Развитие экспертной группы руководителя и педагога.
методическая разработка на тему
Круглый стол для руководителей муниципальных органов
управления образованием.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruglyy_stol_ekspertnaya_funktsiya_rukovoditelya_i_pedagoga.docx | 32.71 КБ |
kruglyy_stol_ekspertnaya_funktsiya_rukovoditelya_i_pedagoga.docx | 32.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Милютина С.А.., заместитель директора по УВР
МБОУ ДО «Москаленский ЦДО»
Круглый стол для руководителей муниципальных органов
управления образованием
Тема: Развитие экспертной функции руководителя и педагога.
1. Вводная часть.
1.1. Игра-энергизатор (2 минуты).
Цель игры: деление участников на три группы для дальнейшей практической деятельности.
Ведущий: «Мы с вами знаем, что существует четыре природные стихии: воздух, вода, огонь и земля. Поскольку мы все живем на планете Земля, давайте на настоящий момент примем условие, что данная стихия является для нас с вами объединяющей, а остальные дополняют ее».
Все участники рассчитываются по принципу «Воздух, вода, огонь». Ведущий говорит «Поменяйтесь местами представители стихии… огонь, все «огоньки» перемещаются. Когда ведущий произносит «Земля» все перемешиваются. Игра проводится 4-5- раз.
Затем ведущий предлагает каждой группе – «стихии» сесть за свой стол.
1.2. Обозначение темы площадки (1 минута).
Качество образования считается главной целью его развития, поэтому деятельность руководителя ОУ обязательно связана с постоянным мониторингом уровня оказываемых образовательных услуг.
Каким образом руководитель ОУ может провести оценку деятельности подведомственного учреждения (с помощью какой процедуры)? Ответ: посредством экспертизы.
В современных условиях экспертиза оказывается максимально адекватным средством для оценки, нормирования и определения запросов в образовании. Мы хотели бы предложить Вам методом мозгового штурма определить особенности экспертизы в образовательной организации.
2. «Мозговой штурм»
2.1. Работа в группах (10 минут).
Каждой группе предлагается в рамках строго отведенного времени (5-7 минут) обсудить ряд вопросов, выработать коллективное решение и сделать доклад (каждая группа по 1 минуте, итого 3 минуты).
Для рациональной организации совместной деятельности предлагаем вам распределить внутри каждой группы роли:
- хронометрист (следит за временем);
- лидер-организатор коммуникации (инициирует дискуссию);
- стенографист (фиксирует все на бумаге);
- лаборант (берет бумагу, ручку, все необходимое);
- докладчик.
Вопросы для обсуждения:
1. Какова цель и задачи экспертизы в ОУ?
2. Что может являться объектом экспертизы в ОУ?
3. Что будет являться результатом экспертизы и как этот результат может быть использован руководителем?
После обсуждения каждая группа делает доклад по схеме:
Первая группа выступает по первому вопросу, остальные группы дополняют. Вторая группа выступает по второму вопросу, остальные дополняют. Третья группа выступает по третьему вопросу, остальные вносят необходимые дополнения. Все фиксируется на доске.
Экспертиза в образовании – это особый способ изучения инновационных явлений и процессов в образовании, имеющий целью обнаружение в них потенциала развития.
Отправной точкой в экспертизе является целеполагание. Целью может являться:
- анализ (аудит) ситуации, явления, объекта;
- оценка результатов того или иного процесса;
- выявление неиспользованных потенциальных возможностей, ресурсов;
- осуществление консультативной помощи;
- осмысление текущего состояния объекта;
- легитимизация программ, учебников, материалов, обеспечивающих содержательное и технологическое развитие образовательных процессов;
- создание информационной основы для принятия управленческих решений, связанных с развитием образования.
Любая экспертиза включает в себя оценку деятельности субъекта или результатов его деятельности, предполагает наличие объекта экспертизы:
- экспертиза образовательного процесса и его компонентов;
- экспертиза программы развития ОУ и результатов ее реализации;
- экспертиза воспитательного процесса (компоненты: цель, содержание, средства, деятельность обучающихся и педагога);
- экспертиза образовательных проектов, программ.
- экспертиза результатов опытно-экспериментальной работы на региональных экспериментальных площадках;
- экспертиза нормативно-правовых документов, обеспечивающих содержательно-процессуальную сторону развития образования;-регион.ур.
- экспертиза уровня квалификации и профессионализма педагогических и руководящих работников в ходе аттестации;
- экспертиза авторских программ, учебников, учебно-методических и дидактических материалов;
- экспертиза инновационных проектов, предлагаемых к реализации.
Результат – экспертное заключение и принятие управленческого решения.
Управленческие решения, принятые на основе экспертизы, оформляются в виде соответствующих приказов, положений, рекомендаций и т. п.
2.2. Общее обсуждение (3 минуты)
Экспертиза невозможна без наличия двух составляющих: эксперта и критериев оценки.
Методом «мозгового штурма» вырабатываем коллективное решение по вопросам: «Какими качествами и характеристиками должен обладать руководитель, чтобы быть эффективным экспертом?» и «Какими должны быть критерии, применяемые в работе эксперта?»
Характеристика эксперта:
- высшее образование
- стаж педагогической деятельности не менее 5 лет
- наличие квалификационной категории (высшая, первая)
- владение нормативно-правовой базой
- знание основных направлений государственной политики в сфере образования, особенности развития региональной системы
- владение современными образовательными технологиями
- владение методами экспертной деятельности в сфере образования
- похождение обучения (семинары, курсы) по направлению экспертизы в течение последних 5 лет
Критерии:
- объективность
- единство требований
- единое понимание критериев экспертами
Одним из важных критериев оценки качества образования является образовательная программа педагога.
Цель экспертизы программ: системный анализ реализуемых программ на соответствие их требованиям нормативных документов, определяющих структуру, уровень качества содержательного наполнения элементов программы, уровень прогнозируемого результата.
Задачи:
- определение соответствия освоения Программ нормативным срокам;
- установление полного соответствия Программ локальному акту
- определение соответствия удовлетворению социального заказа государства, общества, родителей (законных представителей) учащихся, миссии учреждения, целям и задачам Программы развития ОО.
На слайд выводится определение понятия «экспертиза образовательных программ».
3. Экспертиза программ в системе дополнительного образования
(5 минут)
3.1. Нормативные требования к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам.
Образовательная организация дополнительного образования в качестве основной цели осуществляет образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам, то есть, как и во всех образовательных организациях, в организациях дополнительного образования образовательный процесс регламентируют образовательные программы, которые определяют содержание образования.
Дополнительные общеобразовательные программы реализуются в пространстве, не ограниченном образовательными стандартами: в дополнительном образовании федеральные государственные образовательные стандарты не предусматриваются, а предусмотрены федеральные государственные требования только к дополнительным общеобразовательным предпрофессиональным программам.
В Москаленском центре дополнительного образования реализуются преимущественно дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы, о них мы сегодня и будем говорить.
В настоящее время нет официально разработанной и рекомендованной органами управления образованием структуры дополнительной общеобразовательной программы. По традиции большинство учреждений продолжают ориентироваться на Примерные требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей Министерства образования (Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11 декабря 2006 г. № 06-1844).
Конечно, официально эти Требования не отменены, но их первая часть содержит ссылку на утративший силу Закон РФ «Об образовании» (1992 г.), следовательно, не соответствует современному законодательству, но зато 2-ю часть документа можно рассматривать как методические рекомендации, которые являются, по сути, классической структурой любой образовательной программы. Большинство разработчиков дополнительных общеобразовательных программ придерживаются по традиции как раз этого варианта.
Многие регионы, не дождавшись четких указаний Министерства образования и науки РФ, разрабатывают региональные рекомендации, определяющие статус, структуру и содержание дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ. Этим путем пошло и Министерство образования Омской области совместно с ИРООО, разработав региональные требования.
3.2. Каскадная модель экспертизы.
В декабре 2016 года с целью информационной поддержки реал изации концепции развития дополнительного образования создан Единый национальный портал дополнительного образования детей (ЕНП ДОД).
Министерством Омской области сегодня реализуется каскадная модель экспертизы дополнительных общеобразовательных программ, включающая несколько уровней:
1 уровень – муниципальный район. Экспертное заключение, как правило, пишет заместитель директора, заведующий отделом того учреждения, в котором разрабатывается программа. Либо специалист органов управления образования.
2 уровень – областное учреждение дополнительного образования. К программе, представляемой на областной уровень, прилагаются две рецензии: внутренняя – дается специалистом, работающим по профилю программы в данном учреждении, и внешняя – её даёт независимый эксперт по профилю деятельности, представленному в программе.
3 уровень – кафедра воспитания, дополнительного образования и охраны здоровья ИРООО.
Перед тем как передать программу на 1 уровень экспертизы, автор-составитель проводит самоэкспертизу с целью установления соответствия ее требованиям.
4. Работа в группах. (17-20 минут)
Одним из важных критериев оценки качества образования является образовательная программа педагога. Каждая программа, предлагаемая к реализации, за исключением примерной (типовой), должна пройти экспертизу.
Представление механизма экспертизы дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, реализуемого в МБОУ ДО «Москаленский ЦДО».
Каждой группе предлагается набор заготовок и чистый лист бумаги. В процессе выступления ведущего каждая группа составляет с помощью заготовок схему, отражающую механизм экспертизы программ.
Первой группе предлагается проследить путь экспертизы программы, соответствующей требованиям, имеющей положительное экспертное заключение, утвержденной и допущенной к реализации.
Вторая группа работает с программой, имеющей небольшие замечания, в экспертном заключении на которую даны рекомендации по корректировке.
Третьей группе предлагается программа, имеющая отрицательное экспертное заключение, требующая значительной доработки и не допущенная к реализации.
В ходе работы все время обсуждается вопрос: «Какое управленческое решение может принять руководитель на том или ином этапе?».
В результате совместной работы у каждой группы должна получиться своя схема.
Документы для работы: Положение о дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программах, Положение о экспертизе дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ.
5. Анализ практической части. (3 минуты)
Подведение итогов работы площадки.
Предварительный просмотр:
Милютина С.А.., заместитель директора по УВР
МБОУ ДО «Москаленский ЦДО»
Круглый стол для руководителей муниципальных органов
управления образованием
Тема: Развитие экспертной функции руководителя и педагога.
1. Вводная часть.
1.1. Игра-энергизатор (2 минуты).
Цель игры: деление участников на три группы для дальнейшей практической деятельности.
Ведущий: «Мы с вами знаем, что существует четыре природные стихии: воздух, вода, огонь и земля. Поскольку мы все живем на планете Земля, давайте на настоящий момент примем условие, что данная стихия является для нас с вами объединяющей, а остальные дополняют ее».
Все участники рассчитываются по принципу «Воздух, вода, огонь». Ведущий говорит «Поменяйтесь местами представители стихии… огонь, все «огоньки» перемещаются. Когда ведущий произносит «Земля» все перемешиваются. Игра проводится 4-5- раз.
Затем ведущий предлагает каждой группе – «стихии» сесть за свой стол.
1.2. Обозначение темы площадки (1 минута).
Качество образования считается главной целью его развития, поэтому деятельность руководителя ОУ обязательно связана с постоянным мониторингом уровня оказываемых образовательных услуг.
Каким образом руководитель ОУ может провести оценку деятельности подведомственного учреждения (с помощью какой процедуры)? Ответ: посредством экспертизы.
В современных условиях экспертиза оказывается максимально адекватным средством для оценки, нормирования и определения запросов в образовании. Мы хотели бы предложить Вам методом мозгового штурма определить особенности экспертизы в образовательной организации.
2. «Мозговой штурм»
2.1. Работа в группах (10 минут).
Каждой группе предлагается в рамках строго отведенного времени (5-7 минут) обсудить ряд вопросов, выработать коллективное решение и сделать доклад (каждая группа по 1 минуте, итого 3 минуты).
Для рациональной организации совместной деятельности предлагаем вам распределить внутри каждой группы роли:
- хронометрист (следит за временем);
- лидер-организатор коммуникации (инициирует дискуссию);
- стенографист (фиксирует все на бумаге);
- лаборант (берет бумагу, ручку, все необходимое);
- докладчик.
Вопросы для обсуждения:
1. Какова цель и задачи экспертизы в ОУ?
2. Что может являться объектом экспертизы в ОУ?
3. Что будет являться результатом экспертизы и как этот результат может быть использован руководителем?
После обсуждения каждая группа делает доклад по схеме:
Первая группа выступает по первому вопросу, остальные группы дополняют. Вторая группа выступает по второму вопросу, остальные дополняют. Третья группа выступает по третьему вопросу, остальные вносят необходимые дополнения. Все фиксируется на доске.
Экспертиза в образовании – это особый способ изучения инновационных явлений и процессов в образовании, имеющий целью обнаружение в них потенциала развития.
Отправной точкой в экспертизе является целеполагание. Целью может являться:
- анализ (аудит) ситуации, явления, объекта;
- оценка результатов того или иного процесса;
- выявление неиспользованных потенциальных возможностей, ресурсов;
- осуществление консультативной помощи;
- осмысление текущего состояния объекта;
- легитимизация программ, учебников, материалов, обеспечивающих содержательное и технологическое развитие образовательных процессов;
- создание информационной основы для принятия управленческих решений, связанных с развитием образования.
Любая экспертиза включает в себя оценку деятельности субъекта или результатов его деятельности, предполагает наличие объекта экспертизы:
- экспертиза образовательного процесса и его компонентов;
- экспертиза программы развития ОУ и результатов ее реализации;
- экспертиза воспитательного процесса (компоненты: цель, содержание, средства, деятельность обучающихся и педагога);
- экспертиза образовательных проектов, программ.
- экспертиза результатов опытно-экспериментальной работы на региональных экспериментальных площадках;
- экспертиза нормативно-правовых документов, обеспечивающих содержательно-процессуальную сторону развития образования;-регион.ур.
- экспертиза уровня квалификации и профессионализма педагогических и руководящих работников в ходе аттестации;
- экспертиза авторских программ, учебников, учебно-методических и дидактических материалов;
- экспертиза инновационных проектов, предлагаемых к реализации.
Результат – экспертное заключение и принятие управленческого решения.
Управленческие решения, принятые на основе экспертизы, оформляются в виде соответствующих приказов, положений, рекомендаций и т. п.
2.2. Общее обсуждение (3 минуты)
Экспертиза невозможна без наличия двух составляющих: эксперта и критериев оценки.
Методом «мозгового штурма» вырабатываем коллективное решение по вопросам: «Какими качествами и характеристиками должен обладать руководитель, чтобы быть эффективным экспертом?» и «Какими должны быть критерии, применяемые в работе эксперта?»
Характеристика эксперта:
- высшее образование
- стаж педагогической деятельности не менее 5 лет
- наличие квалификационной категории (высшая, первая)
- владение нормативно-правовой базой
- знание основных направлений государственной политики в сфере образования, особенности развития региональной системы
- владение современными образовательными технологиями
- владение методами экспертной деятельности в сфере образования
- похождение обучения (семинары, курсы) по направлению экспертизы в течение последних 5 лет
Критерии:
- объективность
- единство требований
- единое понимание критериев экспертами
Одним из важных критериев оценки качества образования является образовательная программа педагога.
Цель экспертизы программ: системный анализ реализуемых программ на соответствие их требованиям нормативных документов, определяющих структуру, уровень качества содержательного наполнения элементов программы, уровень прогнозируемого результата.
Задачи:
- определение соответствия освоения Программ нормативным срокам;
- установление полного соответствия Программ локальному акту
- определение соответствия удовлетворению социального заказа государства, общества, родителей (законных представителей) учащихся, миссии учреждения, целям и задачам Программы развития ОО.
На слайд выводится определение понятия «экспертиза образовательных программ».
3. Экспертиза программ в системе дополнительного образования
(5 минут)
3.1. Нормативные требования к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам.
Образовательная организация дополнительного образования в качестве основной цели осуществляет образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам, то есть, как и во всех образовательных организациях, в организациях дополнительного образования образовательный процесс регламентируют образовательные программы, которые определяют содержание образования.
Дополнительные общеобразовательные программы реализуются в пространстве, не ограниченном образовательными стандартами: в дополнительном образовании федеральные государственные образовательные стандарты не предусматриваются, а предусмотрены федеральные государственные требования только к дополнительным общеобразовательным предпрофессиональным программам.
В Москаленском центре дополнительного образования реализуются преимущественно дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы, о них мы сегодня и будем говорить.
В настоящее время нет официально разработанной и рекомендованной органами управления образованием структуры дополнительной общеобразовательной программы. По традиции большинство учреждений продолжают ориентироваться на Примерные требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей Министерства образования (Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11 декабря 2006 г. № 06-1844).
Конечно, официально эти Требования не отменены, но их первая часть содержит ссылку на утративший силу Закон РФ «Об образовании» (1992 г.), следовательно, не соответствует современному законодательству, но зато 2-ю часть документа можно рассматривать как методические рекомендации, которые являются, по сути, классической структурой любой образовательной программы. Большинство разработчиков дополнительных общеобразовательных программ придерживаются по традиции как раз этого варианта.
Многие регионы, не дождавшись четких указаний Министерства образования и науки РФ, разрабатывают региональные рекомендации, определяющие статус, структуру и содержание дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ. Этим путем пошло и Министерство образования Омской области совместно с ИРООО, разработав региональные требования.
3.2. Каскадная модель экспертизы.
В декабре 2016 года с целью информационной поддержки реал изации концепции развития дополнительного образования создан Единый национальный портал дополнительного образования детей (ЕНП ДОД).
Министерством Омской области сегодня реализуется каскадная модель экспертизы дополнительных общеобразовательных программ, включающая несколько уровней:
1 уровень – муниципальный район. Экспертное заключение, как правило, пишет заместитель директора, заведующий отделом того учреждения, в котором разрабатывается программа. Либо специалист органов управления образования.
2 уровень – областное учреждение дополнительного образования. К программе, представляемой на областной уровень, прилагаются две рецензии: внутренняя – дается специалистом, работающим по профилю программы в данном учреждении, и внешняя – её даёт независимый эксперт по профилю деятельности, представленному в программе.
3 уровень – кафедра воспитания, дополнительного образования и охраны здоровья ИРООО.
Перед тем как передать программу на 1 уровень экспертизы, автор-составитель проводит самоэкспертизу с целью установления соответствия ее требованиям.
4. Работа в группах. (17-20 минут)
Одним из важных критериев оценки качества образования является образовательная программа педагога. Каждая программа, предлагаемая к реализации, за исключением примерной (типовой), должна пройти экспертизу.
Представление механизма экспертизы дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, реализуемого в МБОУ ДО «Москаленский ЦДО».
Каждой группе предлагается набор заготовок и чистый лист бумаги. В процессе выступления ведущего каждая группа составляет с помощью заготовок схему, отражающую механизм экспертизы программ.
Первой группе предлагается проследить путь экспертизы программы, соответствующей требованиям, имеющей положительное экспертное заключение, утвержденной и допущенной к реализации.
Вторая группа работает с программой, имеющей небольшие замечания, в экспертном заключении на которую даны рекомендации по корректировке.
Третьей группе предлагается программа, имеющая отрицательное экспертное заключение, требующая значительной доработки и не допущенная к реализации.
В ходе работы все время обсуждается вопрос: «Какое управленческое решение может принять руководитель на том или ином этапе?».
В результате совместной работы у каждой группы должна получиться своя схема.
Документы для работы: Положение о дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программах, Положение о экспертизе дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ.
5. Анализ практической части. (3 минуты)
Подведение итогов работы площадки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Участие педагога в работе экспертных групп, жюри профессиональных конкурсов
Требования, предъявляемые ФГОС, к современному педагогу касаются различного рода компетенций. В том числе и умение прогнозировать и анализировать результаты работы и выявлять сильные ...
Участие педагога в работе экспертных групп, жюри профессиональных конкурсов
Приказы, распоряжения и др. нормативные документы, посвященные работе экспертных групп и жюри конкурсов...
4.4.Участие педагога в работе экспертных групп, жюри профессиональных конкурсов. Приложение 15.
приказ 640 от 25.10.2019приказ № 502 от 09.09.2019приказ по проведению муниципального этапа олимпиады 2018-2019приказ по проведению школьного этапа олимпиады 2018-2019приказ № 558 от 29.10. 2020...
4.4.Участие педагога в работе экспертных групп, жюри профессиональных конкурсов Приложение 15
4.4. Участие педагога в работе экспертных групп, жюри профессиональных конкурсов Приложение 15...
Развитие экспертной функции руководителя и педагога.
Материалы круглого стола для руководителей муниципальных органов управления образованием, посвященного экспертной функции руководителей и педагогов....
Форма 15. 4.4. Участие педагога в работе экспертных групп, жюри профессиональных конкурсов
Участие в работе экспертных групп ( олимпиады,проверка работ огэ)...
Копии приказов, Федеральный интернет -экзамен (руководитель экспертной группы № 5)
Федеральный интернет -экзамен...