Дорожная карта "Одарённые дети"
рабочая программа на тему
Предварительный просмотр:
Дорожная карта по организации работы с одаренными детьми в ГБОУ школа №152 Красногвардейского района Санкт-Петербурга.
Цель: создание условий для выявления, поддержки, воспитания и развития талантливых и одаренных детей.
Задачи:
- Развивать одаренность через оптимальное сочетание основного, дополнительного и индивидуального образования;
- Стимулировать творческую деятельность педагогического коллектива и создать условия для удовлетворения потребности педагогов в продуктивном самовыражении;
- Обеспечивать научно-методическую, социально-правовую, психолого- педагогическую поддержку одаренных детей;
- Организовать специальную подготовку педагогических кадров для работы с одаренными детьми;
- Создать банк данных талантливых и одаренных детей: технологий, методик индивидуальных программ, учебно-методических комплексов.
Планируемый результат:
- Внедрение новых путей поддержки и развития одаренных детей;
- Увеличение числа талантливых и одаренных детей и молодежи;
- Создание единого банка данных одаренных детей;
- Разработка оптимального индивидуального маршрута развития одаренного ребенка;
- Повышение профессиональной компетентности педагогов по работе с талантливыми и одаренными детьми.
Процедуры. Организационно - информационные:
- Организация сетевого взаимодействия учреждений образования.
- Организация деятельности директора и заместителей директора ГБОУ школа №152 по оформлению правового поля: заключение договоров о сетевом взаимодействии, разработка положений о конкурсах, о мероприятиях и др.
- Прохождение курсовой подготовки педагогов по проблеме организации развития талантливых и одаренных детей.
- Расстановка кадров, разработка плана методической работы.
- Мониторинг педагогических кадров: выявление и анализ уровня педагогического мастерства педагогов, работающих с одаренными детьми.
Кадровые. Мотивационные:
- Обучение педагогов инновационным технологиям через систему постоянно действующих семинаров.
- Ознакомление с системой контроля в организации развития одаренных детей.
- Разработка и утверждение планов методической работы предметных кафедр, планов самообразования, аттестации педагогов.
Научно-методические:
- Разработка плана-графика методической работы центра сетевого взаимодействия.
- Организация работы и проведение постоянно действующих семинаров: «Современные образовательные технологии», «Педагогические техники в работе с одаренными детьми», «Формирование и реализация личностного потенциала учащихся», «Мониторинг продвижения одаренного ребенка».
- Организация и проведение консультаций.
- Организация работы с талантливыми и одаренными детьми.
- Организация обмена опытом.
- Работа с педагогическими коллективами образовательных учреждений по организации психолого-педагогического сопровождения развития одаренных детей.
- Освоение технологий индивидуализации образовательного процесса.
Программно-методическое:
- Издание приказов по сетевому взаимодействию.
- Составление плана-графика сетевого взаимодействия: проведения семинаров, методической учебы, конференций, консультаций.
Материально-технические:
- Определение необходимого оборудования залов, компьютерных классов, лабораторий и других помещений для проведения занятий и мероприятий.
Финансовые:
- Изыскание дополнительных источников поощрения педагогов, работающих с талантливыми и одаренными детьми.
Контрольно-диагностические:
- Разработка критериев результативности сетевого взаимодействия по работе с талантливыми и одаренными детьми.
Направления | Деятельность | Субъекты (дети, родители) | |
1 | Создание комплекса диагностических процедур и методов, направленных на выявление и отслеживание развития одаренных детей | - Мониторинг продвижения одаренного ребенка в учреждении и вне его - Создание карты успешности развития ребенка | - Расширение знаний детей и родителей об одаренности и собственных возможностей одаренных детей |
2 | Сетевое взаимодействие организации развития талантливых и одаренных детей, создание педагогических комплексов для работы с одаренными детьми | - Предоставление одаренным детям возможности выбора модульных курсов дополнительного образования для апробирования и развития своих интересов и возможностей - Реализация индивидуальных программ по работе с одаренными детьми - Расширение связей с ОУ - Педагогическое сопровождение индивидуальных образовательных маршрутов для одаренных детей - Привлечение родительской общественности к работе с одаренными детьми | - Проведение мероприятий (конференций, «круглых столов» и др.) по обмену опытом работы с одаренными детьми - Организация и расширение контактов талантливых и одаренных подростков. |
3 | Непрерывное социально-педагогическое сопровождение одаренных детей | - Создание единой системы планирования мероприятий -Реализация разнообразных форм поддержки одаренных детей - Мотивация родителей (законных представителей) на сотрудничество в социально-педагогическом сопровождении одаренного ребенка (родители – союзники) | Проведение мероприятий (конференций, «круглых столов» и др.) по обмену опытом работы с одаренными детьми |
4 | Подготовка педагогических кадров к работе с одаренными детьми | - Организация тематических семинаров по распространению опыта сопровождения, развития одаренного ребенка - Создание и обновление банка технологий работы с одаренными детьми - Организация и проведение курсов повышения квалификации по работе с одаренными детьми | Проведение КПК специалистами АППО, ИМЦ Красногвардейского района |
5 | Мотивационная поддержка работы с одаренными детьми | - Разработка стимулирования педагога и одаренного ребенка на уровне учреждения - Организация и проведение конкурсов и фестивалей, участие в конкурсах регионального, всероссийского и международного уровней - Привлечение средств спонсоров для поддержки одаренных детей | - Сбор индивидуального Портфолио достижений и практического результата деятельности ребенка - Пропаганда детских достижений в социуме - Чествование одаренных детей, наставников и родителей на уровне школы - Размещение информации на сайте |
6 | Информационное обеспечение процесса поддержки и развития одаренных детей | _Создание банка данных об одаренных детях, технологиях работы с ними - Осуществление информационной поддержки родителей одаренных обучающихся - Размещение информации по работе с одаренными детьми в средствах СМИ, на сайтах | - Участие в деятельности сетевых сообществ детей, родителей по проблеме развития одаренности. |
Ресурсное обеспечение.
Обоснование возможности инновационной деятельности в соответствии с законодательством об образовании.
Нормативно-правовое обеспечение инновационной деятельности по развитию и сопровождению талантливых и одаренных детей заключается в исполнении:
- Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки».
- Указа Президента Российской Федерации от 01.06.2012 № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы».
- Федеральной целевой программы «Дети России» (подпрограмма «Одаренные дети»).
- Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов от 03.04.2012 г.;
- Концепции развития дополнительного образования в РФ, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 г. №1726;
- Устава ГБОУ школа №152.
Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми
1. Принцип создания комфортных условий для совместных работы учащихся и педагога.
2. Принцип создания условий для самопознания и реализации каждой одаренной личности.
3. Принцип вариативности реализации содержания, форм, методов образовательного и воспитательного процесса дополнительного образования.
4. Принцип свободы выбора учащимися объединений.
5. Принцип возрастания роли внеурочной деятельности (реализация модульного обучения в рамках ФГОС, реализация долговременных воспитывающих игр и др.)
Формы работы с одаренными учащимися:
- индивидуальный подход на занятиях;
- проведение нестандартных форм занятий;
- дополнительные занятия с одаренными учащимися, подготовка к олимпиадам, к исследовательской конференции, консультации по возникшим проблемам;
- конкурсы, интеллектуальные игры, фестивали, спортивные соревнования;
- проектная деятельность учащихся;
- использования современных средств информации (Интернет, медиатека, компьютерные игры по предметам, электронная энциклопедия);
- создание ученических портфолио.
Методическая поддержка.
На сегодняшний момент, возникшие вопросы по проблеме развития одаренных детей обсуждаются на заседаниях методических объединений педагогов ОУ. В ГБОУ школа №152 разработана дорожную карту сетевого взаимодействия организации развития талантливых и одаренных детей. Дорожная карта меняет систему методической работы в образовательном учреждении, требует создание новых структурных элементов – формирование школьного методического объединения педагогов в виде предметных кафедр, работающих с одаренными детьми, творческой группы по реализации Проекта, совершенствование научно-методической базы для реализации спектра образовательных услуг и возможностей выстраивать индивидуальные образовательные траектории талантливых и одаренных детей.
Основными направлениями реализации являются:
- Создание комплекса диагностических процедур и методов, направленных на выявление и отслеживание развития одаренных детей.
- Сетевое взаимодействия организации развития талантливых и одаренных детей, создание педагогических комплексов для работы с одаренными детьми.
- Непрерывное социально-педагогическое сопровождение одаренных детей.
- Подготовка педагогических кадров к работе с одаренными детьми.
- Мотивационная поддержка работы с одаренными детьми.
- Информационное обеспечение процесса поддержки и развития одаренных детей.
Информационная поддержка.
Для полной и эффективной реализации проекта важнейшей задачей является информатизация образования, создание и развитие универсальной ИКТ-насыщенной образовательной среды, создание единого информационного образовательного пространства (ЕИОП).
Кадровое обеспечение.
Разработка образовательных модулей и учебных занятий по ним проводится педагогами дополнительного образования детей научно-технической, художественно-эстетической, социально-педагогической, военно-патриотической, туристско-краеведческой направленности.
Наличие базы.
Наличие базы для реализации проекта определено через изучение:
- образовательных возможностей
- воспитательных возможностей
- социального заказа общественности на разработку образовательных модулей, на основе лицензированных образовательных программ дополнительного образования детей;
- социального заказа на сетевое взаимодействие по организации развития талантливых и одаренных детей.
Материально-техническая поддержка.
Для ведения образовательного процесса на базе ГБОУ школа №152 имеется достаточное количество кабинетов, существенно обновлена материально-техническая база для осуществления теоретического и практического обучения: обновлены компьютеры в кабинетах информатики с выходом в Internet; приобретена множительная техника.
Оценка результатов и мониторинг.
При проведении психолого-педагогического мониторинга эффективности сопровождения одаренных детей в образовательном учреждении необходимо учитывать следующие составляющие:
- комплексный подход к процессу организации сопровождения одаренного ребенка с привлечением всех участников образовательного процесса (педагогов, администрации, родителей);
- обязательный учет зоны ближайшего развития при разработке индивидуальной программы сопровождения ребенка;
- комплексность оценивания всех сторон поведения и деятельности ребенка, с использованием различных источников информации и длительности наблюдений;
- разнообразное включение ребенка в специально-организованные сферы деятельности, которые соответствуют его интересам и склонностям;
- экспертизу продуктов деятельности детей с использованием метода компетентных судей и анализ реальных достижений одаренных детей (участие в олимпиадах, конкурсах, школьных конференциях, спортивных соревнованиях, фестивалях, смотрах и т.д.).
Оценка реализуемости проекта.
В ходе оценки реализуемости проекта предполагается оценить эффективность в форме отчетности о внедрения и реализуемости проекта.
Оценка и контроль результатов эффективности внедрения проекта осуществляется через:
1) качественный и количественный анализ степени интеллектуальной и творческой активности одаренного ребенка, т.е. степень участия данного контингента учащихся в творческих заданиях, конкурсах, викторинах, выставках, как в школе, так и в организациях дополнительного образования и т.д. Оценка индивидуального развития талантливого и одаренного ребенка предполагается через качественный и количественный анализ развития компетенций: ценностно-смысловой, общекультурной, учебно-познавательной, информационной, коммуникативной, социально-трудовой, компетенции личностного самосовершенствования, опыта самостоятельного общественного действия.
2) качественный и количественный анализ уровня удовлетворенности детей и родителей образовательными услугами, т.е. сбор и анализ данных по результатам анкетирования, опроса и/или интервьюирования всех субъектов сетевого взаимодействие организации развития талантливых и одаренных детей (педагогов, учащихся, родителей);
3) отчетность об эффективности результатов внедрения проекта
Управление реализацией инновационной деятельности.
Направления | Система образования в учреждении | |
1 | Координация работы с одаренными детьми | - Изучение и формирование социального заказа на работу с одаренными детьми - Создание системы конкурсов, конференций и др. мероприятий с одаренными детьми. - Выстраивание системной работы сетевого взаимодействия ОУ |
2 | Нормативное обеспечение сопровождения одаренных детей | - Создание нормативно-правовой базы, позволяющей осуществлять эффективную социально-педагогическую работу с одаренными детьми - Разработка Положений о конкурсах, фестивалях для детей разного возраста - Дополнения в действующие нормативные документы ГБОУ школа №152 с целью активизации работы с одаренными детьми |
3 | Финансовое обеспечение сопровождения одаренных детей | - Создание материальных ресурсов, соразмерных поставленным задачам - Укрепление материально-технической базы ОУ, приобретение материалов и инструментов для обеспечения образовательного процесса |
Работа с одарёнными детьми предъявляет дополнительные требования к профессионализму и личности педагога. М.Карне выделяет следующие качества, необходимые педагогу для работы с одарёнными детьми:
- теоретические знания по вопросу одарённости;
- наличие практического опыта;
- позитивная Я-концепция;
- целеустремлённость и настойчивость;
- зрелость (чёткое знание своих целей и задач);
- эмоциональная стабильность;
- чуткость;
- креативность.
Поэтому считаем необходимым вести специальную подготовку педагогического коллектива для работы со способными детьми. Педагоги, работающие с одаренными детьми, должны быть достаточно осведомлены и вооружены педагогическими знаниями в этой области.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по профилактике дорожно-транспортных происшествий и изучению правил дорожного движения учащихся «Внимание дети!»
Программа по профилактикедорожно-транспортных происшествийи изучению правилдорожного движения учащихсяМБОУ «Мульминская СОШ«Внимание дети!»...
Социальный проект "Дорожные знаки - детям!"
Пешеход – это тоже участник дорожного движения, который должен ориентироваться на дороге по дорожным знакам. Дорожные знаки – это стандартизированные графические рисунки, передающие опред...
ПРОГРАММА изучения правил дорожного движения «ДЕТИ - участники дорожного движения »
Программу «Дети-участники дорожного движения» создана для того, чтобы дети успешно усвоили правила дорожного движения, узнали историю возникновения правил дорожного движения, смогли ориентироват...
Образовательная программа дополнительного образования детей «Юные инспектора дорожного движения» - «Дети – дорога – жизнь»
Развитие сети дорог, резкий рост количества транспорта породил целый ряд проблем. Травматизм на дорогах - это проблема, которая беспокоит людей всех стран мира. Плата очень дорогая и ничем не оправдан...
Единый день детской дорожной безопасности «Детям Подмосковья- безопасность на дорогах»
Во исполнение телеграммы министра образования Московской области и начальника Управления ГИБДД ГУ МВД России по Московской области от 21.08.2015г. № 777, а также приказу по школе от 01.09.2015г. № 167...
Программа по изучению правил дорожного движения «Азбука дорожной науки» для детей школьного возраста с 1 по 11класс на 11 лет обучения
Программапо изучению правил дорожного движения«Азбука дорожной науки»для детей школьного возраста с 1 по 11классна 11 лет обучения...
Проект по правилам дорожного движения «Правила дорожные детям знать положено»
Мы живем в городе, где из года в год стремительно растет число транспорта. Иногда приходится видеть аварийные ситуации на дорогах, где виновниками являются как водители, так и пешеходы, среди которых ...