные знаки и каждый по модулю меньше 4 ?
3) При каких значениях параметра оба корня уравнения принадлежат интервалу ( 2; 5 ) ?
Ответы : 1) (-5; -4 ) ; 2) ( -5,9; - 5,5 ) ; 3) .
Урок 7.
Тема : Взаимное расположение корней двух квадратных уравнений.
Цели : развивать логическое мышление, умение работать в проблемной ситуации, активизировать познавательную и творческую деятельность.
Ход урока
І. Подведение итогов самостоятельной работы.
ІІ. Объяснение нового материала.
- 16 -
Довольно типичными являются задачи со следующим условием : найти те значения параметра , при которых два уравнения и имеют общий корень. Если одно из этих уравнений можно легко решить относительно переменной , то так и нужно сделать, после
чего подставить найденные корни во второе уравнение. В противном случае следует рассмотреть какое – нибудь вспомогательное уравнение
вида , в котором коэффициенты α и β подбираются так, чтобы уравнение уже не содержало параметра или легко решалось относительно . Если два уравнения и имеют общий корень 0 , то при любых α и β уравнение имеет тот же корень 0 . Поэтому все общие корни уравнений и являются корнем уравнения . Решив последнее уравнение и подставив найденные числа в одно из данных уравнений, можно найти допустимые значения параметра.
ІІІ. Закрепление пройденного материала.
1.Установить, при каких значениях параметра уравнения и имеют общий корень. Найти соответствующий корень.
Ответ : = 1, = 1; , .
- Даны два уравнения и , .Определить то значение , при котором один из корней второго уравнения вдвое больше одного из корней первого уравнения.
Ответ :
ІV. Домашнее задание.
При каких значениях параметра уравнения и имеют общий корень ?
Ответ : = -6.
Урок 8.
Тема : Контрольная работа по теме « Квадратные неравенства с параметрами »
Цель : осуществить контроль усвоения полученных знаний..
Вариант 1.
- 17 -
- Определить, квадратным или линейным является уравнение при а) = 5; б) = 3; в) = -1.
- При каких значениях параметра уравнение имеет два различных корня ?
- При каких значения параметра произведение корней уравнения равно нулю ?
- При каких значениях параметра уравнение имеет единственное решение ?
- Решите уравнения : а) ; б) ;
в) .
Вариант 2.
- Определить, квадратным или линейным является уравнение при а) с = 5; б) с = -3; в) с = 1.
- При каких значениях параметра уравнение не имеет корней ?
- При каких значения параметра произведение корней уравнения равно 1 ?
- При каких значениях параметра уравнение имеет два различных корня ?
- Решите уравнения : а) ; б) ;
в) .
Ответы :
Вариант1.
1. а) Квадратным ; б) Линейным ; в) Квадратным.
2. . 3. При = 1, = 2. 4. При = 2.
5. а) При = 0 ; при = 0, = -;
б) При = 0 = - ; при ; при ; при корней нет;
- 18 -
в) При корней нет; при = 1; при .
Вариант 2.
1. а) Квадратным ; б) Линейным ; в) Квадратным.
2.. 3. При = 1, = . 4. При .
5. а) При = 0 у = 0 ; при у = 0, у = 1 ;
б) При = 0 =1,2 ; при ; при ; при нет корней ;
в) При корней нет ; при ; при = 1 ; при .
- 19 -
Заключение
Во время создания данного проекта я усовершенствовала свои старые знания по теме « Уравнения с параметрами , связанных со свойствами квадратичной функции » и в какой - то мере получила новые.
По завершению работы пришла к выводу, что эта тема должна изучаться не только на элективных курсах, так как она формирует логическое мышление и математическую культуру у школьников. Учащимся знания по этой теме помогут сдать Единый Государственный Экзамен и вступительный в ВУЗы.
- 20 -
Используемая литература.
- Примеры с параметрами и их решение : пособие для поступающих в вузы /В.С.Крамор. – М.: АРКТИ, 2000.
- Элективный курс « Задачи с параметрами »[Электронный ресурс] /А.Ф.Нехорошкина, Т.Н.Филимонова //Фестиваль педагогических идей. Открытый урок 2006 – 2007 учебный год. Сайт ИД «Первое сентября»
- Факультативный курс по математике. Решение задач.: учебное пособие для 10 класса средней школы / И.Ф.Шарыгин // -М.: Просвещение, 1989.
- Изучение сложных тем курса алгебры в средней школе / Л.Я.Фальке, Н.Н.Лисничук //- М.: Илекса, 2002.
- Задачи с параметрами в ЕГЭ.Пособие для школьников, абитуриентов./ А.Х.Шахмейстер // - С.-Петербург, Москва, 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Решение заданий с параметрами
Выступление на заседании ШМО, решение уравнений и неравенств с параметрами...
Графический способ решения заданий с параметрами. (ЕГЭ часть 2, С5)
Решение заданий ЕГЭ части 2, С5 графическим способом....
Графический способ решения заданий с параметрами. (ЕГЭ часть 2, С5)
Решение заданий ЕГЭ части 2, С5 графическим способом....
Графический способ решения заданий с параметрами. (ЕГЭ часть 2, С5)
Решение заданий ЕГЭ части 2, С5 графическим способом....
Методика урока одной задачи при подготовке к решению заданий с параметрами в ГИА и ЕГЭ
В статье предлагается использование "методики урока одной задачи" при организации итогового повторения темы "Решение уравнений с модулем и параметром". Автор проводит подобные занятия с 7 класса, данн...
Решение заданий с параметрами
Презентация к защите работы по теме:"Решение заданий с параметрами"...
Создание практико-ориентированного учебного проекта как средство реализации практико-ориентированного подхода к обучению учащихся.
Федеральные государственные образовательные стандарты поставили перед школой задачу общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся, обеспечивающую такую ключевую компетенцию, как уме...