Педагогический совет "Мастерство и культура педагогического общения"
материал
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskiy_sovet.docx | 31.51 КБ |
rekomendatsii_po_effektivnomu_pedagogicheskomu_obshcheniyu.docx | 11.72 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ:
«Мастерство и культура педагогического общения»
Цель: обеспечить условия для осознания закономерностей педагогического общения.
Задачи:
- формировать коммуникативные умения, навыки речевой культуры и бесконфликтного поведения путем включения педагогов в практическую деятельность,
- выявить уровень профессиональной подготовленности педагогов,
- развивать сплоченность, умение работать в команде, аргументировано отстаивать свою точку зрения.
Ход педсовета.
- Доклад педагога – психолога «Мастерство и культура педагогического общения», анкета «»Ваш стиль преподавания», психологическое упражнение «Тонкая бумага»
«Педагог - человек высокой культуры, ее носитель. К нему предъявляются высокие требования, так как именно он воспитывает культуру личности, создает культуру последующих поколений. С этих позиций воспитание следует рассматривать как способ приобщения человека к культуре» О.С. Газман.
Определимся с понятиями темы. Как говорит философский словарь под редакцией М.М. Розенталя:
Культура - (с лат. cultura - возделывание, обрабатывание) совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и создаваемых человечеством в процессе общественно-исторической практики и характеризующих исторически достигнутую ступень в развитии общества.
Ученые выделяют три основные функции культуры:
- познавательную;
- информативную;
- коммуникативную.
Познавательная функция состоит в том, что культура дает целостное представление о народе, стране, эпохе. Культура есть самопознание и самосознание народов. Благодаря таким ее составляющим, как наука, искусство, образование и т.п., люди познают и осознают свои потребности и интересы.
Информативная функция культуры заключается в том, что посредством культуры передаются знания и опыт предшествующих поколений последующим, осуществляется обмен знаниями и навыками.
Коммуникативная функция культуры означает, что культура не существует вне общества, она формируется через общение.
Общение может быть прямым или косвенным (через литературу, искусство, науку). Подлинная культура призвана развивать личность, делать ее совершенной. Совершенство личности определяется тем, что и как она знает, ценит, созидает, с кем и как общается, каковы потребности и как она их удовлетворяет.
Составные элементы культуры:
- Культура личности.
- Профессиональная культура.
3. Педагогическая культура.
Вернемся к теме педсовета, и сегодня разговор пойдет о культуре педагогического общения.
Прежде всего, мы решили обратить внимание на сущность общения как вида деятельности, несмотря на то, что, казалось бы, этот вид деятельности всем понятен и знаком. Почему? Смысл такого обращения в том, чтобы обогатить знания педагога о природе той основной деятельности, с которой связана его профессия.
Для того чтобы освоить культуру педагогического общения и быть готовым передать способность к продуктивному общению учащимся, педагогу важно найти ответы на вопросы, возникающие часто из-за трудностей и, возможно, неудач в педагогическом общении: от чего зависит успех в общении, почему мы не всегда понимаем друг друга, чем объяснить неожиданную реакцию партнера по общению, почему учебный материал, который, казалось бы, предельно четко и понятно объяснил учитель, остается не усвоенным учащимся, как найти путь к взаимопониманию.
Общение — важнейшая составная часть бытия, присутствующая во всех видах человеческой деятельности, взаимодействия людей. обусловленная социально-экономическими и культурными отношениями в обществе.
В процессе общения обеспечивается единство действий людей, осуществляется их объединение, упорядочивается их целенаправленная деятельность. В общении достигаются взаимопонимание и согласованность действий, поступков, поведения, формируются качества человека как субъекта культуры, познания, труда.
Восприятие человека человеком обычно является началом общения. В процессе общения идет обмен мыслями, идеями, высказанными в речи (вербальное общение), а также настроениями, чувствами, которые помимо речи могут быть переданы жестами, мимикой, пантомимикой, взглядом и т.п. (невербальное общение). Во многих видах деятельности общение — не только обыденная функция взаимодействия, но и функциональная категория. Функциональным, профессионально значимым является общение в педагогической деятельности, где оно выступает как инструмент воздействия, при этом обычные условия и функции общения получают дополнительную нагрузку.
В целенаправленной педагогической деятельности общение приобретает специальные задачи. Учитель должен знать закономерности педагогического общения, обладать коммуникативными способностями и речевой культурой.
Педагогическое общение — это взаимодействие преподавателя с учащимися в учебно-воспитательном процессе, направленное на создание благоприятного психологического климата, способствующего более полному развитию личности. Велика и значима роль педагога в таком общении: он организует его и управляет им.
Педагогическое общение способствует познанию, обмену информацией, организации деятельности, обмену ролями, сопереживанию, самоутверждению. Информационная функция обеспечивает процесс обмена материальными и духовными ценностями, создает условия для развития положительной мотивации учебно-воспитательного процесса, формирует обстановку поиска и размышлений.
Обмен социальными ролями способствует как многосторонним проявлениям личности, так и возможности войти в роль другого, содействуя процессу восприятия человека человеком. С этой целью учителя вводят личностно-ролевую форму в учебно-воспитательный процесс: подключают учащихся к ведению отдельных элементов урока, дают возможность каждому ученику побывать и в роли организатора, и в роли исполнителя.
Содействуя самоутверждению личности, педагог выполняет сложную задачу - способствует созданию школьником своего Я, ощущению своей личностной значимости, формированию адекватной самооценки и перспективы личности, уровня ее притязаний. Реализация такой важной функции общения, как сопереживание, обеспечивает условия для понимания чувств: другого человека, для формирования способности становиться на точку зрения собеседника, что нормализует отношения в классе. Учителю важно понять ребенка, его потребности, чтобы осуществлять взаимодействие исходя из его представлений.
Важной характеристикой профессионально-педагогического общения является стиль. Стиль — это индивидуально-типологические особенности взаимодействия педагога и учащихся. Он учитывает особенности коммуникативных возможностей учителя, достигнутый уровень взаимоотношений педагога и воспитанников, творческую индивидуальность педагога, особенности ученического коллектива. Стиль общения педагога с детьми — это категория социальная и нравственная.
В общении выделяются две стороны: отношение и взаимодействие. Отношение учителя к классу, ученику может быть устойчиво-положительным, неустойчивым, ситуативно-отрицательным, устойчиво-отрицательным.
В психологии разработаны достаточно четкие черты социально-психологического портрета различных типов руководителей, в том числе педагогов, которым присущи разные стили руководства. Различают несколько стилей педагогического руководства:
-авторитарный стиль;
- демократический стиль;
- либеральный стиль.
Обретение педагогом собственного стиля общения с детьми — сложный процесс, связанный с формированием творческой индивидуальности в целом. Верно найденный стиль общения, соответствующий неповторимой индивидуальности педагога, способствует решению многих задач. Педагогическое воздействие в этом случае становится адекватным личности учителя, упрощается процесс общения с аудиторией, общение становится приятным, органичным для самого педагога, существенно облегчается процедура налаживания взаимоотношений, повышается эффективность такой важнейшей функции общения, как передача информации.
В общении с учащимися и их родителями, со своими коллегами, администрацией школы в зависимости от условий складывающейся ситуации учитель занимает определенные коммуникативные позиции.
А-позиция — "над". Активным субъектом общения выступает учитель. Он проявляет инициативу, управляет, контролирует, планирует ситуацию, реализуя свои цели.
Б-позиция — "наравне". Происходит общение двух равных партнеров, при котором они оба проявляют инициативу и активность, стараются учитывать цели и интересы друг друга, вступают в отношения взаимозависимости.
В-позиция — "под". Учитель занимает подчиненное положение по отношению к партнеру по общению.
Для успешного выполнения педагогической деятельности учитель должен уметь занимать эффективную коммуникативную позицию в зависимости от ситуации. Так, позиция А ("над") может быть эффективна в общении с учениками младшего школьного возраста, которым необходима опека, управление учебной и внеучебной деятельностью, контроль учителя. Эта же позиция нужна учителю в работе со средними и старшими классами, но в основном в ситуации обучения. Учитель поддерживает дисциплину, дает новые знания, организует выполнение учебной программы. Его строгость и
требовательность, самодисциплина и высокий профессионализм выступают образцом для подростков, во внеурочном общении со школьниками учителю нужно уметь перестраиваться и занимать коммуникативную позицию Б ("наравне"), знать интересы и желания учеников, понимать их личные проблемы, идти навстречу их добрым начинаниям.
Такое свойство личности, как общительность, ставшее профессионально-личностным качеством, может обеспечить продуктивность общения. Общительность, как явление многоплановое, включает в себя целый ряд компонентов:
- устойчивую потребность в систематическом общении с детьми в самых различных сферах;
- органическое единство личностных и профессиональных показателей общительности;
- ощущение эмоционального благополучия, его положительное влияние на другие
компоненты педагогической деятельности;
- способность к осуществлению педагогической коммуникации;
- наличие коммуникативных навыков и умений.
Педагогу необходимо знать уровень свойственной ему общительности, понимать, в какой мере она сформирована как профессионально-личностное качество. Это помогает развить в себе коммуникативные способности, поможет приоткрыть для себя тайны человеческого общения, сделать свою работу с детьми по-настоящему творческой.
Анкета « Ваш стиль преподавания».
Ответьте на вопросы анкеты.
1. Если класс не приведен в порядок …?
1) моя реакция зависит от ситуации, 2) я не обращаю на это внимание, 3) не могу начать урок.
2. Я считаю своим долгом сделать замечание , если ребенок нарушает порядок в общественном месте?
1) в зависимости от ситуации, 2) нет, 3) да,
3. Я предпочитаю работать под руководством человека, который:
1) предлагает простор для творчества, 2)не вмешивается в мою работу, 3)дает четкие указания,.
4.Во время урока я придерживаюсь намеченного плана …?
1) в зависимости от ситуации , 2) предпочитаю импровизацию, 3) всегда.
5. Когда я вижу, что ученик ведет себя вызывающе по отношению ко мне …
1) предпочитаю выяснить отношения, 2) игнорирую этот факт, 3) плачу ему той же монетой.
6. Если ученик высказывает точку зрения, которую я не могу принять …
1) я пытаюсь принять его точку зрения, 2) перевожу разговор на другую тему , 3) стараюсь поправить его, объяснить ему его ошибку.
7.По - моему в школьном коллективе важнее всего …
1) работать творчески, 2) отсутствие конфликтов, 3) трудовая дисциплина.
8 Я считаю, что учитель может повысить голос на ученика …
1) нет, это недопустимо, 2) затрудняюсь ответить, 3) если ученик этого заслуживает.
9. Непредвиденные ситуации на уроках …
1) можно эффективно использовать , 2) лучше игнорировать, 3) только мешают учебному процессу.
10.Мои ученики относятся ко мне с симпатией..
1) нет, 2) когда как, 3) не знаю.
Посчитайте сколько у вас 1,2 и 3. Запишите данные в таблицу.
Выбор 1 ответа ( количество) | Выбор 2 ответа ( количество) | Выбор 3 ответа ( количество) |
· Если у Вас больше 1 , то это говорит о демократическом стиле деятельности учителя. Педагог предоставляет возможность ученикам самостоятельно принимать решения, прислушивается к их мнению , поощряет самостоятельность суждений , учитывает не только успеваемость , но и личностные качества учеников. Основные методы воздействия :побуждение, совет, просьба. У педагога наблюдается удовлетворенность своей профессией, гибкость, высокая степень принятия себя и других, открытость и естественность в общении , доброжелательный настрой , способствующий эффективности обучения
· преобладание второго варианта ответа указывает на черты попустительского стиля деятельности учителя . Такой педагог уходит от принятия решений , передавая инициативу ученикам, коллегам, родителям. Организацию и контроль деятельности учащихся осуществляет без системы , в сложных педагогических ситуациях проявляет нерешительность и колебания., испытывая чувство определенной зависимости от учащихся. Для многих из таких педагогов характерна заниженная самооценка , чувство тревоги и неуверенности в своем профессионализме, неудовлетворенность своей работой.
· преобладание 3 варианта говорит об авторитарных тенденциях в деятельности педагога. Учитель использует свои права, как правило, не считаясь с мнением детей и конкретной ситуацией. Главные методы воздействия - приказ, поручение. Для такого учителя характерна неудовлетворенность работой многих учащихся, хотя он может иметь репутацию сильного педагога. Но на его уроках дети чувствуют себя неуютно, незначительная их часть не проявляет активности и самостоятельности.
Индивидуальная работа участников педагогического совета.
Педагог - психолог: « Педагогическое общение – сложный процесс установления и развития контактов между участниками образовательного процесса, который возникает в совместной деятельности и включает в себя обмен информацией, восприятие и понимание другого человека. Смысл общения состоит в том, что оно выступает средством передачи форм культуры и общественного опыта.»
Упражнение “Тонкая бумага”.
Инструкция: Каждому участнику даётся по тонкому листу бумаги формата А-4.
- Все участники держат листок двумя руками за два верхних угла перед собой.
- Закрывают глаза.
- Внимательно слушают инструкцию и выполняют с закрытыми глазами то, что о чём говорит психолог.
- Задания:
– Сложить листок вдвое.
– Разгладить место сгиба.
– По линии сгиба вырвать клочок бумаги.
– Снова сложить листок пополам.
– Повторить эту процедуру 3–4 раза. - Когда у участников получились маленькие, многократно сложенные листки, необходимо развернуть их и положить перед собой, затем все участники раскрывают глаза.
- Вопросы: У всех одинаковые листки? Чем отличаются листки? В чём они похожи? Как вы думаете, почему они разные? В чём психологический смысл задания?
Педагог - психолог: Это упражнение показало, что нет одинаковых людей. Почему люди такие разные? (У людей разный темперамент, характер, уровень образования, разные социальные роли.) Легко ли им общаться? Жить среди людей и общаться с ними так же нелегко, как знать математику или физику или преодолевать какие-то преграды. Если можно обойти гору, то избежать общения в профессиональной деятельности педагога просто невозможно. Необходимость общаться со многими людьми создаёт множество проблем. Нельзя отрицать, что существуют и конфликты в процессе педагогического общения. И здесь очень важно чтобы педагог проявил свое мастерство и нашел правильный выход из сложившейся ситуации.
Содокладчики:
- Доклад МО начальных классов «Технология педагогического общения».
- Доклад МО иностранного языка «Конфликты как барьеры в педагогическом общении».
Работа по группам ШМО «Положительные и отрицательные стороны конфликта»
Оказывается, у конфликтов бывают как плюсы, так и минусы. И сейчас мы попробуем их выявить . Каждое методическое объединение получает таблицу, которую необходимо заполнить. В первую колонку необходимо записать как можно больше позитивных последствий конфликтных ситуаций, во вторую колонку записать негативные последствия конфликтов. На работу группам даётся по 10 минут.
Далее каждая группа оглашает свой список, а ведущий резюмирует ответы.
Плюсы
- конфликт вскрывает “слабое звено” во взаимоотношениях;
- дает возможность увидеть скрытые отношения;
- дает возможность выплеснуть отрицательные эмоции, снять напряжение;
- пересмотр своих взглядов на привычное;
- способствует сплочению коллектива при противоборстве с внешним врагом.
Минусы:
- отрицательные эмоциональные переживания, которые могут привести к различным заболеваниям;
- нарушение деловых и личных отношений между людьми, снижение дисциплины - ухудшение социально-психологического климата;
- ухудшение качества работы - сложное восстановление деловых отношений;
- представление о победителях или побежденных как о врагах;
- временные потери - на 1 мин. конфликта приходится 12 мин. после конфликтных переживаний.
- Доклад МО воспитателей «Педагогическое общение как форма взаимодействия субъектов воспитательно - образовательного процесса».
- Рефлексия и оценка проведенного педагогического совета путем оформления таблиц, раздача педагогом – психологом материала рекомендательного характера.
- Разное.
РЕШЕНИЕ:
- Участникам педагогического совета принять и ознакомиться с материалом рекомендательного характера для усовершенствования навыков педагогического общения.
- Классным руководителям, педагогам, воспитателям группы продленного дня использовать на практике теоретическую информацию, полученную в ходе педагогического процесса.
Предварительный просмотр:
Рекомендации по эффективному педагогическому общению.
Если вы решите заняться оптимизацией своего общения с детьми, рекомендуем своеобразное руководство, на которое можно ориентироваться:
1. Появление в классе бодрое, уверенное, энергичное и т. д.
2. Общее самочувствие в начальный период общения бодрое, продуктивное, уверенное.
3. Наличие коммуникативного настроения: ярко выраженная готовность к общению.
4. Энергичное проявление коммуникативной инициативы, эмоциональная настроенность на деятельность, стремление передать это состояние классу.
5. Создание на уроке необходимого эмоционального настроя.
6. Органичное управление собственным самочувствием в ходе урока и общения с детьми (ровное эмоциональное состояние, способность к управлению самочувствием, несмотря на складывающиеся обстоятельства, сбои в настроении).
7. Продуктивность общения.
8. Управление общением: оперативность, гибкость, ощущение собственного стиля общения, умение организовать единство общения и метода воздействий.
9. Речь (яркая, образная, эмоционально насыщенная, высококультурная).
10. Мимика (энергичная, яркая, педагогически целесообразная).
11. Пантомимика (выразительная, адекватная жестикуляции, пластическая образность, эмоциональная насыщенность жестов).
Успехов в профессиональной деятельности!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Культура педагогического общения как условие установления педагогически целесообразных взаимоотношений с учащимися.
Педагог постоянно сталкивается с самыми разными проблемами межличностного общения. Отсутствие культуры педагогического общения или ее низкий уровень нередко приводят к возникновению конфликтных ситуац...
"Мастерство и культура педагогического общения"
культура педагогического общения, мастерство общения с детьми, культура речи учителя и обучаемых....
Выступление на педагогическом совете по теме " Мастерство и культура педагогического общения"
Педагогическое общение — это взаимодействие преподавателя с учащимися в учебно-воспитательном процессе, направленное на создание благоприятного психологического климата, способствующего более полному ...
Культура педагогического общения
доклад на педагогическом совете...
Культура педагогического общения в совместной деятельности педагога – воспитателя и учащихся
Статья "Культура педагогического общения в совместной деятельности педагога - воспитателя и учащихся" поможет в проведении методического объединения воспитателей или учителей школы....
Педагогический совет "От конфликта к культуре педагогического общения"
Цель: Совершенствование форм и способов взаимодействия субъектов коррекционно - развивающего пространстваЗадачи:Рассмотреть педагогическое общение как социально-психологическое ...