Эссе "Формирование УУД"
методическая разработка по алгебре по теме
В эссе расказывается о формировании универсальных учебных действий по математике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uud_-esse_formirov.doc | 35.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Важнейшей задачей современной системы образования является не передача знаний, умений и навыков от ученика к учителю, а формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться, т.е.развивать способности ученика самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса. «Что значит уметь учиться?» - это значит знать, хотеть и уметь выполнять все шаги учебной деятельности и их рефлексию. Чем раньше ребенок будет погружен в такой способ организации своей деятельности, тем легче ему будет адаптироваться к нему, тем скорее и успешнее он научится учиться.
Универсальные учебные действия, сформированы в четыре основных блока: 1) личностные; 2) регулятивные; 3) познавательные;4 ) коммуникативные.
Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями, сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира.
Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения
Познавательные действия включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания.
Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.
Учебный предмет «Математика» имеет большие потенциальные возможности для формирования всех видов УУД: личностных, познавательных, коммуникативных и регулятивных.
На уроках математики универсальным учебным действием может служить познавательное действие (объединяющее логическое и знаково-символическое действия), определяющее умение ученика выделять тип задачи и способ ее решения. С этой целью ученикам предлагается ряд заданий, в которых необходимо найти схему, отображающую логические отношения между известными данными и искомым. В этом случае ученики решают собственно учебную задачу, задачу на установление логической модели, устанавливающей соотношение данных и неизвестного. А это является важным шагом учеников к успешному усвоению общего способа решения задач.
Коммуникативные действия, которые обеспечивают возможности сотрудничества учеников: умение слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга и уметь договариваться (работа в парах, группах).
Формирование регулятивных действий - действий контроля: приемы самопроверки и взаимопроверки заданий. Учащимся предлагаются тексты для проверки, содержащие различные виды ошибок (графические, вычислительные и т.д.). И для решения этой задачи можно совместно с детьми составить правила проверки текста, определяющие алгоритм действий. В процессе работы ребёнок учится самостоятельно определять цель своей деятельности, планировать её, самостоятельно двигаться по заданному плану, оценивать и корректировать полученный результат.
Личностные действия: самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества).
В самостоятельно созданных ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Универсальные учебные действия, их свойства и качества:
- обеспечивают учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты;
- создают условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность;
- обеспечивают успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.
ГОУ ДПО МО
Педагогическая академия последипломного образования
кафедра естественно-математических дисциплин
ЭССЕ
по теме «Формирование универсальных учебных действий»
учителя МОУ Измайловской средней общеобразовательной СОШ Ленинского района Московской области
Рыбалко Е.Н.
________________________
Руководитель курса доктор педагогических наук, профессор кафедры математических дисциплин
Л.И. Боженкова)
Москва 2012