«Институт тьюторства для молодых педагогов»
проект
Предварительный просмотр:
«Институт тьюторства для молодых педагогов»
«Деятельность. Сознание. Личность»
А.Н. Леонтьев
В требованиях ФГОС второго поколения проявляется принципиально новая образовательная парадигма: на передний план выходит не учебно-предметное содержание, а деятельностные технологии, еще точнее – деятельностные технологии в освоении учащимися содержания учебного предмета в целях более эффективного формирования у них Умения Учиться, способности к самостоянию в образовательном процессе, способности определять и конструировать собственную образовательную траекторию. Именно это составляет новое содержание профессиональной деятельности педагога.
Обсуждение этих проблем на «Форумах молодых учителей» Пензенской области в 2013 - 2016 годах продемонстрировало:
- с одной стороны, собственно наличие проблемы владения молодыми педагогами технологиями формирования детской и подростковой учебной самостоятельности через освоение в учебной деятельности (УДе) содержания учебного предмета (молодые педагоги владеют в основном частными методиками формирования отдельных учебных действий, которые только лишь выдаются за целостные технологии);
- с другой стороны, позитивный настрой, профессионально заинтересованную позицию молодых учителей в разрешении проблем, связанных с необходимостью преобразования содержания их профессиональной педагогической деятельности в соответствии с новыми федеральными стандартами второго поколения.
Наряду с этим, была выявлена объективная трудность – практически отсутствие, или очень небольшое наличие, школьных педагогов-практиков и вузовских методистов, владеющих технологиями эффективного формирования учебной самостоятельности детей и подростков и успешно реализующих эти технологии в практике школьного образования. Но они есть в Пензенском регионе и в смежных областях! Они открыты для профессионального общения! А ввиду их небольшого наличия и очень большой загруженности у нас возникла проектная идея:
- создание в регионе Института Тьюторства в образовании как механизма «выращивания» из молодых педагогов тьюторов, стоящих на исследовательских позициях, готовых к профессиональному самоизменению, активно овладевающих новыми и эффективными технологиями формирования самостоятельности детей и подростков.
Из множества дефиниций мы выделили следующие характеристики. «Тьютор» – это педагог, который сопровождает индивидуальную образовательную программу ребенка или взрослого. Он является посредником деятельности, с помощью которых человек строит свой собственный образ. Запускает механизм преобразования, развития, совершенствования человека – его образован-и-Я.
Позиция тьютора выражается в:
- Установке на самообразовательную деятельность учащих-сЯ.
- Постановке исследовательской деятельности учащих-сЯ.
- Психологической открытость и готовность к сотрудничеству и организации разных форм сообществ (таких как моновозрастные, разновозрастные, детско-взрослые и профессиональные) в любой сфере деятельности. (Художественные, спортивные, технические и другие)
Действия тьютора фактически «двухвекторны»:
- одни направлены на овладение способами действий. Овладение понятиями, конструирование правильных способов решения учебных задач, контролю за пределами применения сконструированного способа и оценке своего ученического вклада в конструирование правильного решения.
- а другие – на освоение способов взаимодействий социальными нормами, образцами поведения и профессиональными ценностями.
Институт Тьюторства мы рассматриваем как профессиональное сообщество педагогов, общественную организацию в рамках региональной системы управления профессиональным становлением молодых педагогов.
В систему Института Тьюторства закладывается трехступенчатая модель:
- тьютор для учеников (разновозрастное и детско-взрослое сообщество);
- тьютор для коллег (профессиональное педагогическое сообщество в рамке учебного предмета и/или школы);
- тьютор тьюторов (профессиональное педагогическое сообщество в межпредметной, надпредметной межшкольной и региональной рамке).
В модели (в ее графической представленности) отражается механизм непрерывного преобразования содержания образования и управления изменяющимся содержанием образования.
Есть старая притча, там нет слова тьютор, но есть тьюторский подход. «Голодный попросил мудреца накормить его, а тот ответил: «Я могу дать тебе рыбу, но, поев, ты вскоре снова станешь голодным. Я могу дать тебе удочку, но однажды она сломается. Я могу научить тебя делать удочки, но когда-то ты придешь в лес, где не будет реки. Я могу научить тебя добывать себе пропитание, и тогда ты всегда сможешь накормить себя сам. И тебе уже не понадобится моя помощь, ты будешь свободен от меня. Выбирай свой путь».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Диплом победителя 1 областного конкурса" Молодой педагог Тамбовской области" (очерки о молодых педагогах)
Диплом победителя первого областного конкурса очерки о молодых педагогах - продолжателях. Писала о своей бывшей ученице, а затем продолжателе нашего учительского дела. Статья была размещена в областно...
Образовательный инновационный проект по работе с молодыми педагогами «Сайт - Молодой историк»
Привлечь и сплотить для обмена опытом и повышения квалификации начинающих учителей - историков республики...
Презентация на тему: «Институт тьюторства в образовании современной России:становление и развитие»
Презентация показывает исследование, особенности реализации тьюторской деятельности в системе образования....
Сценарий мероприятия с молодыми педагогами в рамках работы Городской школы молодого педагога
quot;Правило трех рук"...
КОНКУРС МОЛОДЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ «ПОРТФОЛИО МОЛОДОГО ПЕДАГОГА», 29 МАРТА - 30 АПРЕЛЯ 2021
С 29 МАРТА по 30 АПРЕЛЯ 2021 в ХМАО-Югре проходил КОНКУРС МОЛОДЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ «ПОРТФОЛИО МОЛОДОГО ПЕДАГОГА", участие в к...
Творческая мастерская «Мудрый педагог» Мастер-класс педагога – наставника «Наставничество как эффективный метод профессионального становления личности молодого педагога»
Повышение профессионального мастерства, желание всегда идти вперед, достойно преодолевая трудности - главное в педагогической деятельности. Работа с молодыми специалистами, а также с вновь прибывшими ...
Проект повышения профессионального роста молодых учителей «Школа молодого педагога «Путь к мастерству»
Проект повышения профессионального роста в целом является планированием деятельности педагогов на определенный период. Педагоги определяют, в каком направлении им двигаться, какие профессиональн...