Подготовка учащихся к итоговой аттестации
методическая разработка по алгебре (11 класс) на тему

Яковлева Виктория Викторовна

Подготовка учащихся к итоговой аттестации

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podgotovka_uchashchihsya_k_itogovoy_attestacii.docx28.55 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовка учащихся к итоговой аттестации

        Не секрет, что успешнее сдает экзамен тот, кто в полном объеме владеет материалом, хорошо знаком с процедурой проведения экзамена и психологически готов к экзамену.                                                            

Экзамены в форме ГИА и ЕГЭ не похожи на обычные контрольные работы, к которым привыкли  ученики. Именно поэтому к этим экзаменам необходимо специально готовить даже тех, кто неплохо пишет обычные контрольные работы, а уж тем более тех, кто испытывает затруднения в математике.

Подготовка учащихся к государственной итоговой аттестации по математике за курс основной школы

Подготовка к экзамену означает изучение программного материала с включением заданий в формах, используемых при итоговой аттестации. Некоторые задания, входящие в экзаменационную работу, отличаются по форме от стандартных упражнений, содержащихся в учебнике по алгебре, а по некоторым заданиям в учебнике представлено недостаточное количество упражнений. В первой части работы такими «непривычными» заданиями являются задания, в которых предлагается:  

  1. выразить из формулы одну величину через другие;
  2. выполнить действия с числами, представленными в стандартном виде;
  3. проанализировать графические зависимости, отражающие реальные процессы;
  4. задачи по теории вероятностей.

        Необходимо изменить отношение к преподаванию курса геометрии как к предмету, по которому предстоит государственный экзамен за курс средней школы: учащиеся должны не только овладеть теоретическими фактами курса, но и уметь проводить обоснованные решения геометрических задач и математически грамотно их записывать.

        Подбирая тренировочные упражнения для работы на уроке или дома, всегда необходимо помнить об особенностях новой формы проведения экзамена, поэтому на уроках математики, начиная с 5 класса,

  1. в устной работе (желательно проводить на каждом уроке), кроме заданий, соответствующих теме урока, использовать задания вычислительного характера ;
  2.  включать в содержание урока не только решение основных заданий по теме, но и дополнительные вопросы, тем самым, обобщая и связывая между собой различные темы, и повторяя одновременно;
  3. подбирать задания, вызывающие трудности у учащихся, и постоянно решать на уроках эти задания;
  4. уделять больше внимания разделу «Числовые функции и их графики», расширив подборку заданий;
  5. при решении уравнений и систем уравнений использовать чаще задания графического плана. Ученик должен четко представлять связь между аналитической записью уравнения, неравенства, системы уравнений и их графической интерпретацией;
  6. использовать различные формулировки одного и того же задания;
  7.  при решении задач с помощью уравнений принимать за переменную различные величины, данные в условии задачи;
  8. подбирать задания, содержащие более одного вопроса;

Особое внимание на уроках необходимо уделять повторению, которое должно проводиться постоянно, как сопутствующее новому материалу, так и тематическое. Необходим и постоянный контроль по ликвидации пробелов знаний при проведении групповых и индивидуальных консультаций.

На сайте www.fipi.ru «Федерального института педагогических измерений», официального разработчика КИМов государственной (итоговой) аттестации обучающихся IX классов, необходимо ознакомиться с демонстрационным вариантом экзаменационной работы для проведения аттестации по математике в 2012 году. Авторы отмечают, что «включенные в него задания не отражают всех элементов содержания, которые будут проверяться с помощью вариантов КИМ в 2012 году. Полный перечень элементов содержания и умений, которые могут контролироваться на экзамене 2012 года, приведен в кодификаторе по математике, размещенном на сайте www.fipi.ru.

При повторении материала за курс основной школы необходимо уделять особое внимание отработке решения обязательных, стандартных заданий до приобретения устойчивого навыка их решения, а это значит  систематически обращаться к таким темам школьного курса математики как: проценты, дроби, графики линейных функций, решение систем линейных уравнений и неравенств, чтение графика квадратичной функции, решение простейших практических задач. 

При проведении тематических контрольных работ, промежуточных аттестаций обучающихся по математике необходимо использовать задания по форме и структуре приближенные к заданиям экзаменационных контрольно-измерительных материалов по математике для IX классов, что позволит психологически подготовить учащихся к сдаче государственной (итоговой) аттестации.

С первых уроков математики в IX классе я начинаю сопутствующее повторение, чтобы подготовиться уже к первой диагностической работе в октябре. Тщательный анализ ошибок, допущенных в этой работе, помогает  спланировать дальнейшее повторение. Каждому ученику я подбираю индивидуальные домашние задания, используя открытый банк задач, чтобы ликвидировать пробелы, каждое задание проверяю, затем подбираю новые задания. С февраля начинаю обобщающее повторение, сначала подробно изучаем с ребятами книгу Ященко И.В., Семенова А.В., Захарова П.И.« ГИА 2011. Математика. Подготовка к экзамену по математике». Отличное пособие по подготовке к ГИА, в книге представлен разбор огромного количества заданий с подробными разъяснениями.  После этой книги занимаемся по пособию  «Алгебра. Сборник заданий для подготовки к государственной итоговой аттестации в 9 классе» Кузнецова Л.В, Суворова С.Б. и др.

Работу учащихся необходимо постоянно контролировать, консультируя их по заданиям, в решении которых они испытывают трудности.

 Начиная с апреля, провожу много обучающих работ по индивидуальным вариантам, много внимания уделяю второй части работы.  В процессе выполнения обучающих работ необходимо отработать процедурные моменты экзамена в новой форме: организация работы в присутствии учителя, не работающего в классе, распределение времени при решении заданий, исправление ответов на задания в бланках. Знакомство с инструкцией по выполнению экзаменационной работы по алгебре должно произойти не в день написания работы, а гораздо раньше. Необходимо неоднократно напоминать ученикам, что на экзамене следует

  1. выполнять задания первой части работы сначала в тестах или на черновиках, а потом обязательно перенести все ответы в бланк, при этом ответы в бланке можно исправить;
  2. при выполнении заданий второй части работы сначала записать решения на черновике, а затем аккуратно перенести их в бланк №2, при этом все графики на бланке надо чертить ручкой, а если недостаточно бланка №2, то организатор выдаст дополнительный бланк №2.

Необходимо добиться того, чтобы каждый ученик к окончанию IX класса представлял полностью материал, предлагаемый на экзамене, и был готов психологически к такому достаточно серьезному испытанию, как экзамен.

Такая система подготовки позволяет учащимся успешно сдать экзамен, показать высокие результаты. Так в 2011 году мои ученики сдали ГИА, показав 100% качество знаний.

Подготовка учащихся к единому государственному экзамену за курс средней школы

Я считаю, что подготовка к ЕГЭ должна начинаться с первых уроков алгебры и начал анализа в 10 классе. Устная работа, тематические самостоятельные работы в тестовой форме с кратким ответом должны присутствовать почти на всех уроках. Я подобрала материал для проведения тематических самостоятельных работ по всем темам курса (уровень В) (6 – 10 вариантов). Для создания этих тестов использовала открытый банк задач. Со многими техническими и методическими секретами подготовки учащихся к сдаче экзамена в форме ЕГЭ я познакомилась на курсах повышения квалификации МИОО «Методика подготовки учащихся к сдаче экзамена в форме ЕГЭ».

Учащиеся более-менее уверенно справляются с заданиями, которые начинаются словами «Решите уравнение…», «Вычислите…», «Найдите производную…» и т. п., т. е. с теми заданиями, в формулировке которых непосредственно присутствует ссылка на алгоритм его выполнения. В то же время учащиеся с трудом справляются с заданиями, в которых необходимо применить хорошо известный алгоритм в несколько изменившейся ситуации. Самые низкие результаты учащиеся показали при решении задач, которые труднее всего поддаются алгоритмизации: задачи по геометрии, задачи прикладного содержания (где требуется применить умение читать графики, решать сюжетные задачи), задачи, для решения которых требуется применить элементарные навыки исследовательской работы. Поэтому при подготовке учащихся к итоговой аттестации следует сосредоточить внимание на обсуждении подходов к решению тех или иных типов задач, выбору способов их решения и сопоставлению этих способов, проверке получаемых результатов на правдоподобие; следует сосредоточить внимание на формировании умения применять полученные знания в практической деятельности, умения анализировать, сопоставлять, делать выводы, подчас в нестандартной ситуации.

Для успешной подготовки к итоговой аттестации в старших классах требуется:

  1. целенаправленное повторение разделов курса алгебры 7–9-х классов и математики 5–6-х классов и систематический мониторинг продвижения отдельных учащихся по ликвидации пробелов за основную школу. Для обеспечения прочного овладения всеми выпускниками основными элементами содержания, изучаемыми в старшей школе не только на базовом, но и на повышенном уровне, необходимо проводить систематическое повторение пройденного;
  2. отработка умений учащихся по применению полученных знаний должна осуществляться в том числе при решении прикладных математических задач;
  3. обучение учащихся математическому моделированию, применению математических знаний, анализу информации, поступающей в разных формах;
  4. использование различных форм заданий, для обеспечения разнообразия формулировок и приучения учащихся к пониманию сути задания, которая может выражаться по-разному;
  5. обучение учащихся элементам самоконтроля и оценке полученных при решении результатов;
  6. совершенствование методического инструментария: использование задач не только как средства отработки технических приемов и алгоритмов, но и как средства формирования и развития интеллектуальных навыков учащихся;
  7. активно использовать открытый банк заданий ЕГЭ по математике;
  8. осуществление тщательного анализа методических материалов, разработанных МИОО по итогам проведенного ЕГЭ.

Основой успешной сдачи ЕГЭ, безусловно, является и правильно организованное обобщающее итоговое повторение. Системный подход к повторению изученного материала – вот одна из главных задач при подготовке к экзаменам. Я начинаю обобщающее повторение с тщательной проработки с учащимися книги Ященко И. В. и др. Подготовка к ЕГЭ по математике в 2011 году. Методические указания.  Эта книга включает в себя детально описанные сведения для сдачи экзамена. После задач даются комментарии. Будут полезны также практические тренировки, различные диагностические работы в формате ЕГЭ. Учебник содержит в себе все данные, которые помогут приобрести и откорректировать навыки проблемных зон в знаниях выпускников школы, а также их дальнейшее устранение. Книга содержит сведения, которые помогут организовать тренировку с тестовой версией экзамена, а также проверить эффективность изучения материала. После проработки материалов этой книги начинается индивидуальная каждодневная работа с тестами. Каждому ученику для домашней работы разрабатывается индивидуальный вариант теста, ни один вариант не повторяется, домашние задания проверяются ежедневно. На уроках отрабатываются типовые ошибки, встречающиеся в работах, разбираются задания части С. Один раз в неделю проводятся тренировочные тесты. При этом

  1. все тренировочные тесты проводятся в режиме жесткого ограничением времени;
  2. в каждом тесте соблюдается принцип максимальной нагрузки, как по содержанию, так и по времени для всех школьников в равной мере.

Цель этих работ – научить  ребят  максимально использовать наличный запас знаний, применяя различные «хитрости» и «правдоподобные рассуждения»,  для получения ответа наиболее простым и быстрым способом.

Тщательный анализ ошибок, допущенных в диагностических работах, отработка этих ошибок, полная проработка теоретического и практического материала учебника, каждодневная работа с тестами разного уровня сложности дали свои результаты. Мои ученики сдали ЕГЭ без «2», по результатам ЕГЭ поступили на бюджетные отделения МГТУ им. Баумана, МАИ, МЭИ, МГУГиК, РГСУ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка учащихся к итоговой аттестации

Данный материал подобран с целью подготовки учащихся 7-8 классов к итоговой аттестации....

Система подготовки учащихся к итоговой аттестации

Презентация к выступлению по теме...

Выступление на районном методическом объединении «Подготовка учащихся к итоговой аттестации за курс основной и полной школы: уровень, качество образовательной подготовки выпускников, сравнительный анализ результатов ЕГЭ и ОГЭ, диагностика затруднений»

Выступление на районном методическом объединении «Подготовка учащихся к итоговой аттестации за курс основной и полной школы: уровень, качество образовательной подготовки выпускников, сравнительный ана...

Подготовка и проведение лабораторных работ по физике в соответствии с требованиями  к подготовке учащихся к итоговой аттестации и планируемыми результатами в рамках ФГОС

Набор универсальных инсрукций к лабораторным работам по физике в рамках внедрения ФГОС. Пример 2 конкретных работ....

Подготовка и проведение лабораторных работ по физике в соответствии с требованиями  к подготовке учащихся к итоговой аттестации и планируемыми результатами в рамках ФГОС

Набор универсальных инсрукций к лабораторным работам по физике в рамках внедрения ФГОС. Пример 2 конкретных работ....

Сценарий родительского собрания по теме «Психологическая подготовка учащихся к итоговой аттестации в 11 классе. Роль родителей в подготовке выпускников к ЕГЭ».

Сценарий родительского собрания по теме «Психологическая подготовка учащихся к итоговой аттестации в 11 классе. Роль родителей в подготовке выпускников к ЕГЭ»....