Сценарий педагогического совета
учебно-методический материал на тему
Педагогический совет «Ресурсы современного урока, обеспечивающие освоение новых образовательных стандартов»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekst_k_pedsovetu_resursy_sovremennogo_uroka.doc | 94.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогический совет
«Ресурсы современного урока, обеспечивающие освоение новых образовательных стандартов»
Далада О.В.,
заместитель директора по УВР
Слайд № 1
1. Предисловие «А урок остается!».
Об уроке написано множество книг, статей, диссертаций. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа.
Слайд № 2
Какие бы новации не вводились, только на уроке, как сотни и тысячи лет назад, встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик. Между ними (всегда) – океан знаний и рифы противоречий. И это – нормально.
Что бы ни твердили о компьютеризации и дистанционном образовании, учитель всегда будет капитаном в этом плавании и главным штурманом проводки через все рифы. Как бы ни старались уравнивать учителя с учениками, он как был, так и остается главным действующим лицом на любом уроке. Потому, что он – всегда старше, за ним – знания, опыт понимания и применения этих знаний. Но все это – не облегчает, а осложняет его жизнь. Перед Учителем – живые, вечно меняющиеся, непредсказуемые ученики, от которых не всегда знаешь, чего ожидать.
Любой урок – имеет огромный потенциал для решения новых задач. Но решаются эти задачи зачастую теми средствами, которые не могут привести к ожидаемому положительному результату.
Как для учеников, так и для Учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Современный, – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный.
Актуальный [от лат. actualis – деятельный] означает важный, существенный для настоящего времени. А еще – действенный, современный, имеющий непосредственное отношение к интересам сегодня живущего человека.
Сопоставление традиционного и современного урока (в контексте реализации ФГОС второго поколения).
Слайд № 3
Исходя из требований времени, меняется подход к современному уроку.
Сегодня учитель не освобождается от своей обязанности учить, он начинает учить по-новому. А урок остается, являясь по-прежнему основной формой организации учебного процесса. Учитель и ранее, и теперь, должен заранее спланировать урок, продумать его организацию, провести урок, осуществить коррекцию своих действий и действий учащихся с учётом анализа (самоанализа) и контроля (самоконтроля). Современный урок должен отражать владение классической структурой урока на фоне активного применения собственных творческих наработок, как в смысле его построения, так и в подборе содержания учебного материала, технологии его подачи и тренинга.
В настоящее время большинство учителей, по-прежнему, тяготеет к традиционному уроку. Это объясняется многими причинами: привычкой к традиционным формам обучения и боязнью нового; непониманием огромного количества инноваций.
Наши учителя проводят хорошо подготовленные, продуманные традиционные уроки. Ежедневно мы проводим уроки, желая втиснуть в рамки урока возможно большее содержание, ведь мы так много знаем и всем этим хотим поделиться со своими учениками, в течение всего дня мы, учителя, солируем, а ученики в свою очередь тоже устают, и многие устают от безделья, они устают слушать нас, учителей. Дети сейчас не испытывают дефицита информации, гораздо важнее научить их пользоваться этой информацией, уметь ее преобразовывать.
Слайд № 4
Многочисленные исследования традиционной системы обучения выявили недостатки, сложившиеся в практике проведения уроков в школе. Среди них:
- слабое знание типологии уроков, а поэтому их однообразие;
- слабое знание личности школьника и классных коллективов; уроки-близнецы в разных классах;
- недооценка специального продумывания целей и задач урока;
- шаблонная структура урока (комбинированный урок при постоянном одном и том же наборе структурных частей), стремление к большей накопляемости оценок и, как следствие, преувеличение роли опроса;
- перегруженность содержания учебного материала;
- недостаточное внимание к применению знаний на практике, оторванность теоретических знаний от их использования;
- бедность арсенала выбора методов обучения;
- слабое развитие групповых и индивидуальных форм обучения;
- увлечение фронтальными формами даже там, где они неэффективны;
- слабое использование урока в интересах развития коллектива, недостаточная опора на коллектив с целью реализации его воспитательных возможностей на уроке;
- односторонний подход к дифференциации обучения (преимущественно дифференциация объема и степени сложности);
- пассивная позиция части школьников в учебном процессе;
- бессистемность в формировании навыков рациональной организации учебного труда и др.
Традиционное обучение ориентируется в основном на усвоение учащимися требований учебных программ, знаний из учебников. Ученик при этом оказывается ведомым, работает по заданиям учителя, часто выполняет действия, которые опережают появление у них понимания цели этих действий. При этом в классе редко создаются условия для «выращивания» умений ребенка оценивать ситуацию, ставить цели, планировать деятельность, вести диалог, согласовывать позиции с другими, принимать решения, рефлексивно оценивать результаты деятельности и сам процесс.
Все эти факторы обусловливают необходимость владения выпускниками школ новыми (их называют универсальными) компетенциями или способностями: оргдеятельностными, интеллектуальными, коммуникативными и информационными, которые обеспечивают социализацию человека в современном мире.
Я назвала лишь несколько важных учительских и школьных проблем. В современный период ведется активный поиск ресурсов развития современного урока. Но главным ресурсом остаётся сам учитель.
Сегодня учитель не освобождается от своей обязанности учить, он начинает учить по-новому. А урок остается, являясь по-прежнему основной формой организации учебного процесса. Учитель и ранее, и теперь, должен заранее спланировать урок, продумать его организацию, провести урок, осуществить коррекцию своих действий и действий учащихся с учётом анализа (самоанализа) и контроля (самоконтроля).
Рассмотрим самый распространённый тип урока – комбинированный с позиции основных дидактических требований, а также раскроем суть изменений, связанных с проведением урока современного типа:
Слайды № 5,6,7,8 (3+2+2+2 пункта)
Требования к уроку | Традиционный урок | Урок современного типа | Анализ посещенных уроков основной школы |
Объявление темы урока | Учитель сообщает учащимся | Формулируют сами учащиеся | В большинстве случаев тему формулирует учитель |
Сообщение целей и задач | Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться | Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания | В некоторых случаях пытаются формулировать учащиеся |
Планирование | Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели | Планирование учащимися способов достижения намеченной цели | |
Практическая деятельность учащихся | Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности) | Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы) | На уроках основной и старшей школы используются различные формы и виды работы (групповая, индивидуальная, работа в парах). Однако нередко дети разделяются на группы весьма формально, не распределяются роли, не дается задание для совместной деятельности – дети сидят группой, а работают индивидуально, т.о., цели и задачи данной работы не выполняются. Часто дети, увидев, что столы, которые стоят нетрадиционно, кричат: «Ура, у нас будет КВН», тем самым демонстрируя то, что они редко работают в группах, не умеют работать, не знают правил данной формы. Воспринимают как праздник, игру. А работа в группах – это достаточно традиционный вид работы, которым нужно овладеть и эффективно применять. Далеко не все учителя умело и эффективно организуют учебную деятельность на уроке, ограничиваясь сменой видов упражнений, предложенных авторами учебников, например, по английскому языку. Учителя умудряются провести урок, не поднимаясь со стула. Хотя мы видим и совершенно другие уроки. Но и здесь преобладающими остаются фронтальная форма. |
Осуществление контроля | Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы | Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля) | формы самоконтроля, взаимоконтроля применяются на уроках нашими учителями |
Осуществление коррекции | Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию | Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно | |
Оценивание учащихся | Учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке | Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей) | |
Итог урока | Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили | Проводится рефлексия | Достаточно продуктивно проводится рефлексия. |
Домашнее задание | Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех) | Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей |
При подробном анализе двух типов уроков (рассмотренных выше) становится ясно, что различаются они, прежде всего, деятельностью учителя и учащихся на уроке. Ученик из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя на уроке традиционного типа теперь становится главным деятелем.
Слайд № 9
«Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» - слова К.Д. Ушинского отражают суть урока современного типа, в основе которого заложен принцип системно-деятельностного подхода. Учитель призван осуществлять скрытое управление процессом обучения, быть вдохновителем учащихся.
При таком подходе существенно меняется деятельность учителя на уроке:
Слайд № 10, 11, 12 (2+3+1)
Характеристика изменений в деятельности педагога, работающего по ФГОС:
Предмет изменений | Традиционная деятельность учителя | Деятельность учителя, работающего по ФГОС |
Подготовка к уроку | Учитель пользуется жестко структурированным конспектом урока | Учитель пользуется сценарным планом урока, предоставляющим ему свободу в выборе форм, способов и приемов обучения |
При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации | При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации, интернет-ресурсы, материалы коллег. Обменивается конспектами с коллегами | |
Основные этапы урока | Объяснение и закрепление учебного материала. Большое количество времени занимает речь учителя | Самостоятельная деятельность обучающихся (более половины времени урока) |
Главная цель учителя на уроке | Успеть выполнить все, что запланировано | Организовать деятельность детей: • по поиску и обработке информации; • обобщению способов действия; • постановке учебной задачи и т. д. |
Формулирование заданий для обучающихся (определение деятельности детей) | Формулировки: решите, спишите, сравните, найдите, выпишите, выполните и т. д. | Формулировки: проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т. д. |
Форма урока | Преимущественно фронтальная | Преимущественно групповая и/или индивидуальная |
Нестандартное ведение уроков | – | Учитель ведет урок в параллельном классе, урок ведут два педагога (совместно с учителями информатики, психологами и логопедами), урок проходит с поддержкой тьютора или в присутствии родителей обучающихся |
Взаимодействие с родителями обучающихся | Происходит в виде лекций, родители не включены в образовательный процесс | Информированность родителей обучающихся. Они имеют возможность участвовать в образовательном процессе. Общение учителя с родителями школьников может осуществляться при помощи Интернета |
Результаты обучения | Предметные результаты | Не только предметные результаты, но и личностные, метапредметные |
Нет портфолио обучающегося | Создание портфолио | |
Основная оценка – оценка учителя | Ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки | |
Важны положительные оценки учеников по итогам контрольных работ | Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения |
Таким образом, одним из основополагающих принципов проектирования современного урока является изменение парадигмы образования от знаниевой к деятельностной.
Отрадно, что проведенный в школе неделю назад муниципальный семинар продемонстрировал высокий потенциал наших учителей по реализации ФГОС, когда планируемые результаты достигаются путем реализации системно-деятельностного подхода.
Слайд № 14
Опытом реализации системно-деятельностного подхода на уроках в начальной школе с педагогами школы готова поделиться учитель начальных классов Корниенко Ольга Алексеевна.
2. Выступление Корниенко Ольги Алексеевны «Реализация системно-деятельностного подхода в начальной школе».
3. Наши педагоги основной и средней школы в совершенстве владеют объяснительными, репродуктивными, инструктивно-практическими методами обучения.
К сожалению, несмотря на то, что почти 50% педагогов имеют высшую и первую кВ. категорию и проходя процедуру аттестации до сентября 2014г., все прописывали технологии, которые применяем, на практике же только единицы демонстрируют владение образовательными технологиями или их элементами. Я не имею в виду ИКТ, т.к. этой технологией владеют все и применяют ее все, иногда в ущерб здоровье сберегающей, когда проектор работает в течение всего урока.
И снова предлагаем вашему вниманию опыт проведения современного развивающего урока, где обязательным условием является создание проблемной ситуации, где ученики готовы к выдвижению гипотез, т.к. уверены в направляющей помощи со стороны учителя.
Слайд № 15
4. Просмотр видеофрагмента урока Кемеровой Т.В. Урок истории в 5А классе «В городе богини Афины».
1 фрагмент - с начала фрагмента 5 минут
Выступает Кемерова Т.В.
2 фрагмент с начала фрагмента 2.55 минут
Слайд № 15
5. Выступление Кемеровой Т.В. «Структура урока проблемного обучения»
6. Далада О.В.
Один из принципов развивающего обучения - принцип активности и сознательности. Ребенок может быть активен, если осознает цель учения, его необходимость, если каждое его действие является осознанным и понятным. Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии. Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.
Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими, со своими.
Слайд № 16
7. Опытом организации рефлексии на уроке поделится Ермакова Е.Г., учитель английского языка, «Рефлексия».
Предлагаем вашему вниманию видеофрагмент урока Ермаковой Е.Г. в 5А классе «Спрашиваем дорогу».
Фрагмент с 2.28 минуты
Слайд № 16
- Выступление Ермаковой Е.Г. «Рефлексия на уроках английского языка».
8. Практическая часть педсовета.
Предлагаем Вам, уважаемые коллеги, выступить в роли экспертов и проанализировать фрагмент урока биологии.
Видеофрагмент урока биологии. (С начала фрагмента до 12.46)
Слайд № 17
9. Работа в группах:
1 группа: оцените эффективность проведения актуализации знаний учащихся, выбрав объектом анализа деятельность ученика.
2 группа: оцените организацию групповой работы на данном этапе урока, выбрав объектом анализа деятельность ученика.
3 группа: предложите свои варианты заданий для работы в группе с целью эффективного осуществления контроля знаний предыдущей темы.
Слайд № 18-19
10. Критерии эффективности современного урока.
• Обучение через открытие
• Самоопределение обучаемого к выполнению той или иной образовательной деятельности.
• Наличие дискуссий, характеризующихся различными точками зрения по изучаемым вопросам, сопоставлением их, поиском за счет обсуждения истинной точки зрения.
• Развитие личности
• Способность ученика проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом
• Демократичность , открытость
• Осознание учеником деятельности: того как, каким способом получен результат, какие при этом встречались затруднения , как они были устранены, и что чувствовал ученик при этом.
• Моделирование жизненно важных профессиональных затруднений в образовательном пространстве и поиск путей их решения.
• Позволяет ученикам в коллективном поиске приходить к открытию
• Ученик испытывает радость от преодоленной трудности учения, будь то: задача, пример, правило, закон, теорема или - выведенное самостоятельно понятие.
• Педагог ведет учащегося по пути субъективного открытия, он управляет проблемно – поисковой или исследовательской деятельностью учащегося.
11. Заключение.
Так что же для нас современный урок ?
Это урок-познание, открытие, деятельность, противоречие, развитие, рост, ступенька к знанию, самопознание, самореализация, мотивация., интерес, профессионализм, выбор, инициативность, уверенность.
Что главное в уроке?
Каждый учитель имеет на этот счет свое, совершенно твердое мнение. Для одних успех обеспечивается эффектным началом, буквально захватывающим учеников сразу с появлением учителя. Для других, наоборот, гораздо важнее подведение итогов, обсуждение достигнутого. Для третьих – объяснение, для четвертых – опрос и т.д. Времена, когда учителя заставляли придерживаться жестких и однозначных требований по организации урока миновали.
Время «готовых» уроков постепенно отходит.
Новизна современного российского образования требует личностного начала учителя, которое позволяет ему либо «урочить», наполняя учеников знаниями умениями и навыками, либо давать урок, развивая понимание этих знаний, умений, навыков, создавая условия для порождения их ценностей и смыслов.
Можно долго спорить о том, каким должен быть урок .
Неоспоримо одно: он должен быть одушевленным личностью учителя.
Решение педагогического совета:
1.1. Урок - это неотъемлемая часть учебного процесса, которая и при переходе на новые стандарты остается одной из основных форм организации обучения. Рождение любого урока начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели - что учитель хочет добиться; затем установления средства - что поможет учителю в достижении цели, а уж затем определения способа - как учитель будет действовать, чтобы цель была достигнута.
Современный урок - это урок-познание, открытие, деятельность, противоречие, развитие, рост, ступенька к знанию, самопознание, самореализация, мотивация, интерес, профессионализм, выбор, инициативность, уверенность, потребность.
Новизна современного российского образования требует личностного начала учителя, которое позволяет ему либо урочить, наполняя учеников знаниями умениями и навыками, либо давать урок, развивая понимание этих знаний, умений, навыков, создавая условия для порождения их ценностей и смыслов.
1.2. Постановили:
Педагогам школы в практике своей деятельности необходимо использовать системные требования к современному уроку, озвученные на педагогическом совете:
1. Реализовывать системно-деятельностный и компетентностный подходы к обучению как основные при реализации новых образовательных стандартов;
2. С целью повышения качества образования использовать здоровьесберегающие и развивающие технологии;
3. Рекомендовать использование наряду с традиционными нетрадиционных форм и методов обучения, учитывающих склонности учащихся и обеспечивающих активное участие каждого ребенка в процессе образования;
4. Классным руководителям и учителям-предметникам создавать в школе эмоционально-психологический комфорт, поддерживая учебную дисциплину на основе оптимального сочетания требовательности и уважения к личности школьника;
6. Продолжить совершенствование материально-технической базы школы;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий педагогического совета: "Помогающие отношения - необходимое условие образовательного процесса".
В работе представлен полный материал для проведения педагогического совета. Цель: помочь педагогу в осмыслении значимости коммуникативной д...
Сценарий педагогического совета по теме «Культура учащихся и работа педколлектива по её повышению»
Сценарий педсовета, проводимого в форме деловой игры, преследует цель обмена опытом и осмысления педагогами пути решения проблемы повышения культуры учащихся....
сценарий педагогического совета Личностное развитие школьника на всех уровнях обучения через взаимодействие семьи и школы
Сценарий педагогического совета "Личностное развитие школьника на всех уровнях обучения через взаимодействие семьи и школы" может быть полезен для начинающего заместителя директора, классных рук...
Сценарий педагогического совета "Формирование универсальных учебных действий как показатель эффективности урока"
Цель: повышение компетентности педагогов в направлении формирования УУД школьников Задачи: сконцентрировать внимание педагогического коллектива на проблеме внедрения и ре...
Сценарий педагогического совета «Современные подходы к организации образовательного процесса в МАОУ «Гимназия №1» в условиях новых образовательных стандартов»
Цель педагогического совета:- повышение эффективности образовательного процесса через внедрение современных подходов к организации образовательного процесса,- непрерывное совершенствование...
Сценарий педагогического совета «Современный педагог в современной московской школе»
Сценарий включает: цели и задачи педагогического совета, программу, презентацию выступления "Ценности московского образования", круглый стол "Критерии работы современного московского уч...
Сценарий педагогического совета по теме: "Активизация органов ученического самоуправления в классных коллективах"
В ходе педагогического совета организована работа в группах...