Программа "Я-Алькеевец!"
учебно-методический материал
Паспорт программы
Наименование программы | Программа воспитания школьников «Я – Алькеевец!» МБОУ Базарно-Матакской гимназии Алькеевского района Республики Татарстан |
Исполнители программы | Педагоги и учащиеся МБОУ Базарно-Матакской гимназии Алькеевского района Республики Татарстан |
Этапы реализации Программы
| I этап: проектный (январь-август 2015г.) Цель: подготовка условий создания системы гражданско-патриотического воспитания. Задачи: 1. Изучить нормативную базу, подзаконные акты. 2. Разработать, обсудить и утвердить программу по гражданско-патриотическому воспитанию.
II этап: практический (сентябрь, 2015-август, 2019г.) Цель: реализация программы по гражданско-патриотическому воспитанию «Я – Алькеевец!»» Задачи:
III этап: аналитический (первое полугодие 2020)
|
Актуальность | « Воспитание гражданина страны следует рассматривать как одно и из главных средств национального возрождения. Функционально-грамотный гражданин – это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать своё человеческое право. |
Цель программы | Развитие у молодежи гражданской, общероссийской и национальной идентичности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, готовность к активному проявлению в различных сферах жизни общества. Формирование духовно и физически здорового человека, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим родного села, республики и страны. |
Задачи программы | Развитие духовно-нравственной личности, разумно сочетающей личные интересы с общественными. Воспитание чувства долга, ответственности, готовности к защите Отечества, чувства любви и привязанности к семье, родному дому, своей Родине, традициям, обычаям своего народа. Формирование умений и потребности сохранять и приумножать богатства природы. Формирование необходимых материальных и правовых норм поведения в части государственных, трудовых, гражданских и семейных законов, осознание себя как части правового государства, способного к сотрудничеству с другими через изучение Конвенции о правах ребёнка. Воспитание гордости за героическое прошлое своей Родины и уважения к культуре своей страны. Воспитание гордости званием «Алькеевец», любви к своему селу, району, стране, уважения к его истории и жителям.
|
Сроки реализации программы | 2015 – 2020 гг. |
Ожидаемые результаты | Духовное и физическое совершенствование, осознание прав и обязанностей перед государством и обществом. Формирование стойкой патриотической позиции. Формирование целостной, научно-обоснованной картины мира, приобщение к общечеловеческим ценностям. Воспитание потребности в духовном обогащении. Общее развитие личности, усвоение норм человеческого общения, чувственное восприятие мира. Воспитание уважения к труду, человеку труда. Создание условий для уважительного отношения к правам ребенка. Консолидация усилий субъектов воспитательной системы для развития и становления личности и индивидуальной помощи ребенку. Формирование активной жизненной позиции молодежи, ориентирование ее на здоровый образ жизни. Повышение уровня социальной активности, гражданской ответственности, духовности подростков и молодёжи, повышение статуса участников мероприятий. Формирование положительного имиджа МБОУ Базарно-Матакской гимназии Алькеевского района Республики Татарстан через тиражирование инновационного опыта по гражданско-патриотическому воспитанию в районе. Наш выпускник – гражданин России, способный, эффективно адаптируясь, свободно самоопределяться и самореализовываться в культурном и социальном пространстве на основе сложившейся системы ценностных ориентаций и нравственных позиций, опирающихся как на национальные, так и общечеловеческие ценности.
|
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_ya_-alkeevets.doc | 249 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ Базарно-Матакская гимназия имени Наби Даули Алькеевского МР РТ
Утверждена
на заседании педсовета
протокол № от г.
Директор гимназии
___________Ф.Г.Яруллина
Программа
по гражданско - патриотическому воспитанию
на 2015-2020гг
«Я - Алькеевец!»
Паспорт программы
Наименование программы | Программа воспитания школьников «Я – Алькеевец!» МБОУ Базарно-Матакской гимназии Алькеевского района Республики Татарстан |
Исполнители программы | Педагоги и учащиеся МБОУ Базарно-Матакской гимназии Алькеевского района Республики Татарстан |
Этапы реализации Программы | I этап: проектный (январь-август 2015г.) Цель: подготовка условий создания системы гражданско-патриотического воспитания. Задачи: 1. Изучить нормативную базу, подзаконные акты. 2. Разработать, обсудить и утвердить программу по гражданско-патриотическому воспитанию.
II этап: практический (сентябрь, 2015-август, 2019г.) Цель: реализация программы по гражданско-патриотическому воспитанию «Я – Алькеевец!»» Задачи:
III этап: аналитический (первое полугодие 2020)
|
Актуальность | « Воспитание гражданина страны следует рассматривать как одно и из главных средств национального возрождения. Функционально-грамотный гражданин – это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать своё человеческое право. |
Цель программы | Развитие у молодежи гражданской, общероссийской и национальной идентичности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, готовность к активному проявлению в различных сферах жизни общества. Формирование духовно и физически здорового человека, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим родного села, республики и страны. |
Задачи программы | Развитие духовно-нравственной личности, разумно сочетающей личные интересы с общественными. Воспитание чувства долга, ответственности, готовности к защите Отечества, чувства любви и привязанности к семье, родному дому, своей Родине, традициям, обычаям своего народа. Формирование умений и потребности сохранять и приумножать богатства природы. Формирование необходимых материальных и правовых норм поведения в части государственных, трудовых, гражданских и семейных законов, осознание себя как части правового государства, способного к сотрудничеству с другими через изучение Конвенции о правах ребёнка. Воспитание гордости за героическое прошлое своей Родины и уважения к культуре своей страны. Воспитание гордости званием «Алькеевец», любви к своему селу, району, стране, уважения к его истории и жителям. |
Сроки реализации программы | 2015 – 2020 гг. |
Ожидаемые результаты | Духовное и физическое совершенствование, осознание прав и обязанностей перед государством и обществом. Формирование стойкой патриотической позиции. Формирование целостной, научно-обоснованной картины мира, приобщение к общечеловеческим ценностям. Воспитание потребности в духовном обогащении. Общее развитие личности, усвоение норм человеческого общения, чувственное восприятие мира. Воспитание уважения к труду, человеку труда. Создание условий для уважительного отношения к правам ребенка. Консолидация усилий субъектов воспитательной системы для развития и становления личности и индивидуальной помощи ребенку. Формирование активной жизненной позиции молодежи, ориентирование ее на здоровый образ жизни. Повышение уровня социальной активности, гражданской ответственности, духовности подростков и молодёжи, повышение статуса участников мероприятий. Формирование положительного имиджа МБОУ Базарно-Матакской гимназии Алькеевского района Республики Татарстан через тиражирование инновационного опыта по гражданско-патриотическому воспитанию в районе. Наш выпускник – гражданин России, способный, эффективно адаптируясь, свободно самоопределяться и самореализовываться в культурном и социальном пространстве на основе сложившейся системы ценностных ориентаций и нравственных позиций, опирающихся как на национальные, так и общечеловеческие ценности. |
Пояснительная записка
В настоящее время в российском обществе происходят события, связанные с изменениями всех сфер нашей жизни. Экономические преобразования, расслоение общества, коснувшееся каждой семьи, привели к смене мироощущений и ценностных ориентаций детей и подростков, усилилось их отчуждение от мира взрослых, негативное отношение к понятиям человеческого достоинства, гражданского долга, личной ответственности. Растущий дефицит гуманности, социальная напряженность, деформация семей отрицательно влияют на нравственное и физическое здоровье подрастающего поколения. Появился новый тип войн – террористические войны, от которых страдают, прежде всего, мирные граждане, как правило, не подготовленные к экстремальным ситуациям. Любая страна нуждается в наличии действенной системы патриотического воспитания. Его содержание должно соответствовать сложившейся в стране ситуации, а его системе надлежит быть гибкой и постоянно изменяющейся в свете современных требований. Исследования ученых убедительно доказали, что воспитание тесно связано с воспитанием патриотизма. В связи с этим разработана программа образования детей и подростков, цель которой – социальное становление, патриотическое воспитание, формирование активной гражданской позиции подростков в процессе интеллектуального, духовно-нравственного и физического развития, подготовка их к защите Отечества, обучение умению вести себя правильно в экстремальных ситуациях, уметь помочь себе и окружающим.
«Воспитание гражданина страны следует рассматривать как одно из главных средств национального возрождения. Функционально-грамотный гражданин – это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать своё человеческое право».
Разрабатывая эту программу, мы исходили из конкретных возможностей нашей гимназии. Проанализировали психологическую готовность к этой работе педагогов и учащихся, материальное и методическое обеспечение.
Понятие «гражданственность» предполагает освоение и реализацию ребёнком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству. Это вопросы не только философские, социальные, экономические, но и чисто педагогические. Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя. Гражданственность включает в себя взаимоотношения на уровне «гражданин — государство» и «человек — общество». Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нём человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения — это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга.
Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувств верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина;
В статье №2 Закона РФ “Об образовании” определены требования к воспитательной деятельности в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.
Среди важнейших названа задача патриотической направленности: “Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье”.
Сегодня патриотизм идентифицируется с такими личностными качествами, как любовь к большой и малой Родине, уважение семейных традиций, готовность выполнить конституционный долг перед Родиной.
На наш взгляд, именно эти качества личности утрачиваются в современном обществе, и понятие “патриотизм” становится каким-то безликим, далёким для понимания сегодняшними школьниками. А потому главная задача педагога – позаботиться о том, чтобы ребёнок не утратил чувство бескорыстной любви к матери, близким людям, любви к своему дому, заложенной в его душе с самого рождения.
Главное в программе — системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно оптимально использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно-исторический опыт путём вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.
Программу рекомендуется использовать в средней школе с 1-го по 11-й класс. Она включает в себя 5 направлений, связанных между собой логикой формирования гражданина России. Программа предоставляет воспитателю большую свободу творчества.
Нормативно-правовая база:
- Конвенция ООН о правах ребенка.
- Государственная программа “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2010–2015 годы”.
- Рекомендации “Об организации воспитательной деятельности по ознакомлению с историей и значением официальных государственных символов Российской Федерации и их популяризации” (письмо Минобразования России от 01.03.2003 г. № 30-51-131/ 16).
- Методические рекомендации Минобразования России о взаимодействии образовательного учреждения с семьей (приложение к письму Минобразования России от 3101.2001 г. № 90/30-16).
- -Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2020 г.
- -Стратегия развития воспитания в РТ на 2015-2020гг.
- Стратегия
- Муниципальная целевая программа «Патриотическое воспитание детей и молодежи Алькеевского муниципального района на 2016 - 2018 годы».
Принципы построения программы:
-принцип согласованности - все направления программы имеют существенные признаки совпадения. Программа является сквозной, отдельно взятые направления программы дополняют друг друга;
-принцип полноты - программа включает в себя существенные элементы функционирования гражданско-патриотической работы в гимназии;
-принцип целевого единства - все ведущие компоненты направлены на достижение цели и задач программы;
-возрастной принцип - в программе учитываются возрастные особенности учащихся с 1 по 11 классы;
-открытость для творческого использования всеми исполнителями программы.
Инновационность программы
Программа «Я-Алькеевец!» направлена на поиск, изучение, сохранение памяти о великих людях родного края, страны, героических подвигах ветеранов ВОВ; воинов-интернационалистов, тружеников тыла.
Это коммуникативная площадка, создающая в рамках гимназии единого культурного и образовательного, воспитательного пространства, особой атмосферы с использованием современных интерактивных методов и форм обучения и воспитания (индивидуальные и групповые проекты, исследовательская деятельность, виртуальные экскурсии, серии презентаций, фестивали фильмов, ролевые игры) и диагностических методик по оценке качества патриотического воспитания.
Создание новой среды во внеклассной работе, способной подвести ученика к самосовершенствованию;
Укрепление веры каждого ребенка в свои возможности и силы и его развитие.
Условия реализации Программы
Для успешной реализации программы по патриотическому воспитанию учащихся в гимназии созданы следующие условия:
1. В гимназии создана воспитательная система, основанная на взаимоуважении, взаимной ответственности всех участников образовательного процесса и конструктивном взаимодействии и сотрудничестве педагогического, ученического и родительского сообщества;
2. Функционирует система внеурочной деятельности учащихся и дополнительного образования;
3. Разработана система традиционных общешкольных мероприятий и творческих проектов;
4.Развивается музейная работа;
5. Активно развивается исследовательская, проектная, творческая деятельность учащихся;
6. Развивается школьное ученическое самоуправление;
7. Используются новые подходы к организации воспитательного процесса и внедряются современные педагогические технологии в процесс патриотического воспитания.
8.Развивается социальное партнерство, сотрудничество с общественными организациями, родительским сообществом, средствами массовой информации, учеными вузов.
Участники программы: учащиеся 1–11-х классов МБОУ Базарно-Матакской гимназии имени Наби Даули Алькеевского МР РТ
На I ступени педагогический коллектив начальной школы призван:
- заложить основные моральные ценности, нормы поведения;
- воспитывать чувство верности своему Отечеству через любовь к семье к своему родному дому;
- помочь школьникам приобрести опыт общения и сотрудничества;
- сформировать первые навыки творчества на основе положительной мотивации на учение;
На II ступени, представляющей собой продолжение формирования познавательных интересов учащихся и их самообразовательных навыков, педагогический коллектив основной школы стремится:
- продолжить формировать систему ценностей и установок поведения подростка;
- воспитывать чувство верности своему Отечеству через любовь к родному селу, людям, живущим в нем;
- заложить фундамент общей образовательной подготовки школьников, необходимой для продолжения образования на III ступени и выбора ими своего направления профессиональной подготовки с учетом собственных способностей и возможностей;
- создать условия для самовыражения учащихся в различных видах познавательно – творческой деятельности.
Мы считаем, что самое главное приобретение человека в период детства и ученичества – это вера в себя, вера в то, что он знает и умеет, чувство собственного достоинства. Эти качества необходимо формировать в процессе патриотического воспитания посредством различных средств и способов. Героическая борьба, подвиги лучших сынов Отечества должны стать основой практического патриотического воспитания. Рассказывая о героических личностях, мы стараемся подчеркивать их нравственные устои и мотивы их действий, так как это может затронуть душу ребенка.
Поэтому воспитание на III ступени обучения, ориентированное на продолжение развития самообразовательных навыков и особенно навыков самоорганизации и самовоспитания, предопределило необходимость решения педагогическим коллективом полной средней школы следующих задач:
- воспитывать чувство верности своему Отечеству через гражданскую позицию, социально-политическую ориентацию;
- продолжать начатое ранее гражданское, нравственное, духовное, физическое становление выпускников, полное раскрытие и развитие их способностей;
- сформировать психологическую и интеллектуальную готовность их к профессиональному и личностному самоопределению;
- обеспечить развитие теоретического мышления, высокий уровень общекультурного развития.
Ресурсно-кадровое обеспечение
ГРУППА | ФУНКЦИИ | СОСТАВ |
Административно- координационная | Осуществление общего контроля и руководства. Руководство деятельностью коллектива. Анализ ситуации и внесение корректив. | Директор гимназии Ф.Г.Яруллина Совет гимназии, Совет отцов |
Консультативная | Координация реализации программы. Проведение семинаров, консультаций. Подготовка и издание методических рекомендаций | Заместители директора заместитель директора по ВР Шагалиева А.Р. по УВР Идиятуллина Г.М., Сафина Л.Г., |
Творческая группа педагогов дополнительного образования | Непосредственное участие в реализации программы гражданско-патриотического воспитания. Совершенствование форм и методов работы по организации гражданско-патриотического воспитания в классных коллективах и в гимназии целом. Использование современных воспитательных технологий. Проведение тренингов, круглых столов, встреч. Диагностика. | Педагоги дополнительного образования, педагог - организатор Фахреева А.А. |
Партнеры | Организация профессиональной помощи педагогам. Материальная поддержка. Участие в мероприятиях гимназии, района. | Педагоги гимназии, заинтересованные лица, общественные организации |
Материально-техничекое обеспечение:
Использование компьютеров, мультимедиа, интерактивной доски, интернет-ресурсов.
Содержание программы
Воспитательная система переходит в новое качественное состояние, в сотворчество детей и взрослых, связанных едиными задачами, деятельностью, образом жизни, гуманными отношениями, реализуемыми через разнообразную практическую деятельность, в том числе и через коллективное творческое дело. В МБОУ Базарно-Матакской гимназии в основе процесса образования и воспитания лежит идея личностного подхода, принцип преемственности и непрерывности, толерантности, уважения к наследию и традициям прошлого. Во главу воспитательного процесса поставлено развитие личности как системы, основой которой является формирование гражданско-патриотического сознания, чувства верности к своему Отечеству, к своей малой Родине.
Основные направления реализации Программы
Направление: Историко–краеведческое.
Цель – : воспитание у учащихся любви к своему краю, в котором они живут, как к своей малой Родине, формирование на базе музея имени Наби Даули центра гражданско-патриотического воспитания, сбор материала о великом татарском поэте писателе Наби Даули – земляке Алькеевского района, о ветеранах ВОВ, вдовах, жизни тружениках села в годы войны, ветеранах- афганских и чеченских событий; показать значение и проявление отваги как личностного качества человека в разных жизненных ситуациях, при различных «пограничных условиях» на примере мужественных, талантливых людей из Алькеевского МР РТ
Предполагаемый результат деятельности:
высокий уровень самосознания, понимание учащимися ценности человеческой жизни, справедливости, бескорыстия, уважения человеческого достоинства, милосердия, доброжелательности, способности к сопереживанию.
Направление: героико – патриотическое.
Цель – приобщение к духовным ценностям народов РФ и РТ, пропаганда героических профессий, а также знаменательных героических и исторических дат истории России, воспитание чувства гордости к героическим деяниям предков и их традициям, создание условий для творческого развития учащихся.
Предполагаемый результат деятельности: убежденность обучающихся в том, что настоящий гражданин любит и гордится своей Родиной, изучает ее историко-культурное, духовное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества.
Направление: спортивно-патриотическое.
Цель - создание условий для сохранения физического, психологического и нравственного здоровья учащихся, воспитания негативного отношения к вредным привычкам, пропаганда здорового образа жизни.
Предполагаемый результат:
Воспитание ценностного отношения к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;
Представления о взаимной обусловленности физического, нравственного и социально-психологического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека;
первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;
первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.
Профилактика вредных привычек.
Направление: военно – патриотическое.
Цель - воспитание понимания Отечества как непреходящей ценности, воспитание готовности к защите своей Родины, изучение русской военной истории, воинских традиций.
Предполагаемый результат деятельности:
первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;
опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;
опыт социальной и межкультурной коммуникации;
Направление: социально-патриотическое.
Цель - приобщение детей к насущным проблемам гимназии, села, Алькеевского района, формирование активной жизненной позиции, проявление чувств благородства и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста.
Предполагаемый результат:
представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями,
нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
уважительное отношение к традиционным религиям;
неравнодушие к жизненным проблемам других людей,
способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом,
уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим;
знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним.
Формы работы:
-лекции
-экскурсии
-трудовые десанты
-встречи с ветеранами ВОВ, афганских и чеченских событий
-диспуты
-уроки мужества
-спортивные соревнования и праздники
-вахта Памяти у Вечного огня
-смотры патриотической песни, татарской народной песни
-поисковая работа
-викторины
- военно-спортивные игры;
- экскурсии в школьном музее ;
- конкурсы рисунков и сочинений;
- конкурс чтецов;
- акции;
- изучения военной истории;
- соревнований по военно-прикладным видам спорта
Мероприятия по реализации Программы
№п/п | Направления работы | Базовые мероприятия по реализации направлений |
1 | Историко-краеведческое | Обзорные экскурсии по республике, экскурсии в музеи района Туристические поездки Фестиваль татарской народной песни Турнир знатоков родного края: Малая Родина – Алькеевский район. Обогащение экспонатами музея имени Наби Даули Конкурс «Татар кызы» Научно-практическая конференция имени Наби Даули Сабантуй Сбор материалов о воинах-афганцах. Реализация проекта «Книга памяти. Время выбрало нас». Оформление тематических стендов, Выставки книг в школьной библиотеке; Конкурс рисунков «Война глазами детей», «Сильной половине человечества, посвящается»; Тематические фоторепортажи; Исследовательские работы; Проект «Виртуальный музей Наби Даули» |
2 | Героико-патриотическое | Создание тимуровских отрядов Реализация республиканского антинаркотического проекта «Самостоятельные дети». Работа отряда профилактики правонарушений «РИТМ» Работа Форпост Работа патриотического клуба «Гвардеец». Встреча с ветеранами и тружениками тыла «Как это было»; Уроки мужества; Акция «Белые журавли» Акция «Памяти ветеранов» Акция «Свеча памяти» Фестиваль патриотической песни. День неизвестного солдата. Соревнования «Татар егете» Смотр песни и строя . День России День принятия Декларации о государственном суверенитете России День Республики Традиция чествование флага России и флага Татарстана на торжественных школьных мероприятиях; Смотры художественной самодеятельности Альбом Памяти «Война в истории моей семьи»; Конкурс сочинений: «История моей семьи в истории моей страны», «Поклонимся великим тем годам» |
3 | Военно-патриотическое | Создание отряда ЮНАРМИИ, отряда Юных пожарных. Участие в Параде Победы 9 Мая; Вахта Памяти (9 Мая, в День Победы); Изучение военной истории Участие в Республиканских соревнованиях «Лицеист года» «Зарница» Месячник гражданско-патриотического воспитания и спортивно-оздоровительной работы Военно-спортивные эстафеты Военно-спортивные праздники День Защитника Отечества. Полевые сборы Встречи школьников с военнослужащими, ветеранами. |
4 | Спортивно-патриотическое | Участие в военно-патриотической игре «Зарница» для уч-ся 5-10 классов; Оформление стенда «Бессмертный полк» Участие в Республиканских соревнованиях «Вперед, юнармейцы!» Участие в Республиканских соревнованиях «Стартуем вместе!» Школьная баскетбольная лига «Кэс-баскет» Республиканские соревнования по волейболу Президентские созтязания школьников Районные соревнования по волейболу, баскетболу, каратэ, национальной борьбе Соревнований по военно-прикладным видам спорта Сдача нормативов ГТО
|
5 | Социально-патриотическое | Операция «Забота» - помощь по дому пожилым людям; Экологические рейды Акция «Памяти достойны» (уборка могил) Акция «Букет благодарности» (поздравление учителей, вышедших на заслуженный отдых, с Днем учителя, с Днем пожилых, 8 Марта, 9 Мая); Акция «Спешите делать добро» Родительские лектории, круглые столы Деятельность Совета отцов |
Перспективный комплексный план мероприятий
по патриотическому воспитанию
Сроки реализации | Мероприятия в классах | Общешкольные мероприятия | ||||||||||
1-4 классы | 5-8 классы | 9-11 классы | ||||||||||
1-ый год реализации программы | ||||||||||||
Сентябрь | Классные часы «Семейные реликвии ». | Классные часы «Россия – родина моя». | Акция «Экспонат в подарок школьному музею!» | |||||||||
Октябрь | Классные часы «Символика в истории России» | Музейные уроки «Памяти павших будьте достойны». | Конкурс проектов на создание школьного гимна и эмблемы. | |||||||||
Ноябрь | Выставка рисунков «Будущее нашей гимнгазии» | Фотоконкурс «Мой любимый уголок родного села». | Конкурс сочинений «Если бы я был депутатом!» | Музыкально-литературная композиция «Родом мы отсюда…» | ||||||||
Декабрь | -классные часы, посвященные Дню Героев Отечества, Дню Неизвестного солдата | -история празднования Дня Героев Отечества» - беседы в классах; -уроки по обществознанию «Гражданином быть обязан…» | Уроки по обществознанию «Конституция РФ – основа общественной системы». | Выставка стенгазет «Достойные сыны Отечества» | ||||||||
Январь | Составление своей родословной. | Конкурс детских рисунков «Подвигу народа жить в веках» | Викторина «Знаешь ли ты чины и звания родов войск» | |||||||||
Февраль | -уроки мужества на базе школьного музея Наби Даули ; - классные часы «Парень из нашей гимназии» о выпускниках» | -уроки мужества, -классные часы, посвященные Дню памяти погибших в Афганистане и других «горячих точках». | анкетирование юношей на предмет отношения к службе в армии; -«Живая память» -встреча с матерями выпускников гимназии, находящихся на службе | -конкурс чтецов «Этих дней не смолкнет слава»; - акция «Пожелания ветерану»: адресные поздравления ветеранов ВОВ. -Конкурс «Татар егете» | ||||||||
Март | Конкурс песни на героико-патриотическую тему «Я-гражданин» | «Философский стол» на тему: «Я бы в армию пошел…» | Конкурс «Татар кызы» | |||||||||
Апрель | Классные часы «Моя малая Родина» | Викторина «Знай и люби свой край!» | Фотостенд «Мой дед, бабушка (прадед, прабабушка) – участники ВОВ. | |||||||||
Май | Уроки мужества на базе школьного музея, музея имени Лисенкова | Конкурс стихов «Поэзия войны». | Беседы «Защита Отечества - долг каждого гражданина» | -акция «Твори добро»; Марш памяти, Вахта памяти. - Линейка Памяти защитников Родины; | ||||||||
2-ой год реализации программы | ||||||||||||
Сентябрь | Классные часы «Путешествие по карте России» | |||||||||||
Октябрь | Классные часы «Овеян славою флаг наш и герб». | Классные часы «Символика Российского государства». | «Дискуссионные качели» на тему: «Любовь и война». | Фестиваль татарской народной песни | ||||||||
Ноябрь | Спортивный праздник «Мы вместе». | Интеллектуальный аукцион – «Лучший знаток истории Алькеевского райогна». | ||||||||||
Декабрь | Классные часы «Отечества достойные сыны” | Познавательно-деловая игра “Что? Где? Когда?” | -дискуссия «Что есть долг»; -тест «Знаешь ли ты Конституцию?» | Конкурс плакатов Анкетирование юношей на предмет отношения к службе в армии. | ||||||||
Январь | Викторина «Лучший знаток истории ВОВ». | |||||||||||
Февраль | -заочная экскурсия по городам-героям; - классные часы на тему: «Песни военных лет». | - встречи с участниками локальных войн; | -классные часы «Русский народ – настоящий патриот»; | -Смотр песни и строя; -Встреча с воинами-афганцами. -фотовыставка о встречах с ветеранами ВОВ | ||||||||
Март | классные часы «Герб моей семьи» | Конкурс военно-патриотической песни «Песни великого подвига» | ||||||||||
Апрель | Практические занятия « Чем я могу быть полезен Родине?» | Фотостенд «Мой дед, бабушка (прадед, прабабушка) – участники ВОВ | ||||||||||
Май | Классные часы «Подвиг во имя Отечества». | Классные часы «Войны священные страницы навеки в памяти людской». | Устный журнал «Рода войск в современной армии». | «Героические периоды истории моей страны». Вахта памяти | ||||||||
3-ий год реализации программы | ||||||||||||
Сентябрь | Внеклассное мероприятие «Россия – все, чем я живу» (о символике Российского государства, Республики Татарстан, Алҗкеевского района) | Классные часы “Вот она, какая моя Родина большая” | Классные часы по теме «100 лет со дня образования ТАССР» | |||||||||
Октябрь | Дискуссия по проблемам фашизма и антисемитизма. | Фестиваль татарской народной песни День пожилых | ||||||||||
Ноябрь | Праздник «Родина – моя Россия». | Флэш-моб « Я Люблю Татарстан! | ||||||||||
Декабрь | Внеклассное мероприятие «России верные сыны». | Викторина «Героические страницы нашей истории». | Военно-спортивная игра «Зарница». Интеллектуально-спортивное мероприятие «Российский солдат умом и силой богат». | |||||||||
Февраль | КВН для мальчиков «Защитники Родины». | Большая военно-патриотическая викторина «Славному сыну Отечества посвящается». | Поэтический вечер «О людях, что ушли, не долюбив, не докурив последней папиросы…» | Сочинения на тему «Мои родственники – участники ВОВ». | ||||||||
Март | Вечер инсценированной песни «Тебе, о Родина, сложил я песню эту!» | День Музея. Посещение музея имени Лисенкова | ||||||||||
Апрель | Проведение внеклассного мероприятия "Татарстан - наш общий дом" | |||||||||||
Май | Классные часы «Подвигу народа жить в веках». | Литературно-музыкальная композиция «Дети войны». | Праздник « Фронтовики, наденьте ордена!» | |||||||||
4-ий год реализации программы | ||||||||||||
Сентябрь | Классные часы «Семейные реликвии ». | Классные часы «Россия – родина моя». | Акция «Экспонат в подарок школьному музею!» | |||||||||
Октябрь | Классные часы «Символика в истории России» | Музейные уроки «Памяти павших будьте достойны». | Конкурс проектов на создание школьного флага, гимна и эмблемы. Фестиваль татарской народной песни | |||||||||
Ноябрь | День народного единства. Классные часы | Фотоконкурс «Мой любимый уголок родного села». | Конкурс сочинений «Если бы я был депутатом!» | |||||||||
Декабрь | -классные часы, посвященные Дню Героев Отечества, Дню Неизвестного солдата | -история празднования Дня Героев Отечества» - беседы в классах; -уроки по обществознанию «Гражданином быть обязан…» | Уроки по обществознанию «Конституция РФ – основа общественной системы». | Урок мужества.Встреча с воинами-интернационалистами | ||||||||
Январь | Составление своей родословной. | Конкурс детских рисунков «Подвигу народа жить в веках» | Викторина «Знаешь ли ты чины и звания родов войск» | |||||||||
Февраль | -уроки мужества на базе школьного музея; | -уроки мужества, -классные часы, посвященные Дню памяти погибших в Афганистане и других «горячих точках». | анкетирование юношей на предмет отношения к службе в армии; -«Живая память» -встреча с матерями выпускников школы, находящихся на службе | -конкурс чтецов «Этих дней не смолкнет слава»; - акция «Пожелания ветерану»: адресные поздравления ветеранов ВОВ. -Смотр песни и строя -Конкурс «Татар егете» | ||||||||
Март | Конкурс песни на героико-патриотическую тему «Кто сказал, что надо бросить песню на войне» Классные часы «Герб моей семьи» | «Философский стол» на тему: «Я бы в армию пошел…» Классные часы «Герб моей семьи» | Конкурс «Татар кызы» | |||||||||
Апрель | Классные часы «Моя малая Родина» | Викторина «Знай и люби свой край!» Практические занятия « Чем я могу быть полезен Родине?» | Фотостенд «Мой дед, бабушка (прадед, прабабушка) – участники ВОВ. | |||||||||
Май | Уроки мужества на базе школьного музея «Подвиг во имя Отечества». | Конкурс стихов «Поэзия войны». Классные часы «Войны священные страницы навеки в памяти людской». | Беседы «Защита Отечества - долг каждого гражданина». Устный журнал «Рода войск в современной армии». | -Вахта памяти | ||||||||
5-ый год реализации программы | ||||||||||||
Сентябрь | Внеклассное мероприятие «Россия – все, чем я живу» (о символике Российского государства, Республики Татарстан, Алькеевского района)- Классные часы «Путешествие по карте России» | «Дискуссионные качели» на тему: «Любовь и война». Викторина «Лучший знаток истории ВОВ». | ||||||||||
Октябрь | Классные часы «Овеян славою флаг наш и герб». | Классные часы «Символика Российского государства». | Дискуссия по проблемам фашизма и антисемитизма. | -заочная экскурсия по городам-героям; - классные часы на тему: «Песни военных лет». | ||||||||
Ноябрь | Спортивный праздник «Я выбираю спорт!» | Праздник «Родина – моя Россия». | Интеллектуальный аукцион – «Лучший знаток истории Алькеевского района». | |||||||||
Декабрь | Внеклассное мероприятие «России верные сыны». | Викторина «Героические страницы нашей истории». | Интеллектуально-спортивное мероприятие «Российский солдат умом и силой богат». | Военно-спортивная игра «Зарница». Конкурс плакатов Анкетирование юношей на предмет отношения к службе в армии | ||||||||
Февраль | КВН для мальчиков «Защитники Родины». - встречи с участниками локальных войн; | Большая военно-патриотическая викторина «Славному сыну Отечества посвящается». | Поэтический вечер «О людях, что ушли, не долюбив, не докурив последней папиросы» -дискуссия «Что есть долг»; -тест «Знаешь ли ты Конституцию?» | Сочинения на тему «Мои родственники – участники ВОВ». Конкурс военно-патриотической инсценированной песни; -фотовыставка о встречах с ветеранами ВОВ -Смотр песни и строя -Конкурс «Татар егете» | ||||||||
Март | Вечер инсценированной песни «Тебе, о Родина, сложил я песню эту!» -классные часы «Мой Алькеевский край.» | Анкетирование «Ценностные ориентации учащихся». | ||||||||||
Апрель | Викторина «Знай и люби свой край!» | Практические занятия « Чем я могу быть полезен Родине?» | Фотостенд «Мой дед, бабушка (прадед, прабабушка) – участники ВОВ. | |||||||||
Май | Классные часы «Подвигу народа жить в веках». | Литературно-музыкальная композиция «Дети войны». | Праздник «Фронтовики, наденьте ордена!» Вахта памяти |
Ожидаемые результаты:
Программа отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией:
-становление системной и комплексной работы по духовно нравственному, патриотическому воспитанию и просвещению обучающихся и родителей;
-положительная динамика роста патриотизма и интернационализма, обеспечение на её основе благоприятных условий для духовного и культурного развития учеников:
-повышение интереса учащихся к военной истории Отечества и истории Татарстана, противодействие попыткам фальсификации событий Великой Отечественной войны 1941-1945,
-формирование чувств уважения к истории страны,
-сохранение и развитие чувства гордости за свою страну, осознание необходимости увековечения памяти об участии российских, татарстанских и алькеевских воинов в знаменательных событиях истории Отечества;
-формирование у молодежи готовности к защите Отечества и службе в российской армии,
-воспитание у молодежи заботливого, бережного отношения к старшему поколению россиян, желания оказать ему необходимую помощь и поддержку. –
-существенное повышение качества духовно-нравственного, гражданского, патриотического сознания в детской среде;
-формирование культуры трудолюбия, патриотизма, бережного отношения к истории и традициям.
Конечным результатом реализации Программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание учащихся, как основа личности гражданина России.
Диагностика эффективности содержания деятельности
-Диагностика повышения гражданской культуры всех участников воспитательного процесса и выпускников гимназии (анкетирование учащихся, тестирование, определение уровня воспитанности ;и диагностика уровня развития познавательного интереса школьников;
социальный опрос, мониторинг деятельности классного руководителя).
-Наличие плана воспитательной работы по данному направлению;
-Наличие проектов по гражданско-патриотическому воспитанию (Количественный анализ участников)
-Участие (результаты) учащихсягимназии в школьных, муниципальных, республиканских, межрегиональных, всероссийских конкурсах и проектах по гражданско-патриотическому воспитанию
-Продуктивные методы обучения и воспитания (накопление и обобщение опыта). Проведение мероприятий, акций, инициатив (наблюдение, анализ).
Создание банка данных по реализации программы гражданско-патриотического воспитания.
Электронный архив :
- конкурсов;
- спектаклей;
- исследовательских работ;
- презентаций работ;
- проектов;
- открытых уроков;
- Web-страниц: «Наши ветераны», «Воины- интернационалисты-мои земляки!»
- Интервью и видеофрагменты с ветеранами, тружениками тыла, воинами-интернационалистами.
- Выставки работ, рисунков
-Школьный сайт
-Виртуальный музей Наби Даули
Оценка эффективности реализации программы.
В результате осуществления Программы ожидается:
-рост активности учащихся, проявляющейся в участии в мероприятиях в системе гражданско-патриотического воспитания в гимназии, районе.
-обогащение содержания патриотического воспитания;
-вовлечение в систему патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности, социальных партнеров;
-внедрение новых форм и методов работы по данному направлению;
-повышение эффективности патриотической работы;
-повышение качества мероприятий по организации и проведению патриотической работы с детьми и подростками;
-формирование гражданской грамотности учащихся;
-обеспечение духовно-нравственного единства в гимназии;
-развитие толерантности и сохранение славных боевых и трудовых традиций нашего народа;
-усиление гражданско-патриотической активности учащихся, проявляющейся в: тимуровской, поисково-исследовательской работе.
- позитивная оценка работы по гражданско-патриотическому воспитанию участниками образовательного процесса.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Темы классных часов и мероприятий для учащихся 1-11 классов.
1 класс
- История моего имени и фамилии.
2. Правила поведения учащихся.
3. Герб, флаг, гимн России.
4. Герб, флаг, гимн Татарстана.
5. Вот она, какая моя Родина большая.
6. Уроки нравственности.
7. Экскурсия в музей имени С.М. Лисенкова.
8. Веселые старты.
2 класс
- История моей улицы.
- Мои семейные реликвии.
- Славные сыны нашего Отечества.
- Уроки нравственности.
- Край мой Алькеевский.
- Экскурсия в музей имени С.М. Лисенкова.
- Веселые старты.
3 класс
1.История города Казани.
2.Моя родословная.
3.Обычаи и традиции народов Республики Татарстан.
5.Уроки нравственности.
6.Экскурсия в музей имени С.М.Лисенкова.
4 класс
1. Мои предки в труде и в бою.
2. Обычаи и традиции народов России.
3. Дисциплина и ответственность.
4. Природа моего края.
5. Уроки нравственности.
6. Экскурсия в школьный музей Алпарово.
5 класс
1. Что значить любить Родину.
2. Наши права и обязанности.
3. Мой Алькеевский край.
4. Театр юного зрителя.
5. Уроки нравственности.
6. Герои Советского союза - наши земляки.
6 класс
- Защищать Родину – это почетный долг.
- Отец, Отчизна, Отечество.
- Праздники татарского народа.
- Ислам – религия мира и добра.
- Дети в годы Великой Отечественной войны.
6. Оформление альбомов на патриотические темы.
7 класс
- Искусство татарского народа.
- Что значит быть ответственным.
- Алькеевский район в годы Великой Отечественной войны.
- Дисциплина начинается с порога.
- Из истории символов России.
- Работа экскурсионных групп в музее гимназии.
8 класс
- Отстаивая свои права, не забывай о правах других.
- Гражданин ли я России
- Из истории символов России
- Татарский академический театр им. Галиаскара Камала.
- Русский театр имени Качалова.
- Уроки толерантности
7. Обязанность, долг, присяга
8. Я патриот своей Родины?
9. Семейные праздники и традиции.
10. Работа экскурсионных групп в музее гимназии.
9 - 11 классы - Уроки мужества
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Форма занятий |
Листаем страницы великой истории | 31 | ||
Причины и сущность изменения внешней политики СССР в 30-е гг. | 1 | Лекция с использованием мультимедиа | |
Положение СССР в мире, в системе международных отношений | 1 | Круглый стол с использованием мультимедиа | |
Система коллективной безопасности | 1 | Лекция с использованием мультимедиа | |
Начало второй мировой войны(1939г.) Советско-германские отношения | 1 | Лекция с использованием мультимедиа | |
Германское нашествие. Трагическое начало. | 1 | Лекция с использованием мультимедиа | |
Советский разведчик Рихард Зорге | 1 | Доклады учащихся с использованием мультимедиа | |
Героизм советских пограничников в первые дни войны | 1 | Доклады учащихся с использованием мультимедиа | |
Первые герои Советского Союза | 1 | Лекция с использованием мультимедиа | |
Битва за Москву | 1 | Выступления учеников с использованием мультимедиа | |
Тыловые будни | 1 | Лекция с использованием мультимедиа | |
Оккупационный режим на территории нашей страны | 1 | Лекция с использованием мультимедиа | |
Герои - пограничники | 1 | Доклад учащихся | |
Все для фронта, все для Победы | 1 | Сообщения | |
Морально - психологическое состояние советского общества годы войны | 1 | Круглый стол | |
Деятельность Православной церкви в годы войны | 1 | Лекция с использованием мультимедиа | |
Перестройка экономики на военный лад | 1 | Лекция с использованием мультимедиа | |
Методы борьбы с врагами партизан и подпольщиков | 1 | Лекция с использованием мультимедиа | |
Разгром на Курской дуге | 1 | Лекция с использованием мультимедиа | |
История плаката «Родина – мать зовет» | 1 | Доклад учащихся | |
Блокада Ленинграда | 1 | Лекция с использованием мультимедиа | |
Создание антигитлеровской коалиции | 1 | Лекция с использованием мультимедиа | |
Тегеранская конференция | 1 | Лекция с использованием мультимедиа | |
Ялтинская конференция | 1 | Лекция с использованием мультимедиа | |
Берлинская конференция | 1 | Лекция с использованием мультимедиа | |
Освобождение западных территорий СССР | 1 | Лекция с использованием мультимедиа | |
Освобождение Европы | 1 | Лекция с использованием мультимедиа | |
Роль СССР в разгроме фашизма | 1 | Круглый стол | |
Восстановление СССР | 1 | Лекция | |
Значение великой Победы в формировании будущих поколений | 1 | Круглый стол | |
Воины-интернационалисты-мои земляки! | 1 | Круглый стол | |
Музей имени Наби Даули | Выполнение роли консультантов при подготовке экскурсий, исследовательская работа над рефератами, систематизация архива музея |
Тематика бесед, собраний с родителями
1- 4 классы
- Патриотическое воспитание в гимназии и семье.
- Воспитание желания трудиться.
- Взаимоотношения в семье и нравственное воспитание ребенка от 7 до10 лет.
- Воспитание духовных потребностей и интересов в младшем школьном возрасте.
- Значение взаимоотношений отца и матери в воспитании детей от 7-10 лет.
- Требовательность и уважение к ребенку.
- Воспитание человечности.
- Книга в семье и духовное развитие ребенка 7-10 лет. Семейная библиотека.
- Воспитание любви и уважения к родителям.
5-8 классы
1. Поведение и нравственное сознание подростков.
2. Трудовое воспитание подростков, нравственный смысл их труда.
3. Воспитание человечности у подростков.
4. Долг и обязанности матери, отца, детей перед семьями и гражданское воспитание.
5. Воспитание мужества.
6. Воспитание воли подростков.
7. Патриотическое воспитание подростков. Воспитание готовности к защите Родины.
8. Ошибки семейного воспитания.
9. Волшебная сила любви.
9-11 классы
1. Становление мировоззрения и убеждений в годы юности.
2. Воспитание гражданского долга у юношей и девушек.
3.Духовные потребности юношества и их развитие.
4. Профессиональная ориентация и выбор специальности.
Общие родительские собрания
2015-2016 гг.
Знакомство с программой «Я - Алькеевец».
Конференция Совета отцов «Быть хорошим отцом – подлинный талант».
2016-2017гг.
Воспитание и развитие нравственно и физически здоровой личности на основе народной педагогики.
Круглый стол Совета отцов и Совета старшеклассников «Я-гражданин».
2017-2018гг.
Работа гимназии по формированию толерантности и культуры мира у школьников.
Заседание Совета отцов «Роль отца в воспитании»
2018-2019гг.
Конференция родителей «Особенности гражданско-патриотического воспитания».
2019-2020гг.
Как воспитывать сегодня. Взгляды и мысли на воспитание патриотизма у учеников (подведение итогов по выполнению программы).
Работа с педагогическим коллективом
2015-2016 гг.
Педсовет - Утверждение программы «Я - Алькеевец».
Семинар классных руководителей на тему «Теоретические и методические основы личностно- ориентированного воспитания и обучения».
2016-2017гг.
Семинар классных руководителей на тему «Роль классного руководителя в организации гражданско-патриотического воспитания учащихся»
2017-2018гг.
Семинар классных руководителей на тему «Формирование системы гимназии гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи».
2018-2019гг.
Семинар классных руководителей на тему «Деятельность гимназии по работе к 110 - летию Наби Даули, празднования 75 - летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945гг».
2019-2020гг.
Педсовет – Подведение итогов по выполнению программы «Я - Алькеевец».
Тематика бесед, собраний с родителями
1- 4 классы
- Патриотическое воспитание в гимназии и семье.
- Воспитание желания трудиться.
- Взаимоотношения в семье и нравственное воспитание ребенка от 7 до10 лет.
- Воспитание духовных потребностей и интересов в младшем школьном возрасте.
- Значение взаимоотношений отца и матери в воспитании детей от 7-10 лет.
- Требовательность и уважение к ребенку.
- Воспитание человечности.
- Книга в семье и духовное развитие ребенка 7-10 лет. Семейная библиотека.
- Воспитание любви и уважения к родителям.
5-8 классы
1. Поведение и нравственное сознание подростков.
2. Трудовое воспитание подростков, нравственный смысл их труда.
3. Воспитание человечности у подростков.
4. Долг и обязанности матери, отца, детей перед семьями и гражданское воспитание.
5. Воспитание мужества.
6. Воспитание воли подростков.
7. Патриотическое воспитание подростков. Воспитание готовности к защите Родины.
8. Ошибки семейного воспитания.
9. Волшебная сила любви.
9-11 классы
1. Становление мировоззрения и убеждений в годы юности.
2. Воспитание гражданского долга у юношей и девушек.
3.Духовные потребности юношества и их развитие.
4. Профессиональная ориентация и выбор специальности.
Общие родительские собрания
2015-2016 гг.
Знакомство с программой «Я - Алькеевец».
Конференция Совета отцов «Быть хорошим отцом – подлинный талант».
2016-2017 гг.
«Воспитание и развитие нравственно и физически здоровой личности на основе народной педагогики».
Круглый стол Совета отцов и Совета старшеклассников «Я-гражданин».
2017-2018гг.
«Работа гимназии по формированию толерантности и культуры мира у школьников».
Заседание Совета отцов «Роль отца в воспитании»
2018-2019 гг.
Конференция родителей «Особенности гражданско-патриотического воспитания».
2019-2020гг.
Как воспитывать сегодня. Взгляды и мысли на воспитание патриотизма у учеников (подведение итогов по выполнению программы).
Работа с педагогическим коллективом
2015-2016гг.
Педсовет - Утверждение программы «Я - Алькеевец».
Семинар классных руководителей на тему «Теоретические и методические основы личностно- ориентированного воспитания и обучения».
2016-2017гг.
Семинар классных руководителей на тему «Роль классного руководителя в организации гражданско-патриотического воспитания учащихся»
2017-2018гг.
Семинар классных руководителей на тему «Формирование системы гимназии гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи».
2018-2019гг.
Семинар классных руководителей на тему «Деятельность гимназии по работе к 110 - летию Наби Даули, празднования 75 - летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945гг».
2019-2020гг.
Педсовет – Подведение итогов по выполнению программы «Я - Алькеевец».
Литература.
- Быков А. Организационно-педагогические вопросы патриотического воспитания //Воспитание школьников. 2006, №5. С. 4-7.
- Жирякова А.А. Рекомендации к планированию классного руководителя //Классный руководитель. 2000, №5. С. 24-26.
- Жирякова А.А. «Сыны Отечества» - школьная целевая комплексная воспитательная программа //Классный руководитель. 2000, №7. С. 11-19.
- Кузнецова Л., Прохорова О. Гражданское становление подрастающего поколения XXI века //Воспитание школьников. 2006, №5. С. 7-10.
- Ларченкова З.А. Целевые воспитательные программы //Классный руководитель. 2003, №5. С. 33-43.
- Лихачев Д.С. Земля родная. – М., 1983.
- Методические рекомендации об усовершенствовании функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений //Воспитание школьников. 2006, №6. С. 2-5.
- Микрюков В. Патриотизм: к определению понятия //Воспитание школьников. 2007, №5. С. 2-8.
- Моисеенко И.В. Планирование работы классного руководителя по нравственному воспитанию в 5-9 классах. //Классный руководитель. 2004, №7. С. 38-43.
- О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы» //Воспитание школьников. 2006, «6. С. 2-7.
- Табакова Т.Г., Ковалева В.А., Беззубцева Л.В. Планирование работы по гражданскому самоопределению подрастающего поколения //Классный руководитель. 2003, №5. С. 64.
- Филонов Г. Гражданственность в самосознании личности //Воспитание школьников. 2004, №6, С. 2-5.
- Ястребова А.П. Программа воспитательной деятельности классного руководителя //Классный руководитель. 2001, №6 С. 19-29
- Государственная символика России. История и современность: Наглядное пособие / И.В. Можейко, Н.А.Сивова, Н.А.Соболева. – М.: ЦНСО, 2003.
- Алексеев Ю.А., Зуев М.Н. Ковалев В.Е.- Государственные символы России. Моя Родина – Россия.- М.:«Триада-форм», 2002.
16. Серов В.Н. Поурочные разработки по курсу «Государственная символика»: Гимн. Герб.Флаг.- М.: ВАКО, 2005.
17. Государственная символика России и Татарстана / Методические рекомендации по проведению классных часов. – Казань: РИЦ «Школа»,2003.
18. Воспитание подрастающего поколения: идеалы, ценности, ориентиры. Материалы 1 Республиканского семинара-совещания классных руководителей (март 2004 года).- Казань: РИЦ «Школа», 2004.
19. Патриотическое воспитание учащихся средствами дополнительного образования. Сборник научно-практических конференций двух частях. Под ред.Т.М.Понаморевой, И.Э.Ярмакеева.- Казань: Из-во Казан. Пед.ун-та, 2004.
20. Ил Газиз Әллием, бәллием...Очерклар.Казан: Мәгариф, 1997.
21. Герои Советского Союза - наши земляки (Сборник документальных очерков и зарисовок в трех книгах).- Казань: Татарское кн.изд-во, 1985.
Содержание
1. Пояснительная записка……………………………………………………………..2
2. Структура системы патриотического воспитания ………………………………..3
3. Содержание патриотическоговоспитания................................................................4
4. Общешкольные коллективно-творческие дела……………………………………5
5. Темы классных часов и мероприятий для учащихся 1-11 классов………………6
6. Тематика бесед, собраний с родителями………………………………………….9
7. Работа с педагогическим коллективом…………………………………………..10
8. Критерии оценки реализации программы………………………………………..11
8. Список использованной литературы для обучающихся и для педагогов………12