Сценарий педагогического совета
учебно-методический материал на тему

Далада Оксана Валерьевна

Педагогический совет «Ресурсы современного урока, обеспечивающие освоение новых образовательных стандартов»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tekst_k_pedsovetu_resursy_sovremennogo_uroka.doc94.5 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический совет

«Ресурсы современного урока, обеспечивающие освоение  новых образовательных стандартов»

Далада О.В.,

заместитель директора по УВР

Слайд № 1

1. Предисловие «А урок остается!».

     Об уроке написано множество книг, статей, диссертаций. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения. На нем  держалась традиционная и стоит современная школа. 

Слайд № 2

     Какие бы новации не вводились, только на уроке, как сотни и тысячи лет назад, встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик. Между ними (всегда) – океан знаний и рифы противоречий. И это – нормально.

Что бы ни твердили о компьютеризации и дистанционном образовании, учитель всегда будет капитаном в этом плавании и главным штурманом проводки через все рифы. Как бы ни старались уравнивать учителя с учениками, он как был, так и остается главным действующим лицом на любом уроке. Потому, что он – всегда старше, за ним – знания, опыт понимания и применения этих знаний. Но все это – не облегчает, а осложняет его жизнь. Перед Учителем – живые, вечно меняющиеся, непредсказуемые ученики, от которых не всегда знаешь, чего ожидать.

      Любой урок – имеет огромный потенциал для решения новых задач. Но решаются эти задачи зачастую теми средствами, которые не могут привести к ожидаемому положительному результату.

    Как для учеников, так и для Учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Современный, – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный.

     Актуальный [от лат. actualis – деятельный] означает важный, существенный для настоящего времени. А еще – действенный, современный, имеющий непосредственное отношение к интересам сегодня живущего человека.

Сопоставление традиционного и современного урока (в контексте реализации ФГОС второго поколения).

Слайд № 3

Исходя из требований времени, меняется подход к современному уроку.

Сегодня учитель не освобождается от своей обязанности учить, он начинает учить по-новому. А урок остается, являясь по-прежнему основной формой организации учебного процесса. Учитель и ранее, и теперь, должен заранее спланировать урок, продумать его организацию, провести урок, осуществить коррекцию своих действий и действий учащихся с учётом анализа (самоанализа) и контроля (самоконтроля).       Современный урок должен отражать владение классической структурой урока на фоне активного применения собственных творческих наработок, как в смысле его построения, так и в подборе содержания учебного материала, технологии его подачи и тренинга.

В настоящее время большинство учителей, по-прежнему, тяготеет к традиционному уроку. Это объясняется многими причинами: привычкой к традиционным формам обучения и боязнью нового; непониманием огромного количества инноваций.

Наши учителя проводят  хорошо подготовленные, продуманные  традиционные уроки. Ежедневно мы проводим уроки, желая втиснуть в рамки урока возможно большее содержание,  ведь мы так много знаем и всем этим хотим поделиться со своими учениками, в течение всего дня мы, учителя, солируем,  а ученики в свою очередь тоже устают, и многие  устают от безделья, они устают слушать нас, учителей. Дети сейчас не испытывают дефицита информации, гораздо важнее научить их пользоваться этой информацией, уметь ее преобразовывать.  

Слайд № 4

Многочисленные исследования традиционной системы обучения выявили недостатки, сложившиеся в практике проведения уроков в школе. Среди них:

  •         слабое знание типологии уроков, а поэтому их однообразие;
  •         слабое знание личности школьника и классных коллективов; уроки-близнецы в разных классах;
  •         недооценка специального продумывания целей и задач урока;
  •         шаблонная структура урока (комбинированный урок при постоянном одном и том же наборе структурных частей), стремление к большей накопляемости оценок и, как следствие, преувеличение роли опроса;
  •         перегруженность содержания учебного материала;
  •         недостаточное внимание к применению знаний на практике, оторванность теоретических знаний от их использования;
  •         бедность арсенала выбора методов обучения;
  •         слабое развитие групповых и индивидуальных форм обучения;
  •         увлечение фронтальными формами даже там, где они неэффективны;
  •         слабое использование урока в интересах развития коллектива, недостаточная опора на коллектив с целью реализации его воспитательных возможностей на уроке;
  •         односторонний подход к дифференциации обучения (преимущественно дифференциация объема и степени сложности);
  •         пассивная позиция части школьников в учебном процессе;
  •         бессистемность в формировании навыков рациональной организации учебного труда и др.

Традиционное обучение ориентируется в основном на усвоение учащимися требований учебных программ, знаний из учебников. Ученик при этом оказывается ведомым, работает по заданиям учителя, часто выполняет действия, которые опережают появление у них понимания цели этих действий. При этом в классе редко создаются условия для «выращивания» умений ребенка оценивать ситуацию, ставить цели, планировать деятельность, вести диалог, согласовывать позиции с другими, принимать решения, рефлексивно оценивать результаты деятельности и сам процесс.

Все эти факторы обусловливают необходимость владения выпускниками школ новыми (их называют универсальными) компетенциями или способностями: оргдеятельностными, интеллектуальными, коммуникативными и информационными, которые обеспечивают социализацию человека в современном мире.

Я назвала лишь несколько важных учительских и школьных проблем. В современный период ведется активный поиск ресурсов развития современного урока. Но главным ресурсом остаётся сам учитель.

      Сегодня учитель не освобождается от своей обязанности учить, он начинает учить по-новому. А урок остается, являясь по-прежнему основной формой организации учебного процесса. Учитель и ранее, и теперь, должен заранее спланировать урок, продумать его организацию, провести урок, осуществить коррекцию своих действий и действий учащихся с учётом анализа (самоанализа) и контроля (самоконтроля).

      Рассмотрим самый распространённый тип урока – комбинированный с позиции основных дидактических требований, а также раскроем суть изменений, связанных с проведением урока современного типа:

Слайды № 5,6,7,8 (3+2+2+2 пункта)

Требования к уроку

Традиционный урок

Урок современного типа

Анализ посещенных уроков основной школы

Объявление темы урока

Учитель сообщает учащимся

Формулируют сами учащиеся

В большинстве случаев тему формулирует учитель

Сообщение целей и задач

Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться

Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания

В некоторых случаях пытаются формулировать учащиеся

Планирование

Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели

Планирование учащимися способов достижения намеченной цели

Практическая деятельность учащихся

Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности)

Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы)

На уроках основной и старшей школы используются различные формы  и виды  работы (групповая, индивидуальная, работа в парах). Однако нередко дети разделяются на группы весьма формально, не распределяются роли, не дается задание для совместной деятельности – дети сидят группой, а работают индивидуально, т.о., цели и задачи данной работы не выполняются. Часто дети, увидев, что столы, которые стоят нетрадиционно, кричат: «Ура, у нас будет КВН», тем самым демонстрируя то, что они редко работают в группах, не умеют работать, не знают правил данной формы. Воспринимают как праздник, игру. А работа в группах – это достаточно традиционный вид работы, которым нужно овладеть и эффективно применять.

Далеко не все учителя умело и эффективно организуют учебную деятельность на уроке, ограничиваясь сменой видов упражнений, предложенных  авторами учебников, например, по английскому языку.  Учителя умудряются провести урок, не поднимаясь со стула. Хотя мы видим и совершенно другие уроки. Но и здесь преобладающими остаются фронтальная форма.

Осуществление контроля

Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы

Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля)

формы самоконтроля, взаимоконтроля применяются на уроках нашими учителями

Осуществление коррекции

Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию

Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно

Оценивание учащихся

Учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке

Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)

Итог урока

Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили

Проводится рефлексия

Достаточно продуктивно проводится рефлексия.

Домашнее задание

Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех)

Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей

При подробном анализе двух типов уроков (рассмотренных выше) становится ясно, что различаются они, прежде всего, деятельностью учителя и учащихся на уроке. Ученик из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя на уроке традиционного типа теперь становится главным деятелем.

Слайд № 9

    «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» - слова К.Д. Ушинского отражают суть урока современного типа, в основе которого заложен принцип системно-деятельностного подхода. Учитель призван осуществлять скрытое управление процессом обучения, быть вдохновителем учащихся.

При таком подходе существенно меняется деятельность учителя на уроке:

 Слайд № 10, 11, 12 (2+3+1)

Характеристика изменений в деятельности педагога, работающего по ФГОС:

Предмет изменений

Традиционная деятельность учителя

Деятельность учителя, работающего по ФГОС

Подготовка к уроку

Учитель пользуется жестко структурированным конспектом урока

Учитель пользуется сценарным планом урока, предоставляющим ему свободу в выборе форм, способов и приемов обучения

При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации

При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации, интернет-ресурсы, материалы коллег. Обменивается конспектами с коллегами

Основные этапы урока

Объяснение и закрепление учебного материала. Большое количество времени занимает речь учителя

Самостоятельная деятельность обучающихся (более половины времени урока)

Главная цель учителя на уроке

Успеть выполнить все, что запланировано

Организовать деятельность детей:

• по поиску и обработке информации;

• обобщению способов действия;

• постановке учебной задачи и т. д.

Формулирование заданий для обучающихся (определение деятельности детей)

Формулировки: решите, спишите, сравните, найдите, выпишите, выполните и т. д.

Формулировки: проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т. д.

Форма урока

Преимущественно фронтальная

Преимущественно групповая и/или индивидуальная

Нестандартное ведение уроков

Учитель ведет урок в параллельном классе, урок ведут два педагога (совместно с учителями информатики, психологами и логопедами), урок проходит с поддержкой тьютора или в присутствии родителей обучающихся

Взаимодействие с родителями обучающихся

Происходит в виде лекций, родители не включены в образовательный процесс

Информированность родителей обучающихся. Они имеют возможность участвовать в образовательном процессе. Общение учителя с родителями школьников может осуществляться при помощи Интернета

Результаты обучения

Предметные результаты

Не только предметные результаты, но и личностные, метапредметные

Нет портфолио обучающегося

Создание портфолио

Основная оценка – оценка учителя

Ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки

Важны положительные оценки учеников по итогам контрольных работ

Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения

Таким образом, одним из  основополагающих  принципов проектирования современного урока является изменение   парадигмы образования от знаниевой к деятельностной.  

   Отрадно, что проведенный в школе неделю назад муниципальный семинар продемонстрировал высокий потенциал наших учителей по реализации ФГОС,  когда   планируемые результаты достигаются путем реализации  системно-деятельностного  подхода.

Слайд № 14

Опытом   реализации системно-деятельностного подхода на уроках в начальной школе с педагогами школы готова  поделиться учитель начальных классов Корниенко Ольга Алексеевна.

2. Выступление Корниенко Ольги Алексеевны «Реализация системно-деятельностного  подхода в начальной школе».

3. Наши педагоги основной и средней школы в совершенстве владеют объяснительными, репродуктивными, инструктивно-практическими методами обучения.

К сожалению,  несмотря на то, что почти 50% педагогов имеют  высшую и первую кВ. категорию и проходя процедуру аттестации до сентября 2014г., все прописывали технологии, которые применяем,  на практике же  только единицы демонстрируют владение  образовательными технологиями  или их элементами. Я не имею в виду ИКТ, т.к. этой технологией владеют все и применяют  ее все, иногда в ущерб здоровье сберегающей, когда проектор работает в течение всего урока.

 И снова   предлагаем вашему вниманию опыт проведения современного развивающего урока, где обязательным условием является создание проблемной ситуации, где ученики готовы к выдвижению гипотез, т.к. уверены в направляющей помощи со стороны учителя.

Слайд № 15

4. Просмотр видеофрагмента урока Кемеровой Т.В. Урок истории в 5А классе «В городе богини Афины».

1 фрагмент -  с начала фрагмента 5 минут

Выступает Кемерова Т.В.

2 фрагмент  с начала фрагмента 2.55 минут

Слайд № 15

5. Выступление Кемеровой Т.В. «Структура урока проблемного обучения»

6.  Далада О.В.

Один из принципов развивающего обучения - принцип активности и сознательности. Ребенок может быть активен, если осознает цель учения, его необходимость, если каждое его действие является осознанным и понятным. Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии.  Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её  результатов.

Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими,  со своими.

Слайд № 16

7. Опытом организации рефлексии на уроке поделится Ермакова Е.Г., учитель английского языка, «Рефлексия».

Предлагаем вашему вниманию видеофрагмент урока Ермаковой Е.Г.  в 5А классе «Спрашиваем дорогу».

Фрагмент с 2.28 минуты

Слайд № 16

- Выступление Ермаковой Е.Г. «Рефлексия на уроках английского языка».

8. Практическая часть педсовета.

Предлагаем Вам, уважаемые коллеги,  выступить в роли экспертов и проанализировать фрагмент урока биологии.

Видеофрагмент урока биологии. (С начала фрагмента до 12.46)

Слайд № 17

9. Работа в группах:

1 группа: оцените эффективность проведения   актуализации знаний учащихся, выбрав объектом анализа деятельность ученика. 

2 группа: оцените организацию групповой работы на данном этапе урока, выбрав объектом анализа деятельность ученика. 

3 группа: предложите свои варианты заданий для работы в группе с целью эффективного осуществления контроля знаний предыдущей темы.

Слайд № 18-19       

10.  Критерии эффективности современного урока.

• Обучение через открытие

• Самоопределение обучаемого к выполнению той или иной образовательной деятельности.

• Наличие дискуссий, характеризующихся различными точками зрения по изучаемым вопросам, сопоставлением их, поиском за счет обсуждения истинной точки зрения.

• Развитие личности

• Способность ученика проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом

• Демократичность , открытость

• Осознание учеником деятельности: того как, каким способом получен результат, какие при этом встречались затруднения , как они были устранены, и что чувствовал ученик при этом.

• Моделирование жизненно важных профессиональных затруднений в образовательном пространстве и поиск путей их решения.

• Позволяет ученикам в коллективном поиске приходить к открытию

• Ученик испытывает радость от преодоленной трудности учения, будь то: задача, пример, правило, закон, теорема или - выведенное самостоятельно понятие.

• Педагог ведет учащегося по пути субъективного открытия, он управляет проблемно – поисковой или исследовательской деятельностью учащегося.

11. Заключение.

Так что же для нас современный урок ?

Это урок-познание, открытие, деятельность, противоречие, развитие, рост, ступенька к знанию, самопознание, самореализация, мотивация., интерес, профессионализм, выбор, инициативность, уверенность.

Что главное в уроке?

Каждый учитель имеет на этот счет свое, совершенно твердое мнение. Для одних успех обеспечивается эффектным началом, буквально захватывающим учеников сразу с появлением учителя. Для других, наоборот, гораздо важнее подведение итогов, обсуждение достигнутого. Для третьих – объяснение, для четвертых – опрос и т.д. Времена, когда учителя заставляли придерживаться жестких и однозначных требований по организации урока миновали.

Время «готовых» уроков постепенно отходит.

Новизна современного российского образования требует личностного начала учителя, которое позволяет ему либо «урочить», наполняя учеников знаниями умениями и навыками, либо давать урок, развивая понимание этих знаний, умений, навыков, создавая условия для порождения их ценностей и смыслов.

Можно долго спорить о том, каким должен быть урок .

Неоспоримо одно: он должен быть одушевленным личностью учителя.

Решение педагогического совета:

1.1. Урок - это неотъемлемая часть учебного процесса, которая и при переходе на новые стандарты остается одной из основных форм организации обучения. Рождение любого урока начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели - что учитель хочет добиться; затем установления средства - что поможет учителю в достижении цели, а уж затем определения способа - как учитель будет действовать, чтобы цель была достигнута.

Современный урок - это урок-познание, открытие, деятельность, противоречие, развитие, рост, ступенька к знанию, самопознание, самореализация, мотивация, интерес, профессионализм, выбор, инициативность, уверенность, потребность.

Новизна современного российского образования требует личностного начала учителя, которое позволяет ему либо урочить, наполняя учеников знаниями умениями и навыками, либо давать урок, развивая понимание этих знаний, умений, навыков, создавая условия для порождения их ценностей и смыслов.

1.2. Постановили:

Педагогам школы в практике своей деятельности необходимо использовать системные требования к современному уроку, озвученные на педагогическом совете:

1. Реализовывать системно-деятельностный и компетентностный подходы к обучению как основные при реализации новых образовательных стандартов;

2.   С целью повышения качества образования использовать здоровьесберегающие и развивающие технологии;

3.   Рекомендовать использование наряду с традиционными нетрадиционных форм и методов обучения, учитывающих склонности учащихся и обеспечивающих активное участие каждого ребенка в процессе образования;

4.    Классным руководителям и учителям-предметникам создавать в школе эмоционально-психологический комфорт, поддерживая учебную дисциплину на основе оптимального сочетания требовательности и уважения к личности школьника;

6.   Продолжить совершенствование материально-технической базы школы;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий педагогического совета: "Помогающие отношения - необходимое условие образовательного процесса".

В работе представлен полный материал для проведения педагогического совета. Цель:          помочь педагогу в осмыслении значимости  коммуникативной д...

Сценарий педагогического совета по теме «Культура учащихся и работа педколлектива по её повышению»

Сценарий педсовета, проводимого в форме деловой игры, преследует цель обмена опытом  и  осмысления педагогами пути решения проблемы повышения культуры учащихся....

сценарий педагогического совета Личностное развитие школьника на всех уровнях обучения через взаимодействие семьи и школы

Сценарий педагогического совета "Личностное развитие школьника на всех уровнях обучения через взаимодействие семьи и школы" может быть полезен для начинающего заместителя директора, классных рук...

Сценарий педагогического совета "Формирование универсальных учебных действий как показатель эффективности урока"

Цель: повышение компетентности педагогов в направлении формирования УУД школьников      Задачи: сконцентрировать внимание педагогического коллектива на проблеме внедрения и ре...

Сценарий педагогического совета «Современные подходы к организации образовательного процесса в МАОУ «Гимназия №1» в условиях новых образовательных стандартов»

Цель педагогического совета:- повышение эффективности образовательного процесса через внедрение современных  подходов  к организации образовательного процесса,- непрерывное совершенствование...

Сценарий педагогического совета «Современный педагог в современной московской школе»

Сценарий включает: цели и задачи педагогического совета, программу, презентацию выступления "Ценности московского образования", круглый стол "Критерии работы современного московского уч...