В помошь при подготовке к ЕГЭ
план-конспект урока по алгебре (11 класс) на тему
Методика решения задач на работу , смеси и сплавы, при подготвоке к ЭГЕ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekstovye_zadachi_na_rabotu__smesi_i_splavy.doc | 83.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Задачи «на работу»
Задачи «на работу» делятся на два вида: на производительность труда и на производительность различных механизмов (труб, насосов и т. д.). Такие задачи часто вычисляются по формуле:
А=P×t
где P – производительность труда, т. е. часть работы, выполняемая в единицу времени;
t – время, необходимое для выполнения всей работы.
Пусть P×t=1 – взаимообратные величины, т. е. вся работа А=1, следовательно:
Решим задачу на производительность труда.
Задача 1.
Три каменщика разной квалификации выложили кирпичную стену, причём первый каменщик работал 6 часов, второй – 4 часа, а третий – 7 часов. Если бы первый каменщик работал 4 часа, второй – 2 часа и третий – 5 часов, то было бы выполнено 2/3 всей работы. За сколько часов каменщики закончили бы кладку, если бы они работали вместе одно и то же время?
Решение.
Решим эту задачу путём составления системы уравнений.
Пусть х – скорость выполнения работы первого каменщика, y – второго, z – третьего. Всю работу примем за 1. Составим систему уравнений по условию задачи (рис. 2а)
Надо найти , то есть
Умножим (2) на -2 и сложим почленно с (1). Получим (рис. 2а):
Затем умножим (2) на -1,5 и сложим почленно с (1). Получим (рис. 2б):
y=0,5z
Следовательно, подставим в искомое выражение полученные значения для x, y, z (рис. 2в). В итоге получим 6.
Ответ: каменщики выполнят эту работу за 6 часов.
Мы решили эту задачу путём составления систем уравнений и решая их методом Гаусса.
Задачи «на работу сложны тем», что в них абстрактное понятие «работа» приобретает различное конкретное содержание. В первой задаче работа выражалась в виде производительности труда каменщиков. В следующей задаче мы рассмотрим случай, в котором идёт речь о работе по наполнению бассейна.
Задача 2.
При одновременной работе двух насосов разной мощности бассейн наполняется водой за 8 часов. После ремонта насосов производительность первого из них увеличилась в 1,2 раза., а второго – в 1,6 раза, и при одновременной работе насосов бассейн стал наполняться за 6 часов. За какое время наполнится бассейн при работе только первого насоса после ремонта?
Решение.
Пусть объём бассейна равен 1, тогда время его заполнения до ремонта первым насосом – x, а вторым – y часов. Следовательно, - производительность первого насоса до ремонта, а - производительность второго насоса до ремонта. Зная, что бассейн до ремонта насосов заполняется за 8 часов, то составим первое уравнение (рис.3а).
- производительность первого насоса до ремонта, а - производительность второго насоса после ремонта. Зная, что бассейн после ремонта насосов заполняется за 6 часов, то составим второе уравнении (рис. 3б).
Решив оба уравнения можно составить систему:
Умножим (1) на 0,9 и вычтем из него (2) (рис. 3в).
В итоге получим y=24, x=12.
Из найденных значений для x и y вычислим производительность первого насоса после ремонта:
По формуле найдём время наполнения бассейна при работе только первого насоса после ремонта: ч.
Ответ: 10 ч.
Вывод: в результате решения задач двух разных видов мы выяснили, что все задачи на работу решаются по одной общей формуле (А=P×t) и в большинстве случаев решаются путём составления систем уравнений.
Задачи «на проценты»
Задачи «на проценты» - в большинстве случаев являются экономическими задачами, в которых идёт речь о вкладах в банк с тем или иным процентом. При их решении надо помнить, что процент есть сотая доля числа.
Задача 1.
Известно, что вклад, находящийся в банке, с начала года возрастает к концу года на определённый процент (свой для каждого банка). В начале года 5/6 некоторого количества денег положили в первый банк. К концу года сумма этих вкладов стала равной 670 у.е., а к концу второго года – 749 у.е. Было подсчитано, что если бы первоначально исходного количества денег положили во второй банк, то по истечении одного года сумма вкладов в эти банки стала бы равной 710 у.е. В предложении, что исходное количество денег первоначально целиком положено в первый банк, определить величину вклада по истечении двух лет.
Решение.
Обозначим через x первоначальную сумму денег. Тогда через а обозначим процент, на который возрастает сумма за год в первом банке, а через b – во втором банке. К концу первого года сумму вклада в I банке стала равной , во II банке , а к концу второго года и . По условию задачи сумма вкладов в конце первого года составляет 670 у.е., а к концу второго года – 749 у.е., поэтому можно составить два уравнения:
Если во второй банк положить у.е., а в первый – у.е, то сумма вкладов к концу года составила бы:
,
что равнялось бы 710 у.е. Поэтому получим третье уравнение:
Для нахождения известного х составим систему уравнений из (1) и (3) и решим её (4а).
Подставляя вместо и вместо в уравнение (2), приходим к уравнению (рис. 4б), имеющему один корень: x=660, но тогда:
Если исходное количество денег положить на два года, то к концу второго года величина вклада составит 726 у.е.
Ответ 726 у.е.
Задача 2.
Рабочий положил на хранение в сберегательный банк 5000 руб. По истечении одного года к его вкладу были причислены процентные деньги, и в то же время он увеличил свой вклад ещё на 5000 руб., а по истечении ещё одного года попросил выдать ему накопленные процентные деньги. Сколько процентов в год начисляет сбербанк, если рабочий получил 1232 руб. процентных денег, оставив вклад в 10 000 руб. на новый срок?
Решение.
Пусть x% в год начисляет сбербанк, а y% - процент за 2 года. x+x+y - весь начисленный процент. По условию задачи 2x+y=1232 (руб.)
За I и II начисленный процент равен 5000×0,01x=50x, а процент за оба года равен 0,01x×(5000+50x).
Составим уравнение:
50x+50x+0,01x×(5000+50x)=1232
Решив это уравнение (рис. 5а), найдём два значения для х: х1=-308 – не удовлетворяет условию задачи, х2=8. Значит, сбербанк начисляет в год 8%.
Ответ: 8%
Таким образом, учитывая то, что процент – это сотая доля числа, задачи «на проценты» можно разделить на три типа (см.рис. 5б).
Задачи «на смеси и сплавы»
Сначала рассмотрим задачи «на смеси».
Задачи «на смеси»
Довольно часто приходится смешивать различные жидкости, порошки, разбавлять что-либо водой или наблюдать испарение воды. В задачах такого типа эти операции приходится проводить мысленно и выполнять расчёты.
Задача 1.
Из сосуда ёмкостью 54 литра, наполненного кислотой, вылили несколько литров и доли сосуд водой. Потом опять вылили столько же литров смеси. Тогда в оставшейся в сосуде смеси оказалось 24 литра чистой кислоты. Сколько кислоты вылили в первый раз?
Решение.
Пусть x литров кислоты вылили в первый раз. Тогда в сосуде осталось (54-x) литров. Долив сосуд водой, получим 54 литра смеси, в которой растворилось (54-х) литров кислоты. Значит в одном литре смеси содержится литров кислоты. Всего за два раза вылили 54-24=30 литров кислоты. В результате получили уравнение (рис. 5в.):
Решив это уравнение, найдём два корня: х=90 и х=18. Ясно, что значение 90 не удовлетворяет условию задачи.
Ответ: в первый раз было вылито 18 литров воды.
При решении задач на смеси считается, что рассматриваемые смеси однородны: не делается различия между литром как единицей массы и как единицей ёмкости. Концентрацией вещества называется отношение массы этого вещества к массе всей смеси (раствора, сплава). Концентрация вещества, выраженная в процентах, называется процентным отношением вещества в смеси (растворе, сплаве).
Задача 2.
В каких пропорциях нужно смешать раствор 50%-й и 70%-й кислоты, чтобы получить раствор 65%-1 кислоты?
Решение.
Пусть х г – масса 50%-й кислоты, y г – масса 70%-й кислоты, 0,5х г – масса чистой кислоты в первом растворе, (x+y)г – масса смеси, 0,65(x+y)г - масса чистой кислоты в смеси. Составим уравнение (рис. 6а):
0,5x+0,7y=0,65(x+y)
Получаем соотношение 1:3.
Ответ: 1:3.
Существует и другой способ решения этой задачи. Он называется арифметическим (или старинным) способом.
2 способ
Нарисуем схему (рис. 6б), по которой видно, что для получения 65%-й кислоты нужно взять 50%-й и 70%-й кислоты в отношении 5:15=1:3.
Обоснуем старинный способ решения задач «на смеси».
Пусть требуется смешать растворы а%-й и b%-й кислот, чтобы получить
с%-й раствор.
Пусть х г – масса а%-го раствора, y г – масса b%-го раствора, г – масса чистой кислоты в первом растворе, а г – масса чистой кислоты во втором растворе, г – масса чистой кислоты в смеси.
,
при упрощении которого станет ясно, что x:y=(b-c):(c-a). Такой же вывод даёт схема (рис. 7б).
Но всё-таки при решении таких задач следует учитывать, что никаких химических процессов, влияющих на количественные соотношения задачи, не происходит.
Задачи «на сплавы»
В задачах «на сплавы» как и в задачах «на смеси» идёт речь о соединении различных веществ, но отличие состоит в том, что эти вещества – металлы. Решим две такие задачи.
Задача 1.
Имеется два сплава, состоящие из цинка, меди и олова. Известно, что первый сплав содержит 40% олова, а второй – 26% меди. Процентное содержание цинка в первом и во втором сплавах одинаково. Сплавив 150 кг первого сплава и 250 кг второго, получили новый сплав, в котором оказалось 30% цинка. Определите, сколько килограммов олова содержится в получившемся новом сплаве.
Решение.
Пусть х кг – количество олова в новом сплаве. Так как новый сплав весит 400 кг и в нём находится 30 % цинка, то он содержит кг, а во втором сплаве (120-y) кг цинка. По условию задачи процентное содержание цинка в двух сплавах равно, следовательно можно составить уравнение (рис. 8):
Из этого уравнения находим, что у=45. Поскольку первый сплав содержит 40% олова, то в 150 кг первого сплава олова будет кг, а во втором сплаве олова будет (х-60) кг. Поскольку второй сплав содержит 26% меди, то во втором сплаве меди будет кг. Во втором сплаве олова содержится (х-60) кг, цинка 120-45=75 (кг), меди 65 кг и, так как весь сплав весит 250 кг, то имеем:
х-60+75+65=250, откуда х=170 кг
Ответ: 170 кг.
Задача 2.
В 500 кг руды содержится некоторое количество железа. После удаления из руды 200 кг примесей, содержащих в среднем 12,5 % железа, содержание железа в оставшейся руде повысилось на 20 %. Определите, какое количество железа осталось ещё в руде?
Решение.
Сначала составим таблицу (рис.9), в которой напишем массу руды, массу железа, концентрацию (долю железа в рудеапишем массу руды, массу железа, концентрацию () руде?
нем 12,5 % железа, содержание железа в оставшейся руде повысилось на 20) до и после удаления примесей.
Пусть х кг – масса железа в руде. Так как масса всей руды равна 500 кг, то концентрация железа в ней равна .
Так как масса железа в 200 кг примесей равна 0,125×200=25 (кг), то его масса в руде после удаления примесей равна (х-25) кг. Из того, что масса оставшейся руды равна 500-200=300 кг следует, что концентрация железа в ней равна .
По условию, содержание железа в оставшейся руде повысилось на 20%=1/5. Составим уравнение (рис. 10), по которому найдём, что х=212,5 кг – масса железа в руде.
Найдём остаток железа в руде после удаления примесей:
212,5-25=187,5 (кг)
Ответ: 187,5 кг.
Мы решили вторую задачу путём составления таблицы, помогающей зрительно воспринимать задачу.
Вывод: задачи «на смеси и сплавы» решаются множеством способов, но в них всегда присутствует концентрация (доля содержания одного вещества в другом), и они всегда решаются путём составления уравнений.
Заключение
В результате изученной темы было выяснено, что существует множество различных задач. Естественно, все их виды рассмотреть невозможно. Также мы научились правильно анализировать задачи и решать их разными методами (путём составления уравнений и систем уравнений, путём составления таблиц и т. д.) и разными способами: алгебраическим и арифметическим (старинным). Арифметические способы решения текстовых задач имеют больший развивающий потенциал, чем универсальный алгебраический способ решения. В наше время предпочтение отдаётся алгебраическому способу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
тестовые задания « Подготовка металлических поверхностей под простую и улучшенную окраску», «Подготовка деревянных поверхностей под штукатурку».
Тестовые задания,которые проводятся в конце четверти....
Экстренная помошь в конфликтных ситуациях на уровне "ученик - ученик" в начальной школе.
Нередко и педагоги, и родители замечают, что дети младшего школьного и младшего подросткового возраста часто не умеют справляться со своими эмоциями, что...
"Уравнения. Решение задач с помошью уравнений". 5 класс
Презентация к уроку по теме: "Уравнения". 5 класс...
Физическая подготовка, Тактическая подготовка,Тактика защиты, Техническая подготовка
Строевые упражнения. Понятие о строе и командах. Шеренга, колонна, дистанция и интервал. Расчет по порядку. Расчет на «первый—второй». Перестроение из одной шеренги в две. Размыкание и смыкание ...
Контрольно-переводные нормативы по общей физической и специальной физической подготовки для перевода с дополнительной образовательной программы физкультурно-спортивной направленности шахматы на подготовку на этапе начальной подготовки (второй год обучени
Контрольно-переводные нормативыпо общей физической и специальной физической подготовки для перевода с дополнительной образовательной программы физкультурно-спортивной направленности шахматы на п...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Основы огневой подготовки» (методические рекомендации для старших воспитателей и воспитателей учебных курсов по подготовки к проведению занятий по дисциплине «Основы огневой подготовки» в системе дополнительного образования)
1.Пояснительная записка. Методическая разработка представляет опыт педагогической деятельности, который может быть использован воспитателями, преподавателями в практической работе образовательног...
Методическая помошь родителям и детям о здоровый образ жизни
Презентация о здоровом образе жизни...