Иррациональные неравенства.
статья (алгебра, 11 класс) на тему
При решении иррациональных неравенств, как и при решении иррациональных уравнений основная цель состоит в том, чтобы освободится от знака корня и свести иррациональное неравенство к рациональному. Обычно при решении иррациональных неравенств составляют систему рациональных неравенств, либо совокупность рациональных неравенств. Но иррациональные неравенства можно решать с помощью введения вспомогательной функции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 35.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Иррациональные неравенства.
При решении иррациональных неравенств, так же как и при решении иррациональных уравнений, основная цель состоит в том, чтобы освободиться от знака корня и свести иррациональное неравенство к рациональному.
Простейшее иррациональное неравенство имеет вид (вместо знака
могут быть знаки
.
Обычно при решении данных иррациональных неравенств составляют систему рациональных неравенств, либо совокупность систем рациональных неравенств.
Но иррациональные неравенства могут решаться следующим образом.
- Рассмотрим вспомогательную функцию F(
)=
.
- Находим её область определения.
- Находим нули этой функции
1,
2, …
n, т. е. решаем уравнение F(
)=0, делаем проверку корней (если проверка корней вызывает затруднение, то воспользуемся тем, что уравнение F(
)=0 равносильно системе
- Изображаем на числовой прямой область определения функции F(
) и отмечаем на ней нули этой функции.
- Находим знаки функции F(
) на каждом из полученных интервалов.
- Записываем ответ, учитывая знак исходного неравенства.
Пример 1.
Решить неравенство 2
.
Решение.
- Рассмотрим вспомогательную функцию F(
)=
2 +
.
- Она определена на промежутке [
18; +
.
- Найдем нули этой функции, т. е. решим уравнение
2 +
2
. Возведем обе части уравнения в квадрат. Получим уравнение:
2.
Приведя уравнение к стандартному виду, получим: 2
5
Корни этого уравнения: 1=7,
2=
2.
Проверка: а) если 1=7, то
= 5, 2
7=
5. 5
5.
Значит 1 не является корнем уравнения.
б) если 2=
2, то
= 4 и
2)=4.
Значит 2
корень уравнения.
- функция не определена
+
18
2
F()=
2+0 =
2
F()=
2
=
2
0.
- Неравенство
2
выполняется, если F(
)
0, т.е.
∈ [
18;
2
Ответ: [
18;
2
.
Пример 2.
Решить неравенство .
Решение.
- Рассмотрим функцию F(
)=
.
- Найдем область определения функции:
числа 1 и 2.
+ +
1 2
Функция определена на (]
[2; +
.
- Найдем нули функции.
=0.
Это уравнение равносильно системе
Решив систему, получим =
.
- +
функция не определена
1 2
F(
)=
F()=
F()
- Учитывая, что F(
)
запишем ответ.
Ответ: (;
].
Пример 3.
Решить неравенство 1
Решение.
- Рассмотрим функцию F(
)=
- Функция имеет смысл, если
, т.е. она определена на (
[0;+
- Найдем нули функции, т.е. решим уравнение
Это иррациональное уравнение равносильно системе
Решив систему, получим .
0
Вычислив приближенно
0,2, определим знаки функции F(
)
на данных промежутках F()
F(0,1)
F(
2)
- Учитывая, что F(
)
Ответ: ( ; +
Пример 4.
Решить неравенство
.
Решение.
- Рассмотрим функцию F(
)=
.
- Найдем область определения функции, решив систему
Получаем, что Д(F)= [1; +
- Найдем нули функции, решив иррациональное
=0.
=
.
Возведем обе части уравнения в квадрат.
Получим: ∙
∙
+
2
.
Возведем обе части уравнения в квадрат.
Получим уравнение 5,25=0.
Корни этого уравнения: 1 =1,5,
2 =
.
Проверка показывает, что 1,5 корень данного уравнения.
+
1 1,5
F()
F(
)
.
- Учтем, что F(
)
Ответ: [1; 1,5).
Пример 5.
Решить неравенство
Решение.
- Рассмотрим вспомогательную функцию F(
)=
- Она определена на (
- Найдем нули функции, т.е. решим уравнение
=0.
=
.
Возведем обе части уравнения в квадрат.
Получим уравнение =(
2.
Приведя уравнение к стандартному виду, получим
1=
,
2=
.
Проверка показывает, что 2=
корень данного уравнения.
-
+
3
F()
F(
)
- Неравенство
выполняется, если F(
)
Ответ: [.
Упражнения.
Решить неравенство:
+ 6 . Ответ: (3; +
. Ответ: [
; 5)
+ 4
. Ответ: [
2;
)
(0; 2
. Ответ: [
; 1
. Ответ: (1;
)
+
. Ответ: [
. Ответ: [
)
(
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/11/02/picture-29139.jpg)
Методическая разработка урока алгебры в 11 классе "Решение иррациональных неравенств"
Тема "Иррациональные уравнения" изучается в провильном математическом классе. По этой теме можно подобрать множество интересных нестандартных задач. Упражнения к уроку подбирала из вариантов ЕГЭ, диаг...
![](/sites/default/files/pictures/2011/05/16/picture-11201.jpg)
Урок по теме " Иррациональные неравенства"
Конспект урока и презентация по теме "Иррациональные неравенства"...
Методическая разработка урока по математике в 10 классе по теме:"Решение иррациональных неравенств"
Урок-закрепление , углубление знаний учащихся по решению иррациональных неравенств....
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/27/picture-328328-1385526413.jpg)
Тема 7. НЕРАВЕНСТВА С МОДУЛЕМ. ИРРАЦИОНАЛЬНЫЕ НЕРАВЕНСТВА. Теория. Ключевые методы решения задач. Упражнения.
Уважаемые коллеги!Актуальной задачей на сегодняшний день является качественная подготовка учащихся к государственной итоговой аттестации (ГИА) и единому государственному экзамену (ЕГЭ) по математике, ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/27/picture-328328-1385526413.jpg)
Итоговый контроль по темам № 6,7: «Алгебраические неравенства. Квадратные неравенства. Рациональные неравенства высших степеней. Дробно-рациональные неравенства. Неравенства с модулем. Иррациональные неравенства»
Уважаемые коллеги!Актуальной задачей на сегодняшний день является качественная подготовка учащихся к государственной итоговой аттестации (ГИА) и единому государственному экзамену (ЕГЭ) по математике, ...